темпы изменений в мировой экономике постоянно усиливаются, и статические подходы становятся менее эффективными. Модель, так же представляет новый взгляд для будущего исследования стратегических процессов, вообще, и конкурентной стратегии, в частности.
Литература
1. Золло M., Уинтер С. Дж. Углубленное изучение и эволюция динамических способностей // Организационная Наука. 2002. № 13 (3). С. 339-351.
2. Катькало В. С. Эволюция теории стратегического управления. СПб.: Издат. Дом СПб. гос. ун-та, 2006. 548 с.
3. Parsons T., 1937, The social structure of action (New York: McGraw
Hill).
4. Thompson J., 1967, Organizations in action (New York: McGraw Hill).
5. Mahoney J. and Pandian R., 1992, The resource-based view within the conservation of strategic management, Strategic Management Journal 13: 363380.
6. Schumpeter J., 1938, Capitalism, socialism, and democracy (New York: Harper), 68.
7. Oster S., 1999, Modern competitive analysis (New York: Oxford University Press).
8. Barney J., 1991, Firm resources and sustained competitive advantage, Journal of Management 17: 99-120.
9. Lee H., Smith K. G., Grimm C. M., and Schomberg A., 2000, Timing, order, and durability of new product advantages with imitation, Strategic Management Journal 21: 23-30. 10. Griener L., 1972, Evolution and revolution as organizations grow, Harvard Business Review 50: 37-46.
УДК 351:338.431:339.9.012
Майстро С. В., д.гос.упр., доц.
Механизм государственного регулирования конкурентного развития агропромышленного комплекса Украины
В статье исследуются проблемы конкурентоспособности агропромышленного комплекса Украины, показаны составляющие механизма государственного регулирования конкурентного развития АПК и направления его совершенствования.
Ключевые слова: механизм государственного регулирования, агропромышленный комплекс, конкурентоспособность, интеграция.
Интенсивное развитие мировой экономики, открытость территориального пространства государств, развивающиеся экономические связи выдвигают в число одних из самых актуальных проблем современности такую
экономическую категорию, как “конкурентоспособность”. Особенно проблема конкурентоспособности актуальна для экономики Украины, и особенно ее агропромышленного комплекса (АПК), большинство субъектов хозяйствования которого имеют низкий уровень конкурентоспособности не только на межгосударственном, но и на внутреннем рынке.
Проблемам конкурентоспособности, а также государственного регулирования и стимулирования конкурентного развития АПК Украины посвятили свои научные публикации многие ученые, в том числе зарубежные. В западной экономической литературе распространено «универсальное» трактование конкурентоспособности как способности страны или фирмы разрабатывать и производить товары и услуги или более высокого качества, или же по более низким ценам по сравнению с конкурентами.
По мнению М. Портера, именно конкуренция является «конкретным механизмом, который принуждает предпринимателей следовать указаниям «невидимой руки» (рынка) [4, с. 56].
По мнению Воробьевой Т.И., основными составляющими конкурентоспособности продукции (работ, услуг), предприятий, отраслей, регионов, государств являются затраты, себестоимость, цена, качество, реклама, самостоятельность в распоряжении результатами своего труда [2, с. 58-59].
Могильный О.М. считает, что конкурентоспособность аграрного производства зависит от комплекса факторов, которые формируют дополнительные конкурентные преимущества сравнительно, с другими участниками рынка. То есть конкурентные преимущества есть "факторными признаками", или процессом образования и реализации более благоприятных условий в сфере агробизнеса [3].
Несмотря на указанные исследования, немало вопросов относительно соответствия методов государственного регулирования и механизма поддержки конкурентоспособности АПК страны требованиям ВТО остаются недостаточно исследованными.
Начиная с 2001 г., в АПК Украины наметилась неустойчивая, но положительная тенденция относительно конкурентного развития. Наблюдается повышение деловой активности экономических субъектов, возрастает производительность труда, увеличиваются инвестиции в основной капитал, увеличивается положительное сальдо внешней торговли сельскохозяйственной продукцией.
В настоящее время закладывается гармонизованная к международным требованиям нормативная база функционирования рынка всех факторов производства и конкурентных условий деятельности предприятий АПК, приводится в соответствие с правилами ВТО государственная поддержка отечественных товаропроизводителей. А главное - стратегическое поведение большинства хозяйствующих субъектов внутреннего аграрного рынка направлено на их адаптацию к конкурентной среде. То есть наблюдаются определенные признаки прогресса относительно эффективного воспроизводства АПК и роста его конкурентоспособности.
Указанные положительные процессы должны закрепить положительные тенденции в отрасли и обеспечить дальнейшее повышение конкурентоспособности аграрного производства всех уровней: хозяйственном, региональном, национальном и страны, как субъекта международной конкуренции на соответствующем сегменте глобального рынка (аграрном).
В настоящее время обосновываются самые различные точки зрения и пути решения проблемы повышения конкурентоспособности аграрной продукции и АПК в целом.
По нашему мнению, повышение конкурентоспособности предполагает по возможности одновременное приведение в действие системы факторов на микро- и макроуровнях: организационных, экономических, технических, технологических, инновационных, инвестиционных, правовых, экологических, социальных, психологических и других, обеспечивающих в совокупности желаемый эффект - от структурного сбалансирования и стабилизации аграрного производства на основе инновационно-инвестиционного развития до решения вопросов социальной направленности и устойчивого развития аграрного сектора (рис. 1).
С учетом передового отечественного и зарубежного опыта нами предложены пять основных блоков факторов (направлений), знание и применение которых обеспечивает повышение уровня конкурентоспособности субъектов АПК независимо от организационно-правовых форм хозяйствования.
Первый блок - сосредоточенность (специализация) предприятий, учреждений на определенном виде деятельности. Это обуславливает потребность производства тех видов продукции, работ или оказываемых услуг, которые данный субъект в данной экономической среде хозяйствования может осуществить с наименьшими затратами трудовых, материальных, технических, финансовых ресурсов на меньшей площади сельскохозяйственных угодий, получить большую продуктивность животных и повысить урожайность сельскохозяйственных культур, произвести и реализовать продукцию с лучшими потребительскими свойствами и по взаимоприемлемой для товаропроизводителей и потребителей цене.
Второй блок - создание благоприятных условий хозяйствования, обеспечивающих высокопроизводительный труд персонала, ориентация их деятельности на максимальный общий экономический и личный интерес каждого участника в технологической цепи “производство сырья - сбыт готовой продукции”. Это достигается, главным образом, путем применения эффективного экономического механизма хозяйствования и создания приемлемых правовых условий жизнедеятельности всех субъектов разных организационно-правовых форм.
Рис. 1. Приоритетность конкурентоспособности для достижения устойчивого развития АПК Украины
Третий блок - постоянная инвестиционно-инновационная деятельность. Это означает производство новой высокопроизводительной техники, внедрение передовых технологий на всех стадиях от производства до сбыта продукции, разведение высокопродуктивных пород животных, высокоурожайных сортов зерновых, кормовых культур и других видов продукции растениеводства на основе привлечения инвестиций, а также применение рациональных методов организации производства и мотивации труда, высокую квалификацию и ответственность персонала за конечные результаты труда.
Четвертый блок - адаптация субъектов хозяйствования к постоянно меняющейся внутренней и внешней экономической среде деятельности на основе маркетинга, то есть ориентация на максимально возможное удовлетворение запросов потребителей в настоящем и прогнозном периодах.
Пятый блок факторов должен обеспечить благоприятную эффективную среду хозяйствования всем субъектам на макроуровне (государственном) путем применения стимулирующих систем: ценообразования, налоговой, кредитной и таможенной политики. Ключевыми задачами государства в этой связи должны стать:
• развитие инфраструктуры рынка, наращивание производства и повышение экспортной конкурентоспособности продукции аграрного сектора;
• формирование целостной системы финансово-кредитного обеспечения агропромышленного комплекса, прозрачных механизмов функционирования ипотечного рынка;
• усовершенствование механизмов реализации и защиты прав
граждан и юридических лиц на землю;
• создание условий для развития социальной сферы села.
В целом соблюдение системности и комплексности при взаимодействии всех элементов механизма государственного регулирования (принципов, методов, инструментов) будет содействовать конкурентному развитию агропромышленного комплекса Украины в долгосрочной перспективе (рис. 2).
Экономическая самостоятельность товаропроизводителей ныне является важнейшей задачей и главным резервом повышения эффективности и конкурентоспособности продукции АПК.
Устойчивое положение обеспечивается не только вышеуказанной нами системой факторов, в совокупности способствующих получению высоких стабильных урожаев возделываемых сельскохозяйственных культур и высокой продуктивности животных, но и достижением необходимого уровня прибыльности при реализации продукции. Что достигается организацией собственной системы не только производства, но и промышленной переработки сельскохозяйственного сырья и сбыта готовой продукции.
Такой уровень интеграционных процессов в АПК получил название аграрно-промышленной интеграции, которая представляет собой процесс объединения (синтез) сельского хозяйства и промышленности, экономической предпосылкой которого является непрерывность научно-технического прогресса, основывается на совокупности производственных взаимоотношений и разной мерой проявляется и совершенствуется на протяжении всего развития общественного производства.
Главная цель создания современного интегрированного агропромышленного объединения заключается не только в установлении прямых связей между участниками, устранении посреднических звеньев, сокращении непроизводственных расходов и увеличении прибыли, а и в обеспечении финансовой стабильности его участников, определении объективного подхода к распределению прибыли путем конструктивного взаимодействия банков с производственной сферой, особом режиме кредитования и налогообложение агропроизводственной деятельности [5, с. 3-15].
В целом, на наш взгляд, для повышения конкурентоспособности предприятий АПК Украины, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, необходимо развивать кооперативно-интеграционные процессы в следующих четырех направлениях (уровнях):
Субъекты государственного регулирования (органы государственного управления)
Принципы
Методы
Инструменты
Законности
Устойчивого
развития
Региональ-
ности
Адити
вности
Гармонизации интересов
Финансово-экономические
- Бюджетно-налоговые
- Денежно-кредитные
- Таможенно-тарифные
- Ценорегулирующие
Институционно-правовые
- Законодательные
- Акты Правительства
- Акты министерств и ведомств
- Стратегическое прогнозирование
Организационно -административные
- Развитие конкуренции -Лицензирование, квотирование, сертификация -Экологизация произ-ва -Формирование инфраструктуры рынка -Контроль рынка
Социально-
психологические
- Социальное нормирование
- Мониторинг домашних хозяйств
- Содействие занятости
- Формирование рыночного поведения -Развитие сельских территорий
Объекты государственного регулирования
Рис. 2. Механизм государственного регулирования конкурентного развития
АПК Украины
1. Хозяйственный уровень, который характеризуется развитием кооперативных форм на уровне сельскохозяйственных предприятий (горизонтальная интеграция).
2. Вторым уровнем кооперативно-интеграционные процессов в АПК должен стать региональный уровень, где должны формироваться как малоступенчатые, так и многозвенные агропромышленные и агрофинансовые группы и объединения, включающие сельскохозяйственные предприятия -поставщиков сырья, животноводческие комплексы, комбикормовые и перерабатывающие предприятия, фирменную торговлю и финансовые структуры (вертикальная интеграция).
3. Национальный уровень реализации кооперативно-интеграционных процессов предполагает полностью завершенный уровень организации производства аграрной продукции сверху донизу, который призван включать все функции эффективной производственно-сбытовой деятельности под рыночный потребительский спрос. Реализоваться он может как в составе национальных производственных и обслуживающих объединений, так и независимо от них. Целесообразно формировать следующие кооперативновертикальные агропромышленные структуры: зерно-, мясо-, молоко-, картофеле-, овоще-, сахаро-, льнопродуктовые, масложировые и др. Называться они могут союзами, ассоциациями, объединениями, холдингами, аграрно-промышленно-финансовыми группами (АПФГ).
4. Международный (глобальный) уровень реализации кооперативно -интеграционных процессов предусматривает обеспечение гарантированного производства продукции, каналов ее реализации и доведение продукции к товарному виду и потребителю, путем создания на этой основе международных аграрно-промышленно-финансовых формирований (корпораций, концернов, аграрно-промышленно-финансовых групп), в которых органически развивается производство, промышленная переработка, хранение и реализация конечной продукции с выходом на внешний рынок.
Создание и функционирование в АПК интегрированных объединений при участии финансового, промышленного капитала и иностранных инвесторов - кратчайший путь вывода аграрного сектора Украины на уровень наиболее развитых в аграрном отношении стран. Прорыв экспортноориентированных отраслей АПК Украины на внешние рынки через хозяйственный механизм аграрно-промышленно-финансовых групп имеет важное значение для продовольственной безопасности страны и уменьшение оттока капитала из страны через импорт продуктов питания, увеличение поступлений в бюджет.
Таким образом, содействовать повышению конкурентоспособности АПК должна соответствующая государственная политика, которая в среднесрочной перспективе должна быть направлена на устойчивое развитие агропромышленного комплекса, обеспечение продовольственной безопасности государства, развитие рыночной инфраструктуры, наращивание экспортного потенциала, применение разрешенных нормами ВТО механизмов защиты
национального аграрного рынка, создание условий для полноценного развития сельских территорий и уровня благосостояния сельского населения. Дальнейшие наши исследования будут направлены на определение концепции государственного регулирования конкурентного развития аграрного сектора в условиях либерализации мировой экономики.
Литература
1. Філіпченко А.С., Моринець С.Я., Вергун В.А. та ін. Міжнародні економічні відносини. К.: Либідь, 1992. С. 72.
2. Воробьева Т.И. Слагаемые конкурентоспособности продукции АПК // Изв.. Акад. наук Беларуси. Серия аграрных наук. 2004. № 1. С. 58-59.
3. Могильний О.М. Регулювання аграрної сфери. Ужгород.: ІВА. 2005.
4. Портер М. Международная конкуренція. М., 1996. С. 56.
5. Саблук П.Т. Основні напрямки розроблення стратегії розвитку агропромислового комплексу в Україні // Економіка АПК. 2004. № 12. С. 3-15.
УДК 332.14
Алешин А.В., к.э.н.
Мировой опыт государственной поддержки межфирменного партнерства
на региональном уровне
В статье рассматривается мировой опыт государственного стимулирования взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса на региональном уровне. В работе определены факторы, влияющие на формирование различных моделей государственной поддержки сотрудничества малых, средних и крупных предприятий.
Ключевые слова и словосочетания: государственная поддержка; межфирменное партнерство; взаимодействие разномасштабных субъектов бизнеса; региональное развитие.
Успешность развития региональных экономических систем в настоящее время во многом зависит от эффективности реализуемых на мезоуровне моделей и технологий интеграции потенциала разномасштабных субъектов бизнеса для решения актуальных хозяйственных задач. С одно стороны, это определяется доказанной в экономической теории и практике целесообразностью интеграции бизнес-акторов для получения конкурентных преимуществ и синергетического эффекта. С другой стороны, обусловлено специфическими особенностями функционирования малых, средних и крупных предприятий, проявляющимися в том, что недостатки структур одного масштаба компенсируются достоинствами организаций другого масштаба, что увеличивает в итоге возможности для экономического роста и развития. Региональный ракурс рассмотрения взаимодействия разномасштабных субъектов бизнеса обусловлен тем, что распространенные в мире и в России формы