№ 5 - 2009 г. 14.00.00 медицинские науки
УДК 614.2:37]:61(001.12)
МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ «ПЕДАГОГИКА ЗДОРОВЬЯ»
А.Г. Щедрина
ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава»
(г. Новосибирск)
В статье рассматриваются медико-биологические основы разработки оздоровительно-воспитательной программы «Педагогика здоровья» на основе опыта совместной работы медиков и педагогов санаторно-оздоровительного лагеря «Тимуровец» в формировании здорового образа жизни детей и подростков.
Ключевые слова: педагогика здоровья, подростки, санаторно-оздоровительный
лагерь
Щедрина Анна Григорьевна - доктор медицинских наук, профессор, доцент кафедры восстановительной медицины с курсами физиотерапии, курортологии и лечебной физкультуры ГОУ ВПО «Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава», рабочий телефон: (383) 225-37-76
В настоящее время принято рассматривать образовательный процесс детей параллельно с оздоровительным, поскольку гармоничное развитие подрастающего поколения подразумевает наряду с реализацией интеллектуального потенциала личности формирование духовности, нравственности и здоровья индивида. В последние годы накоплено достаточно данных о том, что проблему здоровья нельзя решить только силами органов здравоохранения. Установление зависимости индивидуального здоровья от факторов образа жизни (питание, двигательный режим, отношение к курению, наркотикам, алкоголю, психологический микроклимат и т.п.) не всегда улучшает ситуацию, так как знать, еще не означает реализовать свои знания на практике. Как показали наши исследования [2] причиной этого зачастую является отсутствие внутренних потребностей, ценностных мотиваций, которые, как известно, формируются в раннем возрасте в соответствии с закономерностями биологического (в том числе и психического) развития человека.
Поэтому вполне логичен вывод о необходимости учить здоровью, принципам здорового образа жизни в школьные годы, в частности в период организованного летнего отдыха, который свободен от учебной нагрузки, позволяет акцентировать внимание педагогического коллектива лагеря на целенаправленное формирований мотиваций к здоровому образу жизни на фоне общего оздоровительного режима всей жизни лагеря. Подчинить проведение всех культурно-образовательных мероприятий общей цели
достижения максимального эффекта по оздоровлению детей в период пребывания в лагере санаторного типа при использовании возможностей медицинской службы и педагогического коллектива является основой разработки и внедрения комплексной программы «Педагогика здоровья».
При разработке комплексной оздоровительной программы детского санаторнооздоровительного лагеря «Тимуровец», было учтено следующее:
- результаты диспансеризации детей и подростков, выявляющей особенности снижения состояния здоровья подрастающего поколения;
- медико-биологические (в том числе психологические) особенности возрастного периода 7-15 лет, являющего сенситивным (повышенно чувствительным) к факторам внешней среды, социальным воздействиям;
- возросшее влияние на организм человека, особенно детей, экологического фактора, антропогенных загрязнителей в месте постоянного проживания;
- отношение к индивидуальному здоровью, как целостному состоянию организма, включающему помимо какого-либо заболевания или физического дефекта, оценку уровня здоровья и гармоничности физического развития, резервные возможности организма, неспецифическую устойчивость (закаленность), способность выводить метаболиты (продукты обмена веществ, «шлаки»), личностно-мотивационные качества [2, 3];
- положение ВОЗ о роли здорового образа жизни в поддержании адекватного уровня здоровья;
- положение ВОЗ о том, что за качество здоровья отвечает, прежде всего, сам человек, из чего следует, что здоровью надо учить.
Исходя из указанных положений, и учитывая, что заболевания и отклонения в состоянии здоровья детей, направляемых в лагерь, находятся в стадии компенсации, комплексная оздоровительная программа получила название «Педагогика здоровья».
Цели программы:
- формирование у детей мотиваций к здоровому образу жизни;
- обучение правилам гигиенического поведения на фоне общего оздоровительного режима всей лагерной жизни,
- коррекция нарушений в состоянии здоровья силами медицинского блока и педагогического коллектива.
Основные концептуальные положения программы
Состояние здоровья современных детей. Как показали наши исследования здоровья детей и подростков, наиболее часто выявлялись изменения в опорнодвигательном аппарате, в частности различные нарушения осанки, что связано с низким функциональным состоянием скелетной мускулатуры. Последнее является результатом нерационального питания в процессе роста и развития организма, низкой двигательной активности, неадекватного физического воспитания.
На втором месте по частоте распространения были изменения со стороны органа зрения - близорукость (миопия), что тесно связано с первым фактором (ослабленной мускулатурой организма), проведением длительного времени перед телевизором, общением с компьютером. Простудные заболевания органов дыхания в структуре общей заболеваемости связаны, прежде всего, с низкой неспецифической устойчивостью (закаленностью детского организма). Высок процент детей с жалобами на органы пищеварения (в том числе нарушение стула), что может быть результатом дисбактериоза.
Медико-биологические особенности организма детей 7-15 лет. Возрастной период от 7 до 14-15 лет в биологической науке принято называть пре- и пубертатным, который имеет особенности не только в плане количественных характеристик органов и систем, физического развития, но представляет совершенно уникальное качественное состояние всех процессов в организме, в том числе в психической сфере. К 14-15 годам происходит биологическое созревание организма у большинства подростков, особенно девочек. Но при этом часто наблюдается психологическая инфантильность, отставание в развитии духовности, от которых зависит критическое отношение к себе и окружающей действительности.
Этот период детства называется сенситивным (чувствительным) к действию различных социальных, в том числе оздоровительно-образовательных влияний, как позитивных, так и негативных. Это связано с тем, что в эти годы снижается влияние на развитие организма наследственных (генетических) факторов. Этим самым открываются большие возможности целенаправленного воздействия социальных факторов на организм и личность подростка. В зависимости от того, в какой среде происходит развитие подростка, закладываются основы его будущего здоровья, физического и психического состояния. Этот пластичный для воздействия среды период называют критическим; от его содержания, образа жизни зависит будущее человека; упущенное в этот период развития бывает трудно наверстать в последующие годы (после 16 лет), а иногда и невозможно [2].
Медико-биологические особенности подросткового возраста, связанные с усилением влияния на организм в этот период социальных факторов, являются научным обоснованием использования пребывания детей и подростков в лагере для эффективной реализации оздоровительно-образовательной комплексной программы.
Влияние экологического фактора (антропогенных загрязнителей на здоровье детей). XXI век, по материалам ВОЗ, называют веком экологической медицины, поскольку имеются убедительные данные о негативном влиянии на здоровье детей антропогенных загрязнителей, о накапливании их во внутренней среде (межклеточном пространстве) организма и провоцировании ряда заболеваний - органов дыхания, кожных покровов, суставов, снижающих иммунитет и работоспособность и повышающих утомляемость, напряженность физиологических процессов жизнедеятельности [1].
Кроме этого, игнорирование научными основами здорового питания (в т.ч. дефицит витаминов в условиях Сибири и многих микроэлементов) в связи с недостаточными знаниями или социально-экономическим положением семьи формирует нарушение минерального постоянства (гомеостаза) внутренней среды организма.
В связи с этим современной наукой предложены методы эндоскопической реабилитации организма, помогающие выведению чужеродных продуктов обмена веществ и это было принято во внимание при разработке комплексной программы оздоровления в условиях лагеря.
Здоровье как целостное состояние организма. Любая оздоровительная программа должна быть адекватна научным представлениям об индивидуальном здоровье. При разработке данной программы за основу было принято представление о здоровье как целостном многомерном состоянии организма [2, 3]. При этом оценивались, помимо заболевания, имеющегося у ребенка, гармоничность физического развития, резервные возможности организма при выполнении функциональных проб (Штанге и «ласточка») и склонность к простудным заболеваниям (закаленность).
Как показали наши исследования и практический опыт, в период пребывания ребёнка в лагере имеется возможность целенаправленного воздействия на отдельные звенья здоровья ( в данном случае укрепление скелетной мускулатуры, закаливание, повышение иммунитета, улучшение функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем,. нормализация минерального обмена, коррекция дисбактериоза). Все это позволяет повысить уровень индивидуального здоровья и закрепить правила поведения, отвечающие требованиям здорового образа жизни.
Программа «Педагогика здоровья» реализуется в санаторно-оздоровительном лагере Тимуровец» с 2004 года, получила одобрение министерства образования РФ и муниципальных органов здравоохранения и образования.
Список литературы
1. Левин Ю. М. Перспективы использования минералов в системе эндоэкологической реабилитации на клеточном уровне / Ю. М. Левин // Природные минералы на службе человека. - Новосибирск, 1999. - С. 127-129.
2. Щедрина А. Г. Онтогенез и теория здоровья : методологические аспекты / А. Г. Щедрина. - Новосибирск : СО РАМН, 2003. - 164 с.
3. Щедрина А. Г. Здоровый образ жизни : методологические, социальные, биологические, медицинские, психологические, педагогические, экологические аспекты / А. Г. Щедрина. - Новосибирск : ООО «Альфа-Виста», 2007. - 144 с.
PROGRAM «PEDAGOGY OF HEALTH», IT’S MEDICO-BIOLOGICAL ASPECTS
A.G. Shchedrina
SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth» (c. Novosibirsk)
Medico-biological aspects of healing-educative program «pedagogy of health» to form the keepfit program in children and teenagers, is viewed in the article; on the basic experience work of medical personnel and teachers in health-sanatorium camp «Timurovets».
Keywords: pedagogy of health, teenagers, health-sanatorium camp
About authors:
Shchedrina Anna Grigorievna - doctor of medical sciences, professor, assistant professor of restoration medicine department with physio-therapy courses, health resorts and healing physical training SEE HPE «Novosibirsk State Medical University Rushealth», office telephone: (383) 225-37-76
List of the Literature:
1. Levin J.M. Minerals use prospects in cellular endo-ecological rehabilitation system / J.M. Levin //Nature minerals service for human. - Novosibirsk, 1999. - P. 127- 129.
2. Shchedrina A.G. Ontogenesis and health theory: methodological aspects / A.G. Shchedrina. - Novosibirsk: SD RAMS, 2003. - 164 p.
3. Shchedrina A.G. Healthy way of life, keep-fit-program: methodological, social, biological, psychological, pedagogical, ecological aspects / A.G. Shchedrina. -Novosibirsk: CLR «Alfa-Vista», 2007/ - 144 p.