Научная статья на тему 'Реорганизация структуры оказания медицинской помощи как основа ресурсосбережения на уровне центральной районной больницы'

Реорганизация структуры оказания медицинской помощи как основа ресурсосбережения на уровне центральной районной больницы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
118
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реорганизация структуры оказания медицинской помощи как основа ресурсосбережения на уровне центральной районной больницы»

С.В. Колесников

РЕОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ КАК ОСНОВА РЕСУРСОСБЕРЕЖЕНИЯ НА УРОВНЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ РАЙОННОЙ БОЛЬНИЦЫ

Кировская государственная медицинская академия

Одно из наиболее актуальных направлений концепции развития здравоохранения и меди цинской науки в Российской Федерации, кон цепции развития здравоохранения в Республике Коми на 2000-2005 годы - реструктуризация ле- чебно-профилактической помощи и более эф фективное использование ограниченных матери альных и финансовых ресурсов.

Последствия социально-экономических ре форм в России негативным образом отразились на состоянии сельского здравоохранения. Рес публика Коми в данном случае не исключение. Постоянная дефицитность бюджета заставляет искать пути выхода из сложившейся ситуации.

Анализ деятельности лечебно-профилакти ческих учреждений на уровне района показал общие тенденции для России и Республики, ко торые можно выразить одной фразой - при не достаточности средств на здравоохранение рай она, в районе реализуется наиболее затратная модель здравоохранения.

Структура затрат по видам медицинской по мощи в районе сложилась следующим образом (см. таблицу).

В таблице четко прослеживается затратность модели здравоохранения реализуемая как в рес публике в целом, так и в районе, в частности.

Происходящие в здравоохранении процессы заставляют по-новому взглянуть на проблемы стационарной помощи. Сформировавшаяся сис тема этапности и распределения потоков паци ентов в организации медицинского обслужива ния в сельской местности, несмотря на ряд недо статков, соответствовала системе жесткого госу дарственного планирования.

В условиях рыночной экономики и муници пализации здравоохранения управленческие ре шения в реформировании муниципального здра воохранения и, в частности, в национальном распределении потоков пациентов необходимо принимать непосредственно на уровне муници пальных образований.

Результаты аналитических исследований, проведенных в центральной районной больнице, свидетельствуют о том, что пациентов, нуждаю щихся в госпитальном лечении, можно распреде лить на ряд категорий:

-нуждающиеся в оказании специализирован ной и высококвалифицированной медицинской помощи (клинический и городской уровень);

-нуждающиеся в квалифицированной меди цинской помощи (уровень ЦРБ);

-нуждающиеся в медико-социальной помо щи; - пациенты, которым возможно оказание медицинской помощи на уровне реализации ре сурсосберегающих, стационарозамещающих технологий (стационары на дому, дневные ста ционары в поликлинике, стационары дневного пребывания в стационарных учреждениях).

Таблица

Вид медицинской помощи Структура затрат в %

РФ, факт Республика Коми, факт Княжпогостский район, факт Рекомендуемый норматив

Стационарная помощь 64 65 43 50

Амбулаторно-поликлиническая помощь 27 25 34 42

Скорая медицинская помощь 9 12 23 8

По заключению TASIC («Методы экономи ческой оценки программ и проектов в сфере здравоохранения», под редакцией Окушко Н.Б., г. Кемерово, Сибфарм, 2000 г.): «В России про блема ограниченности ресурсов стоит особенно

остро не только из-за постоянного дефицита средств, но и потому, что даже имеющиеся скуд ные средства не всегда используются наиболее эффективным образом».

Исходя из изложенного нами была предложе на модель реструктуризации медицинской помо щи района. При формировании модели учиты вались материальные, кадровые ресурсы здраво охранения района, состояние базы лечебно-про- филактических учреждений, обеспеченность ме дицинским и технологическим оборудованием.

Население района составляет 31.218 человек.

Потребность в круглосуточных койках (по методическим рекомендациям по порядку фор мирования и экономического обоснования тер риториальных программ государственных га рантий оказания гражданам Российской Федера ции бесплатной медицинской помощи) 315 коек.

В соответствии с анализом уровня, структуры заболеваемости и ранжирования заболеваемости по степени тяжести с учетом факта госпитализа ций и прогноза на клинический уровень (в рес публиканские ЛПУ) было передано по квотам 115 коек - 36 % от общего количества.

Процент пациентов, лечившихся на круглосу точных койках, лечение которых возможно при реализации стационарозамещающих техноло гий, 6 %.

Процент коек, занимаемых больными, нуж дающимися в сестринском уходе (одинокие, пре старелые, брошенные больные), 12 %.

Общее количество круглосуточных стацио нарных коек в районе (монопрофильных по ос новным специальностям - терапия, хирургия, детские, инфекционные, родильные, гинекологи ческие) можно рассчитать по формуле:

КК . =ККР ,-(КСК + КСУ + КСЗТ),

puflOHH (расчетные) v

где КК - круглосуточные койкн по монопро фильным отделениям;

ККР расчетные койки по методике;

КСК - круглосуточные специализированные койки, которые необходимо в виде квот пере дать на клинический (городской уровень);

КСУ - койки сестринского ухода для разви тия в участковых больницах, или передачи в органы социального обеспечения;

КСЗТ - койки, которые необходимо преоб разовать в койки дневного пребывания или пе редать в амбулаторное звено, как койки дневно го стационара.

Таким образом, оптимальное количество мо нопрофильных круглосуточных коек для ЦРБ района составит 140 коек(47600 койко-дней).

Исходя из стоимости круглосуточной койки, койки сестринского ухода (с учетом доплаты за счет личных средств граждан), койки по реали зации стационарозамещающих технологий мож но рассчитать экономический эффект, в нашем случае он составит 2485000 рублей.

Таким образом, можно говорить о том, что стационары, действующие в старом режи ме, фактически не реагируют на происходящие в стране социально-экономические изменения.

Без реструктуризации медицинской помо щи по видам, в пользу развития стационароза мещающих медицинских технологий и регули рования потоков пациентов, надеяться на вы сокую экономическую эффективность здраво охранения не приходится.

Литература

1.Управление качеством медицинской помощи в Российской Федерации. Материалы ежегодной 4-й Российской научно-практической конференции НПО «Медсоцэкономинформ», 29-30 мая 1997 г. Москва, 1997.

2.Таранов A.M.. Пакутш К.Ю.. Чавневцов В.Ф. Сельское здравоохранение в условиях обязательного медицинского страхования. Москва, 2000.

3.Проект Tasic EDPUS 9702 «Российская Федера ция: Поддержка управления системой здравоохране ния. Методы экономической оценки программ и про ектов в сфере здравоохранения».

4.Кучеренко В.З., Вилков А.И.. Денисов П. П. и со авторы. Организация и анализ деятельности ЛПУ в условиях обязательного медицинского страхования. - Москва. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.