Научная статья на тему 'Медиаобразовательные рекомендации оперативно-мобильным репортерам федеральных и региональных систем МЧС России'

Медиаобразовательные рекомендации оперативно-мобильным репортерам федеральных и региональных систем МЧС России Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
483
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАГЕНТСТВА / ВИДЕО- / ФОТО- / АУДИО- / МЕДИАТЕКСТ / КОМПЛЕКС АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ СРЕДСТВ / ОПЕРАТИВНО-МОБИЛЬНАЯ МЕДИАПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС ИНФОРМАЦИОННОГО ДОКУМЕНТИРОВАНИЯ / ОПЕРАТИВНЫЙ РЕПОРТЕР МЧС РОССИИ / NEWS AGENCIES / VIDEO / PHOTO / AUDIO / MEDIA TEXT / A COMPLEX AUDIO-VISUAL EQUIPMENT / MOBILE MEDIAPROIZVODSTVENNAYA OPERATIONAL ACTIVITIES / THE PROCESS OF DOCUMENTING INFORMATION / OPERATIONAL REPORTER RUSSIAN MINISTRY OF EMERGENCY SITUATIONS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маченин Андрей Александрович

В статье предствавлен обзор основных медиаобразовательных направлений и принципов. Даны технические, технологические и методические рекомендации, разработанные специалистами телевизионной группы объединенной редакции МЧС России для оперативных подразделений региональных и федеральных структур Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) и систем управления информацией министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (УИ МЧС России). Основные задачи данного исследования характеризуются практико-теоретическими решениями, выявленными на опытно-экспериментальной основе, проанализированы и описаны профессиональные техники медиапроизводственной оперативно-мобильной репортерской работы с учетом требований федеральных телеканалов: 1 канал, Россия 24, Звезда, НТВ, РЕН ТВ, ТВ Центр, а также различных печатных и электронных российских и зарубежных средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Маченин Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Media Education Recommendations Operational Mobile Reporters Federal and Regional Systems of Russian Ministry of Emergency Situations

The following is an overview of the main meadia-educatioanl directions and principles. Presented the technical, technological and methodical guidelines, developed by experts of the EMERCOM merged television group for the operating units of the regional and federal agencies of National Center for Crisis Management and management information systems of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. The main objectives of this study are characterized by the practical-theoretical solutions identified in the pilot trial basis, analyzed and described professional technics of media-production operational mobile reportorial work including the requirements of the federal TV channels: Channel 1, Russia 24, Zvezda, NTV, REN TV, TV Center, and other different print and electronic Russian and foreign mass media.

Текст научной работы на тему «Медиаобразовательные рекомендации оперативно-мобильным репортерам федеральных и региональных систем МЧС России»

УДК 614.8

Медиаобразовательные рекомендации оперативно-мобильным репортерам федеральных и региональных систем МЧС России

ISSN 1996-8493

© Технологии гражданской безопасности, 2013

А.А. Маченин

Аннотация

В статье предствавлен обзор основных медиаобразовательных направлений и принципов. Даны технические, технологические и методические рекомендации, разработанные специалистами телевизионной группы объединенной редакции МЧС России для оперативных подразделений региональных и федеральных структур Национального центра управления в кризисных ситуациях (НЦУКС) и систем управления информацией министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (УИ МЧС России). Основные задачи данного исследования характеризуются практико-теоретическими решениями, выявленными на опытно-экспериментальной основе, проанализированы и описаны профессиональные техники медиапроизводственной оперативно-мобильной репортерской работы с учетом требований федеральных телеканалов: 1 канал, Россия 24, Звезда, НТВ, РЕН ТВ, ТВ Центр, а также различных печатных и электронных российских и зарубежных средств массовой информации.

Ключевые слова: информагентства; видео-, фото-, аудио-, медиатекст; комплекс аудиовизуальных средств; оперативно-мобильная медиапроизводственная деятельность; процесс информационного документирования; оперативный репортер МЧС России.

Media Education Recommendations Operational Mobile Reporters Federal and Regional Systems of Russian Ministry of Emergency Situations

ISSN 1996-8493

© Civil Security Technology, 2013

A. Machenin

Abstract

The following is an overview of the main meadia-educatioanl directions and principles. Presented the technical, technological and methodical guidelines, developed by experts of the EMERCOM merged television group for the operating units of the regional and federal agencies of National Center for Crisis Management and management information systems of the Ministry of the Russian Federation for Civil Defense, Emergencies and Elimination of Consequences of Natural Disasters. The main objectives of this study are characterized by the practical-theoretical solutions identified in the pilot trial basis, analyzed and described professional technics of media-production operational mobile reportorial work including the requirements of the federal TV channels: Channel 1, Russia 24, Zvezda, NTV, REN TV, TV Center, and other different print and electronic Russian and foreign mass media.

Key words: news agencies; video, photo, audio, media text; a complex audio-visual equipment; mobile mediaproizvodstvennaya operational activities, the process of documenting information; operational reporter Russian Ministry of Emergency Situations.

Видео-, фото-, аудио- или другие медиаматериа-лы, транслируемые телевизионным, радио, интернет медиаканалам-партнерам и информагентствам региональных или федеральных средств массовой информации (СМИ), должны представлять не что иное, как разнофункциональный, актуальный, оперативный, оригинальный художественно-творческий, а иногда, особенно из зон чрезвычайных ситуаций, и судебно-экспертный комплекс изобразительных аудиовизуальных средств. С их помощью достигается наиболее полная информативно-популяристическая, экспертно-аналитическая, наглядно-демонстрационная, подетальная трактовка реальных обстоятельств, их результатов или текущего хода событий описательного характера, процесса деятельного реагирования оперативных подразделений МЧС России на различные ЧС. Достоверность аудиовизуального ме-диаматериала позволяет без искажения информативной насыщенности транслировать или ретранслировать обстоятельства с места ЧС, а также действия и взаимодействие сил и средств оперативных подразделений МЧС России. Перед распространением по медиаканалам-партнерам СМИ, каждый медиамате-риал, вне зависимости от продолжительности и количества, в обязательном порядке должен проходить проверочно-оценочный анализ уполномоченных представителей руководства региональных или федеральных подразделений НЦУКС и УИ МЧС России.

Критериями этого анализа должны быть следующие позиции:

актуальность медиаматериала для освещения в региональных и федеральных СМИ;

качество идеологического уровня медиаматериа-ла, его информативность и отражение в нем основной идеи и содержания освещаемых оперативных мероприятий;

эстетическая и этическая стороны отображения спасательного процесса и самих обстоятельств происшествия;

своевременность, грамотность и конструктивность действий сил и средств МЧС России, участвующих в ликвидации ЧС;

слаженность группового и индивидуального взаимодействия личного состава подразделений МЧС России, уровень их знаний, умений и навыков, при оповещении, предупреждении и ликвидации ЧС. Уровень профессионализма, умение работать как в индивидуальном, так и в командно-групповом оперативно-мобильном составе;

соблюдение общетехнических стандартов и требований установленных специалистами телевизионных, радио, печатных и мультимедийных интернет СМИ при размещении и использовании распространяемых оперативно-съемочных видео-, фото-, аудио-и других видов медиаматериалов.

О важной роли видео-, аудио- и фотоматериалов в телевизионных, радио и печатных масс-медиа, а так-

же и в интернет пространстве, свидетельствует стремительный рост числа информационных агентств, официальных и неофициальных новостных теле-, радио-, печатных СМИ и интернет-порталов, являющихся легкодоступными источниками современных форм информации, социально-активной аудитории информационных потребителей [2, 5].

Репортеры являются официальным средством оперативного информирования о различных событиях из жизни МЧС России, должны полно и грамотно использовать процесс медиаретронсляции, донесения информации до зрителя, слушателя, читателя и т.д. Грамотно разработанные и примененные подходы ме-диапроизводства, новизна и эксклюзивность представляемого материала обеспечивают массовую распространенность, открытость и доступность информации целевой аудитории зрителей, слушателей и читателей, находящихся в отдаленных уголках мира.

В настоящее время предоставляемые информационно-съемочные видео-, аудио- и фотоматериалы собирают и обрабатывают специалисты НЦУКС МЧС России совместно с УИ МЧС России. Также, предоставляемый готовый и исходный медиаконтент с мест событий собирается специалистами ОДС НЦУКС и размещается в разделе «Оперативная информация» и в фотоархиве ведомственных интернет-порталов МЧС России. Популяризацию съемочный медиаматериал получает и за счет использования в ежедневной новостной программе «Оперативно о главном», и еженедельной «Итоги недели», «Техно-среда» и т.д.

Данный медиаматериал дорабатывается специалистами телевизионного отдела «Объединенной редакции МЧС России». Впоследствии он размещается на страницах ведомственных печатных изданий, а это газета «Спасатель», научно-методические информационные журналы «Гражданская защита», «Пожарное дело», «Противопожарный и спасательный сервис», «Вестник МЧС», «ОБЖ», а также на ведомственных интернет-порталах www.mchs.gov.ru, www.mchsmedia.ru, mchs-112.tv и т.д. Медиаматериал, кроме того, получает широкое распространение за счет размещения в официальных ведомственных социально-общественных блогах МЧС России: Facebook, Vkontakte, livejournal, Twitter, на международном видеохостинге YouTube и в эфире различных региональных и федеральных телеканалов и информагентств, таких как: 1 Канал, Россия 24, Рен ТВ, ТВ Центр, «Комсомольская правда» и т.д.

Зачастую видео-, аудио- и фотоматериалы фактически являются единственными доказательствами, достоверными источниками аудиовизуальной информации с мест чрезвычайных событий. В связи с этим данные медиаматериалы регулярно используются региональными и федеральными СМИ для передачи достоверности обстоятельств происходящих оперативных событий.

Технология видео-, аудио- и фотодокументирования применяется в системе МЧС России в оповеща-тельной, предупредительной, ликвидационной и учебно-тренировочной деятельности. Особенно важным является своевременное, оперативно-ретрансляционное, содержательное отображение грамотного взаимодействия сил и средств МЧС России в процессе спасательных и ликвидационных мероприятий на местах ЧС.

Практический анализ присылаемого медиамате-риала показал, что в большинстве региональных информационных подсистем МЧС России при организации работы с ним возникают следующие трудности:

на месте оперативных событий не всегда осуществляется видео-, аудио- и фотосъемка;

в большинстве случаев присылаемые с мест ЧС видео-, аудио- и фотоматериалы низкого технического и информационного качества, малоинформативны;

материалы не в полной мере отражают рабочий процесс сотрудников МЧС России, а также суть оперативного события;

время на передачу медиаматериалов в ОДС НЦУКС и на FTP-сервер телевизионной группы объединенной редакции МЧС России не соответствует установленным нормам;

не в полной мере налажено взаимодействие с другими подсистемами РСЧС по обмену, обработке, адаптации и архивации медиаматериалов;

сотрудники на месте события недостаточно владеют основными профессиональными производственными знаниями, умениями и навыками информационно-документальной съемки;

недостаточное материально-техническое оснащение некоторых региональных подсистем УИ МЧС России. В ряде подразделений МЧС России отсутствует информационно-документальное съемочное оборудование, а имеющееся не удовлетворяет требованиям полноценного информационно-документального съемочного процесса и канала передачи этих материалов в НЦУКС МЧС России, центрально-федеральное УИ МЧС России и телевизионную группу объединенной редакции МЧС России.

В НЦУКС и на FTP-сервер телевизионной группы «Объединенной редакции МЧС России» представляются следующие медиаматериалы:

с мест пожаров, в тушении которых принимают участие подразделения МЧС России, с мест социально значимых происшествий, в том числе ДТП, а также из районов ЧС, к ликвидации последствий которых привлечены сотрудники МЧС России;

по работе в территориальных органах МЧС России, в субъектах Российской Федерации руководства МЧС России (Министра (по согласованию с пресс-секретарем), заместителей Министра, руководителей структурных подразделений центрального аппарата).

Сроки представления медиаматериалов в НЦУКС МЧС России и на FTP-сервер телевизионной группы объединенной редакции МЧС России:

с мест пожаров, социально значимых происшествий, в том числе ДТП, из зон чрезвычайных ситуаций — не позднее 20 минут после прибытия оперативной группы к месту проведения спасательных работ;

материалов, отражающих непосредственное участие руководства МЧС России — не позднее 30 минут после завершения мероприятия (оперативных штабов, селекторных совещаний, конференций и т.д.).

Информирование населения через СМИ и с помощью ресурсов сайта территориального органа МЧС России о прогнозируемых и возможных чрезвычайных ситуациях является обязательным. Краткий обзор основных организационных требований может быть сведен к следующему:

форма одежды для сотрудника МЧС России, предоставляющего СМИ комментарий — синего цвета (летняя или зимняя в соответствии с сезоном). Перед записью следует устранить все возможные недостатки внешнего вида;

речь комментирующего должна быть четкой, лаконичной. Однако комментарий не должен превращаться в монотонный рапорт, перегруженный специальными терминами. Сообщение должно быть доступно и понятно для всех категорий населения;

в процессе записи видео комментирующий должен стоять ровно, не переминаться с ноги на ногу, не раскачиваться и не отвлекаться. Ответы должны быть обращены к задающему вопросы представителю СМИ;

первичное сообщение о чрезвычайной ситуации должно поступить в СМИ от руководителя пресс-службы или лица, его замещающего, не позднее 10 минут с момента получения первой информации о ЧС. В ночные часы это время может быть увеличено до 1,5 часов. Это время включает в себя процесс уточнения информации, согласования ее между информационными подразделениями заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и других взаимодействующих структур. Все это необходимо, чтобы не допустить предоставления в СМИ непроверенной, противоречивой информации. Одновременно сообщение размещается на сайте территориального органа МЧС России, где при необходимости вводится «РЕЖИМ ЧС». Комментарий может быть размещен на сайте в виде аудио-файла для удобства его использования радиостанциями;

на начальном этапе информация должна быть краткой и отражать факт случившегося, время и место, без уточнения причин и возможных последствий, а также сведения о силах и средствах, привлеченных к ликвидации последствий ЧС. Задача такой информации — заполнить информационный вакуум

в начальный период ЧС, предотвратить панику среди населения, создать предпосылки для осознанных и организованных действий граждан, попавших в зону ЧС;

если ЧС повлекла человеческие жертвы, но их

количество не уточнено, необходимо сообщить, что «подробности случившегося, а также информация о возможных пострадавших уточняются»; если количество жертв известно, но в последующем оно может возрасти, необходимо сообщить о количестве погибших и пострадавших по состоянию на данный момент времени;

при пожаре в первых же комментариях необходимо отметить оперативность и время прибытия пожарных на место. Также следует учесть время, прошедшее от начала пожара до вызова пожарных. Важно сказать о негативном влиянии на итог работы пожарных задержки с их вызовом и попытки справиться с огнем собственными силами. Представители Государственного пожарного надзора в кратчайший сроки должны дать информацию в ЦУКС о времени возведения объекта, проведении последней проверки, выявлении нарушений пожарной безопасности, санкциях примененных к собственникам объекта;

режим временного «информационного молчания» вводится после первичного сообщения в СМИ до сбора более точной информации о произошедшей ЧС и выработки взаимодействующими федеральными органами исполнительной власти и другими заинтересованными структурами совместной согласованной позиции. Период «информационного молчания» не должен превышать 1,5 часа. В случае, если согласование информации между федеральными органами и заинтересованными ведомствами не требуется, информация должна передаваться в СМИ и размещаться на сайте сразу же после уточнения подробностей;

в зависимости от масштабов ЧС ее комментирует руководитель территориального органа МЧС России или его заместитель, должностное лицо, осуществляющее руководство работами на месте ЧС. По мере развития событий идет уточнение обстоятельств произошедшего, что следует отражать и в комментариях:

«По уточненным данным (по состоянию на_

мск.), в ходе спасательных работ спасено_человек, пострадало _ человек. Всем пострадавшим

оказана медицинская помощь. По предварительным

данным погибло _ человек. На месте _

продолжаются спасательные работы. К ним привлечено _человек и_ единиц техники, в

том числе от МЧС России_человек и_

единиц техники. Открыта «горячая линия»_. ее

телефон:_». По мере проведения спасательных работ или пожаротушения сотрудники информационного подразделения должны организовывать регулярные подходы к прессе руководителей, ответ-

ственных за ход ликвидации работ. Данные об изменениях в зоне ЧС должны регулярно обновляться;

после завершения спасательных работ или пожаротушения руководитель, комментирующий ситуацию, должен подвести итоги с акцентом на конкретных действиях и с указанием лиц, действия которых положительно повлияли на ход спасательной операции. Очень важно отметить случаи мужественных и самоотверженных действий спасателей и пожарных, назвать количество спасенных людей, обозначить объем сохраненных материальных ценностей. Информационным подразделениям рекомендуется сразу же по окончании спасательных работ или пожаротушения организовывать подготовку репортажей в СМИ о лучших сотрудниках МЧС России, проявивших себя при ликвидации последствий данной ЧС.

Необходимо полностью исключать медиаматери-алы с неэтичным и неэстетичным внутриэкранным, лингвистическим и орфографическим ошибочным содержанием. К примеру внутриэкранное пространство видео- и фотопланов не должно содержать визуальных свидетельств нарушений сотрудниками МЧС России формы одежды и рабочей экипировки, не проявляющих усердие в работе, зевающих, курящих, держащих руки в карманах или за спиной. Видео- и аудиозаписи синхронов, лайфы и шумовое оформление не должны содержать слов-«паразитов», ярко выраженного акцента, длинных и протяжных связующих «а», «и», «у», «о», «значит», «как бы», «там», а также больших пауз между словами или предложениями (к интервью нужно тщательно готовиться) [3, 7].

В свою очередь, текст сопроводительных описательных документов должен быть согласованным, полным и точным, а также актуальным, кратким, информативным, логичным, лаконичным и, главное, орфографически и лингвистически грамотным.

Важной составляющей правильно организованного подхода к прессе является понимание технических, технологических, морально-эстетических и организационно-этических принципов поведения не столько теми, кто организует съемку (пресс-секретарь, оперативный репортер или представитель СМИ), и даже не только теми, кто занимается непосредственно процессом съемки, а мобильными операторами-репортерами. Также основами правильной организации своих действий, в первую очередь, должны обладать сами интервьюеры-спикеры и лица, подтверждающие работу МЧС, попадающие непосредственно во внутриэкранное пространство видеоплана синхрона и заполняющие фоновое пространство съемочного кадра. [4, 6]

При работе с видео-, аудио-, фото- и другими видами информационного документирования, на практике, как правило, можно встретиться с двумя самыми распространенными форматами конечного производственного медиапродукта — готовыми к телеэфи-

ру медиасюжетами и отдельно присылаемыми оперативными исходными видео-, аудио-, фото- и другими медиаданными по теме оперативного события. Разница этих двух форм медиадокументирования заключается в следующем:

к готовым относятся отснятые, оформленные, смонтированные и подготовленные к теле- или радиоэфиру медиасюжеты, не требующие медиамонтаж-ного дополнения, либо являющиеся отдельной, самостоятельно тематической составной частью документального фильма, теле-, или радиопередачи. Они полностью раскрывают содержание темы или оперативного события и сопровождаются оформительско-графическими элементами;

исходный съемочный медиаматериал должен отображать качественный уровень содержания мероприятия или комплекса мероприятий по определенному оперативному или повседневному актуальному для МЧС России, освещаемому в СМИ событию. Он представляет собой совокупность съемочных планов, требующих последующего сопоставления (монтажа) в единый телевизионный, кино или радиосюжет. Для более профессионального медиапроизвод-ства региональных и федеральных оперативно-мобильных репортеров ЦУКС и УИ МЧС России, разработаны технические и технологические параметры как для исходных медиаматериалов, так и для эфирных готовых медиасюжетов, применяющиеся для поточного наполнения и оформления новостных ежедневных выпусков «Оперативно о главном» и еженедельной информационно-аналитической программе «Итоги недели» транслируемых на ведомственных интернет ресурсах МЧС России, социальном медиа-портале YouTube и в эфире федерального телеканала «Комсомольская правда».

Для минимизации факторов съемочно-производ-ственного брака оперативного медиапроизводства, представителями телевизионной группы объединенной редакции МЧС России, специалистами НЦУКС и УИ МЧС России разработаны следующие единые требования к проведению разноформатных информационно-документальных съемочных мероприятий на месте ЧС и прочих оперативных событий:

1. Объекты на фотографиях и видеозаписях должны четко различаться, а важные детали видео- и фотопланов должны иметь высокие резкость и цветопередачу.

2. Вне зависимости от технических и технологических съемочных средств техническое разрешение съемочных видео-, аудио-, и фотоматериалов должно соответствовать техническим требованиям печатных ведомственных и общественных издательств, телевизионных, радио и электронно-интерактивных СМИ.

3. По каждому оперативному событию должны быть отображены: место события; объект ЧС или пожара; действия сотрудников МЧС России; работа

техники МЧС России; работа СМИ; запись интервью; работа фотокорреспондентов, репортеров и видеооператоров СМИ.

4. Фотографирование и видеосъемка должна осуществляться следующим образом — по 3 фотографии или видеоплана каждого объекта съемки с трех наиболее презентабельных, информационных, выгодных ракурсов (направлений съемки). Необходимо производство от трех до шести видов фото- и видеосъемочных планов, разделяющихся по важности и масштабу отображенных на них деталей и объектов оперативной съемки: общий, средний, крупный план и т.д. [1]

В настоящее время разделяются шесть основных видов съемочных видео- и фотопланов:

дальний план (объект или человек и окружающая его обстановка);

общий план (объект или человек в полную величину);

средний план (условно — человек до колен); поясной план (условно — человек по пояс); крупный план (условно — голова человека); макроплан (элемент или деталь объекта или человека, например: руки, глаза, шеврон, эмблема, колесо, финистрон).

5. К каждому фотографическому или видеосъемочному медиаматериалу (плану) необходимо представлять грамотно оформленное, объективное и краткое описание с обязательной информацией о:

дате события;

точном адресе события (субъект, населенный пункт, улица, дом);

объекте ЧС или пожара (жилой дом, магазин, завод и т.д.);

предмете пожара или ЧС (жилая комната, крыша, подвал и т.д.);

названии объектов, изображенных на фотографии;

действиях, изображенных на фото- или видеоматериале.

6. Должна быть представлена сводка о количестве людей, участвующих в ликвидации ЧС, о количестве единиц техники; масштабах, предварительных причинах и последствиях произошедшего; количестве пострадавших и погибших, времени на проведение спасательной или ликвидационной операции.

7. Должна быть полная расшифровка комментария ответственного лица на подходе к прессе с указанием точной информации о фамилии, имени и отчестве интервьюируемого, а также штатных должностных обязанностях на момент съемки.

8. На снимках должна быть отражена работа сотрудников МЧС России, применение техники МЧС России и средств спасения, работа оперативных групп, оперативных штабов. Все видео- и фотопланы должны отображать детали, указывающие на принадлежность к МЧС России.

Выводы

В настоящее время медиаматериалы являются неотъемлемой частью информационного сообщения, доклада, презентации, публичного выступления. Аудиовизуальный медиаматериал является неотъемлемой частью современного информационного источника. В связи с этим высокий уровень медиаобра-зовательного процесса в ведомственных подразделениях НЦУКС и УИ МЧС России является важной составляющей грамотного понимания принципов медиапроизводства на профессиональной, теорети-ческо-познавательной основе.

Для повышения качества медиадокументальной деятельности ведомственных подразделений МЧС России предлагается принять к сведению настоящие рекомендации и обратить внимание на следующие вопросы:

организацию на местах обучения ведомственных специалистов МЧС России по практико-теоретиче-скому курсу «Медиаобразование», основы которого базируются на грамотном проведении съемочной деятельности с учетом вышесказанных требований;

налаживание дополнительного (дистанционного)

взаимодействия с профессиональными медиаобразо-вательными структурными подразделениями с целью организации профессионального обучения аудио-, фото- и видеосъемочной деятельности техническим средствам интернет, интранет или другой оперативной связи.

Литература

1. Волынец М.М. Принципы работы оператора при съемке архитектурных сооружений: Учеб. пособ. М., 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. ВоскобойниковЯ.С. Журналист и информация. М., 2002.

3. Дзялошинский И.М. Формы и методы работы журналиста с источниками информации. М., 2001.

4. Князев А.В. Основы тележурналистики и телерепортажа: Учеб. пособ. Бишкек: КРСУ, 2001.

5. Кузнецов Г.В. Так работают журналисты ТВ. М., 2000.

6. Нестеренко Ф.П. Эрназаров К.Т., Маматова Я.М. Труд журналиста: профессионализм, творчество, мастерство. М., 2004.

7. Сенкевич М.П. Культура телевизионной и радиоречи: Учеб. пособ. М., 1996.

Сведенья об авторе

Маченин Андрей Александрович: аспирант-медиапеда-гог, ФГБУ «Объединенная редакция МЧС России», вед. инж. управления мультимедийных технологий Тел.: (915) 384-59-15. E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.