Научная статья на тему 'Механизм обеспечения процесса законотворчества как перспективное направление исследований в теории права'

Механизм обеспечения процесса законотворчества как перспективное направление исследований в теории права Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
459
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА / ПРАВОВЫЕ МЕХАНИЗ-МЫ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / ТЕОРИЯ ПРАВА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Желдыбина Татьяна Анатольевна

В статье дается обоснование значимости обращения к теме механизма обе-спечения процесса законотворчества. Автором аргументируется введение в научный оборот новой правовой конструкции «механизм обеспечения процесса законотворчества». Цель исследования заключается в комплексном анализе данного механизма как перспек-тивного правового явления. Для этого использованы исторический, герменевтический и срав-нительный методы, формально-юридический и метод структурного анализа, проблемно-тео-ретический прием исследования.Показано, что вводимая в научный оборот правовая конструкция имеет важное не толь-ко научное, но и практическое значение и занимает особое место в системе правовых меха-низмов, являясь научной базой совершенствования системы законодательства. Перспективы развития данного механизма связаны с происходящими активными социально-экономически-ми и политико-правовыми изменениями, процессами глобализации, сближением национально-го и наднационального законодательства. Доказывается, что рассматриваемый механизм является действенной движущей силой, позволяющей законодателю провести прогрессивные изменения в праве. Показано, что механизм обеспечения процесса законотворчества относится к доктри-нальным понятиям теории права. Его смысл заключается в надлежащем обеспечении всего законотворческого процесса, гарантировании данной деятельности со стадии разработки конкретного законопроекта до его практической реализации и исполнимости, направлении решения законотворческих проблем в нужное русло, воздействуя и на законопроектную дея-тельность и на регулирование общественных отношений.Механизм обеспечения процесса законотворчества является гарантом и помощником в поиске ресурсов, с помощью которых функционируют законотворчество и механизм зако-нотворчества.Отмечена необходимость в разработке конкретного правового механизма как гаранта всестороннего обеспечения процесса законотворчества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм обеспечения процесса законотворчества как перспективное направление исследований в теории права»

УДК 34.01

МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕССА ЗАКОНОТВОРЧЕСТВА КАК ПЕРСПЕКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ В ТЕОРИИ ПРАВА

Желдыбина Татьяна Анатольевна

Доцент кафедры истории государства и права Саратовской государственной юридической академии, кандидат юридических наук, г. Саратов, Российская Федерация; e-mail: tatyana130802@yandex.ru

Ключевые слова: механизм обеспечения процесса законотворчества; правовые механизмы; законодательство; система законодательства; теория права

Аннотация. В статье дается обоснование значимости обращения к теме механизма обеспечения процесса законотворчества. Автором аргументируется введение в научный оборот новой правовой конструкции «механизм обеспечения процесса законотворчества».

Цель исследования заключается в комплексном анализе данного механизма как перспективного правового явления. Для этого использованы исторический, герменевтический и сравнительный методы, формально-юридический и метод структурного анализа, проблемно-теоретический прием исследования.

Показано, что вводимая в научный оборот правовая конструкция имеет важное не только научное, но и практическое значение и занимает особое место в системе правовых механизмов, являясь научной базой совершенствования системы законодательства. Перспективы развития данного механизма связаны с происходящими активными социально-экономическими и политико-правовыми изменениями, процессами глобализации, сближением национального и наднационального законодательства. Доказывается, что рассматриваемый механизм является действенной движущей силой, позволяющей законодателю провести прогрессивные изменения в праве.

Показано, что механизм обеспечения процесса законотворчества относится к доктри-нальным понятиям теории права. Его смысл заключается в надлежащем обеспечении всего законотворческого процесса, гарантировании данной деятельности со стадии разработки конкретного законопроекта до его практической реализации и исполнимости, направлении решения законотворческих проблем в нужное русло, воздействуя и на законопроектную деятельность и на регулирование общественных отношений.

Механизм обеспечения процесса законотворчества является гарантом и помощником в поиске ресурсов, с помощью которых функционируют законотворчество и механизм законотворчества.

Отмечена необходимость в разработке конкретного правового механизма как гаранта всестороннего обеспечения процесса законотворчества.

Ц¥к;ьщ ТЕОРИЯСЫНДАГЫ ЗЕРТТЕУЛЕРДЩ ПЕРСПЕКТИВАЛЫ БАГЫТЫ РЕТ1НДЕ ЗАЦ ШЫГАРУ ПРОЦЕС1Н ЦАМТАМАСЫЗ ЕТУ ТЕТ1Г1

Татьяна Анатольевна Желдыбина

Саратов мемлекетт1к зац академиясы мемлекет жэне цуцыц тарихы кафедрасыныц доцентг, з.г.к., Саратов ц., Ресей Федерациясы; e-mail: tatyana130802@yandex.ru

ТYйiн свздер: Зац шыгару Yдерiсiнiц цамтамасыз етудщ тетт; цуцыцтыц тет1ктер1; зацдары; ЖYйе жиынтыгы; цуцыц теориясы.

Аннотация. Мацалада зац шыгару процест цамтамасыз ету теттн ЖYгiну негiздемесi тацырып мацыздылыгы берiледi. Автор жаца цуцыцтыц гылыми айналымга енгiзу конструк-циясы дэлелдеу жатыр «зац шыгару Yдерiсiнiц цамтамасыз етудщ тетт».

Кешендi зерттеу мацсаты осы тетiктi перспективалыц талдау жасалады да цщыцтыц цубылыстар. Бул Yшiн пайдаланылуы жэне салыстырма формальды турде зацды цурылымдыц талдау, зерттеу эдiстерi мен эдш, тарихи, герменевтикалыц мэселелi теориялыц цабылдау.

KoHcmumyHuoabiK, MdHe dKiMrnmiK

Eyn zbrnbiMU npaкmuкanuц Mani 3op zbinbwu aunanbwza wa^ zana eMec, conuMen KoncmpyK-^ncbi k pceminyme endipxambin ЦYЦuцmuц wane ЦYЦuцmuц memiKmepin wemindipy wYuecin sbwbrnu 6a3acbi wYuecindemi opnbin epeKme opbima 6ona ombipbm, wypei3inedi. Ocu Mexanu3Mdi 6onbin wam^an aneyмemmiк-экonoмuкanuц daMy nepcneKmueanapbi, wahandany Ydepicmepi-ne 6encendi wane ynmmbi^ wane ynm Ycmi - wa^bindayMen cancu-3a^a cYueneen 6aunanbicmbi wypei3inedi. Kapanbin ombipmn зaц wbizapymbirn npompeccuemi e3mepicmep wypeisyee MYMKindiK 6epemin ^o3saymbi KYmi 6onbin ma6binadbi, 6yn napMendi memm ЦYЦuгunдагu danenden wambip.

Зaц Mbisapy Ydepicin^ %aMmaMacw3 emyd^ memm doKmpunanbnbiM ysbwdapsa wamadbi, 6yn meopun na^mbi ^y^usu 6ap. Tuicmi зaц wo6acbin a3ipney npo^cin^ 6apnbi^ cambicbinan ucnonnuMocmu deuin onuц ocu ^bi3Memmi ^MmaMacbi3 emy 6onbm ma6binadbi, onuц Masbinacbin 3aKonomeopnecKoeo na^mbi npaKmumnbi^ icKe acbipy wane wi6epy, зац mbirnpy 6enieindeei npo-6neManapdb memy KepeK, KenindiK 6epy apnacbi wane ^bi3Mem wane цoгамдuц ^ambinacmapdbi pemmeyme apnaman 3aKononpoeKmnyw acep emin.

3a^, mmsapy Ydepicin^ KeMeKmici api Kenini i3deyde, onаpдuц KeMeeiMen 3a^, mbisapymbinbi^ wane зац mbirnpy memm pecypcmapdbi ^aMmaMacbi3 emyd^ memm wyMbic icmeudi.

d3ipneyee Зaц mbirnpy Ydepicin^ na^mbi Mexanu3Min Keninipeminde wan-wa^mbi ^aMmaMa-cu3 emy ^awemmimi aman emindi.

MECHANISM FOR ENSURING THE LAWMAKING PROCESS AS A PROSPECTIVE RESEARCH DIRECTION IN THE THEORY OF LAW

Zheldybina Tatiana Anatolievna

Associate Professor of history of State

and Law VPO «Saratov State Law Academy»,

PhD; Saratov; e-mail: tatyanal30802@yandex.ru

Keywords: law-making process; legal mechanisms; legislation; legislation system; legal theory.

Abstract. The article provides a rationale for the significance of the appeal to the topic of the mechanism for ensuring the lawmaking process. The author argues for introducing into scientific circulation a new legal construction «a mechanism to ensure the lawmaking process».

The purpose of the study is to comprehensively analyze this mechanism as a promising legal phenomenon. For this purpose, historical, hermeneutical and comparative methods, formal legal and structural analysis methods, and problem-theoretical method of research are used.

It is shown that the legal construction introduced into scientific circulation has an important not only scientific but also practical importance and occupies a special place in the system of legal mechanisms, being the scientific basis for improving the legal system. Prospects for the development of this mechanism are associated with the ongoing socio-economic and political-legal changes, globalization processes, the convergence of national and supranational legislation. It is proved that the mechanism under consideration is an effective driving force allowing the legislator to make progressive changes in the law.

It is shown that the legal construction introduced into scientific circulation has an important not only scientific but also practical importance and occupies a special place in the system of legal mechanisms, being the scientific basis for improving the Russian legal system. Prospects for the development of this mechanism are associated with the ongoing socio-economic and political-legal changes, globalization processes, the convergence of national and supranational legislation. It is proved that the mechanism under consideration is an effective driving force allowing the legislator to make progressive changes in the law.

It is shown that the mechanism for ensuring the lawmaking process belongs to the doctrinal concepts of the theory of law. Its meaning is to adequately ensure the entire legislative process, guaranteeing this activity from the stage of developing a specific bill to its practical implementation and feasibility, directing the solution of legislative problems on the right track, influencing both legislative activity and regulating social relations.

The mechanism for ensuring the lawmaking process is a guarantor and assistant in the search for resources through which lawmaking and the lawmaking mechanism function.

The need to develop a specific legal mechanism as a guarantor of comprehensive support of the lawmaking process was noted.

Основной идеей реформирования системы современного законодательства является идея модернизации, когда законодательство представляет собой инструмент демократизации всех сфер жизни общества. Этот вопрос является актуальным как для российского законодателя, так и для законодателей стран бывшего постсоветского пространства. В условиях развития наднационального законотворчества возникает необходимость появления альтернативного правового явления, способного объяснить современный феномен законотворчества.

Справедливым видится высказывание профессора М.Т. Баймаханова о том, что «в условиях смены формаций, отбрасывания одних типов порядка и утверждения других типов порядка, опробования новых разновидностей отношений, из которых лишь отдельные показывают свою пригодность и нужность, в этих условиях динамизм законодательства становится наиболее высоким. Законодатель вырабатывает и опробирует разные способы и приемы регулирования, мысль его работает (по крайней мере, должна работать) очень напряженно. Законотворчество и обслуживающие его виды организационно методической, технико-вспомогательной работы государства и других причастных к этому субъектов, должны использоваться максимально с вовлечением в оборот всего имеющегося у них потенциала и возможностей» [1, с. 21].

В связи с этим нам представляется важным изучение такой правовой конструкции как «механизм обеспечения процесса законотворчества».

«Право как нормативное институционное образование под углом зрения аналитической юриспруденции, - верно отмечает В.А. Сапун - складывается из системы правовых средств, инструментов, юридических механизмов, использование которых в практической деятельности приводит к достижению необходимых результатов при решении стоящих перед людьми задач» [2, с. 29-30].

Механизм обеспечения процесса законотворчества относится к доктринальным и одним из важнейших понятий теории права, то есть служит основой построения теории права и теории законотворчества.

Изучая феномен «ошибки» в правоведении, А.Б. Лисюткин справедливо указывал на то, что механизм - это собирательная категория, отражающая объективные потребности поступательного развития общества и его совершенствования [3, с. 333]. В целом механизм - это всегда последовательным образом организованная система, элементы которой строго взаимосвязаны и «выход из строя» одного из них порождает разрушение, бездействие этой системы в целом.

Механизм обеспечения процесса законотворчества - новая правовая конструкция в теории права, предложенная автором. Нами на протяжении нескольких лет проводится последовательное изучение данного правового феномена, что нашло отражение в публикациях в научных периодических изданиях и монографиях [4].

В научной юридической литературе существует большое число публикаций по проблемам процесса законотворчества. Тем не менее, понятие «механизм обеспечения процесса законотворчества» не является устоявшимся, общепринятым в юридической науке. Автор пришел к выводу о том, что разработке теоретических основ данного механизма должного внимания не уделялось, но научная база для его формирования сложилась.

В правовой науке тема законотворчества в основном исследуется в части вопросов правотворчества. Большую роль в разработке основ механизма обеспечения процесса законотворчества сыграли работы видных правоведовВ.М. Баранова, А.В. Васильева, М.Л. Давыдовой, Б.В. Дрейшева, Д.А. Ке-римова, Д.А. Ковачева, А.В. Мицкевича, А.К. Мухтаровой, А. Нашиц, Н.Л. Ореховой, М.Ю. Осипова, АС. Пиголкина, СВ. По-лениной, И.Н. Сенякина, П.П. Сухорукова, Ю.А. Тихомирова, Х.И. Кайтаевой, К.Ю.Кудриной,Т.Я.Хабриевой,Р.О.Халфиной, А.Ф. Шебанова и др.

Отметим, что в юридической науке уже сформировались взгляды на механизм правотворчества и механизм законотворчества. Механизм правотворчества был исследован отдельными учеными советского периода. Так, Д.А. Ковачев изучал механизм правотворчества социалистического государства, определяя его как систему органов государственной власти и управления, обладающие правом на правотворчество, правом контроля за законностью деятельности соответствующих звеньев механизма правотворчества, систему, действующую под руководством марксистско-ленинской партии при непосредственном широком участии трудящихся и основывающаяся на конституционных принципах демократического централизма, национального равноправия и социалистической законности и на общих принципах управления [5, с. 17].

Механизм правотворчества, отмечает румынский исследователь, А. Нашиц, должен включать познавательную сторону, имеющую своим предметом социальную действительность [6, с. 82-83].

Казахский ученый А.К. Мухтарова говорила о механизме правотворчества как о механизме осуществления правотворческой деятельности, включающей субъект правотворчества, правила и основные направле-

Конституциялыц жэне этмшШк ц^Цыц

ния его работы, критерии ее зрелости [7, с. 6]. Наиболее важны, по ее мнению в механизме правотворчества три стороны: познавательно-волевая, организационно-процессуальная и техническая.

Проводились специальные научно-теоретические исследования механизма законотворчества. Вопрос о социальном механизме социалистического законотворчества как особом аспекте отражения в законе явлений общественной экономической жизни изучался С.В. Полениной [8], юридическом прогнозе в механизме научного обеспечения законотворчества - Т.Н. Бициевой [9]. Некоторые аспекты механизма законотворчества нашли отражение в работах Ву Куанг Хуана [10].

Активно исследуются вопросы законотворчества П.П. Сухоруковым, М.Ю. Спириным, Н.Л. Ореховой, К.Ю. Кудриной, А.И. Петровым, И.И. Шуваловым и другими учеными - юристами.

Механизм обеспечения процесса законотворчества можно сравнить с любым техническим механизмом. В технических науках под механизмом понимается система тел, предназначенная для преобразования движения одного или нескольких твердых тел в движения других тел. Механизм состоит из множества деталей, имеющих общее движение и составляющих звенья определенного механизма.

Механизм обеспечения процесса законотворчества - новая правовая конструкция в теории права, выполняющая как интерпрета-торскую, так и демонстрационную функции. В частности, интерпретаторская функция способствует усвоению знаний о законотворчестве, обогащая теорию законотворчества, помогая выйти данной области на новый, более высокий уровень в теории права. Демонстрационная функция наглядно показывает смысл данного механизма, накапливая научные знания и приводя их в систему.

Данный механизм в теории права как правовой феномен не получил полного освещения, хотя истоки его появления можно найти еще в дореволюционный период в Росси йской Империи. Все многообразие связанной с ним терминологии было еще в петровскую эпоху, когда сложились объективные предпосылки для активной законотворческой деятельности.

Механизм обеспечения процесса законотворчества включает в себя совокупность средств и мер, гарантирующих исполнение, должное функционирование процесса законотворчества, предполагает решение определенных задач в данной сфере и связан с выбором эффективных вариантов их решения для достижения конкретно обозначенной юридической цели или системы целей.

Механизм обеспечения процесса законотворчества представляет собой сложную систему юридических и социальных средств и способов, имеющих различную природу, обеспечивающих процессуальную, содержательную, техническую сторону законотворческого процесса и направленных на предупреждение недостатков в процессе указанной деятельности и создание качественных эффективных законодательных актов.

Функциональное назначение данного механизма направлено на стабильное, с одной стороны и динамичное, с другой стороны правовое регулирование, укрепление процесса законотворчества, предотвращение сбоев в законотворческой деятельности.

От того, насколько эффективен данный механизм, зависит состояние как системы законодательства, так и системы права в целом.

Центральным в механизме обеспечения процесс законотворчества является понятие «законотворчество».

Важность данного вида деятельности верно объяснил Ю.А. Тихомиров, отметив, что первый этап жизни права - это процесс правотворчества в широком смысле и законотворчества, в частности [11, с. 240].

Предназначение рассматриваемого механизма - обеспечить эффективное действие процесса законотворчества и гарантировать его сбалансированное движение.

По сфере своего прямого действия данный механизм охватывает средства и способы, направленные на обеспечение законотворческого процесса, но косвенно он оказывает влияние на механизм правоприменения и пра-вотолкования.

Как верно замечала И.Л. Бачило, законодательство, дробясь на отрасли, институты, акты, нормы в государственном масштабе, на семейства отраслей, отрасли, подотрасли права в науке, создает сложную систему, части которой наслаиваются друг на друга, сталкиваются в частых конфликтах в процессе служения обществу. Добиться согласованности, стройности, непротиворечивости в системе права и в наиболее формализованной его части, в законодательстве даже одного государства достаточно сложно [12, с. 84].

Решить проблему, актуализированную вышеуказанным уважаемым автором можно с помощью механизма обеспечения процесса законотворчества - организованной системы специальных средств и способов, которые могут привести к совершенствованию процесса законотворчества только с помощью четко продуманной, детально разработанной стратегии правовой политики.

Механизм обеспечения процесса законотворчества есть уравновешенная система средств и способов, нацеленных на опреде-

ленный единый результат. Цели законотворчества (сердцевины механизма обеспечения законотворчества) необходимо изучать в связке «цель - средство - результат». Это объясняется тем, что правовой механизм, в том числе и механизм обеспечения процесса законотворчества - это система правовых средств, которые направлены на достижение цели и получение результата.

Здесь следует заметить, что категория «правовые (юридические) средства» разрабатывается более в рамках инструментальной теории права и связана с его формальной стороной.

Выбор применяемых средств зависит от решения конкретной проблемы, которая стоит перед законодателем. Так, в процессе выявления цели законодателя могут быть применены в качестве важных средств:

• Изучение правотворческих материалов.

• Изучение политических документов.

• Анализ юридических документов, оформляющих акты общего официального толкования [13, с. 53-54].

Для достижения поставленной цели могут применяться такие средства как поощрение, наказание, льготы, запреты и т.д.

Структурными элементами механизма обеспечения процесса законотворчества являются:

а) идеологическая составляющая;

б) субъектная составляющая;

в) организационно-техническая составляющая;

г) нормативно-правовая составляющая.

От первого элемента - идеологической

составляющей зависит содержание законотворческой деятельности. Идеология является результатом социально-политической деятельности людей. Нередко инициируют принятие закона представители той или иной профессии, заинтересованные в регулировании определенной группы отношений. Так, например, принятие Закона Республики Казахстан от 3 января 2019 года № 212-У1 ЗРК лоббировали кинематографисты, кинодистрибьюторы, а также специалисты в области культуры и искусства.

Относительно субъектов процесса законотворчества следует сказать следующее. В правовой науке общепринято определение «законодатель», под которым понимается в целом как орган законодательной власти, так и лицо, устанавливающее законы. Например, в России здесь важную роль играет Государственная Дума, в Казахстане - Парламент, в Беларуси - Палата представителей и Совет Республики Беларусь.

Косвенно на законотворчество влияют граждане через своих представителей. Для изучения общественного мнения большую

роль играют научные центры и институты - в Российской Федерации Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, Институт государства и права РАН и другие, в Республике Казахстан - Институт законодательства РК, в Беларуси -Национальный центр законодательства и правовых исследований РБ.

Организационно-техническая составляющая предполагает организационно-технические мероприятия и затраты при разработке и принятии законов. Кроме того, речь идет о законотворческой технике и организационных и материальных средствах, необходимых для обеспечения законотворческой деятельности.

Нормативно-правовая составляющая предполагает совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность данного механизма. Здесь автором опять может быть приведен положительный опыт стран постсоветского пространства, где уже давно приняты законы о нормативно-правовых актах (Республика Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Кыргызская Республика и другие).

Поставив в центр исследования механизм обеспечения процесса законотворчества как новое перспективную правовую конструкцию, нельзя не остановиться на его практической составляющей.

Одной из наиболее острых продолжает оставаться проблема качества закона и необходимости совершенствования законотворческой деятельности.

Одним из важных факторов, влияющим на развитие современного механизма обеспечения процесса законотворчества, является усиление роли судебной практики в качестве источника права.

Построение сбалансированного механизма в первую очередь находится в тесной связи с деятельностью судебного органа как правоприменителя, разрешения конкретных дел и вынесения решений. Следует сказать, что обозначенная проблема по-прежнему актуальна как для российского, так и для казахстанского законодателя. Совершенно справедливо заметил Н.К. Джакупов, говоря о казахстанской правовой действительности: «Судебная практика и законопроектная деятельность действуют сами по себе. Между ними не существует никакого взаимодействующего организационного механизма, трансформирующего судебные акты в соответствующие поправки к конкретным нормам законов. Создание такого механизма было бы весьма важным рычагом в деле законотворчества» [14, с. 156] .

Оптимизация и сбалансированное развитие механизма обеспечения процесса законотворчества с помощью судебной практики предопределяется следующим:

судебные акты выявляют потребности в

Конституциялыц жэне эюмшШк цуцыц

законодательном регулировании и являются источником, из которого законодатель получает информацию о дальнейшей стратегии действий;

правотворческая роль суда всегда подза-конна, поэтому законодательный орган самостоятелен в принятии или отказе от принятия того или иного решения;

трансформация судебной системы, появление новых видов судов и сложившаяся практика для развития механизма обеспечения процесса законотворчества предоставляют богатейший материал, позволяющий выявить направления дальнейшего развития.

Процедура выбора лучшего варианта законотворческой стратегии с использованием сложившейся судебной практики - одно из важных направлений развития механизма обеспечения процесса законотворчества. Сложившаяся судебная практика (в том числе и негативная), дает богатейший материал для анализа перспектив развития механизма.

В идеальном варианте механизм обеспечения процесса законотворчества должен быть самостоятельным правовым явлением, одним из полноценных юридических механизмов с опорой на альтернативные варианты результатов деятельности судебных органов.

Безусловна связь механизма обеспечения процесса законотворчества с другими правовыми механизмами. Он предваряет право-толкование, является средством для действия механизма правотолкования. Кроме того, механизм обеспечения процесса законотворчества является отправной точкой для действия механизма защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечивает надлежащее дей-

ствие механизма правоприменения.

Данный механизма связан с механизмом правового регулирования, на первой стадии которого формулируется правило поведения, выраженное в норме права, имеющее особую значимость для совершенствования механизма обеспечения процесс законотворчества.

Механизм обеспечения процесса законотворчества - средство, позволяющее выявить дефекты современного законодательства, найти варианты решения законотворческих проблем, направить законотворческую политику на создание условий, обеспечивающих, с одной стороны динамичное, с другой - стабильное развитие законодательства, вывести законотворчество на новый этап развития.

Обращение к исследованию данного механизма дает богатый материал для постановки новых исследовательских задач российской юридической науки, позволяет по-новому посмотреть на проблемы сравнительно-исторического правоведения, право-понимания, целей и принципов законотворческой деятельности, законодательной техники, вопросы взаимодействия законотворческих и судебных органов, правореализации, международного законотворческого сотрудничества. Высказанные автором идеи не претендуют на абсолютную истину и являются предложением к дискуссии, а возможно и сотрудничеству между правоведами разных стран по вопросу создания данного механизма.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изучение механизма обеспечения процесса законотворчества позволит разработать практические рекомендации для совершенствования и повышения качества действующего законодательства.

ЛИТЕРАТУРА

1. БаймахановМ.Т. О необходимости комплексного подхода к законотворчеству и систематизации законодательства // Вестник Института законодательства Республики Казахстан. - 2016. - № 4 (45). - С. 21-24.

2. Сапун В.А. Теория правовых средств и механизм реализации права: дис. ... докт. юрид. наук. - Нижний Новгород, 2002. - 321 с.

3. Лисюткин А.Б. Юридическое значение категории «ошибка»: теоретико-методологический аспект. - Саратов: СГАП, 2001. - 348 с.

4. Желдыбина Т.А. Законотворчество и судебная практика в России. - Саратов: Изд-во СГЮА, 2015; Она же. Значение судебной практики в механизме обеспечения процесса законотворчества //Российский судья. - 2016. № 8; Она же. Механизм обеспечения процесса законотворчества в России. - М.: Юрлитинформ, 2017; Она же. Практический аспект механизма обеспечения процесса законотворчества //Российская юстиция. - 2017. - № 6; Она же. Судебная власть и механизм обеспечения процесса законотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. - 2017. - № 7 и др.

5. Ковачев Д.А. Механизм правотворчества социалистического государства. Вопросы теории. -М.: Юрид. лит., 1977. - 112 с.

6. Нашиц А. Правотворчество. Теория и законодательная техника. - М.: Изд-во «Прогресс», 1974. - 256 с.

7. Мухтарова А.К. Правотворчество в социалистическом обществе, содержание и оформление: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Алма-Ата, 1978. 16 с.

8. Поленина С.В. Социальный механизм социалистического законотворчества // Тезисы докладов на пленарном и секционном заседаниях научной конференции «Теоретические проблемы законотворчества социалистического государства» (8-10 декабря 1982 г.). - М.: Изд-во ВНИИИСЗ, 1982.

9. Бициева Т.Н. Юридический прогноз в механизме научного обеспечения законотворчества //Правовая политика и правовая жизнь. - 2010. -№ 3.

10. Ву Куанг Хуан. Центральные органы исполнительной власти как субъекты механизма законотворчества во Вьетнаме: дис. ... канд. юрид. наук. -М., 2015.

11. Тихомиров Ю.А. Коллизионное право: учебное и научно-практическое пособие. - М.: Издание г-на Тихомирова М.Ю., 2000. - 394 с.

12. Бачило И.Л. Проблемы гармонизации в законодательстве //Журнал российского права. - 2000. - № 8. - С. 84-92.

13. Чулюкин Л.Д. Природа и значение цели в советском праве. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1984. - С. 53-54.

14. Джакупов Н.К. Законопроектная деятельность и пути ее совершенствования //Вестник Института законодательства Республики Казахстан. - 2007. № 3(7). - С. 156-157.

REFERENCES

1. BajmahanovM.T. Oneobhodimostikompleksnogopodhodakzakonotvorchestvuisistematizacii zakonodatel 'stva// Vestnik Instituta zakonodatel 'stva Respubliki Kazahstan. - 2016. - № 4 (45). -S. 21-24.

2. Sapun VA. Teorija pravovyh sredstv i mehanizm realizacii prava: dis. ... dokt. jurid. nauk. Nizhnij Novgorod, 2002. - 321 s.

3. Lisjutkin A.B. Juridicheskoe znachenie kategorii «oshibka»: teoretiko-metodologicheskij aspekt. - Saratov: SGAP, 2001. - 348 s.

4. Zheldybina T.A. Zakonotvorchestvo i sudebnaja praktika v Rossii. Saratov: Izd-vo SGJuA, 2015; Ona zhe. Znachenie sudebnojpraktiki v mehanizme obespechenijaprocessa zakonotvorchestva // Rossijskij sud'ja. - 2016. -№ 8; Ona zhe. Mehanizm obespechenija processa zakonotvorchestva v Rossii. - M.: Jurlitinform, 2017; Ona zhe. Prakticheskij aspekt mehanizma obespechenija processa zakonotvorchestva // Rossijskaja justicija. - 2017. - № 6; Ona zhe. Sudebnaja vlast' i mehanizm obespechenija processa zakonotvorchestva // Gosudarstvennaja vlast' i mestnoe samoupravlenie. -2017. - № 7 i dr.

5. Kovachev D.A. Mehanizm pravotvorchestva socialisticheskogo gosudarstva. Voprosy teorii. -M.: Jurid. lit., 1977. - 112 s.

6. Nashic A. Pravotvorchestvo. Teorija i zakonodatel'naja tehnika. - M.: Izd-vo «Progress», 1974. - 256 s.

7. Muhtarova A.K. Pravotvorchestvo v socialisticheskom obshhestve, soderzhanie i oformlenie: avtoref. dis. ... kand. jurid. nauk. - Alma-Ata, 1978. - 16 s.

8. Polenina S.V. Social'nyj mehanizm socialisticheskogo zakonotvorchestva // Tezisy dokladov na plenarnom i sekcionnom zasedanijah nauchnoj konferencii «Teoreticheskie problemy zakonotvorchestva socialisticheskogo gosudarstva» (8-10 dekabrja 1982 g.). - M.: Izd-vo VNIIISZ, 1982.

9. Bicieva T.N. Juridicheskij prognoz v mehanizme nauchnogo obespechenija zakonotvorchestva // Pravovaja politika i pravovaja zhizn'. - 2010. - № 3.

10. Vu Kuang Huan. Central'nye organy ispolnitel'noj vlasti kak sub#ekty mehanizma zakonotvorchestva vo V'etname: dis. ... kand. jurid. nauk. -M., 2015.

11. Tihomirov Ju.A. Kollizionnoepravo: uchebnoe i nauchno-prakticheskoeposobie. -M.: Izdanie g-na Tihomirova M.Ju., 2000. - 394 s.

12. Bachilo I.L. Problemy garmonizacii v zakonodatel 'stve // Zhurnal rossijskogo prava. - 2000. - № 8. - S. 84-92.

13. Chuljukin L.D. Priroda i znachenie celi v sovetskom prave. - Kazan': Izd-vo Kazanskogo unta, 1984. - S. 53-54.

14.Dzhakupov N.K. Zakonoproektnaja dejatel'nost' i puti ee sovershenstvovanija // Vestnik Instituta zakonodatel'stva Respubliki Kazahstan. 2007. - № 3(7). - S. 156-157.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.