Научная статья на тему 'О преимуществах согистического метода при исследовании проблем в сфере культуры'

О преимуществах согистического метода при исследовании проблем в сфере культуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
227
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О преимуществах согистического метода при исследовании проблем в сфере культуры»

И .Г.Елинер

О преимуществах согистического метода при исследовании проблем в сфере культуры

В 60-70-е годы в исследовании культуры широко внедрялся системный подход, опирающейся на целостный взгляд на культуру как систему1. В настоящее время, как отмечает В.С. Степин2, актуальным является использование синергетического подхода, который рассматривает системные процессы, идущие в культуре в динамике от хаоса к порядку.3 Нередки и попытки создания обшей теории систем для установления закономерностей, свойственных всем системам без исключения.4 Данная статья посвящена краткому изложению согистики — науки о сложных открытых и гибких системах, которые обладают собственными закономерностями системной организации. Со-гистический методологический подход разрабатывается коллективом авторов, в число которых входит и автор предлагаемой статьи. Благодаря согис-тике появляется возможность не только оценить каждую СОГ-систему в отдельности, но и выявить общие закономерности, присущие именно СОГ-системам в организации их деятельности.

1 Блауберг И.В,Юдин ЭТ. Становление и сущность системного подхода.— М.: Наука, 1973; Блауберг И.В,Садовский В.Н.,Юдин ЭТ. Системный подход: предпосылки, проблемы, трудности. — М.: Знание, 1969; Аверьянов АЛ. Системное познание мира.— М.: Политиздат, 1985; Каган М.С. О системном подходе к системному подходу // Философские науки. — 1973. — № 6. — С.34-42.

2 Степин ВС. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии. — 2003. — № 8. — С.5-17.

3 Каган М.С. Синергетика и культурология / Синергетика и методы науки.— СПб, 1998; Капица С.П.,Курдюлюв СЛ.,Мтинецкий ГГ. Синергетика и прогнозы будущего/ 2-е изд.— М.: Эдиториал УРСС, 2001; Пригожш И.,Стенгерс И. Порядок из хаоса / пер. с англ. 3-е изд.— М.: Эдиториал УРСС, 2001; Князева ЕЛ.,Курдюлюв СЛ. Основания

. , , . — .: , 2002; Синергетика и методы науки.— СПб.: Паука, 1998; Астафьева О Л. Синергетический подход к исследованию социокультурных процессов: возможности и пределы. — М.: Изд. МГИДА, 2002.

4 Винограй ЭТ. Основы общей теории систем.— Новосибирск, З-Сиб. отд. Филос.

. , 1993; . / . . . ,

В.С. Тюхтина.— М.: Мир, 1981; Малиновский АЛ. Общие вопросы строения систем и их // .— .: , 1970; Сагатовский В.Н,Сараев А.Д.,Уемов АЛ. Системный подход и общая теория систем // Философские науки. — 1980. — № 6. — С.162-164; Садовский ВЛ. Основания общей теории систем: логико-методологический анализ.— М.: Наука, 1974; Каган М.С.

. // Материалистическая диалектика и системный подход.— Л.: Изд. ЛГУ, 1982.

Согистический подход позволяет широко взглянуть на мир вокруг нас и понять, куда мы идем, в том ли направлении развиваемся, ощутить сложность мира. Он позволяет понять, что, с одной стороны, углубленное, дифференцированное изучение частностей с выявлением специфических харак-

, , -

ши знания о специфике каждой отдельной системы, но, с другой стороны, и не позволяет составить о мире интегральное представление. Любой,самый тонкий показатель или даже ряд показателей,характеризующих специфику системы,взятых в отделыюсти,не отражают сущности организационной деятельности всей системы. Ведь простая сумма частных сведений о СОГ-системе не отражает вовсе сущности целостной организации СОГ-системы,тем более не отражает тех закономерностей,которые присущи всем СОГ'-системам.Это один из основополагающих постулатов именно со-

гистического мышлен ия1.

, , -

гистике, создается возможность выявить те признаки, характеристики, постулаты и принципы, которые отличают СОГ-системы от простых и относительно простых систем, для изучения которых требуется иные методологиче-.

Рассуждения о системах, принадлежащих к разному классу систем, не могут быть одинаковыми. Одинаковость подходов и рассуждений о разных классах систем ведет к выдвижению неправильных аналогий, к логическим ошибкам, когда сопоставляется несопоставимое2.

Согласно согистике необходимо разделять системы на следующие классы:

• простые механические системы, которые подчиняются строгим математическим законам механики и классической физики;

• относительно простые физико-химические системы, термодинамические диссипативные системы, которые подчиняются достаточно строгим математическим законам синергетики, ведущим эти системы от хаоса неопределенности к организованному порядку;

• собственно сложные, открытые и гибкие системы, деятельность которых подчиняется особым согистическим законам и зависит от многих факторов, определяющих качественную определенность их структурной, функциональной и смысловой организации во взаимодействии как внутренних, так и внешних системообразующих факторов. Такая система, развиваясь,

может идти как к оптимизации своей организации с повышением уровня

, , , -

1 Рассуждая о чем-то, мы всегда должны помнить, что это может оказаться или частным

случаем и не выявлять закономерность, или наоборот, быть типичным случаем, т.е. входить в

, .

2 , .

дополнительности, когда природа одного явления может иметь разное описание. (См. Познер Л.Р. Метод дополнительности: проблема содержания и сферы действия. — М.: Изд. Моск. унта, 1981; Принцип дополнительности и материалистическая диалектика. — М.: Мир, 1976.)

пик, понижать уровень своего развития, что в лучшем случае приведет ее к ассимиляции с другими системами, а в худшем случае — к распаду и даже самоуничтожению. Такое поведение систем наиболее характерно для культуры: оно может иметь положительный знак, если ведет к прогрессу, к ду-, , -

тему культуры в тупик, к антикультуре.

Подход к изучению систем разного класса не может быть одинаковым, ибо законы, которым они подчиняются, разные. И нельзя логику рассуждений из одного класса систем переносить на другой класс. Такой перенос во многих случаях по-дилетантски упрощает наше понимание мира СОГ-

систем, да и мира в целом. Согласно такому взгляду, мир достаточно просто

, , , ,

есть простые способы решения его проблем. (Многие революционные идеи есть следствие подобных взглядов на общество, человечество, мир: «весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим...», «каждая домохозяйка может управлять государством», «стоит заменить одного продавца или правителя другим, и с понедельника заживем по-

новому, магазин станет рентабельным, а мир станет справедливым»).

,

заключается в идее его непознаваемости. Она состоит в утверждении, что мир сложных систем настолько многогранен и зависит от такого множества факторов (в том числе, и по организации их регуляции и управления), что тщетны все предпринимаемые усилия по выявлению присущих СОГ-системам общих закономерностей1.

Согистика позволяет избежать этих двух крайностей воззрения на Мир — упрощения и непознаваемости, установить вполне объективные общие закономерности в деятельности СОГ-систем и на основе их попытаться оптимизировать существующую культурно-социальную систему, от которой зависит комфортное состояние личности2, без заботы о котором СОГ-система обще, . , то искусство, дизайн, культура, причем любого общества, может лишь деградировать. Кроме того, развитие культурно-социальной системы конкретного общества и человечества в целом нельзя связывать лишь с развитием техники или развитием только экономики. Развитие человечества как системы, глав-

1 По-видимому, именно отсюда такое огромное количество мифов — концепций, которые идеализируют реальность до упрощенной крайности, идеи всемогущего Бога, который управляет миром, все видя, все зная, а потому — справедливо. При этом все несправедливости исходят от его антипода — сатаны, соблазняющего человека. Человек же слаб и беспомощен и не может проникнуть в таинства божественной благодати, духа Господа с его неисповедимыми путями, ведущими мир к вечной благодати. Подобная модель мира

составляет основу мистико-религиозного сознания человека.

2 , -

нятие обеспечения удобства, а как интегральный показатель состояния человека, вклю-

, ( . .,

Елинер И.Г., Елинер Н.Г., Таблетки мудрости (т.1).— СПб., 2000. — С. 166-172, 327-333).

ным образом, связано с повышением общего уровня развития культуры и нравственности, которое, в свою очередь, также нельзя связывать с конкретизацией и воплощением какого-то одного идеала, даже кажущегося на данный

момент совершенным. Развитие такой глобальной системы, как человечест-

, ,

происходить вне разнообразия культур, разнообразия идеалов, ибо должно включать возможность выбора альтернативных вариантов формирования СОГ-систем и их развития. Отсутствие альтернатив ведет к застою и смерти

-.

, , ,

, , -

ции, приведет к распаду системы. Структура,функции,содержание работают на повышение надежности,оптшмизацию СОГ'-системы только при их согласованном взаимодействии с внешними системообразующими фак-торами,теми реалиями,которые мы и определяем как действительность, т.е.объективную реальность, от которой и необходимо отталкиваться при оптимизации и совершенствовании любой СОГ-системы.

Согистика помогает понять организационную сложность глобальных систем и просто СОГ-систем. Основными предпосылками к созданию методологических основ согистического подхода к изучению СОГ-систем стали идеи, лежащие в основе системного и синергетического подходов. Преимуществом системного подхода является рассмотрение СОГ-системы в целост-, -

, -

, . -

ского подхода является динамическая характеристика, позволяющая оценить систему в развитии от хаоса неопределенности (зарождение системы) до организованного порядка (сформированная система). Согистический подход объединяет преимущества системного и синергетического, а разработка собственных согистических методологических принципов не только обогащают их, но и позволяют выявить новые эффекты и закономерности в организации деятельно- .

Согистика рассматривает организационную деятельность системы во взаимодействии по возможности всех составляющих:

• внешних и внутренних систе мообразующих факторов;

• р^личных те нденций;

• струетурных, функциональных и смысловых сущностных факторов, обуславливающих свойства системы;

• в разном сочетании таких свойств СОГ-системы, как сложность, открытость и гибкость;

• таких интегральных характеристик, как адаптационная возможность

, .

Рассмотрение всех этих факторов, свойств, характеристик проводится как в одной точке времени и пространства, что позволяет рассмотреть СОГ-систему как явление в статике, так и в динамике ее трансформации во време-

ни и изменяющемся пространстве, т.е. выяснить процесс становления СОГ-системы. При этом динамика включает рассмотрение процесса не только

собственно жизни системы от момента ее рождения до формирования и рас, -

довательной смены одних систем другими с изменением их качества, с опре-

, , -

системы от предыдущей1, которое может идти как в направлении совершен, , . Благодаря такому рассмотрению, в конечном итоге, выявляются закономерности функционирования и развития СОГ-системы и ее организационная сущность в норме, когда структура, функции и содержание направлены на оптимизацию состояния системы в целом, а конкретно в культуре — к прогрессу, и в патологии (патологию культуры мы расцениваем как антикультуру), когда, идя по неправильному или тупиковому пути, система получает

повреждения со стороны систем, стоящих выше нее на иерархической лест-

, , , -

, . -

низовывать свою деятельность в зависимости от степени нарушения организационной целостности на иных принципах, за счет изменения состояния .

- , — , -

нальной и смысловой дезинтеграции, т.е. к необратимому повреждению системы (стадия распада СОГ-системы)2.

Все эти изменения, как в норме, так и в патологии, помогают по-новому взглянуть на вопросы причины и следствия, ибо в СОГ-системах причина и следствие имеют иные, гораздо более сложные отношения, чем в простых и

относительно простых системах. В СОГ-системах причина и следствия могут

, , -

висимыми за счет множества связей, отношений между структурами, функциями и содержанием самой системы и между системами различного уровня сложности, находящимися в иерархическом соподчинении. В СОГ-системах иерархия строится на двух принципах. При экстремальных возмущающих воздействиях она опирается на довольно строгую субординацию, а в норме опирается на более гибкие связи за счет координационного принципа управ.

, -

вие разных системообразующих факторов. Такая оценка связи, обеспечи-

1

системной эволюции впрямую не входит, это — задача специалистов, которые смогут

воспользоваться согистическим подходом.

2 ,

сначала скрытого дефицита функций, затем явного дефицита, и, наконец, скрытых необратимых и явных необратимых изменений, обнаруживаемых на разных уровнях, вплоть до разрегуляции на системном уровне изложены в Елинер ГЛ., Елинер ИГ., Елинер Н.Г., Таблетки мудрости (т.1).— СПб., 2000. — С.182-193.

вающей регуляцию и управление, позволяет, во-первых, различать СОГ-

системы по уровню их развития, а во-вторых, оценивать целостность систем,

многоуровневое рассмотрение по общим критериям адаптации, оптимальности, надежности.

, - -

сти в организационной деятельности СОГ-систем. В связи с этим при установлении закономерностей, свойственных той или иной СОГ-системе, случайность может оказаться вовсе не случайностью, а вполне закономерным , .

настоящей или истинной случайности, которая возникает вне закономерно, -

ных вариантов отклонений от описания типичного поведения, или организационной сущности СОГ-систем1. При определении роли случайности в общем согистическом процессе наиболее адекватным методом является стохас-, -

темы во взаимодействии с большой или глобальной системы, в то время как поведение большой и самой глобальной системы будет всегда подчинено .

Согистический подход помогает разрешить противоречия, парадоксы и

объяснить различные эффекты, наблюдаемые в поведении СОГ-систем раз, , ,

включения в методологию согистического подхода анализа стадий, состояний и фаз, от которых зависят реакции СОГ-системы на стимулы и возму-, -

стях организации деятельности за счет многоаспектного, многоракурсного и

.

Многоаспектность состоит в рассмотрении одной проблемы объемно, с точки зрения разных отраслей знания. Это позволяет взглянуть на СОГ-систему глазами различных специалистов, которые найдут разные факторы, характеризующие исследуемую СОГ-систему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Многоракурсность включает рассмотрение проблемы специалистами в одной области знания, но с разных сторон, что позволяет выделить как специфику ее организации, так и углубить знание об общих закономерностях, которым исследуемая система подчиняется.

Многоуровневое рассмотрение позволяет специалисту взглянуть на проблему в разрезе, уточнить механизмы становления ее как системы и динамику ее саморазвития во взаимодействии внутренних системообразующих факторов и развития под воздействием внешних системообразующих факторов. Многоуровневое рассмотрение раскрывает внутренние взаимосвязи как сущ-

1 ,

аргументируя ошибки бесконечностью примеров из жизни, которые приводят, когда хотят показать, что лишь случай определяет «судьбу».

ностных системообразующих факторов, так и любого другого системообра-, .

Каждое из перечисленных рассмотрений позволяет определить роль от, ,

общие закономерности ее организации как явления в конкретной точке пространства и времени. Только все системообразующие факторы вместе, в полном соответствии с принципом дополнительности, могут охарактеризовать систему в целом. Кроме того, каждый фактор, отобранный по принципу необходимости и достаточности и изученный в динамике становления системы, ее развития и трансформации в пространстве и времени, будет характеризовать СОГ-систему как процесс не только в онтогенезе, т.е. в течение жизни , ,

, , , -

гую, т.е. череды смен систем (линейное развитие), а также эволюционном развитии данного класса систем, имеющих различные специфические характеристики по разным критериям (нелинейное развитие)1.

При этом набор факторов, отобранных по тому же принципу необходимости и достаточности, за счет совместного использования многоаспектно-сти, многоракурсности и многоуровневое™ рассмотрения, позволяет охарак-- , . -

ность описать все те конкретные закономерности, которым разбираемая сис-

, , -

ности и многоуровневое™ в изучении разных специфических систем — позволяет проверить установленные общие закономерности, которые присущи - 2.

произведенных выводах минимизируется благодаря многократному дублированию и проверке сведений, получаемых с помощью именно такого согисти-ческого подхода, включающего проверку достоверности собираемых сведений об организационной сущности СОГ-систем3.

1 Елинер ГЛ., Елинер ИТ., Елинер ИГ. Искусство невозможного (т.2).— СПб., 2002; Елинер Н.Г. Процессы стнлеобразовання в пространственных искусствах. (Опыт применения системно-^ль^рологического подхода).— СПб.: ИД «Петрополис», 2005.

2 Елинер Г.И.,Елинер ИГ., Елинер ИГ. Сага о согистике (т.3).— СПб.: ОАО

« », 2007.

3

выделяемыми характеристиками, признаками, свойствами, факторами, обуславливающими закономерности деятельности исследуемой СОГ-системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.