Научная статья на тему 'Медико-социальные аспекты заболеваемости в детском возрасте'

Медико-социальные аспекты заболеваемости в детском возрасте Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
214
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научная мысль Кавказа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФАКТОРЫ РИСКА / ДЕТСКАЯ ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / НЕРАВЕНСТВО В ЗДОРОВЬЕ / RISK FACTORS / MORBIDITY OF CHILDREN / INEQUALITY IN HEALTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Амлаев Карэн Робертович, Зафирова Василиса Баисиевна, Узденов Ислам Магометович, Третьяков Андрей Александрович

В статье представлены данные, характеризующие заболеваемость, смертность и инвалидность в детском возрасте. Описаны факторы риска заболеваемости в детском возрасте. Указывается на наличие барьеров на пути использования услуг здравоохранения (проблема доступности, приемлемости, культурных и традиционных предпочтений, уверенности в качестве услуг, повышения осведомленности и знаний о здоровье) является сложной задачей. Приводятся данные об эффективности работы комплексных, регулярных выездных групп для увеличения охвата медицинскими услугами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Амлаев Карэн Робертович, Зафирова Василиса Баисиевна, Узденов Ислам Магометович, Третьяков Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Medical and Social Aspects of Morbidity in Childhood

The article is devoted to the review of data on morbidity, mortality and disability in childhood. It is noted that unfavorable social and economic processes affect health of children from poor families. According to the Scientific Center of Children's Health (RAMS), 30 % of children under 6 years are not ready to learn. Half of pupils have disorders in support-motor apparatus, one third in the cardiovascular and respiratory systems, 70 % of children have hypodynamia. By graduation every second child has disorders in support-motor apparatus. It is stated that the worst health and the most significant growth of (1,5 times) morbidity occurs in the age group of 15-17 years. As a result, only 10 % of teenagers and pupils can be considered healthy; 50 % have functional deviations, 40 % of individuals have chronic pathology. It is found that first ranking places by frequency of diseases among Russian children take diseases of: blood and blood-forming organs 32 %; endocrine system 31 %; supportmotor apparatus 26.5 %; digestive diseases 24.7 %; and circulatory system 24 %. The number of children with persistent disorders in health is increasing. For the last decade, childhood disability increased by 4 times in Russia. Congenital malformations, diseases of the nervous system and mental disorders take leading place in the structure of the primary childhood disability. Among the diseases of nervous system the main cause of child disability is cerebral palsy (CP), the prevalence of which is 2-2.5 cases per 1000 children. The deterioration of the environmental situation is another important risk factor. In many cities of Russia, the level of air pollution 5 times exceeds the maximum permissible concentration, which leads to the development (1.8 times more often) of respiratory diseases among children. Overcoming barriers to the use of health services (the problem of accessibility, acceptability, cultural and traditional preferences, trust in quality of services, promotion of knowledge of health) is challenging. There is data of effectiveness of comprehensive, regular outreach teams to increase health services coverage.

Текст научной работы на тему «Медико-социальные аспекты заболеваемости в детском возрасте»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ МЕДИЦИНЫ

УДК 616-053.2

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ

В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ

К.Р. Амлаев, В.Б. Зафирова, И.М. Узденов, А.А. Третьяков

Дети и подростки, как и взрослые, имеют полное право на "наивысший достижимый уровень о закреплено в Конвенции о правах ребенка [1]. В связи с этим обеспечение возможностей жизни детей в семьях, здоровой среде обитания является важной задачей государства [2]. Между тем постпереходный период в России сопровождается негативными демографическими сдвигами, что проявляется в ухудшении здоровья детей и подростков [3]. В большей степени неблагоприятные социально-экономические процессы сказались на состоянии здоровья детей из бедных семей. Вызывает беспокойство прогрессирующее ухудшение здоровья школьников, что проявляется увеличением числа хронических болезней, негативной динамикой индикаторов физического развития, возрастанием частоты нервно-психических заболеваний и другой патологии [4, 5].

Принимая во внимание, что в короткий временной промежуток ослабить негативное

Амлаев Карэн Робертович - доктор медицинских наук, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения Ставропольского государственного медицинского университета, главный врач Городского центра медицинской профилактики города Ставрополя, 355047, г Ставрополь, ул. Макарова, 26, e-mail: [email protected], т. 8(8652)383894;

Зафирова Василиса Баисиевна - кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры организации здравоохранения, экономики и социальной работы Ставропольского государственного медицинского университета, 355017, г. Ставрополь, ул. Мира, 310.

Узденов Ислам Магометович - соискатель общественного здоровья и здравоохранения Ставропольского государственного медицинского университета, врач-эксперт Главного бюро медико-социальной экспертизы по Карачаево-Черкесской Республике, 369000, КЧР, г Черкесск, ул. Международная 154,

Третьяков Андрей Александрович - соискатель той же кафедры.

влияние социально-экономических детерминант здоровья не представляется возможным, следует все усилия направить на программы оздоровления детей [6].

Требует скорейшего решения задача по повышению качественных показателей, характеризующих состояние здоровья детей и подростков, от которого будет зависеть репродуктивный, интеллектуальный, трудовой и военный потенциал Российской Федерации [7]. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, 30 % детей в возрасте 6 лет не готовы к обучению. У половины школьников имеются нарушения в деятельности опорно-двигательной системы, у трети -в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, у 70 % определяется гиподинамия [8]. К окончанию школы каждый второй ребенок имеет нарушения опорно-двигательного аппарата [9].

Известно, что главный показатель состояния здоровья дошкольников - физическое

Karen Amlaev - Stavropol State Medical University, City Centre for Medical Prevention city of Stavropol, 26, Makarova Street, Stavropol, 355047, e-mail: kum672002@ mail.ru, tel. +7(8652)383894;

Vasilisa Zafirova - Department of Health Organization, the economic and social work at the Stavropol State Medical University, 310, Mira Street, Stavropol, 355017;

Islam Uzdenov - Stavropol State Medical University, Main Bureau of Medical and Social Expertise in the Karachay-Cherkess Republic, 154, Mezhdunarodnaya Street, Cherkessk, 369000;

Andrey Tretyakov - Stavropol State Medical University, Stavropol.

развитие, которое определяется экологическими и социально-гигиеническими условиями жизни, регулируется биологическими законами и находится под влиянием окружающей среды [10].

Динамическое наблюдение за детьми показало, что "самое плохое здоровье и наиболее значительный рост (в 1,5 раза) заболеваемости наблюдаются в возрастной группе лиц 15-17 лет. Среди подростков, школьников, здоровыми могут считаться только 10 %, функциональные отклонения имеют 50 %, хроническую патологию - 40 % лиц" [10]. Ученые регистрируют снижение показателей физического развития и гармоничности у детей всех возрастных групп. Симптомы замедления физического развития начали регистрироваться в конце двадцатого века, когда дефицит массы тела, уменьшение параметров тела, дисгармоничное физическое развитие, нарушение осанки, сколиоз, снижение силовых показателей, а также сдвиг сроков первых регул у девочек на более поздний возраст приняли массовый характер [11].

Большинство авторов подчеркивает сочетание различной патологии (коморбидность) у детей, а также воздействие на нее негативных факторов антенатального периода [7,12].

Первые рейтинговые места у российских детей по частоте у болезней крови и кроветворных органов - 32 %; болезней эндокринной системы - 31 %; болезней костно-мы-шечной системы - 26,5 %; болезней органов пищеварения - 24,7 %; болезней системы кровообращения - 24 % [13].

В практике педиатра вегето-сосудистая дистония (ВСД) встречается с частотой от 12 до 25 %, а у школьников - от 7,1 до 43,7 %. Её причинами чаще всего является перинатальная патология нервной системы, повреждения вегетативных нервных центров [14]. У детей с перинатальной патологией вегетативная дисфункция регистрируются с периода новорожденности, для нее характерно преобладание симпатической активности. Притом, что процент детей с перинатальной патологией в РФ равен 24 % [15].

Частыми у детей являются синдромы поражения соединительной ткани. Генерализованный характер поражения соединительной ткани у детей характеризуется также вовлечением в патологический процесс системы гемостаза и репродуктивной системы. Это требует того, чтобы дети из группы высокого риска

по неблагоприятному течению антенатального периода с признаками недостаточности соединительной ткани с рождения должны наблюдаться дифференцированно [16,17].

Уже при профилактических осмотрах у детей могут быть диагностированы тревожные расстройства. Дети могут предъявлять жалобы на головную боль, головокружение, боли в животе или распространенные боли. Для оценки развития симптомов и факторов, их усугубляющих, следует изучить время возникновения физических, психологических и поведенческих симптомов, по данным, как ребенка, так и их родителей [18,19].

В настоящее время имеется значительное число научно-обоснованных методов лечения детей и подростков с психическими расстройствами, эффективность которых подтверждена в рандомизированных контролируемых испытаниях [20-24].

Во всем мире травмы признаются серьезной проблемой общественного здравоохранения, являясь основной причиной смерти в возрасте 1 - 45 лет и важной причиной инвалидности [25]. Количество пострадавших от тяжелых травм быстро растет в связи с существенным улучшением помощи при травмах и смещения акцента последствий травмы со смерти на инвалидность, что имеет место и в детской популяции [26]. Воздействие загрязнения воздуха также оказывает негативное влияние на здоровье детей и подростков, живущих вокруг промышленной зоны, увеличивая риск респираторных заболеваний, таких как астма [27].

На долю часто болеющих детей приходится до 60 % всех регистрируемых заболеваний детского и подросткового населения. Часто болеющие дети - чрезвычайно разнообразная по составу группа, у них не всегда удается выявить характерные изменения со стороны основных показателей иммунной системы, даже при наличии респираторной патологии [28]. Основную группу нозологий у данных детей составляют грипп и другие острые респираторные заболевания, которые чаще всего встречаются в возрасте первых 6-7 лет жизни [29, 30]. При этом единого мнения о тактике выбора реабилитационных воздействий и об оценке их эффективности у часто болеющих детей не существует [31].

По оценке ВОЗ, число детей со стойкими нарушениями в состоянии здоровья постоянно возрастает, в РФ за последнее деся-

тилетие показатель детской инвалидности вырос в 4 раза [32]. Ведущие места в структуре первичной детской инвалидности занимают врожденные аномалии развития, болезни нервной системы и психические расстройства. Среди заболеваний нервной системы главной причиной детской инвалидности является детский церебральный паралич (ДЦП), распространенность которого составляет 2-2,5 случая на 1000 детей [33]. Церебральный паралич не вылечивается, однако своевременное и правильное восстановительное лечение способно привести к значительному улучшению функций, нарушенных болезнью. В настоящее время имеются программы реабилитации, учитывающие возможности, потребности и проблемы ребенка. Основной целью реабилитации при церебральном параличе является адаптация больного человека в социуме и его полноценная активная жизнь [34]. Лечебная физкультура при ДЦП направлена на максимальное развитие имеющихся двигательных способностей пациента и компенсацию имеющихся двигательных нарушений с помощью технических средств реабилитации [35], а логопедия призвана изменить качество жизни ребенка с ДЦП путем создания возможностей для социализации [36].

Большую роль в развитии инфекционных и неинфекционных заболеваний имеют факторы риска, причем максимальное влияние на здоровье детей оказывает сочетание экологических и социальных факторов [37], которое больше всего вызывает патологию систем пищеварения, эндокринной, кровообращения, мочеполовой, костно-мышечной, а также злокачественные новообразования [38, 39].

Среди социальных факторов одно из ведущих мест занимает бедность, она ассоциируется с плохими жилищными условиями, плохим качеством воды, отсутствием надлежащих санитарных условий, недоеданием и низкой грамотностью, что ведет к высокой детской и материнской смертности [40, 41]. Большинство детей с инвалидностью также живут в странах с низким и средним уровнем доходов [42].

Наиболее часто сталкиваются с бедностью мигранты [43]. Перемены уклада жизни, социального статуса вызывают хронический стресс, а он в свою очередь ведет к, психической патологии, употреблению наркотиков или алкоголя [44].

Установлены корреляции между бедностью в детстве и плохой академической

успеваемостью в школе, плохим здоровьем, подростковой беременностью и ранними абортами, наркотической зависимостью и токсикоманией, антисоциальным поведением, низким уровнем доходов, безработицей и нуждаемостью в социальной поддержке. Доказано, что бедность влияла на отставание в учебе и увеличивала риск развития делинквент-ности поведения [45]. Дети из бедных семей реже посещают кружки, спортивные секции, мало читают или имеют другие увлечения, предоставлены сами себе без присмотра взрослых [41]. Плохое питание в детском возрасте приводит к отставанию физического развития и когнитивных функций, однако повышенная калорийность пищи ведет к формированию избыточной массы тела и ожирения. Сформировавшийся нездоровый стиль питания сохраняется всю жизнь [41].

У детей из бедных семей также выше вероятность получения бытовых и дорожно-транспортных травм [46]. Другой серьезной проблемой является насилие в семье, что ведет к возникновению необратимых физических, психологических и поведенческих изменений [47]. Последствия жестокого и пренебрежительного обращения с детьми касаются всех секторов общества [48].

Психические расстройства у детей являются результатом сочетания генетических и средовых факторов. Дети из беднейших семей имеют психические расстройства в 3 раза чаще, чем их сверстники из более благополучных семей. Риск развития болезней у жителей крупных городов в 2 раза выше, чем у жителей небольших населенных пунктов [49].

Другим серьезным фактором риска является ухудшение экологической ситуации. Более половины населения проживает в населенных пунктах, где качество атмосферного воздуха не соответствует гигиеническим нормативам. Во многих городах России уровень загрязнения атмосферного воздуха превышает предельно допустимую концентрацию в 5 раз, что приводит к развитию болезней органов дыхания у детей в 1,8 раза больше. Негативные экологические факторы, вызывая соматическую патологию, приводят к ухудшению нервно-психического статуса детей [50].

Территория проживания может создать серьезные проблемы в оказании медицинских услуг. Барьеры на пути использования услуг здравоохранения были разделены учеными

на проблемы доступности, приемлемости, культурных и традиционных предпочтений, уверенности в качестве услуг, повышения осведомленности и знаний о здоровье. Предоставление качественных медицинских услуг населению является сложной задачей [51]. Улучшение транспортной доступности является признанным средством для обеспечения своевременности доступа, кроме того, есть свидетельства о преимуществах работы комплексных, регулярных выездных групп для увеличения охвата медицинскими услугами [52, 53]. Исследования подтвердили, что расстояние до медицинских учреждений является важным, особенно в условиях отсутствия транспорта [54, 55].

ЛИТЕРАТУРА

1. Конвенция о правах ребенка. М.: ИНФРА-М, 2003. 24 с. C. 2-4.

2. Европейская стратегия "Здоровье и развитие детей и подростков" // Европейский региональный комитет, Бухарест, 12-15 сентября 2005 г. Бухарест, 2005. С. 24.

3. Баранов А.А., Щеплягина Л.А., Ильин А.Г., Кучма В.Р. Состояние здоровья детей как фактор национальной безопасности // Российский педиатрический журнал. 2005. № 2. C. 4-8.

4. Ильин А.Г., Агапова Л.А. Функциональные возможности организма и их значение в оценке состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария. 2000. № 5. С. 43-46.

5. Онищенко Г.Г. Социально-гигиенические проблемы состояния здоровья детей и подростков // Гигиена и санитария. 2001. № 5. С. 7-11.

6. Косницкая Е.А., Транковская Л.В. Обоснование необходимости реабилитационных мероприятий в современной школе // Тез. межрег. науч.-практ. конф. "Проблемы реабилитации и восстановительного лечения детей и подростков на Дальнем Востоке". Владивосток, 2003. Т. 3. С. 92-93.

7. Баранов А.А., Щеплягина Л.А. Фундаментальные и прикладные исследования по проблеме роста и развития детей и подростков // Российский педиатрический журнал. 2000. № 5. С. 5-13.

8. Онищенко Г.Г. Стратегия обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в условиях социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 года // Гигиена и санитария. 2002. № 2. С. 3-14.

9. Винокурова И.В., Литовченко О.Г. Состояние здоровья детей и подростков в образовательных учреждениях города Сургута // Краткие сообщения. Успехи современного естествознания. 2005. № 8. С. 67-69.

10. Даутов Ф.Ф., Лысенко А.И., Яруллин А.Х. Влияние факторов окружающей среды на физическое

развитие детей дошкольного возраста // Гигиена и санитария. 2001. № 6. С. 49-51.

11. Мозжухина Л.И., Черная Н.Л., Шубина Е.В., Иванова И.В., Широкова Т.Ю., Павлова М.А. Оценка здоровья детей // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2003. № 4. С. 3-7.

12. Ямпольская Ю.А. Оценка физического развития школьников Москвы в последние десятилетия // Вестник РАМН. 2003. № 6. С. 10-13.

13. Милушкина О.Ю. Состояние здоровья и санитарно-эпидемиологическая характеристика условий воспитания и обучения детей и подростков в Российской Федерации // Здоровье населения и среда обитания. 2003. № 9. С. 1-2.

14. Панков Д.Д., Румянцев А.Г., Генералов В.О. Вегетососудистая дистония у подростков как проявление дисморфогенеза // Российский педиатрический журнал. 2001. № 1. С. 39-41.

15. Семенова К.А. Восстановительное лечение детей с перинатальным поражением нервной системы и детским церебральным параличом. М.: Закон и порядок, 2007. 616 с.

16. Вельтищев Ю.Е., Царегородцев А.Д., Казанцева Л.З. Прогресс генетики и его значение для педиатрии // Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2001. № 5. С. 6-11.

17. Сафонов А.Б., Сергеев В.Н. Лечебно-профилактические аспекты метаболической терапии хронических неинфекционных заболеваний // Педиатрия. 2002. № 3. С. 92-98.

18. Krystal J.H., Tolin D.F., Sanacora G. Neuroplasticity as a target for the pharmacotherapy of anxiety disorders, mood disorders, and schizophrenia // Drug. Discov. Today. 2009. № 14. P. 690-697.

19. Pine D.S., Guyer A.E., Leibenluft E. Functional magnetic resonance imaging and pediatric anxiety // J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry. 2008. Dec. № 47. P. 1217-1221.

20. Beidas R.S., Kendall P.C. Training therapists in evidence-based practice: a critical review of studies from a systems-contextual perspective // Clinical Psychology: Science Practice. 2010. № 8. P. 1-30. doi: 10.1111/j.1468-2850.2009.01187.x.

21. Fixsen D.L., Naoom S.F., Blase K.A., Friedman R.M., Wallace F. Implementation research: a synthesis of the literature. FMHI publication No. 231. Tampa, FL: The National Implementation Research Network, 2005. 125 pp.

22. Gonsalvez C.J., Milne D.L. Clinical supervisor training in Australia: a review of current problems and possible solutions. Australian Psychol. 2010. № 8. P. 233-242.

23. Herschell A.D., Kolko D.J., Baumann B.L., Davis A.C. The role of therapist training in the implementation of psychosocial treatments: a review and critique with recommendations // Clinical Psychology Review. 2010. № 8. P. 448-466. doi: 10.1016/j.cpr.2010.02.005

24. Schoenwald S.K., Mehta T.G., Frazier S.L., Shernoff E.S. Clinical supervision in effectiveness and implementation research. Clin Psychol Sci Pract. 2013. № 8. P. 44-59. doi: 10.1111/cpsp.12022.

25. Haagsma J.A., van Beeck E.F., Polinder S., Hoeymans N., Mulder S., Bonsel G.J. Novel empirical disability weights to assess the burden of non-fatal injury // Inj Prev. 2008. № 14(1). P. 5-10. doi: 10.1136/ip.2007.017178.

26. Derrett S., Black J., Herbison G.P. Outcome after injury-a systematic literature search of studies using the EQ-5D // J. Trauma. 2009. № 67(4). P. 883-890. doi: 10.1097/TA.0b013e3181ae6409.

27. Ripabelli G.L., Tamburro М., Sammarco МХ., dе Laurentis G., Bianco А. Asthma prevalence and risk factors among children and adolescents living around an industrial area: a cross-sectional study. BMC Public Health. 2013 Nov. № 4(13). P. 1038. doi: 10.1186/1471-2458-13-1038.

28. Романченко Е.А. Оздоровительный комплекс иммунокорригирующего действия в группе часто болеющих пациентов острыми респираторными заболеваниями // Тез. Межрег. науч.-практ. конф. "Проблемы реабилитации и восстановительного лечения детей и подростков на Дальнем Востоке". Владивосток, Т. 3. 2003. С. 96.

29. Заплатников А.Л. Клинико-патогенетическое обоснование иммунотерапии и иммунопрофилактики вирусных и бактериальных заболеваний у детей: Автореф. дис. ... д-ра мед. наук. М., 2003. 34 с.

30. Самсыгина Г.А., Коваль Г.С. Проблемы диагностики и лечения часто болеющих детей на современном этапе // Педиатрия. 2010. Т. 89. № 2. С. 137-145.

31. Намазова Л.С., Ботвиньева В.В., Торшхое-ва Р.М., Тагизаде Т.Г., Таранушенко Т.Е. Лечение и профилактика острых респираторных инфекций у часто болеющих детей, проживающих в мегаполисах // Детские инфекции. 2007. № 2. С. 49-52.

32. Чепель Т.В., Аристова Г.А., Яковлева Р.Н. Реабилитация детей-инвалидов: реальность и перспективы // Тез. Межрег. науч.-практ. конф. "Проблемы реабилитации и восстановительного лечения детей и подростков на Дальнем Востоке". Т. 3. Владивосток, 2003. С. 98.

33. Johnson Ann. Prevalence and characteristics of children with cerebral palsy in Europe // Developmental med. child neurol. 2002. Vol. 44 (9). P. 633-640.

34. Батышева Т.Т., Быкова О.В., Виноградов А.В. Детский церебральный паралич - современные представления о проблеме (обзор литературы) // Русский медицинский журнал. Неврология. Психиатрия. 2012. Т. 20. № 8. С. 401-405.

35. Steultjens E., Dekker J., Bouter L.M. et al. Occupational therapy for children with cerebral palsy: a systematic review // Clin. Rehabil. 2004. Vol. 2. № 18(1). P. 1-14.

36. Smith M., Sandberg A.D., Larsson M. Reading and spelling in children with severe speech and

physical impairments: a comparative study // Int. J. Lang. Commun. Disord. 2009. Vol. 44(6). P. 864-882.

37. Сухарев А.Г., Михайлова С.А. Состояние здоровья детского населения в напряженных экологических и социальных условиях // Гигиена и санитария. 2004. № 1. С. 47-51.

38. Ермолаева С.В., Каменёк В.М., Горбунов В.И. Особенности влияния экологически и социально напряженных условий на состояние здоровья детей Ульяновской области // Экология детства. Экология человека. 2007. № 5. С. 29-33.

39. Соков С.Л., Пляскина И.В. Центральный регион России: состояние здоровья детей и подростков // Кафедра медицины катастроф Российского университета дружбы народов. 2009. № 1. С. 112-114.

40. Амлаев К.Р., Курбатов А.В. Современное состояние проблемы неравенства в здоровье (обзор) // Профилактическая медицина. 2012. № 1. С. 10-15.

41. Одиннадцатая общая программа работы на 20062015 гг. Доклад секретариата ВОЗ. Исполнительный комитет eb117/16. 12 декабря 2005 г. С. 44.

42. Simkiss D.E., Blackburn C.M., Mukoro F.O., Read J.M., Spencer N.J. Childhood disability and socio-economic circumstances in low and middle income countries: systematic review // BMC Pediatr., 2011. Dec. № 21(11). P. 119.

43. МакКей Л., Мацинтайер С., Эллавей А. Миграция и здоровье: обозрение международной литературы. Совет по медицинским исследованиям. Отделение общественных наук и наук об общественном здравоохранении. Непериодическая серия, выпуск 12. Гласгоу, 2003.

44. Миграция, путь к бедности? 3-й доклад по изучению проблем бедности в Европе. Брюссель, 2006. С. 102.

45. Pagani L., Boulerice B., Vitaro F. Effects of poverty on academic failure and delinquency in boys: a change and process model approach // J. of Child Psychology and Psychiatry. 1999. № 40. P. 1209-1219.

46. Пиньейру П.С. Доклад независимого эксперта для проведения исследования ООН по вопросу о насилии в отношении детей. Нью-Йорк: ООН, 2006. С. 40.

47. Global initiative to end all corporal punishment of children. Global Summary of the Legal Status of Corporal Punishment of Children, 2014. Доступно на: http: http://www.endcorporalpunishment.org/pages/ pdfs/reports/Special %20Report %20Sweden.pdf

48. Implementing the recommendations of the World Report on Violence and Health. Report of the World Health Assembly (WHA56.24), FiftyBsixth World Health Assembly. Geneva: WHO, 2003.

49. Kaplan G.A., Turrell G., Lynch J.W. Childhood socioeconomic position and cognitive function in adulthood // Int. J. of Epidemiology. 2001. № 30. P. 256-263.

50. Климова Т.В. Взаимосвязь различных экзогенных факторов среды и состояния здоровья детей

старшего дошкольного возраста // Медицинские науки. Фундаментальные исследования. Новосибирск, 2005. № 5. С. 17-20.

51. Darmstadt G., Bhutta Z., Cousens S., Adam.T., Walker N., de Bernis L. Evidence-based, cost-effective interventions: how many newborn babies can we save? // Lancet. 2005. № 365. P. 977-988.

52. Dickerson T., Crookston B., Simonsen S.E., Sheng X., Samen A. Pregnancy and Village Outreach Tibet: a descriptive report of a community- and home-based maternal-newborn outreach program in rural Tibet // J. Perinat. Neonatal Nurs. 2010. № 24. P. 113-127.

53. Vijayaraghavan M., Martin R.M., Sangrujee N., Kimani G.N., Oyombe S., Kalu A. Measles supplemental immunization activities improve measles vaccine coverage and equity: Evidence from Kenya, 2002. Health Poli. 2007. № 83. P. 27-36.

54. Ortayli N., Malarcher S. Equity analysis: identifying who benefits from family planning programs. Stud Fam Plann. 2010. № 41. P. 101-108.

55. Thomsen S., Hoa D.T., Malqvist M., Sanneving L., Saxena D., Tana S., Yuan B., Byass P. Promoting equity to achieve maternal and child health // Reprod Health Matter. 2011. № 19. P. 176-182.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Konventsiya o pravakh rebenka [The Convention on the rights of the child]. Moscow, NFRA-M, 2003, 24 p., pp. 2-4.

2. Evropeyskaya strategiya "Zdorov'e i razvitie detey i pod-rostkov" [European strategy "the Health and development of children and under-shoots"]. In: Evropeyskiy regional'nyy komitet [European regional Committee], Bucharest, 2005, p. 24.

3. Baranov A.A., Shcheplyagina L.A., Il'in A.G., Kuchma V.R. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal, 2005, № 2, pp. 4-8.

4. Il'in A.G., Agapova L.A. Gigiena i sanitariya, 2000, № 5, pp. 43-46.

5. Onichenko G.G. Gigiena i sanitariya, 2001, № 5, pp. 7-11.

6. Kosnitskaya E.A., Trankovskaya L.V. Obosnovanie neobkhodi-mosti reabilitatsionnykh meropriyatiy v sovremennoy shkole [Justification for the need of rehabilitation measures in the modern school.]. In: Tezisy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferen-tsii "Problemy reabilitatsii i vosstanovitel'nogo lecheniya detey i podrostkov na Dal'nem Vostoke" [Proc. Interreg. Sci.-Prac. conf. "The problem of rehabilitation and restorative treatment of children and adolescents in the far East"]. Vol. 3. Vladivostok, 2003, pp. 92-93.

7. Baranov A.A., Shcheplyagina L.A. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal, 2000, № 5, pp. 5-13.

8. Onishchenko G.G. Gigiena i sanitariya, 2002, № 2, pp. 3-14.

9. Vinokurova I.V., Litovchenko O.G. Kratkie soob shcheniya. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya, 2005, № 8, pp. 67-69.

10. Dautov F.F., Lysenko A.I., Yarullin A.Kh. Gigiena i sanitariya, 2001, № 6, pp. 49-51.

11. Mozzhukhina L.I., Chernaya N.L., Shubina E.V., Ivanova I.V., Shirokova T.Yu., Pavlova M.A. Problemy sotsial'noy gigieny, zdravookhraneniya i istorii meditsiny, 2003, № 4, pp. 3-7.

12. Yampol'skaya Yu.A. Vestnik RAMN, 2003, № 6, pp. 10-13.

13. Milushkina O.Yu. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya, 2003. № 9, pp. 1-2.

14. Pankov D.D., Rumyantsev A.G., Generalov V.O. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal, 2001, № 1, pp. 39-41.

15. Semenova K.A. Vosstanovitel'noe lechenie detey s perinatal'nym porazheniem nervnoy sistemy i detskim tserebral'nym paralichom [Rehabilitation of children with Perina-other aspects of Central nervous system and cerebral palsy]. Moscow, Law and order, 2007, 616 p.

16. Vel'tishchev Yu.E., Tsaregorodtsev A.D., Kazantseva L.Z. Ros-siyskiy vestnik perinatologii i pediatrii, 2001, № 5, pp. 6-11.

17. Safonov A.B., Sergeev V.N. Pediatriya, 2002, № 3, pp. 92-98.

18. Krystal J.H., Tolin D.F., Sanacora G. Drug. Discov. Today, 2009, № 14, pp. 690-697.

19. Pine D.S., Guyer A.E., Leibenluft E. J. Am. Acad. Child Adolesc. Psychiatry, 2008, Dec., № 47, pp. 1217-1221.

20. Beidas R.S., Kendall P.C. Clinical Psychology: Science Practice, 2010, № 8, pp. 1-30. doi: 10.1111/j.1468-2850.2009.01187.x.

21. Fixsen D.L., Naoom S.F., Blase K.A., Friedman R.M., Wallace F. Implementation research: a synthesis of the literature. FMHI publication № 231. Tampa, FL, The National Implementation Research Network, 2005,125 p.

22. Gonsalvez C.J., Milne D.L. Australian Psychol, 2010, № 8, pp. 233-242.

23. Herschell A.D., Kolko D.J., Baumann B.L., Davis A.C. Clinical Psychology Review, 2010, № 8, pp. 448-466. doi: 10.1016/j.cpr.2010.02.005

24. Schoenwald S.K., Mehta T.G., Frazier S.L., Shernoff E.S. Clin. Psychol. Sci. Pract., 2013, № 8, pp. 44-59. doi: 10.1111/cpsp.12022.

25. Haagsma J.A., van Beeck E.F., Polinder S., Hoeymans N., Mulder S., Bonsel G.J. Inj Prev., 2008, № 14(1), pp. 5-10. doi: 10.1136/ip.2007.017178.

26. Derrett S., Black J., Herbison G.P. J. Trauma, 2009, № 67(4), pp. 883-890. doi: 10.1097/ TA.0b013e3181ae6409.

27. Ripabelli G.1., Tamburro M., Sammarco M.L., de Laurentis G., Bianco A. BMC Public Health. 2013, Nov., № 4(13), p. 1038. doi: 10.1186/1471-2458-131038.

28. Romanchenko E.A. Ozdorovitel'nyy kompleks immunokorrigiruyushchego deystviya v gruppe chasto boleyushchikh patsientov ostrymi respiratornymi zabolevaniyami [Recreation complex immunocore

lapsed actions often ill patients acute mi respiratory diseases]. In: Tezisy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Problemy reabilitatsii i vosstanovitel'nogo lecheniya detey i podrostkov na Dal'nem Vostoke" [Proc. Interreg. Sci.-Prac. conf. "The problem of rehabilitation and restorative treatment of children and adolescents in the far East"]. Vol. 3. Vladivostok, 2003, p. 96.

29. 3an^aTHHKOB A... Zaplatnikov A.L. Kliniko-pa-togeneticheskoe obosnovanie immunoterapii i immu-noprofilaktiki virusnykh i bakterial'nykh zabolevaniy u detey. Avtoref. dis. ... d-ra med. nauk [linical and pathogenetic rationale for immunotherapy and im-munoprophylaxis of virus and bacterium diseases in children. A thesis submitted for the degree of Doctor of Medicine]. Moscow, 2003, 34 c.

30. Samsygina G.A., Koval' G.S. Pediatriya, 2010, vol. 89, № 2, pp. 137-145.

31. Namazova L.S., Botvin'eva V.V., Torshkhoeva R.M., Tagizade T.G., Taranushenko T.E. Detskie infektsii, 2007, № 2, pp. 49-52.

32. Chepel' T.V., Aristova G.A., Yakovleva R.N. Reabilitatsiya detey - invalidov: real'nost' i perspektivy [Rehabilitation of children with disabilities: reality and prospects]. In: Tezisy mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Problemy reabilitatsii i vosstanovitel'nogo lecheniya detey i podrostkov na Dal'nem Vostoke" [Proc. Interreg. Sci.-Prac. conf. "The problem of rehabilitation and restorative treatment of children and adolescents in the far East"]. Vol. 3. Vladivostok, 2003, № 3, p. 98.

33. Johnson Ann. Developmental med. child neurol., 2002, vol. 44 (9), pp. 633-640.

34. Batysheva T.T., Bykova O.V., Vinogradov A.V. Russkiy medi-tsinskiy zhurnal. Nevrologiya. Psikhiatriya, 2012, vol. 20, no 8, pp. 401-405.

35. Steultjens E., Dekker J., Bouter L.M. et al. Clin. Rehabil., 2004, vol. 2, № 18(1), pp. 1-14.

36. Smith M., Sandberg A.D., Larsson M. Int. J. Lang. Commun. Disord., 2009, vol. 44(6), pp. 864-882.

37. Sukharev A.G., Mikhaylova S.A. Gigiena i sanitariya, 2004, № 1, pp. 47-51.

38. Ermolaeva S.V., Kamenek V.M., Gorbunov V.I.

Ekologiya detstva. Ekologiya cheloveka, 2007, № 5, pp. 29-33.

39. Sokov S.L., Plyaskina I.V. Kafedra meditsiny katastrof Rossiyskogo universiteta druzhby narodov, 2009, № 1, pp. 112-114.

40. Amlaev K.R., Kurbatov A.V. Profilakticheskaya meditsina, 2012, № 1, pp. 10-15.

41. Odinnadtsataya obshchaya programma raboty na 2006-2015 g.g. Doklad sekretariata VOZ. Ispolnitel'nyy komitet [The eleventh General

programme of work 2006-2015, was the Report by the who Secretariat. The Executive Committee] eb117/16. December 12, 2005, p. 44.

42. Simkiss D.E., Blackburn C.M., Mukoro F.O., Read J.M., Spencer N.J. BMC Pediatr, 2011, Dec., № 21(11), pp. 119.

43. MakKey L., Matsintayer S., Ellavey A. Migratsiya i zdorov'e: obozrenie mezhdunarodnoy literatury. Sovet po meditsinskim issledovaniyam. Otdelenie obshchestvennykh nauk i nauk ob obshche-stvennom zdravookhranenii. Neperiodicheskaya seriya [Migration and health: a review of international literature. The medical research Council. Department of social Sciences and Sciences of public health. Non-periodic series], Issue 12. Glasgow, 2003.

44. Migratsiya, put' k bednosti? Tretiy doklad po izucheniyu problem bednosti v Evrope [Migration path to poverty? 3rd Report on the study of the problems of poverty in Europe]. Brussels, 2006, p. 102.

45. Pagani L., Boulerice B., Vitaro F. J. of Child Psychology and Psychiatry, 1999, № 40, pp. 12091219.

46. Pin'eyru P.S. Doklad nezavisimogo eksperta dlya provedeniya issledovaniya OON po voprosu o nasilii v otnoshenii detey [Report of the independent expert for the UN study on violence against children]. N.Y., 2006, p. 40.

47. Global initiative to end all corporal punishment of children. Global Summary of the Legal Status of Corporal Punishment of Children, 2014, available at: http://www.endcorporalpunishment.org/pages/pdfs/ reports/Special %20Report %20Sweden.pdf

48. Implementing the recommendations of the World Report on Violence and Health. Report of the World Health Assembly (WHA56.24), FiftyBsixth World Health Assembly. Geneva. WHO, 2003.

49. Kaplan G.A., Turrell G., Lynch J.W. Int. J. of Epidemiology, 2001, № 30, pp. 256-263.

50. Klimova T.V. Meditsinskie nauki. Fundamental'nye issledovaniya, 2005, № 5, pp. 17-20.

51. Darmstadt G., Bhutta Z., Cousens S., Adam.T., Walker N., de Bernis L. Lancet, 2005, № 365, pp. 977-988.

52. Dickerson T., Crookston B., Simonsen S.E., Sheng X., Samen A. J. Perinat. Neonatal Nurs, 2010, № 24, pp. 113-127.

53. Vijayaraghavan M., Martin R.M., Sangrujee N., Kimani G.N., Oyombe S., Kalu, A. Health Poli, 2007, № 83, pp. 27-36.

54. Ortayli N., Malarcher S. Stud. Fam. Plann., 2010, № 41, pp. 101-108.

55. Thomsen S., Hoa D.T., Malqvist M., Sanneving L., Saxena D., Tana S., Yuan B., Byass P. Reprod Health Matter, 2011, № 19, pp. 176-182.

1 сентября 2014 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.