Н. В. Ермалинская
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ КООПЕРАЦИОННО-ИНТЕГРАЦОННЫХ СТРУКТУР В АПК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Развитие агропромышленной интеграции - общемировая тенденция. Однако характер, направления и организационные формы кооперативно-интеграционных отношений определяются конкретными условиями системы хозяйствования. В статье описаны отличительные особенности формирования агропромышленных структур в рыночной и трансформационной экономиках; систематизированы факторы функционирования агропромышленных объединений; установлены общие концептуальные положения и отличия белорусской и российской интеграционных моделей; проанализирована эволюция и выделены перспективные направления развития интеграции в АПК Республики Беларусь.
The development of agro-industrial integration is a worldwide tendency. However the nature, directions and organizing forms of cooperative-integrated relations are defined by the concrete conditions of the system of management. In this article the distinctive features of agro-industrial structures in making the market and transformational economy are described. Factors of functioning of agroindustrial corporations are systematized. There are also determined the general conceptual positions and differences Belorussian and Russian integrated models. This article also includes the analysis of evolution and perspective directions of the integration development in agro-industrial complex of Republic of Belarus are given.
Ключевые слова: кооперативно-интеграционные отношения, рыночная и трансформационная экономики, факторы эффективного функционирования, белорусская и российская модели агропромышленной интеграции, перспективные направления развития интеграции.
Key words: cooperative and integrated relations, the market and transformational economy, factors of the effective functioning, Belorussian and Russian models agro-industrial
integration, perspective directions of the integration development.
Построение и развитие системы производственно-экономических отношений между субъектами хозяйствования в АПК на универсальных принципах кооперации и интеграции -общемировая тенденция, обусловленная необходимостью повышения эффективности не только аграрной сферы производства, но и национальных экономик государств в целом. В трансформационной экономике использование административно-экономических мер по реформированию убыточных сельскохозяйственных организаций и созданию кооперативно- интеграционных структур является объективно необходимым условием организации эффективного агропромышленного производства.
На основании проведенных исследований нами установлены отличительные особенности формирования кооперативно-интеграционных структур в аграрном секторе рыночной и трансформационной экономик; систематизированы факторы эффективного функционирования агропромышленных формирований; выявлены основные тенденции и приоритетные направления развития интеграции в процессе адаптации АПК Беларуси к рыночным условиям; выделены общие концептуальные положения и отличия белорусской и российской моделей агропромышленной интеграции.
Отличительные особенности агропромышленной интеграции в рыночной и трансформационной экономиках
Ряд ученых, занимающихся исследованиями в области агропромышленной интеграции, отмечают, что конкретные социально-экономические условия системы хозяйствования в определенные периоды ее развития определяют степень и формы проявления агропромышленной интеграции, обуславливают особенности процесса построения кооперативно-интеграционных связей в национальном АПК [8, с. 22; 14, с. 50; 15].
В результате исследований нами выделены критерии различия, позволяющие провести сравнительный анализ и выявить особен-
ности агропромышленной интеграции в стра- ловиях использования переходной модели хонах с развитой рыночной экономикой и в ус- зяйствования (табл. 1).
Таблица 1
Отличительные особенности агропромышленной интеграции в рыночной и трансформационной экономиках*
Развитая рыночная экономика Трансформационная экономика
1. Ключевые предпосылки развития
Эволюционное развитие производительных сил и усложнение производственных отношений на базе НТП. Последствия ликвидации административнокомандной системы хозяйствования (неплатежеспособность сельхозорганизаций и пр.).
Ужесточение конкурентной борьбы на потребительском рынке, стимулирующее построение взаимоотношений на базе со-конкуренции и сотрудничества. Необходимость обеспечения продовольственной безопасности за счет собственного сырья и продовольствия; формирование конкурентоспособного экспортноориентированного производства.
2. Концепция развития и ведущие мотивы интеграции
Институционально-рыночная концепция [15], в рамках которой ведущими мотивами интеграции выступают: концентрация агропромышленного производства, минимизация негативного воздействия фактора неопределенности и непредсказуемости сельскохозяйственного рынка, экономия транзакционных издержек, формирование конкурентных преимуществ и пр. В период с 2004 по 2008 гг. - концепция «убежденной добровольности» [14, с. 50], в рамках которой преобладают мотивы финансового оздоровления сельхозорганизаций с применением административных мер.
Параллельно с 2006 г. получает развитие производственно-технологическая концепция [9], мотивы которой - стабилизация поставок сельхозсырья, оптимизация сырьевой зоны перерабатывающего предприятия и пр.
4. Масштабы агропромышленной интеграции и ее последствия
На национальном и транснациональном уровнях формируются крупные продуктовые компании, способные быстро завоевывать рыночное экономическое пространство и задавать условия мировой торговли. Развитие интеграционных отношений преимущественно на локальном уровне по инициативе региональных органов государственного управления.
Создание условий по выходу на национальный, транснациональный уровни интеграции.
3. Основные направления и характер развития
Формирование интеграционной инициативы как по восходящей (от самих субъектов), так и по нисходящей линии. Преобладание нисходящей интеграции при активном вмешательстве региональных органов власти.
Многообразие форм взаимодействия субъектов АПК. Активное распространение «жестких» форм агропромышленной интеграции.
5. Особенности корпоративного управления
Распространены англо-американская, немецкая, японская и семейная модели корпоративного управления с преобладанием «аутсайдерского» типа собственности. Преобладает предпринимательская модель корпоративных отношений и «инсайдерский» тип собственности.
6. Роль государственного регулирования
Создание условий для функционирования интеграционных структур на основе сочетания рыночных и административных методов регулирования. Инициатива создания и прямое вмешательство государства в процессы функционирования интегрированных объединений.
Приоритет остается за рыночными механизмами саморегулирования деятельности субъектов интеграции. Приоритетными методами регулирования являются административно-правовые, в сочетании с экономическими и информационными.
* таблица составлена автором по результатам собственных исследований.
Из приведенной нами таблицы 1 видно, что в условиях трансформационной экономки отсутствие соответствующей производственной базы и экономическая слабость сельскохозяйственных товаропроизводителей сдерживают активное развитие интеграционных отношений на принципах взаимовыгодного сотрудничества. В такой ситуации использование административно-экономических мер по реформированию убыточных сельскохозяйственных организаций и созданию кооперативно-интеграционных структур являлось объективно необходимым условием организации эффективного агропромышленного производства. Данные меры составляют подготовительный этап для активизации развития эффективных отношений между субъектами АПК на подлинных принципах кооперации и интеграции в условиях развитого рынка.
Система факторов эффективного функционирования интегрированных структур в АПК
В рыночных условиях для обеспечения эффективного функционирования кооперативно-интеграционных структур в АПК необходим системный учет всего комплекса действующих факторов, выработка соответствующих механизмов и инструментов, позволяющих осуществлять количественные и качественные преобразования экономического потенциала агро-
промышленного формирования и его переход на более высокий уровень эффективности хозяйствования за счет создания долгосрочных и устойчивых конкурентных преимуществ.
Под факторами развития агропромышленного производства следует понимать "параметры, определяющие характер и результативность протекания экономических процессов, предопределяющие количество и качество создаваемого экономического продукта" [4, с. 493].
Применительно к современным условиям хозяйствования нами выделены четыре группы факторов эффективного функционирования агропромышленных объединений: внешние прямого и косвенного воздействия, интеграционные, внутренние (табл. 2).
Научная новизна представленной системы факторов заключается в:
- группировке факторов по ряду критериев: уровню действия (внешний, интеграционный, внутренний) и характеру влияния на эффективность деятельности субъектов (прямой, косвенный; объективный, субъективный);
- выделении группы интеграционных факторов на основе видов взаимосвязей, устанавливаемых между объединенными участниками (организационно-управленческие, производственно-технологические, финансовоэкономические).
Таблица 2
Система факторов эффективного функционирования интегрированных
структур в АПК*
Подгруппа факторов Факторы
Внешние факторы косвенного воздействия
Природно- климатические почвенно-климатические условия, биоклиматический потенциал зоны сельскохозяйственного производства и пр.
Экологические спрос на экологически чистые продукты питания; воздействие сельского хозяйства на окружающую среду; радиоэкологическая обстановка в регионе; последствия крупномасштабных мелиоративных работ и пр.
Факторы экономической политики методы макроэкономического регулирования; учет требований Всемирной торговой организации при развитии национального законодательства и практики регулирования внешнеэкономической деятельности; аграрная политика государства и пр.
Факторы НТП техническо-технологические (совершенствование технологии производства, расширение возможностей регулирования внешних условий развития организмов), биологические (улучшение носителей биологических процессов), социально- экономические (организационные возможности использования других факторов) факторы.
Социально- культурные этнонациональная система деятельных и социально-духовных ментальных характеристик, национальная культура.
Внешние факторы прямого воздействия
Рыночные емкость рынка; контактные аудитории и СМИ; потребительский спрос; рыночная инфраструктура; система специальных рынков (рынки земли, труда, капитала и пр.).
Г осударственное регулирование бюджетное, налоговое, ценовое, денежно-кредитное, социальное регулирование; государственные программы; регулирование охраны окружающей среды и пр.
Инфраструктур- ные система подготовки и повышения квалификации кадров для организаций АПК; научное обеспечение и система консалтинга в АПК; система агросервиса и производственно-биологического обслуживания и пр.
Социально- демографические социально-кадровый состав региона; система социального обслуживания; меры по повышению качества жизни на селе и пр.
Интеграционные факторы
Организационно-управле нческие общие цели развития; состав участников; правовые принципы взаимодействия; механизм консолидации имущества; механизм стимулирования трудовой деятельности; расширение маркетинговых функций; политический статус объединения и пр.
Производственно- технологические уровень «звенности» интегрированной производственной цепочки; уровень специализации и кооперирования подразделений; техникотехнологическая модернизация и использование инновационных технологий и пр.
Финансово- экономические модель распределительных отношений; наличие инвестиционных, банковских структур и страховых организаций; система уплаты налогов и пр.
Факторы внутренней среды
Технико- технологические производственный потенциал; производственные технологии; уровень качества сельхозсырья и готового продовольствия; экологичность производства и пр.
Организационно- экономические оптимизация участников по ресурсам, структуре, объемам производства; материальное стимулирование труда и производства; информационное обеспечение.
Финансово- инвестиционные уровень финансово-экономического обеспечения участников; хозяйственные риски (производственные, коммерческие и т.д.) и пр.
Экономико- географические факторы, обуславливающие специализацию сельхозпроизводства, освоенность территорий, размеры; размещение промышленной переработки и пр.
Социально- экономические квалификационный уровень работников; специфические условия труда и быта работников и пр.
* таблица составлена автором по результатам собственных исследований.
Сущность выделенных факторных групп заключается в следующем:
1. Факторы внешней среды. Открытый характер взаимодействия интегрированной системы с внешней средой обуславливает влияние внешних факторов на эффективность ее функционирования.
Для более полного учета возможных последствий влияния внешних факторов, целесообразно выделить факторы косвенного и прямого воздействия. Как показали исследования, влияние первых обусловлено действием объективных экономических законов, макроэкономическими изменениями; вторые - носят
субъективный характер, что связано с непосредственным и постоянным взаимодействием интегрированных структур с составляющими внешней среды (покупателями, поставщиками, госорганами, конкурентами, рынком труда).
2. Интеграционные (системообразующие) факторы. В качестве критерия структуризации данной группы факторов использованы виды взаимосвязей (организационно-управленческие, производственно- технологические, финансово-экономические), которые возникают между основными элементами организационно- экономического механизма функционирования агропромышленных формирований. Действие интеграционных факторов предопределяет эффективность процесса построения производственной многоэлементной системы (трансформации внешних факторов во внутренние по отношению к интегратору); обуславливает степень проявления синергетического эффекта взаимодействия; формирует условия повышения уровня внутренней интеграции технологических звеньев и совершенствования системы управления объединением.
3. Факторы внутренней среды (подсистем). Проведенные исследования позволяют утверждать, что факторы внутренней среды, зачастую являясь производными от факторов внешней среды, определяются внутренним состоянием участников интегрированной структуры и оказывают непосредственное воздействие на конечные результаты ее функционирования.
Предлагаемая система факторов может быть использована для:
- определения системообразующих параметров интеграционных объединений, обеспечивающих согласование экономических интересов участников и повышение эффективности совместной деятельности;
- выявления долгосрочных и краткосрочных резервов роста эффективности функционирования агропромышленных формирований.
Основные этапы и особенности процессов построения кооперативно- интеграционной системы в АПК Республики Беларусь
Совершенствование организационной структуры АПК по средствам создания кооперативно-интеграционных формирований призвано обеспечить эффективное и устойчивое развитие агропромышленного производства в республике.
На основании анализа процессов построения кооперативно- интеграционной системы АПК Беларуси в период формирования рыночной экономики нами выделены основные этапы и установлены особенности, характерные для каждого из них.
Первый этап (период с 2004-2005 гг.). Начало восстановления связей между субъектами агропромышленного производства в целях формирования производственно-экономической базы для организации крупных интегрированных структур было положено в процессе реализации мер по имущественной и финансовой реструктуризации сельскохозяйственных организаций в соответствии с Указами Президента Республики Беларусь "О некоторых мера по финансовому оздоровление сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство" от 19 марта 2004 г. №9 138 [10], и "О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций" от 14 июня 2004 г. № 280 [11]. На данном этапе ключевая задача состояла в том, чтобы создать условия для финансового оздоровления убыточных, нестабильно работающих сельхозорганизаций и привлечения инвестиций в аграрное производство для его технико-технологической модернизации. Реализация требуемых мер осуществлялась посредством централизовано управляемого процесса реорганизации убыточных сельскохозяйственных товаропроизводителей путем их присоединения или продажи как имущественных комплексов к предприятиям-инвесто-рам, в качестве которых выступили перерабатывающие, агросервисные и крупные промышленные предприятия.
По состоянию на 01.01.2006 г. реорганизовано 505 убыточных сельскохозяйственных организаций, что составило 40,5 % от общей численности убыточных сельскохозяйственных организаций на 1 января 2004 г. Из общего числа 416 организаций были присоединены, 85 - проданы как имущественные комплексы [1, с. 19].
По результатам проведенного анализа выявлены особенности, характерные для данного периода построения кооперативно-интеграционных отношений в АПК, а именно:
- реализация государственных мер по финансовому оздоровлению организаций ос-
новывалась на проведении институциональных структурных преобразований, связанных с изменением отношений собственности;
- преобладающее количество предприятий как имущественных комплексов было продано представителям негосударственных организаций;
- более высокого уровня эффективности сельскохозяйственного производства смогли добиться объединения, образованные путем приобретения предприятиями убыточных сельскохозяйственных организаций по Указу Президента Республики Беларусь № 280.
Второй этап (период с 2006-2008 гг.) характеризовался продолжением процесса реструктуризации сельскохозяйственных организаций путем реализации Указов Президента Республики Беларусь "О привлечении инвестиций в сельскохозяйственное производство" от 24 июня 2008 г. № 350 [13] и "О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций" от 25 февраля 2008 г. №9 113 [12].
По данным Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларуси за период с 2006-2008 гг. численность объединенных в АПК организаций составила 342, в т.ч. в форме присоединения - 338, продажи предприятий как имущественных комплексов
- 4 [1, с. 18].
Параллельно с реорганизацией убыточных субъектов хозяйствования активизировался процесс формирования кооперативно-интеграционных структур по продуктовому и территориальному принципам.
Для данного периода характерен ряд особенностей, а именно:
- широкое распространение получил местный уровень кооперации и интеграции субъектов;
- в качестве интеграторов выступили устойчиво функционирующие сельскохозяйственные, перерабатывающие или промышленные предприятия;
- создание кооперативно-интеграционных объединений осуществлялось по принципу самодостаточности сырьевой зоны для полного ресурсного обеспечения животноводческих комплексов и снабжения сырьем перерабатывающих и пищевых предприятий;
- преобладающей тенденцией являлось создание интеграционных объединений с ограниченным количеством участников (усеченные формы интеграции), не позволяющих в полной мере задействовать потенциал единой технологической цепи.
Анализ практического опыта функционирования созданных в период с 2004-2008 гг. объединений позволил выявить ряд положительных тенденций, а именно [1; 5]:
- по всем группам организаций-инвес-торов, которые приобрели права и обязанности присоединенных организаций, наблюдается тенденция снижения удельного веса дотаций из бюджета по отношению к объему производства валовой продукции;
- по удельному весу в структуре инвестиций собственных средств наибольшие параметры обеспечены в объединениях с комбинатами хлебопродуктов и комбикормовыми заводами - 37%; с перерабатывающими предприятиями - 50 %; птицефабриками - 67%;
- отмечается положительная динамика функционирования объединенных организаций с точки зрения расширения масштабов производства (увеличение производства валовой продукции почти в 2 раза, рост рентабельности по конечному финансовому результату на 16,6 процентных пункта), технико-технологической модернизации производства, решения социальных задач (увеличение численности занятых в производстве, рост среднемесячной заработной платы в среднем в 1,4 раза);
- по производству продукции сельского хозяйства в расчете на 1 балло-гектар в 2008 г. наилучших результатов достигли объединения со свиноводческими комплексами (зерно - 47,5 кг), комплексами по выращиванию и откорму КРС (мясо КРС - 5,1 кг), с предприятиями перерабатывающей и пищевой промышленности (молоко - 31,1 кг, мясо КРС - 3,2 кг), с птицефабриками (зерно - 51,7 кг, молоко - 29,3 кг, мясо КРС - 2,3 кг);
- наиболее успешными оказались продуктовые объединения, в которых в качестве интеграторов выступили сельскохозяйственные организации (ОАО "Агрокомбинат "Дер-жинский", РАП "Совхоз-комбинат "Заря"), предприятия перерабатывающей промышленности (ОАО "Савушкин продукт", РДСУП "Бе-лоруснефть-Особино"), финансовые и част-
ные организации (ЗАО "Витекс", ООО "Торговый Дом "Ждановичи") соответственно.
В результате проведенных исследований были установлены организационно-экономические трудности, препятствующие решению поставленных задач, а именно [1]:
- недостаточная административная проработанность и экономическая обоснованность процессов объединения организаций с целью финансового оздоровления и привлечения инвестиций в технико-технологическую модернизацию производства. В частности, не оправдало себя крупномасштабное объединение сельскохозяйственных предприятий с аг-росервисными организациями из-за сложного финансового состояния последних;
- правопреемство обязательств и переход активов сельскохозяйственных организаций в собственность новым юридическим лицам не позволило полностью решить проблемы устойчивого роста задолженностей по кредитам и займам; в полной мере обеспечить внут-риструктурные изменения, направленные на формирование эффективного менеджмента и снижение издержек производства.
Третий этап (с 2009 г. и на перспективу). Степень охвата интеграционными связями субъектов АПК, объемы переработки и продаж, организационная инфраструктура, методы ведения конкурентной борьбы, уровень используемых технологий свидетельствуют о том, что процессы создания продуктовых объединений, замыкающих цикл от получения сельскохозяйственного сырья до сбыта готового и качественного продовольствия, развиваются достаточно медленно. Однако уже на данном этапе решены ключевые проблемы обеспечения продовольственной безопасности и независимости за счет внутреннего производства, расширяются объемы экспорта продовольствия [6, с. 18]. Приоритетными задачами становятся [6, с. 13]:
- переориентация субъектов хозяйствования с производственных и количественных показателей на экономические и качественные;
- организация и ведение агропромышленного производства на принципах самоокупаемости и самофинансирования;
- формирование модели развития АПК, ориентированной на построение сквозных республиканских и транснациональных компаний и корпораций по продуктовому принципу.
Формирование сквозных республиканских и транснациональных компаний и корпораций позволит [5; 7]:
- создать благоприятные условия для рыночной торговли и нейтрализовать необоснованную конкуренцию между товаропроизводителями на внутреннем рынке, а также при экспортных поставках;
- привлечь зарубежный капитал, новейшие технологии, передовые знания и опыт и, тем самым, обеспечить технико-технологическую модернизацию агропромышленного производства и его переход на инновационный путь развития;
- обеспечить производство отечественной продукции, соответствующей мировым критериям конкурентоспособности, и ее успешное продвижение на зарубежные рынки, закрепление на них и интеграцию в мировую продовольственную систему.
Общие концептуальные положения и отличия белорусской и российской моделей агропромышленной интеграции
Тенденция построения организационной структуры АПК на принципах кооперации и интеграции преобладает не только в национальной экономике, но и на всем постсоветском пространстве. В значительной степени это обусловлено тем, что агропромышленная интеграция рассматривается в качестве приоритетного направления реформирования аграрного сектора, имеющего стратегическое значение [14].
В силу общности базовых условий развития системы агропромышленного производства особый интерес представляет российский опыт создания и функционирования интегрированных формирований. По результатам сравнительного анализа могут быть выявлены новые закономерности установления кооперативно-интеграционных взаимосвязей между субъектами АПК и выработаны перспективные рекомендации по решению собственных проблем как теоретико-методологического, так и практического характера.
В этой связи нами установлены общие концептуальные положения и отличия белорусской и российской моделей агропромышленной интеграции, а также определены ключевые особенности институциональных и структурных преобразований в АПК Российской Федерации.
Специфика развития кооперативно-интеграционных отношений в российском АПК обусловлена: направленностью их выстраивания (как по инициативе "сверху", так и "снизу"); региональной разобщенностью в масштабах преобразований (тотальное распространение в Северо-Западных регионах, в других областях - локализация на уровне районов) и организационно- экономическими моделями агропромышленных объединений (создание холдинговых компаний с разветвленной многоуровневой структурой) [2; 3; 8].
Наличие общих концептуальных положений в анализируемых моделях развития аграрной экономики обусловлено идентичностью условий трансформационного периода (табл. 3).
Характер и правовые условия проведения институциональных и структурных преобразований в АПК определяют различия в рассматриваемых моделях агропромышленной интеграции (табл. 4).
Таким образом, анализ показал, что общность белорусской и российской моделей агропромышленной интеграции в первую очередь обусловлена схожими экономическими условиями переходного периода; различия
- характером процесса построения системы кооперативно-интеграционных отношений и уровнем правовой проработанности данных вопросов.
Приоритетны направления развития агропромышленной интеграции в условиях становления рыночной экономики
По результатам проведенных исследований нами установлено, что процессы адаптации АПК Беларуси к условиям рыночной экономики путем формирования благоприятных условий для развития агарной сферы, совершенствования государственной поддержки, разработки эффективных механизмов функционирования кооперативно-интеграционных структур на принципах самоокупаемости и самофинансирования находятся только на начальной стадии своего развития. В данной связи важно четко определить приоритетные направления, которые могут быть заложены в основу перспективной концепции эффективного развития агропромышленных формирований. В качестве наиболее значимых положений, по нашей оценке, могут быть выделены следующие:
- расширение масштабов кооперативноинтеграционных связей и создание сквозных мегакомпаний на уровне государства, построенных на принципах международных транснациональных корпораций. Данное положение подиктовано стратегической необходимостью установления контроля над одноименным продовольственным рынком внутри страны, повышения инновационной активности в аграрном секторе и завоевания устойчивых конкурентных позиций на внешних рынках в целях вхождения в мировую продовольственную систему. В этой связи актуальными становятся вопросы обеспечения правовых основ функционирования корпоративного звена экономики и создание благоприятных организационно-экономических условий со стороны государства для его развития;
- использование научно обоснованных подходов, определяющих эффективный уровень концентрации производства в АПК с учетом требований оперативности и гибкости при принятии управленческих решений. Каждому уровню организации интегрированного агропромышленного производства должны соответствовать определенные (оптимальные) параметры предприятий-участников, в первую очередь сельскохозяйственных организаций. В противном случае это влечет за собой снижение результативности хозяйственной деятельности. Опыт создания крупных интегрированных объединений показал, что "механическое" объединение активов организаций при отсутствии должного экономического обоснования не только не позволяет решить проблемы, связанные с ростом обязательств и нехваткой инвестиционных ресурсов в агропромышленном производстве, но и порождает ряд новых - в области организации, управления и осуществления эффективной деятельности организаций-правопреемников [1, с. 19-20];
- применение наряду с "жесткими" вариантами интеграции, механизмов контрактации, работающих на принципах стратегического партнерства субъектов. Контрактная система позволяет организовать производство определенных продуктов (чаще всего сельскохозяйственного сырья, имеющего относительно стабильный спрос и требующего быстрого использования и реализации) по единому плану, с общими требованиями к их качеству и
Таблица 3
Общие концептуальные положения белорусской и российской моделей агропромышленной интеграции*
Критерий сравнения Концептуальные положения
Меры по созданию базовых условий развития интеграции финансовое оздоровление неплатежеспособных и убыточных сельскохозяйственных организаций путем их присоединения к финансово устойчивым хозяйствам или несельскохозяйственным организациям при активном вмешательстве и поддержке региональных органов власти по схеме «сверху-вниз»;
Организационно - экономические особенности приоритетное распространение «жестких» форм интеграции на основе механизмов концентрации и централизации производства и капитала;
развитие индустриально-аграрной интеграции с привлечением капитала организаций, технологически не связанных с сельскохозяйственными структурами;
Перспективные направления развития усложнение организационно-экономических форм интеграции в направлении создания многопрофильных комбинированных систем, сочетающих вертикальные и горизонтальные уровни;
формирование корпоративной рыночной среды с последующим расширением масштабов взаимодействия до уровня транснациональных структур;
стимулирование развития ассоциативных форм интеграционного взаимодействия (контрактация, кластеры);
Таблица 4
Отличия белоруской и российской моделей агропромышленной
интеграции*
Критерий сравнения Концептуальные различия
Белорусская модель Российская модель
Особенности реформирования убыточных сельхозорганизаций осуществляется без процедуры банкротства. реализуется только посредством процедур банкротства и ликвидации неплатежеспособных организаций [3, с. 50].
Характер процесса построения системы кооперативноинтеграционных отношений между субъектами АПК системно- эволюционный, с поступательным расширением направлений, усложнением организационных форм и переходом на более высокие уровни интеграции. бессистемный, с параллельным развитием как ассоциативных, так и корпоративных форм взаимодействия субъектов на микро- и макроэкономическом уровне.
Правовые условия развития холдинговых форм интеграционного взаимодействия достаточно высокий уровень правовой проработанности вопросов создания и функционирования холдингов, четкое определение их «объективной составляющей» и характеристик дочерних компаний [16]. отсутствие институциональной формы «агрохолдинг», наличие проблем обеспечения легитимности создаваемых структур и прав дочерних (зависимых) обществ как юридических лиц, ограничение правовых и экономических гарантий стабильного развития сельскохозяйственного производства в рамках холдинговой структуры [3, с. 3334].
стандартам; а также проводить согласованные меры по совершенствованию технологии растениеводства и животноводства, внедрению новой техники, более совершенных форм организации труда и рационализации сбыта.
- стимулирование кластерных форм взаимодействия с гибкостью взаимоотношений и тесными информационными связями, что будет способствовать: развитию благоприятной экономической среды и сохранению единого экономического пространства региона; упрощению доступа к новейшим технологиям и ускорению процессов внедрения инноваций, составляющих основу конкурентных преимуществ участников агрокластера; распределению рисков в различных видах совместной деятельности; выходу на внешние рынки, укреплению международных экономических связей и привлечению иностранного капитала в современных условиях глобализации;
- сокращение мер прямого государственного регулирования и перевод субъектов агропромышленного производства на принципы самостоятельного хозяйствования. Реализация данного направления в первую очередь продиктована необходимостью приведения в соответствие мер государственного регулирования сельского хозяйства требованиям Всемирной торговой организации.
Государственная поддержка в рамках комплекса мер "зеленой корзины" в первую очередь позволит сформировать необходимые условия для перехода субъектов хозяйствования АПК на подлинные принципы кооперативно- интеграционного взаимодействия (самоуправление, самоорганизация и самоопределение);
- построение инновационной модели организации агропромышленного производства. Интенсификация и инновационность -ключевые направления развития АПК, обеспечивающие организацию производства в соответствии с требованиями конкурентоспособной рыночной экономики и создающие условия для интеграции в мировое экономическое пространство. Фактором, обеспечивающим реализацию данных направлений, является создание мощных интегрированных компаний во всех отраслях экономики страны. Взаимодействие товаропроизводителей на принципах интеграции уже выступает в качестве формы
организационных инноваций. Кроме этого интеграционные компании способны создать условия для интенсификации и инновационного развития АПК путем привлечения и формирования в результате хозяйственной деятельности инвестиционного капитала, а также активного освоения новейших достижений науки и техники на основе общности целей участников и их скоординированного взаимодействия.
Сегодня производство инновационной продукции на инновационном оборудовании составляет около 10%. Однако поставлена задача - довести этот уровень до 50% [6, с. 12]. Заданные параметры развития могут быть достигнуты в экономико-правовых условиях, соответствующих требованиям инновационной рыночной системы хозяйствования, а также путем создания организационных структур, работающих на принципах самоорганизации и самохозяйствования в контексте интересов государства и общества.
Таким образом, выполненные нами исследования по выявлению особенностей и основных тенденций развития агропромышленной интеграции, позволяют сделать вывод о том, что переход на рыночные принципы хозяйствования независимо от специфики национальной интеграционной модели требует создания соответствующих условий для развития эффективных форм кооперативно- интеграционных связей в агропромышленной сфере. Реализация выявленных перспективных направлений совершенствования интеграционного механизма позволит обеспечить: формирование качественно нового агропромышленного производства, перевод субъектов АПК на принципы самостоятельного хозяйствования, установление контроля над одноименным продовольственным рынком внутри страны, повышение инновационной активности в аграрном секторе, завоевание устойчивых конкурентных позиции на внешних рынках в целях вхождения в мировую продовольственную систему.
Приведенные доводы свидетельствуют, с одной стороны, о незавершенности и высоком динамизме процессов интегрирования в условиях становления рыночной системы хозяйствования, с другой - о большом потенциале данного направления совершенствования организационной структуры национального АПК.
Литература
1. Бельский В. И. Шпак А. П., Бычков Н. А., Запольский М. И. Экономическая эффективность осуществляемого объединения организаций в агропромышленном комплексе // Известия Национальной академии наук Республики Беларусь, 2010. №1. С. 17-26.
2. Гречанюк С. Развитие интеграции в АПК Северо-Запада России // АПК: экономика, управление, 2004. №3. С. 36-42.
3. Гумеров Р. Вопросы развития интегрированных корпоративных структур в агропромышленном комплексе // Российский экономический журнал, 2002. № 5-6. С. 24-34.
4. Гусаков В. Г., Дереза Е. И. Аграрная экономика: термины и понятия: энцикл. справ. Минск: Белорус. наука, 2008. 576 с.
5. Гусаков В. Г. Какими быть в Беларуси кооперативно-интеграционным объединениям в АПК // Аграрная экономика, 2009. №10. С. 2-9.
6. Гусаков В. Г. Основные концептуальные подходы перспективной организации сельского хозяйства // Известия Национальной академии наук Беларуси. Серия аграрных наук, 2008. № 4. С. 12-19.
7. Гусаков В. Г. Продовольственная кооперация: оценки и перспективы // Аграрная экономика, 2007. №5. С. 2-10.
8. Запольский М. И. Эффективность кооперативно-интеграционных отношений в сфере агропромышленного производства. Теория, методология, практика / под ред. академика, д-ра эконом. наук, профессора В. Г. Гусакова. Минск: Институт аграрной экономики НАН Беларуси, 2010. 256 с.
9. Лубков А. Н., Бобылев Д. С. Интеграция и кооперация: симбиоз или бифуркация // Аграрный вестник Урала, 2009. № 8 (62). С. 4-8.
10. О некоторых мерах по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций и привлечению инвестиций в сельскохозяйственное производство: Указ Президента Респ. Беларусь, 19 марта 2004 г., № 138/ Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Минск. URL: http:// www.pravo.by (дата обращения 20.10.2010).
11. О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных сельскохозяйственных организаций: Указ Президента Респ. Беларусь, 14 июня 2004 г. № 280/ Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Минск. URL: http://www.pravo.by (дата обращения 20.10.2010).
12. О порядке и условиях продажи юридическим лицам предприятий как имущественных комплексов убыточных государственных организаций: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 февраля 2008 г. № 113/ Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Минск. URL: http://www.pravo.by (дата обращения 20.10.2010).
13. О привлечении инвестиций в сельскохозяйственное производство: Указ Президента Респ. Беларусь, 24 июня 2008 г. № 350/ Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. Минск. URL: http://www.pravo.by (дата обращения 20.10.2010).
14. Пархоменко Н. В. Тенденции развития и особенности агропромышленной интеграции в условиях переходной экономики // Аграрная экономика, 2009. №1. С. 50-55.
15. Суходолов С. М. Вертикальная агропромышленная интеграция в социально-экономическом развитии АПК России: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.01. Томский гос. ун-т, 2006. URL: http:// sun.tsu.ru/mminfo/000212116/ 0002121 16.pdf (дата обращения 12.12.2009).
16. Функ Я. Холдинги в белорусском праве // Экономическая газета. Инфобанк. 2010. № 1. 9 февр. С. 24-26.