Научная статья на тему 'Медицинские аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды'

Медицинские аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
552
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / МЕДИЦИНСКИЕ И САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ / INFORMATIONAL AND EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE USER / HEALTH SAVING EDUCATIONAL ENVIRONMENT / MEDICAL AND HEALTH REQUIREMENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мухаметзянов Искандар Шамилевич

Медицинские и санитарно-гигиенические основания формирования информационной образовательной среды как основы формирования безопасной для пользователя безопасной и личностно-ориентированной образовательной среды связаны с фундаментальными исследованиями целого ряда научных областей, таких как педагогика, психология, медицина и прочие. Автором рассмотрен вопрос адаптации образовательного пространства к медицинскому и психологическому состоянию обучающихся в условиях проблемности ее нормирования. Предлагаемые автором рекомендации могут служить медицинскими и санитарно-гигиеническими основаниями формирования модели информационной образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мухаметзянов Искандар Шамилевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDICAL ASPECTS OF THE HEALTH SAVING AND INFORMATION OF EDUCATION OF ENVIRONMENT

Medical and health grounds for the development of informational and educational environment that is the basis of the development of safe person-centered educational environment for the users are connected with the fundamental investigations in various academic fields such as pedagogy, psychology, medicine etc. The author pays attention to the issue of an adjustment of the educational space to the medical and psychological status of the students taking into account the difficulty of its rating. The recommendations given can be the medical and health grounds for the development of the model of informational and educational environment.

Текст научной работы на тему «Медицинские аспекты здоровьесберегающей информационно-образовательной среды»

УДК 37

МЕДИЦИНСКИЕ АСПЕКТЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ

ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

И.Ш. Мухаметзянов

Аннотация. Медицинские и санитарно-гигиенические основания формирования информационной образовательной среды как основы формирования безопасной для пользователя безопасной и личностноориентированной образовательной среды связаны с фундаментальными исследованиями целого ряда научных областей, таких как педагогика, психология, медицина и прочие. Автором рассмотрен вопрос адаптации образовательного пространства к медицинскому и психологическому состоянию обучающихся в условиях проблемности ее нормирования. Предлагаемые автором рекомендации могут служить медицинскими и санитарно-гигиеническими основаниями формирования модели информационной образовательной среды.

Ключевые слова: информационная образовательная среда пользователя, здоровьесберегающая

образовательная среда, медицинские и санитарно-гигиенические требования.

MEDICAL ASPECTS OF THE HEALTH SAVING AND INFORMATION

OF EDUCATION OF ENVIRONMENT

I. Mukhametzyanov

Abstract. Medical and health grounds for the development of informational and educational environment that is the basis of the development of safe person-centered educational environment for the users are connected with the fundamental investigations in various academic fields such as pedagogy, psychology, medicine etc. The author pays attention to the issue of an adjustment of the educational space to the medical and psychological status of the students taking into account the difficulty of its rating. The recommendations given can be the medical and health grounds for the development of the model of informational and educational environment.

Keywords: informational and educational environment of the user, health saving educational environment, medical and health requirements.

Информационно-коммуникационная среда представляет собой совокупность условий, обеспечивающих взаимодействие пользователя с информационным ресурсом посредством интерактивных средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) как с субъектом информационного общения и личностью. Информационно-коммуникационная среда включает: множество информационных объектов и связей между ними; средства и технологии сбора, накопления, передачи (транслирования), обработки, продуцирования и распространения информации, собственно знания, средства воспроизведения

аудиовизуальной информации; организационные и юридические структуры, поддерживающие информационные процессы. Общество, создавая информационно-коммуникационную среду, функционирует в ней, видоизменяет и совершенствует ее. В свою очередь, информационно-коммуникационная среда

современного общества постоянно

детерминируется достижениями научнотехнического прогресса. Совершенствование информационно-коммуникационной среды общества инициирует формирование прогрессивных тенденций развития

производительных сил, изменение структуры общественных взаимоотношений, взаимосвязей и, прежде всего, интеллектуализацию деятельности всех членов общества во всех его сферах и, естественно, в сфере образования [10, 22, 23].

Единое (глобальное) информационное образовательное пространство включает в себя совокупность условий, реализующих определенную целостность и заключающихся в наличии: распределенного информационного

образовательного ресурса; комплекса воспитательных и организационных форм и методов обучения, а также организационно -правовых норм по защите авторских прав; содержания обучения и определенной навигационной структуры для него; средств и механизмов информационного взаимодействия образовательного назначения [5, 9].

Медицинские и санитарно-гигиенические основания формирования информационной образовательной среды (ИОС) как основы формирования безопасной для пользователя безопасной и личностно-ориентированной образовательной среды связаны с фундаментальными исследованиями целого ряда научных областей, таких как педагогика,

психология, медицина и прочие. Многие авторы констатируют, что быстрота изменений, происходящих в системе образования, связанных с использованием ИКТ, обуславливает ситуацию, когда ИОС становится технологической и дидактической основой современного образования. Интеграция образовательной среды учебного заведения и современных ИКТ изменяют традиционную среду образования за счет привлечения технических средств и технологий. При этом, если в рамках учебного заведения, внедрение и использование ИОС нормировано, то вне образовательной организации вопрос погружения в ИОС, нормы, контент и др. составляющие остаются слабоизученным по влиянию на здоровье пользователя. То есть остро стоит вопрос адаптации образовательного пространства к медицинскому и психологическому состоянию обучающихся, поскольку какое-либо нормирование ее не представляется возможным.

В качестве примера можно привести данные, представленные в докладе Председателя комитета СФ по социальной политике и здравоохранению В. Петренко. Наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит в возрасте от 7 до 17 лет, то есть в период обучения в различных образовательных учреждениях. Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодняшняя статистика здоровья школьников говорит о том, что за последние 10 лет повысилась

распространенность функциональных

отклонений и хронических заболеваний среди обучаемых младшей и средней школы. Ведущее место занимают болезни костно-мышечной системы, органов пищеварения, нервной системы и психическая сфера. Причинами нервно-психических нарушений и

функциональных отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы являются снижение возраста приема в школу, сложные учебные программы, низкая двигательная активность детей, нарушения режима дня, уменьшение продолжительности сна. За последние 10 лет общая заболеваемость невротическими расстройствами, связанными со стрессом и психоматическими расстройствами, среди детей 15 - 17 лет увеличилась почти на 26%, а первичная - почти на 50. Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны, в том числе и педагоги. К каждому ученику должен быть применен индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.

Частота регистрируемых психических расстройств и расстройств поведения в России и за рубежом выросла на 35 - 40%, причем рост распространения психической патологии среди детей сильно опережает темпы её роста у взрослых. Под наблюдением психиатров в России, по данным официальной статистики, состоит 2 — 3% детского населения; рост заболеваемости приводит к увеличению детской инвалидности: в настоящее время в структуре всей детской инвалидности психические расстройства и расстройства поведения занимают первое место, их удельный вес составляет почти 20%. Распространенность психических расстройств и расстройств поведения в детской популяции колеблется в рамках 22 — 26% [1, 6]. Более удручающие данные приведены в докладе «Здоровье детей России как фактор национальной безопасности» ФГБУ «Научный центр здоровья детей» МЗ РФ. Существенные негативные тенденции произошли в состоянии здоровья школьников, что обусловлено высокими учебными нагрузками, хроническим стрессом,

гиподинамией и ухудшением качества питания. Среди функциональных нарушений доминируют нарушения со стороны костно-мышечной системы, нервной системы и психической сферы, эндокринной системы и обмена веществ.

Заболеваемость подростков - обучаемых профессиональных училищ, за последние 10 лет также существенно возросла. Уровень функциональных нарушений возрос на 74,5% (с 1391,8%о до 2444,4%о), хронических болезней на 39,6% (819,6%о до 1211,5%о). В структуре функциональных нарушений три первые ранговые места занимают изменения со стороны системы кровообращения (30,3%), костномышечной системы (20,9%), эндокринной системы и обмена веществ (13,5%). В структуре хронических болезней первые три ранговые места разделили: патология костно-мышечная система (29,5%), нервная система и психическая сфера (25,2%), органы пищеварения (15,5%). В целом, структура функциональных отклонений и хронических болезней у подростков, обучающихся в СПО, принципиально не отличается у подростков-старшеклассников. Результаты специальных научных исследований позволяют считать, что на здоровье обучаемых СПО неблагоприятное влияние оказывает сочетанное воздействие высокой учебной нагрузки, профессионально-производственные факторы и распространенность вредных привычек. Объем медицинской помощи учащимся СПО резко ограничен и обеспечивается в основном медицинскими

сестрами. Ежегодные профилактические осмотры и оздоровление обучаемых не проводятся [2].

Физическая подготовленность современных школьников достигает не более 60% об соответствующих показателей 60-х годов. Снижение физической активности негативно влияет на состояние здоровья детей, способствует росту болезней органов дыхания (на 18%), кровообращения (на 35%), костномышечной системы (на 45%), а также травм, в том числе переломов (на 15%) [3].

Вместе с тем, согласно данным Федеральной службы статистики для подавляющего большинства людей в возрасте 15 лет и более хорошее здоровье является одной из наиболее актуальных базовых ценностей. По пятибалльной шкале ценность здоровья в ряду других жизненных ценностей 85,0% опрошенных дали ответы, в которых выражено максимальное ранговое значение ценности крепкого здоровья. 84,2% осознают, что состояние их здоровья зависит, прежде всего, от них самих. Вместе с тем основная масса обследованных на практике относится к собственному здоровью весьма небрежно. Многие люди не приучены к стилю жизни и поведению, которые обеспечивают

предупреждение заболеваний, подвержены влиянию отрицательных социальных норм и традиций. Как свидетельствует совокупность полученных данных о распространенности положительных и отрицательных поведенческих факторов, влияющих на здоровье, доля тех, кто в повседневной жизни действительно бережет свое здоровье, не превышает 25% обследованных [11].

В рамках рассматриваемой тематики особый интерес представляют следующие данные. Доля лиц, имеющих детей в возрасте до 15 лет, оценивающих неудовлетворенно качество образовательных услуг, получаемых их детьми в образовательных учреждениях составляет 10,1% [12]. По наличию у детей в возрасте 9 - 18 лет навыков работы с персональным компьютером, в процентах к общей численности детей в соответствующем возрасте распределение по 2011 и 2014 годам представляется как 91% и 92,7% [13]. Распределение детей в возрасте 15 -18 лет по частоте и целям использования сети Интернет, в процентах к общей численности детей в соответствующем возрасте составляет, в сравнении 2011 и 2014 годов: по наличию устройств для доступа к сети Интернет (персональный компьютер и/или портативный компьютер - 88,9% (2011) и персональный компьютер - 71,1% и портативный компьютер -

43,7%. Мобильный интернет использовали 37,9% в 2011 году и 58,7% в 2014 году. По частоте выхода в Интернет (более 1 раза в неделю) - 83,8 в 2011 году и 91,5% в 2014 году. По целям использования выхода в Интернет (по годам соответственно): поиск или выполнение оплачиваемой работы, рассылка информации -1,6% и 2,4%; получение информации, оформление документов на сайтах органов государственной власти, госучреждений и ведомств - 6,5% и 4,7%; поиск информации о товарах и услугах для повседневной жизни, заказ товаров (бронирование мест), подача собственных объявлений - 11,6% и 14,2%; осуществление финансовых операций (оплата услуг, перевод денег) - 1,1% и 3,9%;

дистанционное обучение по обязательной или дополнительной программе, пользование электронными библиотеками, энциклопедиями и др. - 35,7% и 65,6%; прочтение новостной информации, статей - 43,0% и 40,3%; общение в социальных сетях для поддержания личных контактов и обмена информацией, переписка с родными и близкими - 85,6% и 88,1%;

обсуждение социальных и политических вопросов, участие в Интернет-акциях, опросах общественного мнения и др. - 3,9% и 7,2%; провождение времени за скачиванием фильмов, музыки и игр, за игрой в сетевые игры и др. -66,9% и 73,3%; для других целей - 14,5% и 12,4% [14].

Можно отметить развитие тенденции использования ИКТ в образовательных целях с одновременным ростом использование мобильного интернета, что подтверждает распространение учебной образовательной среды за пределы учебного заведения. Этому способствуют и существующие нормативные акты, направленные на изменение традиционной организации обучения, все больше выводящие этот процесс за пределы образовательного учреждения. Поправкой в закон «Об образовании» Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. № 11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий» [18] в России официально признана данная форма обучения. В действующей редакции Закона данный раздел представлен в статье 16: «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». Вместе с тем, до настоящего времени все нормирование в нашей стране, применительно к целям образования, ориентировано на обучение в образовательном учреждении. Тем самым,

наиболее быстрорастущий сегмент обучения, вне образовательного учреждения не контролируется, в части организации обучения, государством. Это требует не только проработки нормативных актов, регулирующих сам процесс такого обучения и его дидактические составляющие, так и методик организации безопасной образовательной среды вне учебного заведения, по месту пребывания или проживания обучаемого.

При смене уровня образования, в ВУЗе меняется не только социальный уровень обучаемого, но и формируется комплекс ограничений в организации быта, питания и отдыха, снижением доли суточной двигательной активности и др., в совокупности оказывающими негативное влияние на состояние здоровья обучаемых [4].

В рамках данного исследования нас будут интересовать медицинские и санитарногигиенические основания формирования модели информационной образовательной среды пользователя, обеспечивающей личностноориентированное обучение в условиях глобального информационного пространства, т.е. не столько в рамках учебного заведения, сколько вне его. И учебное заведение будет рассматриваться нами как некоторая точка отсчета, регулируемая действующим

законодательством и имеющая богатую практику. Нас, в первую очередь, интересуют два основных направления: предотвращение возможных негативных последствий (медицинского, психолого-педагогического, социального характера) применения средств информационных и коммуникационных технологий в образовательных целях и осуществление педагогика-эргономической оценки качества педагогической продукции, функционирующей на базе информационных и коммуникационных технологий.

Рассматривая личностно-ориентированное обучение необходимо отметить, что в настоящее время только ИКТ обладают необходимым потенциалом индивидуализации обучения, адаптации к способностям, возможностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации,

использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов и т.д. Все это невозможно без учета деятельности обучаемого в рамках ИОС. В тоже время, если учебное заведение можно описать как единую ИОС на основе принципа системности, дидактической целостности, то к личностно ориентированной образовательной среде, с учетом ее крайней

вариабельности по всем показателям, данный подход представляется не применимым. Рассматривая понятие «среда» как совокупность условий, обеспечивающих развитие,

социализацию и воспитание человека мы исходим из того, что до настоящего времени нет каких-либо нормирующих документов,

определяющих условия подобной деятельности по месту проживания или пребывания обучаемого. К факторам, оказывающим влияние на здоровье обучаемого вне учебного заведения можно отнести как характеристики используемой компьютерной техники, так и особенности организации деятельности пользователей ПК в домашних условиях и наличие информационной культуры,

позволяющей формировать и контролировать безопасную для себя образовательную среду с использованием ИКТ. В условиях значительного роста объема информации, окружающего каждого участника педагогического процесса все более актуальным становится определение требований безопасного образовательного процесса и актуализации его применительно к возможностям конкретного обучаемого, создание для него такой образовательной среды, которая бы не допускала ухудшения состояния здоровья и развития заболевания. Можно говорить о том, что на сегодня самая актуальная педагогика - это другая, здоровьеформирующая педагогика, ориентированная на гармоничное развитие личности обучаемого, сохранение и развитие его здоровья. Элементы здоровьесбережения в образовательной среде представляют собой не только базовые, санитарно-гигиенические компоненты, но и элементы реабилитации не только больного, но и здорового человека. Здоровьеформирующие педагогические технологии подразумевают не только безопасность педагогическую, но и формирование потребности и культуры безопасной образовательной и деятельностной среды.

В значительной степени состояние здоровья обучаемых связано с условиями жизни в семье и организацией учебно-воспитательного процесса на всех ступенях обучения. Если в образовательном учреждении еще можно поддерживать связь с большинством родителей обучаемых, так как обучение, как правило, происходит по месту жительства, то в профессиональном образовательном

учреждении сделать это уже трудно, а порой и невозможно, как в силу объективных причин (удаленности места жительства родителей), так и субъективных, так как родители полагают, что

детство прошло, ребенок вырос и вполне самостоятельно может отвечать за себя.

К особенностям применения компьютера в домашних условиях необходимо отнести возможность длительного индивидуального использования, отбора программных средств родителями или самим учащимся, отсутствие как оперативного, так и систематического контроля со стороны преподавателя, сложность применения специализированного программного обеспечения, изначально ориентированного на классно-урочную систему; существование выраженных отвлекающих факторов.

Кроме того, эффективное использование средств ИКТ в образовании по месту проживания обучаемого осложняется и сниженной мотивацией обучаемого в условиях естественной для него среды обитания. Возрастает риск использования средств ИКТ вне образовательных целей, что приводит к быстрому утомлению обучаемого и существенно снижает эффективность образовательной деятельности. Вместе с тем, в современных условиях важным становится и доверие к информации, в том числе и в рамках обучения. В исследованиях ряда авторов показано, что для доверия к информации, напрямую связанной с деятельность респондентов, важным

оказывается способность мыслить и воспринимать новое. Для доверия к информации, с помощью которой респонденты могут развлечься, необходимо умение эмоционально откликаться на что-либо, однако интеллектуальные характеристики также остаются необходимыми. Наибольшие оценки значимости свойств информации для доверия к ней независимо от вида информации демонстрируют пользователи

специализированных по различным тематикам Интернет-журналов (например,

образовательного назначения), пользующиеся ими 1 - 2 раза в неделю по 10 - 15 мин. [20].

Существуют и причины внешнего влияния на обучаемого, которые могут быть обусловлены следующим: неоднородность домашней ИКТ среды (или ее отсутствие у ряда обучаемых) делает невозможным использование ее в качестве компоненты единой образовательной среды. При этом существующее материальнотехническое неравенство осложняется и разными образовательными способностями обучаемых, различиями в уровне их мотивации. Все это практически исключает на сегодня использование домашнего ПК именно в стандартизированных образовательных целях, но сохраняет возможность его использования в рамках индивидуального обучения. Это

становится возможным при условии отбора преподавателем электронных образовательных ресурсов ЭОР (презентации, энциклопедии, фильмы, тексты интернет-ресурсы, игры и т.д.) и учета их как составных элементов общей образовательной программы [7]. Зачатую при использовании этих ресурсов роль учителя может перейти к родителям обучаемого, что предъявляет определенные требования и к уровню их ИКТ и педагогической компетентности, и наличия эффективной связи между образовательным учреждением и родителями обучаемого.

Кроме того, в новой, информационной системе образования меняется и роль преподавателя. Он перестает быть единственным транслятором знаний, а становится помощником обучаемого в выборе и реализации индивидуальной образовательной траектории в соответствии с его психофизиологическими и духовными потребностями. Существующая в настоящее время классно-урочная система в условиях информатизации образования, дистанционного образования и перехода от образовательной среды учебного заведения к образовательной среде личности неспособна реализовать образовательный потенциал системы в связи с тем, что изменяется сама система. Присутствие обучаемого в рамках образовательного учреждения становится необязательным, а за пределами учреждения, в рамках личного образовательного пространства обучаемого

реализовать контроль за учащимся в имеющихся в настоящее время формах не представляется возможным. Кроме того, само учреждение и место проживания обучаемого перестают быть ключевыми пунктами доступа к коммуникационным технологиям.

Естественно, что в рамках такого обучения необходимо говорить и о новой модели информационной образовательной среды

обучаемого, обеспечивающей личностноориентированное обучение в условиях

глобального информационного пространства. Необходимо обратить внимание на то, что ни в нормативной части, ни в методических рекомендациях не отражены требования к формированию здоровьсберегающей

образовательной среде вне учебного заведения.

Кроме того, обращает на себя внимание на следующее:

• определении требований к организации домашней информационно-коммуникационной образовательной среды и ее влияния на совокупную учебную деятельность, интеграцию ее видов, форм и технологий, разработку

теоретических и научно-методических основ формирования у обучаемых качеств личной безопасности;

• обоснованию требований к организации

здоровьсберегающей домашней

самостоятельной работы обучаемых;

• разработку и внедрение в учебный

процесс рекомендаций для участников педагогического процесса и родителей,

обучаемых по формированию и реализации домашних заданий с учетом личностноориентированной направленности, параметров индивидуального здоровья и возможного

негативного влияния на него средств информационно-коммуникационных технологий.

Моделируя информационную

образовательную среду пользователя,

обеспечивающую личностно-ориентированное обучение в условиях глобального

информационного пространства вне учебного заведения необходимо учитывать отличие этой среды от среды образовательного учреждения. Основным является то, что в условиях места проживания обучаемого персональный

компьютер, как и иные средства обучения,

становится действительно персональными, что позволяет индивидуализировать их компоненты (монитор, клавиатура, мышь - у компьютера и т.д.) под особенности конкретного пользователя. Кроме того, в большей степени возможно соблюдение режима использования средств информационно-коммуникационных технологий в соответствии с действующими нормативами, т.к. нивелируется временной (урочный) фактор, отсутствует влияние на процесс принятия решения соучеников.

Необходимость учета медицинских оснований модели информационной

образовательной среды пользователя, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение в условиях глобального

информационного пространства

обуславливается и тем, что на сегодня в

Российской Федерации насчитывается 12,85 млн. инвалидов. Уровень инвалидизации составляет 9,2%. Из 2,5 млн. инвалидов, которые находятся в трудоспособном возрасте, работает только 805,3 тыс. человек (или 32% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте), численность неработающих инвалидов составляет 1,7 млн. человек или 68% от численности инвалидов в трудоспособном возрасте [10]. Из них детей в возрасте от 8 до 17 лет 378 тыс. и в возрасте от 18 до 30 лет 587 тыс. [15]. Из всего числа примерно 30% имеют ограничения по ведущему виду деятельности в

части образования [16]. Примерно половина имеют психические и неврологические заболевания [17]. Все дети - инвалиды имеют ограничения по уровню здоровья, что определяет и их особые образовательные потребности, обусловленные не только процессом получения знания, но и формированием условий, способствующих данному процессу. В настоящее время образование данной группы населения регламентируется Письмом Рособрнадзора от 16.04.2015 № 01-50-174/07-1968 «О приеме на обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья». Вместе с тем, по официальным данным уровень образования у инвалидов в возрасте 15 и более лет составляет: основное общее - 9,6%; полное общее - 18,3%; начальное и среднее профессиональное образование -35,8%; высшее образование - 23,9%.

В условиях перехода системы образования на использование возможностей современных ИКТ, приоритетом становится и интеграция их в контекст отечественной традиции, для которой ценностью является максимально возможное развитие ребенка в процессе обучения, преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе [8]. Использование современных образовательных (в том числе, дистанционных технологий) с использованием ИКТ в рамках личностно-ориентированного обучения

предусматривает организацию рабочего места по месту жительства, компоненты которого носят индивидуальный характер, обусловленный медицинскими особенностями здоровья конкретного обучаемого. Наиболее значимой группой с особыми образовательными потребностями является группа детей -инвалидов по зрению.

При формировании модели личностноориентированного обучения в условиях глобального информационного пространства, для данной группы обучаемых, необходимо отталкиваться от действующего нормативного обеспечения для образовательных учреждений. Примером может быть, приказ Минобрнауки РФ от 21.09.2009 г. № 341 «Требования к

оснащению рабочих мест для детей - инвалидов и педагогических работников, а также центров дистанционного образования детей - инвалидов компьютерным, телекоммуникационным и специализированным оборудованием и программным обеспечением для организации дистанционного образования детей-инвалидов, а также к подключению и обеспечению технического обслуживания указанных оборудования и программного обеспечения» в

котором предусматривается наличие специальных требований к средствам ИКТ и специальному программному обеспечению. Например, в п. 1.1.3. «Общие требования к специальным функциям программного

обеспечения, упрощающим работу с компьютерным оборудованием для детей с ограниченными возможностями здоровья» предусматривается, что: используемое

программное обеспечение в составе поставляемых комплектов программнотехнических средств должно стандартно обеспечивать следующие возможности:

• увеличения изображения экрана компьютера в любой момент работы независимо от используемых программ не менее чем в 20 раз, а также сглаживания его, инвертирования изображения экрана компьютера в любой момент работы с использованием серых оттенков, изменения контрастности изображения экрана;

• управления компьютером только при помощи мыши или клавиатуры;

• озвучивания всех основных элементов интерфейса операционной системы и программ, а также любых текстов, отображаемых на экране компьютера;

• вывода информации на брайлевские дисплеи;

• изменения режима ввода символов с клавиатуры для более комфортной работы за компьютером, такие как задержка действия нажатия клавиш, последовательный ввод сочетаний клавиш вместо одновременного их нажатия, сопровождения визуально и звуком нажатия клавиш-модификаторов (Alt, Ctrl, Shift и прочее);

• поддержки специализированных

устройств ввода информации, которые обеспечивают управление компьютером и набор текстов с помощью одной кнопки.

В разделе 1.1.4. «Общие требования к наличию специального программного

обеспечения, обеспечивающего поддержку процесса дистанционного обучения»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

рассматриваются требования к программному обеспечению в части мультимедиа и конференцсвязи. Нормативное обеспечение качества используемой техники регулируется ГОСТ Р 50917-96: «Устройства, печатающие шрифтом Брайля. Общие технические условия» и ГОСТ Р 52873-2007: «Синтезаторы речи для специальных компьютерных рабочих мест для инвалидов по зрению. Технические требования». Предусматривается и расширенный комплект оборудования для организации

компьютеризированного рабочего места

инвалида, дополняемый специальными элементами для детей - инвалидов по зрению. Это брайлевский портативный дисплей, принтер с рельефно - точечным шрифтом Брайля и программное обеспечение экранного доступа с синтезом речи.

С социально-психологической точки зрения, самый главный эффект, результирующий использование ИКТ в целях компенсации недостатков здоровья обучаемых, заключается в значительном повышении уровня их жизни. Активное вовлечение этой группы во все большее число доступных видов деятельности делает их более уверенными в себе, более позитивными, а значит и более успешными в дальнейшем. Можно говорить о том, что привнесение в образовательный процесс средств ИКТ позволяет вести не только образовательную деятельность, но и обеспечить инвалиду дополнительный канал социализации, реабилитации и интеграции в жизнь социума.

Обобщенно медицинские основания могут быть представлены в виде следующей группы оснований [21]:

- общие основания системы организации образовательного процесса;

- основания структуры и организации образовательного процесса - в части его инфраструктуры и средств обучения, включая электронные образовательные ресурсы и их носители;

- основания в части квалификации персонала в части информационных и здоровьесберегающих технологий в образовании

[19];

- основания в показателях назначения информационной образовательной среды;

- основания качества используемых образовательных ресурсов;

- основания надежности

функционирования образовательной среды;

- основания защиты информации от несанкционированного использования.

В настоящее время к основным факторам, оказывающим негативное влияние на состояние здоровья обучаемых в части медицинского обеспечения образовательного процесса можно отнести:

- нарушение требований санитарно-

противоэпидемических норм и правил, которое приводит к нерациональной организации режима жизнедеятельности образовательного учреждения в части учебной перегрузки и переутомления; использования

стандартизированной мебели для разных возрастных групп обучаемых; нарушения санитарного режима (освещение, температурный

режим, проветривания, размещение обучаемых с учётом остроты зрения и т.д.); нарушение правил использования в образовательном процессе современных технических средств (по типу, правилам применения и режиму труда и отдыха); недостаточное сочетание умственного и физического труда и высокие статические нагрузки; сочетание основного и дополнительного образования без учёта единовременной нагрузки на обучаемого и многое другое;

- нарушение требований в части организации образовательного процесса, что обуславливает ведение образовательной деятельности в ситуации хронического стресса, обусловленного как высокой ответственностью приминаемых учащимся решений, так и существующей неадекватная оценка обучающим или родителем обучаемого ситуации обучения; несоответствие результатов обучения требованиям, предъявляемым к учебному заведению; нарушение предполагаемой родителями траектории и скорости обучения, обусловленной как особенностями самого образовательного заведения, так и обучаемого; нарушение естественного ритма жизни и организация режима труда и отдыха исходя из рекомендованных средних показателей;

- эмоциональная перегрузка обучаемых в условиях высокой внутренней и внешней конкуренции, открытости образовательного процесса для родителей обучаемого (электронные дневники т.д.), росте значимости для обучаемых социальных сетей, наличия признания не в рамках прямой межличностной коммуникации, а сетевой коммуникации и сетевого сообщества;

- неэффективная система пропаганды здорового образа жизни, использующая устаревшие материалы и реализуемая без учета потребностей целевой аудитории. Не используются социальные сети, существующие реальные и виртуальные авторитеты, неэффективна коммуникация в части организации и ведения образовательной деятельности по месту проживания обучаемого и с его родителями.

Вне учебного заведения нагрузки на обучаемого (образовательные, зрительные, физические и т.д.) не контролируются и не учитываются. Это приводит к формированию психической перегрузкой на фоне физической гиподинамией, что приводит к развитию группы заболеваний, характерных для современного общества: вегето-сосудистые дистония,

артериальная гипертензия, ожирение, нарушения опорно-двигательного аппарата (сколиоз и т.д.),

нарушений зрения и т.д. Применительно к периоду компьютеризации образования основные мероприятия по сохранению и развитию здоровья обучаемых регулировались СанПиН в части организации рабочего места и способов представления информации. На современном этапе, этапе информатизации образования, эти мероприятия должны быть дополнены не столько за счет регулирования представления цифровой информации, сколько за счет регулирования способов ее сбора, обработки, хранения и представления учащимися. Это обусловлено тем, что изменился традиционный диалог: обучающий и обучаемый, и появился третий участник - средство обучения, изменяемое обеими сторонами в процессе коммуникации, располагающееся как внутри, так и вне образовательного учреждения, в интернете, и неконтролируемое в рамках существующего нормирования для

образовательных учреждений. Фактически сам процесс обучения выходит за рамки образовательного учреждения, что требует не столько законодательного регулирования формирования рабочего места обучаемого вне учебного заведения и способов представления информации в образовательных ресурсах, сколько ведения активной пропаганды у обучаемых здоровьесберегающих навыков организации и ведения образовательного процесса. С учетом того, что основными социализирующими факторами, в настоящее время, являются элементы виртуального пространства, навыки безопасного их

использования, несомненно, значимы для

обучаемых.

К негативным аспектам можно отнести то, что вопросы санитарно-гигиенического обеспечения условий образовательной

деятельности в рамках личностноориентированной образовательной среды вне учебного заведения возлагаются на родителей, зачастую не имеющих в данной области достаточного и обновляемого объема знаний. Кроме того, в отличие от условий

образовательного учреждения в условиях вне

учебного заведения элементы образовательной среды (программное обеспечение,

компьютерные игры, развивающие и информационные программы) отбираются неспециалистами (родители и сами обучаемые) в зависимости от эмоциональных, а образовательных критериев. Неоднородный уровень технических средств по месту проживания обучаемого также затрудняет использование стандартизированных цифровых образовательных ресурсов. Кроме того,

необходимо учитывать и то, что существующие электронные издания учебного назначения ориентированы на классно - урочную систему и не применимы в домашних условиях, когда отсутствует один из основных элементов обучения - обучающий. Существующие методические рекомендации по использованию электронных изданий ориентированы на учителя, а не на обучаемого, что не позволяет эффективно использовать их вне учебного заведения и приводит к отсутствию контроля за обучением, снижает его эффективность.

Наиболее эффективным вариантом представляется переход к формированию комплексной личностно-ориентированной

образовательной среды конкретного обучаемого (учебное заведение - место проживания - место пребывания), включающей в себя элементы образовательного учреждения и места пребывания учащегося. В этом случае возникает необходимость в стандартизации технических

Лит

1. Андреева О.О. Клинико-динамические аспекты ранней инвалидности вследствие психических болезней // Автореф. канд. мед. наук. -Москва. - 2013. - 25 с.

2. Вошев Д.В. Здоровье, социальная

адаптированность и формирующийся

профессионализм студентов учреждений среднего профессионального образования Тверской области (региональный аспект) // Автореф. канд. мед. наук. -Москва. - 2013. - 26 с.

3. Здоровье детей России как фактор национальной безопасности. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр здоровья детей» Министерства здравоохранения Российской Федерации // [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nczd.ru/art12.htm

4. Зиатдинов А.И. Медико-социальные аспекты профилактики заболеваний среди часто болеющих студентов медицинского университета // Автореф. дисс. канд. мед. наук. - Казань. - 2015. - 22 с.

5. Касторнова В.А. Научно-методические условия функционирования образовательного пространства // Вектор науки ТГУ. - № 3(3). - 2010. -С. 60-64.

6. Краснов Б.Ю. Научное обоснование совершенствования психиатрической помощи детскому населению крупного города (на примере Санкт-Петербурга) // Автореф. канд. мед. наук. -Санкт-Петербург. - 2015. - 23 с.

7. Мухаметзянов И.Ш., Храпаль Л.Р. Требования к педагогической продукции, реализованной на базе ИКТ (гигиенический аспект) // IV Международного научно-методический симпозиум «Электронные ресурсы в непрерывном образовании» («ЭРНО-2015») 27-30 сентября 2015 г. Анапа, 2015. - 254 С. - Стр. 65-70.

средств и образовательных ресурсов, возможность доступа к ним в режиме реального времени в рамках единой личностноориентированной образовательной среды как компоненты глобального информационного пространства.

Исходя из вышеизложенного, можно говорить о том, что медицинские и санитарногигиенические основания формирования модели информационной образовательной среды пользователя, обеспечивающей личностноориентированное обучение в условиях глобального информационного пространства представляют собой комплекс категорий, описывающих основные условия качества личностно-ориентированной образовательной среды учащегося, включающей в себя как учреждение образования, так и организацию обучения вне такового, по месту его проживания или пребывания.

8. Петрова С.А. Информационные

компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья «Применение инновационных технологий в образовании» «ИТО-Троицк-2013» // [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://tmo.ito.edu.ru/2013/section/222/96163/

9. Роберт И.В., Прозорова Ю.А., Касторнова В.А. Основные понятия Единого информационного образовательного пространства / Ученые записки ИИО РАО. - Вып. 6. - М.: ИИО РАО, 2002. - С. 3-13.

10. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. - М.: ИИО РАО, 2009. - 96 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iiorao.ru/iio/pages/fonds/dict/

11. Федеральная служба государственной

статистики. Официальные данные. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc /2008/demo/zdr08.htm

12. Федеральная служба государственной

статистики. Официальные данные. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc /new_site/population/family/2-4.xlsx

13. Федеральная служба государственной

статистики. Официальные данные. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc /new_site/population/family/2-6.xls

14. Федеральная служба государственной

статистики. Официальные данные. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc /new_site/population/family/2-7.xls

15. Федеральная служба государственной

статистики. Официальные данные. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.rn/free_doc

16. /new_site/population/invalid/8-6.doc

17. Федеральная служба государственной

статистики. Официальные данные. [Электронный

ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc /new_site/population/invalid/8-4.doc

18. Федеральная служба государственной статистики. Официальные данные. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc /new_site/population/invalid/5-2.doc

19. Федеральный закон от 28 февраля 2012 г. N

11-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» в части применения электронного обучения, дистанционных

образовательных технологий». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/70143486

/#ixzz3 oQenWR44

20. Храпаль Л.Р., Шарифзянова К.Ш.,

Мухаметзянова Ф.Ш. Организационно-

педагогические условия создания информационнокоммуникационной образовательной среды в системе высшего профессионального образования / Л.Р. Храпаль, К.Ш. Шарифзянова, Ф.Ш. Мухаметзянова // Казанский педагогический журнал. - 2013. - № 4. - С. 21-27.

21. Шляховая Е.В. Социально-психологические факторы доверия пользователей к информации в электронной массовой коммуникации // Автореф. канд. психол. наук. - Москва. - 2013. - 27 с.

22. Мухаметзянов И.Ш. Формирование

здоровьесберегающей информационной

образовательной среды в условиях глобальной информатизации / Мухаметзянов И.Ш. // Казанский педагогический журнал. - 2015. - № 5(2). - С. 239-245.

23. Мухаметзянова Ф.Ш., Мухаметзянов И.Ш.,

Храпаль Л.Р., Камалеева А.Р., Хадиуллина Р.Р. Экология комфортности виртуальной

образовательной среды вуза физической культуры // Информатизация образования, 2015 // Материалы Международной научно-практической конференции / Сост. Э.М. Рафикова; Под ред. И.Ш. Мухаметзянова, Р.Р. Фахрутдинова. - Казань, 2015. - С. 31-51.

24. Шайхутдинова Г.А. Профессиональная культура как основа безопасности жизнедеятельности будущего специалиста Вестник НЦБЖД. - 2011. - № 4. - С. 75-80.

Сведения об авторе:

Мухаметзянов Искандар Шамилевич (г. Москва, Россия), доктор медицинских наук, профессор, главный научный сотрудник, ФГБНУ Институт управления образованием РАО, e-mail: [email protected]

Data about the author:

I. Mukhametzyanov (Moscow, Russia), MD, Prof., chief researcher, FSBI Institute of education management RAO, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.