Маркировка ГМО-содержаших продуктов питания
Сергей Дромашко,
руководитель Национального координационного центра биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси, доктор биологических наук, доцент
Елена Макеева,
заместитель руководителя Национального координационного центра биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси, кандидат биологических наук, доцент
Майя Холмецкая,
завлабораторией детекции ГМО Национального координационного центра биобезопасности при Институте генетики и цитологии НАН Беларуси, кандидат биологических наук
Как сообщает Международная служба по освоению агробиотехнологических приложений (№ААА), в 2011 г. под ГМ-культуры в мире отведено 160 млн га, что составляет около 11% всех пахотных земель [1]. Каждый год эта цифра увеличивается приблизительно на 10 млн га. Согласно данным организаций по экономическому сотрудничеству и развитию системы ООН, к 2009 г. в мире зарегистрированы следующие трансгенные сельхозкультуры (ТГК): 11 линий сои, 24 -картофеля, 32 - кукурузы, 3 - сахарной свеклы, 25 - риса, 22 - томатов, 43 - рапса, 8 - пшеницы (в коммерческих целях не используются), 5 - дыни, 1 - цикория, 2 - папайи, 2 - кабачков, 1 - льна (снят с производства), 9 линий хлопчатника [2]. Из них массово выращиваются соя, кукуруза, рапс и хлопчатник (99% всей мировой пашни 2011 г.) [1]. По данным ^ААА, в 1996-2010 гг. общая рыночная стоимость ГМО-продукции составила 78 млрд долл., а в 2011 г. - 13,2 млрд, что равно 36% от общей стоимости продукции на мировом рынке зерна (37 млрд долл.). Было сэкономлено 443 тыс. т пестицидов, что существенно сказалось на улучшении окружающей среды. Только в 2010 г. сокращение выбросов С02 в атмосферу составило 19 млн. т, что эквивалентно удалению с дорог около
9 млн автомобилей. Был также сохранен от распашки 91 млн га земли. Не забыт и человеческий фактор: культивирование ГМО помогало 15 млн мелких фермеров в борьбе с нищетой [1]. Это плюсы. А есть ли минусы? По поручению ООН Всемирная продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) проводят постоянный мониторинг генно-инженерных организмов, ежегодно публикуют отчеты по ним. В результате все ГМО, подозреваемые и виновные в отрицательных эффектах, не допускаются к использованию и подлежат ликвидации. Исходя из принципа предосторожности, трансгенные растения тщательно проверяются на пищевую и экологическую безопасность. Именно поэтому на третьем десятке лет их существования одобрение на выращивание получило всего около двух с половиной сотен сортов (причем не все из них пищевые), хотя полевых испытаний разного рода проведено уже несколько десятков тысяч. В странах ЕС и РФ продукты питания, содержащие ГМИ, маркируются соответствующим образом, если их процент превышает 0,9 (рис. 1).
Законодательство Республики Беларусь не запрещает использование или оборот пищевого сырья и продуктов питания, изготовленных из ГМО или содер-
жащих ГМИ. Для успешного выполнения продовольственной программы нашей страны необходимо наращивать объемы производства мяса, молока и яиц, а это невозможно без импорта более дешевых кормов из ГМ-растений (прежде всего сои, кукурузы, рапса). И здесь следует отметить, что в ЕС, исходя из принципа предосторожности, в 2012 г. планируется профинансировать исследования по оценке биомедицинских последствий откармливания скота и птицы кормами из ГМ-растений в Европе и странах третьего мира [3]. В Беларуси ученые изучают хозяйственно ценные показатели некоторых полученных трансгенных растений (рапс, картофель) в лабораторных условиях (в закрытых системах) и планируют их полевые испытания, но внедрение этих растений в сельскохозяйственное производство невозможно без проведения соответствующих процедур по оценке риска их влияния на окружающую природу, в том числе - здоровье человека.
Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» и постановление Совета Министров «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О защите прав потребителей» определяют наши права на информацию о товарах и на свободный их выбор. Следует подчеркнуть, что в нашей стране производство и
БИОЭТИКА
торговля детским питанием, изготовленным с применением ГМ-составляющих, запрещены, а торговля продуктами, полученными из ГМ-компонентов, при отсутствии на них соответствующих документов не допускается. Согласно ст. 10 Закона Республики Беларусь «О качестве и безопасности пищевого сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», информация о наличии ГМ-компонентов в товарах должна указываться в сопровождающих документах и на упаковке (таре).
В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.08.2008 г. №1115 (вступило в силу с 12 сентября 2008 г.) внесены дополнения в Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественного питания, касающиеся предоставления покупателям информации о содержании в товарах генетически модифицированных составляющих (компонентов). Министерством торговли подготовлены разъяснения о требованиях к оформлению сведений о ГМ-составляющих или компонентах. Постановлением предусмотрено, что продавец (субъект торговли) обязан при наличии в пищевых продуктах ГМИ доводить до сведения потребителей помимо информации, содержащейся на потребительской таре, дополнительную: на ценниках или иными способами (аннотации, этикетки, стикеры, плакаты, постеры, воблеры и т.д.). Согласно протоколу №17 заседания коллегии
Министерства торговли Республики Беларусь от 31.07.2008 г., информация должна содержать надпись «Содержит ГМО», выполненную красным цветом и более крупным шрифтом, чем наименование товара. За игнорирование этих требований (нарушение правил торговли) предусмотрена ответственность в соответствии с Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях - штраф в размере от 2 до 10 базовых величин.
В отличие от ЕС и Российской Федерации, где допускается отсутствие маркировки, если в продукте содержится меньше 0,9% ингредиентов из ГМО, в Беларуси установлена беспороговая система допустимых уровней ГМ-компонентов, то есть должны быть маркированы все продукты, в которых обнаружены ГМИ. Чтобы у потребителя была большая уверенность в том, что он получает полную информацию, касающуюся наличия/отсутствия ГМИ в продуктах питания, с 1 сентября 2008 г. в республике введен в действие Технический кодекс установившейся практики ТКП 131-2008 «Пищевые продукты. Правила маркировки знаком «Не содержит ГМО». Основные положения». Данный документ устанавливает правила добровольного обозначения указанным знаком и предназначен для применения изготовителями, их уполномоченными представителями, импортерами. Пищевой продукт, на который может быть нанесено сообщение «Не содержит ГМО», не дол-
Рис. 1. Виды знаков добровольной маркировки отсутствия ГМО (их компонентов) в странах СНГ (Беларусь, Россия, Украина) и ЕС [4]
Беларусь
Россия
Украина
Евросоюз (ЕС)
жен содержать в своем составе ГМО и должен быть произведен без применения методов генетической инженерии. Согласно Госстандарту Республики Беларусь [5], знак представляет собой белый овал, на подложку которого наносится надпись ярко-зеленого цвета (рис. 1). Овал имеет ярко-зеленую кайму, представляющую собой часть овала большего размера с центром, смещенным влево и вверх относительно центра белого овала до совпадения правых нижних сегментов. Высота строчных букв надписи должна быть не менее 2 мм (формат не лимитируется). Нанесение знака «Не содержит ГМО» выполняется методом типографской печати или в виде голографической этикетки. Для сравнения: на Украине формат этикетки «БЕЗ ГМО» - 21^12 мм. Ответственность за правомерность его размещения, а также за соответствие маркируемого пищевого продукта результатам лабораторных исследований несет заявитель. Добровольная маркировка распространяется на пищевые продукты, подлежащие контролю на наличие ГМ-компонентов, полученных методами генетической инженерии из ГМО. Основание для нанесения знака -документы, содержащие результаты лабораторных исследований по качественному анализу продуктов. Эту маркировку могут применять изготовители, импортеры и уполномоченные представители изготовителей. Перед нанесением знака образцы продукта должны пройти тестирование в одной из 18 аккредитованных в Беларуси лабораторий детекции ГМО, имеющихся в каждой области республики.
К недостаткам современного этапа системы ГМО-мониторинга можно отнести невозможность тотального контроля ГМИ во всех продуктах и сырье ввиду огромного объема работ и их стоимости. Поэтому в Беларуси, как и в большинстве других стран, определен сокращенный (минимальный) перечень того, что подлежит обязательному контролю, включающий только сою и кукурузу (табл. 1).
В определенном смысле показателен опыт работы лаборатории детекции генетически модифицированных организмов (ЛДГМО) Института генетики и цитологии НАН Беларуси, использующей для выявления гМи ме-
№7(113) Июль 2012 НАУКА И ИННОВАЦИИ 29
Таблица 1. Перечень продовольственного сырья и пищевых продуктов, подлежащих обязательному в Республике Беларусь контролю на наличие ГМ-составляющих (компонентов) [6]
Соя и продукты из сои Соя; соевые бобы; соевые проростки; концентрат соевого белка и его текстурированные формы; изолят соевого белка; соевая мука и ее текстурированные формы; заменитель молока (соевое молоко); консервированная соя; вареные и жареные соевые бобы; жареная соевая мука; продукты, полученные из или с использованием изолята соевого белка, соевой муки, сухого соевого молока; ферментированные соевые продукты; соевая паста и продукты из нее; соевый соус; продукты, полученные из или с использованием соевого молока (тофу, сквашенные напитки, мороженое, майонез и др.)
Кукуруза и продукты из кукурузы Кукуруза; кукуруза для непосредственного употребления в пищу (мука, крупа и др.); кукуруза замороженная и консервированная; попкорн; кукурузные чипсы; мука смешанная, содержащая кукурузную муку
Пищевые добавки Пищевые добавки, содержащие продукты из сои и (или) кукурузы
Детское питание Детское питание, полученное с использованием продуктов из сои и (или) кукурузы
тод «ПЦР+электрофорез» (чувствительность - 0,1%). За время существования лаборатории (2006-2011 гг.) проведено около 14 тыс. анализов по заявкам организаций и индивидуальных предпринимателей, в том числе в рамках мониторинга продуктов по заказу Белорусского государственного института метрологии. Анализ результатов этих испытаний на наличие ГМИ показывает, что в среднем чуть меньше 1% образцов (добровольно представленных заказчиками как не содержащие ГМО) имеют их в своем составе (главным образом ГМ-сою). ГМ-кукуруза была обнаружена в единичных случаях. В число продукции с ГМИ попали соевый шрот, рыбные бургеры, куриные окорочка. Чаще всего генетически модифицированные продукты поступали к нам в 2008 г. - около 2%. В 2010-2011 гг. отмечено снижение относительного их количества до уровня 0,2%.
Кроме того, в 2008-2009 гг. по заказу Белорусского государственного института метрологии в ЛДГМО проводился мониторинг на содержание генетически модифицированных составляющих в пищевых продуктах. Его цель - получение результатов испытаний для возможного расширения перечня контролируемой на содержание ГМИ продукции, а также установления пороговых значений, при превышении которых товар подлежит обязательной маркировке. В 2008 г. проверено 26 образцов картофеля, 19 - томатов и 33 - риса; в 2009 г. - 41 образец риса. Результаты мониторинга показали отсутствие рекомбинантных ДНК во всех
исследованных образцах, что позволило сделать вывод об отсутствии необходимости анализировать данную продукцию на содержание ГМИ, то есть расширять Перечень продовольственного сырья и пищевых продуктов, подлежащих обязательному в Республике Беларусь контролю наличия ГМ-составляющих.
При решении проблем ГМО/ГМИ-маркировки следует принимать во внимание нестыковки законодательств разных стран: если мы получаем продукт, маркированный как «GM free» (из стран ЕС) или «Не содержит ГМО» (из России), то он на «законных основаниях» может иметь до 0,9% ГМИ (продукт из Японии - до 5%).
Однако самое главное несоответствие, имеющее как чисто технические, так и юридические и биоэтические последствия, выявилось после вступления нашей страны в Таможенный союз с Россией и Казахстаном и созданием Единого экономического пространства (ЕЭП). В связи с этим возникает ряд коллизий.
Как сочетать белорусскую беспороговую концепцию с правилами ЕЭП о маркировке только при превышении уровня 0,9%? Видимо, придется вносить изменения в национальное законодательство. Какой смысл в этом случае остается у тотального контроля всей соя- и кукуруза-содержащей продукции? Практика показывает, что процент продукции с ГМО, составляет в последние годы 0,1-0,2! Кроме того, всем лабораториям по детекции ГМО придется переходить на количественные методы, прежде всего с использованием ПЦР в реальном масштабе времени, что
будет связано с бессмысленным удорожанием анализов. Видимо, пересмотр юридических норм и здесь неизбежен. Скорее всего, придется пойти по пути ЕС, где проводится не тотальный, а мониторинговый контроль содержания ГМО.
И, наконец, самое главное, что имеет непосредственное отношение к биоэтике. Нынешнее белорусское законодательство поступает честно по отношению к покупателю, которого не волнует процент ГМО в приобретаемом продукте, а только сам факт его наличия. При соблюдении правил ЕЭП отсутствие маркировки вовсе не будет свидетельствовать о том, что здесь нет ГМО или его компонентов. А это - прямой обман потребителей.
Литература
1. ISAAABrief 43-2011: Slides & Tables / International Service for the Acquisition of Agri-biotech Applications. - 2011. http://www. isaaa.org/resources/pubications/briefs/43/pptslides/default.asp.
2. Угринчук И. ГМО - смертельная угроза человечеству. http:// rodonews.ru/news_1272175087.html.
3. KBBE.2012.2.4-05: Post-market monitoring of GMOs based on epidemiological studies. FP7-KBBE-2012-6. - P. 42-45 // European Plant Science Organisation. http://www.epsoweb.org/ webfm_send/561.
4. Эксперт: С промышленным внедрением ГМО спешить не стоит / Интервью с ген. дир. НПЦ НАН Беларуси по продовольствию Зеноном Ловкисом // Международный экологический бюллетень «Зеленая Беларусь». 2011, №1 (83), январь. // Экологический информационный центр «Эко-Инфо» ЦНБ НАН Беларуси. http://ecoinfo.bas-net.by/green/83. html. 18.01.2012.
5. Маркировка знаком «Не содержит ГМО». Правила маркировки // Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь. http://gosstandart.gov.by/ru-RU/OS-Actual-info_mark-1.php.
6. Анализ работ по аккредитации: 2009 г. / Н.А. Жагора и др. - Мн., 2010. // Белорусский государственный центр аккредитации. http://www.bsca.by/pdf/analiz-2009.pdf.