Научная статья на тему 'Медико-биологический подход как общенаучная основа педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста'

Медико-биологический подход как общенаучная основа педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
372
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДОШКОЛЬНИКОВ / BIOMEDICAL APPROACH / PRESCHOOL EDUCATION / PHYSICAL CULTURE EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN / PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF PHYSICAL CULTURE EDUCATION OF PRESCHOOLERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Макаренко В. Г.

В статье представлено теоретическое обоснование использования медико-биологического подхода в реализации концепции педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста, как теоретико-методологического подхода общенаучного уровня. Приведена характеристика его возможностей в реальном образовательном процессе дошкольного учреждения на смысловом, содержательном, когнитивном и организационно-структурном уровнях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Макаренко В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BIOMEDICAL APPROACH AS SCIENTIFIC BASIS OF PEDAGOGICAL MANAGEMENT OF PHISYCAL CULTURE EDUCATION OF PRESCHOOL CHILDREN

The article presents a theoretical justification for the use of medical and biological approach to the concept of management of physical education teacher of preschool children, as a theoretical and methodological approach of the general scientific level. The characteristic of his opportunities in the real learning process of preschool institutions in the semantic, content, cognitive and organizational and structural levels.

Текст научной работы на тему «Медико-биологический подход как общенаучная основа педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста»

УДК 373.4

В.Г. Макаренко, проф. ЧГПУ, г. Челябинск, Е-mail: [email protected]

МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД КАК ОБЩЕНАУЧНАЯ ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫМ ОБРАЗОВАНИЕМ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

В статье представлено теоретическое обоснование использования медико-био-логического подхода в реализации концепции педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста, как теоретико-методологического подхода общенаучного уровня. Приведена характеристика его возможностей в реальном образовательном процессе дошкольного учреждения на смысловом, содержательном, когнитивном и организационно-структурном уровнях.

Ключевые слова: медико-биологический подход, дошкольное образование, физкультурное образованием детей дошкольного возраста, педагогическое управления физкультурным образованием дошкольников.

Изменения, происходящие в нашей стране за последние годы, расширяют и видоизменяют функции дошкольного образования как важного фактора социальной стабильности ребенка, преемственности в образовании и культуре. Подготовка дошкольника к последующему образованию подразумевает формирование у него как социальных, так и личностных качеств, которые могут обеспечить его безболезненное вхождение в социум.

В настоящее время идет интенсивное развитие дошкольного образования в разных направлениях: повышается интерес к личности ребенка дошкольного возраста, его уникальности, развитию у него потенциальных возможностей и способностей; гармоничному физическому развитию и укреплению здоровья; предъявляются качественно новые требования к нему как развивающейся личности, способной к дальнейшей жизнедеятельности для своего блага и процветания отечества; дошкольный возраст рассматривается как фундаментальный период целенаправленного развития базовых качеств личности [1, с. 4].

Дошкольный возраст от рождения до восьми лет считается в современной возрастной психологии наиболее сензитивным для развития высших психических функций. Установлено, что около 50 % наших способностей к обучению развиваются в течение первых четырёх лет жизни, а еще 30 % - до восьми лет. Это означает, что в течение первых лет жизни в мозге формируются основные структуры, необходимые для обучения. Всё остальное, что человек узнает в своей дальнейшей жизни, будет строиться на этом фундаменте [2].

Однако на сегодняшний день отсутствуют единые подходы к определению целей, задач и содержания образования на этапе дошкольного детства с учетом его преемственности и перспективности для дальнейшего образования и жизнедеятельности ребенка. Недостаточно рассматривается личность ребенка дошкольного возраста как уникальное явление, как развивающийся социокультурный феномен, который требует специфических подходов к его развитию, воспитанию, обучению.

Достижение этой цели требует осознания новых методологических основ, функций и нового содержания дошкольного образования, пересмотра некоторых принципов образовательной деятельности, результативных способов индивидуального подхода к детям дошкольного возраста с учетом их возрастных особенностей и изменений, происходящих в обществе, для эффективного вхождения ребенка в социум [1, с. 5].

Исследование процесса педагогического управления физкультурным образованием дошкольников требует четкого теоретико-методологического подхода к своей организации.

При этом подход в современных исследованиях выступает как способ познания и преобразования действительности, то есть он выполняет методологические функции, в нашем случае, через принципы, связывающие теоретические построения различного уровня с практическими действиями по реализации поставленных в исследовании задач.

По своему определению термин "подход" является полисемичным и может рассматриваться как:

- мировоззренческая категория, отражающая социальные установки субъектов обучения как носителей общественного сознания;

- глобальная и системная организация и самоорганизация образовательного процесса, включающая все его компоненты и, в первую очередь, самих субъектов педагогического взаимодействия;

- принципиальная методологическая ориентация исследования как точка зрения, с которой рассматривается объект изучения (способ определения объекта);

- совокупность (система) принципов, которые определяют общую цель и стратегию соответствующей деятельности, независимо от того, является ли она теоретической или практической;

- базовая ценностная ориентация педагога, определяющая его позицию во взаимодействии с обучаемым и коллективом [3, с. 6].

Нами разделяется мнение, согласно которому подход - это теоретико-методоло-гическая основа педагогического исследования, проявляющаяся в определенных закономерностях и особенностях [Там же].

Теоретико-методологическая основа является важнейшим атрибутом любой кон-цепции, обусловливающим ее вид, содержание и специфику. В контексте нашего исследования она определяет комплекс стратегических направлений исследования, что обеспечивает решение целого ряда проблем, среди которых упорядочение понятийно-терминологического поля науки, определение особенностей и свойств педагогического управления физкультурным образованием дошкольников, выявление его закономерностей и принципов, определение перспектив развития изучаемого направления и в связи с этим, педагогической науки в целом. В то же время, необходимо учитывать, что теоретикометодологические подходы должны соответствовать реализуемой в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) образовательной программе физического воспитания и обеспечить организованный, целенаправленный процесс физкультурного образования дошкольников, направленный на комплексное получение начальных знаний, умений, навыков и компетенций, позволяющих осуществить комфортный переход ребенка в школьный период детства в состоянии нормального физического и психофизиологического развития, владения элементарными знаниями в области личной и общественной гигиены, мотивированности на активную двигательную деятельность и бережное отношение к своему здоровью в течение дальнейшей жизнедеятельности.

В науке представлена целая палитра теоретико-методологических подходов общенаучного (системный, системно-структурный, структурно-системный, деятельностный, комплексный, цивилизационный, ценностный, культурологический, компетен-тностный и др.) и конкретно-научного (модульный, технологический, личностноориентированный, профессионально-личностный, ситуационный и др.) и методико-технологи-ческого уровней, представляющих несомненный интерес в аспекте исследуемой проблемы.

На общенаучном уровне в качестве общеметодологических выступают знания о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления, знания основных ведущих категорий философии, теории познания, а также знания о методах (например, диалектическом, метафизическом), ори-

ентирующих исследователя на познание объекта в его объективном и закономерном развитии [4; 5].

Рассматривая с этих позиций медико-биологический подход, следует признать его востребованность в довольно широком спектре научных исследований. Медицина и физиология, социология и психология, космонавтика и спортивная деятельность, гигиена и геронтология - отрасли, научная деятельность в которых невозможна без учета закономерностей функционирования и развития организма человека. В современных условиях и педагогическая наука все чаще использует медико-биологический подход в процессе построения и обоснования разнообразных педагогических систем и технологий.

По нашему мнению, медико-биологический подход является интегрированным выражением реализуемых в педагогических исследованиях личностного, деятельностного, гендерного, индивидуализированного подходов.

В контексте исследуемой нами проблемы управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста невозможно построение эффективной системы управления этим процессом без учета возрастных особенностей в физическом развитии, изменении естественных морфофункциональных свойств организма и психики ребенка.

Анализ теоретических исследований, а также собственный опыт организации физкультурно-оздоровительной работы с разновозрастным контингентом, позволили сделать вывод о целесообразности использования в нашем исследовании медико-биологического подхода как эффективного способа учета и ретрансляции естественных биологических процессов, происходящих в организме формирующегося человека во внешнюю среду, представленную образовательным процессом, специально организованным на основе объективных медико-биологических закономерностей возрастного развития ребенка.

Существенным для нашего исследования является понимание того, что медико-биологический подход является интегрирующей категорией в структуре компонентов педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста на всех уровнях этого процесса.

- на смысловом и содержательном уровне этот подход определяет общую нацеленность педагогического управления на создание здоровьесберегающей образовательной среды, способствующей на основе биологических закономерностей комфортному развитию и формированию здорового ребенка, владеющего комплексом жизненно важных двигательных навыков и элементарных (первичных) знаний в области здорового образа жизни, мотивированного на активную двигательную деятельность и саморазвитие в дальнейшей жизни;

- на когнитивном уровне медико-биологический подход на основе знаний о возрастных особенностях развития психики ребенка, позволяет существенно улучшить результативность и глубину усвоения информационных материалов, посвященных вопросам управления двигательной деятельностью (направления дви-

Библиографический список

жений, способы перемещения, звуковые команды и зрительные сигналы, способы манипуляции предметами и т.д.), технике безопасности в процессе двигательной деятельности, санитарно-гигиеническим требованиям, правилам коммуникативного общения, основам коллективного и группового взаимодействия и т.д.;

- на организационно-структурном уровне возможности медико-биологического подхода обеспечивают условия для оптимального структурирования и организации процесса физкультурного образования дошкольников с учетом объективных биологических закономерностей естественного развития организма детей (на этой основе интегрируются усилия всех потенциальных участников этого процесса (организатора физического воспитания, воспитателя, медицинского работника, обслуживающего персонала, руководителя ДОУ и родителей)).

Медико-биологический подход, в силу объективно существующих закономерностей развития организма ребенка, реализуется в формулировании ряда принципов физического воспитания детей, а именно: принципа доступности, принципа постепенности, принципа последовательности, принципа систематичности, принципа индивидуализации, принципа оздоровительной направленности, принципа всесторонности и т.д.

В качестве основных характеристик медико-биологического подхода как методологической основы педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста представляется возможным выделить следующие:

- ориентация концепции педагогического управления физкультурным образованием детей дошкольного возраста на воспитание здорового ребенка, владеющего комплексом жизненно важных двигательных навыков и первичных знаний в области здорового образа жизни, мотивированного на активную двигательную деятельность и саморазвитие на школьном этапе жизнедеятельности;

- организация процесса физкультурного образования на основе учета возрастных особенностей развития функциональных систем (сердечнососудистой, дыхательной, костной, нервной, мышечной и др.), психики, интеллекта и физического развития ребенка;

- обеспечение в процессе управления физкультурным образованием, формирование здоровьесберегающей среды, адекватной естественному биологическому развитию ребенка и уровню его притязаний;

- организация образовательного процесса в ДОУ на основе систематического мониторинга уровня развития двигательных качеств, состояния и производительности функциональных систем организма, антропометрических показателей и здоровья детей;

- реализация образовательных технологий, обеспечивающих гуманный подход к личности занимающихся и выбору используемых в процессе физкультурного образования средств и методов обучения и воспитания детей.

1. Трубайчук, Л.В. Дошкольное детство как развивающийся социокультурный феномен: моногр. - Челябинск, 2009.

2. Драйден Г, Революция в обучении: научить мир учиться по новому / Г Драйден, Д. Вос. - М.: Парвинэ, 2003.

3. Никитина, Е.Ю. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: Перспективные подходы: моногр./ Е.Ю. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006.

4. Аверьянов, А.Н. Система: философская категория и реальность. - М.: Мысль, 1976.

5. Беликов, В.А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: моногр. - М.: Владос, 2004.

Статья поступила в редакцию 21.08.10

УДК 378.14

В.В. Коченко, асп. МаГУ, г. Магнитогорск, Е-mail:[email protected]

ИТ-МОДЕЛЬ КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩЕГО МЕНЕДЖЕРА В ВУЗЕ

Сегодня информационные технологии (ИТ) в процессе подготовки будущего менеджера в вузе используются лишь частично, что является одной из главных причин её недостаточной эффективности. Для решения этой проблемы существует необходимость создания новых методов привлечения ИТ в процесс профессиональной подготовки будущего специалиста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.