ЮРИСПРУДЕНЦИЯ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА
LAW: THEORY AND PRACTICE
УДК 340.12 doi: 10.20310/1819-8813-2017-12-1-114-117
ВЛИЯНИЕ ПРАВОКУЛЬТУРНОГО ЛАНДШАФТА ГОСУДАРСТВА НА КАЧЕСТВО ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
БУЗУН ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА
Белгородский государственный национальный исследовательский университет, г. Белгород, Российская Федерация, e-mail: elenabuzun@yandex.ru
В статье рассматривается влияние правокультурных факторов на качество и эффективность законотворческой деятельности. Необходимость поиска путей совершенствования законотворческой деятельности определяется ее первостепенным значением для общества и государства. Установлено, что изучение влияния правовой культуры на законотворчество должно осуществляться в нескольких направлениях. В научной литературе, как правило, внимание акцентируется на рассмотрении уровня правовой культуры субъектов и участников законотворческой деятельности. На наш взгляд, на законотворчество оказывает влияние правокультурный ландшафт государства в целом, который характеризуется состоянием правовой культуры общества и различных социальных групп, степенью восприятия правовых ценностей каждой личностью, реализацией правовых идей, взглядов и концепций в реальной жизни, а также историческими условиями формирования и развития правовой культуры. Отмечается, что особое внимание следует уделять существующей в государстве системе защиты прав и свобод человека и гражданина. Установлена противоречивость правокультурного ландшафта современной России, которая заключается, в том числе, в наличии конституционного провозглашения прав и свобод человека высшей ценностью и правовой действительностью, не всегда подтверждающей это положение. Законотворчество должно начинаться с выявления наличествующих социальных потребностей граждан, требующих правового регулирования. Сделан вывод о необходимости учета правокультурной специфики при осуществлении законотворческой деятельности. Учитывая тесную связь между развитием правовой культуры в государстве и качественным состоянием деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, представляется необходимым обеспечение надлежащей работы субъектов государственного и муниципального управления. Обосновывается, что следствием учета правокультурных факторов будет являться повышение качества и эффективности законотворчества.
Ключевые слова: законотворческая деятельность, правовая культура, законотворчество, право-культурный ландшафт
Обусловленность качества и эффективности законотворческой деятельности состоянием правовой культуры общеизвестна, однако при анализе право-культурных оснований законотворчества внимание исследователей, как правило, сосредотачивается на уровне правовой культуры субъектов и участников законотворческой деятельности. Безусловно, правовая культура лиц, непосредственно осуществляющих законотворческую деятельность, оказывает значительное влияние как на законотворческий процесс, так и на состояние законодательства в целом. Но, на наш взгляд, для комплексного анализа влияния правовой культуры на законотворческую деятельность необходимо также обращение к рас-
смотрению к категории «правокультурный ландшафт государства».
Правокультурный ландшафт государства представляет собой пространство, формируемое правовой культурой, и характеризуется качеством воплощения в правовую действительность правовых ценностей, идей, взглядов, концепций, степенью защищенности прав и свобод личности, качественным состоянием деятельности государственных органов и должностных лиц, отношением граждан к праву и законодательству, а также отражает исторические условия и особенности развития права и государства. Как известно, для российской правовой культуры характерны следующие черты: во-первых,
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
это этатизм, укоренившееся представление об оправданности подчиненного положения личности по отношению к государству, одновременно сочетающееся с недоверием населения к власти; во-вторых, этикоцентризм - отчетливый приоритет морали как социального регулятора по отношению к праву; в-третьих, значительный разрыв между позитивным (должным) и реальной жизнью (сущим), между предписываемым и осуществляемым; в-четвертых, неоднородность правовой культуры, обусловленная многонациональностью и диффе-ренцированностью социальных групп [1].
Непременным атрибутом правового государства выступает эффективная система защиты прав и свобод человека и гражданина. Так, А. Г. Седышев считает, что механизм юридической защиты прав и свобод человека представляет собой систему нормативно-определенных судебных и внесудебных способов, взаимодействующих между собой и направленных на эффективность юридической защиты прав и свобод человека [2]. Правозащитная деятельность должна быть ориентирована не только на защиту уже нарушенных прав и свобод, но и на пресечение попыток нарушения прав, на создание условий, в которых это будет невозможно. Таким образом, она будет препятствовать, в том числе и принятию законов, нарушающих или ограничивающих права и свободы граждан.
Стоит отметить, что социальная обусловленность законодательства важна не менее его технико-юридического качества. Выявление общественных интересов и потребностей является необходимым условием законопроектной работы, принятия решений об изменении или отмене действующих законов. Конечно, общественное мнение часто противоречиво, однако задача законодателя состоит в упорядочивании различных позиций, в результате которого становится возможным установление общей основы для формулирования нормы закона. Поэтому важным здесь является способность и желание населения участвовать в формировании права. До настоящего времени процесс участия граждан в решении законодательных вопросов нельзя назвать сложившимся: для большинства населения демократия заключается только в возможности участия в выборах, а не в реальной способности влиять на принятие решений. Гражданственность как нравственное качество личности, которое определяет сознательное и активное исполнение гражданских обязанностей и долга перед государством и обществом, разумное использование своих гражданских прав и точное соблюдение и уважение законов страны [3], у российского населения только начинает складываться. Между тем, ее формирование,
также как и формирование правовой культуры общества и личности, развитие правовой грамотности и правосознания каждого гражданина выступает необходимым условием изменения сложившейся ситуации. Широко распространено мнение, что если законы не исполняются властью, то, соответственно, требовать их исполнения от населения бессмысленно. В правовом государстве гражданин, наблюдая за деятельностью субъектов публичной власти, осуществляемой в строгом соответствии с правовыми нормами, начинает ответственно относиться и к реализации своих прав и исполнению обязанностей. Это процесс двусторонний, только при взаимном соблюдении прав и исполнении обязанностей возможно формирование подлинно правового государства и благоприятного правокультурного ландшафта.
Социальные потребности граждан следует учитывать на всех этапах законотворческой деятельности. Как уже отмечалось, законотворчество начинается с выявления существующих социальных потребностей населения, требующих правового регулирования. Разработка концепции закона должна сочетаться с процессом согласования различных мнений и позиций. После подготовки проекта закона требуется так называемое «тестирование» отношения общества к его основным положениям. И после вступления закона в силу следует осуществлять мониторинг его применения, выявлять соответствие результатов применения общественным ожиданиям, реальную возможность решения социальных проблем посредством данного законодательного акта.
Качественное состояние деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления также в значительной степени формирует правокультурный ландшафт государства и влияет на уровень правовой культуры населения, поскольку, как известно, государству принадлежит ведущая роль в ее развитии. Деятельность субъектов публичной власти должна основываться на высоком уровне профессионализма и правосознания; законности и обоснованности принимаемых решений и издаваемых нормативно-правовых актов; правильном и оперативном рассмотрении жалоб, заявлений и предложений граждан; всемерном контроле за исполнением Конституции РФ, федеральных законов и других нормативно-правовых актов. Правовая культура субъектов государственных и муниципальных служащих представляет собой определенную систему ценностей, базирующихся на принципе законности и уважения прав и свобод граждан и оказывающих непосредственное влияние на деятельность законодательной, исполнительной
Е. V. ВШШ
116
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ И ПРОЦЕССЫ
и судебной власти. Формируясь в процессе осуществления должностных обязанностей, правовая культура включает в себя следующие элементы: 1) знание правовых норм, уровень правового мышления, профессиональной подготовки; 2) широкий кругозор политического и экономического видения реальности, определяющий уровень общей правовой культуры; 3) профессионально-этические качества чиновника, профессиональную безупречность, служебную дисциплинированность, добросовестность, честность [4]. Характерной чертой отечественной сферы государственного и муниципального управления является правовой нигилизм служащих. Под правовым нигилизмом предлагается понимать одну из форм правосознания и социального поведения (личности, группы), которая характеризуется скептическим отношением к закону и ценностям права [5]. Рассматривая правовой нигилизм государственных служащих, М. А. Месилов приходит к выводу, что он представляет собой разновидность правового нигилизма личности, которая заключается в сознательном мотивированном отторжении должностным лицом законов государства и выборе иного способа регулирования общественных отношений с использованием служебного положения и властных полномочий. Тесная взаимосвязь общегражданской (обыденной) и специальной (статусной) форм правового нигилизма, раскрывающаяся в их взаимном влиянии друг на друга, показывает, что соответствующему государственному служащему будут присущи, как правило, одновременно обе формы правового нигилизма [6]. Соответственно, правовой нигилизм в сфере государственного и муниципального управления оказывает негативное влияние на отношение населения и к праву, и к деятельности органов публичной власти, способствуя формированию антиправовых установок. Как следствие, правовой нигилизм приобретает массовый характер, что существенно осложняет борьбу с данным явлением. Без утверждения принципа верховенства права в сознании как властвующих субъектов, так и всего населения, преодоление правового нигилизма и формирование высокого уровня правовой культуры невозможно.
А. П. Семитко отмечает, что «о правовой культуре общества можно судить на основании уровня развития всей системы правовых текстов, в которых аккумулируется прежде всего нормативно-правовое богатство юридической системы, содержится в опредмеченном виде вся социально-правовая ситуация в самом широком смысле этого слова» [7]. Таким образом, законы, отражая правовую атмосферу общества, не только подвержены влиянию уровня правовой культуры, но
и сами являются показателем ее развития. Кроме того, по мнению А. П. Семитко, показателем прогресса правовой культуры выступает правовое положение личности, причем при его анализе следует учитывать не только нормативно-правовую, статусную основу этого положения, но также и фактический уровень реализации прав и свобод человека, а также степень правового развития личности [7, с. 142]. Конституционное закрепление прав и свобод человека как высшей ценности (ст. 2), провозглашение многонационального народа носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации (ст. 3), наличие конституционно-правовых институтов свидетельствуют о принятии общеци-вилизационных ценностей. Но существующее противоречие между нормативными положениями и правовой действительностью показывает неготовность как субъектов общественных отношений, так и государства в полной мере эти положения реализовывать на практике. Безусловно, такая ситуация отрицательно сказывается на характере законотворческой деятельности.
Таким образом, одним из факторов, влияющих на состояние законодательства и качество законотворческой деятельности, выступает правокультурный ландшафт государства. В значительной степени от того, насколько само население способно отстаивать свои права и законные интересы, препятствовать принятию неправовых законов, требовать надлежащей работы органов государственной власти и органов местного самоуправления, складываются основные направления законотворческой политики государства. Выявление специфики правокультурного ландшафта государства необходимо для повышения эффективности законотворческой деятельности и создания законодательства, соответствующего стандартам правового и социального государства.
Литература
1. Петручак Л. А. Правовая культура современной России: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 11.
2. Седышев А. Г. Проблемы понимания механизма юридической защиты прав и свобод человека: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2003. С. 7.
3. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. 2-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2005. С. 31.
4. Баранов П. П., Окусов А. П. Аксиология юридической деятельности. Ростов н/Д., 2003. С. 73.
5. Юридический энциклопедический словарь / сост. Е. А. Яных, В. А. Захаркина. М.: АСТ, 2009. С. 199.
SOCIAL-ECONOMIC PHENOMENA AND PROCESSES
6. Месилов М. А. Правовой нигилизм государственных служащих в современной России: теоретико-правовое исследование: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008. С. 6.
7. Семитко А. П. Правовая культура социалистического общества: сущность, противоречия, прогресс. Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990. С. 53.
References
1. Petruchak L. А. Pravovaya kul'tura sovremennoj Rossii: teoretiko-pravovoye issledovaniye [Legal culture of modern Russia: theoretic-legal research]: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2012. S. 11.
2. Sedyshev А. G. Problemy ponimaniya mekhan-izma yuridicheskoj zashchity prav i svobod cheloveka [Problems of understanding of the mechanism of legal protection of the rights and freedoms of the person]: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Stavropol', 2003. S. 7.
3. Kodzhaspirova G. M., Kodzhaspirov A. Yu. Ped-agogicheskij slovar' [Pedagogical dictionary]. 2-ye izd., ster. M.: Izdatel'skij tsentr «Akademiya», 2005. S. 31.
4. Baranov P. P., Okusov A. P. Aksiologiya yuridicheskoj deyatel'nosti [Axiology of legal activity]. Rostov n/D., 2003. S. 73.
5. Yuridicheskij etsiklopedicheskij slovar' [Legal encyclopedic dictionary] / sost. E. A. Yanykh, V. A. Zakharkina. M.: AST, 2009. S. 199.
6. Mesilov M. A. Pravovoj nigilizm gosudarstven-nykh sluzhashchikh v sovremennoj Rossii: teoretiko-pravovoye issledovaniye [Legal nihilism of civil officers in modern Russia: theoretic-legal research]: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2008. S. 6.
7. Semitko A. P. Pravovaya kul'tura sotsialistich-eskogo obshchestva: sushchnost', protivorechiya, progress [Legal culture of socialist society: essence, contradictions, progress]. Sverdlovsk: Izd-vo Ural. un-ta, 1990. S. 53.
* * *
INFLUENCE OF THE RIGHT CULTURAL LANDSCAPE OF THE STATE ON QUALITY OF LEGISLATIVE ACTIVITY
BUZUN ELENA VLADIMIROVNA Belgorod State National Research University, Belgorod, the Russian Federation, e-mail: elenabuzun@yandex.ru
In article the authors considered influence of right cultural factors on quality and efficiency of legislative activity, defined need of search of ways of improvement of legislative activity by its paramount value for society and the state. The authors established that studying of influence of legal culture on lawmaking has to be in several directions. In scientific literature, as a rule, the attention is on consideration of level of legal culture of subjects and participants of legislative activity. In authors' opinion, the right cultural landscape of the state in general characterized by a condition of legal culture of society and various social groups, extent of perception of legal values by each personality, realization of the legal ideas, views and concepts in real life, and also historical conditions of formation and development of legal culture exerts impact on lawmaking. The authors noted that special attention should be paid to the system of protection of the rights and freedoms of the person and citizen existing in the state. The authors established discrepancy of a right cultural landscape of modern Russia which consists in, including, available constitutional declaration of the rights and freedoms of the person as the supreme value and legal reality not always confirming this situation. Lawmaking has to begin with detection of the present social needs of the citizens demanding legal regulation. The authors made conclusion that need of the accounting of right cultural specifics at implementation of legislative activity. Considering close connection between development of legal culture in the state and a qualitative condition of activity of public authorities and local government bodies, ensuring appropriate work of subjects of the public and municipal administration is obviously necessary. The authors also proved that improvement of quality and efficiency of lawmaking will be a consequence of the accounting of right cultural factors.
Key words: legislative activity, legal culture, lawmaking, right cultural landscape
Об авторе:
Бузун Елена Владимировна, аспирант Белгородского государственного национального исследовательского университета, г. Белгород
About the author:
Buzun Elena Vladimirovna, Post-graduate Student of Belgorod State National Research University, Belgorod
E. V. BUZUN