УДК 316
И.С. Салбиева
РОЛЬ СЕМЬИ В ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматривается влияние семьи на успешную этнокультурную социализацию молодого поколения. Сделан акцент на том, что в условиях поликонфессионального общества семья является важнейшим элементом трансмиссии этнической культуры.
Ключевые слова: социализация, этнос, этнокультурная социализации, семья, молодежь.
В обществе помимо макросоциальной ситуации, в которой осуществляется социализация современного молодого человека, существует еще и микросреда. В ней происходит целенаправленная социализация молодежи в форме воспитания подрастающих поколений. Социализация включает все аспекты приобщения к ценностям, культуре, в ходе которых человек приобретает общественную сущность и способность участвовать в социальной жизни. Одной из составляющих факторов социализации является этнокультурная социализация. В этничности молодого человека важную роль играет не только прошлый опыт индивида или группы, но и вся система социальных институтов, где сконцентрирована совокупность разнообразных социальных связей. Ведущими институтами этнической социализации являются: семья, система образования, религия, средства массовой информации, различные учреждения. Каждый из этих институтов оказывает противоречивое воздействие на формирование у человека этнокультурного мира. Социальные институты являются фактором, определяющим направленность, интенсивность, содержание, механизмы и средства этнической социализации.
Центральное место в процессе этнокультурной социализации молодого человека занимает институт семьи. Это объясняется тем, что непосредственно в семье осуществляется первичная социализация человека, закладываются основы его формирования как личности. С первых дней, ежечасно семья влияет на человека примерами, правилами, симпатиями, антипатиями и обычаями. И, несмотря на появление с возрастом других институтов социализации, у личности всегда остаются привитые в детстве образцы поведения, сохраняется тот эмоциональный и интеллектуальный фундамент, который заложила в ней семья. Этническая картина мира складывается у человека на протяжении всей его жизни, и особое значение здесь имеют ранние стадии социализации
индивида. В семье происходит восприятие человеком духовных установок, и формируются соответствующий образ мышления и мировосприятие личности.
В семье закладываются такие основы этноно-культуры, как национальный язык, фольклор, традиции, а самое главное - формируется характер молодого человека. Он овладевает совокупностью различных социальных ролей с этнонацио-нальными особенностями.
Этнокультурные ценности обусловливают формирование личностных социальных качеств, которые проявляются в соответствующем национальном характере данной этнической общности. Они же оказывают значительное влияние и на освоение социальных ролей, как бы накладывая этнонациональную компоненту на выполнение тех или иных видов социальной деятельности и определяя тем самым эффективность этой деятельности. Особенно это относится к семейно-быто-вой и производственно-трудовой сферам.
Являясь элементом макросреды, семья выполняет роль проводника ребенка в культуру, ибо религиозные традиции, моральные ценности и этнические стереотипы усваиваются детьми в основном через семью.
В разнородном и поликультурном обществе процесс трансляции культуры затрудняется, так как отдельные культурные традиции находятся в некотором противоречии друг с другом. В таком случае роль родителей становится доминирующим источником выбора ценностей и моделей поведения в тех областях, где культурные нормы стабильны. В частности, это религиозные убеждения, этнические и ролевые стереотипы и другие. В подтверждение этого можно отметить, что даже в такой сложный период, как подростково-юношеский возраст, конфликты между родителями и детьми по поводу религиозных, этнокультурных и политических ценностей крайне редки. Таким образом, с одной стороны, через семью происходит трансмиссия общественных
168
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
© И.С. Салбиева, 2009
Роль семьи в этнокультурной социализации молодежи
норм и ценностей, а с другой - она сама представляет свои собственные нормы и ценности. Если эти два вида норм не противоречат друг другу и находятся в согласии, если эта совокупность взглядов на социальные явления и соответствующие способы поведения определены как менталитет, совершенно очевидно, что в семье закладываются первые элементы менталитета.
Еще одной важной задачей социализации индивида на уровне семьи является формирование соответствующего этническим социально-нравственным нормам стереотипа поведения юного человека. При этом следует помнить, что каждый этнос обладает только ему присущим и неповторимым стереотипом поведения, который включает в себя культурные и мировоззренческие устои, формы общежития и хозяйства. Структура этнического стереотипа поведения содержит строго определенные нормы отношений, такие, как отношения индивидов между собой, внутри этнических групп, между этносом и внутриэтническими группами, между коллективом и индивидом.
С методологической точки зрения, очень важно учитывать положение о том, что этнический стереотип не является генетически предопределенным, он формируется у человека прижизненно, так же как и этнонациональный характер. Его становление начинается с первых лет жизни человека в данной этносоциальной среде. Соответствующие формы поведения, знания и навыки деятельности, полученные ребенком в процессе семейной социализации, будут необходимы в течение всей его жизни. Семья есть основной институт формирования этнического стереотипа, благодаря которому молодой человек будет строить свое поведение.
Во внутрисемейных отношениях также проявляется этнический стереотип поведения. На этот момент стоит обращать внимание при ролевой семейно-бытовой социализации в семье, которая одновременно будет осуществляться и с социализацией в других сферах, например в таких, как духовно-нравственная, профессионально-трудовая, художественно-эстетическая и т. п.
Уникальным средством этнокультурной социализации молодежи как непрерывного процесса овладения культурой, передачи ее от одного поколения к другому является родной язык. Усваивая национальный язык, человек с раннего детства приобщается к этническому менталитету.
Язык народа отражает его историю, жизнедеятельность, восприятие мира, мировоззрение, культуру, влияет на склад мышления человека, на его ценности. Данная уникальность подтверждается прежде всего особым значением родного языка в структуре этнической идентичности личности и в этническом самосознании народа. А так как семья является главным островком этнокультурной социализации подрастающего поколения в современном обществе, то язык общения в каждой конкретной семье приобретает особое значение. В большинстве случаев лишь в семье молодежь может беспрепятственно использовать родной язык. Если родители общаются друг с другом и со своими детьми на родном языке, возможности успешной этнокультурной социализации молодежи значительно возрастают.
Очень важную и существенную роль в социальном воспроизводстве новых поколений играет старшее поколение и оно, главным образом, составляет важнейшее звено в механизме преемственности общественных отношений, культуры и морали. Задаваемые ребенку в семье схемы поведения и познания извлечены из уже существующего у старшего поколения определенного социального опыта и мировоззрения. Социальный опыт, передаваемый из поколения в поколение, экономит человечеству массу времени. Нам не приходится познавать все окружающее заново, социальный опыт готовит человека к эффективным действиям.
Существует огромное количество способов передачи социального опыта, но все они подчинены одному принципу: от старшего поколения к младшему. Нравственный мир детей, их взгляды, убеждения, ценностные ориентации во многом повторяют духовный мир старшего поколения, однако это не есть аксиома. У современной молодежи бытует мнение о якобы некоторой консервативности традиционного, что трансформирующаяся социальная среда уже не обеспечивает жизнеспособности молодых поколений на основе социокультурного опыта прежней эпохи. В этом случае упускается феномен модификации традиционного, обусловленный изменениями в социальной реальности, в культурно-исторической сфере. Традиции не только концентрируют сложившийся опыт, но и впитывают в себя дух изменений. Без накопления и активной передачи достижений культуры новым поколениям, без их непрерывного образования и воспитания,
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
169
усвоения духовного наследия невозможно движение истории.
Молодые люди в состоянии самостоятельно накапливать свой жизненный опыт в новых условиях, но резкий отказ от прежних форм организации жизни ведет к нежелательным последствиям. В такой ситуации, когда уже перестали работать старые и еще не начали работать новые формы, образуется некий социальный вакуум. В современную нестабильную переходную эпоху особенно много значит огромный опыт минувших поколений, связанный с разрешением многих проблем на самых разных уровнях и в самых разных сферах жизнедеятельности.
В современной поликультурной России семья остается одним из основных институтов этнокультурной социализации, и эта ее роль в наши дни еще больше возрастает, так как другие институты социализации не в полной мере выполняют свои функции. Во многом благодаря семье молодой
человек усваивает этнокультурный опыт, нормы и ценности своей этнической группы, в будущем может успешно воспроизводить социальные связи, общественные отношения и культурные ценности своей этнической группы и обеспечивать их дальнейшее развитие, а также успешно интегрироваться в человеческое сообщество в целом.
Библиографический список
1. АндрееваГ.М. Социальная психология. - М., 1998.
2. Москаленко В.В. Социализация личности. -Киев, 1986.
3. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа. Вторая половина 1920 вв. - М., 1983.
4. Суханов И.В. Обычаи, традиции, преемственность поколений. - М., 1976.
5. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987.
С.В. Смирнов
ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ УЧАСТИЯ В ПОЛИТИКЕ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Развитие демократических процессов в Советском Союзе, а затем и в России позволило женщинам получить не декларативные, а реальные политические права. Самым важным стало право на участие в делах государства на всех уровнях власти.
Наиболее непосредственно данное право реализуется в ходе выборов. С помощью выборов граждане участвуют в политической жизни двояко. С одной стороны, они являются избирателями, от голоса которых зависит решение кадрового вопроса - кто займёт выборный пост. С другой стороны, избирательное право позволяет гражданам самим выдвигать свои кандидатуры на выборные должности, то есть непосредственно включаться в политический процесс.
В рамках данной статьи мы рассмотрим вопросы участия женщин в выдвижении своих кандидатур на выборные должности в органы местного самоуправления, а также проблемы представительства женщин в этих органах. В качестве территориального объекта исследования выступит Костромская область и её муниципальные образования.
Распространение получило положение о том, что женщины проявляют меньшую по сравнению с мужчинами политическую активность. Д.В. Гончаров приводит причины такого политического поведения. Во-первых, общество склонно приписывать женщинам социальные роли, которые отчуждают их от процессов участия. Во-вторых, участие чрезвычайно затрудняется тем обстоятельством, что женщины испытывают дефицит времени для участия. Традиционное распределение хозяйственных ролей в семье заставляет женщин посвящать много времени рутинной домашней работе и воспитанию детей. В-третьих, роль лидеров общественного мнения - это роль мужская. По мнению учёного, всё это повышает для женщин цену участия в политической жизни [1].
Женщины в России составляют 53% от общей численности населения. Они имеют лучшее образование, чем мужчины: высшим и средним специальным образованием обладают около 65% работающих женщин и примерно 47% работающих мужчин [2].
Г. Г. Силласте считает, что представленность женщин на разных уровнях власти не такая ма-
170
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2009
© С.В. Смирнов, 2009