55 жыл ^
телекоммуникациялыщ байланыс ^уралдарыныц, электрондыщ о^улы^тардыц, багдарламалыщ ^уралдардыц жиы нтыгы.
А^паратты^-компьютерлк технологиялар болаша^ маманньщ даярлыгын жет^рудщ шынайы мYмкiндiктерiн ашып кврсетедi. Болаша^ маман а^параттыщ технологиялардыц ыщпалымен вздерЫщ келешектегi кэсiби ю-эрекетЫе ^ажетт бiлiм, бiлiктерiн жэне дагдыларын ^алыптастырады.
Бiз елiмiзде элемдiк стандарттар децгешнде сапалы бiлiм беру ^ызметЫе ^ол жеткiзуге тиiспiз. Осы мЫдетп басшылыда ала отырып медициналы^ ЖОО-дагы студенттердi бэсекеге ^аб^етп, жан-жа^ты дамыган маман ретiнде ^алыптастыру жогары бiлiм беру саласында жаца аппараты технологияны жоспарлы тYPде енгiзiп, жYЙелi, интегралды вткiзудi ^амтиды.
Аппараты технологияны пайдаланып берiлетiн пэндiк материалдар мазмунын белгiлi бiр ^атынас
жагдаяттарында ^олданылады. А^параттыщ мэлiмет, баяндау, сухбат, психологиялыщ жагдаяттар, психологиялыщ мэселе квтерген фильм. Бул студенттердщ: —>бiлiм децгейЫ терецдетуге — кэсiби дагдыларын ^алыптастыруга — вз бетiнше iздену ^абтетш ^алыптастыруга— ойлауын дамытуга —свздiк ^орыныц молаюына — Yйренуге деген ынтасы мен ^ызыгушылыгыныц артуына — взЫ еркiн устап, вз мYмкiншiлiгiн кецЫен пайдалана алуына — вз iсiне талдау жасай алуга квптен-квп квмегн тигiзедi.
Дорыта айт^анда а^параттыщ технологияны ^олданудыц мацызы вте зор. Медициналыщ ЖОО-да студенттердщ дэрiс, практикалыщ саба^ бойы а^параттыщ технологиямен Yздiксiз байланыста болганды^тан бiрiншiден компьютердi мецгеруше, екншщен, психологиялыщ угымдарды, осы пэн та^ырыптары бойынша ^арастырылатын бiлiм мазмунын игеруне мYмкiндiктерi бар.
УДК 616-018-076:004
Г.А. ТЕМИРОВА, А.Е. АХАЕВА
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ГИСТОЛОГИЯ НА ОСНОВЕ ПРИНЦИПОВ МИКРОСКОПИРОВАНИЯ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе
Человеческий глаз, представляющий собой периферическую часть зрительного анализатора, в котором рецепторную функцию выполняют нейроны сетчатой оболочки, отражает исследуемый объект. При непосредственном участии органов зрения происходит преобразование внешней энергии в нервный импульс. При освещении глаза каким-либо источником света можно отметить наличие или отсутствие светоощуще-ния и цветоощущения. При изучении базовой дисциплины гистология на практической части занятия уклон делается на микроскопирование препарата, это как в жизни отводится обучение искусству живописи и зависит от ряда причин: глаз-свет-ощущение окружающего мира. Преподавая дисциплину в течение ряд лет, замечено, что понижение цветоощущения встречается у студентов юношей чаще, чем у студенток. Как же происходит сенсорное восприятие света и цвета? Посредством сенсорной системы обеспечивается восприятие различных раздражителей, действующих на организм, преобразование и кодирование внешней энергии в нервный импульс, передачу по нервным путям в подкорковые и корковые центры, где происходят анализ поступившей информации и формирование субъективных ощущений. На дисциплине гистология сенсор-
ная система студента обеспечивает адаптацию организма к конкретным условиям. Микропрепараты изображают проекцию клетки, структуры органов, но студенту исследователю надо и необходимо научиться определять, распознавать и довести до обобщения теоретический материал на практическом уровне. Такие практикумы, в которых оттачивается мастерство и рождает чувство ответственности, определенное отношение к будущей профессии врача, доступное на начальных курсах обучения навык и прививает в будущем скрупулезм в профессии, способное возбудить у обучающихся интерес к медицинским дисциплинам. В противном случае искусство микроскопирования останется для них чуждым элементом и не получит образовательного влияния. Отработать практический навык микроскопирования, учить искусству созидания и абстракции. Пробудить способность увидеть на микроуровне структуры, которые в будущем направят молодого специалиста на закрепление практического навыка. Практический навык по гистологии отрабатывается каждое занятие в виде способности дифференцировать, определять и зарисовать структурные единицы клетки на первом занятии, далее самого органа в целом в последующем.
УДК 61:371:004
Г.А. ТЕМИРОВА, А.Т. КАЛДЫБАЕВА, А.У. ТУРГАНБАЕВА
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СУЩНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе
Воспитательный процесс рассматривается как целостная динамическая система, системообразующим фактором которой является цель развития личности воспитуемого, реализуемая во взаимодействии ППС и обучающегося. Воспитательный процесс 34
неотъемлемое ядро педагогической деятельности образовательного учреждения. В то же время организация воспитательного процесса не ограничивается его рамками и предполагает учет влияния всех факторов социальной среды. Движущей силой воспитательного
Батые Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.
55 лет ^
процесса является разрешение противоречия между разнообразными воздействиями на обучающегося и целостным формированием его личности. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые ППС цели воспитания находятся в зоне ближайшего развития возможности обучающихся и соответствуют их оценкам значимости воспринимаемого. Подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если студент-медик не готов к восприятию позитивных влияний, в том числе со стороны преподавателя. В связи с этим ППС нужно знать не только изучаемый предмет, но и хорошо изучать обучающихся, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращать их в конкретные воспитательные задачи. В нашем вузе необходимо отметить, что все действия участников воспитательного процесса направлены на упорядочение всевозможных влияний на специфику медицинского направления подготовки студента. В результате воспитания должно происходить как изменение уровня
воспитанности каждого студента-медика, так и изменение характера отношений между участниками воспитательного процесса. Инновационные методы воспитания внедрены в вузе также через кураторские часы. В 2012 году проведен конкурс «Лучший куратор года». В этом конкурсе участвует не только куратор, но и непосредственно курируемая группа. Процесс проведения и подготовки к различным этапам конкурса полностью ложится на плечи студентов и куратора. При этом отмечается взаимовыручка каждого и появляется интерес к познанию нового. Это педагогический фактор (через Устав вуза, ППС, дисциплины, УМКД, занятия спортом, НСК, кураторские часы, досуг, профориентация), но и как фактор социальный (через включенность в окружающую среду, через ее отношения которые складываются между студентами - ППС -родителями; через психологический климат в группе, позволяющий объединять воедино в рамках данного нашего учебного заведения.
УДК 616-003.96:378:001.895
Г.А. ТЕМИРОВА, К.Б. ТЕМИРОВ, А.У. ТУРГАНБАЕВА, А.Т. КАЛДЫБАЕВА, Н.К. ЖАЛИМБЕТОВА
ВАРИАТИВНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ АДАПТАЦИЮ ЛИЧНОСТИ
Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе, Актюбинский университет имени Каныша Сатпаева, Актюбинский государственный университет имени Кудайбергена Жубанова
Учитывая инновационные изменения в образовании в Республике Казахстане через создание новой программы и системы образования, в центре которой встала задача расширения возможностей компетентного выбора каждой личностью своего жизненного пути. Рост разнообразия форм жизни, увеличение свободы выбора личности, ослабление традиционных систем подачи знаний вследствие смены ценностных ориентаций у поколения «детей» по отношению к поколению «взрослых» в динамичный нестабильный период истории Казахстана стали объективными социальными предпосылками появления вариативного образования. Актуальность проблемы социально-психологической адаптации связана с теми процессами социально-политического и экономического характера, которые происходят в современном казахстанском обществе. Анализируется динамика различных объектов социальной психологии: личности, малой группы, межличностных и межгрупповых отношений. На данный период существуют различные виды обра-
зовательных систем: школы, лицеи, гимназии, интернаты, общеобразовательные школы, Сузы и Вузы. Вариативное образование представляет собой образование, апробирующее иные не общие пути выхода из различных неопределенных ситуаций в культуре и представляющие личности веер возможностей выбора своей судьбы. Эффект, сходный с парадоксом осознания - группы высокого уровня развития имеют тенденцию к заниженной оценке этого уровня, а группы с низкого уровня - к завышенной. Таким образом, можно выделить три критерия адаптированности личности: интеграция со средой, реализация личностного потенциала, эмоциональное самочувствие. Важно отметить условия, влияющие на адаптацию личности - это социально-психологические особенности коллектива: характер взаимоотношений, ценностные ориентации, традиции коллектива, социально-психологический климат. Выяснилось, что успешность адаптации во многом зависит от того, как согласуется система отношений личности с ценностями группы.
УДК 377.031:61
Б.М. ТОРЕНИЯЗОВА, Б.Ж. ЖАИЛЫГУЛОВА
АРНАЙЫ П8НД1 ОКЫТУДА СТУДЕНТТЕРГЕ ТЕОРИЯЛЫК МАГЛ¥МАТТАРДЫ Т8Ж1РИБЕ ЖYЗIНДЕ ИГЕРТУДЕ ЖАНА ТЕХНОЛОГИЯЛАРДЫ КОЛДАНУ ТИ1МД1Л1Г1
М. Маметова атындагы медицина колледж^ А|тебе
Елбасы Н.Э. Назарбаев Каза|станды 50 бэсекеге |аб1летп елдер |атарына жетюзу Yшiн ^¡рп заманда б^м беру жэне мамандандырылган кадрларды дайындау iсiн жет^ру керек деп дер кезЫде дурыс багыт^а осы саланы багыттады.
Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.
Элемнщ екiншi устазы атанган ¥лы бабамыз Эл Фараби айт|андай адамга ец бiрiншi б^м емес, тэрбие керек, тэрбиеаз бертген б^м адамзатты апат|а экеледi деп айт|ан сезЫщ |ад!р |асиет |аз!рде болаша| маманныц да оныц о^ытушысыньщда