гиена и санитария. 2016; 95(12)
DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1198-1201_
Оригинальная статья
О ПОГОРЕЛОВА И.Г., АМГАЛАН Г., 2016
УДК 613.955:572.51(517.3)
Погорелова И.Г.1, Амгалан Г.2
ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНИКОВ МОНГОЛИИ И ФАКТОРОВ, ЕГО ФОРМИРУЮЩИХ
'ФГБОУ ВПО Иркутский государственный медицинский университет, Минздрава России, 664003, Иркутск; ^Национальный центр общественного здоровья Минздрава Монголии, 13381, Улан-Батор, Монголия
В статье рассмотрены результаты гигиенической оценки условий обучения в городских и сельских школах Монголии, социально-экономических условий проживания школьников и анализа антропометрических исследований 7-16-летних детей Монголии соценкой гармоничности их физического развития. Гигиенические условия обучения в школах Монголии характеризуются нерациональной организацией учебно-воспитательного процесса, большой наполняемостью классов, определяющей недостаточную площадь на одного обучающегося, несоответствием размеров школьных парт и стульев росто-возрастным особенностям детей. Сравнительная оценка социально-экономических факторов позволила установить, что большинство (84,1%) сельских школьников проживают в неблагоустроенных жилых домах и юртах, 58,5% - в многодетных семьях, 46,3% - в семьях с низким материальным достатком. Получены данные о различиях в физическом развитии городских и сельских школьников, проявляющиеся увеличением с возрастом числа детей с дисгармоничным развитием, низкими параметрами физического развития, поздним (на 1-2 года) наступлением перекрестов роста и ростового скачка, характерных для сельских детей по сравнению с городскими. По результатам многофакторного регрессионного анализа наиболее значимыми факторами в формировании физического развития школьников являются в порядке убывания: учебная нагрузка, место проживания, число детей в семье, неблагоустроенность условий проживания, месячный семейный доход, образование родителей. При наличии этих факторов риск формирования дисгармоничного физического развития школьников увеличивается в 1,8-2,8 раза. Установлено, что вероятность риска формирования дисгармоничного физического развития у школьников, проживающих в сельской местности, в 2,5 раза выше, чем у их городских сверстников. Полученные результаты могут быть использованы при научном обосновании и разработке адресных оздоровительных мероприятий.
Ключевые слова: физическое развитие; гармоничность развития; условия обучения; социально-экономические факторы; факторы риска.
Для цитирования: Погорелова И.Г., Амгалан Г. Характеристика физического развития школьников Монголии и факторов, его формирующих. Гигиена и санитария. 2016; 95(12): 1198-1201. DOI:http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-12-1198-1201
Pogorelova I.G.1, Amgalan G.2
CHARACTERISTICS OF PHYSICAL GROWTH OF SCHOOLCHILDREN IN MONGOLIA AND THEIR FORMING FACTORS
1Irkutsk State Medical University, Irkutsk, 664003, Russian Federation; 2National Center for Public Health, Ulan-Bator, 13381, Mongolia
The article considers the findings of hygienic assessments of educational conditions in urban and rural schools in Mongolia and socio-economic conditions of living of schoolchildren and analysis of anthropometric measurements of schoolchildren aged of 7-16 years in relation to the assessment of harmonicity of their physical development. Hygienic conditions in Mongolian schools are characterized by improper organization of the educational - accomplishment process, high occupancy rate in classes causing insufficient space for a pupil and disconformity of school furniture parameters of school desks and chairs to growth and age requirements of pupils. Comparative assessment of socio-economic factors revealed (выделено автором) that the majority (84.1%) of rural pupils reside in uncomfortable houses and gerdwellings, 58.5 % - in large families with many children, 46.3 % - in families with poor living conditions. There were obtained data about differences in physical development of urban and rural schoolchildren pronounced with age by the gain in the number of children with disharmonious development and children with lower physical indices of the development, delayed by 1-2 years appearance of the crossing of growth and growth shift typical for rural children in comparison with their urban counterparts. According to results of multivariate regression analysis most significant factors for the formation of physical development of school children in descending order are academic workload, the place of residence, the number of children in the family, uncomfortable living conditions, household income and parent's education. In the presence of these factors, the risk of the formation of disharmonious physical growth of school children increases by 1.8-2.8 times. The probability of the risk offormation of disharmonious physical development of schoolchildren living in rural areas was found to be by 2.5 times more than for their urban counterparts. The results can be usedfor scientific substantiation and development of targeted health measures.
Keywords: physical growth; harmonious development; condition of education; socio-economic factors; risk factors.
For citation: Pogorelova I..G., Amgalan G. Characteristics of physical growth of schoolchildren in Mongolia and their forming factors.
Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(12): 1198-1201. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.18821/00169900-2016-95-12-1198-1201
For correspondence: Irina G. Pogorelova, MD, PhD, Assoc. prof. Department of Environmental Hygiene and Child and Adolescent Hygiene, Irkutsk State Medical University, Irkutsk, 664003, Russian Federation. E-mail: [email protected]
Information about authors :
Pogorelova I.G., http://orcid.org/0000-0002-0253-3703; Amgalan G., http://orcid.org/0000-0001-6037-1063
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Acknowledgement. The study had no sponsorship.
Received
Accepted
Введение
Одним из основных критериев состояния здоровья детей является физическое развитие, под которым понимается совокупность морфологических и функциональных свойств организма, характеризующих процесс его роста и созревания на каждом возрастном отрезке времени [1, 2]. Подчиняясь общебиологическим закономерностям, физическое развитие формируется под воздействием большого числа факторов различной природы (социально-экономических, медико-биологических и экологических), но в значительной степени зависит от состояния среды обитания [3-5]. В настоящее время в Монголии практически отсутствуют систематизированные исследования, посвященные разработке стандартов физического развития детей школьного возраста, остается недостаточно изученной проблема комплексного воздействия факторов образовательной среды и социально-экономических условий проживания на формирование физического развития учащихся, что обусловило необходимость проведения настоящих исследований.
Цель исследования - дать сравнительную характеристику физического развития школьников Монголии в зависимости от места проживания.
Материал и методы
Для достижения поставленной цели были исследованы основные антропометрические показатели (длина и масса тела, окружность грудной клетки) у 24 553 (49,9% мальчиков и 50,1% девочек) 7-16-летних детей из Улан-Батора, Дархана и 27 населенных пунктов в 4 географических регионах Монголии (Алтайского, Восточно-степного, Гобийского и Хангайско-горного) по общепринятой методике [6]. Удельный вес детей, обучающихся в городских и сельских школах, составил 34,1 и 65,9% соответственно. Численность каждой возрастной группы была примерно одинакова и колебалась в пределах 768-852 городских и 1592-1755 сельских школьников.
Индивидуальную оценку гармоничности физического развития проводили методом шкал регрессии с использованием «Оценочной таблицы физического развития детей 6-17 лет Монголии», утвержденной Департаментом стандартизации Улан-Батора. Также были выявлены особенности пропорций тела у обследованных детей с помощью индекса Вервека-Во-ронцова: выраженная долихоморфия, умеренная долихоморфия, мезоморфия, умеренная брахиморфия и брахиморфия [7].
Гигиеническая оценка факторов образовательной среды 69 (40,5% городских и 59,5% сельских) общеобразовательных учреждений была проведена на основе определения соответствия недельной учебной нагрузки, режима образовательного процесса, условий обучения и воспитания СанПиНу II-66-88 «Санитарные нормы и гигиенические требования учебно-воспитательных учреждений» и стандарту MNS 2313:1987, действующим на территории Монголии.
Определение степени влияния социально-экономических факторов на формирование показателей физического развития школьников проводили по результатам анкетирования родителей всех обследованных школьников по таким показателям, как уровень образования родителей, материальное положение (в том числе средний месячный доход семьи), степень благоустройства жилья, численный состав семьи (многодетность) и ее полнота.
Для статистической обработки материала использованы программы Microsoft Excel 2010, Antroplus и SPSS18.0 с вычислением средних арифметических величин (M), отклонений средних арифметических (а), ошибки средних арифметических (m). Анализ различий в величине качественных признаков в сравниваемых группах выполнен с помощью критерия х2 по Пирсону. Для сравнения средних величин показателей физического развития обследованных детей в независимых выборках применен /-критерий Стьюдента. Для изучения взаимосвязи между показателями использовали корреляционный анализ (коэффициент корреляции Пирсона - r). Оценку риска формирования дисгар-
Для корреспонденции: Погорелова Ирина Геннадьевна, канд. мед. наук, доц. каф. коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава РФ, 664003, Иркутск. E-mail:[email protected]
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(12)
_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1198-1201
Original article
моничности физического развития школьников от воздействия изучаемых факторов производили на основе многофакторного регрессионного анализа.
Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимали равным 0,05.
Результаты
Проведенный нами анализ гигиенических условий обучения и воспитания в городских и сельских общеобразовательных учреждениях Монголии выявил нерациональное зонирование их земельных участков, большую наполняемость классов, определяющую недостаточную площадь на одного обучающегося; несоответствующие гигиеническим нормативам параметры микроклимата в учебных помещениях, а также использование школьной мебели без учета росто-возрастных особенностей детей. Режим образовательного процесса в исследуемых школах характеризуется превышением объема учебной недельной нагрузки, неоптимальным ее распределением в течение дня и недели без учета биологических ритмов умственной работоспособности. Вышеперечисленные факторы, по мнению ряда авторов, могут приводить к формированию дисгармоничного физического развития [8, 9].
Установлено, что наиболее неблагоприятные социально-экономические условия характерны преимущественно для сельских школьников, а именно: большинство (84,1%) сельских детей проживают в неблагоустроенных жилых домах и юртах (Х2 = 196,92; < 0,0001), 46,3% - в семьях с низким уровнем дохода (х2 = 1799,23; < 0,0001), 58,5% воспитывается в многодетных семьях (х2 = 196,92; < 0,0001).
Проведенный анализ параметров физического развития всех обследованных 7-16-летних школьников позволяет сделать вывод, что с возрастом детей увеличиваются средние значения антропометрических показателей, свидетельствующие о соответствии процессов роста и развития обследованных школьников общим возрастно-половым закономерностям с проявлением предпубертатного ускорения.
Оценка средних величин длины тела в зависимости от пола показывает, что девочки заметно опережали мальчиков в возрасте 11-14 лет, а мальчики опережали девочек в 15-16 лет. Достоверных различий в средних величинах длины тела у 8-10-, 11-14-летних мальчиков и девочек (p > 0,1-0,8) не выявлено, тогда как в возрастных группах 7, 12-13 и 15-16 лет они были зафиксированы (p < 0,001).
Кроме того, у девочек наблюдается более ранний скачок (на 1 год) в приросте длины тела по сравнению с мальчиками (в 9-10 и 11-12 лет). В другие возрастные периоды увеличение роста было постепенным и не зависело от гендерной принадлежности.
Средние величины массы тела мальчиков и девочек достоверно различались в возрастных группах 7-10, 12-14 и 16 лет (p < 0,05). При этом в возрасте 7-11 лет мальчики имели большую массу тела, чем девочки, а в 12-15 лет уступали им.
Во всех возрастных группах мальчики опережали девочек по средним величинам окружности грудной клетки (p > 0,11-0,33).
Проведенные исследования выявили различия в физическом развитии школьников, обучающихся в городских и сельских школах. Так, у городских школьников I перекрест кривых роста, когда девочки в развитии обгоняли мальчиков, наблюдался в 8 лет, а II перекрест - в 14 лет, при наступлении у мальчиков пубертатного периода. Эта разница в длине тела увеличивается в 15 и 16 лет, что свидетельствует о нормальном развитии детей. У сельских школьников I перекрест наблюдался немного позже -в 9-11 лет, а после II перекреста в 14 лет у мальчиков выявлено статистически значимое (p < 0,01) ускорение ростовых процессов по отношению к девочкам, аналогичное городским детям (Р < 0,05).
У городских школьников I перекрест кривых изменений массы тела наблюдался в 10-11 лет, II перекрест - в 14 лет, у сельских школьников I перекрест - в 10-11 лет, а II перекрест -в 15 лет.
Установлено, что у сельских школьников ростовой скачок наблюдается немного позже, чем у городских. Это подтверждается меньшей величиной годового прироста длины тела сельских мальчиков и девочек, а также тем, что средние величины массы и длины тела у сельских мальчиков и девочек (p < 0,0001)
гиена и санитария. 2016; 95(12)
РРк http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1198-1201 Оригинальная статья
Оценка факторов риска формирования дисгармоничного физического развития школьников
Показатель Изменения девиций, ОЯ Достоверности значений, р Относительный риск (95% доверительный интервал)
Базовая модель 2816,21
Проживание в сельской местности 2,5 0,001 2,39-2,71
Неблагоустроенность условий проживания 2,19 0,007 2,03-2,31
Многодетные семьи 2,4 0,003 2,16-2,64
Низкий месячный доход семьи 1,8 0,001 1,67-2,16
Учебная нагрузка 2,8 0,00 2,75-2,95
отстают от городских и перекресты показателей длины и массы наблюдались на год позже по сравнению с городскими детьми.
Анализ показателей окружности грудной клетки городских и сельских школьников позволил установить, что у городских мальчиков показатели обхвата тела выше по сравнению с сельскими в возрасте 7-10, 12-13 и 15-16 лет, у девочек - в 11-14 и 16 лет. Наибольший скачок окружности груди у мальчиков выявлен в период 15-16 лет (на 3,2-3,36 см), а у девочек - в 12-14 лет (на 2,29-2,53 см), что совпадает с данными максимального прироста показателей массы тела и подтверждает тесную связь показателей массы тела и окружности грудной клетки.
Анализ показателей физического развития детей и подростков, обучающихся в городских и сельских образовательных учреждениях, показал, что отклонения от нормальной массы тела (дефицит или избыток массы тела), приводящие к дисгармоничности развития, выявлены у 4,7-22,5% городских и у 10,1-37,5% сельских девочек, а также у 13,6-25,6% городских и 19,1-36,3% сельских мальчиков от общего числа обследованных во всех возрастных группах.
Оценка гармоничности физического развития обследованных школьников позволила выявить, что более половины детей имеют гармоничное физическое развитие, причем удельный вес мальчиков с гармоничным развитием был выше, чем девочек. Также установлено, что уровень дисгармоничности имеет гендерную зависимость. С возрастом увеличилась доля детей с дисгармоничным развитием, что особенно ярко проявляется у мальчиков в 12-14 лет, а у девочек в 10-12 лет.
Сравнительный анализ структуры дисгармоничности физического развития детей по городским и сельским школам позволил выявить следующие особенности: у сельских мальчиков дисгармоничность физического развития обусловлена преимущественно дефицитом массы тела; у городских мальчиков в младших возрастных группах выявлен избыток массы тела; среди сельских девочек по сравнению с городскими чаще наблюдается дисгармоничность развития за счет дефицита массы тела (р < 0,01).
Анализ распределения школьников по индексу астении показал, что основное число обследованных мальчиков и девочек во всех возрастных группах принадлежало к мезоморфному типу, тогда как представителей брахи- и долихоморфического типов было меньше. Такое распределение во всех возрастных группах может свидетельствовать об устойчивости этих типов в онтогенезе.
С помощью корреляционного анализа установлена взаимосвязь показателей физического развития учащихся с социально-экономическими факторами проживания школьников: прямая средняя корреляционная зависимость показателей массы тела (у городских школьников - г = 0,31 и длины тела (как у городских, так и сельских детей - г = 0,62-0,68; р < 0,01) от месячного семейного дохода, обратная средняя корреляционная зависимость от числа детей в семье (г = -0,43 и г = -0,46; р < 0,01).
Дети из многодетных семей чаще отстают в физическом развитии от своих сверстников. При этом показатели физического развития (масса - г = -0,46; р < 0,0001 и длина тела - г = -0,43;
р < 0,0001) детей только сельских школ имели обратную корреляционную зависимость от количества детей в семье. Среди городских детей не выявлено подобной зависимости.
В результате проведенного многофакторного регрессионного анализа установлено, что наиболее значимыми факторами в формировании физического развития являются в порядке убывания: учебная нагрузка (в 2,8 раза), место проживания (в 2,5 раза), число детей в семье (в 2,4 раза), неблагоустроенность условий проживания (в 2,19 раза), месячный семейный доход (в 1,8 раза) (см. таблицу).
Кроме того, полученные данные позволяют сделать вывод, что при совокупном воздействии изученных социально-экономических и школьных факторов вероятность дисгармоничности физического развития увеличивается в 1,13 раза (К) и доля влияния этих факторов соответственно составляет 17% (Rsquare).
Обсуждение
Полученные данные о физическом развитии детей согласуются с результатами исследований монгольских и российских ученых и позволяют сделать вывод, что у детей школьного возраста Монголии, как и у детей других стран, наблюдается дисгармоничность физического развития, обусловленная дефицитом массы тела [10, 11]. При этом физическое развитие городских школьников по сравнению с сельскими сверстниками характеризуется достоверно более высокими значениями средних показателей длины, массы тела и окружности грудной клетки (р < 0,05), ранним (на 1-2 года) наступлением перекрестов роста и ростового скачка, а также меньшей распространенностью дисгармоничного физического развития. Вероятность риска формирования дисгармоничного физического развития у школьников, проживающих в сельской местности, в 2,5 раза выше по сравнению с их городскими сверстниками [12].
Заключение
Выявленные особенности физического развития школьников Монголии обусловлены преимущественно социально-экономическими факторами, характерными для сельской местности, и проявляются увеличением с возрастом числа детей с дисгармоничным физическим развитием, а также более низкими его параметрами у сельских детей по сравнению с городскими. Полученные результаты оценки факторов риска формирования дисгармоничного физического развития школьников дают возможность разработки адресных оздоровительных мероприятий. Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литер ату р а
1. Баранов А.А.Кучма В.Р., Скоблина Н.А., Милушкина Н.М., Бокарева Н.А. Основные закономерности морфофункционального развития детей и подростков в современных условиях. Вестник РАМН. 2012; (12): 35-40.
2. Баранов А.А, Кучма В.Р., ред. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Сборник материалов. Вып^1. М.: ПедиатрЪ; 2013
3. Скоблина Н.А., Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А. Современные тенденции физического развития детей и подростков. Здоровье населения и среда обитания. 2013; (8): 9-12.
4. Аджигеримова Г.С. Влияние некоторых социально-гигиенических факторов на состояние здоровья детей. Фундаментальные исследования. 2013; (5-2): 231-5.
5. Ермолаева С.В. Оценка физического развития и адаптивных возможностей организма школьников Ульяновской области. Гигиена и санитария. 2014; 93 (4): 90-3.
6. Рзянкина М.Ф., ред. Здоровье детей в образовательных учреждениях. Организация и контроль. Ростов-на-Дону: Феникс; 2005.
7. Воронцов И.М. Закономерности физического развития детей и методы его оценки: Учебно-методическое пособие. Ленинград: ЛПМИ; 1986.
8. Полякова А.Н., Селезнева Е.В., Денисова Н.Б., Михеева М.Г. Гигиеническая оценка средовых факторов образовательных учреждений.
Вестник Ивановской государственной медицинской академии. 2012; 17 (4): 73-4.
9. Бокарева Н.А., Милушкина О.Ю., Пивоваров Ю.П., Скоблина Н.А. Влияние организации образовательного процесса на физическое
развитие ребенка. Здоровье населения и среда обитания. 2015; (11): 17-9.
10. Флянку И.П. Морфологические показатели, характеризующие уровень физического развития школьников. Фундаментальные науки. 2015; (1): 154-8.
11. Лхагвасурэн А., Лхагвасурэн Г. Сравнительный анализ морфофунк-циональных показателей детей школьного возраста Монголии. Культура физическая и здоровье. 2013; (5): 105-13.
12 Мельник В.А. Влияние комплекса социально-биологических факторов на морфофункциональные показатели физического развития и половое созревание городских школьников. Курский научно-практический вестник « Человек и его здоровье». 2014; (2): 56-60.
References
1. Baranov A.A. Kuchma V.R., Skoblina N.A., Milushkina N.M., Bokareva N.A. The main mechanisms of morphofunctional development of children and adolescents in modern conditions. Vestnik RAMN. 2012; (12): 35-40. (in Russian)
2. Baranov A.A., Kuchma V.R., eds. Physical Development Children and Adolescents in Rossiiskoi Federatsii. Collection of Materials [Fiziches-koe razvitie detey i podrostkov Rossiyskoy Federatsii. Sbornik materi-alov]. Vol. 6. Moscow: Pediatr; 2013. (in Russian)
3 Skoblina N.A., Kuchma V.R., Milushkina O.Yu., Bokareva N.A. Current trends of physical development of children and adolescents. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2013; (8): 9-12. (in Russian)
4. Adzhigerimova G.S. Influence of some social-hygienic factors (risk fac-
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(12)
_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1201-1205
Original article
tors) on the state of health of children. Fundamental'nye issledovaniya. 2013; (5-2): 231-5. (in Russian)
5. Ermolaeva S.V. Evalution of physical development and adaptation capacities of the body of scholchildren in the Ulyanovsk Region. Gigiena i sanitariya. 2014; 93 (4): 90-3. (in Russian)
6. Rzyankina M.F., ed. The State of Health Childrens in Education Institutions. Organization and Control [Zdorov'e detey v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh. Organizatsiya i kontrol']. Rostov-na-Donu: Feniks; 2005 (in Russian)
7. Vorontsov I.M. Laws ofPhysical Development of Children and Methods of Evaluation: Textbook [Zakonomernosti fizicheskogo razvitiya detey i metody ego otsenki: Uchebno-metodicheskoe posobie]. Leningrad: LPMI; 1986. (in Russian)
8. Polyakova A.N., Selezneva E.V., Denisova N.B., Mikheeva M.G. Hygienic evaluation of insides school environment factors. Vestnik Ivanovskoy gosu-darstvennoy meditsinskoy akademii. 2012; 17 (4): 73-4. (in Russian)
9. Bokareva N.A., Milushkina O.Yu., Pivovarov Yu.P., Skoblina N.A. The influence of educational process on the physical development of scholchildren. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2015; (11): 17-9. (in Russian)
10. Flyanku I.P. Morphological indexes, characterizing level of physical development of schoolboys. Fundamental'nye nauki. 2015; (1): 154-8. (in Russian)
11. Lkhagvasuren A., Lkhagvasuren G. Comparative analisis morphofunctional indices of school children Mongolia. Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2013; (5): 105-13. (in Russian)
12. Mel'nik V.A. Influence of social and biological factors on the morpho-functional parameters physical development and pubescence of urban schoolchildren. Kurskiy nauchno-prakticheskiy vestnik "Chelovek i ego zdorov'e". 2014; (2): 56-60. (in Russian)
Поступила 15.06.16 Принята к печати 04.10.16
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 614.7:616.441-008.921.5-008.64-053.2
Савченков М.Ф.1, Ефимова Н.В.2, Мануева Р. С.1, Николаева Л.А.1, Шин Н.С.1
ПАТОЛОГИЯ ЩИТОВИДНОЙ ЖЕЛЕЗЫ У ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ПРИ СОЧЕТАННОМ ВОЗДЕЙСТВИИ ДЕФИЦИТА ЙОДА И ФТОРИСТОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
1ГБОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» Минздрава России, 665003, Иркутск; 2ФГБНУ «Восточно-Сибирский институт медико-экологических исследований», 665827, Ангарск
В статье представлены результаты изучения влияния дефицита йода и техногенного фтора на состояние щитовидной железы детей. На примере двух районов Братска проведены динамические исследования (2002 и 2012 гг.), включающие оценку загрязнения соединениями фтора атмосферного воздуха и почвы, уровня поступления йода в организм, клиническое обследование детей 5-7 лет и интервьюирование их родителей. В ходе медицинского осмотра проведены: физикальное обследование педиатром, эндокринологом, ультразвуковое исследование щитовидной железы, определение гормонов в сыворотке крови радиоиммунным методом, определение экскреции с мочой фтора и йода. Концентрации фтористого водорода и твердых фторидов в атмосферном воздухе привели к аккумуляции фторид-иона в почве. Установлено, что количество йода, поступающего с питьевой водой и продуктами питания, обеспечивает лишь 37,5-50% суточной потребности в йоде. Повышенное содержание фторид-иона в моче и молочных зубах у детей ассоциировано с концентрациями фторсодержащих примесей в атмосферном воздухе и почве. Установлено, что фтористые загрязнения увеличивают на фоне природного дефицита йода частоту функциональных и морфологических нарушений щитовидной железы детей.
Ключевые слова: дефицит йода; фтор; загрязнение атмосферного воздуха; здоровье; дети; щитовидная железа.
Для цитирования: Савченков М.Ф., Ефимова Н.В., Мануева Р.С., Николаева Л.А., Шин Н.С. Патология щитовидной железы у детского населения при сочетанном воздействии дефицита йода и фтористого загрязнения окружающей среды. Гигиена и санитария. 2016; 95(12): 1201-1205. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-12-1201-1205
Savchenkov M.F.1, Efimova N. V2, Manueva R.S.1, Nikolaeva L.A.1, Shin N.S.1
THYROID GLAND PATHOLOGY IN CHILDREN POPULATION EXPOSED TO THE COMBINATION OF IODINE DEFICIENCY AND FLUORIDE POLLUTION OF ENVIRONMENT
Irkutsk State Medical University, Irkutsk 665003, Russian Federation;
2East-Siberian Institute of medical and environmental research, Angarsk, 665827, Russian Federation
The article presents results of study of the impact of iodine deficiency and technogenic fluoride on the state of the thyroid gland in children. On the example of two districts of the city of Bratsk there were executed dynamic investigations (2002 и 2012), including the estimation of the pollution of ambient air and soil by fluorine compounds, levels of iodine intake by the body, the clinical examination of children aged from 5 to 7 years d and interviewing of their parents. In the course of the medical examination there were executed: physical examination by the pediatrician, endocrinologist, ultrasound examination of the thyroid gland, the determination both of serum hormone content by radioimmunoassay and urinary excretion offluorine and iodine. Concentrations of hydrogen fluoride and a solidfluorides in ambient air