УДК 316.728 ББК 60.542.14 О - 47
Л.С. Озиева Механизм формирования ценностных ориентаций подрастающего
поколения
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье обосновывается, что семья - одно из основных понятий современной общественной науки, которое равно рассматривается и анализируется философией, социологией, педагогикой, социальной и культурной антропологией. Все эти науки, как правило, находят свое собственное, специфическое видение и понимание феномена семьи, но именно семья признается всеми исследователями основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности.
Ключевые слова:
Семья, родной язык, национальное самосознание, воспитание, социализация человека.
Семья - древнейшее устройство на Земле, и она занимает важное место в человеческом обществе. Известный ученый И.А. Ильин в своем исследовании пришел к выводу, что человеческая семья, в отличие от «семьи» животных, «есть целый остров духовной жизни». И если семья этому не соответствует, она обречена на разложение и распад. История показала и подтвердила это достаточно наглядно: великие крушения и исчезновения народов возникают из -за духовно-религиозных кризисов, которые выражаются, прежде всего в разложении семьи»[1].
Характеризуя семью как «первый, естественный и в то же время священный союз, в который человек вступает в силу необходимости», он подчеркивал, что человек «призван строить этот союз на любви, на вере и на свободе, научиться в нем первым совестным движениям сердца и подняться от него к дальнейшим формам человеческого духовного единения - родине и государству» [1].. Из покон веков семья считалась культурным, ценностным и информационным полем для развития подрастающих поколений. Естественно, она выступала и коллективом воспитательным, педагогическим. Но поскольку каждая семья принадлежит тому или иному, этносу, это поле оказывалось этнопедагогическим.
Каждое национально-этническое образование составляет неотъемлемую часть общечеловеческой популяции, а разнообразие самобытных национальных культур, языков, обычаев и традиций является основой жизненности этноса и человеческого сообщества в целом. В памяти людей существовали и существуют
такие понятия, как «отчий дом», «родная земля», «Родина», «Отечество», «этническая колыбель предков» и др. В них отражаются природно-ланшафтные, социально-экономические и духовно-нравственные ценности родного народа. Сокровенная любовь людей к своей колыбели, привязанность к родному краю, традициям и обычаям своего народа - все это является непреходящим социальным феноменом.
Родной очаг - это не только символ материнского покоя, уюта, теплоты, семейного счастья, это олицетворение Родины, отчего края, где прошло детство и пролегли в душе первые воспоминания счастья. Народный поэт Дагестана Р.Гамзатов убежден, что тот, «кто забывает свою мать, с легкостью предаст Родину». «Дом, - утверждает он, символ родного очага, того кровного, что единит нас с землей наших предков. И в социальной, и в нравственной сферах жизни дом занимает немалое место. Потеряв его, человек превращается в перекати-поле, лишается своих корней». В семье развивается этническое самосознание человека, в ней он усваивает родной язык. Национальное самосознание проявляется в традициях, обычаях, нравах и стереотипах мышления, нормах поведения и привычках, регулирует отношения между людьми, передается из поколения в поколение по-разному в различных социально-экономических и этнокультурных традициях. По мнению Л.Н. Гумилева, «человек принадлежит к своему этносу с младенчества». Далее он подчеркивает, что человек наследует эти образы от своего родового прошлого, которое включает как его человеческих, так и поведенческих или животных предков. Существенно иметь в виду, что архетипы не просто имена или даже философские понятия. Это моменты самой жизни - образы, целостно связанные с живым индивидуумом эмоциональными связями. Как отмечает Л.Н. Гумилев, «в отличие от культурной традиции, традиция этническая - это не преемственность мертвых форм, созданных человеком, а единство поведения живых людей» [2].
Национальное своеобразие проявляется через родной язык. Язык -хранитель и ретранслятор духовных ценностей, удивительнейший из всех даров, которым наделен человек. Он выражает менталитет и характер народа, национальные чувства, углубляет у его носителей ощущение принадлежности к данному этносу, помогает формировать национальное самосознание, без которого нет и самой этнсоциальной целостности. В языке сконцентрирован многотысячный опыт народного мышления, мудрости. Ребенок до усвоения языка не имеет национальных психологических признаков: он
«интернационален», но в процессе усвоения родного языка и с возрастом он постоянно усваивает национальные признаки окружающей среды, в меру его умственного развития начинают проявляться в его мышлении черты национального уклада. К. Д. Ушинский отмечал, что ребенок, овладевая родным языком, «усваивает не одни только слова, но и бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, усваивает легко и скоро. Родной язык самая живая, самая стабильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения народа в одно великое историческое живое целое» [3]. С материнским языком впитывается ребенком нравственное начало, то, что отличает одного человека от другого,
одну нацию от другой. Идет постоянный качественный рост его национального самосознания.
Средоточием всех воспитательных начал всегда была семья. Она имела и имеет свой уклад и авторитет, свои традиции, с помощью которых каждый народ воспроизводит себя, свою духовную культуру, свой характер и психологию - в ряду сменяющих друг друга поколений. Придавая огромное значение семье, Е.Е. Хатаев определяет ее «как исторически конкретную систему взаимоотношений между родителями и детьми, как малую социальную группу, члены которой связаны брачными и родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью, общностью в физическом и духовном воспроизводстве населения». Далее он отмечает, что «семья не только воспитывает сама», но и «удобряет» или, наоборот, «истощает» почву для последующего общественного воспитания» [4].
Вековой опыт позволил народу выработать определённые приёмы и правила воспитания детей. В средствах, методах и во всей системе воспитания подрастающего поколения выражались национальные чувства и психология народа, его бытовые устои. Многократно повторяясь и переходя из поколения в поколение, средства и методы воспитания детей постепенно перерастали в систему, становились традиционными. В традициях воспитания закреплялись нормы и принципы взаимоотношения людей, обусловливалось их общественное поведение.
Во все времена в истории развития человечества внимание родителей и общества было направлено на обучение подрастающего поколения жизненному опыту старших, передаче им трудовых навыков и правил поведения. В многовековом опыте различных народов сложились следующие методы: пример, разъяснение, приучение, поощрение, одобрение, убеждение, показ, укор, осуждение, наказание, запрет и т.д.
Народные методы воспитания отличаются от средств воспитания, с которыми, они тесно связаны и используются в единстве. К средствам семейного воспитания можно отнести различные виды деятельности, а также совокупность предметов материальной и духовной культуры. Огромное воспитательное воздействие на детей оказывают герои устного народного творчества. В глазах детей только тот поступок заслуживает подражания, который совершён авторитетным и уважаемым человеком. Желательно, чтобы детей окружали авторитетные люди в семье и в обществе. Наряду с другими средствами убеждения, с помощью которых народная педагогика воспитывала моральные качества, действенным был и фольклор. Убеждение даёт хорошие результаты, если содержание фольклора связывается с совершаемыми детьми действиями, поступками.
Многие народные сказки служат материалом для бесед с детьми на моральные темы. В них нередко раскрываются эстетические и этические функции и других видов народного искусства. Во многих сказках говорится о красивых вышивках как лучшей характеристике трудовых умений невесты; в ряде сказок присутствуют певцы и плясуны. Многие сказки содержат описания
красот природы, в других - воспевается красота девушки и доброго молодца, поощряются аккуратность в быту, трудолюбие, прославляется героическая борьба богатыря с темными силами, враждебными человеку. Сказочные сюжеты проникали в игры детей, герои сказок воплощались в игрушках. Таким образом, сказки, можно сказать, вбирают в себя все средства эстетического воздействия на детей. Эстетическое воздействие сказок зависит от их особенностей; от мастерства сказочника, даже от особенностей обстановки, в которой рассказывается сказка; от умения воспитателя отбирать соответствующий возрасту и индивидуальным особенностям слушателей материал; от его умения опираться на творческую активность детей. Они убедительно доказывают необходимость тех или иных нравственных качеств и раскрывают смысл того или иного нравственного принципа. В них в доступной форме выражены нравственные понятия добра и зла.
Нельзя исключить в процессе воспитания применение игрового метода, так как игра для детей является средством познания мира, развития и трудовой школой. Во время игры ребёнок не только находится в постоянном движении, но и активно включается его мыслительная деятельность. Игровые переживания способствуют формированию у детей добрых чувств, благородных стремлений, навыков коллективной жизни; в игре воспитывается интерес и уважение к труду взрослых, и наконец, в игре проявляются и развиваются творческое воображение, способность к замыслу, ритм и красота движений, вырабатывается эстетика поведения.
Социализация человека происходит на протяжении всей его жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. В глубокой древности человек включался в жизнь социума стихийным, естественным образом, органично усваивая то, что требовало от него социальная практика. В раннеклассовых обществах выделился особый период в жизни человека (детство) и специальная деятельность отдельных представителей социума по подготовке подрастающего человека к жизни, то есть в социализации появился относительно автономный процесс воспитания. Воспитание и социализация личности может происходить стихийно, под воздействием жизненных обстоятельств, однако необходимо стремиться к тому, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым, поэтому одним из основных факторов воспитания личности являлась семья - как малый коллектив. Воспитание личности в обществе охватывает подготовку ее к производительному труду на благо всего общества, овладение ролями мужчины и женщины, нормами и требованиями морали, выполнение гражданских обязанностей, усвоение культурных ценностей, а так же реализацию активности личности, ее саморазвитие и самореализацию.Воспитание - процесс непрерывный, так как человек постоянно взаимодействует с социумом. Воспитание - процесс дискретный, ибо, будучи планомерным, осуществляется в определенных организациях, то есть ограничено местом и временем. Вопрос о том, каким образом человек становится членом общества, с древнейших времен был в центре внима-ния мыслителей и философов, изучался в рамках традиционных проблем человекознания .
Молодому поколению отводилось особое место в усвоении социальных норм и функций, которые им предстояло выполнять с определенного возраста, т.е. приспособление его к имеющимся социальным условиям, вхождение в жизнедея-тельность семьи, трудовых объединений, общин. Эта проблема включала такие основные вопросы, как приспособление подростков, юношей и девушек к новым условиям труда в обществе, выработка у них умения считаться с общественным мнением, подготовка к выполнению новых социальных ролей в сообществе, формирование умения выполнять гражданские обязанности, предусмотренные требованиями общества, развитие чувства гражданского долга, выработка общественных потребностей, подготовка к семейно - брачным отношениям и др.
Воспитание и последующая социализация осуществлялась прежде всего в семье. Здесь ребенок овладевая родным языком, учился обращаться с окружающими, начинал осознавать свою принадлежность к семье, определенной группе общества, становился членом той или иной детской группы, молодежного коллектива, подчинялся установленным в них правилам, законам, традициям. Социализация личности включала самоутверждение и самовыражение личности.
В ходе семейного воспитания осуществлялось становление индивида, формирование его общественной сущности, развивались и совершенствовались социально-конкретные качества личности, отвечавшие потребностям конкретноисторического социума. Этот процесс мыслился как активное участие личности в освоении социального опыта и культуры, в достижении социальной зрелости, т.е. непосредственно связывался с общественной деятельностью и межличностными отношениями, которые своим содержанием и направленностью обеспечивали необходимыми молодежи и обществу изменениями личностного плана. В различных видах общественно значимой деятельности, личность вступала в определенные отношения с коллективом, семьей, обществом. Затем сформированные отношения переходили в знания, чувства, волевые устремления и способствовали выработке убеждений, соответствовавших общественным интересам.
Суммируя народную мудрость, обобщая личный педагогический опыт, В.А. Сухомлинский с полным основанием утверждал, что «ни одна мудрая мысль не должна исчезнуть бесследно, ни одно глубокое нравственное убеждение не должно угаснуть бесследно, не передав своей страсти младшим поколениям, - какая огромная мудрость заложена в этой педагогической истине, выдвинутой не книгами, а самой жизнью... Встречаясь с людьми старшего поколения, дети как бы идут к ярким огонькам нравственных убеждений. Они дорожат этими людьми, снимают шапку перед ними и низко кланяются им». Все это не только сохраняет свое значение в наши дни, но и требует совершенствования воспитания у детей правильного отношения к памяти предков, формирования у них гуманного отношения к родителям, бабушкам и дедушкам, старейшим жителям.
Примечания:
1. Ильин И.А. Религиозная философия // Ильин И.А. Соч.: в 2 т. М., 1994.
2. Гумилёв Л.И., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению // Социологические исследования. М., 1992. № 2.
3. Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 5. М.; Л., 1949.
4. Хатаев Е.Е. Этнопедогогика Северного Кавказа. Владикавказ, 2000. 116 с.