УДК 373.4
В.Г. Макаренко, проф. ЧГПУ, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОБЩЕНАУЧНАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
В статье представлено теоретическое обоснование использования медико-био-логического подхода в реализации концепции педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста, как теоретико-методологического подхода общенаучного уровня. Приведена характеристика его возможностей в реальном образовательном процессе дошкольного учреждения на смысловом, содержательном, когнитивном и организационно-структурном уровнях.
Ключевые слова: медико-биологический подход, дошкольное образование, физкультурное образованием детей дошкольного возраста, педагогическое управления физкультурным образованием дошкольников.
Изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, расширяют и видоизменяют функции дошкольного образования как важного фактора социальной стабильности ребенка, преемственности в образовании и культуре. Подготовка дошкольника к последующему образованию подразумевает формирование у него как социальных, так и личностных качеств, которые могут обеспечить его безболезненное вхождение в социум.
В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья; предъявляются качественно новые требования к нему как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности для своего блага и процветания отечества; дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности [1, с. 4].
Дошкольный возраст от рождения до восьми лет считается в современной возрастной психологии наиболее сензитивным для развития высших психических функций. Установлено, что около 50 % наших способностей к обучению развиваются в течение первых четырёх лет жизни, а еще 30 % - до восьми лет. Это означает, что в течение первых лет жизни в мозге формируются основные структуры, необходимые для обучения. Всё остальное, что человек узнает в своей дальнейшей жизни, будет строиться на этом фундаменте [2].
Однако на сегодняшний день отсутствуют единые подходы к определению целей, задач и содержания образования на этапе дошкольного детства с учетом его преемственности и перспективности для дальнейшего образования и жизнедеятельности ребенка. Недостаточно рассматривается личность ребенка дошкольного возраста как уникальное явление, как развивающийся социокультурный феномен, который требует специфических подходов к его развитию, воспитанию, обучению.
Достижение этой цели требует осознания новых методологических основ, функций и нового содержания дошкольного образования, пересмотра некоторых принципов образовательной деятельности, результативных способов индивидуального подхода к детям дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей и изменений, происходящих в обществе, для эффективного вхождения ребенка в социум [1, с. 5].
Исследование процесса педагогического управления физкультурным образованием дошкольников требует четкого теоретико-методологического подхода к своей организации.
При этом подход в современных исследованиях выступает как способ познания и преобразования действительности, то есть он выполняет методологические функции, в нашем случае, через принципы, связывающие теоретические построения различного уровня с практическими действиями по реализации поставленных в исследовании задач.
По своему определению термин "подход" является полисемичным и может рассматриваться как:
- мировоззренческая категория, отражающая социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания;
- глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и, в первую очередь, самих субъектов педагогического взаимодействия;
- принципиальная методологическая ориентация исследования как точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта);
- совокупность (система) принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности, независимо от того, является ли она теоретической или практической;
- базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с обучаемым и коллективом [3, с. 6].
Нами разделяется мнение, согласно которому подход - это теоретико-методоло-гическая основа педагогического исследования, проявляющаяся в определенных закономерностях и особенностях [Там же].
Теоретико-методологическая основа является важнейшим атрибутом любой кон-цепции, обусловливающим ее вид, содержание и специфику. В контексте нашего исследования она определяет комплекс стратегических направлений исследования, что обеспечивает решение целого ряда проблем, среди которых упорядочение понятийно-терминологического поля науки, определение особенностей и свойств педагогического управления физкультурным образованием дошкольников, выявление его закономерностей и принципов, определение перспектив развития изучаемого направления и в связи с этим, педагогической науки в целом. В то же время, необходимо учитывать, что теоретикометодологические подходы должны соответствовать реализуемой в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) образовательной программе физического воспитания и обеспечить организованный, целенаправленный процесс физкультурного образования дошкольников, направленный на комплексное получение начальных знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих осуществить комфортный переход ребенка в школьный период детства в состоянии нормального физического и психофизиологического развития, владения элементарными знаниями в области личной и общественной гигиены, мотивированности на активную двигательную деятельность и бережное отношение к своему здоровью в течение дальнейшей жизнедеятельности.
В науке представлена целая палитра теоретико-методологических подходов общенаучного (системный, системно-структурный, структурно-системный, деятельностный, комплексный, цивилизационный, ценностный, культурологический, компетен-тностный и др.) и конкретно-научного (модульный, технологический, личностноориентированный, профессионально-личностный, ситуационный и др.) и методико-технологи-ческого уровней, представляющих несомненный интерес в аспекте исследуемой проблемы.
На общенаучном уровне в качестве общеметодологических выступают знания о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, знания основных ведущих категорий философии, теории познания, а также знания о методах (например, диалектическом, метафизическом), ори-
ентирующих исследователя на познание объекта в его объективном и закономерном развитии [4; 5].
Рассматривая с этих позиций медико-биологический подход, следует признать его востребованность в довольно широком спектре научных исследований. Медицина и физиология, социология и психология, космонавтика и спортивная деятельность, гигиена и геронтология - отрасли, научная деятельность в которых невозможна без учета закономерностей функционирования и развития организма человека. В современных условиях и педагогическая наука все чаще использует медико-биологический подход в процессе построения и обоснования разнообразных педагогических систем и технологий.
По нашему мнению, медико-биологический подход является интегрированным выражением реализуемых в педагогических исследованиях личностного, деятельностного, гендерного, индивидуализированного подходов.
В контексте исследуемой нами проблемы управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста невозможно построение эффективной системы управления этим процессом без учета возрастных особенностей в физическом развитии, изменении естественных морфофункциональных свойств организма и психики ребенка.
Анализ теоретических исследований, а также собственный опыт организации физкультурно-оздоровительной работы с разновозрастным контингентом, позволили сделать вывод о целесообразности использования в нашем исследовании медико-биологического подхода как эффективного способа учета и ретрансляции естественных биологических процессов, происходящих в организме формирующегося человека во внешнюю среду, представленную образовательным процессом, специально организованным на основе объективных медико-биологических закономерностей возрастного развития ребенка.
Существенным для нашего исследования является понимание того, что медико-биологический подход является интегрирующей категорией в структуре компонентов педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста на всех уровнях этого процесса.
- на смысловом и содержательном уровне этот подход определяет общую нацеленность педагогического управления на создание здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей на основе биологических закономерностей комфортному развитию и формированию здорового ребенка, владеющего комплексом жизненно важных двигательных навыков и элементарных (первичных) знаний в области здорового образа жизни, мотивированного на активную двигательную деятельность и саморазвитие в дальнейшей жизни;
- на когнитивном уровне медико-биологический подход на основе знаний о возрастных особенностях развития психики ребенка, позволяет существенно улучшить результативность и глубину усвоения информационных материалов, посвященных вопросам управления двигательной деятельностью (направления дви-
Библиографический список
жений, способы перемещения, звуковые команды и зрительные сигналы, способы манипуляции предметами и т.д.), технике безопасности в процессе двигательной деятельности, санитарно-гигиеническим требованиям, правилам коммуникативного общения, основам коллективного и группового взаимодействия и т.д.;
- на организационно-структурном уровне возможности медико-биологического подхода обеспечивают условия для оптимального структурирования и организации процесса физкультурного образования дошкольников с учетом объективных биологических закономерностей естественного развития организма детей (на этой основе интегрируются усилия всех потенциальных участников этого процесса (организатора физического воспитания, воспитателя, медицинского работника, обслуживающего персонала, руководителя ДОУ и родителей)).
Медико-биологический подход, в силу объективно существующих закономерностей развития организма ребенка, реализуется в формулировании ряда принципов физического воспитания детей, а именно: принципа доступности, принципа постепенности, принципа последовательности, принципа систематичности, принципа индивидуализации, принципа оздоровительной направленности, принципа всесторонности и т.д.
В качестве основных характеристик медико-биологического подхода как методологической основы педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста представляется возможным выделить следующие:
- ориентация концепции педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста на воспитание здорового ребенка, владеющего комплексом жизненно важных двигательных навыков и первичных знаний в области здорового образа жизни, мотивированного на активную двигательную деятельность и саморазвитие на школьном этапе жизнедеятельности;
- организация процесса физкультурного образования на основе учета возрастных особенностей развития функциональных систем (сердечнососудистой, дыхательной, костной, нервной, мышечной и др.), психики, интеллекта и физического развития ребенка;
- обеспечение в процессе управления физкультурным образованием, формирование здоровьесберегающей среды, адекватной естественному биологическому развитию ребенка и уровню его притязаний;
- организация образовательного процесса в ДОУ на основе систематического мониторинга уровня развития двигательных качеств, состояния и производительности функциональных систем организма, антропометрических показателей и здоровья детей;
- реализация образовательных технологий, обеспечивающих гуманный подход к личности занимающихся и выбору используемых в процессе физкультурного образования средств и методов обучения и воспитания детей.
1. Трубайчук, Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен: моногр. - Челябинск, 2009.
2. Драйден Г, Революция в обучении: научить мир учиться по новому / Г Драйден, Д. Вос. - М.: Парвинэ, 2003.
3. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: Перспективные подходы: моногр./ Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006.
4. Аверьянов, А.Н. Система: философская категория и реальность. - М.: Мысль, 1976.
5. Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: моногр. - М.: Владос, 2004.
Статья поступила в редакцию 21.08.10
УДК 378.14
В.В. Коченко, асп. МаГУ, г. Магнитогорск, Е-mail:[email protected]
ИТ-МОДЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА В ВУЗЕ
Сегодня информационные технологии (ИТ) в процессе подготовки будущего менеджера в вузе используются лишь частично, что является одной из главных причин её недостаточной эффективности. Для решения этой проблемы существует необходимость создания новых методов привлечения ИТ в процесс профессиональной подготовки будущего специалиста.