гиена и санитария. 2016; 95(12)
DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1188-1192_
Оригинальная статья
3. Психофизиологическое состояние детей в условиях информатизации их жизнедеятельности и интенсификации обучения характеризуется снижением уровней интеллекта (в тесте Равена) за счет снижения уровня внимательности, воображения и визуального различия, способности к линейной дифференциации и построению умозаключений; страхом не соответствовать ожиданиям окружающих и низкой сопротивляемости стрессу. Для современных детей характерно возрастание скорости обработки информации при снижении качества.
4. Показатели психофизиологического состояния современных детей должны учитываться при организации и проведении физиолого-гигиенических исследований в сфере оценки условий и режимов их жизнедеятельности, а также при трактовке полученных результатов исследований.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литер ату р а
1. Кучма В.Р., Степанова М.И. Стресс у школьников: причины, последствия, профилактика. Медицина труда и промышленная экология. 2001; (8): 32-7.
2. Гончаров В.Н. Информатизация образования современного общества: социально-антропологический аспект. Фундаментальные исследования. 2009; (l): 87-8.
3. Осипова С.И., Баранова И.А., Игнатова В.А. Информатизация образования как объект педагогического анализа. Фундаментальные исследования. 2011; (12-3): 506-10.
4. Савкина Т.О., Слободская Е.Р. Интернет и психическое здоровье подростков. Сибирский научный медицинский журнал. 2010; 30 (6): 29-34.
5. Гафурова Н.В. Информатизация образования как педагогическая проблема. Современные проблемы науки и образования. 2012; (3). Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6199
6. Кучма В.Р., Ткачук Е.А., Ефимова Н.В. Гигиеническая оценка интенсификации учебной деятельности детей в современных условиях. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2015; (1): 4—11.
7. Кучма В.Р., Текшева Л.М., Курганский А.М., Петренко А.О. Гигиеническая оценка использования ридеров в начальной школе. Гигиена и санитария. 2014; 93 (3): 57.
8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»; 2000.
9. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. М.: Просвещение; 1996.
10. Колмагорова А. В. Скрининговая оценка психического здоровья в раннем возрасте. Психотерапия. 2007; (2): 13-4.
11. Дерманова И.Б. Шкала личностной тревожности (А.М.Прихожан).
В кн.: Дерманова И.Б., ред. Диагностика эмоционально-нравственного развития. СПб.; 2002.
12. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков: учебник. М.: ГЭОТАР-Ме-диа; 2013.
13. Кучма В.Р., ред. Гигиена детей и подростков. Руководство к практическим занятиям. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2012.
References
1. Kuchma V.R., Stepanova M.I. Stress at school: Causes, consequences and prevention. Meditsina truda i promyshlennaya ekologiya. 2001; (8): 32-7. (in Russian)
2. Goncharov V.N. Informatization of education in modern society: socio-anthropological aspect. Fundamental'nye issledovaniya. 2009; (1): 87-8. (in Russian)
3. Osipova S.I., Baranova I.A., Ignatova V.A. Informatization of education as an object of teaching analysis. Fundamental'nye issledovaniya. 2011; (12-3): 506-10. (in Russian)
4. Savkina T.O., Slobodskaya E.R. Internet and mental health of adolescents. Sibirskiy nauchnyy meditsinskiy zhurnal. 2010; 30 (6): 29-34. (in Russian)
5. Gafurova N.V. Informatization of education as a pedagogical problem. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2012; (3). Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6199 (in Russian)
6. Kuchma V.R., Tkachuk E.A., Efimova N.V. Hygienic estimation of an intensification of educational activities of children in modern conditions. Voprosy shkol'noy i universitetskoy meditsiny i zdorov'ya. 2015; (1): 4-11. (in Russian)
7. Kuchma V.R., Teksheva L.M., Kurganskiy A.M., Petrenko A.O. Hygienic assessment of the use of readers in elementary school. Gigiena i sanitariya. 2014; 93 (3): 57. (in Russian)
8. Prikhozhan A.M. Anxiety in Children and Adolescents: Psychological Nature and Age Dynamics [Trevozhnost' u detey i podrostkov: psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika]. Moscow: Moskovskiy psikhologo-sotsial'nyy institut; Voronezh: NPO "MODEK"; 2000. (in Russian)
9. Rogov E.I. Handbook of Practical Psychology in Education: Textbook [Nastol'naya knigaprakticheskogopsikhologa v obrazovanii: Uchebnoe posobie]. Moscow: Prosveshchenie; 1996. (in Russian)
10. Kolmagorova A. V. Screening assessment of mental health at an early age. Psikhoterapiya. 2007; (2): 13-4. (in Russian)
11. Dermanova I.B. Scale of personal anxiety (A.M.Prikhozhan). In.: Dermanova I.B., ed. Diagnosis of Emotional and Moral Development [Diagnostika emotsional'no-nravstvennogo razvitiya]. St. Petersburg; 2002. (in Russian)
12. Kuchma V.R. Hygiene of Children and Adolescents: a Textbook [Gigiena detey i podrostkov: uchebnik]. Moscow: GEOTAR-Media; 2013. (in Russian)
13. Kuchma V.R., ed. Health of Children and Adolescents. Guide to Practical Training [Gigiena detey i podrostkov. Rukovodstvo k prakticheskim zanyatiyam]. Moscow: GEOTAR-Media, 2012. (in Russian)
Поступила 13.06.16 Принята к печати 04.10.16
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016
УДК 614.72:616-053.2
Макаров О.А.1, Зимина А.Н.2, Ненахова Е.В.1
ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА ТЕРРИТОРИЙ ДЕТСКИХ ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ КОМПОНЕНТАМИ ВЫБРОСОВ АВТОТРАНСПОРТА И ЗДОРОВЬЕ ДЕТСКОГО НАСЕЛЕНИЯ
'ФГБОУ ВО Иркутский государственный медицинский университет Минздрава России, 664003, Иркутск;
2ОГБУЗ «Иркутская районная больница», 664510, Дзержинск
Цель настоящего исследования - оценка уровней загрязнения территорий дошкольных образовательных организаций (ДОО) компонентами выбросов автотранспорта в зависимости от их расположения относительно автомагистралей с различной транспортной нагрузкой и в этой связи оценка состояния здоровья детей по данным заболеваемости по обращаемости. Для достижения поставленной цели решали следующие задачи: оценить уровни загрязнения атмосферного воздуха территорий дошкольных образовательных организаций компонентами выбросов автотранспорта; оценить уровни и структуру заболеваемости по обращаемости детей, посещающих обследуемые ДОО. В статье приведена оценка уровней загрязнения атмосферного воздуха компонентами выбросов автотранспорта территорий 4 дошкольных образовательных организаций Иркутска, прилежащих к автомагистралям с различной интенсивностью автотранспортной нагрузкой. Результаты исследования получены с использованием «Методики определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов», которая позволяет определить максимальные выбросы движущегося автотранспорта в единицу времени (г/с) для основных компонентов сгорания топлива и последующим использованием программы «Магистраль-город» позволяющей рассчитать приземные концентрации учитываемых загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы (1 м) в долях ПДК. Наибольшие уровни загрязнения по содержанию оксида азота и бенз(а)пирена (4 и 6,5 ПДК соответствен-
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(12)
_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1188-1192
Origlnarartlcie
но) регистрируются на территориях ДОО, прилежащих к автомагистралям с высокой автотранспортной нагрузкой. Для оценки заболеваемости по обращаемости детей, посещающих ДОО с различной автотранспортной нагрузкой, использовали сведения амбулаторных медицинских карт «Медицинская карта ребенка», (ф.112/у). Заболеваемость по обращаемости оценивали в динамике за пять лет и рассчитывали на 1000 человек. Общий объем выборки составил 670 детей. Наибольшие уровни заболеваемости по обращаемости и классу болезней органов дыхания регистрировали в ДОО, расположенных в непосредственной близости от автомагистралей с высокой автотранспортной нагрузкой.
Ключевые слова: загрязнение атмосферного воздуха; компоненты выбросов автотранспорта; автотранспортная нагрузка.
Для цитирования: Макаров О.А., Зимина А.Н., Ненахова Е.В. загрязнение атмосферного воздуха территорий детских дошкольных учреждений компонентами выбросов автотранспорта и здоровье детского населения. Гигиена и санитария. 2016; 95(12): 1188-1192. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-12-1188-1192
Makarov O.A.1, Zimina A.N.2, Nenakhova E.V.1
AMBIENT AIR POLLUTION OF TERRITORIES OF CHILDREN PRESCHOOL INSTITUTIONS BY EMISSIONS OF VEHICLE COMPONENTS AND HEALTH OF CHILDREN POPULATION
'Irkutsk State Medical University, Irkutsk, 664003, Russian Federation; 2Irkutsk Regional Hospital, settlement Dzerzhinsk, 664510, Russian Federation
The aim of this study was the assessment of levels of pollution of territories of preschool educational institutions (PEI) by components of vehicle emissions, in dependence on their locations relatively to highways with different traffic load and, in this regard, the assessment of children health according to the incidence on the seeking medical advice. To achieve this goal there were solved following tasks: to assess air pollution levels of PEI territories by components of vehicle emissions; to evaluate levels and the structure of morbidity rate according to seeking medical advice by children attending observed PEI. In the article there is presented the evaluation of air pollution levels of the components of vehicle emissions territories 4 PEI of the city of Irkutsk located near to highways with different intensity the road transport load. The research results were obtained with the use of «Methodics for the determination vehicle emissions for summary calculations of ambient air pollution in cities», which allows to determine the maximum emissions of a moving vehicle per time unit (g/s) for the main combustion components and with following use of software «Superhighway -city» to calculate surface concentrations of considered pollutants in the surface ambient air layer (1 m) in MPC proportions. The highest levels of contamination on the content of nitric oxide and benzo-(a)-pyrene (4 and 6,5 MPC respectively) are registered in the territories adjacent to the PEI motorways with high load tracking. To assess the morbidity rate according to seeking medical advice by children attending PEI with different road transport load there were used records from outpatient medical cards «Medical card of the child» (f.'12/y). Morbidity rate according to seeking medical advice was evaluated in dynamics throughout five years and calculated per '000 cases. The total sample size accounted for 670 children. The highest morbidity incidence rate levels according both to seeking medical advice and the class of respiratory diseases were recorded in PEI located in close proximity to the highway with a high load of vehicle transport.
Keywords: ambient air pollution; vehicle emissions components; motor load.
For citation: Makarov O.A., Zimina A.N., Nenakhova E.V Ambient air pollution of territories of children preschool institutions by emissions of vehicle components and health of children population. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(12): 11881192. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/ 10.18821/0016-9900-2016-95-12-1188-1192
For correspondence: Oleg A. Makarov, Dr. Sci. Med., Professor of Department of General Hygiene, Irkutsk State Medical University, Irkutsk, 664003, Russian Federation. E-mail: makarov6@mail.ru
Information about authors:
Makarov O.A., http://orcid.org/0000-0002-6003-7572; Zimina A.N., http://orcid.org/0000-0001-6037-1063;
Nenakhova E.V., http://orcid.org/0000-0002-7823-5905
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Acknowledgement. The study had no sponsorship.
Received: 08.06.2016
Accepted: 04.10.2016
Введение
Одной из ключевых экологических проблем настоящего времени является загрязнение атмосферного воздуха населенных мест. Во многих городах к числу основных источников загрязнения атмосферы относится автотранспорт [1]. Выхлопные газы двигателей внутреннего сгорания содержат сложную смесь из более чем двухсот компонентов, однако основные из них: оксида азот, углеводороды, сажа, серы диоксид, формальдегид оказывают влияние на органы дыхания. Кроме того, есть вещества, обладающие канцерогенным действием [2]. Токсиканты поступают в воздух практически в зоне дыхания человека, поэтому выбросы автомобильного транспорта следует отнести к наиболее опасным источникам загрязнения [3]. Официально рекомендованные методические подходы по оценке
Для корреспонденции: Макаров Олег Александрович, д-р мед. наук, проф. каф. общей гигиены ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава РФ, 664003, Иркутск. E-mail: makarov6@mail.ru
эколого-гигиенической ситуации базируются на государственной системе регламентирования содержания вредных химических веществ в атмосферном воздухе и данных о здоровье населения в системе социально-гигиенического мониторинга. В этой связи приоритетным направлением деятельности центров санитарно-эпидемиологического надзора остаются анализ и прогнозирование состояния здоровья населения в зависимости от качества атмосферного воздуха.
Цель исследования - оценка уровней загрязнения территорий дошкольных образовательных организаций (ДОО) компонентами выбросов автотранспорта в зависимости от их расположения относительно автомагистралей с различной автотранспортной нагрузкой и в этой связи оценка состояния здоровья детей по данным заболеваемости по обращаемости.
Материал и методы
Объектами исследования явились территории типовых ДОО Ленинского района Иркутска. Наполняемость групп зависит от площади игрового помещения и в соответствии с действую-
1гиена и санитария. 2016; 95(12)
DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1188-1192
Оригинальная статья
Таблица
Среднее количество автомобилей различных групп, проходящих по автомагистрали, прилегающей к ДОО
1
Группа Объект исследования
транспортных средств ДОО № 122 ДОО № 161 ДОО № 143 ДОО № 3
Легковые карбюраторные 401,5±6,2 р < 0,05 415,3±8,3 р < 0,05 56,4±3,6 189,1±5,4 р < 0,05
Легковые дизельные 54,6±2,2 р < 0,05 45,4±3,1 р < 0,05 15,7±2,1 25,8±1,2 р < 0,05
Грузовые карбюраторные до 3 т 18,2±1,2 р < 0,05 18,7±0,2 р < 0,05 3,1±0,2 3,8±0,2 р > 0,05
Грузовые карбюраторные более 3 т 4,5±6,2 23,3±6,2 - -
Автобусы карбюраторные 15,4±6,2 15,6±6,2 - -
Грузовые дизельные 21,3±6,2 17,8±6,2 - -
Автобусы дизельные 5,1±6,2 6,2±6,2 - -
Всего... 577,6±8,2 р < 0,05 520,5±6,7 р < 0,05 75,2±2,2 218,7±5,6 р < 0,05
щими нормативными документами составляет 7,2 м2 на одного ребенка. Игровые помещения оснащены шахтами естественной вентиляции. Два детских дошкольных учреждения расположены в непосредственной близости от центральных городских автомагистралей. Расстояние до территории ДОО определяется «красной линией» и составляет в среднем 10 м. Два ДОО расположены внутриквартально.
Определение объема выбросов загрязняющих веществ проводили в соответствии с «Методикой определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов» [4]. В соответствии с данной методикой для выявления максимальной транспортной нагрузки наблюдения выполняются в часы «пик». Для городских автомагистралей отмечается два максимума: утренний и вечерний (соответственно, с 7-8 до 10-11 ч и с 16-17 до 19-20 ч). С целью получения исходных данных о выбросах для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы города, наблюдения организуют в часы «пик» летнего сезона года. В нашем исследовании автотранспортную нагрузку оценивали в августе. Натурные обследования состава и интенсивности движущегося автотранспортного потока проводят не менее 4 раз в часы «пик». В нашем случае натурные обследования проводили в 8, 9, 17, 19 ч в течение 5 рабочих дней недели. Подсчет проходящих по данному участку автомаги-
Таблица 2
Значения усредненных выбросов автотранспорта (в г/с) в зависимости от транспортной нагрузки
Вещество
Объект исследования
ДОО № 122 ДОО № 161 ДОО № 143 ДОО № 3
Углерода оксид 0,34±0,02 р < 0,05 0,32± 0,018 р < 0,05 0,025±0,009 0,13±0,011 р < 0,05
Азота оксиды 0,067±0,006 р < 0,05 0,043±0,003 р < 0,05 0,004±0,0002 0,018±0,002 р < 0,05
Углеводороды 0,043±0,005 р < 0,05 0,058±0,007 р < 0,05 0,011±0,003 0,015±0,002
Сажа 0,00025±0,00004 р < 0,05 0,00041±0,00006 р < 0,05 0,00007±0,000004 0,00012±0,00002
Серы диоксид 0,003±0,0006 р < 0,05 0,0024±0,0003 р < 0,05 0,0008±0,00002 0,0014±0,0001
Формальдегид 0,0004±0,00003 р < 0,05 0,00027±0,00005 р < 0,05 0,000017±0,000002 0,00015±0,000009 р < 0,05
Бенз (а)пирен 0,031±0,002 р < 0,05 0,014±0,003 р < 0,05 0,0042±0,0001 0,012±0,0008 р < 0,05
страли транспортных средств проводили в течение 20 мин каждого часа.
Кроме того, данная методика предусматривает получение данных о выбросах i-того загрязняющего вещества движущимся автотранспортным потоком на автомагистрали (или ее участке) с фиксированной протяженностью. Объем выбросов зависит от числа автомобилей разных типов, проходящих по автомагистрали, прилегающей к ДОО. Расчеты выбросов выполняются для следующих вредных веществ, поступающих в атмосферу с отработавшими газами автомобилей - оксид углерода (СО), оксиды азота (NDx) (в пересчете на диоксид азота), углеводороды (СН) для автомобилей с бензиновыми двигателями при проведении расчетов загрязнения атмосферы используется ПДКм.р. по бензину (код 2704); для автомобилей с дизельным двигателем по керосину (код 2732), саже, диоксиду серы (SO2), формальдегиду, бенз(а)пирену. Для каждого токсиканта имеется справочная информация об удельных пробеговых выбросах (в г/км), которая в сочетании с данными об интенсивности и составе транспортных потоков позволяет оценить максимальные выбросы в единицу времени (г/с) для каждой автомагистрали, прилегающей к ДОО.
Используя компьютерную программу «Магистраль-город», ассоциированную с вышеуказанной методикой, были рассчитаны приземные концентрации учитываемых загрязняющих веществ в приземном слое атмосферы (1 м) в долях ПДК. В качестве источника загрязнения был выбран линейный участок автомагистрали, прилежащий к ДОО. Заданная расчетная площадка составляла 250 • 250 м, полностью описывающая территорию объекта. Расчетная площадка включала 120 расчетных точек. Полученные значения содержания в них загрязняющих веществ в дальнейшем усреднялись и подвергались статистической обработке. Расчет проводили по значениям максимального выброса (в г/с).
Для оценки заболеваемости по обращаемости детей, посещающих ДОО с различной автотранспортной нагрузкой, использовали сведения амбулаторных медицинских карт «Медицинская карта ребенка», (ф. 112/у). Заболеваемость по обращаемости оценивали в динамике за пять лет и рассчитывали на 1000 человек. В настоящем исследовании представлены результаты заболеваемости по обращаемости для средней возрастной группы 4-5 лет. Их число для ДОО № 122 составило 134 ребенка, для ДОО № 161 - 189, для ДОО № 143 - 162 , ДОО № 3 - 186 детей. Общий объем выборки составил 670 детей.
Для статистической обработки материала использованы программы Microsoft Excel 2010 с вычислением средних арифметических величин (M), отклонений средних арифметических (а), ошибки средних арифметических (m). Для сравнения средних величин в независимых выборках использован /-критерий Стьюдента. Критический уровень значимости при проверке статистических гипотез принимали равным 0,05.
Результаты
Данные о среднем количестве автомобилей различных групп, проходящих по автомагистралям, прилегающим к выбранным объектам исследования за весь период наблюдения, приведены в табл. 1.
В качестве сравнения было выбрано ДОО № 143 с наименьшей автотранспортной нагрузкой. Полученные данные свидетельствуют о статистически значимых различиях среднего количества автомобилей различных групп, проходящих по автомагистралям, прилегающим к ДОО. Наибольшее количество автомобилей, проезжающих в непосредственной близости от территории ДОО, было зафиксировано для ДОО
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(12)
_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1188-1192
Original article
Таблица 3
Средние и максимальные значения приземных концентраций вредных веществ в долях ПДК
№ 161 и № 122 и составило в среднем по всем учитываемым группам соответственно 577,6±8,2 и 520,5±6,7 автотранспортных средств. Количество проезжающих автомобилей за тот же период наблюдения на автомагистралях, прилежащих к ДОО № 3 и № 143, расположенных внутриквартально, составило 218,7±5,6 и 75,2±2,2 ед. соответственно. Таким образом, автотранспортная нагрузка для территорий ДОО, расположенных внутриквартально, оказалась в 2,5-6,9 раза меньше. Процентное распределение автотранспортного потока на наиболее загруженных автомагистралях по группам автомобилей не имело достоверных различий. Основная часть потока приходится на легковые карбюраторные автомобили - в среднем 84% и легковые дизельные автомобили - 10%, на грузовой транспорт -3,5%, на автобусы - 2,5%.
Данные об усредненных значениях за весь период наблюдения, о выбросах учитываемых загрязняющих веществ в зависимости от автотранспортной нагрузки на магистралях, прилежащих к исследуемым дошкольным образовательным организациям, представлены в табл. 2.
В качестве сравнения было выбрано ДОО № 143. Полученные данные свидетельствуют о статистически значимых различиях усредненных выбросов загрязняющих веществ в зависимости от транспортной нагрузки. Наибольшие их значения получены для автомагистралей, прилежащих к ДОО № 161 и № 122. Значения выбросов в зависимости от конкретного вещества для магистралей, прилежащих к ДОО № 3, оказался в 2-4 раза, для ДОО № 143 - в 7-13 раз ниже соответствующих значений.
Результаты расчетов средних и максимальных значений приземных концентраций вредных веществ в долях ПДК с использованием программы «Магистраль-город» на территориях ДОО, прилежащих к автомагистралям с различной транспортной нагрузкой, представлены в табл. 3. В таблице приведены значения содержания загрязняющих веществ, концентрации которых в приземном слое атмосферы превышали значение 0,1 ПДК, так как источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения превышают указанное значение1.
Наибольшие расчетные значения уровней загрязнения были определены на территориях ДОО № 122 и № 161 для азота оксидов 4,0 и 2,7 ПДК и бенз(а)пирена 6,5 и 2,9 ПДК соответственно, расположенных на центральных городских автомагистралях. В приземном слое атмосферы территорий ДОО, расположенных внутриквартально, содержание вредных веществ было ниже предельно допустимых значений.
Заболеваемость по обращаемости детей изучаемых ДОО не имела определенной направленности в динамике за годы наблюдения. Относительные ее значения по регистрируемым классам болезней представлены в табл. 4.
Статистически значимые различия в уровнях заболеваемости по обращаемости были получены для класса болезней органов дыхания среди детей, посещающих ДОО, с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха компонентами выбросов автотранспорта. Подобные изменения можно объяснить преимущественным воздействием продуктов сгорания топлива на легочную систему.
Обсуждение
В работах, посвященных воздействию выбросов автотранспорта на здоровье населения, в первую очередь подчеркивают постоянное увеличение их объема в структуре выбросов. Так, в 2012 г. наибольший вклад в загрязнение атмосферного воздуха Казани внес автотранспорт. Доля выбросов автотранспорта в суммарном объеме выбросов по городу составила 71,4% [5]. В связи с постоянным ростом общего числа автомобилей проблема загрязнения среды обитания становится актуальной не только для крупных городов, но и региональных центров. Негативное воздействие компонентов выбросов характеризуется ростом числа
Вещество Объект исследования
ДОО № 122 ДОО № 161 ДОО № 143 ДОО № 3
Углерода 0,35±0,01 0,33±0,01 0,05±0,002 0,13±0,005
оксид р < 0,05 р < 0,05
Максималь- 0,82 0,77 0,17 0,31
ное значение
Азота оксиды 1,68±0,006 р < 0,05 1,12±0,004 р < 0,05 0,46±0,0017 0,8±0,004
Максималь- 4,0 2,7 0,24 0,9
ное значение
Бенз (а)пирен 1,7±0,1 0,7±0,04 0,13±0,001 0,55±0,03
р < 0,05 р < 0,05 p < 0,01
Максималь- 6,5 2,9 2,1 0,8
ное значение
экологозависимых заболеваний - болезней органов дыхания и новообразований [6].
Кроме того, в литературе обсуждают проблему выбора адекватного методического подхода к оценке уровней загрязнения. Это может быть расчет по значениям удельных выбросов, приведенных удельных выбросов, удельных коэффициентов опасности выбросов [7]. В нашем исследовании выбран метод оценки удельных выбросов, так как он в дальнейшем ассоциирован с методикой расчета уровня загрязнения приземного слоя атмосферы.
По данным ряда исследователей, основная опасность в выбросах автотранспорта принадлежит азота диоксиду (43,6%), бенз(а)пирену (37,4%), углерода оксиду (6,57%), формальдегиду (4,43%) [8]. Данные мониторинга среднегодовых концентраций загрязняющих веществ в Казани указывают на превышение гигиенических нормативов по бенз(а)пирену в 2,5 раза, саже в 2,2 раза, азота диоксиду в 1,8 раза, формальдегиду в 1,7 раза [5]. В нашем исследовании превышения ПДК были зарегистрированы по азота оксидам в 2,7-4,0 раза и бенз(а)пирену в 2,9-6,5 раза. Содержание формальдегида в концентрациях ниже 0,1 ПДК связано с отсутствием на изучаемой территории дополнительных источников загрязнения в отличие от Казани, где развита нефтеперерабатывающая промышленность.
Таблица 4
Заболеваемость по обращаемости детей изучаемых ДОО по регистрируемым классам болезней (в %о)
1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». М; 2003.
Заболеваемость Объект исследования
по обращаемости ДОО № 122 ДОО № 161 ДОО № 143 ДОО № 3
Инфекционные и паразитарные 32,2±7,9 58,7±6,5 22,4±2,2 42,4±5,9
Болезни глаза 9,6±1,2 17,1±1,2 р < 0,05 3,9±1,2 19,1±2,1 р < 0,05
Болезни уха 20,0±2,4 30,7±3,0 15,6±1,7 16,5±0,2
Болезни органов дыхания 1618,5±75,9 р < 0,05 1788,8±89,0 р < 0,05 1279,7±50,6 1002,9±51,4
Болезни органов пищеварения 5,2±0,9 27,1±2,8 11,7±2,3 4,2±1,0
Болезни кожи 2,6±0,7 13,5±2,5 р < 0,05 2,9±0,7 4,2±1,7
Болезни мочеполовой системы 9,0±1,3 5,4±0,9 р < 0,05 1,0±0,4 2,7±0,5
Травмы и отравления 1,7±0,4 14,4±0,6 р < 0,05 2,9±0,4 4,2±1,0
Всего... 1690,8±70,2 р < 0,05 1945,8±80,2 р < 0,05 1434,3±88,5 1063,2±47,4
гиена и санитария. 2016; 95(12)
РР1: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-95-12-1188-1192_
Оригинальная статья
В большинстве представленных исследований оценка состояния здоровья населения в связи с воздействием выбросов автотранспорта связана с расчетом канцерогенных и неканцерогенных рисков [8, 9]. Так, риск воздействия компонентов сгорания топлива на органы дыхания населения Казани оценивается как высокий, а наибольший вклад в величину риска вносят взвешенные вещества РМ^5, сажа и азота диоксид [5, 10]. Использование другого методического подхода основано на анализе взаимосвязи между заболеваемостью детского населения и влиянием загрязняющих веществ [11]. В нашей работе использован второй вариант оценки - изучение заболеваемости по обращаемости детей, посещающих ДОО, атмосферный воздух территории которых с различной интенсивностью загрязнен выбросами автотранспорта. Полученные нами результаты согласуются с результатами ранее проведенных исследований. Наибольшие уровни распространенности болезней органов дыхания зарегистрированы у детей ДОО № 122 и № 161 - 1618,5±75,9 и 1788,8±89,0 случаев соответственно, где расчетные значения концентраций азота оксида и бенз(а) пирена превышают гигиенические нормативы; в ДОО № 143 и № 3, где ПДК загрязняющих веществ в атмосферном воздухе не превышены, уровни заболеваемости оказались достоверно ниже и составили 1279,7±50,6 и 1002,9±51,4 случая на 1000 детей соответственно.
Заключение
Таким образом, расположение ДОО относительно автомагистралей с различной интенсивностью автотранспортной нагрузки определяет уровни загрязнения атмосферного воздуха их территорий компонентами выбросов автотранспорта. На территориях ДОО, расположенных в непосредственной близости от центральных городских автомагистралей, регистрируются уровни загрязнения атмосферного воздуха выше гигиенических нормативов по азота оксидам и бенз(а)пирену. В структуре заболеваемости по обращаемости детей изучаемых ДОО первое место занимают болезни органов дыхания. Уровень заболеваемости по данному классу болезней зависит от степени загрязнения атмосферного воздуха.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литер ату р а
1. Онищенко Г.Г. О санитарно-эпидемиологическом состоянии окружающей среды. Гигиена и санитария. 2013; 92 (2): 4-10.
2. Р 2.1.10.1920-04. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. М.; 2004
3. Антонов К.Л., Константинова Е.Д., Вараксин А.Н. Воздействие выбросов автотранспорта на здоровье детей Екатеринбурга. Гигиена и санитария. 2007; 86 (5): 28-32.
4. Методика определения выбросов автотранспорта для проведения сводных расчетов загрязнения атмосферы городов. СПб.: НИИ Атмосфера; 1999.
5. Тафеева Е.А., Иванов А.В., Титова А.А., Ахметзянова И.Ф. Мониторинг загрязнения атмосферного воздуха как фактор риска здоровью населения Казани. Гигиена и санитария. 2015; 94 (3): 37-40.
6. Винокурова М.В., Винокуров М.В., Воронин С.А. Влияние автомобильно-дорожного комплекса г.Сургут на загрязнение атмосферного воздуха и здоровье населения. Гигиена и санитария. 2015; 94 (1): 57-61.
7. Ляпкало А.А., Дементьев А.А., Цурган А.М. Методические подходы к оценке загрязнения атмосферного воздуха населенных мест выбросами автомобильного транспорта. Гигиена и санитария. 2014; 93 (2): 100-2.
8. Лежнин В.Л., Коньшина Л.Г., Сергеева М.В. Оценка риска для здоровья детского населения, обусловленного загрязнением атмосферного воздуха выбросами автотранспорта, на примере г. Салехарда. Гигиена и санитария. 2014; 93 (1): 83-6.
9. Чуенкова Г.А., Карелин А.О., Аскаров Р.А., Аскарова З.Ф. Оценка риска здоровью населения города Уфы, обусловленного атмосферными загрязнениями. Гигиена и санитария. 2015; 94 (3): 24-9.
10. Степанова Н.В., Святова Н.В., Сабирова И.Х., Косов А.В. Оценка влияния и риск для здоровья населения от загрязнения атмосферного воздуха выбросами автотранспорта. Фундаментальные исследования. 2014; (10): 1185-90.
11. Курчанов В.И., Лим Т.Е., Чернявская И.В., Романчук В.П., Долгобородова Е.М. Анализ причинно-следственной связи между первичной заболеваемостью детского населения Санкт-Петербурга и уровнем загрязнения атмосферного воздуха выбросами от автотранспорта. Здоровье населения и среда обитания. 2015; (2): 30-3.
References
1. Onishchenko G.G. On the sanitary-epidemiological state of the environment. Gigiena i sanitariya. 2013; 92 (2): 4-10. (in Russian)
2. R 2.1.10.1920-04. Guidelines for risk assessment to public health under the influence of chemicals that pollute the environment. Moscow; 2004. (in Russian)
3. Antonov K.L., Konstantinova E.D., Varaksin A.N. The impact of vehicle emissions on the health of children in Yekaterinburg. Gigiena i sanitariya. 2007; 86 (5): 28-32. (in Russian)
4. Method of determining emissions of vehicles for summary calculations of urban atmospheric pollution. St. Petersburg: NII Atmosfera; 1999. (in Russian)
5. Tafeeva E.A., Ivanov A.V., Titova A.A., Akhmetzyanova I.F. Monitoring of air pollution as a risk factor Kazan public health. Gigiena i sanitariya. 2015; 94 (3): 37-40. (in Russian)
6. Vinokurova M.V., Vinokurov M.V., Voronin S.A. Effect of auto-road complex of Surgut on air pollution and public health. Gigiena i sanitariya. 2015; 94 (1): 57-61. (in Russian)
7. Lyapkalo A.A., Dement'ev A.A., Tsurgan A.M. Methodical approaches to the estimation of air pollution populated areas of road transport emissions. Gigiena i sanitariya. 2014; 93 (2): 100-2. (in Russian)
8. Lezhnin V.L., Kon'shina L.G., Sergeeva M.V. Assessment of the health risk of the child population, caused by air pollution emission vehicles on the example of Salekhard. Gigiena i sanitariya. 2014; 93 (1): 83-6. (in Russian)
9. Chuenkova G.A., Karelin A.O., Askarov R.A., Askarova Z.F. Assessment of risk to public health of the city of Ufa, caused by atmospheric pollution. Gigiena i sanitariya. 2015; 94 (3): 24-9. (in Russian)
10. Stepanova N.V., Svyatova N.V., Sabirova I.Kh., Kosov A.V. Assessment of risk to human health from air pollution by motor vehicle emissions. Fundamental'nye issledovaniya. 2014; (10): 1185-90. (in Russian)
11. Kurchanov V.I., Lim T.E., Chernyavskaya I.V., Romanchuk V.P., Dolgoborodova E.M. An analysis of the causal link between the primary incidence of child population of St. Petersburg and the level of air pollution emissions from motor vehicles. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2015; (2): 30-3. (in Russian)
Поступила 08.06.16 Принята к печати 04.10.16