субдискурса активно проявляют себя. Про-блемность приводит к расширению тематики, очевидно, что предмет речи раскрывается разносторонне в данном субдискурсе. Авторство видно в постоянном дополнении основного текста специальным ссылками и иллюстрациями. Темпоральность вскрывает возможность воссоздания события по минутам, а также вероятность прослеживания реакций людей на событие (от страха до юмора). Локативность проявляется в том, что оценивается не только Челябинск, но и Тунгусский заповедник, озеро Чебаркуль и другие территории, имеющие отношение к падению метеорита. Особенность авторства видна в том, что пользователи Сети реагируют мгновенно: появляются открытки с юмористическими надписями; проходит бурное обсуждение метеорита в соцсетях; органи-
зуются форумы - люди обменивались данными, сохраняя и передавая друг другу ссылки на видео о падении метеорита и т. д.
Таким образом, анализ структурных и содержательных особенностей субдискурсов Сети является важным и необходимым для построения методики анализа интернет-текстов и дискурса Интернета в целом.
Список литературы
1. Лазарева, Э. А. Интернет-текст и интернет-дискурс // Текст в коммуникативном пространстве современной России. Барнаул, 2011. С.265-273.
2. Скворцов, О. Г. Дискурс Интернета /
О. Г. Скворцов, Э. А. Лазарева, Е. В. Горина. Екатеринбург, 2009. 176 с.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 319-322.
О. Ю. Латышев, Е. А. Байер
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Использование безопасных электронных средств учебного назначения и досуговой деятельности наряду с представлением о границах безопасного медиапространства способствует повышению жизнестойкости детей-сирот, увлеченных туристско-краеведческой деятельностью.
Ключевые слова: медиапространство, медиабезопасность, туризм, краеведение, воспитание, детский дом, дети-сироты, медиаобразование.
Проблема медиабезопасности в образовательной среде возрастает прямо пропорционально увеличению объема информации, которую необходимо повседневно воспринимать, оценивать, отбирать и использовать при решении задач, стоящих перед учителем и учеником, воспитателем и воспитанником детского дома. Вполне естественно было бы предположить, что с увеличением количества информации, подлежащей критическому осмыслению, возрастает и риск неправильной оценки степени достоверности информации, отбираемой для формирования фундаментальных знаний, умений и навыков. Увеличение степени концентрации внимания, что могло бы предотвратить попадание недоброкачественной информации в круг исходных положений образова-
тельной деятельности, также не может быть бесконечным. Соответственно, мы становимся перед необходимостью более строгого отбора исходной информации, сравнения и сопоставления различных источников, совокупное использование которых позволит существенно повысить вероятность получения достоверной, полной и пригодной для дальнейшего осмысления информации.
Почему это приобретает столь высокую важность применительно к туристско-краеведческой деятельности? Если в классе решается задача по геометрии, а предложенное учащимся решение не выдерживает никакой критики с точки зрения учителя и сверстников, достаточно стереть все с доски и начать сначала. Если же команда юных туристов оказалась в походе
с неточной картой, скачанной с сайта сомнительного качества, и самонадеянным проводником, то шансов вернуться домой вовремя, не переполошив родителей слишком долгой отлучкой, к тому же - целыми и невредимыми, становится намного меньше. Насколько нам известно, далеко не все руководители походов перед отправкой в путешествие получают положительное заключение маршрутно-квалификационной комиссии, некоторые же из них даже не подозревают о ее существовании. И даже среди тех, кто всерьез берется за овладение навыками работы руководителя похода, далеко не все с первого раза сдают строгие и объемные нормативы федерального уровня. Для отдельных настойчивых и целеустремленных педагогов обучение может продолжаться и год, и два сверх установленного срока.
Однако при столь щепетильном отношении к процессу обучения ни один такой потенциальный руководитель похода не воспользуется сетевыми источниками сомнительного содержания для составления туристического маршрута и уж тем более не позволит своим ученикам легковерно относиться к низкопробной информации. Скорее всего, он приложит значительные усилия еще и к тому, чтобы и в его отсутствие ученики при составлении собственных маршрутов туристических походов могли проявлять высокий информационный иммунитет, сосредоточенно рассматривать каждый заинтересовавший их медиаобъект, серьезно относиться к вопросам сортировки поступающей информации по степени достоверности и применимости в конкретных условиях.
Что же касается вопроса медиабезопасности в целом, то ему должно уделяться значительное внимание при составлении курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для средней общеобразовательной школы. По мнению В. А. Ковтонюк, «общеобразовательный профиль как обязательный минимум содержания среднего общего и основного общего образования включает курс обучения ОБЖ. Для воспитанников детского дома данный курс приобретает особое значение. В традиционных семьях роль самых первых учителей ОБЖ играют родители, озабоченные сохранением жизни и здоровья своих детей. Разумеется, прививаются лишь первичные знания безопасности жизни. Но у детдомовского ребенка нет и этого. Поэтому курс должен быть разработан настолько хорошо, чтобы в максимальной степени компенсировать изначально недоста-
ющие ребенку представления о нормах поведения, согласующихся с основами безопасности жизнедеятельности» [2. С. 233]. И чем сильнее притягивает ученика и воспитанника медиапространство, непрерывно возрастающее в объеме и широте распространения, тем больше внимания предстоит уделять авторам учебников и работающим по ним учителям данной неотъемлемой ипостаси современного образовательного процесса. Последовательность предлагаемых для изучения рекомендаций должна быть максимально тонко инструментованной и предполагать высокий уровень конкретизации материала по вопросам медиабезопасности. Как указывает Л. Б. Левина, «нельзя обходиться общими сведениями, неприменимыми к совершенно конкретным сложным жизненным ситуациям, выход из которых должен быть найден ребенком быстро и правильно. А выпускник детского дома, оказавшийся в роли ответственного лица, должен помочь ребенку по мере максимума своих представлений о предмете.
В тесной связи с курсом ОБЖ выступает учебный предмет «Экология». Ни для кого не секрет, что преемственность этих дисциплин проходит по линии четкой зависимости безопасности жизни человека от соблюдения им норм экологического природопользования. И экологические знания нужны, разумеется, далеко не только тем выпускникам, которые решили посвятить себя делу наведения экологического порядка на родной планете. В условиях любого направления профессионального самоопределения практически на первый план выступает стандартное условие: ты бережно относишься к воздуху, воде, земле, рационально используешь их, содержишь в чистоте сам и не даешь загрязнять другим. Лаконичные по звучанию требования к каждому участнику природопользования на деле оборачиваются подчас необходимостью полностью перестроить свой жизненный цикл, подчинив его современным экологическим нормам существования в обществе» [2. С. 234].
Следует подчеркнуть, что, на наш взгляд, вопросы медиабезопасности и экологии во многом взаимообусловлены, даже если это не всегда одинаково очевидно. Во-первых, эта общность прослеживается на философском и общепонятийном уровне. Медиабезопасность как таковая возможна только в условиях экологичности информационного общества. В свою очередь, стремление учителей, воспитателей и других сотрудников детского дома
сделать средства обучения в сфере туризма и краеведения однозначно безопасными свидетельствует об их трепетном и гиперответствен-ном отношении к вопросу экологии познания. Во-вторых, каждый участник образовательного процесса в условиях тщательного отбора безопасных медиаресурсов фактически нацелен на однозначное исключение сомнительного материала из процесса передачи знаний учащимся и формирования нового знания совместными усилиями вместе с ними. Тем самым он содействует созданию и поддержанию экологической среды познания. В-третьих, юному туристу категорически необходимы экологические знания в общепринятом выражении: соблюдение принципа медиабезопасности позволит снабдить юного участника познавательного процесса соответствующей его задачам информацией о том, какие природоохранные объекты встретятся ему и его товарищам на пути следования, как с ними правильно обращаться, чтобы сам факт похода не стал препятствием для поддержания экологической обстановки на подразумеваемом объекте. Наконец, добросовестно сформированные знания о состоянии этой особо охраняемой природной территории помогут юным туристам правильно подготовиться к посещению заповедника, заказника, природного парка.
Если поступили тревожные сигналы о загрязнении бассейнов рек, заповедных зон, отрогов горных хребтов или других природоохранных объектов, через которые проляжет маршрут многодневного похода, следует провести надлежащую подготовку к такому ответственному действию. Взрослым участникам похода предстоит продемонстрировать понимание того, не настолько ли загрязнена территория, через которую проходит маршрут следования, что туда нельзя вести детей? В этом также проявляется элемент медиабезопасности. И если становится понятно, что поход по данному маршруту в принципе возможен, то своевременно приготовить перчатки, мешки для мусора, инструменты для его сбора, заручиться поддержкой одной из взрослых экологических бригад. Они помогут квалифицированно подойти к организации данного мероприятия, сделать его безопасным также и для каждого участника приведения в порядок природоохранной территории. При этом весьма продуктивный путь - установить партнерские отношения с одним из обществ охраны природы, реализующих свои интересы и полномочия на интересующей представителей детского
дома территории. Это полезно не только собственно во время похода. Представители таких общественных объединений могли бы делегировать волонтеров для проведения подготовительных бесед с юными туристами - воспитанниками детского дома. Имея надлежащий многолетний опыт деятельности в природоохранной области, эти волонтеры могли бы делиться с воспитанниками и их наставниками хорошо проверенной и тщательно отобранной информацией, к тому же и структурированной в удобном для детского понимания порядке.
В этом также проявляется учет требований медиабезопасности при организации туристско-краеведческой деятельности. Необходимо понимать, что личность воспитанника, в ходе воспитания которой принципы медиабезопасности и природосообразности нашли гармоничное сочетание, обретает значительно больший запас жизнестойкости, нежели личность ребенка, соответствующим образом не подготовленного. Мы не можем и не должны настаивать на очевидности этого факта, однако можем апеллировать к тем составляющим понятия жизнестойкости, которые, можно сказать, лежат на поверхности повседневного и повсеместного мировосприятия. И уже определенно очевидно, что воспитанник, ставший выпускником, с пониманием подходит к выбору маршруту похода и учитывает, не нанесут ли вред его жизни и здоровью те или иные условия, с которым он и его товарищи могут встретиться во время путешествия.
Руководствуясь принципом медиабезопасности, он будет анализировать медиаресурсы, способные свидетельствовать о вредности или безвредности маршрута для его здоровья и здоровья всех, кто вверил ему как руководителю похода свои судьбы. Собственно во время похода такой выпускник будет проявлять максимальную осмотрительность и призывать к этому всех участников идущего за ним коллектива, чтобы свести к минимуму риск падений, ударов, столкновения с непреодолимыми препятствиями, переохлаждения, перегрева. Этому помогут наиболее четко выверенные походные карты, анализ фото- и видеоматериалов, размещенных в сети участниками предыдущих походов по этим и подобным им местам, имеющим схожие классификационные признаки в системе особо охраняемых природных территорий.
Как мы уже отмечали ранее, «поводом для постановки вышеобозначенной научной проблемы явилась многолетняя и широко направ-
ленная деятельность детского дома г. Азова по формированию жизнестойкой личности воспитанника. Значительную роль в данном процессе были призваны сыграть средства туризма и краеведения. Как показала практика повседневной жизни этого интернатного учреждения, туристско-краеведческая деятельность способна занимать достойное место в процессе социализации детей-сирот - в частности, при повышении жизнестойкости воспитанников в условиях быстро меняющегося общества и относительно низкой прогнозируемости направления его дальнейшего развития» [1. С. 144]. Сейчас, когда мы находимся уже на следующем этапе экспериментального исследования в рамках заявленной проблематики, есть возможность сделать такие промежуточные выводы.
1. Медиабезопасность необходимо признать одним из главенствующих принципов в процессе воспитания жизнестойкой личности детей-сирот, поскольку из этого закономерно вытекает безопасность собственно жизни воспитанников. И, как следствие, возможности для увеличения ее продолжительности и качества.
2. Направление туристско-краеведческой деятельности детского дома в его воспитательной системе и концепции экспериментальной работы по отношению к принципу медиабезопасности носит доминантный характер. Это определяется высокой степенью зависимости результатов обозначенной деятельности от качества поступающей, отбираемой и критически осмысливаемой информации из сетевых и прочих информационных ресурсов.
3. Детский дом как учреждение образования и государственной поддержки детства призван
становиться и всегда быть территорией высокой медиабезопасности. Это должно происходить не в силу тотальных информационных ограничений вплоть до создания искусственного информационного вакуума, а за счет растущего умения сотрудников и воспитанников корректно работать с поступающей информацией, давать соответствующую оценку качества и возможной сферы ее надлежащего применения.
В заключение следует отметить, что ведомая нами научно-практическая деятельность находится, на наш взгляд, пока еще в зачаточном состоянии. Мы понимаем, что исследовательский инструментарий, методы и подходы к организации исследования требуют значительно большей разработанности. Это тем более побуждает нас к участию в многомерном продуктивном диалоге по заявленной здесь теме.
Список литературы
1. Байер, Е. А. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионнотуристической деятельности / Е. А. Байер, О. Ю. Латышев // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012. С.144-154.
2. Ковтонюк, В. А. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий / В. А. Ковтонюк, Л. Б. Левина // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. Барнаул, 2006. С. 230-236.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 322-324.
О. Ю. Латышев, Е. В. Петрова
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
Занятия экологическим краеведением в детском доме побуждают говорить не только о бережном отношении к окружающей среде, но и собственно к человеку. Проявление щепетильности при подборе обучающих средств в краеведческой практике будет являть собой экологию человека, достойного жить и работать в медиабезопасной среде.
Ключевые слова: экология, природопользование, природосообразность, медиабезопасность, туризм, краеведение, воспитание, детский дом, дети-сироты, медиаобразование.