Научная статья на тему 'Медицинское право задачи, предмет и перспективы развития'

Медицинское право задачи, предмет и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
2836
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Медицинское право задачи, предмет и перспективы развития»

МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО - ЗАДАЧИ, ПРЕДМЕТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Кировская государственная медицинская академия Кировский факультет Московской государственной

юридической академии

Отношения в сфере здравоохранения во всем мире, а в России особенно - самая скрытая, «темная» и нравственно-напряженная сторона жизни социума[1]. Нет больше области, столь богатой ценностными проблемами, нигде более даже самый мудрый и справедливый наблюда тель не впадет в замешательство, стараясь раз глядеть, где кончается величественный подвиг человека в белом и начинается тщательно выве ренное и грандиозное по цинизму преступле- ние[2]. Существует группа отечественных право ведов, изучающих нормативную, в частности, правовую специфику регулирования медицинс ких отношений, и в работах этих авторов очень много сходных посылок и выводов, на которых следует остановиться подробнее.

1) Практически все сходятся во мнении, что медицинское право в РФ находится в начальной, зачаточной стадии формирования[3]. С этим сле дует согласиться, если смотреть на проблему с точки отсчета современного этапа развития оте чественной правовой системы, начавшегося ста новлением государственного суверенитета РФ в 1991 г. Тем не менее во многих работах эпитеты типа «начальный» или «зачаточный» часто заме няются либо сочетаются с тезисами об отстава нии развития медицинского права России по сравнению с Западом[4]; редко употребляется термин «международное медицинское право», что сочетается с констатацией вялого участия нашей страны в работе международных медико-юридических организаций [5]. Указанные мо менты привносят эклектичность в понимание со стояния отечественного универсума медицинс ких норм - в самом деле, он только «начинает ся» (непрерывно с 1993 года) или же «стагниру- ет»? Более научной выглядит системная оценка «новейшей истории» российского медицинского законодательства - в неразрывной связи с фак торами международно-правового, экономичес кого и политического характера и с наследием предыдущей исторической эпохи.

2) Практически все отечественные специали сты по современному медицинскому праву гово рят об обилии деструктивных противоречий в нашей системе здравоохранения, об устаревании медицинской нормативной базы и о неудовлет ворительном состоянии унификации медицинс кого законодательства в РФ[5,6]. Проблемность в медицинской нормативистике и необходи мость оформления медицинского права в РФ как «комплексной» отрасли права[3], таким об разом, признается всеми. Сегодня актуально до стичь четкой определенности по предмету и за дачам отечественного медицинского права, а также обозначить сложившиеся варианты взгля дов различных групп специалистов на дальней шее развитие регулирования отношений в систе ме здравоохранения. Это сделает дискуссии по ряду ключевых вопросов более продуктивными.

1. Задачи медицинского права РФ

Проблемы нормативного регулирования ме дицинских отношений сегодня модно демонст рировать на примере эвтаназии[7], транспланта ции и искусственного оплодотворения[5] - ве щей довольно редких и экзотических для нашей страны. Между тем, самый обычный «бесплат ный» визит к врачу провинциальной поликлини ки внимательному наблюдателю откроет массу разномасштабных правовых проблем медицины. Начнем с того, что у э?ого самого врача на при ем больного по существующим нормативам дол жно уходить от 5 до 25 минут. За это время ме дицинский специалист должен не только оказать медицинскую услугу, но и оставить запись в ам булаторной карте обратившегося, закрыть боль ничный и т. д. Иными словами, на «осмысление больного» - 2 - 15 минут. Что можно успеть сде лать качественно за это время? Кроме того, вра чи стараются еще больше урезать данный про межуток. Особая проблема с «записью пациен тов на прием» (талоны либо листы самозаписи в поликлиниках для уменьшения очередей): обя зан ли врач принять пациента без промедления по записи или же время записи (или талона) име ет лишь ориентировочное значение, изменяемое врачом по мере производственной необходимо сти? Жалование подавляющего большинства медработников «на ставку» в рассматриваемых поликлиниках нашей страны - около прожиточ ного минимума, иногда чуть больше, иногда чуть меньше[8]. Это в еще большей степени сни жает качество и доступность бесплатной меди цинской помощи -последняя невыгодна меди цинскому специалисту, а больной, зная об этом, меньше доверяет врачу.

Дело не только в том, что административно минимизируется доступность бесплатной меди цинской помощи по всем направлениям: ограни чено количество ставок в больницах, ограниче но время, которое уделяется специалистом паци енту; постоянные проблемы с оборудованием, лекарствами, долгами по обеспечению медицин ских организаций тепло-электроэнергией. Бес платная медицинская деятельность - не идеаль ная модель взаимодействия врача с пациентом. По самой природе медицинских отношений пер вый в большей степени расположен к конкрет ному вознаграждению за конкретный труд кон кретным потребителем медицинской услуги[9]. Второй психологически негативно воспринима ет издержки, связанные с лечением (прием ле карств, неприятные процедуры и т. д.), и скло нен, при отсутствии контроля, к отходу от пред писанных рекомендаций. Это - плохая компет ентность, потенциально заложенная в каждом пациенте и чреватая неудачным лечением. Заме чено - чем «бесплатней» медицинская помощь, тем больше агрессивность врача[10], тем ниже комплаентность пациента[11], тем дремучей «те невой» сектор медицины[12].

Реальное положение вещей таково, что в крупных городах столичного типа бесплатная медицинская помощь еще менее доступна, чем на периферии. Здесь в государственных и муни ципальных учреждениях практикуются платные медицинские услуги, имеется развитая система возмездной профилактики, диагностики и лече ния в частных структурах.

Анализ изложенных общеизвестных фактов неизбежно приводит к группе кардинальных вы водов о современном состоянии здравоохране ния в РФ:

1)Государство неспособно удовлетворительно финансировать оказание медицинской помощи в буквальном соответствии с п. 1 ст. 41 Конститу ции РФ[13]. Качественная «бесплатная» меди цинская помощь с каждым годом становится все менее доступна.

2)Медработники и «бюджетные» медицинс кие организации отечественной системы здраво охранения поставлены государством в такое по ложение, что в подавляющем большинстве случа ев тем или иным способом уклоняются от консти туционного порядка оказания бесплатной меди цинской помощи гражданам [9].

3)Внесение изменений в ст. 41 Конституции РФ возможно только посредством разработки и принятия нового основного закона Конституци онным Собранием в соответствии со ст. 135 Кон ституции РФ [131.

4)Проблема бесплатности медицинской помо щи - предпосылка очередного конституционного кризиса в нашей стране.

Таким образом, злоупотребление букваль ным пониманием ст. 41 Конституции РФ приво дит к значительному вреду «бесплатности» для отечественной медицины. Вред этот проявляется не только в отношениях «медработник - паци ент». Все здравоохранение современной России делится на «организаторов здравоохранения» (государственных служащих Минздрава, соот ветствующих департаментов, должностных лиц типа главных врачей, начмедов и др.) и простых «бюджетников». Отношения «организаторов» между собой и к «бюджетникам» имеют чаще всего наболевший с перестроечных времен «ад министративно-командный» стиль[14,15]. Если же изучить в свете классической криминологии врача, сидящего «на ставку» (обычно начинаю щий медицинский специалист без категории и без протекции) в поликлинике или стационаре, придется сделать еще несколько печальных вы водов. Жалование, получаемое на такой долж ности, явно недостаточно, чтобы прокормиться, одеться и содержать семью; работа же сопряже на со значительными временными, психологи ческими и эмоциональными издержками, необ ходимостью «подчитывать» и т. д., что ограни чивает потенциальный приработок в немедицин ских сферах (отсюда стремление медработников к совместительству в организациях здравоохра нения, ночным дежурствам и т. д.). Это демонст рирует явную несовместимость для рассматрива емого врача достойного уровня жизни и добро- совестно-«бесплатного» образа профессиональ ной деятельности по основной медицинской спе циальности - феномен «аномии» как механизм формирования преступного поведения[16]. Более того, понятие «бюджетник» давно стало едкой стигмой, также способной, согласно криминоло гическим канонам, в отдельных случаях подтал кивать ее обладателя к противоправным акциям.

Ряд ученых, сознавая эту закономерность, предлагают ужесточить уголовные санкции про тив виновников медицинских преступлений, а также расширить круг соотвествующих соста- вов[17]. Этой точке зрения коллинеарна столь модная в наше время тяга к защите прав паци ентов (от кого?)[10,18,19]. Работы, затрагиваю щие проблематику защиты прав медработника, как правило, носят случайный характер[20,21].

Хотя ужесточение требований к врачу имеет международно-глобальную тенденцию[21], толь ко в нашей стране оно сопровождается чуть ли не «закрепощением» человека в белом[22]. Если даже опытный слуга Асклепия через 20 лет ли шений и тяжелой работы, именуемых у нас «ста жем по специальности», обретет какое-то подо бие материального благополучия, страх перед неожиданным осложнением у больного, перед произволом вышестоящего начальства по-пре жнему будет висеть над ним как дамоклов меч.

В настоящее время нашему Государству вы годно занимать по отношению к медработнику карательно-репрессивную позицию и насаждать ему свою волю методами внеэкономического при нуждения. Эта тактика сходна с политикой со ветской власти в области сельского хозяйства и является наследием предыдущей исторической эпохи [8]. Приходится констатировать нежела ние государства реформировать здравоохране ние и сознательное сохранение в области меди цины правового вакуума. Медицина и общество все чаще оказываются враждебны; отношения «врач - пациент» становятся все более напря женными, поскольку именно по их линии разря жается весь деструктивный потенциал противо речий отечественного здравоохранения. Если такое положение вещей не изменится, в ближай шем будущем следует ожидать усиления массо вого недовольства населения качеством меди цинской помощи, увеличения числа медицинс ких преступлений, а также появления совершен но новых их типов, невиданных по цинизму и жестокости.

Чтобы кризис медицинский не перерос в кри зис конституционный, необходимы новые пара дигмы толкования основополагающих норм Ко- ституции, касающихся здравоохранения. Задача формирующегося отечественного медицинского права на сегодняшний день - в своевременной эффективной наработке этих парадигм, в управ лении указанным кризисным процессом и сохра нении стабильности крепнущей российской го сударственности .

2. Предмет медицинского права

Существует, как отмечалось выше, ряд обла стей передовой медицины (от фетальной транс плантации до экстракорпорального оплодотво рения), часто используемых авторами для де монстрации остроты медико-правовых проблем. Однако присмотримся к более прозаической и рутинной повседневной деятельности практику ющих врачей городских и сельских больниц. Участковый терапевт тщательно подбирает дозы сердечных препаратов, либо отправляет пожилого кардиологического пациента на кон сультацию к специалистам областного масшта ба. Неправильное тактические решение, приня тое лечащим врачом в этой обыденной ситуа ции, может закончиться смертью больного («срыв сердечного ритма», гипертонический криз, инфаркт миокарда). То же можно сказать и об эндокринологе, рискующем при отработке дозировок инсулина для больного сахарным ди абетом. Наконец, обратим внимание на район ного хирурга, ставящего диагноз «острый ап пендицит» и производящего разрез. Само по себе формирование операционной раны в такой ситуации происходит с проникновением в брюшную полость и, следовательно, имеет объективную сторону причинения тяжкого

вре да здоровью. Количество сложностей, способ ных возникнуть при банальном удалении аппен дикса, непосвященного наблюдателя может по вергнуть в отчаяние. Зная, как начинать экст ренную операцию, даже опытный хирург не все гда может предвидеть, как придется ее заканчи вать. Состояние стандартизации экстренной хи рургии в нашей стране не ясно[21,23]. Любая высококвалифицированная медицинская услуга сопряжена с риском[24]. При этом риск доволь но драматических оттенков может возникать для врача в самые неожиданные моменты построе ния отношений с пациентом, оставляя возмож ность только патерналистского воздействия на больного для выхода из тупика[4,6,18]. Возьмем проблему права пациента на информацию о сво ем здоровье. Где кончается информирование о сути заболевания, лечения и возможных ослож нениях и начинается «информационное наси лие»? Если пациент мужского пола в автокатас трофе получил сложный перелом тазовых костей со смещением, стоит ли докладывать ему о воз можности развития у него импотенции, зная, что у прикованного к постели на несколько месяцев больного от этого возникнет тяжелейшая деп рессия и суицидальные мысли, затрудняющие и без того непростое лечение. А ведь для одно значного решения вопроса сохранения половой функции пострадавшего его нужно как можно раньше обследовать и начать профилактику ука занного осложнения.

Другая проблема юридического режима ме дицинской деятельности кроется в том, что стремление оказать медицинскую помощь иног да противоречит стремлению оказать медицинс кую услугу[15]. Например, между врачом и паци ентом достигнуто информированное согласие о совершенно однозначной лечебной манипуля ции - удалении желчного пузыря. Операция про ходит успешно, но в последний момент опытный хирург замечает в воротах печени опухолевый узел, который по причине малых размеров и хо рошего самочувствия пациента просто не мог быть обнаружен ранее, при диагностическом обследовании. Если врач решает юридически грамотно оказать услугу в пределах информиро ванного согласия, то он просто «уходит из жи вота», делает запись о грозной находке в меди цинских документах и отправляет пациента в онкологическую службу. Конечно, здесь медра ботник поступает юридически-идеально, однако дополнительная госпитализация и обследова ние, дополнительная операция для удаления опухоли либо ее биопсия обходятся дороже, да и у опухоли остается больше времени для роста и метастазирования. Если же врач решает оказать в такой ситуации помощь, то ему придется выйти за пределы информированного согласия, достигнуто го с пациентом, нарушить юридический режим ус луги и, расширив объем операции, произвести по пытку удаления опухоли или хотя бы ее части. Это очень рисковано появлением грозных интраопе- рационных осложнений (например, кровотече ние из артерий печени или воротной вены), од нако при хороших характеристиках опухолевой ткани полное удаление новообразования как можно раньше будет наиболее выгодно пациен ту и лицу, оплачивающему лечение.

Тонкие моменты медицинских отношений превалируют не только во взаимодействии вра ча и больного, но и в деятельности организаци онного порядка. Работу хирургического стацио нара нужно организовать, профинансировать и проконтролировать. Врачи не только разных клиник, но и одного и того же подразделения неминуемо конкурируют между собой, что сис темно не исследовалось уже давно. Устаревшие работы по медицинской этике и деонтологии разъясняют только то, чему надлежит быть, ре ального состояния профессиональных отноше ний между коллегами-медиками данные дисцип лины не вскрывают. Наконец, существуют про блемы научного творчества медицинских субъектов, медицинского эксперимента и новых медицинских технологий.

Можно сказать с уверенностью, что как обычная медицинская услуга/помощь, так и воз действие на пациента в научных целях составля ют основной сектор медицинских отношений. Последние предстают перед наблюдателем своей высокорисковой стороной и концентрацией на блюдаемых медицинских феноменов около па циента как личности, индивидуума. Однако ряд отношений организационного плана и отноше ний между вовлеченными в оказание медицинс кой помощи субъектами неразрывно связан с основным сектором и оказывает на него доми нирующее влияние.

Предмет медицинского права - отношения по организации и непосредственному осуществле нию высокорисковых воздействий, направлен ных на улучшение состояния здоровья личности как индивидуума, члена общества.

3. Перспективы развития отечественного медицинского права

Несмотря на «зачаточность» медицинского права в нашей стране [3] наметилось несколько четких направлений его развития. Не исключе но, что углубленная проработка их приведет к созданию целых школ медицинского права и ощутимому вкладу отечественных ученых в про гресс международного регулирования отноше ний в сфере здравоохранения.

Консервативно-государственное направление формируется крупными организаторами здраво охранения, авторитетами Минздрава и Комите та по охране здоровья и спорту Государствен ной Думы РФ. Это «официальная» школа, исхо дящая на сегодняшний день из приоритетных интересов организаторов здравоохранения и Го сударства. Курс данной школы медицинского права - на сохранение больших административ ных и финансовых ресурсов за Минздравом и департаментами здравоохранения различного уровня [15], на усовершенствование нормотвор чества изданием подзаконных актов [25], на оп тимизацию финансирования медицины и адми нистративного контроля за ее состоянием. Ины ми словами, это группа сторонников минималь ных изменений в сложившейся системе здраво охранения, способных только на вынужденные и, по возможности, временные компромиссы при возникновении особо острых противоречий. Констатация проблем российской медицины официальными представителями Минздрава РФ или Комитета по охране здоровья и спорту Гос думы из года в год не претерпевает заметных изменений, федеральных законов медицинского плана принимается мало и только по ряду про блем Особенной части медицинского права (ту беркулез, СПИД и т. д.) [26]. Хотя Министр здравоохранения РФ и упоминает в своих пуб ликациях о необходимости заинтересовать мед работников результатами своего труда и создать Всероссийскую врачебную палату [27], исполни тельная власть заинтересована в меньшем расхо довании средств на оплату медицинской помо щи и на увеличение жалования «бюджетникам», в

декларативно-показушной защите прав паци ента, в подмене собственной ответственности за неудовлетворительное состояние национальной охраны здоровья ответственностью медработни ка [15,17]. Человек в белом стал «бюджетником» и врагом Государства в борьбе за дешевой и эфемерно-рациональной медициной.

Если допустить доминирование активистов консервативно-государственного направления в процессе формирования национальной системы медицинского права, то возможность конститу ционного кризиса не будет конструктивно эли минирована; его деструктивное разрешение бу дет затягиваться на десятилетия посредством по верхностных и непринципиальных уступок ис полнительной власти в пользу объективных ис торических закономерностей, тонкой, но агрес сивной «дипломатической игры» с собственным народом. Действительный прогресс в оказании медицинских услуг будет подменяться «откатны ми» покупками современного и дорогого, но бесполезного оборудования, поездками «орга низаторов» за рубеж для «обмена опытом» и иными напыщенными демонстрациями мнимого благополучия [28]. С каждым экономическим кризисом «бюджетное» здравоохранение будет проходить «через горлышко бутылки». Однако, чем дольше медицинским отношениям будет на вязываться неадекватный тип регулирования, чем более изощренно потребности здравоохра нения будут подменяться потребностями испол нительной и муниципальной власти, тем более деструктивным для всего общества окажется фи нальное разрешение противоречий. В конечном счете волна теневого медицинского бизнеса и латентной медицинской преступности примет угрожающий характер.

В то же время консервативно-государствен ное направление является жизненно необходи мым для развития отечественного медицинского права - но только при условии наличия проти- вовесного сильного доктринального оппонента. Конструктивно-цивилизованная дискуссия орга низаторов здравоохранения и ученых с альтер нативными убеждениями приведет к конверсии усилий «консерваторов» со слепой борьбы за власть и финансы на продуманное развитие ис торически-оправданных публично-правовых на чал в национальном медицинском законотвор честве. Если же Государству удастся добиться дешевой и в значительной мере истинно-бес платной медицины, но без угнетения «бюджет ников», то возникнет прецедент позитивного ре шения многих международных проблем охраны здоровья.

«Санистическое» направление отличается нейтрально-описательным подходом к освеще нию медицинских проблем, интегрально-всесто ронним осмыслением реалий здравоохранения и разноплановости медицинских отношений. С ос торожностью и философской осмотрительнос тью активисты этого направления делают выво ды о применимости различных норм права к ре гулированию деятельности по охране здоровья [5]. Речь идет, в частности, об усилиях ученых Ростовской и Саратовской групп [1,29,30,31]. Много интересных закономерностей подмечено в многочисленных работах А. В. Тихомирова [9,14]. Чаще всего исследователями такого плана являются специалисты в области судебной меди цины, по фундаментальному образованию более близкие к медицине, чем к юриспруденции. Цен ность данного направления в том, что оно исхо дит не из интересов той или иной администра тивной, социальной или политической группы, а из конкретного состояния медицинских отноше ний. Идеологические моменты освещаются эти ми авторами как производные, второплановые. Таким образом скрупулезно фиксируются все реальные факты медицинского правопримене ния [1], конкретные формы юридических проти воречий в медицине [9], результаты социологи ческих опросов по наиболее острым медико-пра вовым темам [32,33].

При интенсивной разработке в указанном ключе можно ожидать упорядоченного дробле ния научных дисциплин, изучающих медицинс кие отношения, с выделением группы ветвей ценностно-идеологического плана (биоэтика, медицинская деонтология - о том, какими отно шения по охране здоровья должны быть; орга низация здравоохранения - о том, какое здраво охранение выгодно крупным собственникам и инвесторам и т. д.), и науки о реальном состоя нии медицинских отношений, тенденциях их ис торической трансформации - «санистики». Пос ледняя будет изучать свой предмет в конкретных фактах, статистических сводках и диалектичес ких раскладках онтологии тех или иных феноме нов. Ключевая особенность метода санистики - в очень осторожном использовании ценностных, морально-нравственных и биоэтических катего рий, а также в препаровке таковых с позиций термодинамики и синергетики отношений [34]. Подобно тому, как криминология и криминали стика необходимы для развития уголовного пра ва, здоровое медицинское право не сможет сформироваться без науки или группы дисцип лин типа санистики.

Направление по защите прав пациентов, веро ятно, будет актуальным всегда, поскольку часть практикующих адвокатов на западный манер не избежно превратит судебное преследование мед работников и медицинских организаций в серь езный источник прибыли [9,21].

«Радикально-периферическое» направление пока только начинает свое развитие, однако ему суждено в течение ближайших лет существенно усилиться. Его историческая необходимость - в цивилизованном доктринальном противовесе консервативно-государственной школе. «Ради- кально-периферическое» направление в числе принципиальных приоритетов ставит интересы непосредственного производителя медицинской помощи/услуг - медицинского работника. Меди цинское право должно начинаться с мощной и конкретно-гарантированной защиты юридичес кого, материального и социального статуса че ловека в белом. Исходя из правовых посылок такого рода должны формироваться принципы медицинских обязательств врача и пациента. На законодательном уровне необходимо закрепле ние четких различий юридического режима ме дицинской услуги и медицинской помощи. Пер вая стандартизирована и всегда возмездна, вто рая возможна только в схеме патернализма как сумма нескольких услуг с бесплатным сектором, состоящим из незапланированно возникшей ме дицинской активности по причине различных непредвиденных медицинских явлений типа ос ложнений, сопутствующих заболеваний, экст ренных ситуаций и т. д. Управление здравоохра нением должно осуществляться на началах опре деленного сужения властных полномочий Мин здрава, департаментов различных уровней и других административных структур в пользу не государственных органов защиты корпоратив ных интересов медработников (Врачебных па лат, гильдий медработников и т.п.). В единолич ном порядке органы исполнительной и муници пальной власти должны издавать акты только по узкому, четко оговоренному законом кругу вопросов, по всем остальным проблемам, а так же по законодательным инициативам решения государственными и муниципальными структу рами

должны приниматься только на основании комментированных поправок органов медра ботников. Последние должны жестко контроли ровать финансовые операции в сфере здравоох ранения и в ряде случаев принимать решения, на которые правоохранительные органы однознач но обязаны реагировать возбуждением уголов ных дел по фактам потенциальных злоупотреб лений.

В настоящем обзоре затронуты много меди- ко-правовых проблем, заслуживающих отдель ных публикаций, однако на сегодняшний день более важно определиться с ключевыми вопро сами оформления медицинского права в от расль, чтобы все возникающие в сфере охраны здоровья юридические проблемы решались целе направленно, системно и полемично. Создание юридических конструкций медицинских обяза тельств и решение вопроса о методе обсуждае мой комплексной отрасли возможно только пос ле формирования строгого научного понимания задач и предмета медицинского права, к чему мы и попытались приблизиться.

Список литературы

1Акопов В. И. Медицинское право в вопросах и ответах. «Издательство ПРИОР». Москва 2000.

2.Григорьев Ю. И., Григорьев И. Ю., Истомина Л. Б. Правовые аспекты проведения некоторых видов биомедицинских и клинических экспериментов. Вест ник новых медицинских технологий. 2001. Т. 8, №3, с. 79-81.

3.Литовка А. Б., Литовка П. И. Медицинское право - комплексная отрасль национального права России: становление, перспективы развития. Право ведение. 2000, №1, с. 80-83.

4.В. В. Власов. Медицина в условиях дефицита ресурсов. Триумф, Москва, 2000.

5 Квернадзе Р. А. Некоторые аспекты становления и развития законодательства в области здравоохране ния. Государство и право. 2001. №8, с. 99 - 104.

6.С. Г. Стеценко. Право и медицина: проблемы соотношения. Москва, Международный университет (в Москве), 2002.

7..Ивченко О. Ответственность за эвтаназию по уголовному законодательству зарубежных стран (сравнительно-правовой анализ). Уголовное право. 2001, №3, с. 19-21.

Кривошеее Г. Г. Защита профессиональной ме дицинской деятельности в условиях современной Рос сии. Экономика здравоохранения. 2002, №1, с. 47 - 49.

8.Тихомиров А. В. Медицинская услуга. Правовые аспекты. Москва, «Филинъ», 1997.

9Жарова М. Н. Феномен агрессии в профессио нальной деятельности врача.//Первая международная конференция «Общество - медицина - закон». Сбор ник докладов. (Кисловодский институт экономики и права. Май 1999 года). Библиотека журнала «Каче ство медицинской помощи». М. 1999, с. 15-16.

10.См., например, Медицинский курьер, № 3 - 4, 1998, с. 78.

11..Герасименко Н. Закон исключит теневой меди цинский бизнес. //Медицинский курьер. - №3-4,1998.- с. 26.

12.Конституция РФ. Москва, «Юрайт» 1999.

13.Тихомиров А. В. Правовой режим хозяйствова ния учреждений здравоохранения. Здравоохранение. 2001, №9, с. 171-180.

14.Белобородова Н. Г. О применении к медицинс кой деятельности некоторых законодательных актов РФ и документов Всемирной медицинской ассоциа ции. Экономика здравоохранения. 2002, №4, с. 31-33.

15.Криминология. Под. ред. Кудрявцева В. Н., Эминова В. Е. «Юристъ», Москва, 1997.

16.Красиков А. Н. О совершенствовании уголов но-правовых средств борьбы с «медицинскими» пре-ступлениями.//Первая международная конференция «Общество - медицина - закон». Сборник докладов. (Кисловодский институт экономики и права. Май 1999 года). Библиотека журнала «Качество медицин ской помощи». М. 1999, с. 32-35.

17.Блинов А. Г. Понятие о пациенте и его правах в российском законодательстве. Там же, с. 12-15.

18.Исланова Н. Н. Биоэтические основы деятель ности по защите прав пациентов. Там же, с. 24-25.

19.Пахарин В. И. Социальный статус врача и его перспективы. //Первая международная конференция «Общество -медицина - закон». Сборник докладов. (Кисловодский институт экономики и права. Май 1999 года). Библиотека журнала «Качество медицин ской помощи». М. 1999, с. 37-39.

20.Жаров В. В., Фадеев С. П. Практика возбужде ния гражданских и уголовных «врачебных» дел. Здра воохранение, №10, 2001, с. 161-166.

21.Мазин П. В., Битеев В. X. Правовой статус врача в РФ. Вятский медицинский вестник. Киров, 1999,№2, с. 3 - 6.

23.Ковалевский М. А. Правовое значение профес сиональных стандартов медицинской деятельности. Здравоохранение. 2002, №4, с. 161-166.

24.Мазин П. В., Андреев В. Г., Битеев В. X., Его рова А. Г. и др. Некоторые юридические аспекты дея тельности центра малоинвазивной хирургии городс кой больницы «Лепсе» г. Кирова. Вятский медицинс кий вестник. Киров, 2001, №1, с. 49-55.

25.Степанов Е. М. Профессиональные и юриди ческие вопросы врачебных ошибок. Экономика здра воохранения. 2002, №2, с. 38-39.

26.Герасименко Н. Ф. О состоянии и перспективах формирования кодекса законов об охране здоровья граждан. Здравоохранение РФ. 2002, №1, с. 9-12.

27.Шевченко Ю. Л. О ходе реализации концепции развития здравоохранения и медицинской науки, за дачах на 2001 -2005 гг. и на период до 2010 г. Здра воохранение РФ. 2001, №4, с. 3 - 9.

28.Герасименко Н. Ф., Чернышев В. М., Чернышев И. В. Общественные медицинские объединения: их место и роль в проведении реформирования отрасли. Здравоохранение РФ. 1999, №1, с. 19-21.

29.Первая международная конференция «Обще ство - медицина - закон». Сборник докладов (Кисло водский институт экономики и права. Май 1999 года). Библиотека журнала «Качество медицинской помощи». - М. 1999.

30..Шапошников А. В. Ятрогения (терминологи ческий анализ и конструирование понятия). Ростов- на-Дону, издательство АО «Книга», 1998 г.

31.Захаров И. А., Маврина Е. А., Трифонова Н. А., Богорубова Т. А. и др. Реформы здравоохранения и подготовка руководящих кадров. Здравоохранение РФ. 2002, №2, с. 36-38.

32.Курило А. Ф., Боркина П. А., Гришина Е. М., Ижевская В. Л. и др. Социологическое исследование, посвященное этико-правовым проблемам биомеди цинских технологий. Проблемы репродукции. 2001, №6, с. 22-26.

33.Сергеев В. В., Захаров С. О. Медицинские и юридические аспекты врачебных ошибок. Здравоох ранение РФ. 2000, №1, с. 7-9.

34.Мазин П. В., Пономарев Г. Е. Обстоятельства, исключающие преступность деяния: проблемы клас сификации и развития. Труды филиала МГЮА в г. Кирове. Киров. 2001, №5, с. 94-103.

Summary

MEDICAL LAW: OBJECTIVES, SUBJECT, PROSPECTS OF DEVELOPMENT P. V. Mazin, G. E. Ponomarev, V. Ch. Biteev, V. P. Mazin

Nowadays Health Care System of Russia is overfilled with destructive inconsistencies. Normative documents became obsolete and so they are poorly unified. Free of charge high quality medical service is more and more hardly available. There is discrimination against medical workers in Russia, their salary is tremendously small. Mission of contemporary medical law is development of new options of Constitution interpretation to prevent transformation of Health Care System crisis to constitutional crisis. Subject of medical law is the relationship connected with high-risk influences on individual health undertaken to improve it. Different branches of medical law development are discussed. There are state-conservative, «sanistic», radical-peripheral and patient-protective branches of medical law.

81

6 Зак. 2867

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.