Научная статья на тему 'Механизм легализации преступных доходов'

Механизм легализации преступных доходов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2126
353
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛЬНОСТИ / ПРЕСТУПНЫЕ ДОХОДЫ / «ОТМЫВАНИЕ ДЕНЕГ» («MONEY-LAUNDERING») / ЛЕГАЛИЗАЦИЯ ДОХОДОВ / ФОРМЫ И СТАДИИ ЛЕГАЛИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лукьянченков Е. Н., Герасин А. Н.

Экономическая безопасность государства предполагает формирование системы противодействия легализации преступных доходов через финансовую систему, попадающих в легальный предпринимательский сектор и представляющих угрозу стабильности государства. Определены причины и направления угроз финансовой устойчивости. Раскрыт механизм отмывания незаконно полученных доходов и детализированы фазы модели. детализированы направления легализации доходов и цель контроля над финансовыми организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The mechanism of legalisation of criminal incomes

Economic safety of the state assumes formation of system of counteraction of legalization of criminal incomes through a financial system, getting to legal enterprise sector and posing threat of stability of the state. The reasons and directions of threats of financial stability are defined. The mechanism of washing up of illegally received incomes is opened and model phases are detailed. Directions of legalization of incomes and the control purpose over the financial organizations are detailed.

Текст научной работы на тему «Механизм легализации преступных доходов»

Лукьянченков Е. Н., Герасин A. Н.

МЕХАНИЗМ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

16.2. МЕХАНИЗМ ЛЕГАЛИЗАЦИИ ПРЕСТУПНЫХ ДОХОДОВ

Лукьянченков Е. Н., аспирант ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»

Герасин A. Н. д.э.н., профессор ФГБОУ ВПО «Московский государственный индустриальный университет»

[email protected]

Аннотация: экономическая безопасность государства

предполагает формирование системы противодействия легализации преступных доходов через финансовую систему, попадающих в легальный предпринимательский сектор и представляющих угрозу стабильности государства. Определены причины и направления угроз финансовой устойчивости. Раскрыт механизм отмывания незаконно полученных доходов и детализированы фазы модели. детализированы направления легализации доходов и цель контроля над финансовыми организациями.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угроза экономической стабильности, преступные доходы, «отмывание денег» («money-laundering»), легализация доходов, формы и стадии легализации.

THE MECHANISM OF LEGALISATION OF CRIMINAL INCOMES

Luk'yanchenkov E. N., The post-graduate student «The Moscow state industrial university», Moscow

Gerasin A. N., The Doctor of Economics, the professor, Federal State budgetary educational institution The maximum vocational training «The Moscow state industrial university», Moscow

[email protected]

Annotation: economic safety of the state assumes formation of system of counteraction of legalization of criminal incomes through a financial system, getting to legal enterprise sector and posing threat of stability of the state. The reasons and directions of threats of financial stability are defined. The mechanism of washing up of illegally received incomes is opened and model phases are detailed. Directions of legalization of incomes and the control purpose over the financial organizations are detailed.

Keywords: economic safety, threat of economic stability, criminal incomes, «money-laundering», legalization of incomes, forms and legalization stages.

Актуальность проблемы противодействия легализации преступных доходов обусловлена тем, что обеспечение экономической безопасности является приоритетной областью деятельности Российской Федерации. Одним из главных направлений решения этой задачи является создание и укрепление с использованием мирового опыта национальной системы противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов, обеспечение ее эффективного функционирования.

Проникновение в финансовую систему страны средств, имеющих коррупционное, преступное происхождение, представляет серьезную угрозу экономической стабильности и финансовой устойчивости любого государства, в том числе нашей страны по следующим причинам:

- нарушается нормальное функционирование экономики и основных экономических институтов;

- подрывается способность государственных органов регулировать и контролировать поднадзорные организации, как следствие - формируется общественное недоверие к государственным регуляторам;

- создаются серьезные препятствия на пути рыночных преобразований;

- формируется негативный имидж страны в глазах международного сообщества.

Абсолютное большинство совершаемых преступлений имеет корыстный характер, т.е. связано со стремлением получить определенную экономическую (финансовую) выгоду - это в полной мере относится к организованным преступным группам, целью деятельности которых согласно определению, установленному Конвенцией ООН против транснациональной организованной преступности 2000 г., является совершение одного или нескольких серьезных преступлений с тем, чтобы получить прямо или косвенно финансовую или иную материальную выгоду.

Доходы, полученные преступным путем, могут использоваться на:

1) покрытие текущих расходов преступников и их окружения (на организацию преступлений и т.д.);

2) накопление (в виде наличных денежных средств, драгоценностей, иных предметов роскоши и т.п.);

3) развитие преступной деятельности (расширение основного вида деятельности и ее диверсификация);

4) инвестиции в легальную экономику (размещение на финансовом рынке, приобретение недвижимости и т.п.).

В процессе реализации указанных целей преступные доходы становятся объектом операций, в ходе которых эти доходы в большей или меньшей степени попадают в сферу действия легальной финансовой системы.

По мнению американского исследователя Дж. Робинсона термин «отмывание денег» («money-laundering») получил широкое распространение потому, что очень точно отражает используемый преступниками процесс. «Грязные деньги, полученные от незаконной деятельности, «впрыскиваются» в легальные предприятия и через них - в легальную финансовую систему, где они отмываются с помощью стратегии «заметания следов»: перемещаются между подставными компаниями, секретными банковскими счетами и множеством юрисдикций, так, чтобы правоохранительные органы не могли отследить их, а потом появляются на противоположном конце, чистые и сияющие, производя впечатление законно заработанной прибыли».

Для отмывания преступных доходов используются различные способы и методы, в том числе основанные на самых современных технологиях, которые обеспечивают высокую скорость перемещения практически любых сумм денежных средств в любую часть земного шара. При выборе способов отмывания денег в каждом конкретном случае преступники исходят, прежде всего, из необходимости обеспечить тайну криминального происхождения денежных средств или иного имущества и сохранить контроль над ними на всех этапах этого процесса.

Методы и способы, применяемые преступниками при отмывании денег, отличаются большим разнообразием и постоянно совершенствуются на базе современных технологий, новых финансовых инструментов и правовых механизмов. Вместе с тем в деятельности

профессиональных «отмывателей» («легализаторов»), обрабатывающих значительные объемы «грязных» денег, проявляются и определенные типичные приемы.

Наиболее известной является трехфазовая модель, предполагающая выделение в процессе отмывания денег следующих фаз: размещение (placement), расслоение (layering) и интеграция (integration). Указанные фазы могут происходить в любой последовательности и

накладываться друг на друга.

Размещение заключается во введении «грязных»

наличных денег в легальную финансовую систему через

Бизнес в законе

6’2012

какое-либо финансовое учреждение например, путем депонирования денежной наличности на банковский счет или приобретения ликвидных ценных бумаг.

Предварительно может иметь место обмен наличных денежных средств на купюры более крупного и мелкого достоинства или другой вид валюты.

Для размещения своих доходов преступники предпочитают использовать те финансовые учреждения, сотрудники которых не будут задавать неприятных вопросов о происхождении таких доходов и их реальных владельцах, а также не сообщат в компетентные органы о возможных подозрениях. Это могут быть учреждения, контролируемые преступниками (полностью или через отдельных менеджеров и операторов) либо не безвозмездно не обращающие внимание на сомнительные операции своих клиентов.

Если же размещение преступных доходов осуществляется через обычные финансовые организации, то для их маскировки могут использоваться следующие способы:

- дробление денежной наличности (массы) на небольшие суммы, не вызывающие подозрения и не попадающие под установленные лимиты контроля, которые постепенно депонируются от имени различных лиц или в различных местах;

- смешивание «грязных» денег с законной выручкой предприятий, деятельность которых связана с большим оборотом наличных средств.

Так, по оценке российских специалистов, для легализации доходов от наркобизнеса чаще всего используются:

а) предприятия игорного бизнеса (казино, павильоны игровых автоматов и т.п.);

б) развлекательные центры (ночные клубы и дискотеки);

в) предприятия оптовой и розничной торговли (магазины, торговые павильоны, палатки «Цветы» и т.п.);

г) предприятия общественного питания (рестораны, бары и т.п.);

д) иные предприятия сферы обслуживания, в том числе автозаправочные станции, туристические агентства, ремонтные мастерские, мойки и т.п.

Для легализации также используют сферу видео- и кинобизнеса, организации шоу-бизнеса, где также обращаются значительные суммы наличности. Например, в кино- и видеобизнесе имитируется удачный прокат какого-нибудь заурядного фильма с последующим официальным декларированием якобы полученных от подобного проката крупных доходов.

Расслоение используется для того, чтобы отдалить преступные доходы от источника их происхождения путем совершения множества сделок и связанных с ними финансовых операций. В результате маскируется связь между денежными средствами и криминальным источником их происхождения.

Вывод денежных средств из страны происхождения обеспечивается за счет осуществления трансграничных финансовых операций, для чего широко используются банки и компании, зарегистрированные в офшорных юрисдикциях.

Международные эксперты справедливо сравнивают офшорные юрисдикции, предлагающие секретность банковских операций, с финансовой черной дырой.

При этом офшорные зоны используются не только для отмывания преступных доходов, но и для их хранения и быстрого перемещения. По имеющимся оценкам, постоянно циркулирующие на планете 600-700 млрд.

«грязных» долл. составляют лишь около 10% того богатства, которое сегодня прячется в офшорах.

Интеграция предполагает инвестирование отмытых денежных средств в легальную экономику путем приобретения таких активов, как объекты недвижимости, ценные бумаги, произведения искусства, предметы роскоши и т.п.

При выборе страны и конкретного объекта инвестирования решающее значение имеют гарантии сохранения контроля за вложенными средствами. Как правило, это страны и отрасли, в которых преступники пользуются влиянием и могут обеспечить наиболее благоприятные условия для своей дальнейшей деятельности. Часть средств обычно возвращается в страну постоянного расположения преступной организации.

Коррупционеры и другие экономические преступники стремится к полному контролю над финансовыми организациями, используемыми в процессе легализации преступных доходов, а также через инвестирование соответствующих средств и над целыми отраслями промышленности и секторами экономики отдельных стран. В конкурентной борьбе за установление такого контроля используются, в первую очередь, практически неограниченные и относительно «дешевые» финансовые ресурсы, получаемые в результате преступной деятельности.

Приспосабливаясь к различным формам и стадиям легализации, преступники сохраняют контроль за своими капиталами и привносят в легализацию экономики свойственные им криминальные методы борьбы.

Криминализация экономики и создание благоприятных условий для отмывания преступных доходов неизбежно отражаются на международной репутации страны и ее инвестиционном рейтинге.

Очевидным следствием ухудшения репутации является снижение инвестиционной привлекательности, а для развивающейся страны и ограничение возможности получения внешней экономической помощи.

Список литературы:

1. Журавлев С.Ю. Характеристика механизма легализации криминальных доходов и подходы к анализу следов преступной деятельности // Пути повышения эффективности взаимодействия подразделений МВД России с другими государственными органами в области противодействия легализации преступных доходов: Сборник статей / Под ред. B.M. Баранова . 2008.

2. Зубков В.А., Осипов C.K. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. 2-е изд., доп. и перераб. -M.: Спецкнига, 2007.

3. Робинсон Дж. Всемирная прачечная: Террор, преступления и грязные деньги в офшорном мире. - M. Альпина Бизнес Букс, 2006.

4. Ст. 2 Конвенции ООН Транснациональной организованной преступности от 15 ноября 2000 г. (Палермская). Официальный Интернет-сайт ООН: www.uno.org.

5. Герасин А.Н., Мустафин Д.А., Мезяков Ю.А. концептуальные основы механизмов управления нововведениями в предпринимательских структурах // Бизнес в законе №3, 2011, с. 221-224

Reference list:

1. Zhuravlyov S.Y.The characteristic of the mechanism of legalisation of criminal incomes and approaches to the analysis of traces of criminal activity//Ways of effectivization of interaction of divisions of the Ministry of Internal Affairs of Russia with other state bodies in the field of counteraction of legalisationof criminal incomes: the Collection of articles / Under the editorship of V.M. Baranov. 2008.

2. Zubkov V.A, OsipovS.K. The Russian Federation in the international system of counteraction to legalisation (washing up) of criminal incomes and terrorism financing. 2 ed., add. And the reslave. - M.: Speckniga, 2007.

3. Robinson J. The world laundry: Terror, crimes and dirty money in the offshore world. - M. Alpina Business of Axle boxes, 2006.

4. Item 2 of the Convention of the United Nations of the Transnational organised crime from November, 15th, 2000 (Palermsky). An official Internet site of the United Nations: www.uno.org.

З12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.