Таким образом, именно МСО в рамках первичного звена здравоохранения, исходя из своих задач и возможностей имеющихся специалистов, способны решать наиболее актуальные проблемы педиатрии. Для оптимизации их деятельности требуется обобщение опыта работы различных регионов страны, а также дальнейшее уточнение нормативной базы на федеральном уровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов A.A. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012; 91 (3): 9-14.
2. Баранов A.A., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. Профилактическая педиатрия - новые вызовы. Вопросы современной педиатрии. 2012; 11 (2): 7-10.
3. Кучма В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 1: 4-9.
4. Баранов A.A., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Состояние, проблемы и перспективы организации медико-социальной помощи детям. Российский педиатрический журнал. 2013; 3: 4-6.
5. Яременко Б.Р., Яременко A.B., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб: Деан; 1999.
REFERENCES
1. BaranovA.A. The health status of children in the Russian Federation. Pediatria. 2012; 3: 9-14 (in Russian).
2. BaranovA.A., Namazova-BaranovaL.S., Albitsky V.Y. Preventive pediatrics - new challenges. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2012; 2: 7-10 (in Russian).
3. Kuchma V.R. The health of children and adolescents in the national strategy for children in the years 2012-2017. Voprosy shkolnoi I uni-versitetskoy medicini i zdorovia. 2013; (1): 4-9 (in Russian).
4. Baranov A.A., Albitsky V.Yu., Ustinova N.V. Status, problems and prospects of the organization of medical and social care for children. Rossiskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 3: 4-6 (in Russian).
5. Jaremenko B.R., Jaremenko A.B., Goryainova T.B. Minimal brain dysfunction in children. St. Petersburg.: Dean; 1999. (in Russian).
Поступила 15.07.13
Сведения об авторах:
Молькова Лилия Каеиноена, канд. мед. наук, доцент каф. поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГБОУ ВПО ИвГМА МЗ РФ; Бобошко Ирина Евгеньевна, д-р мед. наук, проф. каф. поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГБоу вПо ивГМА МЗ РФ; Нуждина Галина Николаевна, канд. мед. наук, доцент каф. поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГБОУ ВПО ИвГМА МЗ РФ.
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.2:364.442/.444-053.2
В.И. Орел1, В.И. Смирнова1, Р.А. Картоева2
МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫй ПАТРОНАЖ В УСЛОВИЯХ АМБУЛАТОРНО-ПОЛИКЛИНИЧЕСКОГО ЗВЕНА
1ФП и ДПО ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2; 2ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования», 123995, Москва, ул. Баррикадная, 211
Статья посвящена истории развития медико-социального патронажа, задачам и основным проблемам медико-социальной помощи детскому населению. Раскрыты основные направления медико-социального патронажа в современных условиях. Затронута работа специалистов по медико-социальной работе с семьями из групп социального риска. Приведена актуальность медико-социального патронажа в условиях амбулаторно-поликлинического звена.
Ключевые слова: медико-социальный патронаж, семьи, дети из групп социального риска V.I. Orel', V.I. Smirnova', R.A.Kartoeva2
MEDICAL AND SOCIAL PATRONAGE IN CONDITIONS OF OUTPATIENT CARE UNIT
1 «Saint-Petersburg State Pediatric Medical University», 2, Litovskaya Str., Saint-Petersburg, Russian Federation, 194100; 2 «Russian Medical Academy of Postgraduate Education Studies" 2/1, Barrikadnaya Str., Moscow, Russian Federation, 123995
The article is devoted to the history of the development of medical and social patronage, tasks and basic problems of medical and social care for the child population. There are given the low-down on main directions of medical and social patronage under current conditions. The activity of the work of medical and social specialists with families of social risk groups has been broached. There is reported the actuality of medical and social patronage in conditions of outpatient care unit.
Key words: medical and social patronage, families, children from social risk groups
C
ния. Осс
оциально-экономическии кризис в середине 80-х годов внес массу проблем, негативно повлиявших на состояние здоровья населе-собенно эти процессы отразились на решении
Для корреспонденции: Орел Василий Иванович, засл. деятель науки РФ, д-р мед наук, проф., зав. каф. социальной педиатрии и организации здравоохранения ФП и ДПО ГБОУ ВПО СПбГПМУ Минздрава России, e-mail: [email protected]
проблем материнства и детства. В существующих условиях педиатрической службе, оказывающей профилактическую, лечебную и специализированную помощь, потребовалось внедрение актуальных программ и новых организационных форм работы [1]. В 1991 г. при Совете Министров РСФСР создан Комитет по делам семьи и демографической политике. С момента создания комитета реализация медико-социальных мероприятий по охране материнства и
В.И. Орел, В.И. Смирнова, РА. Картоева
детства на государственном уровне позволила эффективнее решать проблемы семьи, разрабатывать и внедрять широкомасштабные программы социальной защиты матерей и детей. На уровне республик, краев и областей РСФСР была создана новая служба социальных работников, деятельность которых направлена на работу с семьями [2, 3]. Связующим звеном между здравоохранением и социальной службой по работе с семьями из группы риска должны были стать патронажные медицинские сестры детских поликлиник и акушерки женских консультаций, которые знают эту работу и пользуются авторитетом в семьях [4]. Для повышения уровня подготовки медицинских работников по принципам работы с семьей, особенно с семьями социального риска, Министерством здравоохранения РСФСР была одобрена инициатива кафедры социальной педиатрии Санкт-Петербургского государственного педиатрического медицинского института по проведению циклов усовершенствования для медицинских сестер и акушерок по теме «Медико-социальный патронаж». Программа обучения была разработана кафедрой СПбГПМИ под руководством зав. проф. Н.Г. Веселова совместно с кафедрой медико-социальных проблем материнства и детства нижегородского медицинского института под руководством зав. проф. В.Ю. Альбицкого [5]. Программы обучения, разработанные с целью повышения уровня подготовки медицинских работников, были первым и успешным опытом в РСФСР. Позднее циклы проводились по всей стране и на сегодняшний день не потеряли своей актуальности. в современных условиях медико-социальный патронаж является связующим звеном между здравоохранением и социальной службой. Медико-социальный патронаж - вид деятельности медицинских, социальных и общественных организаций, осуществляемый с целью удовлетворения потребности в медико-социальной помощи отдельных лиц, семей, групп населения. Медико-социальный патронаж нацелен на решение вопросов социальной защиты населения при решении проблем медико-социального характера, на обеспечение доступности медико-социальной помощи для всех групп населения, на осуществление непрерывности наблюдения за здоровьем соответствующего контингента лиц, а также на организацию помощи в осуществлении медико-социальной адаптации [6, 7].
Задачами медико-социального патронажа являются:
• оценка условий жизни семьи;
• выявление медико-социальных проблем;
• установление связи между семьями с детьми из группы социального риска и медицинскими учреждениями, службой социальной защиты;
• осуществление контроля за выполнением программ реабилитации;
• повышение уровня санитарно-гигиенических и правовых знаний;
• динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей и родителей из неблагополучных семей;
• первичная и вторичная профилактика;
• формирование установки на здоровый образ
жизни.
Медико-социальный патронаж крайне необходим неблагополучным семьям, которые находятся в этом состоянии длительное время. в таких семьях их члены не могут не только самостоятельно решить свои проблемы и справиться с психологическими нагрузками, но и зачастую даже выразить или просто осознать их в силу следующих причин:
• социальная изоляция, замкнутость, ослабление (или полное отсутствие) связей с социумом;
• отсутствие ресурсов (материальных, духовных, социальных, профессиональных и др.) для личного и социального роста, подъема;
• стремительное вхождение или реальная угроза попадания в группу риска (например, где имеется угроза жизни детей, алкоголизм или наркологическая зависимость родителей).
Поэтому в большинстве случаев медицинской и социальной службам крайне необходимо вмешиваться и корректировать ситуацию без запроса самой семьи. Учреждения здравоохранения часто становятся первым рубежом, где проявляется социальное неблагополучие матери и ребенка [8]. Это детские поликлиники, где участковые педиатры выявляют детей, за которыми родители не осуществляют надлежащего ухода и пребывание в семье угрожает здоровью и жизни ребенка. Проблемы этих детей носят медико-социальный и психологический характер, и оказание помощи не должно ограничиваться набором лечебных и диагностических мероприятий.
Медико-социальный патронаж должен проводиться по следующим направлениям:
• диагностическому - ознакомление с условиями жизни, изучение возможных факторов риска (медицинских, социальных, бытовых), исследование сложившихся проблемных ситуаций;
• контрольному - оценка состояния семьи и ребенка, динамика проблем (если контакт с семьей повторный), анализ хода реабилитационных мероприятий, а также выполнения родителями рекомендаций.
При активной поддержке семей особое внимание необходимо уделять привлечению отцов к участию в воспитании детей с самого раннего возраста. в семьях существуют определенные сложности в воспитании и детско-родительских отношениях у отцов. Актуальной проблемой современной семьи является расхождение во взглядах на воспитание ребенка у отца с супругой или родственниками. Большинство из них испытывают трудности в воспитании детей из-за отсутствия понимания временных сроков начала воспитания ребенка. Основанием для выбора сроков воспитания служат не законы развития личности и знание возрастных особенностей ребенка, а личные взгляды и собственные представления о воспитании. Тревожным сигналом о наличии проблем в воспитании является нежелание семей обращаться за помощью к специалистам, желание решать их самостоятельно, без чьей-либо помощи. такой подход в решении трудностей воспитания малоэффективен, особенно в тех случаях, когда в этом вопросе нет единства между родителями [5, 6].
Диагностика состояния таких семей позволяет по-
лучить более точное представление об их потребностях и точнее сформировать комплекс мер, необходимых для перехода семьи из категории «семья риска» в категорию «благополучная семья». Наиболее важным в работе с данным контингентом является сопровождение семьи и детей, т. е. медико-социальный патронаж.
Работа специалиста по медико-социальной работе с семьей из группы риска строится поэтапно. Сигналом к началу такой деятельности становится поступление информации от других субъектов. Источником информации могут выступать детские поликлиники, детские дошкольные и школьные учреждения, участковый полицейский, соседи, родители других детей и т. д. С момента поступления сигнала специалистам по медико-социальному патронажу необходимо все данные заносить в специальные медико-социальные карты (амбулаторные карты, социальные и т. д.) в хронологическом порядке. Такой дневник поможет не только при составлении отчетов, но и при разработке плана мероприятий в отношении такого контингента. Прежде всего осуществляется анализ первичной информации о данной семье из различных источников. Далее сбор информации завершается обобщением полученных данных и оценкой уровня риска семьи для проживания и воспитания в ней ребенка. При проведении медико-социального патронажа в семьях с детьми из группы социального риска обязательным является дифференцированный подход медицинских работников, учитывающий характер, влияние факторов социального риска на здоровье ребенка и готовность оказать социально-правовую помощь семье.
При проведении медико-социального патронажа в многодетной семье необходимо учитывать материальные и жилищно-бытовые проблемы. При обслуживании многодетной семьи необходимо более обстоятельно контролировать выполнение рекомендаций разного вида патронажей. Необходимо информировать многодетную семью о ее правах, пособиях, льготах. К санитарно-просветительской работе с многодетными семьями следует привлекать и отцов с целью усиления их ответственности за здоровье детей и более равномерного распределения обязанностей между родителями по уходу за детьми и их воспитанию. Адресные медико-социальные наблюдения в семьях (раннее выявление социальных факторов риска по формированию патологии - вредные привычки родителей, плохие жилищные условия, питание и нарушение режима дня, выявление семей с низким и высоким социальным риском) позволяют улучшить качество медицинской профилактики, укрепить здоровье и повысить качество жизни детей.
Таким образом, работа медико-социального патронажа с детьми из семей группы социального риска в условиях амбулаторно-поликлинического педиатрического звена позволит сделать более эффективной работу педиатров и социальных работников с
детьми из асоциальных семей. Это позволит решить проблему преемственности между учреждениями здравоохранения и другими учреждениями системы профилактики и социальной службы, даст возможность контроля и оценки деятельности лечебно-профилактических и социальных учреждений по взаимодействию с семьями.
ЛИТЕРАТУРА
1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Состояние, проблемы и перспективы организации медико-социальной помощи детям. Российский педиатрический журнал. 2013; 3: 4-6.
2. Веселое Н.Г. Социальная педиатрия. Курс лекций. СПб.: РИВЬЕРА; 1996.
3. Лучкееич В.С., Юрьев В.К., Орел В.И., Куправа М.В., Морозько П.Н., Здоровцева Н.В. и др. Организационные формы медицинской помощи детям: Учебное пособие. СПб: СПбГМА им. И.И. Мечникова; 2005.
4. Алексеева Л.С., ред. Адресный социальный патронаж семьи и детей: Научно-методическое пособие. М.: Государственный нии семьи и воспитания; 2000.
5. Альбицкий В. Ю. Социальная педиатрия как область научного знания, сфера практического действия и предмет преподавания. Российский педиатрический журнал. 2012; 1: 4-9.
6. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Сущностные характеристики социального патронажа и возможности его потенциального влияния на решение проблем социального здоровья семей и детей. Социальное обслуживание. 2004; 3: 50-85.
7. Осипова И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа: методики и технологии. отечественный журнал социальной работы. 2005; 3: 56-65.
8. Рослова З.А., Манькова Т.Ю., Ким А.В., Устинова Н.В. Опыт организации отделения медико-социальной помощи в детской поликлинике. Вопросы современной педиатрии. 2013; 12 (1): 6-7.
REFERENCES
1. BaranovA.A., Al'bitskiy V.Yu., UstinovaN.V. Problems and prospects of the medico-social care for children. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 3: 4-6 (in Russian).
2. Veselov N.G. Social pediatrics (lectures). SPb.: Riv'year; 1996 (in Russian).
3. Luchkevich V.S., Yuriev V.K., Orel V.I., Kuprava M.V., Morozko P.N., ZdorovtsevaN.V, DarmograyN.V., HazhemiyaR.K. Organizational forms of health care for children: Manual. St. Petersburg: Pediatric Academy named after Mechnikov (in Russian).
4. AlexeevaL.S., ed. Address social patronage of families and children: Science textbook. Moscow State Institute of Family and Education; 2000 (in Russian).
5. Albitsky V.Yu. Social pediatrics as a field of scientific knowledge, the scope of practice and teaching of the subject.Rossiyskiy pedi-atricheskiy zhurnal. 2012; 1: 4-9 (in Russian).
6. Alekseevа L.S., Menovshchikov V.Y. Essential characteristics of social support and the possibility of its potential impact on the solution to the problems of social health of families and children. Social Services. 2004; 3: 50-85 (in Russian).
7. Osipova I.I. Making contact with the family in the process of patronage: techniques and technologies. Otechestvennyi zhurnal sotsial'noi raboty. 2005; 3: 56-65 (in Russian).
8. Roslova Z.A., Man'kova T.Yu., Kim A.V., Ustinova N.V. Experience of the organization of the medico-social health care department at a pediatric polyclinic. Voprosy sovremennoi pediatrii. 2013; 1: 6-7 (in Russian).
Поступила 08.07.13
Сведения об авторах:
Смирнова Виктория Игоревна, ассистент каф. социальной педиатрии и организации здравоохранения ФП и ДПО ГБОУ ВПО СПбГПМУ Минздрава России; Картоева Радимхан Ахмедовна, ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования».