Научная статья на тему 'Влияние государственной и негосударственной подсистем инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым'

Влияние государственной и негосударственной подсистем инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / РЫНОК ТРУДА / ПОДСИСТЕМА / МОЛОДЕЖЬ / INFRASTRUCTURE / LABOUR MARKET / SUBSYSTEM / YOUTH

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цёхла Светлана Юрьевна, Полищук Елена Анатольевна

Изучено влияние государственной и негосударственной подсистем инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым, заключающееся в повышении уровня трудоустройства молодых крымчан, приобретении ими соответствующих знаний, навыков, умений на рынке труда, учитывая специфичные черты в развитии территории. Рассмотрены характерные признаки в деятельности анализируемых субъектов, позволяющие четко ориентироваться в их функциональных особенностях. Определена растущая значимость в современных условиях Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения», его территориальных отделений и частных агентств занятости, в частности агентств по трудоустройству, способствующих снятию социальной напряженности, использованию молодежной рабочей силы для развития крымских организаций, повышению покупательной способности молодых граждан, увеличению доходной части бюджета и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Цёхла Светлана Юрьевна, Полищук Елена Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of the governmental and non-Governmental subsystems of the labour market infrastructure on the development of the youth segment in the Republic of Crimea

The effect of the governmental and non-governmental subsystems of the labour market infrastructure on the development of the youth segment in the Republic of Crimea is studied that consists of the increased level of employment of young Crimeans, their acquisition of relevant expertise, skills, experience on the labour market taking into account specific features of the territorial development. Characteristic features in the activity of analyzed subject are reviewed that allow to navigate in their functional specifics. The growing significance of the State Public Institution of Republic of Crimea “The Employment Center”, its territorial departments and private job agencies, in particular, employment agencies are determined that allows to relieve the social tension, to use the young labour force for development of Crimean companies, the increased purchasing power of young citizens, the increased revenue etc.

Текст научной работы на тему «Влияние государственной и негосударственной подсистем инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Цёхла С.Ю.1, Полищук Е.А.1

1 Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Влияние государственной и негосударственной подсистем инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым

АННОТАЦИЯ:

Изучено влияние государственной и негосударственной подсистем инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым, заключающееся в повышении уровня трудоустройства молодых крымчан, приобретении ими соответствующих знаний, навыков, умений на рынке труда, учитывая специфичные черты в развитии территории. Рассмотрены характерные признаки в деятельности анализируемых субъектов, позволяющие четко ориентироваться в их функциональных особенностях. Определена растущая значимость в современных условиях Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения», его территориальных отделений и частных агентств занятости, в частности агентств по трудоустройству, способствующих снятию социальной напряженности, использованию молодежной рабочей силы для развития крымских организаций, повышению покупательной способности молодых граждан, увеличению доходной части бюджета и др.

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта №15-0200150

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инфраструктура, рынок труда, подсистема, молодежь JEL: J24, J48, R11 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Полищук Е.А., Цёхла С.Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2721-2734. — doi: 10.18334/rp.17.20.36644

Цёхла Светлана Юрьевна, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой менеджмента предпринимательской деятельности, директор департамента управления качеством и проектных решений, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь

Полищук Елена Анатольевна, кандидат экономических наук, доцент; доцент кафедры менеджмента предпринимательской деятельности Института экономики и управления, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь (pea.znu@mail.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 03.10.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.10.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.20.36644

(с) Полищук Е.А., Цёхла С.Ю. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

2722 Полищук Е.А., Цёхла С.Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем

инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2721-2734. — Ьок 10.18334/гр.17.20.36644

Введение

Исследование инфраструктурной поддержки рынка труда нуждается в анализе функционирования отдельных подсистем, в частности государственной и негосударственной (частной), наиболее представленных на рынке труда, результативность которых напрямую влияет на уровень трудоустройства местного населения, в особенности представителей молодежи.

С целью изучения влияния государственной и негосударственной подсистем инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента была поставлена задача проведения анализа деятельности основных посредников в условиях развития республиканского рынка труда.

Современное состояние рынка труда молодежи Республики Крым

Особую экономическую и социальную значимость в условиях развития региона приобретают вопросы, связанные с изучением особенностей молодежи на рынке труда для вовлечения в трудовую деятельность с целью развития ее трудового потенциала и его использования в интересах становления Крыма в качестве субъекта Российской Федерации.

В условиях интеграции крымского региона в правовое и экономическое пространство России рынок труда поменял границы своих категорий: произошли изменения в возрастных группах экономически активного населения с 15-70 лет в Украине [9] до 15— 72 лет в России [17]; в трудоспособном возрасте у женщин (Украина — женщины 16—54 года: к 2021 году пенсионный возраст женщин постепенно увеличится до 60 лет; Россия — женщины: 16—54 года) [12]; в возрастной категории молодежи (Украина — 14—34 года [5]; Россия — 14— 29 лет [10]).

Исходя из необходимости выявления специфических особенностей молодежного рынка труда в территориальном разрезе, были проанализированы основные социально-экономические характеристики формирования и развития анализируемого сегмента. Анализ заключался в определении места молодежи, в том числе по возрастным группам, среди численности постоянного населения, уровня экономической активности, занятости, оказывающих влияние на формирование регионального рынка труда молодежи.

Полищук Е.А., Цёхла С.Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем 2723

инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2721-2734. — Ьок 10.18334/гр.17.20.36644

Эффективность экономики Республики Крым во многом зависит от количества молодежи в общей численности населения и в объеме трудовых ресурсов. Об изменениях в численности молодежи по отдельным возрастным группам в период с 01.01.2014 по 01.01.2016 гг. дают представление данные таблицы [19].

Таблица

Количество молодежи Республики Крым по возрастным группам среди постоянного населения в период с 01.01.2014 по 01.01.2016 гг.

Год

2014 2015 2016

Население Республики Крым, чел. 1884473 1895915 1907106

Количество молодежи, чел. 383154 346943 333863

в том числе по возрастным группам

15-19 лет 88125 82754 80208

20-24 года 130272 110107 102979

25-29 лет 164757 154082 150676

Источник: составлено авторами на основании [19]

Анализ данных за указанный период показывает, что молодежь составляет в среднем 18,6% от общей численности населения республики, при этом наблюдается тенденция ее сокращения, что связано с происходящими с 2014 года и по настоящее время трансформационными процессами.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым (Крымстат), за исследуемый период лидирующие позиции в общем количестве молодежи, в том числе на рынке труда, занимала возрастная группа 25— 29 лет (45%), обладающая наивысшим уровнем трудового потенциала, так как именно в ее состав входят молодые люди, имеющие диплом об образовании и уделяющие внимание непосредственно трудовой деятельности.

Возрастная группа молодежи 20—24 лет в общем количестве занимает 32%, в ее состав входят молодые граждане (80%), обучающиеся в средних профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.

Самой малочисленной среди молодежи республики является возрастная группа 15—19 лет (23%), в которую входят учащиеся общеобразовательных организаций и обучающиеся на первых курсах

2724 Полищук Е.А., Цёхла С.Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем

инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2721-2734. — doi: 10.18334/ф.17.20.36644

образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования.

Что касается одного из показателей (индикаторов) развития трудового потенциала молодежи, к которому относится уровень экономической активности, определяющий совокупность трудовых возможностей молодежи в регионе, ситуация за исследуемый период выглядит следующим образом (рис. 1).

Рисунок 1. Уровень экономической активности молодежи Республики Крым по основным возрастным группам, % Источник: составлено на основании [20]

Согласно данным рисунка 1, анализируемый индикатор традиционно является наиболее низким в возрастной группе молодежи 15-24 лет, что напрямую связано с длительным периодом получения среднего профессионального и высшего образования.

Наивысшее значение уровня экономической активности экономический активности закономерно наблюдается в возрастной группе молодежи 25-29 лет, что небезосновательно, поскольку представители этой группы уже завершили процесс обучения и относятся к полноправным субъектам на рынке труда.

Анализируя экономическую активность молодежи, уделим внимание такому показателю, влияющему на социально-экономическое развитие республики, как уровень занятости (рис. 2).

В целом в период с 2014 по 2016 гг. наблюдается увеличение данного показателя по всем возрастным группам молодежи: на 4,5% в группе 15-24 лет, на 4,8% в группе 25-29 лет, соответственно. При этом уровень занятости у молодежи в возрасте 25-29 лет в среднем на 36,9%

Полищук Е.А., Цёхла С.Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем 2725

инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2721-2734. — Ьок 10.18334/гр.17.20.36644

выше по сравнению с возрастной группой 15-24 лет. Данной тенденции свойственны следующие обстоятельства:

—как было отмечено выше, основная численность молодых людей в возрасте от 15 до 22 (23) лет являются учениками (обучающимися) общеобразовательных организаций, средних профессиональных и высших образовательных организаций;

—заключение трудового договора (ст. 63 ТК РФ) [16] допускается с молодыми людьми, достигшими 16-ти летнего возраста, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом (молодежь, получившая общее образование или получающая его, и достигшая пятнадцатилетнего возраста, имеет право на заключение трудового договора для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда ее здоровью; молодежь, достигшая четырнадцатилетнего возраста, получающая общее образования, с согласия одного из родителей (попечителя, органа опеки), имеет право на заключение трудового договора для выполнения легкого труда в свободное от получения образования время, не причиняющего вреда ее здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы). Таким образом, численность молодых граждан перечисленных возрастов на рынке труда не может быть существенной.

2014 2015 2016

Ш15-24 & 25-29

Рисунок 2. Уровень занятости молодежи Республики Крым по основным возрастным группам, % Источник: составлено на основании [20]

Значительное количество молодых кадров Республики Крым осуществляет свою трудовую деятельность в финансовой сфере (56,8%), торговле (53%), государственном управлении (35%), в деятельности отелей и ресторанов (36,3%) и др. [13, с. 124].

2726 Полищук Е.А., Цёхла С.Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем

инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2721-2734. — doi: 10.18334/ф.17.20.36644

Наиболее явно потребность работодателей наблюдается в тех сферах, которые выделены в качестве приоритетных до 2020 года [14]: строительство (квалифицированные рабочие - 78%, высококвалифицированные специалисты: инженеры - 22%), промышленность (квалифицированные рабочие: сварщики - 14%, токари-универсалы - 12% и др., высококвалифицированные специалисты: технологи продукции общественного питания - 9%, инженеры-электрики - 8,6% и др.); сельское хозяйство (техники-механики - 23%, мастера сельскохозяйственного производства - 22%, трактористы-машинисты - 16% и др.), сфера услуг, в том числе деятельность отелей, ресторанов, санаторно-курортных и других организаций (горничные - 24%, официанты - 18%, медицинские работники - 17%, администраторы - 13% и др.) и др. [13, с. 126-128].

На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что в последнее время наблюдается значительная потребность в развитии трудового потенциала молодежи и его использовании в интересах инновационного развития республики, которую можно реализовать, в том числе с помощью услуг государственной и негосударственной подсистем инфраструктуры рынка труда.

Государственная подсистема инфраструктуры рынка труда

К наиболее важной подсистеме инфраструктуры рынка труда относится подсистема государственных посредников, представленная основным контрагентом - Государственным казенным учреждением Республики Крым «Центр занятости населения» (далее ГКУ РК «Центр занятости населения»), который относится к эффективно функционирующей структуре, оказывающей безвозмездные услуги в области занятости желающим трудоустроиться гражданам, в том числе молодым представителям [2, с. 81-83; 3, с. 73-75; 6, с. 98-99; 15, с. 83-86; 18, с. 279-280].

На рисунке 3 выделены особенности функционирования ГКУ РК «Центр занятости населения».

Среди приоритетных направлений в развитии социальной региональной политики можно выделить поддержание трудового потенциала и защиту местных жителей от безработицы, в особенности тех категорий граждан, которые не имеют возможности конкурировать на рынке труда.

Полищук Е.А., Цёхла С.Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем 2727

инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2721-2734. — Ьок 10.18334/гр.17.20.36644

ГКУ РК «ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ:

социальная защита населения через содействие в трудоустройстве и активизацию граждан на рынке труда

-реализация мероприятий государственной политики в области занятости населения, в частности молодежи от 14 до 30 лет в качестве основного источника пополнения ресурсов на рынке труда, и защиты от безработицы на территории республики;

-осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными (пособие по безработице, доплаты к пособию по безработице, стипендии в период профессионального обучения, материальная помощь); -организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

- информирование о положении на рынке труда, предложении и спросе на рабочую силу в Республике Крым;

- организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест (привлечение работодателей к представлению имеющихся у них вакантных рабочих мест, оказание содействия в поиске подходящей работы гражданам, желающим трудоустроиться, практическая помощь в выборе подходящей профессии выпускникам и неработающей молодежи всех возрастных групп);

-предоставление государственной услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных организаций среднего профессионального образования (СПО), ищущих работу впервые; -содействие самозанятости безработных граждан (содействие в организации предпринимательской деятельности) и др.

Рисунок 3. Особенности функционирования ГКУ РК «Центр занятости населения» Источник: Составлено на основании [11]

2728 Полищук Е.А., Цёхла С.Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем

инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2721-2734. — doi: 10.18334/ф.17.20.36644

700

600

500

. 400 ■и

т 300 200 100 0

Рисунок 4. Численность безработной молодежи от 14 до 24 лет, находящейся в поиске первичного места работы, чел.

Источник: Составлено на основании [11]

На рисунке 4 представлены данные о численности безработной молодежи от 14 до 24 лет, зарегистрированной в региональных отделениях ГКУ РК «Центр занятости населения».

Данные, отображенные на рисунке, свидетельствуют о сокращении численности безработной молодежи, ищущей рабочее время впервые, за рассматриваемый период в среднем на 13%. Это связано с рядом обстоятельств:

— возобновление работы многих организаций (предприятий), вышедших из режима неполной занятости и начавших процесс модернизации, вызвавший необходимость в новых кадрах, в особенности молодых;

— выезд трудоспособного населения за пределы республики, в частности представителей возрастных групп молодежи 20-24-х лет, с целью трудоустройства в крупных городах России, получения более высокой заработной платы по сравнению с получаемой на территории Крыма, а также для повышения уровня самореализации;

— осуществление с 2015 года комплекса программных мероприятий, имеющих общественную важность при формировании процессов, происходящих на молодежном сегменте рынка труда.

Полищук Е.А., Цёхла С.Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем 2729

инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2721-2734. — doi: 10.18334/ф.17.20.36644

Направления, имеющие общественную важность при совершенствовании процессов на молодезкном сегменте рынка труда

Особое внимание с 2015 года уделяется новым для крымского региона направлениям, имеющим большую социальную значимость:

— временному трудоустройству молодых представителей от 14 до 18 лет в свободное от учебных занятий время, нетрудоустроенных граждан, испытывающих сложности в поиске рабочего места, нетрудоустроенных граждан от 18 до 20 лет, являющихся выпускниками образовательных организаций СПО и находящихся в поиске первого места работы;

— помощь в организации оплачиваемых коллективных работ, включая сезонные, в качестве второстепенного общественного содействия, поддержания соответствующего уровня мотивации к труду, предупреждения нарушений законодательства со стороны молодых людей, находящихся в поиске подходящей вакансии;

— организации профессиональной устремленности молодежи в целях профессионального обучения, эффективного трудоустройства и т.д. [4]

В соответствии с исполнением изложенных тенденций с января по август 2016 года отделениями Государственного казенного учреждения Республики Крым «Центр занятости населения» на временные работы в свободное от учебных занятий время было трудоустроено 1011 подростков от 14 до 18 лет, что на 36,6% больше, чем в 2015 году; в организации оплачиваемых коллективных работ с января по август 2016 года приняло участие 226 молодых крымчан, что на 7% больше, чем в 2015 году; услуги в организации профессиональной устремленности были оказаны 19543 обучающимся общеобразовательных организаций, что на 66% больше, чем в 2015 году.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из индикаторов, определяющих эффективность деятельности ГКУ РК «Центр занятости населения» и его отделений, размещенных на территории республики, является уровень трудоустройства граждан региона, основанный на информации о численности занятого на рынке труда населения к количеству граждан, зарегистрированных в ГКУ РК «Центр занятости населения» и его территориальных отделениях [8, с. 77].

На рисунке 5 изображена динамика среднереспубликанского уровня трудоустройства молодежи в период с 2015 по август 2016 года.

2730 Полищук Е.А., Цёхла С.Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем

инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2721-2734. — Ьок 10.18334/гр.17.20.36644

Рисунок 5. Среднереспубликанский уровень трудоустройства молодых людей

всех возрастных групп, % Источник: составлено на основании [11]

Сведения, отображенные на рисунке 5, свидетельствуют об увеличении уровня трудоустройства крымской молодежи за анализируемый период в среднем на 0,35%, в особенности за счет выше упомянутого активного процесса модернизации, вызвавшего необходимость в новых кадрах (молодые специалисты), а также по причине того, что временное рабочее место стало постоянным для представителей молодежи от 18 до 20 лет, получивших СПО и зарекомендовавших себя за время выполнения данного вида работ.

Учитывая ситуацию на молодежном сегменте рынка труда Республики Крым в период с 2015 по август 2016 гг., можно сделать вывод о растущей значимости в современных условиях его развития государственной подсистемы инфраструктуры рынка труда, представленной ГКУ РК «Центр занятости населения» и его отделениями, способствующей снятию социальной напряженности, использованию молодежной рабочей силы для развития крымских организаций, повышению покупательной способности молодых граждан, увеличению доходной части бюджета и т.п.

Негосударственная (частная) подсистема инфраструктуры рынка труда

Негосударственные (частные) посредники относятся еще к одной подсистеме инфраструктуры рынка труда республики, оказывающей влияние на развитие молодежного сегмента, одним из основных

Полищук Е.А., Цёхла С.Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем 2731

инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2721-2734. — doi: 10.18334/ф.17.20.36644

субъектов которой являются частные агентства занятости, в особенности агентства по трудоустройству (рис. 6).

АГЕНТСТВА ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ

Содействие

трудоустро й ству

населения, в частности и молодым соискателям

Оплату услуг осуществляет соискатель

Методы работы

направлены на содействие трудоустро й ству населения

Основная база содержит информацию о нетрудоустроенных соискателях разных уровней подготовки и квалификации

: Отсутствие Отправление

; обязанностей перед к работодателю всех

работодателем кандидатов,

1 и соискателем после соответствующих

: его трудоустройства общим требованиям

Рисунок 6. Особенности в деятельности агентств по трудоустройству, входящих в состав негосударственной (частной) подсистемы инфраструктуры рынка труда Источник: составлено на основании [1, 18, с. 281-282]

На основании информации, представленной на крымском портале Таврика, на территории республики функционирует более 20 частных агентств занятости, 50% из которых оказывают услуги смешанного типа: поиск работы соискателям, подбор кадров работодателям [7].

Результаты опроса молодых граждан1 крымского региона от 18 до 30 лет в период с июня 2015 года по июнь 2016 года, указывают на то, что роль агентств по трудоустройству молодежи анализируемой возрастной группы является минимальной в первую очередь по причине наличия финансовых затруднений. При поиске рабочего места, в частности первичного, только 11% респондентов обращалось за помощью к данным субъектам негосударственной подсистемы инфраструктуры рынка труда, 8% из которых (квалифицированные молодые специалисты) отметили высокую эффективность оказываемых услуг (поиск подходящих вакансий, помощь в составлении профессионального резюме и его целенаправленная рассылка,

1 В опросе участвовало 2000 молодых граждан, проживающих на территории Республики Крым.

2732 Полищук Е.А., Цёхла С.Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем

инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2721-2734. — Ьок 10.18334/гр.17.20.36644

консультирование по правовым вопросам, разъяснения, способствующие прохождению собеседований, проведение тренингов и т.п.) - рабочее место в престижной организации; в свою очередь 3% респондентов негативно отозвались о деятельности анализируемых агентств по причине недобросовестного отношения к соискателю (низкая эффективность работы, граничащая с мошенничеством).

С учетом вышеописанной ситуации можно сделать вывод о том, что, несмотря на обстоятельство, что главной целью любого агентства по трудоустройству является получение прибыли в результате оказания соответствующих услуг, конечный результат его деятельности заключается в повышении уровня трудоустройства населения региона, в том числе молодежи.

К основной ошибке, которую допускают представители молодежи, обращаясь к посредникам, необходимо отнести в первую очередь неграмотный выбор такого субъекта инфраструктуры рынка труда, поэтому для подстраховки от возможных финансовых потерь молодым соискателям следует получить информацию об агентстве (срок деятельности, формулировка объявлений, предъявляемые требования и т.п.); обратить внимание на содержание вопросов при общении с менеджером: чем теснее связь задаваемых вопросов с профессиональными данными соискателя, тем серьезнее намерения агентства; внимательно ознакомиться с содержанием договора; проанализировать перечень оказываемых услуг, который должен включать помимо поиска вакансий, составление и размещение профессионального резюме, тренинги по адаптации молодых соискателей на рынке труда; разъяснения, способствующие прохождению собеседований, консультации по состоянию рынка труда и т.п.

Заключение

На основании проведенного исследования описано влияние каждой анализируемой подсистемы инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым, заключающееся в повышении республиканского уровня трудоустройства молодых граждан, приобретении ими соответствующих знаний, навыков, умений на рынке труда, применяя во внимание особенные черты развития территории.

Полищук Е.А., Цёхла С.Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем 2733

инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2721-2734. — doi: 10.18334/ф.17.20.36644

ИСТОЧНИКИ:

1. Вдовин Г.Ю. Реализация права на труд через частное агентство занятости //

Электронный журнал «Экономика и право XXI век». - 2010. - № 2.

2. Гадайбаева Ш.Д. Инфраструктура рынка труда: социально-экономическое содержание

и перспективы развития в трансформационной экономике Таджикистана // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. - 2015. - № 2. - С. 78-86.

3. Гашо И.И. Инфраструктура рынка труда и характеристика ее элементов //

Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2007. - № 1-2. - С. 71-76.

4. Государственная программа труда и занятости населения Республики Крым на 2015-

2017 годы, утв. постановлением Совета министров Республики Крым от 23.12.2015 № 836.

5. Закон УкраУни Про сприяння сощальному становленню та розвитку молодi в УкраУн ^i

змшами вщ 28.12.2014 № 76 VIII).

6. Звездинская А.В. Управление конкурентоспособностью молодежи: отечественный и

зарубежный опыт // Вестник ВГУ. Серия: Экономика и управление. - 2013. - № 1. -С. 94-100.

7. Услуги по трудоустройству Крыма [Электронный ресурс] // Крымский портал «Таврика»

. - Режим доступа: http://www.tavrika.su/krym/rabota/uslugi-trudoustrojstvo/

8. Марченко 1.С. 1нфраструктурна тдтримка розвитку ринку пращ УкраУни. - КиУв: 1н-т

демографп та сощальних достджень iменi М.В. Птахи НАН УкраУни, 2013.

9. Население Украины [Электронный ресурс] // Википедия - свободная энциклопедия. -

Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Население_Украины

10. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до

2025 года, утв. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 № 2403-р.

11. Официальный сайт ГКУ РК «Центр занятости населения.

12. Пенсионный возраст [Электронный ресурс] // Википедия - свободная энциклопедия. -

Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Пенсионный_возраст

13. Полищук Е.А. Мониторинг современного состояния рынка труда молодежи спрос и

предложение рабочей силы. - Ставрополь: Логос, 2016.

14. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении федеральной

целевой программы от 11.08.2014 № 790 «Об утверждении федеральной целевой программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года».

15. Сарабский А.А., РудневаЛ.Н. Оценка эффективности и направления

совершенствования инфраструктуры рынка труда Уральского федерального округа // Известия Уральского государственного экономического университета. - 2005. -Т. 12. - С. 77-86.

16. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

2734 Полищук Е.А., Цёхла С.Ю. Влияние государственной и негосударственной подсистем

инфраструктуры рынка труда на развитие молодежного сегмента Республики Крым // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 20. — С. 2721-2734. — 10.18334/ф.17.20.36644

17. Трудовые ресурсы в России [Электронный ресурс] // Википедия - свободная

энциклопедия. - Режим доступа:

https://ш.w¡k¡ped¡a.org/w¡k¡/Трудовые_ресурсы_в_России

18. Тугушева М.Р. Эффективность деятельности институтов рынка труда как фактор

повышения конкурентоспособности трудовых ресурсов // Вестник Саратовского государственного технического университета. - 2012. - Т. 1. - № 1. - С. 277-282.

19. Численность населения Республики Крым по полу и возрастным группам в 2014-2016

гг. [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым. - Режим доступа: https://cг¡mea.gks.гu/wps/wcm/connect/гosstat_ts/cг¡mea/гu/stat¡st¡cs/populat¡on/

20. Экономическая активность населения Республики Крым по возрастным группам в

2014-2016 гг. [Электронный ресурс] // Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Крым. - Режим доступа: https://cг¡mea.gks.гu/wps/wcm/connect/гosstat_ts/cг¡mea/гu/stat¡st¡cs/emploument/

Elena A. Politschuk, Candidate of Science, Economics, Associate Professor; Associate Professor, Chair of Business Management, Crimea Federal University named after V.I. Vernadsky, Simferopol

Svetlana Yu. Tsyokhla, Doctor of Science, Economics, Professor, Head of the Chair of Business Management, Director of the Quality Management and Design Approach Department, Crimea Federal University named after V.I. Vernadsky, Simferopol

Effect of the governmental and non-Governmental subsystems of the labour market infrastructure on the development of the youth segment in the Republic of Crimea

ABSTRACT

The effect of the governmental and non-governmental subsystems of the labour market infrastructure on the development of the youth segment in the Republic of Crimea is studied that consists of the increased level of employment of young Crimeans, their acquisition of relevant expertise, skills, experience on the labour market taking into account specific features of the territorial development. Characteristic features in the activity of analyzed subject are reviewed that allow to navigate in their functional specifics. The growing significance of the State Public Institution of Republic of Crimea "The Employment Center", its territorial departments and private job agencies, in particular, employment agencies are determined that allows to relieve the social tension, to use the young labour force for development of Crimean companies, the increased purchasing power of young citizens, the increased revenue etc. KEYWORDS: infrastructure, labour market, subsystem, the youth

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.