Белоусов Владимир Леонидович
доктор экон. наук, профессор
Денисов Дмитрий Юрьевич
аспирант факультета управления и права [email protected]
Московский государственный университет приборостроения и информатики
управляемое качество
механизм формирования результатов
научно-технической деятельности
в высшем учебном заведении
_Аннотация
Предложен механизм формирования результатов научно-технической деятельности (РНТД) в высшем учебном заведении. В основу создания указанного механизма была положена классическая система управления с отрицательной обратной связью.
Ключевые слова: результаты научно-технической деятельности, модель, организация, планирование, контроль, регулирование
К результатам научно-технической деятельности (РНТД) в высшем учебном заведении предлагается отнести выполнение научно-исследовательских работ (НИР), диссертационных исследований(ДИ) и создание на их основе учебно-методических материалов для учебного процесса.
Результат как отражение процесса
Для создания механизма формирования РНТД в первую очередь необходимо определить участников, а также систему организации этого процесса. Как показала практика, участниками
формирования РНТД в вузе являются кафедры и специализированные исследовательские подразделения, обладающие научным и педагогическим потенциалом.
процесс формирования каждого РНТД включает его организацию, планирование и регулирование на основе контроля
образов<
в модели регулирование и процесс формирования РНТД обеспечивает научный руководитель, если РНТД является НИР, а за процесс
контроля формирования РНТД отвечает ответственный исполнитель НИР
При этом следует отметить, что процесс формирования каждого РНТД включает его организацию, планирование и регулирование на основе контроля.
Представим обобщенную функциональную модель формирования РНТД (рис. 1) [1]. Процесс формирования РНТД в указанной модели осуществляется на основе классической системы управления с отрицательной обратной связью, включая этапы принятия и выполнения управленческих решений.
Принятие решений: движение от блока к блоку
Рассмотрим работу данной модели. Модель состоит из трех блоков:
«Процесс формирования РНТД», «Процесс контроля формирования РНТД» и «Регулирование». При поступлении на вход модели сигнала о начале формирования РНТД, определяемого соответствующим распорядительным документом, начинается его планирование и организация. Одновременно с указанным процессом обеспечивается контроль, включающий учет, оценку и анализ формирования РНТД.
При поступлении с выхода блока модели «Процесс формирования РНТД» отклонений на блок «Процесс контроля формирования РНТД» формируется проект управленческого решения по стабилизации процесса формирования РНТД. Этот проект решения поступает в блок «Регулирование», в котором принимается управленческое решение, обеспечивающее формирование РНТД в полном объеме и в установленные сроки.
Рассмотрим более подробно элементы функциональной модели, обеспечивающие формирование РНТД. Назначение и функции каждого элемента этой модели сведем в таблицу 1.
Как видно из таблицы 1, элементы управления процессом формирования РНТД в полной мере обеспечивают функции управления этим процессом,
Вход
Регулирование
Процесс формирования РНТД Выход
Организация Планирование
Процесс контроля формирования РНТД
Учет Оценка Анализ
Рис. 1. Обобщенная функциональная модель механизма формирования результатов научно-технической деятельности
Таблица 1
Элементы функциональной модели механизма формирования результатов научно-технической деятельности и их функции
№ Наименование элементов модели Функции элементов модели
1 Организация Разработка технического задания, обеспечивающего формирование РНТД, назначение исполнителей и сроков выполнения этого задания
2 Планирование Разработка календарного плана формирования РНТД, индивидуальных планов исполнителям, соисполнителям и, при необходимости, организации-соисполнителю. В календарном плане должен быть указан объем финансирования каждого этапа
3 Контроль Обеспечение проверки фактического и желаемого состояния процесса формирования РНТД. Контроль осуществляется по сформированному календарному плану и индивидуальным планам исполнителей и соисполнителей формирования РНТД, представляющим собой совокупность календарных дат для контроля и соответствующих им запланированных объемов выполнения работ. План контроля формируется на весь период формирования РНТД. Контроль включает в себя учет (фиксацию) фактического состояния выполнения указанных работ, оценку этого состояния и сравнение с плановым, установление фактов отклонения от плановых показателей состояний и их анализ
4 Регулирование Поддержка процесса формирования РНТД в заданных параметрах по объемам, срокам исполнения и финансированию
включая его организацию, планирование, регулирование и контроль, состоящий, в свою очередь, из учета, оценки и анализа.
К этому следует добавить, что в модели регулирование и процесс формирования РНТД обеспечивает научный руководитель, если РНТД является НИР, а за процесс контроля формирования РНТД отвечает ответственный исполнитель НИР. В случае выполнения диссертационного исследования регулирование и процесс формирования РНТД обеспечивает аспирант (соискатель), а процесс контроля формирования РНТД выполняет научный руководитель. При создании учебно-методических материалов для учебного процесса регулирование и
процесс формирования РНТД обеспечивает автор (авторский коллектив) указанных материалов. Роль контроля процесса формирования РНТД может обеспечивать, например, заведующий кафедрой.
Вывод
Создание механизма формирования результатов научно-технической деятельности в высшем учебном заве-
роль контроля процесса формирования РНТД может обеспечивать, например, заведующий кафедрой
образование
дении открывает широкие возможности формализации этого процесса и, следовательно, активного использования современных информационных технологий, что, в свою очередь, повысит оперативность и качество формирования результатов научно-технической деятельности каждой кафедры и в целом высшего учебного заведения [2].
Литература
1. Белоусов В.Л. Менеджмент: практика управления научными исследованиями. - М.: ФГУ НИИ РИНКЦЭ, 2009.
2. Зайцев А.В., Крафт Й.. Влияние глобализации и роль университетов в формировании интеллектуально-креативных ресурсов общества // Российское предпринимательство, 2012, № 2 // http://www. creativeconomyru/articles/22814/.
Vladimir L. Belousov
Dr. of Econ. Sci., Professor, Moscow State University of Instrument Engineering and Informatics
Dmitry Yu. Denisov
Postgraduate Student, Faculty of Management and Law, Moscow State University of Instrument Engineering and Informatics
Mechanism of Formation of Scientific and Technological Activity in Higher Educational Institute
_Abstract
Article offers mechanism of formation of scientific and technological activity results of higher educational institute. This mechanism has the basis of classical management system with negative feedback. Keywords: results of scientific and technological activity, model, organization, planning, control, regulation