МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Мукимов Ваниль Рафкатович канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ВЫСШЕГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ
Аннотация
Рассмотрены особенности содержания, методов и форм обучения высшей математике студентов технических высших учебных заведений, выделяемые в начале двадцать первого столетия.
Ключевые слова Высшее техническое образование, высшая математика.
Имеющие высшее технические образование инженеры обеспечивают в течение последних трех столетий практическую основу научно-технического прогресса экономически развитых стран мира. В России следует создать и реализовать опережающее высшее техническое образование учащейся молодежи, позволяющее нашим инженерам оперативно ставить и решать современные задачи технического и технологического перевооружения страны на высоком уровне [1].
Опорная для естественных и технических наук учебная и научная дисциплина - высшая математика, преподаваемая в технических университетах двадцать первого века, в своем содержании имеет такие составляющие, как аналитическая геометрия и линейная алгебра, дифференциальное и интегральное исчисления функции одной переменной и функции нескольких переменных, теория кратных интегралов, векторный и тензорный анализ, обыкновенные дифференциальные уравнения, числовые и функциональные ряды, теория функции комплексного переменного, операционное исчисление и преобразование Лапласа, гармонический анализ и теория рядов Фурье, теория вероятностей и математическая статистика, методы математической физики, методы вычислительной математики, вариационное исчисление.
При проектировании и реализации лекционных и практических занятий по аналитической геометрии, линейной алгебре, дифференциальному и интегральному исчислению преподавателям - ученым высшей технической школы следует использовать остаточные знания и умения выпускников средних общеобразовательных школ по этим разделам математики [2].
Среди методов обучения студентов высших технических учебных заведений высшей математике можно выделить по критерию дидактической эффективности математическое моделирование объектов, процессов природной и технической действительности, состоящее из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [3].
При постановке учебных задач математики в высшей технической школе и её студенты вместе с преподавателем - ученым отвечают на такие эвристические вопросы, как «Что дано?», «Что неизвестно или требуется найти?» и «Что представляет собой изучаемый объект, процесс или явление?».
Эвристика построения студентами модели решения учебной задачи высшей математики в высшем техническом учебном заведении сопровождается такими вопросами, как «Как определить зависимость между условиями и требованиями задачи?», «Имеется ли решение подобной задачи в традиционных или телекоммуникационных хранилищах научно-технической или учебной информации?», «Решается ли задача с помощью известных знаний данного раздела высшей математики?».
Совокупность эвристик, используемых при разработке алгоритма решения выделенной задачи высшей математики, включает следующие вопросы: «Какой известный метод математической науки
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 1-2/2018 ISSN 2410-700Х подходит для решения задачи?», «Имеется ли конкретная последовательность действий решения подобной задачи в источниках традиционных или телекоммуникационных научно-технических библиотек?», «В каких областях высшей математики необходимо искать способ решения задачи?».
Множество эвристических вопросов, способствующих успешной реализации алгоритмов решения задач высшей математики будущими инженерами в среде компьютерных технологий, включает следующие элементы: «Необходима ли новая информационная технология для исполнения алгоритма решения математической задачи?», «Все ли способы решения математической задачи осуществимы с помощью компьютеров?», «По какому параметру компьютерного исполнения алгоритма решения математической задачи производится обоснование оптимальности выбранного метода математического моделирования объекта, процесса или явления?».
Эвристика, ориентированная на достоверные анализ результатов решения задачи математики и формулировку выводов будущими инженерами, содержит следующие вопросы: «Как проверить предполагаемое решение задачи средствами практики, логики или эстетики?», «Применим ли системно-структурно-функциональный анализ этапам решения задачи?»
Вывод, следующий из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, состоит в том, что постановка и решение задач высшей математики будущими инженерами дидактически эффективен с помощью метода математического моделирования в среде компьютерных технологий.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей// Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - №3.- С.34 - 38.
© Каримов М.Ф., Мукимов В.Р., 2018
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Набиева Манзура Явдатовна
учитель математики гимназии с. Чекмагуш
с. Чекмагуш, РФ
МОДЕЛИРОВАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ НАУЧНЫХ ОСНОВ ШКОЛЬНОГО КУРСА МАТЕМАТИКИ
Аннотация
Рассмотрены дидактические возможности повышения уровня научных основ школьного курса математики посредством проектирования и реализации учебного математического моделирования действительности.
Ключевые слова
Моделирование действительности, школьный курс математики.
В двадцать первом веке роль математики в научно-техническом и социально-экономическом