ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ
Противодействие легализации преступных
доходов в системе нейтрализации источников финансирования терроризма
Старцев Г.В.*
In article problems of formation of system of neutralisation of sources of financing of terrorism are considered. Counteraction of legalisation of criminal incomes concerns a basic element of this system. Mechanisms of maintenance of economic safety at counteraction to terrorism financing require working out of a complex of the organizational-legal measures directed on decrease of level of legalisation of criminal incomes.
Использование при легализации преступных доходов все более изощренных методов и современных технологий требует постоянного совершенствования мер противодействия.
Цель организованной преступности — получение прямо или косвенно финансовой или материальной выгоды, извлечение устойчивого дохода, который оправдал бы риски, связанные с систематическим занятием такой деятельностью1. В то же время указанной категории преступников не менее важно скрыть незаконный характер такого рода доходов, которых они могут лишиться как на законных основаниях, так и в процессе криминальной деятельности.
Как показывает практика, организованные преступные группы, занятые, например, в сфере незаконного оборота наркотиков и вооружения, эксплуатации проституции, краж автотранспорта, получают доходы, значительно превышающие среднюю норму прибыли в легальном бизнесе. Такие сверхдоходы не только покрывают текущие расходы преступников, но и позволяют им расширять свою преступную деятельность, а также устанавливать контроль над легальным сектором экономики (к примеру, инвестиции в легальную экономику, приобретение недвижимости и т.п.).
В борьбе с финансированием терроризма с точки зрения международного права преступлением является предоставление или сбор средств для фактически совершенных и подготавливаемых террористических актов, а также для террористических организаций2.
В российском законодательстве понятие «финансирование терроризма» закреплено в Федеральном законе от 7 августа 2001г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 3.
В соответствии с изменениями, внесенными в ст. 3 данного Федерального закона и ст. 205.1 Уголовного кодекса РФ4, под финансированием терроризма понимается предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки и совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных ст. 205, 205.1, 295.2, 206, 208, 211, 277, 278, 279 и 360 УК РФ, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования или преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из указанных преступлений.
Одной из важнейших задач, стоящих перед правоохранительными органами, осуществляющими борьбу с терроризмом, является блокирование подпитывающих его финансовых потоков, то есть своевременное выявление источников, средств, используемых террористическими организациями, в том числе для подготовки и осуществления самого теракта, что подразумевает выявление конкретных лиц, предоставивших финансовые, материальные или иные средства для финансирования террористической деятельности, установление причин и условий, способствующих совершению данных деяний.
Специалист-эксперт аппарата Совета безопасности РФ, кандидат экономических наук.
CJ
OI
О CJ
О О
о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о
m ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
СЧ
Ol
О CJ
О О
о
Q. C[ CQ
s
I-
о
0
1
о я с о т ф vo >s о
о ш
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я <
S I
н
о ф
со
Террористические организации получают средства для организации своей преступной деятельности из многочисленных источников — как внутренних, так и внешних. Внутренние источники финансирования терроризма, как правило, носят криминальный характер. В их число включаются денежные средства и иные материальные ценности, которые поступают в результате захватов заложников, торговли оружием и наркотическими средствами, торговли людьми и др. Вместе с тем в последнее десятилетие все отчетливее вырисовывается тенденция к получению террористическими организациями средств от вполне легальных источников: различного рода организаций, граждан, благотворительных организаций5. Такими источниками могут быть средства частных лиц и организаций, в том числе международных, а также средства, выделяемые из бюджетов некоторых государств.
Участниками процесса финансирования организаций и преступлений террористической направленности могут быть физические и (или) юридические лица как связанные, так и не связанные с готовящимися или совершенными преступлениями. Используются как легально обращающиеся денежные средства (то есть законные доходы и накопления), так и полученные в результате совершенных преступных деяний.
Есть мнение, что отдельные террористические акты, включая взрывы гражданских объектов и использование террористов-смертников, обходятся организаторам в относительно небольшие суммы — около 5—30 тыс. долл. Например, теракты в США 11 сентября 2001г. оцениваются в 300-500 тыс. долл.6
На основании таких оценок создается впечатление, что доля финансовых средств для теракта, полученных путем легализации преступных доходов, незначительна.
Здесь можно не согласиться. Основная часть денежных средств расходуется все же не на оплату совершения конкретного теракта, а на организацию и существование самой террористической организации, прикрытия (конспирацию) ее функционирования, материально-техническое обеспечение, оплату лечения раненых боевиков, вербовку сторонников и т.п. Мы наблюдаем процесс системного формирования террористических активов, в рамках которого на тактическом или оперативном уровне осуществляется финансирование конкретных террористических актов.
В этой связи противодействие финансированию террористической деятельности неразрывно связано с борьбой с преступлениями экономической направленности и организованной преступностью, которые на современном этапе принимают все более отчетливый трансграничный характер.
С целью выявления возможных источников финансирования терроризма правоохранительным структурам целесообразно при осуществлении сбора, обобщения и анализа международного и отечественного опыта организации противодействия финансированию терроризма уделять пристальное внимание материалам об источниках и каналах получения средств, используемых в целях финансирования терроризма.
Учитывая общие масштабы распространения террористической деятельности в современном мире, на основании обобщенного международного и отечественного опыта в данной сфере представляется целесообразным конкретизировать критерии отбора информации, позволяющие осуществлять поисковую работу, направленную на выявление возможных источников и каналов финансирования террористической деятельности на территории Российской Федерации, установление физических и юридических лиц — участников финансовых операций, в которых имеются признаки причастности к финансированию террористической деятельности.
Основные направления в противодействии финансированию терроризма в деятельности правоохранительных органов должны предусматривать:
> противодействие участию в финансировании террористической деятельности лиц, в отношении которых уже имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму. Разработка схемы организации данной работы позволит своевременно обнаруживать финансовые операции с участием имеющихся в базе данных лиц и предпринимать адекватные меры, исключающие возможность направления средств на финансирование террористической деятельности;
> мониторинг финансовых потоков в целях выявления операций с признаками возможной причастности к финансированию терроризма;
> совместные с Федеральной службой по финансовому мониторингу (Росфин-мониторинг) проверки возможной причастности конкретных физических и юридических лиц к финансированию террористической деятельности.
При организации работы по линии противодействия финансированию терроризма основное внимание необходимо уделять такому виду деятельности, как проведение инициативных финансовых расследований 7.
Также повышенное внимание необходимо уделять выявлению источников и каналов финансирования экстремистской и террористической деятельности, сведений упреждающего характера, в том числе информации о выявлении фактов захвата информационного пространства, об установлении контроля за деятельностью групп кредитных организаций со стороны этнических организованных преступных групп (ОПГ), о возможных источниках финансирования членов международных террористических организаций.
Только в 2009 г. на информационно-аналитическом сопровождении Росфин-мониторинга находилось около 110 материалов по линии противодействия финансированию терроризма8.
Целесообразно оперативное доведение определенной информации до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами. Необходимо активно продолжать работу по выявлению новых источников и способов финансирования терроризма и экстремизма на территории России. Например, нейтрализована крупномасштабная схема обналичивания денежных средств с использованием пластиковых карт, оформленных на членов экстремистского сообщества. Преступный доход (процент от обналичивания) направлялся на финансирование преступлений экстремистского характера.
Организованная преступность и терроризм преследуют различные цели, но имеют много общего в способах их достижения. Разница между преступником-террористом и обычным преступником в том, что первый совершает кражу ради политики, а второй — ради наживы9.
Работа по совершенствованию национальной системы противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма должна вестись правоохранительными и финансовыми службами государства на постоянной основе.
В целях приведения законодательства в соответствие с международными стандартами России необходимо последовательно вносить изменения в законы и иные нормативные правовые акты, совершенствовать практику их применения. Причем эти изменения должны не просто гото-
виться в недрах государственных органов, по ним целесообразно проводить консультации с заинтересованными организациями — в частности, с банковским сектором.
Перед правоохранительными органами стоит основополагающая задача по сохранению и укреплению достигнутых позиций Российской Федерации в международной системе ПОД/ФТ10, совершенствованию российской системы ПОД/ФТ в свете рекомендаций, содержащихся в отчете ФАТФ11 по Российской Федерации.
В ходе оценки Российской Федерации со стороны ФАТФ специалистами-экспертами был высказан ряд рекомендаций по совершенствованию действующего российского законодательства и правоприменительной практики. В этой связи Росфинмониторингом в 2009 г. был подготовлен отчет по оценке принимаемых мер борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма. Основным результатом работы стало принятие в 2009 г. ряда федеральных законов, относящихся к сфере ПОД/ФТ:
>
>
>
«О внесении изменений в ст. 1 Федерального закона «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» 12; «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой пла-
тежными агентами»
13-
«О внесении изменения в ст. 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» 14 и др. Принятие законопроектов объективно затруднялось длительностью законнотвор-ческого процесса и необходимостью поиска оптимальных законодательных решений.
Подготовлен также ряд перспективных законопроектов, сопровождение которых осуществляется:
> «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;
> «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
сч
О!
О СЧ
О О
о о.
со
I-О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
CM
Ol
> «О внесении изменений в ст. 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации» и др.
В целом в рамках законопроектной деятельности работа должна проводиться по следующим направлениям:
> приведение российского законодательства в соответствие с рекомендациями ФАТФ;
> ведение перечня организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом;
> прохождение законопроектов, затрагивающих сферу противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма.
Таким образом, существующая российская система противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма не будет подвержена каким-то глобальным изменениям. Имеются отдельные замечания к определенным элементам этой системы, которые требуют устранения.
Основные организационные направления совершенствования системы ней-
трализации источников финансирования терроризма следующие:
1) оптимизация взаимодействия правоохранительных органов и подразделений финансовой разведки — Росфин-мониторинга;
2) взаимодействие с надзорными органами и саморегулируемыми организациями, а также организациями финансового и нефинансового секторов;
3) организация и обучение кадров в области противодействия легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
Механизмы обеспечения экономической безопасности при противодействии финансированию терроризма нуждаются в разработке комплекса организационно-правовых мер, направленных на снижение уровня легализации преступных доходов. В рамках этих мероприятий необходимо проработать и направить на рассмотрение законопроекты, предполагающие, в частности, усиление ответственности за торговлю инсайдерской информацией, повышение требований к надлежащей проверке клиентов кредитными организациями, а также уточняющие нормы по выявлению конечных бенефициариев финансовых и нефинансовых организаций.
о см
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
*
S I
н
о ф
со
Литература и примечания
1. Зубков В.А., Осипов С.К. Российская Федерация в международной системе противодействия легализации (отмыванию) преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Городец, 2006. С. 32.
2. Пункт 1 ст. 2. Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма (принята резолюцией 54/109 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1999 г.).
3. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ (ред. от 27 июля 2010 г.) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3418.
4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 4 октября 2010 г.) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.
5. Городецкий А.Е., Морукова А.А. Институты экономической безопасности в системе противодействия современному терроризму // Аудит и финансовый анализ. 2005. № 4. С. 27.
6. Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма / под ред. С. Годдарда, А.Т Никитина, Л.Л. Фитуни. М.: МНЭПУ, 2005. С. 80.
7. По данным Росфинмониторинга, за 2009 г. проведено более 135 финансовых расследований, около 75 из них с выводами о наличии достаточных оснований, свидетельствующих о том, что выявленные операции (сделки) связаны с финансированием терроризма, направлены в правоохранительные органы для принятия уголовно-процессуальных решений, что на 30 % больше АППГ. По материалам финансовых расследований Росфинмониторинга возбуждено три уголовных дела по ст. 205.1 УК РФ.
8. По данным Росфинмониторинга, от организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, было принято и обработано около 1500 сообщений о финансовых операциях с участием фигурантов Перечня организаций. В течение года поступило более 50 сообщений о случаях отказа от заключения договора банковского счета (вклада) фигурантам Перечня. С признаком подозрения на финансирование терроризма поступило и обработано около 630 сообщений. По результатам обработки поступивших сообщений было издано шесть постановлений о приостановлении операций с денежными средствами или иным имуществом в отношении физических лиц, включенных в Перечень.
9. Финансовый мониторинг потоков капитала с целью предупреждения финансирования терроризма. С.36.
10. ПОД/ФТ — противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
11. ФАТФ (Financial Action Task Force on Money Laundering — FATF) — специальная финансовая комиссия по проблемам отмывания капиталов, международный межправительственный орган по борьбе с отмыванием.
12. Федеральный закон от 28 апреля 2009 г. № 60-ФЗ «О внесении изменений в ст. 1 и 27 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СЗ РФ, 2009. № 18 (ч. I). Ст. 2140.
13. Федеральный закон от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ (ред. от 8 мая 2010 г.) «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» // СЗ РФ. 2009. № 23. Ст. 2758.
14. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. № 163-ФЗ «О внесении изменения в статью 5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. 2009. № 29. Ст. 3600.