И. Г. Елинер
Медиадизайнер и его участие в формировании идеального образа среды и человека
В формировании идеала, будь то окружающая нас природная или искусственная среда или сам человек, во все времена участвовало несколько составляющих. Из наиболее общих, взаимосвязанных, интегрированных составляющих, участвующих в формировании идеального образа, следует выделить конкретное время и пространство определенного общества, государства, этноса и степень его интегрированности в общий процесс развития человечества. Любое время пронизано конкретными философскими, техническими и другими идеями. Одни идеи доминируют, а другие являются субдоминантными, некоторые идеи носят самостоятельный характер или даже противоборствуют доминантным идеям и идеалам характер. Эта борьба идей, идеалов также отражает характер времени и участвует в формировании доминирующего идеала. Любое общество, государство, несмотря на различия социального устройства, общественно-экономических отношений в нём, заинтересовано в формировании идеального образа, к которому должны стремиться его граждане. Заинтересованность общества в формировании идеального образа определяется тем, что любая система, кроме свободы, необходимой для развития творческих способностей человека, без которой немыслим прогресс, нуждается и в сохранении порядка, без которого деятельность системы превращается в хаос. Свобода и порядок в любой системе находятся в определенном соотношении, которое и определяет состояние системы, фазу ее развития и, во многом, ее основные характеристики - сложность, открытость, гибкость. Идеал же представляет тот смысловой и эмоциональный стержень, на который нанизан определенный набор ценностей, определяющий общественно-экономические условия данного общества. Все это определяет организацию СОГ-системы общества и соподчиненных ей систем культуры, искусства и, в частности, дизайна как системы. Отсутствие идеалов ведет к хаосу в системе общества, к превалированию дезинтеграционных процессов в любой из соподчиненных систем. Таковы не только закономерности функционирования простых физических систем (законы физики и механики) и относительно простых физико-химических систем (синергетические законы), но и сложных систем (организм, общество, искусство, культура - согистические законы саморегуляции и развития).
В любом обществе, даже весьма тоталитарном, имеются разные социальные группы, слои общества, сословия, которые по-разному относятся к идеалу, формируемому обществом, властью, СМИ. При этом у
одних социальных групп отношение к идеалу, идеям, ценностям, выдвигаемых обществом, может быть вполне осознанным:
- первая группа, когда человек принимает и активно поддерживает идеи, выдвигаемые государством - активная социальная личность;
- вторая группа, когда человек понимает, осознает, но не принимает идеалы общества как свои - личность не согласна с этими идеалами, но за счет конформизма не проявляет активных действий, чтобы отстоять свои идеалы и переустроить общество, т.е. ни в каком виде не противоборствует идеалам общества - конформистская личность;
- третья группа, когда человек осознанно придерживается других идеалов, активно противоборствует доминирующим в обществе идеалам, создаваемых большинством мультимедийных средств массовой информации - асоциальная личность.
Другие социальные группы действуют неосознанно, либо:
- принимая идеалы и следуя в соответствующем выдвигаемому обществом идеалу направлении, т.е. фактически идя за большинством,
- интуитивно не принимая идеалы, оказывая сопротивление своим бездействием или активным противодействием.
При этом все общества, находясь на разных стадиях развития, по разному относятся к общему процессу развития человечества. Так, например, духовность более свойственна культуре Востока с ее тенденциями к сохранению традиционной культуры. М. С. Каган пишет: «Восток сохраняет систему ценностей традиционного типа культуры с ее мифологической генетикой, а Запад утверждает свободу личности как верховную ценность»1. Этот процесс, в свою очередь, может быть охарактеризован двумя составляющими - техническим прогрессом и глобализацией. При этом культурно-психологическая составляющая, как процесс углубления взаимопонимания, взаимодействия, разных обществ, этносов, наций, а тем более взаимосодействия благосостоянию развития различных по разным критериям обществ, значительно отстает от технического прогресса.
Все эти составляющие определяют сложность саморегуляции, саморазвития и развития каждой системы в отдельности, будь то общество или этнос, культура или искусство, или дизайн как система, во многом способная влиять на формирование идеала. Если эти системы рассмотреть согистически, т.е. как сложные, открытые и гибкие системы, обладающие конкретными свойствами и степенью их выраженности (более сложные и менее сложные, более открытые и более закрытые, более гибкие и менее гибкие), то понятны станут и те идеалы, их модели, которые создают данные системы обществ. Применив многоаспектный (разные дисциплины), многоракурсный (одна дисциплина, но в разных ракурсах) и многоуровневый анализ (одна система, но на разных уровнях развития)
1 Каган М. С. Философская теория ценностей. СПб., 1997. С. 144.
и синтез данных об этих системах, мы выявили определенные общие закономерности в организации деятельности разных систем. Отметим, что в зависимости от стадии развития системы1, от состояния системы2, а также фазы развития, в которой находится система3, идеалы, ей свойственные и соответствующие, могут вести как к интеграции, так и дезинтеграции. Это и определяет наличие сепаратистких и интеграционных тенденций, наличие традиционных обществ и обществ инновационных, глобализационных и антиглобализационных процессов в Мире.
Всё это показывает и обуславливает сложность решения задач и целей нахождения однозначных решений при формировании идеала, равно годящегося для всех систем без исключения. Найти же единый, общий идеал невозможно. Ведь все системы, даже находящиеся в одном времени и одном пространстве - разные, степень выраженности этой разницы весьма значительна. Уже в момент рождения люди значительно отличаются друг от друга по задаткам, выраженности тех или иных инстинктов и по многим другим внешним и внутренним признакам. Кроме того, согласно согистическому анализу, все СОГ-системы находятся в разных стадиях, состояниях и фазах развития. И в системах общества, искусства, дизайна, стиля моды одновременно действует разные тенденции - интеграционные и дезинтеграционные, синхронизирующие и дезинтегрирующие, консервативные и тенденции к свободе. Вот почему общий идеал, равно годящийся для всех систем, вывести можно только умозрительно, как идеальное абсолютно гармоничное произведение искусства (нечто вроде Моны Лизы Леонардо да Винчи), что и делают акмеологи выдвигая идеал, как «абсолютное художественное произведение»4. В действительности построить такой идеал, который смог бы консолидировать все общества и все системы при нынешнем их состоянии, стадии, фазе развития, невозможно.
Однако стремиться к созданию такого идеального образа можно за счет построения общего вектора развития общечеловеческих отношений, в котором доминировать может общий принцип «не делай другому того, что не пожелал бы себе». Построение такого вектора может быть осуществлено за счет выделения общечеловеческих ценностей, создания гармоничной среды. Помочь этому могут глобализационные технологии и процессы, главным образом за счет повышения уровня культуры на основе понимания инаковости других культур, терпимости и толерантного
1 Стадии рождения, формирования, расцвета, стагнации, упадка и распада.
2 Состояние динамического равновесия, устойчивого равновесия, неустойчивой неравновесности.
3 Фазы оптимальности, стабильности, вариабельности.
4 Бранский В. П., Пожарский С. Д. Социальная синергетика и акмеология. СПб., 2002.
отношения к непохожим культурам. Об этом много и основательно писал М. С. Каган, мы также подчеркивали это во всех главах о «совершенстве» трёхтомного труда под общим названием «Таблетки мудрости»1.
В Санкт-Петербургском государственном Университете культуры и искусства на факультете ФИТиМ (факультет информационных технологий и медиадизайна) при подготовке к специальности информатик-дизайнер используется многоаспектное, многоракурсное и многоуровневое рассмотрение при оценке любого дизайнерского проекта, в основе которого лежит анализ всех вышеперечисленных составляющих - времени постмодерна, особенности пространства, в который вписывается мультимедийный объект, а также стадию, состояния и фазу той системы, которую данный дизайнерский проект должен гармонизировать, приближать к идеалу. Вне такого рассмотрения любой дизайнерский проект, даже самый удачный будет случайной находкой, зависящий лишь от одаренности и интуиции автора. Применяя методику согистики, возможно сделать процесс поиска идеала направленным за счет знаний закономерностей, которым подчиняются любые сложные открытые и гибкие системы, в том числе и дизайн.
1 Елинер Г. И., Елинер И. Г., Елинер Н. Г. Таблетки мудрости: в 3 т. СПб., 2000-2007. 3 т.