Научная статья на тему 'Медико-социальный портрет девушек, обучающихся в среднем специальном учебном заведении'

Медико-социальный портрет девушек, обучающихся в среднем специальном учебном заведении Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
121
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНИЕ УЧЕБНЫЕ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / ДЕВУШКИ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / SECONDARY SPECIALIZED EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS / LIVING CONDITIONS / BAD HABITS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мусорина И. В., Доскин В. А., Шестакова В. Н., Худобкина Т. А.

Целью проводимого исследования явилось изучение социального портрета девушек 15-17 лет, обучающихся в средних специальных учебных заведениях, и характеристики их семей. Городские девушки имеют лучшие по сравнению с сельскими подростками жилищно-бытовые условия. Уровень доходов семей иногородних студенток обоих курсов достоверно чаще был низким (63,9 и 57,5% иногородних студенток I и II курсов соответственно против 14,7 и 20,8% городских студенток). У городских студенток чаще возникали конфликты с родителями (66,1% против 52,6%). Имеются различия и в профессионально-образовательном уровне родителей. Родители, проживающие в сельской местности, имели более низкий уровень образования и чаще по роду занятий принадлежали к категории рабочих и соответственно чаще имели профессиональные вредности и тяжелые условия труда, чем городские жители. Распространенность вредных привычек в семьях городских и сельских жителей достаточно высока. Почти 1/3 иногородних и городских студенток испытывали со стороны членов семьи эмоциональное насилие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIOMEDICAL PORTRAIT OF GIRLS STUDYING AT A SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

The purpose of this investigation was to study a social portrait in 15-17-year-old girls studying at secondary specialized educational establishments and the characteristics of their families. The urban girls have better living conditions than the rural ones. The income of the families of firstand second-year students from other towns was significantly more frequently lower (63.9 and 57.5%, respectively) versus that of the urban students (14.7 and 20.8%). The urban students had more conflicts with their parents (66.1% versus 52.6%) There are also differences in the professional and educational level of their parents. The parents living in the rural areas had a lower education level and more frequently belong to a class of workers and, accordingly, had more often occupational harms and heavy working conditions than the urban dwellers. The spread of bad habits in the families of urban and rural inhabitants is rather high. Nearly one-third of the students of Moscow and other towns experienced emotional violence by the members of their families.

Текст научной работы на тему «Медико-социальный портрет девушек, обучающихся в среднем специальном учебном заведении»

гиена и санитария

2/2012

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.956-058

И. В. Мусорина1, В. А. Доскин1, В. Н. Шестакова2, Т. А. Худобкина1

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ДЕВУШЕК, ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНЕМ

специальном учебном заведении

1Российская медицинская академия последипломного образования, Москва; 2Смоленская государственная медицинская академия

Целью проводимого исследования явилось изучение социального портрета девушек 15-17 лет, обучающихся в средних специальных учебных заведениях, и характеристики их семей. Городские девушки имеют лучшие по сравнению с сельскими подростками жилищно-бытовые условия. Уровень доходов семей иногородних студенток обоих курсов достоверно чаще был низким (63,9 и 57,5% иногородних студенток I и II курсов соответственно против 14,7 и 20,8% городских студенток). У городских студенток чаще возникали конфликты с родителями (66,1% против 52,6%).

Имеются различия и в профессионально-образовательном уровне родителей. Родители, проживающие в сельской местности, имели более низкий уровень образования и чаще по роду занятий принадлежали к категории рабочих и соответственно чаще имели профессиональные вредности и тяжелые условия труда, чем городские жители.

Распространенность вредных привычек в семьях городских и сельских жителей достаточно высока. Почти 1/3 иногородних и городских студенток испытывали со стороны членов семьи эмоциональное насилие.

Ключевые слова: средние учебные специальные заведения, девушки, социальный статус

I. V. Musorina1, VA. Doskin2, V N. Shestakova3, T. A. Khudobkina4 — THE SOCIOMEDICAL PORTRAIT OF GIRLS STUDYING AT A SECONDARY SPECIAL EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Russian Medical Academy of Postgraduate Education, Moscow Smolensk State Medical Academy, Smolensk

The purpose of this investigation was to study a social portrait in 15-17-year-old girls studying at secondary specialized educational establishments and the characteristics of their families. The urban girls have better living conditions than the rural ones. The income of the families of first- and second-year students from other towns was significantly more frequently lower (63.9 and 57.5%, respectively) versus that of the urban students (14.7 and 20.8%). The urban students had more conflicts with their parents (66.1% versus 52.6%)

There are also differences in the professional and educational level of their parents. The parents living in the rural areas had a lower education level and more frequently belong to a class of workers and, accordingly, had more often occupational harms and heavy working conditions than the urban dwellers.

The spread of bad habits in the families of urban and rural inhabitants is rather high. Nearly one-third of the students of Moscow and other towns experienced emotional violence by the members of their families.

Key words: secondary specialized educational establishments, living conditions, bad habits

Как известно, здоровье детей складывается из взаимодействия многих факторов - физического, умственного, функционального состояния в различные возрастные периоды, нейроэндокринных процессов, иммунной защиты и адаптационно-приспособительных реакций. Оно находится под влиянием окружающей среды и условий жизнедеятельности [4]. Социальное здоровье растущего организма тесно связано и с его духовным миром, нормами поведения, образом жизни, мотивацией на сохранение и укрепление здоровья [6].

Для каждого возрастного периода характерно преобладание тех или иных факторов, смена одних факторов на другие. Так, на здоровье детей 1-го года жизни влияние оказывают социально-биологические факторы (45,5%), в возрасте 6-7 лет на первом месте стоят социально-гигиенические факторы (39,4%), роль которых с возрастом становится более значимой [7].

Целью проводимого нами исследования явилось изучение социального портрета девушек 15-17 лет, обучающихся в средних специальных учебных заведениях,

Мусорина А. В. - аспирант каф. поликлинической педиатрии ([email protected]); Доскин В. А. - проф., д-р мед. наук, зав. каф. поликлинической педиатрии, т. 8(495)486-57-56; Шестакова

В. Н. - проф., д-р мед. наук, сотр. каф. поликлинической педиатрии; Худобкина Т. А. - сотр. каф. поликлинической педиатрии

и характеристики их семей. Для этого были разработаны специальные анкеты для девушек и их родителей. Были учтены социально-гигиенические (материальнобытовые условия, вредные и тяжелые условия труда родителей), социально-психологические (злоупотребление родителями алкоголем, курением, неблагополучный психологический климат), медико-демографические (многодетность, отсутствие одного из родителей), социальные (материальные возможности семьи, наличие безработных родителей, беженцев) факторы.

Исследование проведено на базе одного из торговоэкономических техникумов России. Всего опрошено 205 студенток, в том числе иногородних, обучающихся на I курсе 54, на II курсе - 55; проживающих постоянно в городе первокурсниц - 48, обучающихся второкурсниц - 48. Средний возраст иногородних первокурсниц - 15,8 года, их городских сокурсниц - 15,6 года, учащихся II курса из села и города - 16,5 и 16,4 года соответственно. Учитывая, что показатели по курсам мало различались, учащиеся были представлены как городская и иногородняя группы без разделения по курсам.

Как показали наши исследования, большинство (67,7%) иногородних студенток проживали в сельской местности, 32,3% - приехали из районных центров. Свой район проживания расценили как экологически чистый 86,2% иногородних студенток и только 10,4%

80

%

Рис. 1. Уровень доходов семей студенток в зависимости от социального статуса и курса.

городских студенток. Областной промышленный центр, где проводились исследования, можно рассматривать как экологически неблагополучный район.

При анализе жилищно-бытовых условий выявлено следующее: хорошие жилищно-бытовые условия (отдельная квартира или дом, жилая площадь 9 м2 и более на 1 члена семьи при наличии всех бытовых удобств) были у 51,9% городских студенток и только у 15% иногородних студенток; удовлетворительные (отдельная благоустроенная квартира или дом, жилая площадь от 6,1 до 9 м2 на 1 человека) имели 36,5% девушек, проживающих в городе, и 26,1% иногородних студенток. Остальные 11,6% девушек, проживающих в городе, и большинство (58,9%) иногородних студенток имели неудовлетворительные жилищные условия: отдельную квартиру, собственный дом с жилой площадью менее 6,1 м2 на 1 человека без удобств или общежитие. Большинство городских жителей (55,9%) и иногородних (67,4%) имели отдельную комнату. Комнату на двоих с братом/сестрой имели 28,6% иногородних студенток и 27,8% городских студенток. У остальных студенток (3,8% иногородних и 16,4% городских) не было своей комнаты. В течение учебного года все иногородние студентки I и II курсов проживали в общежитии, предоставляемом учебным заведением. Лучшими можно считать жилищные условия городских подростков по сравнению с сельскими, здесь значительно больше семей, имеющих хорошие и удовлетворительные жилищно-бытовые условия. У иногородних студенток неудовлетворительные условия в основном обусловлены отсутствием гигиенических удобств, а не маленькой площадью из расчета на количество проживающих.

Известно, что уровень экономического развития государства оказывает непосредственное влияние на состояние здоровья его граждан. В рамках предпринятого исследования нами изучено материальное положение обучающихся девушек-подростков. При анализе среднемесячного дохода на 1 члена семьи студенток была использована качественная оценка материального положения, поскольку с течением времени денежная характеристика не давала объективного ответа на вопрос о доходах семьи учащегося. Уровень доходов семей студенток в зависимости от социального статуса и курса представлен на рис. 1.

Городским студенткам достоверно чаще, чем сельским (р < 0,01), приходилось зарабатывать деньги

%

60 -1

Рис. 2. Количество детей в семьях студенток в зависимости от социального статуса.

По оси абсцисс - количество детей в семьях студенток групп наблюдения.

(72,4% против 58%). 29,7% учащихся обеих групп работали во время каникул, 26,9% - иногда, 8,6% - в течение года. 24,5% сельских студенток регулярно заняты в подсобном хозяйстве, 45,8% - редко.

Число неполных семей было достаточно большим как в сельской местности (28,5%), так и в городе (47,7%), однако среди городских респонденток их было достоверно больше (р < 0,05).

Среди сельских жителей было достоверно больше многодетных семей (24,7%; р < 0,01). Среди городских семей троих детей и более имели 11,8%. Количество детей в семьях студенток в зависимости от социального статуса представлено на рис. 2.

Среди городских студенток достоверно чаще (р < 0,01) встречалось отсутствие эмоциональной близости в семье (27,6% против 13,5%). Достоверных различий в распространенности в семьях учащихся отчужденных, напряженно-конфликтных отношений среди городских и сельских студенток не выявлено. У городских студенток достоверно чаще (р < 0,01) возникали конфликты с родителями (у 66,1% против 52,6%). Среди причин конфликтов городские студентки достоверно чаще называли расхождение взглядов на самостоятельность (40,3% против 22,2%), ущемление интересов и желаний (36,2% против 21,8%). 78,5% городских и сельских студенток полностью доверяют своим родителям. Для 54,5% иногородних и 46,5% городских студенток отец является авторитетным человеком. Половина (49,9%) родителей городских студенток отмечают, что недостаточно времени уделяют ребенку. Иногородние студентки в учебное время остаются без внимания и контроля со стороны родителей.

Профессионально-образовательный уровень родителей в определенной степени оказывает влияние на психологический микроклимат в семье и воспитание детей. Высшее и неоконченное высшее образование имели 24,5% матерей городских студенток против 10,3% матерей иногородних студенток. Число студенток, матери которых имели среднеспециальное образование, у городских студенток обоих курсов и иногородних студенток II курса было примерно одинаковым (75,8, 72,2, 72,5% соответственно) в отличие от студенток I курса из сельской местности (57,6%). Среди иногородних студенток обоих курсов достоверно чаще (р < 0,01) уровень образования матери был средним (16,7% против 1,5%). Обращает на себя внимание большая доля (13,9%) матерей учащихся I курса из сельской

81

гиена и санитария

2/2012

%

Рис. 3. Род занятий матери в семьях студенток в зависимости от социального статуса и курса.

местности, имеющих начальное или неполное среднее образование. Уровень образования отца в исследуемых группах был несколько иной. Большинство имели среднеспециальное образование (68,3% городских жителей против 56,8% сельских). Отмечался высокий уровень образования отцов среди городских студенток обоих курсов (25,9% против 8,1% сельских). Почти 1/3 сельских жителей имели среднее, неполное среднее или начальное образование (35,2% против 5,8%).

Достоверно чаще (p < 0,05) родители городских студенток по роду занятий относились к категории служащих. Род занятий матери и отца в семьях студенток в зависимости от социального статуса и курса представлен на рис. 3 и 4 соответственно.

56% матерей и 83% отцов из сельской местности имеют профессиональные вредности или тяжелые условия труда, что достоверно чаще (р < 0,05), чем у городских жителей (30,6 и 49,5% соответственно).

Число городских и сельских семей, находящихся в кризисной ситуации (семья беженцев и вынужденных переселенцев; семья, в течение отчетного периода потерявшая кормильца; семья, имеющая в своем составе бывших участников военных конфликтов), составило 8,3%.

Наличие вредных привычек, таких как курение и употребление алкоголя, отрицательно сказывается на здоровье членов семьи.

Распространенность вредных привычек в семьях являлась достаточно высокой. Количество семей, в которых никто не курит, составило в городских и сельских семьях 38,9%. Среди городских семей достоверно чаще (р < 0,05) встречается курение матери (32,4% против 8,3%). Число семей, в которых никто не злоупотребляет алкоголем, не превышает 48,6%.

Несовершеннолетние все чаще становятся жертвами жестокого обращения и насилия (физического, сексуального, эмоционального), пренебрежения основными нуждами ребенка, а также объектами вовлечения в конфликты с законом. По данным проведенного исследования, 3,8% родителей сельских студенток и 7,4% - городских отказывали когда-либо своим детям в приобретении жизненно необходимых вещей (теплая одежда, учебники, школьные принадлежности). Испытывали унижение и оскорбление со стороны родителей

%

Рис. 4. Род занятий отца в семьях студенток в зависимости от социального статуса и курса.

По оси абсцисс - род занятий отца в семьях студенток групп наблюдения.

или других членов семьи 38,7% иногородних студенток и 34,2% городских, 4,8 и 8,6% студенток соответственно испытывают в настоящее время. По отношению к 34,0% сельских студенток и 28,7% городских родители или другие родственники применяли физическую силу, к 3,9 и 8,3% студенток соответственно применяют физическую силу в настоящее время. Только 49,4% опрошенных иногородних студенток и 62,9% городских знают о социальных центрах помощи детям и телефонах доверия.

Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что коллективы девушек подросткового возраста, обучающихся в средних специальных учебных заведениях, характеризуются относительной неоднородностью по социально-гигиеническим, социальнопсихологическим, медико-демографическим и социальным факторам. Профилактическая работа педиатра образовательного учреждения должна быть направлена на выявление групп социального риска, создание безопасной и благоприятной микросоциальной среды. Превентивная работа с подростком должна носить не только медицинский, но и социально-педагогический характер. Социальным педагогам и психологам необходимо регулярно проводить работу с подростком и семьей из группы социального риска.

Литер атура

1. БабенкоЕ. А., ТатауроваЕ. А. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории мед. - 2005. - № 6. - С. 6-8.

2 . Гринина О. В., Кича Д. И., Степанова С. М. Семья - врач -

медсестра. - М., 1996.

3 . Калмыкова И. В. // Пробл. соц. гиг., здравоохр. и истории

мед. - 2003. - № 5. - С. 16-19.

4. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Степанова М. И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. - М., 2009. - С. 9-10.

5. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М., 1991.

6 . Сухарев А. Г. // Школа здоровья. - 1997. - Т. 4. - № 1. - С.

7-13 .

7 Циркин В. И., Дворянский С. А., Богатырев В. С. Репродуктивное здоровье выпускниц средних школ. - Киров, 2000. -

С. 103-104.

Поступила 05.05.11

82

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.