ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
МАТЕРИАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ФРОНТУ ОТ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В БССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ Василицын А.Г.
Василицын Андрей Геннадьевич - старший преподаватель, кафедра истории Беларуси, Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, г. Витебск, Республика Беларусь
Аннотация: в статье анализируются основные направления материальной помощи фронту от Русской православной церкви в БССР в годы Великой Отечественной войны. Оценен вклад, который внесли духовенство и верующие в дело победы. Сделан вывод о том, что деятельность церкви имела социально-патриотическую направленность, являлась значимым консолидирующим фактором. Ключевые слова: Русская православная церковь, БССР, материальная помощь, духовенство, верующие, заём.
Отношения государства и Русской православной церкви сегодня являются значимым направлением общественного диалога, способствуют установлению социальной стабильности и согласия. Для их конструктивного развития в будущем необходимо учитывать накопленный исторический опыт, позволяющий вырабатывать наиболее эффективные формы. Одним из ярких проявлений гражданского долга и патриотизма населения БССР стал сбор средств на нужды фронта в годы Великой Отечественной войны. Цель работы - раскрыть основные направления материальной помощи Русской православной церкви в БССР государству и фронту в годы Великой Отечественной войны.
Для подготовки материалов использовались фонды Национального архива Республики Беларусь. Среди исследований, которые раскрывали проблему материальной помощи РПЦ фронту, следует выделить монографию С. В. Силовой [1]. Методологическую основу составили принципы историзма и научной объективности. В работе применялись общенаучные методы индукции и дедукции, анализа и синтеза, а также специально-исторические методы.
Организованные формы помощь Красной Армии и фронту со стороны церковного руководства, духовенства и верующих Русской православной церкви приобрела с освобождением республики от немецко-фашистских захватчиков. В сентябре 1945 г. на кафедру в Минск был определен архиепископ Василий (Ратмиров) [2, с. 94]. В своей деятельности управляющий епархией прилагал много усилий для организации сбора пожертвований. Основной формой являлись обращения к верующим с посланиями, в которых содержался призыв вносить пожертвования в фонд обороны страны. Это давало положительные результаты. Только период с 1 сентября по 31 декабря 1944 г. духовенством и верующими Беларуси было собрано деньгами, продуктами и холстом средств на 2.190.473 рубля. Из них в фонд обороны страны поступило 1.639.393 рубля и в фонд помощи семьям и сиротам бойцов Красной Армии - 551.080 рублей. Кроме того, лично архиепископом Василием было внесено в фонд обороны 33.000 рублей и в фонд семьям и детям бойцов Красной Армии -75.000 рублей. В целом же, было собрано и передано в оба фонда около 2,3 млн рублей. Как писал управляющий епархией в своем письме председателю СНК БССР П.К. Пономаренко в марте 1945 г.: «Это первый скромный дар, дар любви к Красной Армии, громящей в настоящее время фашистского зверя в его собственной берлоге». Существенный доход приходам крупных населенных пунктов давала выручка от
59
продажи свечей. Однако производство свечей находилось в основном под контролем кустарей, которые не делали отчислений в епархиальное управление и не платили налоги государству. В связи с этим управляющий обращался к председателю СНК с просьбой об издании правительством распоряжения о ликвидации нелегальных свечных мастерских на территории БССР. Со своей стороны руководство республики рассчитывало, что созданный в октябре 1944 г. при епархиальном управлении свечной завод будет регулярно выделять средства в фонд обороны страны. Но расчет архиепископа на монопольное производство и увеличение оборотных средств властями не был поддержан [3, д. 2, л. 51-54, 140].
За первые два месяца 1945 г. сбор средств приходами Брестской области составил 512.627 рублей и один фунт серебряных монет. Кроме денежных взносов население жертвовало зерном, продуктами, полотном. Например, по Высоковскому благочинию за январь - февраль 1945 г. было сдано 5,7 тон зерна и других продуктов, 632 метра полотна, 330 единиц вещей (рукавиц, носков, шарфов). Всего духовенством и верующими Брестской области было внесено в 1944-1945 гг. более 1,3 млн. рублей и три фунта серебра [4, д. 2, л. 98, 118].
С марта по июнь 1945 г. духовенство и верующие Гродненской области внесли в фонд обороны страны 36.484 рубля, сдали 282 кг овса и 8 кг. льна. В фонд помощи семьям фронтовиков и партизан по области было собрано денег и продуктов на сумму более 13.000 рублей [4, д. 3, л. 12]. Прихожане церквей Барановичской области пожертвовали деньгами 105.866 рублей 45 копеек. В начале 1945 г. православная церковь провела единовременный сбор продуктов для военных госпиталей и для семей военнослужащих. Только в Барановичской области для этих нужд было собрано 2.700 штук яиц, 12 кг масла, 1.865 кг ржи, 93 м. холста, 2 кг льна и 80 кг картофеля. Духовенство и верующие Пинской области внесли в фонд обороны более 101.000 рублей, в фонд помощи семьям бойцов Красной Армии - 51.540 рублей, на строительство танковой колонны имени Димитрия Донского - 85.898 рублей [4, д. 2, л. 59].
Эффективным средством активизации верующих был личный пример духовенства. Священник Покровской церкви г. Толочин Витебской области Абрамов внес в фонд Красной Армии 10.000 рублей, в фонд помощи детям бойцов Красной Армии - 12.000 рублей. Небольшие сельские приходы также внесли свой вклад в победу. Словенская Петро-Павловская церковь Толочинского района собрала 8.000 рублей, Бешенковичская церковь внесла в фонды 17.000 рублей. Остальные церкви Витебской области внесли суммы от 1.000 до 5.000 рублей. Личным примером духовенство призывало население и к участию в заготовительных кампаниях. Священник церкви Рождества Богородицы д. Раковичи Щучинского района Александр Гоголушко организовал заготовку крестьянами своего прихода леса. При этом настоятель своим трудом показывал пример для прихожан [4, д. 2, л. 3].
Православное духовенство БССР участвовало в Четвертом Государственном Военном займе, который проводился в 1945 г. Священник Георгиевской церкви г. Лиды Евгений Чешик подписался на 3.000 рублей, активно призывал верующих участвовать в подписке. Настоятель Покровской церкви села Олекшицы Берестовицкого района Гродненской области Владимир Беляев подписался на 1.000 рублей, во время службы в церкви поздравил верующих с победой над фашистской Германией и призвал население участвовать в Государственном Военном займе. Всего православное духовенство Гродненской области оформило подписку на сумму 52.990 рублей. Верующие Пинской области подписались на заем в размере 12.945 рублей [4, д. 2, л. 4, 12, 110].
За весь период проведения сборов в фонд обороны страны и подписок на военные займы на территории республики православными верующими и духовенством было внесено материальных ценностей на сумму около 6 млн. рублей [1, с. 101].
В научной литературе сложилось мнение, что активная помощь православной церкви фронту во многом была обусловлена необходимостью засвидетельствовать
60
свою лояльность советской власти. Поэтому размах, который приобрела деятельность РПЦ на неоккупированной территории СССР с началом войны, был поддержан духовенством и верующими освобожденных территорий. Тем не менее, следует отметить, что взносы и пожертвования собирались в период первых после военных месяцев, когда шло напряженное восстановление разрушенного в годы войны народного хозяйства. Если принять во внимание крайнюю нужду, в которой проживало подавляющее большинство советских граждан в эти дни, то становится понятным размер того подвига, который совершали люди, отдавая последнее имущество. В этом смысле социальную направленность работы Русской православной церкви по сбору средств справедливо трактовать как патриотическую. Это, в свою очередь, свидетельствовало о возросшей общественной роли церковного института, а с другой - о включении его в систему государственных отношений. После этой кампании и общественного резонанса, который она имела, государство не смогло бы, на наш взгляд, в скором времени совершить переход к борьбе с религией, проводившийся в довоенный период.
Список литературы
1. Силова С.В. Православная церковь в Белоруссии в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.): дис... канд. ист. наук: 07.00.02 / С.В. Силова. Гродно, 1999. 126 с.
2. Василий (Ратмиров) // Православная энциклопедия / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия. М., 2004. Т. 7. С. 93-94.
3. Национальный архив Республики Беларусь. Фонд 951. Оп. 1.
4. Национальный архив Республики Беларусь. Фонд 951. Оп. 2.
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Тишабаева Л.А.
Тишабаева Лола Арифовна - старший преподаватель, кафедра истории Узбекистана, Ферганский политехнический институт, г. Фергана, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье рассмотрена проблема духовно-нравственного воспитания студентов вузов Республики Узбекистан, направленная на возрождение национальных ценностей, совершенствование системы национального образования и воспитанию гармонично развитого поколения в духе патриотизма и любви к Родине. Также раскрывается значение изучения истории Узбекистана в воспитании молодежи в духе идеологии национальной независимости.
Ключевые слова: нравственность, воспитание, ценность, образование, молодое поколение, великие предки, качественное образование.
Наш народ воспитал великих мыслителей, внесших колоссальный вклад в развитие мировой цивилизации. Мы должны воспитать молодежь достойной наших великих предков, образованными и просвещенными личностями, сказал Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиёев [1]. Каждая нация сильна не только своими богатствами, а в первую очередь высокой духовностью и культурой. В Узбекистане с первых дней независимости придается большое значение возрождению национальных ценностей, совершенствованию системы национального образования и воспитанию гармонично развитого поколения в духе патриотизма и любви к Родине. В одном из своих