15.7. СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Белова Светлана Николаевна, адъюнкт Академии управления МВД России
Контакты автора: [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены понятия: администрирования, налогового администрирования, администратор доходов бюджетов, соотношение администратора доходов бюджетов с администратором налогов.
Автором дано определение администрирования доходов бюджетов органами внутренних дел.
Ключевые слова: администрирование, администратор доходов бюджета
THE NATURE OF THE ADMINISTRATION BUDGET REVENUE AUTHORITIES OF THE INTERIOR
Belova Svetlana Nikolaevna, Academy of Management Associate Russian Interior Ministry
Annotation: The article deals with concepts: administration, tax administration, the administrator of budget revenues, the ratio of administrative budget revenues from the tax administrator.
The author provides a definition of administration of budget revenues enforcement agencies.
Keywords: administration, the administrator of budget revenues
Термин администрирование появился в теории и практике управления сравнительно недавно. Смысловое значения данного понятия многогранны, поэтому возникает необходимость установить его конкретный смысл.
Несмотря на разные смысловые оттенки, важные для понимания термина, администрирование рассматривают как синонимы управления либо менеджмента. Сущность же всех трех понятий заключается в управлении.
Распространению понятия менеджмент, означающего управлять, заведовать, организовывать, способствовало развитие в нашей стране рыночных отношений. Менеджмент - управление в условиях рынка. В этом смысле его понимают как управление процессом производства, сбытом продукции современными методами, позволяющими увеличить прибыльность с одновременным повышением эффективности деятельности предприятия в целом.
В словаре С.И. Ожегова1 и Словаре иностранных слов2 понятие администрировать определено, как управлять чем-нибудь формально, бюрократически. Процесс государственного администрирования представляем собой лишь часть процесса государственного управления. Администрирование - бюрократиче-
1 Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1986. - С.20.
2 Словарь иностранных слов. - М.: Советская энциклопедия, 1964. - С.24.
ский метод управления посредством командования. Таким образом, под администрированием следует понимать обособленную управленческую деятельность. Администрирование представляет собой и процесс, и метод управления, а также деятельность, которые реализуются ради достижения определенной государственно - общественной цели, которая определяет содержание администрирования. Администрирование как процесс по достижению поставленной цели соответствует виду управления, а как командный метод -стоит в одном ряду с другими методами управления.
В Большом энциклопедическом словаре раскрыто понятие налогового администрирования как деятельность налоговых органов по осуществлению контроля за соблюдением налогового законодательства.3
Изучение отечественной экономической литературы выявило достаточно ограниченное число авторов, стремящихся раскрыть содержание налогового администрирования. К числу, внесших вклад в разработку этого вопроса относятся М.Т. Оспанов и И.А. Перонко, проводившие исследование сущности понятия налогового администрирования. Определенные понятия налогового администрирования дано в научных работах И.Н. Калашниковой, В.А. Красницкого и Г.Я. Чухниной. Таким образом, можно утверждать, что сущность данного понятия на сегодняшний день исследована не в полной мере.
Рассмотрим взгляды указанных авторов более подробно. Заметный вклад в раскрытие сущности налогового администрирования внес М.Т. Оспанов в 1997 году в работе «Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений». Налоговое администрирование в ней понимается как осуществление налоговой администрацией в пределах ее полномочий, установленных ей государством и законодательством.4 Его главной составной частью выступает система управления налогами, то есть комплекс мероприятий по оптимизации структуры налогов, совершенствованию механизма их взимания, налогового учета и отчетности.
В работах В.А. Красницкого и Г.Я. Чухниной рассмотрено понимание сущности налогового администрирования как системы управления налоговыми отношениями, основная задача которой состоит в выработке новых форм налоговых отношений, адекватных состоянию производительных сил. Налоговое администрирование, по мнению В.А. Красницкого, включает в себя также: прогнозирование налоговых поступлений на среднесрочную перспективу на основе прогнозных расчетов роста доходности экономики, разработку новых концепций налогообложения, составление налоговых обоснований осуществления протекционистской политики внешнеэкономической деятельности.5
И.А. Пероненко считает, что налоговое администрирование - это система управления государством всем комплексом налоговых отношений. Приведенные им методы и формы налогового администрирования включают в него: прогнозирование налоговых поступлений, утверждение бюджета по налогам, оптимиза-
3 Большой энциклопедический словарь / под ред. А.Н. Азриляна. - М.: Издательство Института новой энциклопедии, 1999. - С. 14.
4 Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. - СПб.: УЭФ, 1997. - С. 289.
5 Красницкий В.А. Организация и методика налоговых проверок: учеб. пособие / по ред. Л.П. Павловой. - М.: Финансы и статистика, 2005. - С. 15.
Бизнес в законе
1 '2011
цию налоговых ставок, оценку налогового потенциала региона и так далее.6
Г.Я. Чухнина определяет сущность налогового администрирования более узко - в контексте исследования механизма и субъектов налогового контроля - как организацию и осуществление эффективной деятельности субъектов налогового контроля.7
И.Н. Калашникова рассматривает администрирование как механизм реализации налоговой политики, а механизм реализации самого администрирования -как процедуры или реальные мероприятия, меры, действия.8 Налоговое администрирование составляет организационный механизм налоговой политики, а последняя, определяет целевые направления налогового администрирования, поэтому ошибки в налоговой политике или просчеты в концепциях развития налоговой системы могут привести к нерезультативности налогового администрирования.
По мнению А.В. Аронова и В.А. Кашина, налоговое администрирование представляет собой совокупность методов, приёмов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления придают функционированию налогового механизма заданное законом направление и координируют налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике. Другие авторы определяют налоговое администрирование как комплекс мер, направленных на полную и своевременную уплату всех
налогов в максимальном объеме при минимальных
10
издержках.
Таким образом, при всем многообразии трактовок так и не сформировано единое, четкое определение налогового администрирования. На наш взгляд, сущность налогового администрирования состоит в управлении отношениями участников процесса на основе принятой налоговой политики государства, а под налоговым администрированием мы будем понимать организационно - методологическую деятельность государственных органов управления.
Обобщая, можно выделить следующие особенности налогового администрирования.11
В широком понимании налогового администрирование - это деятельность государственных органов управления, включая налоговые и др. органы, осуществляющие налоговый контроль, связанная с управление налоговыми отношениями и налоговым производством, обеспечением собираемости налогов, осуществлением налогового контроля и применением мер воздействия, разработкой эффективного механизма и технологий сбора налогов, необходимых для получения ожидаемых поступлений в бюджет, прогнозированием объемов поступлений. В узком понимании налоговое администрирование связано с деятельностью органов, осуществляющих налоговый контроль, по организации взаимодействия уполномоченного государ-
6 Перонко И.А. Методы и формы налогового администрирования // Налоговый вестник. - 2000. №11. - С. 10.
7 Перекрестова Л.В., Чухнина Г.Я. Реформирование системы налогового контроля в РФ. - Волгоград: ВолГУ, 2001. - С. 86.
8 Калашникова И.Н. Налоговое администрирование в России: организация и развитие. - Волгоград: ВолГУ, 2009. - С. 14.
9 Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. - М.: Экономист, 2006. - 2006. С. 21.
10 Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. - СПб.: Питер, 2002. - С. 14.
11 См. (с нашими дополнениями и уточнениями): Сурков К., Кваша
Ю. Налоговое администрирование в России // Налоги. - 2005. -
Выпуск первый. - С. 3.
ственного органа и налогоплательщиков, проведению проверок и другой контрольно-аналитической работы.
Понятие администрирование доходов бюджетов в настоящее время недостаточно разработано в экономической науке. В работе Т.Н. Хребтовой рассмотрена сущность администрирования поступлений доходов с точки зрения финансового права, а именно - как урегулированную нормами финансового права деятельность уполномоченных органов в сфере финансов по аккумулированию (обеспечению поступлений) и обращению в собственность государства и муниципальных образований обязательных платежей в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством.12
Основным направлением финансовой деятельности органов внутренних дел является бюджетная деятельность, которая включает в себя как расходную часть (финансирование на содержание органов внутренних дел за счет средств соответствующего бюджета - федерального, регионального и местного), так и доходную часть (администрирование доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с основной правоохранительной деятельностью Министерства). Такое разделение на бюджеты имеет принципиальное значение для подразделений системы МВД России, поскольку они (большей частью как бюджетные организации) содержаться за счет средств бюджетов всех трех уровней.13
Являясь бюджетными учреждениями, органы внутренних дел наделены полномочиями субъектов бюджетного права, поэтому в сфере формирования доходной части федеральных, региональных и местных бюджетов они имеют статус главных администраторов (администраторов) доходов бюджета. Экономическая деятельность органов внутренних дел по администрированию доходов бюджетов осуществляется в процессе собирания и уплаты налогов (налоговое администрирование) и неналоговых доходов и поступлений от уплаты штрафов. Поэтому понятие «администратор доходов бюджетов» (по составу участников и по объему средств) включает в себя понятие «администратор налогов».
Легальное определение администратора доходов бюджета дано в ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации - это орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, орган управления государственным внебюджетным фондом, Центральный банк Российской Федерации, бюджетное учреждение, осуществляющие в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетной системы Российской Федерации.
По нашему мнению администрирование доходов бюджета органами внутренних дел представляет собой деятельность специально уполномоченных подразделений органов внутренних дел (финансовых и других) по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учету, взысканием и принятием решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей,
12 Хребтова Т.Н. ОВД как субъект финансового права: дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2009. - С. 12-21.
13 Опальский А. П., Титов Е.В., Щербина А. П. Бюджетное финансирование в МВД России. История и современность. Монография. - М.: АЭБ МВД России, 2005.- С.121.
пеней и штрафов по ним, с целью создания условий для исполнения физическими лицами и организациями обязанностей по формированию доходной части бюджета, в том числе и в принудительном порядке. Специфика бюджетного механизма системы МВД, как указывает профессор Опальский А.П., обусловлена особенностью бюджетных отношений, рассматриваемых им «с точки зрения их содержания, предназначения, сферы воздействия и структуры»14.
Таким образом, на органы внутренних дел возложены функции администрирования доходов федерального, регионального и местного бюджетов, они являются субъектом данной деятельности, поэтому процесс администрирования доходов нами представляется как процессуальный порядок действий уполномоченных должностных лиц органов внутренних дел, который заключается в применении совокупности приемов и способов, воздействующих на обязанный субъект с целью обеспечения исполнения последним обязанности по уплате установленных законом налогов и сборов, неналоговых платежей и штрафов. Другими словами - обеспечение полного и своевременного поступления доходов в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации администраторами доходов, в том числе и органами внутренних дел, является целью администрирования поступлений доходов.
Список литературы:
1. Красницкий В.А. Организация и методика налоговых проверок: учеб. пособие / по ред. Л.П. Павловой. - М.: Финансы и статистика, 2005.
2. Калашникова И.Н. Налоговое администрирование в России: организация и развитие. - Волгоград: ВолГУ, 2009.
3. Ногина О.А. Налоговый контроль: вопросы теории. -СПб.: Питер, 2002.
4. Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений. - СПб.: УЭФ, 1997.
5. Перекрестова Л.В., Чухнина Г.Я. Реформирование системы налогового контроля в РФ. - Волгоград: ВолГУ, 2001.
6. Перонко И.А. Методы и формы налогового администрирования // Налоговый вестник. - 2000. №11.
7. Сурков К., Кваша Ю. Налоговое администрирование в России // Налоги. - 2005. - Выпуск первый.
8. Словарь иностранных слов. - М.: Советская энциклопедия, 1964.
9. Аронов А.В., Кашин В.А. Налоговая политика и налоговое администрирование: учеб. пособие. - М.: Экономист, 2006. -2006.
10. Большой энциклопедический словарь / под ред. А.Н. Азриляна. - М.: Издательство Института новой энциклопедии, 1999.
11. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: Русский язык, 1986.
12. Опальский А. П., Титов Е.В., Щербина А. П. Бюджетное финансирование в МВД России. История и современность. Монография. - М.: АЭБ МВД России, 2005.
13. Опальский А. П., Титов Е.В. Бюджет МВД России: вопросы теории и практики. Монография. - М.: Академия управления МВД России, 2002.
14. Хребтова Т.Н. ОВД как субъект финансового права: дисс. ... канд. экон. наук. - М., 2009, диссертация.
РЕЦЕНЗИЯ
Актуальность статьи заключается в том, что администраторы доходов занимают особое место среди остальных участников бюджетного процесса. Ведь от их
14 Опальский А. П., Титов Е.В. Бюджет МВД России: вопросы теории и практики. Монография. - М.: Академия управления МВД России, 2002.- С.79.
работы напрямую зависят полнота и своевременность наполняемости соответствующего бюджета, а, следовательно, и состояние основных источников финансирования всех остальных субъектов бюджетной системы. На основе изучения отечественной экономической литературы Беловой С.Н. рассмотрены понятия: администрирования, налогового администрирования, администратор доходов бюджетов.
Законодательное определение «администратора доходов бюджета» дано в ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, автором сформулировано определение «администрирования доходов бюджетов органами внутренних дел», которая представляет собой деятельность специально уполномоченных подразделений органов внутренних дел (финансовых и других) по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начислением, учету, взысканием и принятием решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, с целью создания условий для исполнения физическими лицами и организациями обязанностей по формированию доходной части бюджета, в том числе и в принудительном порядке.
Экономическая деятельность органов внутренних дел по администрированию доходов бюджетов осуществляется в процессе собирания и уплаты налогов (налоговое администрирование) и неналоговых доходов и поступлений от уплаты штрафов. Поступления доходов в бюджетную систему Российской Федерации и их администрирование предполагает реализацию законодательно утвержденных норм и правил налогообложения и бюджетного процесса, бюджетного и налогового планирования (прогноза), а также контроля за соблюдением законодательства в указанных сферах.
Академия управления МВД России, кафедра организации финансово -экономического и тылового обеспечения, профессор
д.э.н. А.П.Опальский