муникацию. Поэтому многие практики и теоретики рекламы считают, что кратчайший путь к сердцу потребителя могут лежать через эб-миент-объекты.
Таким образом, мы приходим к выводу, что коммуникативной эффективностью обладают те рекламные сообщения, которые гармонично встраиваются в пространство потребителя, ментальное или физическое. А более гармоничной подстройке способствует сбалансированное рекламное содержание - в сообщениях должна присутствовать не только прагматическая, но и общекультурная информация. Реклама должна двигаться по направлению к человеку и к искусству.
Правильность направления наших размышлений подтверждается мнениями экспертов и перспективных рекламных специалистов. Людмила Баушева, один из креативных директоров группы компаний BBDO Moscow, так формулирует свое творческое кредо: «Я все еще хочу делать рекламу более глубокой и человеколюбивой. Как это ни странно в безнадежный период накопления капитала и цинизма и представления о рекламе, как о площадном искусстве. Но хоть кто-то должен пожалеть зрителя в этом высокорейтинговом потоке насилия и пошлости»4. Екатерина Кузнецова, «молодой креатор» коммуникационного агентства PRT делится: «Меня восхищают те, кто делает рекламу со значением заведомо большим, чем просто увеличение продаж»5.
Сбалансированная, гармоничная реклама влияет положительным образом не только на адресатов, но и на адресантов коммуникации. Для того чтобы создать гуманистический ин-
формационный продукт, нужно самому настроиться на человеколюбивую волну. Работая с «экологически чистым» информационным материалом, автор сохраняет свой мыслительный аппарат в чистоте и порядке.
Преображение характера информации, которая одновременно влияет на объект и субъект коммуникации, - это тот путь, который позволит рекламистам преодолеть профессиональную негативную идентичность. Психологи отмечают, что «если человек к 20 годам так и не вышел из состояния гедонистического риска, ему вряд ли удастся вернуться к нормальной жизни»6. Российская реклама сейчас как раз находится на 20-летнем рубеже, и у нее есть шанс перейти в стадию зрелой, полноценной и насыщенной жизни.
Примечания
1 См.: Пронина, Е. Е. Психология журналистского творчества. М., 2002. С. 159.
2 См.: Там же. С. 163.
3 Лекции Академии Коммуникаций Wordshop [Электронный ресурс]. URL: http://archive. wacademy.ru/lectures/interesnie_fragmenti_lek-ciy_leonida_feygina
4 Легенды российской рекламы [Электронный ресурс]. URL: http://www.adme.ru/artides/leg-endy-rossijskoj-reklamy-187805/
5 Копирайтеры Red Keds, BBDO и «Восхода» рассказывают о том, как полюбить слова [Электронный ресурс]. URL: http://theoryandpractice. ru/posts/2706-kopiraytery-red-keds-bbdo-i-vosk-hoda-rasskazyvayut-tom-kak-polyubit-slova
6 Пронина, Е. Е. Указ. соч. С. 177.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 315-319.
Э. А. Лазарева, Е. В. Горина
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАКИ ДИСКУРСА ИНТЕРНЕТА (на примере субдискурса о событии «падение метеорита»)
Анализируется проблема составного характера дискурса Сети, выделяются принципиальные черты его структурных характеристик, а также группа содержательных признаков, оказывающих влияние на формирование субдискурсов в Интернете.
Ключевые слова: дискурс Интернета, субдискурс, структурные и содержательные признаки, открытость и закрытость дискурса, виртуальные и реальные субдискурсы.
Описание дискурса Интернета - интересная и актуальная тема для современной лингвистики. Интернет - это особенное пространство, сложно устроенное, что привлекает исследователей и требует выявления концептуальных характеристик Сети, их классификации и уточнения правил работы с ними при описании того или иного сетевого объекта. Изучение и представление черт дискурса Интернета - трудоемкий процесс, потому что исследователю необходимо представлять трехмерное пространство Сети: ее многотемность и разветвлен-ность представления отдельных частей. Сложность заключается в том, что дискурс имеет многокомпонентный составной характер, что вытекает из жизнеподобия Сети. Дискурс Интернета состоит из множества субдискурсов, содержательно и структурно объединенных в глобальный дискурс. Поэтому при анализе необходимо представлять себе взаимодействие субдискурсов, учитывать их наличие, расположение, столкновение, их характер. В противном случае исследователь анализирует только отдельные части дискурса Сети, что, конечно, тоже важно.
Само грамматическое оформление термина «субдискурс» подчеркивает подчинительный характер анализируемого дискурсивного пространства. Дискурс Сети организован по принципу «общее-частное», «целое-отдельное», и при этом система находится в постоянном движении. Каждый дискурс Сети представлен набором субдискурсов, которые, при дроблении на более мелкие составляющие, тоже начинают играть роль дискурса, то есть более крупного образования для еще более мельчайших по объему и содержанию дискурсивных компонентов. Например, частный дискурс о событии «Путешествие на остров Бали» распадается на малые субдискурсы: «История Бали», «Религия Бали», «Кулинария Бали». А указанные субдискурсы, в свою очередь, оказываются крупнее еще более мелких: «Роль Китая в становлении истории Бали», «Способы приготовлении риса», «Специфика буддизма», эти субдискурсы тоже могут оказаться более широкими для еще более конкретизированных. Таким образом, каждый субдискурс является и частью, элементом какого-то более крупного дискурса, и оказывается главенствующим для более мелких компонентов внутри собственной дискурсивной организации. Все субдискурсы в любой ипостаси образуют сложное структурное построение глобального дискур-
са Сети, которое можно охарактеризовать как трехмерное дерево [1], ветви которого, с одной стороны, являются частью целого, а с другой стороны, становятся основанием для роста мелких веточек и листьев.
Наша задача - описать структурно-содержательные особенности дискурса Интернета, что должно сделать более удобным и полным анализ его объектов. На наш взгляд, структурно интернет-дискурс представлен двумя оп-позитивно связанными типами субдискурсов: открытыми и закрытыми. Это деление представляется одним из главных для характеристики субдискурсов в Сети. Открытость субдискурса в Сети - это подчеркнутая возможность и необходимость расширения сути субдискурса (развитие его содержания со стороны автора, широкие возможности для активизации пользовательской деятельности: разного рода обсуждения, читательское комментирование, наличие дополнительной информации, скрытой в ссылочных формах, опросы и др.). Открытость субдискурсов демонстрирует и открытость самого Интернета: возможность предоставления разнообразнейшей информации, возможность отражения жизни в полной мере. Закрытость субдискурса, напротив, подразумевает наличие четких границ с содержательной и структурной стороны. Закрытый дискурс - это исчерпывающая информация, это определенные границы текста, за пределами которых могут оказаться только ссылки на иные субдискурсы, с совершенно другим содержанием. Примером открытого субдискурса может служить любая публикация интернет-СМИ (например, материал о падении метеорита вызывает шквал комментариев, рядом с основным текстом находятся ссылки на публикации, посвященные той же тематике, ссылки на исторические факты, аналогичные ситуации, происходящие в других странах, на мнения ученых и свидетелей и др.). Закрытый субдискурс - это, например, материал, предлагающий список мест, куда можно пойти с ребенком в каникулы (названия мероприятий, адреса, телефоны, цены) или расписание движения электропоездов. Это оппозитивное деление на открытые и закрытые является основным не только для характеристики субдискурсов в Интернете, но и для самого Интернета.
Кроме открытости и закрытости, можно выделить другие концептуальные признаки структуры дискурсивной системы Интернета - это реальность и виртуальность субдискурсов [1]. Реальными мы называем те суб-
дискурсы, которые представлены на видимом модуле, на открытой интернет-странице. Это информация, зрительно воспринимаемая адресатом без дополнительных действий по поиску информации. Виртуальный субдискурс -это информация скрытая, подразумеваемая, спрятанная в ссылках, в глубине трехмерного сетевого пространства. Виртуальность субдискурса - это понимание адресата, что за открытым текстом, за видимым модулем (реальным субдискурсом), скрывается развитие дискурса, его расширение, его разветвление. Виртуальность - это представление не самой информации, а сигнала об ее наличии, автор ставит на видимом модуле определенные маркеры, говорящие адресату о возможности получения дополнительных сведений. Эти маркеры оформляются в виде ссылок, которые ведут на новые интернет-страницы, приводят пользователя к реальным субдискурсам.
Анализ структуры дискурса Интернета тесно связан с характеристикой его содержательной стороны. Выделение дискурсов и субдискурсов в Сети проводится на основе тематической принадлежности, что приводит к выделению некоторых параметров, удобных для описания содержательного аспекта дискурсивной системы. В данном случае мы называем ведущими для образования сути субдискурсов признаки: темпоральность, локатив-ность, событийность, проблемность, авторство, адресность. Перечисленные признаки являются давно известными текстовыми характеристиками и свою суть они частично сохраняют в дискурсе Интернета. Но, на наш взгляд, нельзя анализировать текст в Сети, так же, как печатный текст, представленный на иных носителях (книги, СМИ). Интернет привносит свои изменения в известные категории. Свойства текста в Сети выглядят иначе, что вызвано, в первую очередь, технической стороной площадки [2]. Думается, что необходимо разделить текстовые категории на две группы: активные для анализа печатного текста, и актуальные только для интернет-дискурса. Коротко укажем на особенности текстовых категорий в дискурсе Сети.
Темпоральность подразумевает наличие у субдискурса обязательного временного параметра (привязанность субдискурса к определенному отрезку времени, описание чего-либо с привязкой к временному компоненту, необходимость передачи информации в определенных временных рамках). Темпоральность станет образующим признаком для хрони-
кальных сообщений (например, репортаж с места разворачивающегося события, которое автор вынужден передавать с четким указанием времени происходящих действий - взятие заложников, обезвреживание бомбы). Кроме того, именно в Интернете временной компонент приобретает особый колорит, поскольку пользователь одновременно видит разные временные пласты: время события, о котором создан текст, и время создания самого текста, что существенно и для содержания материала: чем быстрее появляется сообщение о событии, тем менее оно бывает содержательно (вспомним первые сообщения о падении метеорита -в них содержится указание на происшествие, выражение эмоций и высказывается только непонимание ситуации, дальнейшие сообщения поочередно обрастают подробностями, что продолжается и спустя месяц после события). Более того, поскольку в Сети тексты хранятся довольно долгое время, пользователь получает информацию о давности и события, и текста, что тоже становится неким параметром оценки содержания, следовательно, оказывает влияние на восприятие текста, его интерпретацию. Хранение же информации позволяет пользователю воссоздать более точную хронологию события, детализировать его.
Локативность - это признак, который становится ведущим для образования субдискурсов, привязанных к определенному месту. В журналистике это могут быть путевые очерки раскрывающие, например, особенности определенной географической местности. Интернетовской особенностью локативности становится то, что место происшествия само по себе тоже становится объектом исследования, вырастает в самостоятельный субдискурс. Например, сообщения о падении метеорита в Челябинской области привели к тому, что место - Челябинск и областные территории - получило свою характеристику, было раскрыто в отдельных сообщениях, что повлияло и на восприятие произошедшего события.
Событийность как содержательный признак дискурса Интернета присуща субдискурсам, посвященным определенному событию, какому-либо происшествию (например, материалы в сетевых СМИ о получении Жераром Депардье российского гражданства). Событийность в Интернете раскрывается в большей мере, поскольку событие характеризуется гораздо большим количеством авторов, в разных формах (форум, соцсети, СМИ, чаты, видео,
порталы, комментарии к чужим текстам). Событие подается с большим количеством признаков, подробностей, с разными акцентами и представляется в итоге более объективно и развернуто (о падении метеорита было рассказано в большом количестве источников, разными авторами, с разных сторон: со стороны психологической, экономической, медицинской, политической, научной).
Проблемность - это признак, основывающий субдискурсы об определенной проблеме (например, субдискурс-событие «Жерар Депардье получил российское гражданство» стало основанием для возникновения субдискурсов-проблем: уход от налогов, отношение русских к иностранцам, стереотипы восприятия наций и др.). Событие «Падение метеорита» стало причиной для долгого и подробного анализа многих проблем: подготовленности к чрезвычайным ситуациям, активизации деятельности разных служб в ситуации форс-мажора, влиятельности ученых, поведения очевидцев события, деятельности политиков, выявление русской ментальности в условиях опасности и стресса и т. д.
Авторство оказывается главным не только для оформления субдискурса в пространстве Сети, но и для российского пользователя, который имеет малый опыт работы с интернет-источниками и выбирает часто известное еще с печатных форм, давно уважаемое СМИ, или не официальные источники, а тексты определенного автора, в какой бы форме они не были представлены. Авторство как текстовый признак в Сети тоже демонстрирует новые грани. Во-первых, автор получает возможность расширять свой текст (указывать ссылки на аналогичные события, давать иные материалы по теме, обновлять фото), во-вторых, подавать информацию частями (о падении метеорита было рассказано дробно: сначала о факте события, потом о последствиях, потом оценка события и т. д.), в-третьих, поддерживать связь с аудиторией (отвечать на комментарии к материалу, провоцировать опросы или высказывания в форумах и т. д.) [2].
Адресат, в свою очередь, тоже становится серьезным основанием для формирования субдискурсов в Сети. Именно ориентируясь на адресата, авторы создают свои сообщения, в итоге организующие субдискурс. Например, существенно отличаются субдискурсы, ориентированные на детскую аудиторию или на узко профильных специалистов. Особая
роль адресата определяется специфическими свойствами создания текста-интерпретации в Интернете. Адресат составляет текстовую конфигурацию на основе выборе субдискурсов и установления межтекстовых связей между ними. При создании сообщений о падении метеорита ориентация на аудиторию была менее выраженной, что обусловлено привлекательностью и необычностью самого события. Однако адресат был учтен в текстах специального характера (например, в научном субдискурсе -в текстах для астрономов, где раскрывались научные характеристики космического явления).
Итак, мы указали основные положения, выдвинутые нами относительно структурных и содержательных особенностей дискурса Интернета. Подытожим сказанное, обратившись еще раз к субдискурсу о событии «Падение метеорита». Субдискурс является открытым. Он представлен на разных площадках в Интернете (в СМИ, в блогах, в соцсетях, на порталах и т. д.). Открытость субдискурса приводит к разветвлению дискурсивной парадигмы в рамках указанного события. Возникает множество частных субдискурсов, например: страх перед неизвестным, перед неясным и оттого опасным явлением; выражение эмоций по поводу осознанного события (любопытство, удивление, общее возбуждение от необычности события, его редкости); анализ произошедшего; юмор по поводу произошедшего. Обращение к указанным частным субдискурсам приведет к тому, что мы выделим еще более точные субдискурсы, связанные с указанным событием: оценка действий властей города и области; оценка работы МЧС; проблемы финансирования для ликвидации последствий происшествия; проявление активности со стороны отдельных политиков (например, выступление
В. В. Жириновского по поводу «руки Америки» в произошедшем); анализ российской действительности сквозь призму падения метеорита; влияние телевизионной программы «Наша Раша» на оформление стиля юмористических высказываний по поводу падения метеорита и множество других, более мелких субдискурсов, напрямую связанных с названным событием. Кроме того, событийно организованный субдискурс приводит к актуализации иных субдискурсов, имеющих отдаленное отношение к событию: «Научный взгляд на метеориты», «Метеориты и их отличие от астероидов», «История падения метеоритов». Все говорит о том, что текстовые признаки
субдискурса активно проявляют себя. Про-блемность приводит к расширению тематики, очевидно, что предмет речи раскрывается разносторонне в данном субдискурсе. Авторство видно в постоянном дополнении основного текста специальным ссылками и иллюстрациями. Темпоральность вскрывает возможность воссоздания события по минутам, а также вероятность прослеживания реакций людей на событие (от страха до юмора). Локативность проявляется в том, что оценивается не только Челябинск, но и Тунгусский заповедник, озеро Чебаркуль и другие территории, имеющие отношение к падению метеорита. Особенность авторства видна в том, что пользователи Сети реагируют мгновенно: появляются открытки с юмористическими надписями; проходит бурное обсуждение метеорита в соцсетях; органи-
зуются форумы - люди обменивались данными, сохраняя и передавая друг другу ссылки на видео о падении метеорита и т. д.
Таким образом, анализ структурных и содержательных особенностей субдискурсов Сети является важным и необходимым для построения методики анализа интернет-текстов и дискурса Интернета в целом.
Список литературы
1. Лазарева, Э. А. Интернет-текст и интернет-дискурс // Текст в коммуникативном пространстве современной России. Барнаул, 2011.
С.265-273.
2. Скворцов, О. Г. Дискурс Интернета / О. Г. Скворцов, Э. А. Лазарева, Е. В. Горина. Екатеринбург, 2009. 176 с.
Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 21 (312).
Филология. Искусствоведение. Вып. 80. С. 319-322.
О. Ю. Латышев, Е. А. Байер
МЕДИАБЕЗОПАСНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В ПРОЦЕССЕ ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Использование безопасных электронных средств учебного назначения и досуговой деятельности наряду с представлением о границах безопасного медиапространства способствует повышению жизнестойкости детей-сирот, увлеченных туристско-краеведческой деятельностью.
Ключевые слова: медиапространство, медиабезопасность, туризм, краеведение, воспитание, детский дом, дети-сироты, медиаобразование.
Проблема медиабезопасности в образовательной среде возрастает прямо пропорционально увеличению объема информации, которую необходимо повседневно воспринимать, оценивать, отбирать и использовать при решении задач, стоящих перед учителем и учеником, воспитателем и воспитанником детского дома. Вполне естественно было бы предположить, что с увеличением количества информации, подлежащей критическому осмыслению, возрастает и риск неправильной оценки степени достоверности информации, отбираемой для формирования фундаментальных знаний, умений и навыков. Увеличение степени концентрации внимания, что могло бы предотвратить попадание недоброкачественной информации в круг исходных положений образова-
тельной деятельности, также не может быть бесконечным. Соответственно, мы становимся перед необходимостью более строгого отбора исходной информации, сравнения и сопоставления различных источников, совокупное использование которых позволит существенно повысить вероятность получения достоверной, полной и пригодной для дальнейшего осмысления информации.
Почему это приобретает столь высокую важность применительно к туристско-краеведческой деятельности? Если в классе решается задача по геометрии, а предложенное учащимся решение не выдерживает никакой критики с точки зрения учителя и сверстников, достаточно стереть все с доски и начать сначала. Если же команда юных туристов оказалась в походе