Научная статья на тему 'К вопросу закрепления прав на результаты научно технической деятельности'

К вопросу закрепления прав на результаты научно технической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
624
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравцова Ю. Ю.

Рассматриваются вопросы закрепления прав на результаты научно-технической деятельности, созданные при выполнении государственных или муниципальных контрактов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кравцова Ю. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу закрепления прав на результаты научно технической деятельности»

Ю.Ю. Кравцова, ИБМ им. А.В. Жирмунского ДВО РАН, Владивосток

К ВОПРОСУ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРАВ НА РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются вопросы закрепления прав на результаты научно-технической деятельности, созданные при выполнении государственных или муниципальных контрактов.

Президент России Д.А. Медведев в своем послании Правительству РФ отмечает, что в российское законодательство и государственное управление должны быть внесены изменения, которые помогут переходу всей экономики России на инновационный характер [1]. Однако без создания новых охранно-способных результатов интеллектуальной деятельности это будет невозможно.

Большинство инновационных продуктов, содержащих интеллектуальную собственность, создается в научно-исследовательских институтах и высших учебных заведениях. Конечная цель научнотехнической деятельности - это вовлечение результатов в гражданский оборот, при этом права на эти результаты могут отчуждаться, либо дается разрешение на использование прав тем, кто может эти результаты материализовать. Однако отчуждаться и переходить от одного лица к другому могут не результаты, а только права на них, поэтому при отсутствии прав на результаты научно-технической деятельности (РНТД) задача создания результатов за счет бюджетного финансирования и введения полученных результатов в гражданский оборот становится невыполнимой.

В связи с этим вопрос о закреплении прав на полученные результаты является одним из основных при создании инновационной системы и переводе экономики, в том числе и рыбохозяйственной отрасли, на инновационный путь развития. Несмотря на значительное количество нормативных документов, проблема распределения и закрепления прав на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет бюджетных средств, остается острой и, по нашему мнению, нуждается в доработке на сегодняшней день.

При заключении и исполнении государственных контрактов на выполнение опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в обязательном порядке включаются условия распределения прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности. Впервые эти условия были прописаны в Патентном законе РФ и затем были подкреплены целым рядом Постановлений Правительства РФ (ППРФ), основные из них представлены в таблице.

Нормативные документы по закреплению и учету прав на РНТД, созданных за счет федерального бюджета

Нормативный документ, выходные данные Название документа Правовой статус

1 2 3

Патентный закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3517-1 Статья 91. Право на получение патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданный при выполнении работ по государственному контракту Распространяется на объекты, созданные до 1 января 2008 г.

ППРФ от 2 сентября 1999 г. № 982 (с изм. от 17 ноября 2005 г.) «Об использовании результатов научно-технической деятельности» отменено ППРФ от 22 апреля 2009 г. № 342

Распоряжение Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. № 1607-р «Об основных направлениях государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности»

ППРФ от 4 мая 2005 г. № 284 Положение о государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета Действует

ППРФ от 17 ноября 2005 г. № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности». Введено Положение о закреплении и передаче хозяйствующим субъектам прав на результаты научнотехнической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета» ППРФ от 22 апреля 2009 г. № 342 в действии оставлено только Положение

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2005 г. № 312 «Об утверждении форм учетных документов для государственного учета результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального» Действует

Окончание таблицы

1 2 3

Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 марта 2006 г. № 63 Методические рекомендации, необходимые для государственного учета результатов научноисследовательских, опытноконструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета Действует

ППРФ от 18 ноября О введении в действие «Положения Действует

2006 г. № 696 об осуществлении контроля в сфере правовой охраны и использования результатов научноисследовательских, опытноконструкторских и технологических работ гражданского назначения, выполняемых за счет средств федерального бюджета»

ППРФ от 18 августа 2008 г. № 622 О внесении изменений в ППРФ № 284 от 4 мая 2005 г. Действует

ППРФ от 27 декабря 2006 г. № 807 Об утверждении Положения о ведении реестров государственных или муниципальных контрактов, заключенных по итогам размещения заказов, и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования официальным сайтом в сети Интернет, на котором размещаются указанные реестры Положение действует в ред. ППРФ от 15.07.2008 № 533

ППРФ от 22 апреля 2009 г. № 342 «О некоторых вопросах регулирования закрепления прав на результаты научно-технической деятельности» Действует

от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ Г ражданский кодекс РФ четвертая часть Статьи 1298,1373, 1432, 1464, 1471, и 1546 о закреплении прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные по государственному или муниципальному контракту Действует с 1 января 2008 г.

Судьба права на получение патента и исключительного права на изобретение, полезной модели и промышленного образца, созданных при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту, определяется статьей 1373 ГК РФ. Согласно указанной статье, эти права закрепляются за исполнителем государственного или муниципального контракта при условии, что контрактом не предусмотрено иное. В качестве иного законодатель допускает включение в государственный или муниципальный контракт условия о принадлежности права на получение патента и исключительного права:

- РФ, субъекту РФ или муниципальному образованию, от имени которого выступает государственный или муниципальный заказчик;

- совместно исполнителю и РФ;

- совместно исполнителю и субъекту РФ;

- совместно исполнителю и муниципальному образованию.

Государство в настоящее время по-прежнему остается основным источником финансирования всех значимых разработок в сфере науки и технологий, оно финансирует более % всех НИОКР, поэтому оно заинтересовано в создании охранно-способных результатов интеллектуальной деятельности, их правовой охране и дальнейшем вовлечении результатов в гражданский оборот.

В соответствии с действующими нормами законодательства, права на полученные изобретение, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, программы для электронных вычислительных машин, базы данных и секреты производства (ноу-хау) (далее - результаты научнотехнической деятельности) должны закрепляться за Российской Федерацией в случаях, если:

- результаты научно-технической деятельности в силу закона изъяты из оборота (ограничены в обороте);

- финансирование работ по доведению этих результатов до стадии промышленного применения берет на себя РФ;

- результаты научно-технической деятельности непосредственно связаны с обеспечением обороны и безопасности РФ;

- исполнитель не обеспечил до истечения 6 месяцев после окончания научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ необходимых для признания за ним или приобретения им исключительных прав на результаты научнотехнической деятельности.

В иных случаях закрепление за Российской Федерацией прав на результаты научно-технической деятельности определяется условиями государственных контрактов.

Вышеуказанные правила закрепления прав понятны и никто их не оспаривает, они прописаны законом и должны исполняться. В настоящей статье хотелось бы остановиться на закреплении прав в случае выполнения государственного контракта не одним Исполнителем, а несколькими организациями одновременно.

Первоначально объявляется конкурс на проведение НИР или ОКР по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России за счет бюджетного финансирования. Научно-исследовательские институты, университеты подают заявки на участие в конкурсе. При этом очень часто для решения поставленной задачи объединяются усилия нескольких организаций. В случае победы на конкурсе, на основании решения конкурсной комиссии, государственный Заказчик заключает государственный контракт с Исполнителем.

Допустим, что для выполнения данного контракта были привлечены силы нескольких организаций, назовем их условно Университет, Институт 1 и Институт 2.

Заказчик заключает контракт с Исполнителем, в нашем случае Исполнитель - Университет, которого, кстати, по согласованию

назначают сами Соисполнители. Институт 1 и Институт 2 указываются в Техническом задании к контракту в качестве Соисполнителей.

Каждый из Соисполнителей выполняет свой участок работы и Техническим заданием предусматривается создание в ходе выполнения государственного контракта охранно-способных результатов каждым из Соисполнителей.

Каким же образом в данном случае решается вопрос о правах интеллектуальную собственность, которая будет создана в ходе выполнения государственного контракта?

Например, в контракте права на результаты прописаны следующим образом (пункты приведены дословно из действующего государственного контракта):

«п. 6.2. Права на результаты научно-технической деятельности принадлежат Российской Федерации и Исполнителю совместно.

п. 6.3. Право на подачу заявки и получение патента (свидетельства) на созданные при выполнении настоящего государственного контракта изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, исключительное право на использование создаваемых при реализации настоящего государственного контракта программ для электронно-вычислительных машин, баз данных топологий интегральных микросхем принадлежит Исполнителю».

Проанализируем содержание приведенных пунктов из государственного контракта. Прежде всего, с моей точки зрения, эти пункты противоречат друг другу. Так, если в ходе выполнения государственного контракта создано изобретение, то, действуя по нормам п.6.3, Исполнитель оформляет заявку и получает патент на свое имя. В результате, патент и исключительное право на изобретение будут принадлежать Исполнителю. Согласуется ли это с пунктом 6.2. государственного контракта?

Это еще не самое плохое, поскольку представители Роспатента, проверяющие ход выполнения государственного контрактов считают, что противоречий между пунктами 6.2 и 6.3 государственного контракта нет. Следует отметить, что именно на Роспатент возложена функция контроля в сфере правовой охраны и использования РНТД, полученных за счет средств федерального бюджета [2].

Как было отмечено выше, в ходе выполнения государственного контракта изобретения создаются не только Исполнителем, но и Соисполнителями (Институт 1 и Институт 2). В этом случае Соисполнители обязаны уступить право на получение патента Исполнителю, согласно условиям государственного контракта. Здесь и возникают некоторые конфликтные ситуации. В чем они выражаются?

Естественно никто из Соисполнителей не заинтересован в передаче своей интеллектуальной собственности другой организации, даже если они имеют тесные творческие научные связи. Каким образом может поступить Соисполнитель?

Первая ситуация - он может не передать охранно-способные результаты Исполнителю, патент оформлен не будет.

Вторая ситуация - Соисполнитель передает охранно-способные результаты Исполнителю. Исполнитель оформляет заявку на изобретение и получает патент на свое имя. Патент есть, но что будет с ним делать Исполнитель? Авторы являются работниками Соисполнителя, техническая база и условия для дальнейшей коммерциализации также у Соисполнителя. Очень часто такой патент не представляет интереса для Исполнителя, а только ухудшает его материальное положение, поскольку он обязан не только выплатить поощрительное вознаграждение авторам изобретения, но и ежегодно оплачивать пошлины для поддержания патента в силе.

Более того, это способствует возникновению конфликта между Исполнителем и Соисполнителями, которые не желают уступать свою интеллектуальную собственность Исполнителю.

Таким образом, решение основной задачи государственных контрактов - создание разработок, которые можно коммерциализировать, значительно отодвигается, поскольку нет заинтересованности всех участников государственного контракта в доведении продукта до конечного результата. Такая ситуация также не будет способствовать реализации основных антикризисных мер, в частности, созданию новых современных производств, стимулированию инновационной активности в экономике, развитию ключевых высокотехнологичных и инфраструктурных отраслей экономики.

Это подтверждается и проверками Роспатента, так из проверенных 310 контрактов в 2007 г. и 365 контрактов в 2008 г. поданы заявки и получены патенты только по 32 и 44 государственным контрактам, соответственно [3].

Получение охранных документов на имя Соисполнителей отнесено представителями Роспатента к нарушению норм действующего законодательства, а именно пункта 4 статьи 1373 и статьи 773 ГК РФ. Считая, что возможными последствиями данного нарушения является следующее «Исполнитель не гарантирует заказчику передачу полученных по договору результатов, не нарушающих исключительные права других лиц. Указанные действия влекут нарушение прав Российской Федерации на использование получаемых РНТД для государственных нужд» [4].

Речь идет о том, что Исполнитель по требованию государственного заказчика обязан предоставить указанному им лицу безвозмездную простую (неисключительную) лицензию на использование изобретения, полезной модели или промышленного образца для государственных нужд.

Ситуация не очень понятна, ведь все Соисполнители являются государственными учреждениями, они получают бюджетные деньги для выполнения государственного контракта, почему они должны отказывать в предоставлении безвозмездной лицензии для

государственных нужд по распоряжению Заказчика третьему лицу? Ни одно из государственных учреждений не пойдет на это, учитывая, что Заказчиком в государственных контрактах является организация представляющая интересы Российской Федерации.

Кроме того, целесообразно также рассмотреть соотношения понятий «Исполнитель» и «Соисполнитель».

Исполнитель - любое лицо (предприятие, организация, фирма, человек), выполняющее работу или оказывающее услуги по заказу, заданию другого лица или согласно договору с заказчиком работ и услуг [5]. В словаре Ожегова, исполнитель - это тот, кто исполняет что-нибудь

[6, стр. 251], при этом слова «исполнение» и «осуществление» являются синонимами [7, стр. 143].

К сожалению, словари русского языка не дают трактовку понятия «соисполнитель», однако можно проанализировать понятие

комплексной целевой программы, которая, как мне кажется, имеет прямое отношение к рассматриваемым вопросам, поскольку государственные контракты направлены как раз на выполнение целевых комплексных научных программ.

«Целевая комплексная программа (ЦКП) - это комплекс

мероприятий, направленных на достижение заданных конечных

результатов и решение конкретных научно-технических, экономических, социальных проблем. Обычно представляет собой проектный и адресный документ, увязывающий действия разных организаций и лиц-соисполнителей (текст выделен автором) независимо от их ведомственной подчиненности по срокам выполнения этапов работ и выделяемым ресурсам» [8].

Учитывая вышеизложенное, мне кажется, что Исполнитель и Соисполнитель программ должны иметь равные права при закреплении прав на интеллектуальную собственность, т.е. если охранно-способный результат создан Соисполнителем, то право на получение патента и исключительное право на его использование должно принадлежать Соисполнителю.

Более того, вывод о равных правах Исполнителя и Соисполнителя на созданный результат опосредованно можно подкрепить, рассматривая понятия «Автор и «Соавтор».

Согласно статье 1228 ГК РФ, «автором результата интеллектуальной деятельности признается гражданин, творческим трудом которого создано произведение». Соавторство Гражданским кодексом РФ понимается как процесс создания произведения по соглашению между двумя или несколькими авторами, результатом такого соглашения является совместно созданное произведение (статья 1258 ГК РФ).

Таким образом, понятия «Автор» и «Соавтор», согласно нормам ГК РФ, трактуются одинаково, они имеют равные права на произведение, созданное ими совместно, при этом каждый соавтор является автором

созданного произведения. Соавторство бывает двух видов: в одном случае созданное произведение образует одно неразрывное целое; в другом случае, созданное произведение состоит из отдельных частей, имеющих самостоятельное значение, и каждый из соавторов может указать, какую часть произведения он создавал. Часть произведения, имеющая самостоятельное значение может быть использована её автором по своему усмотрению, если соглашением между авторами не предусмотрено иное (пункты 1 и 2 статьи 1258 ГК РФ).

Учитывая вышесказанное, следует сделать вывод, что требования по закреплению прав на результаты научно-технической деятельности, полученных за счет или с привлечением средств федерального бюджета, при выполнении государственных контрактов несколькими Соисполнителями одновременно требуют дополнительной доработки.

Библиографический список

1. Медведев ДА. Послание Президента федеральному собранию // Российская газета. 16.11.2009. Режим доступа: http://www.rg.ru/sujet/3955.html

2. Административный регламент исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам государственной функции по осуществлению контроля в сфере правовой охраны и исполнения научно-исследовательских, опытно-конструк-торских работ и технологических работ гражданского назначения, выполненных за счет федерального бюджета. Утв. Приказом Минобрнауки России от 13 декабря 2006 г. № 313, М., ОАО ИНИЦ «Патент», 2009. 98 с.

3. Королев А.И. Деятельность Роспатента по контролю в сфере правовой охраны и использования РНТД, полученных за счет средств федерального бюджета: http://www1 .fips.ru/wps/wcm/connect/content.ru/ ru/activity.lines/protection.ip/

4. Никитин Ю.Ю. Типовые нарушения условий государственных контрактов, выполненных в результате проведенных Роспатентом проверок деятельности организаций-исполнителей государственных контрактов: http://www1.fips.ru/wps/wcm/connect/content.ru/ru/activity.lines/ protection.ip/

5. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп., М.: ИнФрА-М, 2007, 495 с. http://slovari.yandex.ru/dict/economic

6. Ожегов С.И. Словарь русского языка / Под общ. ред. Л.И. Скворцова. М.: Оникс 21 век; Мир и образование, 2004. 896 с.

7. Словарь синонимов русского языка: Практический справочник. М.: Рус. яз., 1999. 495 с.

8. Лопатников Л.И. Экономико-математический словарь: Словарь современной экономической науки. М.: Дело, 2003. http://slovari.yandex.ru/ dict/lopatnikov.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.