Научная статья на тему 'Проблемы и перспективы в организации работы медико-социального отделения детской поликлиники'

Проблемы и перспективы в организации работы медико-социального отделения детской поликлиники Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
925
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЗАДАПТАЦИЯ / МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ / НЕЙРОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ ПОДХОД / МЕДИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕ ДИАТРОВ / ПСИХОЛОГОВ И ПЕДАГОГОВ / SOCIAL MALADJUSTMENT / MEDICAL SOCIAL UNIT / NEUROSOMATIC APPROACH PSYCHOSOMATIC APPROACH / MEDICAL AND PSYCHOLOGICAL CONSULTATION / PSYCHOLOGICAL PROBLEMS / THE INTERACTION OF PEDIATRICIANS / PSYCHOLOGISTS AND PEDAGOGUES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Жданова Людмила Алексеевна, Молькова Лилия Кавиновна, Бобошко Ирина Евгеньевна, Нуждина Галина Николаевна

Обоснована необходимость оптимизации медико-социальной помощи детям на этапе амбулаторного звена здравоохранения в связи с распространенностью социально обусловленных отклонений в состоянии здоровья, со снижением репродуктивного потенциала общества, с недостаточностью трудового и призывного ресур сов. выделены сохраняющиеся проблемы при организации медико-социальных отделений в муниципальных дет ских поликлиниках. Обобщен опыт работы медико-социального отделения клиники ИвГМа, предложены пути оптимизации деятельности подобных отделений: внедрение нейро-и психосоматического подходов к медико социальному сопровождению детей, алгоритм обследования и дальнейшей реабилитации ребенка, технология медико-психологического консилиума и документооборота, пути взаимодействия между специалистами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Жданова Людмила Алексеевна, Молькова Лилия Кавиновна, Бобошко Ирина Евгеньевна, Нуждина Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Problems and prospects in the organization of the work of the medical -social unit of the children''s polyclinic

There was proved the necessity of optimization of medical and social care for children at the stage of the out-patient treatment in the connection with the prevalence of socially caused deviations in health status, with a reduction in the reproductive potential of society, to the lack of manpower and conscripted resources. The persisting problems in the organization of medical and social units in the municipal children's clinics have been highlighted. The experience of the work of the medical and social unit of the clinic of the Ivanovo State Medical Academy has been summarized up, the ways of optimizing the activities of similar units were suggested: the introduction of neurological and psychosomatic approaches to the medical and social support for children, the algorithm for examination and further rehabilitation of the child, the technology of medical and psychological consultation and document flow, routes of interaction between specialists.

Текст научной работы на тему «Проблемы и перспективы в организации работы медико-социального отделения детской поликлиники»

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2013 УДК 614.2:616-053.2-058]:364.444

Л.А. Жданова, Л.К. Молькова, И.Е. Бобошко, Г.Н. Нуждина

проблемы и перспективы в организации работы медико-социального отделения детской поликлиники

ГБОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия» Минздрава России, 153012, Иваново, Шереметьевский пр-т, 8

Обоснована необходимость оптимизации медико-социальной помощи детям на этапе амбулаторного звена здравоохранения в связи с распространенностью социально обусловленных отклонений в состоянии здоровья, со снижением репродуктивного потенциала общества, с недостаточностью трудового и призывного ресурсов. Выделены сохраняющиеся проблемы при организации медико-социальных отделений в муниципальных детских поликлиниках. Обобщен опыт работы медико-социального отделения клиники ИвГМА, предложены пути оптимизации деятельности подобных отделений: внедрение нейро-и психосоматического подходов к медико-социальному сопровождению детей, алгоритм обследования и дальнейшей реабилитации ребенка, технология медико-психологического консилиума и документооборота, пути взаимодействия между специалистами.

Ключевые слова: социальная дезадаптация, медико-социальное отделение, нейросоматический подход, психосоматический подход, медико-психологический консилиум, психологические проблемы, взаимодействие педиатров, психологов и педагогов

L. A. Zhdanova, L. K. Molkova, I. E. Boboshko, G. N. Nuzhdina

PROBLEMS AND PROSPECTS IN THE ORGANIZATION OF THE WORK OF THE MEDICAL - SOCIAL UNIT OF THE CHILDREN'S POLYCLINIC

Ivanovo State Medical Academy, 8, F. Engels prosp., Ivanovo, 153000, Russian Federation

There was proved the necessity of optimization of medical and social care for children at the stage of the out-patient treatment in the connection with the prevalence of socially caused deviations in health status, with a reduction in the reproductive potential of society, to the lack of manpower and conscripted resources.

The persisting problems in the organization of medical and social units in the municipal children's clinics have been highlighted. The experience of the work of the medical and social unit of the clinic of the Ivanovo State Medical Academy has been summarized up, the ways of optimizing the activities of similar units were suggested: the introduction of neurological and psychosomatic approaches to the medical and social support for children, the algorithm for examination and further rehabilitation of the child, the technology of medical and psychological consultation and document flow, routes of interaction between specialists.

Key words: social maladjustment, medical social unit, neurosomatic approach psychosomatic approach, medical and psychological consultation, psychological problems, the interaction of pediatricians, psychologists and pedagogues

В

лияние негативных социальных, психологических и биологических факторов настолько тесно переплетено, что определить степень значимости их в заболеваемости и отклонениях развития каждого ребенка сложно. В связи с этим проблемы со здоровьем у ребенка носят медико-социальный характер и почти в равной мере относятся к компетенции педиатра, врача-специалиста, психолога, педагога, социального работника. Принципы комплексного подхода, междисциплинарного и межведомственного взаимодействия в процессе решения проблемы охраны здоровья детей и подростков востребованы практикой и социумом. В этой области требуются дальнейшая разработка и внедрение новых организационных форм, медико-социальных технологий, обобщение опыта профилактики и коррекции нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья детей и подростков [1—3].

Не случайно более 10 лет назад встал вопрос об организации медико-социальных отделений (МСО)

Для корреспонденции: Жданова Людмила Алексеевна, д-р мед. наук, проф., зав. каф. поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГБОУ ВПО ИвГМА МЗ РФ, е-таП: [email protected]

в детских поликлиниках, прозвучавший в приказе Минздрава России от 05.05.99 № 154 «О совершенствовании медицинской помощи детям подросткового возраста». В этом документе была представлена «Инструкция об организации отделения медико-социальной помощи детского амбулаторного поликлинического учреждения». При обозначенных в приказах целях и задачах отделений медико-социальной помощи их открытие было затруднено в связи с отсутствием нормативных штатов.

Несмотря на появление дальнейших нормативных документов (приказ Минздрава России и Министерства образования России от 30-31.05.02 № 176/2017 «О мерах по улучшению охраны здоровья детей в Российской Федерации», приказ Минздравсоцразвития России от 23.01.07 № 56 «Об утверждении примерного порядка организации деятельности и структуры детской поликлиники»), пытающихся оптимизировать медико-социальную и медико-психологическую помощь детям в амбулаторных условиях, реализация этих направлений оказалась неудовлетворительной.

Возможные пути решения этих проблем нашли отражение в приказе Минздравсоцразвития РФ от 16.04.12 № 366н «Об утверждении порядка оказания педиатрической помощи». В приказе представлен

цнс мвс Желудочно-кишечный тракт Кожа Опорно-двигательный аппарат Эндокринные заболевания Сердечно-сосудистая система Кариес Зрение ЛОР-органы 42,5 91,2

17,1

21,0

ШШ 17,9

^^^^^^^^^^^^^^^^^ 73,5

37,4

30,0

^Ш^ШШШ^Ж^ШШ^Ж^ 50,4

75,7

I I I I I 20 40 60 80 100%

Рис. 1. Характеристика наиболее частой патологии у детей, обратившихся в МСО.

раздел «Правила организации деятельности детской поликлиники», согласно которым в структуре поликлиники рекомендуется предусматривать наряду с другими и отделение медико-социальной помощи. Приказ не прописывает отдельно функции данного отделения, мы можем их предположительно выделить из общего перечня функций детской поликлиники, а именно: «осуществление медико-социальной и психологической помощи детям и семьям, имеющим детей; организация медико-социальной подготовки детей к поступлению в образовательные учреждения». Наряду с другими структурами детской поликлиники МСО, несомненно, может участвовать в «организации работы по охране репродуктивного здоровья детского населения; организации выполнения индивидуальных программ реабилитации детей-инвалидов; проведении санитарно-просветительной работы с детьми и родителями по вопросам своевременного выявления и лечения детских болезней и формирования здорового образа жизни».

Отрадно, что новый приказ определил штаты отделения медико-социальной помощи (из расчета 10 тыс. прикрепленного детского населения) в виде двух ставок врача-педиатра, двух ставок медицинской сестры, одной ставки юрисконсульта, одной ставки социального работника. В то же время остается вопрос о количестве ставок медицинского психолога и логопеда, которые было предложено вводить в зависимости от объема работы. Но в приказе не оговариваются принципы взаимодействия специалистов в рамках самого отделения и детской поликлиники, а также с другими ЛПУ и учреждениями других ведомств, не определены документация и документооборот.

Эти вопросы встали перед практическим здравоохранением сразу после выхода приказа № 154, но в связи с отсутствием последующих разъяснений отделения медико-социальной помощи в большинстве

детских поликлиниках открыты не были [4]. Обозначенные проблемы мы попытались решить, создав в 2002 г. МСО в рамках клиники Ивановской государственной медицинской академии. Начав работу, мы изначально сформулировали задачи отделения (в соответствии с приказом № 154), которые интегрировали усилия медицинского персонала, психолога и социального работника в медико-социальном обеспечении детей, прежде всего групп социального риска, и включали:

• оказание медико-психологической помощи детям с пограничными нарушениями психического здоровья и психосоматической патологией;

• осуществление мероприятий по укреплению репродуктивного здоровья;

• профилактику, диагностику и коррекцию аддик-тивного поведения детей;

• медико-психологическую и социально-правовую поддержку семей, в том числе малообеспеченных и с детьми-инвалидами;

• методическую помощь врачам, родителям, педагогам и психологам образовательного учреждения (ОУ) в организации психопрофилактики.

Представленные задачи носили декларативный характер и потребовали в свою очередь конкретизации показаний для направления детей в МСО и активного формирования потока пациентов. Для этого были организованы неоднократные выходы сотрудников в детские поликлиники и ОУ города и области с информацией о диагностических, лечебных и реабилитационных возможностях отделения. Кроме того, мы акцентировали внимание участковых педиатров и неврологов детских поликлиник, педиатров, психологов и педагогов ОУ на высокую распространенность в детской популяции заболеваний нейро- и психосоматического генеза.

Уже первый год работы позволил определить

Трудности социальной адаптации Недоразвитие эмоциональной сферы

Агрессия

Признаки невротизации

Нарушение коммуникативных навыков

Страхи Низкая самооценка Акцентуации характера

Высокая тревожность

Эмоциональный дискомфорт в семье

82,3

90%

Рис. 2. Характеристика психосоциальных проблем у детей, обследованных в МСО.

ведущие проблемы, с которыми к нам обращались пациенты (рис. 1). Значительная часть детей были направлены в отделение в связи с недостаточной эффективностью лечения хронических заболеваний с использованием традиционных схем терапии. Так, 91,5% детей имели патологию нервной системы преимущественно перинатального генеза. Обязательный осмотр невролога способствовал не только подтверждению этой патологии, но и почти в половине (42,5%) случаев верификации ее впервые именно в условиях МСО. При этом часть детей никогда не получали лечения по поводу заболеваний нервной системы.

На этом фоне мы увидели и разнообразные соматические проблемы, в том числе патологию ЛОР-органов (75,7% детей), опорно-двигательного аппарата (73,5%), органа зрения (50,4%). У 37,4% пациентов выявлены различные функциональные и органические отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы, у 21% - заболевания желудочно-кишечного тракта и гепатобилиарной системы. В литературе также имеются указания на высокую частоту развития подобных отклонений в состоянии здоровья на фоне последствий перинатального поражения ЦНС, т. е. речь идет о целесообразности нейросоматиче-ского подхода к реабилитации детей [5]. Это в свою очередь обусловливает повышение нагрузки на невролога детской поликлиники и в ряде случаев требует дополнительное инструментальное обследование детей, что необходимо учитывать при организации работы МСО. Успешная реализация данного подхода возможна при дополнительной подготовке врача-педиатра отделения по нейросоматическим аспектам, в том числе методам реабилитации детей с последствиями перинатального поражения нервной системы с акцентом на немедикаментозные воздействия.

Известно, что ведущим проявлением последствий перинатального поражения ЦНС у детей является синдром дефицита внимания с гиперактивностью, ко-

торый ведет к социальной дезадаптации. Результаты психологической диагностики и консультирования выявили огромный пласт и других психологических проблем у детей, нередко в сочетании (рис. 2). У 82,3% детей выявлен высокий уровень тревожности на фоне недоразвития эмоциональной сферы (77,3%), эмоционального дискомфорта в семье (76,7%), сопровождающегося высоким уровнем страхов (72,4%) и низкой самооценкой (71%). Более чем у половины обследованных детей выявлены нарушения коммуникативных навыков (58,2%), проявления школьной и семейной дезадаптации (55,3%) и агрессия (49,4%). подобные психологические проблемы, развивающиеся на фоне или провоцирующие неблагоприятное течение соматической патологии, определяют, на наш взгляд, необходимость психосоматического подхода в лечении и реабилитации детей. подобный подход, помимо традиционной терапии, включает коррекцию выявленных отклонений психического здоровья, выработку навыков успешной адаптации в семье и школе.

В связи с высокой выявляемостью психологических проблем необходимо определение нагрузки на психолога, тем более что в новом приказе это не прописано. Нами проведен хронометраж рабочего времени психолога отделения. Затраты на первичную психологическую диагностику ребенка составили около 1 ч, углубленную психологическую диагностику - до 2-3 ч, индивидуальную психокоррекционную работу и семейное консультирование - до 1,5-2 ч, в связи с чем «пропускная возможность» психолога МСО невысока. Но затраты времени можно уменьшить, если дети «придут» в отделение с результатами первичной психологической диагностики, проведенной психологом и/или педагогом ОУ. Например, при обращении ребенка с жалобами на плохую успеваемость, нежелание ходить в школу, страхи ответа у доски и перед учителем, психологу МСО необходимы результаты оценки интеллекта, в том числе показателей,

наиболее влияющих на успешность обучения, эмоциональной сферы, характерологических особенностей и социометрии, определяющих в свою очередь успешность адаптации в коллективе. Эти параметры рекомендовано исследовать при оценке психического здоровья школьников согласно приказу Минздрава России от 14.03.95 № 60 «Об утверждении инструкции по проведению профилактических осмотров детей дошкольного и школьного возрастов на основе медико-экономических нормативов» совместно педагогами и психологами ОУ. Тем более что в ходе диагностики в ОУ, где ребенок регулярно проявляет те или иные качества, результаты диагностики в привычной ситуации будут более достоверными, чем на приеме у психолога в детской поликлинике.

Психолог МСО, получив результаты первичной диагностики из ОУ, может в свою очередь уточнить причины высокой тревожности ребенка, характер его страхов, определить уровень самооценки, тип семейного воспитания, провести проективные методики в зависимости от спектра выявленных проблем при первичной диагностике и уделить больше времени коррекционной работе с ребенком и семьей.

При такой организации работы важно решить вопрос об обмене информацией между МСО и ОУ, например в рамках компетенции социального работника.

План обследования ребенка в МСО выглядит следующим образом:

1. Прием врача-педиатра: оценка состояния здоровья, направление на дополнительное обследование, запрос психолого-педагогической информации из ОУ.

2. Консультация невролога: оценка неврологического статуса, выявление последствий перинатального поражения ЦНС.

3. Прием психолога: углубленная психологическая диагностика личностных, школьных, семейных

факторов риска, психологическое консультирование семьи.

4. Социальный работник: выявление факторов риска, консультирование по социальным вопросам.

5. Дополнительное обследование (по показаниям): консультации других специалистов, лабораторное и инструментальное обследование.

6. Медико-психологический консилиум (МПК) (заочный): медико-социальное заключение, включающее диагноз, выявленные негативные факторы, программу медико-социальной реабилитации ребенка.

Мы пришли к выводу, что основой деятельности МСО является именно МПК, в деятельности которого в полной мере реализуются нейро- и психосоматический подходы. в рамках МПК педиатр, невролог, психолог докладывают результаты обследования ребенка, обсуждают объем дополнительного обследования для выявления и уточнения причин заболевания, затем намечают программу реабилитации и определяют ее маршруты. Реализация этой программы осуществляется силами врачей детской поликлиники (участкового педиатра, невролога), медработниками, педагогами и психологами ОУ и собственно специалистами МСО при обязательной включенности семьи. Часть детей получают реабилитационные мероприятия в условиях отделения, включающие лечение соматической патологии, коррекцию вегетативной дизрегуляции, повышение резистентности с использованием психотерапии, лечебной физкультуры, физиопроцедур и др. в зависимости от возможностей детской поликлиники. Соответственно МПК может проводится однократно, если ребенок не нуждается в дальнейшем наблюдении специалистами МСО, или повторно, если ребенок получает комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитацию в

ВЫПИСКА из медико-социального отделения «_»_ 201_год

Заключительный диагноз:_

В отделении проведено психологическое (психотерапевтическое) консультирование ребенка и родителей, индивидуальные (тренинговые) занятия с психологом, лечение:

Выписан(а) с улучшением, без перемен, с ухудшением Рекомендации: В детскую поликлинику:

1. Наблюдение педиатра, невролога, ЛОР, окулиста_

2. Консультации врачей-специалистов:_

3. Дополнительные исследования:_

4. Режим:_

5. Диета:_

6. Лечение:_

7. Повторное обследование:_

В образовательное учреждение:

Врачу:_

Педагогу-психологу:_

Семье:_

Рис. 3. Бланк выписки из МСО.

Педиатрическое отделение

Отделение организации медицинской помощи детям в ОУ

Специализированное отделение

Отделение восстановительного лечения

Медико-психологический консилиум

Врач-педиатр Социальный работник Психолог

Логопед Юрисконсульт

Отделение медико-социальной помощи

Цель направления

Рекомендации

Рис 4. Схема взаимодействия по медико-социальным вопросам внутри детской поликлиники.

условиях МСО с оценкой эффективности.

В результате работы мы конкретизировали направления психологической помощи в условиях МСО:

• индивидуальная коррекция дезадаптации, тревожности, страхов, гиперактивности;

• повышение самооценки и мотивации к обучению, развитие навыков общения и самоконтроля;

• тренинги личностного роста, коммуникативных навыков;

• семейная терапия, просвещение по вопросам воспитания и психогигиены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нами сформированы модули рекомендаций с учетом наиболее частых отклонений физического, психического развития и особенностей социальной адаптации. Подбирая готовые модули в разных комбинациях, можно быстро составить индивидуальный блок рекомендаций по оздоровлению и реабилитации каждому ребенку. Перспективно пополнение банка модулей, так как разновидностей отклонений роста и развития много.

Работа с ребенком не заканчивается его выпиской из МСО. На заключительном МПК разрабатывается дифференцированная программа сопровождения в условиях детской поликлиники, ОУ и семьи. Участковый педиатр и педиатр ОУ реализуют рекомендации по оздоровлению и реабилитации ребенка с тем или иным хроническим и психосоматическим заболеванием. Психологи и педагоги ОУ осуществляют индивидуальный подход к использованию личностных ресурсов ребенка при обучении, воспитании, тренировке когнитивных, поведенческих и моторных навыков. Содержание блока рекомендаций семье состо-

ит в гармонизации родительско-детских отношений и оптимизации стиля воспитания с учетом индивидуально-типологических свойств ребенка. Данные рекомендации оформляются в соответствующих разделах выписки (рис. 3).

Основываясь на результатах работы, мы смогли прописать положения о специалистах, разделяющих их полномочия. Так, педиатр осуществляет диагностическую и лечебно-консультативную помощь детям с психосоматическими расстройствами на основе медико-социальной информации о ребенке, проводит мероприятия по формированию здорового образа жизни и подготовке к предстоящей семейной жизни. Психолог, помимо выявления факторов риска и мероприятий по психопрофилактике, проводит индивидуальную, групповую, семейную коррекционную работу, в том числе поддержку детей-инвалидов и их семей, решает вопрос о своевременном направлении к психиатру, наркологу. Социальный работник не только активно выявляет детей и семьи групп медико-социального риска, но и обеспечивает их социальную поддержку, а также взаимосвязь с ОУ и другими государственными службами.

Результаты работы позволили сформулировать перечень показаний для направления детей в МСО, а именно:

• неэффективность коррекции соматических заболеваний по существующим схемам;

• явное сочетание соматической патологии с пси-хотравмирующими ситуациями;

• наличие пограничных нервно-психических расстройств и социальной дезадаптации;

Образовательное учреждение

Школьный центр здоровья

Детская поликлиника

Отделение медико-социальной помощи

Врач-педиатр

Социальный педагог

Психолог

Педагог

Медико-психологический консилиум

Врач-педиатр

Социальный работник

Логопед

Психолог

Юрисконсульт ^

Медико-психологический консилиум

Отделение организации медицинской помощи детям в ОУ

Рис. 5. Схема взаимодействия МСО и образовательного учреждения.

Детская поликлиника

О Отделение медико-социальной помощи

Социальный работник Врач Психолог

Юрисконсульт Логопед

О Медико-психолого-педагогический консилиум

■о Специализированное отделение

О Педиатрическое отделение

О Отделение восстановительного лечения

О Отделение организации

медицинской помощи детям в ОУ

О

Центр здоровья

Психоневрологический диспансер

Частный психотерапевтический прием

Центр психолого-педагогической помощи семье и детям, медико-психолого-педагогическая комиссия

Бюро медико-социальной экспертизы

Органы социальной защиты Военный комиссариат Правоохранительные органы

Рис. 6. Схема взаимодействия МСО с другими подразделениями и ведомствами.

• дети-инвалиды, в том числе имеющие тяжелую соматическую патологию, ограничение социальной адаптации, различные психические расстройства;

• дети из семей социального риска;

• проблемы подросткового возраста.

Мы попытались отработать взаимодействие персонала в рамках самого МСО с персоналом остальных структурных подразделений детской поликлиники (рис. 4). Так, внутри детской поликлиники эта интеграция подразумевает прежде всего обмен информацией между врачами всех подразделений, а именно, в истории развития ребенка обязательно должны быть четко отражены цель направления ребенка в МСО, а в дальнейшем - рекомендации, полученные в этом отделении. При необходимости персонал других отделений может приглашаться на МПК.

МСО должны очень тесно взаимодействовать с отделением оказания медицинской помощи детям в ОУ, причем важна тесная связь не только между врачами этих структур, но и межсекторальное взаимодействие - между психологами отделения и ОУ, между социальным работником отделения и социальным педагогом ОУ. Такое взаимодействие подкрепляется соответствующим документооборотом. Интеграция может усиливаться при привлечении специалистов к работе в МПК как в МСО, так и ОУ (рис. 5).

МСО, реализуя свои задачи, должно тесно взаимодействовать и с другими учреждениями по профильным проблемам: лечебно-профилактическими, органами социальной защиты, правоохранительными органами. При этом в рабочем порядке должны быть оговорены варианты документооборота и обратная связь (рис. 6).

Освещенная выше организация работы МСО потребовала осознания критериев эффективности:

• высокая выявляемость сочетанных нарушений соматического здоровья, неврологических отклонений и психологических проблем;

• улучшение показателей соматического здоровья при уменьшении выраженности неврологических

расстройств, психологических проблем и нормализации социального статуса ребенка.

Важно понимать, что нормализация психологического состояния как критерия эффективности помощи зачастую предшествует нормализации соматических расстройств, поэтому целесообразно в первую очередь ориентироваться именно на положительную динамику психологических показателей. Например, по данным катамнеза, в течение 1 года у 37 детей с персистирующей бронхиальной астмой, получавших наряду с традиционной реабилитацией психокоррекцию в отделении, отмечалось уменьшение выраженности неврологической симптоматики, проявлений вегетативной дисфункции и отсутствие обострений заболевания (рис. 7).

%

До работы с психологами После работы с психологами

Рис. 7. Психологические критерии эффективности работы МСО.

Таким образом, именно МСО в рамках первичного звена здравоохранения, исходя из своих задач и возможностей имеющихся специалистов, способны решать наиболее актуальные проблемы педиатрии. Для оптимизации их деятельности требуется обобщение опыта работы различных регионов страны, а также дальнейшее уточнение нормативной базы на федеральном уровне.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов A.A. Состояние здоровья детей в Российской Федерации. Педиатрия. Журнал им. Г.Н. Сперанского. 2012; 91 (3): 9-14.

2. Баранов A.A., Намазова-Баранова Л.С., Альбицкий В.Ю. Профилактическая педиатрия - новые вызовы. Вопросы современной педиатрии. 2012; 11 (2): 7-10.

3. Кучма В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2013; 1: 4-9.

4. Баранов A.A., Альбицкий В.Ю., Устинова Н.В. Состояние, проблемы и перспективы организации медико-социальной помощи детям. Российский педиатрический журнал. 2013; 3: 4-6.

5. Яременко Б.Р., Яременко A.B., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. СПб: Деан; 1999.

REFERENCES

1. BaranovA.A. The health status of children in the Russian Federation. Pediatría. 2012; 3: 9-14 (in Russian).

2. BaranovA.A., Namazova-BaranovaL.S., Albitsky V.Y. Preventive pediatrics - new challenges. Voprosy sovremennoy pediatrii. 2012; 2: 7-10 (in Russian).

3. Kuchma V.R. The health of children and adolescents in the national strategy for children in the years 2012-2017. Voprosy shkolnoi I uni-versitetskoy medicini i zdorovia. 2013; (1): 4-9 (in Russian).

4. Baranov A.A., Albitsky V.Yu., Ustinova N.V. Status, problems and prospects of the organization of medical and social care for children. Rossiskiy pediatricheskiy zhurnal. 2013; 3: 4-6 (in Russian).

5. Jaremenko B.R., Jaremenko A.B., Goryainova T.B. Minimal brain dysfunction in children. St. Petersburg.: Dean; 1999. (in Russian).

Поступила 15.07.13

Сведения об авторах:

Молькова Лилия Каеиноена, канд. мед. наук, доцент каф. поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГБОУ ВПО ИвГМА МЗ РФ; Бобошко Ирина Евгеньевна, д-р мед. наук, проф. каф. поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГБоу вПо ивГМА МЗ РФ; Нуждина Галина Николаевна, канд. мед. наук, доцент каф. поликлинической педиатрии с курсом здорового ребенка и общего ухода за детьми ГБОУ ВПО ИвГМА МЗ РФ.

© КОЛЛЕКТИВ Авторов, 2013 УДК 614.2:364.442/.444-053.2

В.И. Орел1, В.И. Смирнова1, Р.А. Картоева2

медико-социальный патронаж в условиях амбулаторно-поликлинического звена

'ФП и ДПО ГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет» Минздрава России, 194100, Санкт-Петербург, ул. Литовская, 2; 2ГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования», 123995, Москва, ул. Баррикадная, 211

Статья посвящена истории развития медико-социального патронажа, задачам и основным проблемам медико-социальной помощи детскому населению. Раскрыты основные направления медико-социального патронажа в современных условиях. Затронута работа специалистов по медико-социальной работе с семьями из групп социального риска. Приведена актуальность медико-социального патронажа в условиях амбулаторно-поликлинического звена.

Ключевые слова: медико-социальный патронаж, семьи, дети из групп социального риска V.I. Orel', V.I. Smirnova', R.A.Kartoeva2

MEDICAL AND SOCIAL PATRONAGE IN CONDITIONS OF OUTPATIENT CARE UNIT

1 «Saint-Petersburg State Pediatric Medical University», 2, Litovskaya Str., Saint-Petersburg, Russian Federation, 194100; 2 «Russian Medical Academy of Postgraduate Education Studies" 2/1, Barrikadnaya Str., Moscow, Russian Federation, 123995

The article is devoted to the history of the development of medical and social patronage, tasks and basic problems of medical and social care for the child population. There are given the low-down on main directions of medical and social patronage under current conditions. The activity of the work of medical and social specialists with families of social risk groups has been broached. There is reported the actuality of medical and social patronage in conditions of outpatient care unit.

Key words: medical and social patronage, families, children from social risk groups

C

ния. Осс

оциально-экономический кризис в середине 80-х годов внес массу проблем, негативно повлиявших на состояние здоровья населе-собенно эти процессы отразились на решении

Для корреспонденции: Орел Василий Иванович, засл. деятель науки РФ, д-р мед наук, проф., зав. каф. социальной педиатрии и организации здравоохранения ФП и ДПО ГБОУ ВПО СПбГПМУ Минздрава России, e-mail: [email protected]

проблем материнства и детства. В существующих условиях педиатрической службе, оказывающей профилактическую, лечебную и специализированную помощь, потребовалось внедрение актуальных программ и новых организационных форм работы [1]. В 1991 г. при Совете Министров РСФСР создан Комитет по делам семьи и демографической политике. С момента создания комитета реализация медико-социальных мероприятий по охране материнства и

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.