ленная деятельность детского дома г. Азова по формированию жизнестойкой личности воспитанника. Значительную роль в данном процессе были призваны сыграть средства туризма и краеведения. Как показала практика повседневной жизни этого интернатного учреждения, туристско-краеведческая деятельность способна занимать достойное место в процессе социализации детей-сирот - в частности, при повышении жизнестойкости воспитанников в условиях быстро меняющегося общества и относительно низкой прогнозируемости направления его дальнейшего развития» [1. С. 144]. Сейчас, когда мы находимся уже на следующем этапе экспериментального исследования в рамках заявленной проблематики, есть возможность сделать такие промежуточные выводы.
1. Медиабезопасность необходимо признать одним из главенствующих принципов в процессе воспитания жизнестойкой личности детей-сирот, поскольку из этого закономерно вытекает безопасность собственно жизни воспитанников. И, как следствие, возможности для увеличения ее продолжительности и качества.
2. Направление туристско-краеведческой деятельности детского дома в его воспитательной системе и концепции экспериментальной работы по отношению к принципу медиабезопасности носит доминантный характер. Это определяется высокой степенью зависимости результатов обозначенной деятельности от качества поступающей, отбираемой и критически осмысливаемой информации из сетевых и прочих информационных ресурсов.
3. Детский дом как учреждение образования и государственной поддержки детства призван
становиться и всегда быть территорией высокой медиабезопасности. Это должно происходить не в силу тотальных информационных ограничений вплоть до создания искусственного информационного вакуума, а за счет растущего умения сотрудников и воспитанников корректно работать с поступающей информацией, давать соответствующую оценку качества и возможной сферы ее надлежащего применения.
В заключение следует отметить, что ведомая нами научно-практическая деятельность находится, на наш взгляд, пока еще в зачаточном состоянии. Мы понимаем, что исследовательский инструментарий, методы и подходы к организации исследования требуют значительно большей разработанности. Это тем более побуждает нас к участию в многомерном продуктивном диалоге по заявленной здесь теме.
Список литературы
1. Байер, Е. А. Повышение жизнестойкости детей-сирот средствами экскурсионнотуристической деятельности / Е. А. Байер, О. Ю. Латышев // Материалы Первой международной научно-практической конференции «Внутренний туризм как фактор развития регионов в условиях рыночной экономики (на примере Самарской области)». Тольятти, 2012. С.144-154.
2. Ковтонюк, В. А. Профильное обучение детей-сирот с использованием информационных технологий / В. А. Ковтонюк, Л. Б. Левина // Материалы XIII Конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006. Барнаул, 2006. С. 230-236.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 322-324.
О. Ю. Латышев, Е. В. Петрова
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ В СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРАЕВЕДЕНИЯ
Занятия экологическим краеведением в детском доме побуждают говорить не только о бережном отношении к окружающей среде, но и собственно к человеку. Проявление щепетильности при подборе обучающих средств в краеведческой практике будет являть собой экологию человека, достойного жить и работать в медиабезопасной среде.
Ключевые слова: экология, природопользование, природосообразность, медиабезопасность, туризм, краеведение, воспитание, детский дом, дети-сироты, медиаобразование.
Медиабезопасность в социализации детей-сирот.
323
Экологическое краеведение последовательно и неуклонно становится своеобразной «сборочной площадкой», на которой процесс социализации детей-сирот обретает новые, современные очертания при использовании постоянно увеличивающихся возможностей медиаобразования [3].
Мы должны признаться, что на начальном этапе ведомого нами экспериментального исследования в направлении социализации детей-сирот уделяли экологическому краеведению не столь большое внимание. Главным образом это было сопряжено с тем, что на значительное количество многопрофильных объектов следовало сделать акцент именно в начале работы. Но прошло вот уже десять лет с начала эксперимента, и информационно-коммуникационные технологии, положенные нами в его основу для социализации детей-сирот потребовали от нас конкретного содержательного наполнения. В этот момент и начали заявляться как средства социализации и туристско-краеведческая деятельность, и музейная педагогика, и, конечно же, экологическое краеведение как одно из основополагающих направлений экспериментальной деятельности на современном этапе. Однако теперь мы уже не останавливались на КИТ самих по себе, а приняли их во внимание как одно из предопределяющих начал успеха медиаобразовательного процесса [1].
Работа по социализации детей-сирот средствами эколого-краеведческой деятельности тесно соприкасается с проведением их спортивно-физического воспитания. Реализация обоих направлений предусматривает воспитание воли ребенка «группы риска», культуры поведения в коллективе, навыков командного взаимодействия и других социализирующих факторов. Отправной точкой для этого на протяжении двух лет является деятельное участие воспитанников, воспитателей и администрации детских домов в сетевом образовательном проекте «Мариинская галерея» [2].
Экологическое краеведение является необходимой составной частью регионального компонента. Оно раскрывает воспитанникам специфические черты природной среды, в рамках которой разворачивались наиболее значимые страницы истории и культуры региона, что имеет большое значение для становления мировоззрения детей-сирот, воспитания патриотизма и других нравственных качеств личности. Бережное отношение наших предков к земле, любовь к родным лесам и полям также
побуждала их выходить на защиту своих рубежей. Экологическое краеведение - не механический процесс выявления неблагополучных зон своего региона и приведение их в порядок рука об руку с ответственными за это организациями, хотя и эта составная часть чрезвычайно важна. Ничуть не менее важно последовательное погружение ребенка в процесс осознания сложности и многообразия уникального биологического комплекса, который представляет собой буквально каждый регион. Степи и десо-степи, тундра, тайга - все это заслуживает максимально пристального внимания и понимания со стороны учащихся и воспитанников детского дома. Ведь именно понимание неповторимости гармонии родных природных богатств вызовет в их сердцах безотчетную любовь к своему краю, вызовет потребность больше о нем узнавать, самому становясь неотъемлемой частью этого восхитительного созвучия.
Конечно, не всегда достаточно литературы по краеведению, либо эти книги могли давно не переиздаваться и содержать, таким образом, неполную, а иногда и частично недостоверную в силу ее устарелости информацию. Для того чтобы понять, так ли это, и если да, то в какой мере и степени, имеет смысл сопоставить данные печатных источников с электронными. Если на заре образовательного Интернета, когда публикации страдали функциональной неполнотой и достаточной бессистемностью, ничего кроме скепсиса, как правило, ни у кого не вызывая, то теперь, спустя практически поколение развития сетевых технологий и их содержательного наполнения, к природоохранным сайтам, медиаэнциклопедиям и другим подобным ресурсам апеллировать стало значительно проще, поэтому медиаобразование в своем и традиционном, и инновационном поле смогло придти на помощь экологическому краеведению [4].
Наряду с тем, насколько важно научить воспитанников ценить природные богатства родного края, восхищаться его первозданной красотой и разделять это восхищение со своими сверстниками, настолько же большое значение имеет и природоохранный компонент эколого-краеведческой деятельности воспитанников. Если трудно всерьез говорить о становлении воспитанника младшего школьного возраста ревностным хранителем природы своего региона, то готовящиеся к выпуску из детского дома приверженцы экологического краеведения при желании могут становиться вполне самостоятельными и полноправными
членами общественных объединений, целью деятельности которых является защита природы родного края. В этом можно усматривать нарождающиеся элементы позитивного опыта социализации выпускников детского дома, их овладение надлежащими навыками командного взаимодействия в вопросах природоохранной деятельности. Как пишет Н. Д. Никандров, «основным результатом деятельности педагогического коллектива должно быть воспитание человека с социально-активным поведением, то есть проводника в жизнь правовой политики, защитника личности, ее прав и свобод, собственности, природной среды, общественного и государственного строя, конституционного порядка, мира и безопасности человечества» [5. С. 3]. Выражаем надежду на то, что одной из основных зон социальной активности сможет стать забота о природе родного края, его истории, а средства, призванные поддержать поиск юных хранителей природы и ее исследователей, всегда будут носить безопасный характер.
Список литературы
1. Зотова, И. В. Роль образовательной области «Технология» в социальной адаптации социально незащищенных детей / И. В. Зотова, О. Ю. Латышев // Материалы научно-практической конференции молодых ученых «Оценка качества образования-2007». М., 2007. С. 126-131.
2. Капустина Е. Н. Работа социальной службы детского дома / Е. Н. Капустина, О. Ю. Латышев // Социал. педагогика. 2012. № 1. С. 88-95.
3. Латышев, О. Ю. Дистанционная поддержка проектной деятельности воспитанников интернатных учреждений // Материалы XII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей «Яе1ат-2005». Н. Новгород, 2005. С. 131-132.
4. Латышев, О. Ю. Организация и проведение учебных Интернет-проектов и конкурсов // Школ. технологии. 2006. № 1. С. 85-94.
5. Никандров, Н. Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности // Педагогика. 2007. № 1. С. 3-15.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 324-327.
Т. Н. Ле-ван
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ К РЕАЛИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕГО ПОТЕНЦИАЛА МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ
Дана оценка здоровьеформирующего потенциала медиаобразования в целом и применительно к области развития личности средствами творчества. Рассмотрена проблема профессионального образования педагогов социально-культурной деятельности для осуществления медиаобразования с целью формирования здоровья детей и подростков. Описан вариант решения этой проблемы на примере дисциплины по выбору «Медиаобразование: медиаграмотность и здоровье».
Ключевые слова: медиаобразование, медиаграмотность, здоровьесбережение, формирование здоровья, профессиональная подготовка педагогов, социально-культурная деятельность.
С развитием информационного общества которые пропагандируют массмедиа, далеко медиаобразование становится насущной по- не всегда соответствуют гуманистическому требностью каждого индивида, поскольку посылу развития цивилизации. И именно ме-массмедиа приобрели статус социального ин- диаобразование позволяет человеку научиться ститута и «задают пространство социально до- соотносить то, к чему призывают и что демон-пустимого, равно как и социально предписы- стрируют СМИ, со своей системой взглядов, ваемого поведения, а не укладывающееся в эти интересами, морально-этическими нормами, рамки поведение определяют как достойное чтобы не нанести вред своему физическому, порицания или даже наказания» [7. С. 111- психологическому и духовно-нравственному 112]. При этом модели поведения и ценности, благополучию, то есть своему здоровью.