55 лет ^
Казахстан, для проведения мастер-классов и семинаров по актуальным проблемам клинической медицины из ближнего и дальнего зарубежья. Для этого необходимо повышать потенциал преподавателей медицинских организаций образования путем внедрения системы непрерывного профессионального развития преподавателей, системы мониторинга уровня развития компетенции, усиления поддержки и стимулирования труда преподавательского состава.
Другая проблема - врачи из хорошо оснащенных центров обучаются на кафедрах повышения квалификации врачей, которые оснащены хуже, чем учреждения, в которых они работают. Общеизвестна также низкая информационная обеспеченность медицинских работников: нет специализированных библиотек, не везде имеется доступ в Интернет.
Необходимо создать необходимую законодательную базу для регулирования непрерывного медицинского образования.
Пересмотреть стандарты дополнительного образования и длительности программ обучения на ФУВах
и в АГИУВе для подготовки специалистов, адаптированных к высокотехнологичной медицинской помощи. Вовлекать профессиональные ассоциации в процесс обучения и оценки знаний медицинских работников.
Оснастить рабочие места медицинских работников современными информационными системами, создать электронную медицинскую библиотеку с бесплатным доступом к ее ресурсам.
Разработать конкретные мотивационные стимулы по прохождению непрерывного медицинского образования: через систему аккредитации лечебно- профилактических учреждений (ЛПУ), трудовые контракты, систему сертификации медработников, систему оплаты труда.
Следует, сохраняя лучшие традиции системы высшего медицинского образования, внедряя принципы, методологию, технологию непрерывного медицинского образования войти в систему единого образовательного пространства с общеевропейскими требованиями.
УДК 371.1 : 001.895 (057.875)
Г.Н. СОЛОВЫХ, Е.М. НЕФЕДОВА, Е.А. КАНУНИКОВА, Г.М. ТИХОМИРОВА, Г.Ф. КОЛЬЧУГИНА
ИЗ ОПЫТА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ЖУРНАЛА В РАМКАХ ВНЕДРЕНИЯ БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Оренбургская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Оренбург, Россия
Требования Федеральных государственных образовательных стандартов III поколения направлены на то, что бы учебное занятие в вузе было ориентировано на реализацию компетентностного подхода в профессиональном образовании. Следовательно, это отражается и на системе оценивания учебной работы студентов. Причем, оцениваться должны не только сами знания, но способность, готовность и стремление студента применять полученные знания на практике. Данное направление преподавания нашло отражение в компетентностном подходе к обучению студентов.
Для повышения мотивации самостоятельной деятельности студентов необходимо оценивать как аудиторную, так и внеаудиторную работу. Для упрощения учета всех видов деятельности студентов и последующего их ранжирования наиболее оптимальным является внедрение балльно-рейтинговой системы (БРС) оценки работы студентов. Данная система делает процесс оценивания более прозрачным и демократич-
ным, а возможность заработать бонусные баллы за необязательную самостоятельную работу, побуждает студентов к активности и проявлению творческих способностей.
Однако БРС требует определенных дополнительных усилий и временных затрат со стороны педагогического коллектива. Решить данную проблему позволяет использование «электронного журнала». Сотрудниками кафедры на базе программы MS Excel был разработан вариант данного журнал, который позволил достаточно быстро проводить все расчеты и получать ранжированные списки студентов по преподаваемым дисциплинам с учетом их модульности.
Внедрение БРС и электронного журнала позволяет оценивать как знания и умения студентов (на основе автоматического вычисления среднего балла успеваемости), так и рейтинговый балл (сумма баллов за все виды деятельности студентов), и это делает оценку более полной и объективной.
УДК 371.1 - 057.875 : 61
Ж.И. С¥ЛТАН
МЕДИЦИНАЛЬЩ ЖОО-ДАГЫ ОКЫТУДА СТУДЕНТТЕРДЩ К8С1БИ МОТИВАЦИЯСЫН ДАМЫТУ MYMK^IKTEPI
Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетпк медицина университет^ А^тебе
Болаша^ маманныц а^параттьщ технологияны кэаби ic-эрекеттерде пайдалану даярлыгы педагогикалыщ жYЙеде жYзеге асады. Медициналыщ ЖОО-да студенттердщ а^параттыщ технологияны пайдаланып, кэаби мотивацияны дамытуда, кэаби с-
Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.
эрекетнде пайдалануга даярлаудыц манаты заманауи талаптарга орай о^ыту жатады.
О^ытудыц а^паратъщ-компьютерлк
технологиялары деген тYсiнiкке келетЫ болса^, бул ^азрп о^ыту технологиясын интерактивт эдстемелк тургыда ^амтамасыздандыратын компьютерлк,
55 жыл ^
телекоммуникациялыщ байланыс ^уралдарыныц, электрондыщ о^улы^тардыц, багдарламалыщ ^уралдардыц жиы нтыгы.
А^паратты^-компьютерлк технологиялар болаша^ маманньщ даярлыгын жет^рудщ шынайы мYмкiндiктерiн ашып кврсетедi. Болаша^ маман а^параттыщ технологиялардыц ыщпалымен вздерЫщ келешектегi кэсiби ю-эрекетЫе ^ажетт бiлiм, бiлiктерiн жэне дагдыларын ^алыптастырады.
Бiз елiмiзде элемдiк стандарттар децгешнде сапалы бiлiм беру ^ызметЫе ^ол жеткiзуге тиiспiз. Осы мЫдетп басшылыда ала отырып медициналы^ ЖОО-дагы студенттердi бэсекеге ^аб^етп, жан-жа^ты дамыган маман ретiнде ^алыптастыру жогары бiлiм беру саласында жаца аппараты технологияны жоспарлы тYPде енгiзiп, жYЙелi, интегралды вткiзудi ^амтиды.
Аппараты технологияны пайдаланып берiлетiн пэндiк материалдар мазмунын белгiлi бiр ^атынас
жагдаяттарында ^олданылады. А^параттыщ мэлiмет, баяндау, сухбат, психологиялыщ жагдаяттар, психологиялыщ мэселе квтерген фильм. Бул студенттердщ: —>бiлiм децгейЫ терецдетуге — кэсiби дагдыларын ^алыптастыруга — вз бетiнше iздену ^абтетш ^алыптастыруга— ойлауын дамытуга —свздiк ^орыныц молаюына — Yйренуге деген ынтасы мен ^ызыгушылыгыныц артуына — взЫ еркiн устап, вз мYмкiншiлiгiн кецЫен пайдалана алуына — вз iсiне талдау жасай алуга квптен-квп квмегн тигiзедi.
Дорыта айт^анда а^параттыщ технологияны ^олданудыц мацызы вте зор. Медициналыщ ЖОО-да студенттердщ дэрiс, практикалыщ саба^ бойы а^параттыщ технологиямен Yздiксiз байланыста болганды^тан бiрiншiден компьютердi мецгеруше, екншщен, психологиялыщ угымдарды, осы пэн та^ырыптары бойынша ^арастырылатын бiлiм мазмунын игеруне мYмкiндiктерi бар.
УДК 616-018-076:004
Г.А. ТЕМИРОВА, А.Е. АХАЕВА
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ГИСТОЛОГИЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ МИКРОСКОПИРОВАНИЯ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе
Человеческий глаз, представляющий собой периферическую часть зрительного анализатора, в котором рецепторную функцию выполняют нейроны сетчатой оболочки, отражает исследуемый объект. При непосредственном участии органов зрения происходит преобразование внешней энергии в нервный импульс. При освещении глаза каким-либо источником света можно отметить наличие или отсутствие светоощуще-ния и цветоощущения. При изучении базовой дисциплины гистология на практической части занятия уклон делается на микроскопирование препарата, это как в жизни отводится обучение искусству живописи и зависит от ряда причин: глаз-свет-ощущение окружающего мира. Преподавая дисциплину в течение ряд лет, замечено, что понижение цветоощущения встречается у студентов юношей чаще, чем у студенток. Как же происходит сенсорное восприятие света и цвета? Посредством сенсорной системы обеспечивается восприятие различных раздражителей, действующих на организм, преобразование и кодирование внешней энергии в нервный импульс, передачу по нервным путям в подкорковые и корковые центры, где происходят анализ поступившей информации и формирование субъективных ощущений. На дисциплине гистология сенсор-
ная система студента обеспечивает адаптацию организма к конкретным условиям. Микропрепараты изображают проекцию клетки, структуры органов, но студенту исследователю надо и необходимо научиться определять, распознавать и довести до обобщения теоретический материал на практическом уровне. Такие практикумы, в которых оттачивается мастерство и рождает чувство ответственности, определенное отношение к будущей профессии врача, доступное на начальных курсах обучения навык и прививает в будущем скрупулезм в профессии, способное возбудить у обучающихся интерес к медицинским дисциплинам. В противном случае искусство микроскопирования останется для них чуждым элементом и не получит образовательного влияния. Отработать практический навык микроскопирования, учить искусству созидания и абстракции. Пробудить способность увидеть на микроуровне структуры, которые в будущем направят молодого специалиста на закрепление практического навыка. Практический навык по гистологии отрабатывается каждое занятие в виде способности дифференцировать, определять и зарисовать структурные единицы клетки на первом занятии, далее самого органа в целом в последующем.
УДК 61:371:004
Г.А. ТЕМИРОВА, А.Т. КАЛДЫБАЕВА, А.У. ТУРГАНБАЕВА
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СУЩНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе
Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии ППС и обучающегося. Воспитательный процесс 34
неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения. В то же время организация воспитательного процесса не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды. Движущей силой воспитательного
Батые Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.