Научная статья на тему 'Маркетинговый анализ абитуриентов вузов Воронежской области (приемная кампания - 2009)'

Маркетинговый анализ абитуриентов вузов Воронежской области (приемная кампания - 2009) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
146
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВЫЙ / АНАЛИЗ / АБИТУРИЕНТ / ВУЗ / РЕЙТИНГ / ПРЕСТИЖНОСТЬ / ПРОФЕССИЯ / ВОСТРЕБОВАННОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЙ / ВЫБОР / СТОИМОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ / УСЛУГА / ЕГЭ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ендовицкий Д. А.

НП «Консультативный совет по корпоративному образованию, инновациям и бизнесу» совместно с межвузовским рекламно-маркетинговым центром «Формула успеха» (г. Воронеж) ежегодно проводят исследование рынка образовательных услуг по сегменту «высшее образование». Результаты проведенного маркетингового исследования, особенно в условиях экономического спада конца 2008-2009 гг. в России, чрезвычайно важны для разработки ценовой и маркетинговой политики вузов, обоснования структуры основных профессиональных образовательных программ, конструктивного взаимодействия по вопросам образовательной деятельности с организациями-партнерами вузов и объединениями работодателей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинговый анализ абитуриентов вузов Воронежской области (приемная кампания - 2009)»

7(19) - 2009

рынок образовательных услуг

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ АБИТУРИЕНТОВ ВУЗОВ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ (Приемная кампания — 2009)

д. а. ендовицкий,

доктор экономических наук, профессор, проректор Воронежского государственного университета

НП «Консультативный совет по корпоративному образованию, инновациям и бизнесу» совместно с межвузовским рекламно-маркетинговым центром «Формула успеха» (г. Воронеж) ежегодно проводят исследование рынка образовательных услуг по сегменту «высшее образование». Результаты проведенного маркетингового исследования, особенно в условиях экономического спада конца 2008—2009гг. в России, чрезвычайно важны для разработки ценовой и маркетинговой политики вузов, обоснования структуры основных профессиональных образовательных программ, конструктивного взаимодействия по вопросам образовательной деятельности с организациями-партнерами вузов и объединениями работодателей.

Ключевые слова: маркетинговый, анализ, абитуриент, вуз, рейтинг, престижность, профессия, востребованность, социальный, выбор, стоимость, образовательный, услуга, ЕГЭ.

Российское высшее образование вступает в сложный период своего развития. Абитуриенты 2009—2011 гг. — это поколение, рожденное в первой половине 1990-х гг., в момент глубокого демографического спада, выросшее в эпоху «между двумя кризисами» — от 1998 до 2008 г., получившее среднее образование в первые годы XXI в., воспитанное в условиях становления отечественной рыночной экономики.

Современные абитуриенты хорошо осведомлены о востребованности и престижности профессий, стоимости обучения и своих финансовых возможностях; напрямую связывают перспективы профессионального и карьерного роста с качеством

получаемого высшего образования; критически оценивают уровень доступных им высших учебных заведений.

Начиная с 2007—2008 гг. региональные вузы сталкиваются одновременно с все более жесткой конкуренцией за выпускников, что само по себе должно было вызывать прогнозируемые финансовые ограничения.

Последствия экономического спада конца 2008—2009 гг. в России обусловливают серьезные проблемы формирования доходной части бюджета вузов:

• значительная часть потенциальных абитуриентов платной формы обучения сталкивается с недостаточностью средств семейного бюджета;

• на федеральном и региональном уровне сокращается финансирование научно-образовательной деятельности (в части инвестиционно-строительных проектов, приобретения научного оборудования, капитального ремонта, фундаментальных исследований и пр.);

• предприятия — потенциальные заказчики целевых/корпоративных образовательных программ вынуждены отказаться от такого способа привлечения и подготовки кадров.

В этих условиях Воронежский государственный университет стоит перед задачей формирования обоснованной и сбалансированной маркетинговой политики на приемную кампанию 2009 г. и перспективный период 2010 г., отвечающей современным вызовам в экономике и значительному повышению уровня конкуренции в отрасли.

финансовая аналитика

проблемы и решения

От эффективного решения этой задачи зависят финансовая состоятельность и развитие вуза в среднесрочной перспективе.

Масштабы исследования и сроки проведения

Маркетинговое исследование использовало данные социологического опроса, который охватил 1987 учеников 9-11 классов 36 общеобразовательных школ г. Воронежа и области. Мы располагаем также сопоставимыми данными опроса 2007 г (1 080 учеников из 60 школ), что позволяет отслеживать тенденции по ряду позиций. Маркетинговое исследование осуществлялось в феврале-марте 2009 г.

Представленные ниже результаты опросов распределены по этапам принятия решения выпускником школы — от решения получить высшее образование до выбора конкретного вуза.

Этап 1. Выбор профессии и уровня образования

В ходе опроса были выявлены оценки потенциальных абитуриентов в отношении востребованности и престижности профессий, а также их планы получения высшего образования по той или иной специальности. В первую очередь следует отметить рост зрелости ответов по сравнению с опросом 2007 г. (см. табл. 1.1, 1.2). В 2007 г. значительная

часть выпускников затруднялась в оценке профессий (20—30 % анкет) или давала явно незрелые ответы (10—15 %). К 2009 г. помимо исчезновения указанных тенденций рейтинг предпочтений приобретает более реалистичный и сбалансированный вид, расширяется количество вариантов и детализация ответов, что свидетельствует о достаточной осведомленности и оформившихся предпочтениях.

В оценках общественного признания профессий наблюдается относительная стабильность. После описанного выше исчезновения в данных 2009 г. ряда эксцессов состав и ранги престижных, по мнению учащихся 9—11 классов, профессий остались практически неизменными. Интересна также определенная корреляция оценок престижности и востребованности, особенно в десятке профессий-лидеров (ср. табл. 1.2).

По-прежнему в лидерах ожиданий гарантированного трудоустройства и высокой или стабильной оплаты труда остаются профессии экономистов и юристов, медики и 1Т-специалисты, однако в десятку востребованных впервые за последние десятилетия попали инженерные и рабочие специальности.

Можно предполагать прямую связь с развернутой в 2008 г. широкой правительственной пропагандой против «засилья» гуманитарных и экономических специальностей, «переизбытка» финансовых кадров и нехватки инженеров и рабочих, что объективно подтверждается результатами опроса работодателей (2008 г.). Благодаря такой

Таблица 1.1

Рейтинг престижности профессий в оценках выпускников

2009 г. Ответов % выборки 2007 г. Ответов % выборки

Экономист 518 26,1 Юрист 412 38,1

Юрист 494 24,9 Нет ответа 306 28,3

Программист 204 10,3 Экономист 225 20,8

Врач 204 10,3 Врач 166 15,4

Менеджер 128 6,4 Программист 82 7,6

Психолог 76 3,8 Менеджер 73 6,8

Архитектор 55 2,8 Президент 58 5,4

Пресса, PR 52 2,6 Преподаватель 55 5,1

Инженер 50 2,5 Директор 37 3,4

Строитель 47 2,4 Бизнесмен 36 3,3

Учитель 35 1,8 Дизайнер 33 3,1

Предприниматель 33 1,7 Журналист 25 2,3

Политик 32 1,6 Архитектор 22 2,0

Военнослужащий 19 1,0 Милиционер 22 2,0

Повар 7 0,4 Психолог 21 1,9

Переводчик 6 0,3 Депутат 16 1,5

Переводчик 16 1,5

Инженер 16 1,5

Строитель 10 0,9

Вариантов на одну анкету 0,99 Вариантов на одну анкету 1,51

Таблица 1.2

Рейтинг востребованности профессий в оценках выпускников

2009 г. Ответов % выборки 2007 г. Ответов % выборки

Экономист 619 31,2 Юрист 436 40,4

Юрист 475 23,9 Нет ответа 243 22,5

ГГ-специалист 314 15,8 Экономист 218 20,2

Медицина 234 11,8 Программист 113 10,5

Инженер 167 8,4 Банкир 96 8,9

Менеджер 165 8,3 Менеджер 91 8,4

Рабочие 123 6,2 Врач 77 7,1

Торговля 107 5,4 Бизнесмен 70 6,5

Строительство 98 4,9 Президент 58 5,4

Технолог 80 4,0 Директор 51 4,7

Образование 48 2,4 Дизайнер 42 3,9

Архитектура и дизайн 33 1,7 Депутат 29 2,7

Наука 23 1,2 Архитектор 28 2,6

Пресса, PR 21 1,1 Переводчик 25 2,3

Госслужба 20 1,0 Журналист 23 2,1

Производство 18 0,9 Строитель 20 1,9

Водитель, автослесарь 15 0,8 Инспектор ГАИ 15 1,4

Военная служба 15 0,8 Психолог 11 1,0

Маркетинг 12 0,6

Повар 12 0,6

Органы МВД и др. 10 0,5

Психолог 9 0,5

Бизнесмен 6 0,3

Туризм 6 0,3

Сфера услуг 5 0,3

Политика 4 0,2

Переводчик 3 0,2

Вариантов на 1 анкету 1,33 Вариантов на 1 анкету 1,52

публичной кампании современные абитуриенты более адекватно воспринимают потребности рынка труда, чем два года назад.

Следует также отметить впервые проявившийся интерес к государственной и военной службе. Если на пике экономического роста 2007 г. востребованность в глазах выпускников означала прежде всего высокую оплату труда, то в разгар

кризиса 2009 г. востребованность профессии все чаще ассоциируется с гарантиями трудоустройства и стабильностью доходов.

В процессе исследования старшеклассникам задавали вопрос: «Какие экзамены по ЕГЭ планируете сдавать?». В этом плане самая востребованная и актуальная информация, конечно, 11-классники (рис. 1.1.).

Таблица 1.3

Рейтинг предпочтений специальностей, на которые планируют поступать выпускники школ

2009 г. Ответов % выборки 2007 г. Ответов % выборки

Юрист 324 16,3 Нет ответа 254 23,5

Экономист 282 14,2 Экономист 236 21,9

Программист 141 7,1 Юрист 178 16,5

Инженер, технолог 127 6,4 Менеджер 109 10,1

Дизайнер, архитектор 82 4,1 Дизайн 57 5,3

Врач 74 3,7 Психолог 52 4,8

Менеджер 74 3,7 Программист 49 4,5

Пресса, PR 63 3,2 Врач 44 4,1

Переводчик 38 1,9 Пресса, PR 36 3,3

Психолог 37 1,9 Переводчик 25 2,3

Автомеханик 35 1,8 Автомеханик 24 2,2

финансовая аналитика

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

проблемы и решения ^ 67

Окончание табл. 1.3

2009 г. Ответов % выборки 2007 г. Ответов % выборки

Тренер, учитель 31 1,6 Инженер 24 2,2

Рабочий 28 1,4 Фармацевт 22 2,0

Сфера услуг 26 1,3 Маркетолог 19 1,8

Строитель 18 0,9 Международник 16 1,5

Военный 16 0,8 Филолог 14 1,3

Милиционер 14 0,7 Историк 10 0,9

Прочие 125 6,3 Повар 10 0,9

Медсестра 9 0,8

Парикмахер 9 0,8

Вариантов на одну анкету 0,77 Вариантов на одну анкету 1,11

600 500 400 300 200 100 0

3 0 0 Э 0 е

о

вания для оплаты образовательных услуг.

По объективным причинам последний показатель не может быть достоверно выяснен в ходе опроса и не должен приниматься в качестве прямого руководства при формировании ценовой политики. В то же время сведения о

Ч

ч

ч

% «V

Рис. 1.1. Выбор ЕГЭ одиннадцатиклассниками школ

Особенно важно, что при обязательных для сдачи предметах (математике и русскому языку) число выборов и общее число опрошенных не совпадают. Это может говорить либо о погрешности опроса, либо о незнании выпускниками обязательных экзаменов, либо об активном нежелании части выпускников эти экзамены сдавать. Знание выбора школьников в отношении ЕГЭ косвенно показывает выбор абитуриентом профессии и специальности.

Этап 2. Стартовые возможности

В современных российских условиях значимую роль в выборе профессии и определяющую — в части возможности получения высшего образования — играет социальная среда абитуриента. Для оценки влияния соответствующей группы факторов на принятие итогового решения и прогноза финансовых возможностей выбора платной формы обучения в ходе социологического опроса выяснялись уровень образования и сфера занятости родителей, а также, косвенным образом, доходы семейного бюджета и возможность их использо-

социальном положении и сфере занятости родителей выпускников при надлежащем сопоставлении со статистическими данными позволяют прогнозировать долю претендентов на бюджетные и коммерческие места в вузах.

До 95 % родителей будущих абитуриентов относится к экономически активному населению (возрастная группа от 30 до 50 лет, рис. 2.1), трудоустроено и потенциально находится на восходящем участке карьерной лестницы.

Отраслевая структура занятости родителей в целом отражает общую картину региона с доминированием непроизводственных сфер (торговля, услуги, включая медицину и образование — более

от 40 до 50 51%

от 30 до 40 44%

свыше 60 0%

от 50 до 60 5%

Рис. 2.1. Распределение родителей учащихся 9-11 классов по возрастным группам

Таблица 2.1 Сферы занятости родителей абитуриентов

Отрасль или профессия Ответов % выборки

Торговля 191 19,1

Сфера услуг 122 12,2

Производство 115 11,5

Строитель 93 9,3

Медицина 71 7,1

Госслужба 68 6,8

Рабочий 66 6,6

Предприниматель 60 6,0

Программист 48 4,8

Образование 35 3,5

Инженер 30 3,0

Военный 26 2,6

Экономист 24 2,4

Менеджер 20 2,0

Органы МВД 14 1,4

Водитель 8 0,8

Недвижимость 5 0,5

Юрист 3 0,3

среднее "" 4% 11%___— к"-1 ученая степень высшее 52%

I

финансовая аналитика

проблемы и решения

7х"

80л

70 60 50 40 30 20 10 0

.А У У

Л

'—71

2007 г.

2009 г.

□ совместное решение □ самостоятельно □родители

Рис. 2.2. Уровень образования родителей

42 % ответов), значительной долей производства и строительства (11,5 % и 9,3 % соответственно). При использовании результатов опроса следует учитывать, что в выборке практически отсутствуют рабочие профессии, что может интерпретироваться как недоступность высшего образования для выходцев из низших социальных слоев или как отсутствие мотивации к получению высшего образования.

Важную роль в выборе высшего профессионального образования может играть уровень образования родителей учащихся. По данным проведенного опроса, более половины родителей будущих абитуриентов имеют высшее образование или ученую степень (рис. 2.2), и более 40 % — среднее профессиональное или среднее специальное образование. Отсутствие высшего профессионального образования родителей может рассматриваться скорее как фактор, мотивирующий выпускников к его получению.

Сопоставление данных табл. 2.1 и 1.3 демонстрирует также отсутствие явной взаимосвязи меж-

Рис. 2.3. Самостоятельность принятия решения о выборе профессии и продолжении образования

ду профессией родителей и образовательными предпочтениями выпускников. В целом учащиеся 9—11 классов демонстрируют большую готовность принимать самостоятельные решения (см. рис. 2.3), лучшее владение информацией по рынку труда и рынку образовательных услуг по сравнению с данными опроса 2007 г.

Как отмечалось выше, полученные в ходе социологического опроса данные о приемлемой для абитуриентов стоимости обучения (рис. 2.4) невозможно непосредственно использовать из-за непредсказуемых субъективных смещений оценок. Характерно, что, несмотря на растущую самостоятельность суждений, выпускники затрудняются оценить бюджет годовых расходов на образование (до 25 % неявных отказов от ответа). Оценка допустимых годовых расходов ниже уровня рыночных цен (более 41 % ответов) может свидетельствовать как о незнании конъюнктуры, так и о фактическом признании неспособности оплатить расходы по получению высшего образования.

Учитывая влияние экономического кризиса на доходы домохозяйств, мы полагаем, что сокраще-

свыше до 60 000 до 50 000 до 40 000 до 30 000 до 20 000 до 10 000 нет ответа

3 1

1-и

1-и

1-и

( 1 1

1-У --г-г-е-г-г

0

5 10 15 20 25 30

Рис. 2.4. Приемлемая стоимость образовательных услуг в оценках абитуриентов, тыс. руб. /год

69

ние рынка платных образовательных услуг составит не менее 30 % (сопоставимо с уровнем зарегистрированной и скрытой безработицы в регионе по состоянию на конец I — начало II кв. 2009 г.). При допущении реалистичной оценки своих финансовых возможностей только 20—30 % опрошенных являются потенциальными абитуриентами ВГУ и вузов с аналогичной ценовой политикой.

Этап 3. Выбор высшего учебного заведения

Анализ источников информации, используемых потенциальными абитуриентами при выборе вузов, показал несопоставимость полученных данных с результатами социологического опроса 2007 г. В частности, в 2007 г. респонденты отмечали специализированные издания — справочники «Куда пойти учиться», «Шанс», «Формула успеха», «Абитуриент» (более 65 % к объему выборки). В 2009 г. указанные источники информации отметили менее 1 % опрошенных. Данные обстоятельства требуют более глубокого изучения.

Рассматривая оценку результатов опроса в процентах к объему выборки за соответствующий период, можно было бы сделать вывод о значительном снижении роли личных контактов в сборе информации о вузах за счет роста значимости таких источников, как печатные и электронные СМИ и Internet (рис. 3.1). Такое сопоставление было бы не до конца корректным в связи с существенно различающимися наборами базовых вариантов ответов.

Общие тенденции изменения значимости источников информации после приведения результатов опросов 2007 и 2009 гг. к сопоставимому виду представлены на рис. 3.2. Сравнительный анализ в

70п 60 50 40 30 20 10

0

—71

f=a

2007 г.

2009 г.

□ Internet □ СМИ □ знакомые □ справочники

50-| 40 30 20 10 0

/ 71

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

F=à

2007 г.

2009 г.

□ Internet □ СМИ □ знакомые □ справочники

Рис. 3.1. Значимость источников информации, % к объему выборки

Рис. 3.2. Тенденции изменения сравнительной значимости источников информации, % к сопоставимому объему

сопоставимых условиях свидетельствует, что падение значимости личных контактов действительно имело место, хотя и не было столь значительным, тогда как утраченная справочными изданиями доля рынка перераспределяется между СМИ и Internet в основном в пользу последнего способа получения информации.

Необходимо сделать соответствующие выводы при формировании рекламного бюджета приемной кампании 2009 г. и в перспективе 2010 г. Так, уточненные данные 2009 г. показывают, что респонденты примерно в равной степени уделяют внимание публикациям в журналах и телепередачам (примерно по 36 % ответов), в меньшей степени — газетным статьям (около 26 %), и практически игнорируют рекламу вузов по радио (менее 2 %). С поправкой на погрешность опроса, тем не менее, приходится допустить, что относительно дешевые рекламные аудиоролики могут не являться в достаточной степени эффективными в отношении целевой аудитории. Окончательное решение по формированию рекламного бюджета должно приниматься на основе соотношения «цена — эффективность рекламы», т. е. по прогнозируемому количеству позитивных откликов потенциальных абитуриентов на 1000 руб. рекламных затрат.

На рис. 3.3 представлены оценки значимости факторов выбора высшего учебного заведения учащимися 9— 11 классов. Несмотря на формальную несопоставимость исходного набора вариантов ответа, потенциальные абитуриенты в ходе опросов 2007 и 2009 гг отметили практически одни и те же позиции.

Вуз выбирается по: • качеству образования (рост предпочтений с 33 % в 2007 г. до 49 % на 2009 г.);

• статусу (государственный вуз + диплом государственного образца, совокупные предпочтения снизились с 51 % до 41 %). Интересно, что предпочтения по фактору стоимости обучения не превысили 10-процентного порога значимости, что следует рассматривать в связи с выявленной выше недостаточной компетентностью выпускников в вопросах приемлемой для них стоимости обучения с учетом доли претендентов на бюджетные места.

Значительная часть (от 57 до 61 %) опрошенных заявила, что экономический кризис не оказал

профиль образования диплом гос. образца уровень знаний условия поступления гос. статус вуза стоимость военная кафедра

0 10 20 30 40

Опрос 2007 г.

уровень знании профиль образования статус вуза требования рынка труда отзывы выпускников имидж в СМИ расположение социальная политика военная кафедра стоимость

0

10

20

30

Опрос 2009 г.

Рис. 3.3. Оценка значимости факторов выбора высшего учебного заведения учащимися 9-11 классов, 2007 и 2009 гг.

влияния на их платежеспособность и не планировала отказываться от платного обучения. Ценовые предпочтения, игнорируемые выпускниками в ходе опросов, вводятся в период принятия решений их родителями.

Также представляет интерес тот факт, что в кризисном 2009 г. около 27 % респондентов отметили влияние на выбор вуза требований рынка труда. Следует отметить, что профессии, перспективные, по мнению учащихся 9—11 классов, через 5—7 лет на момент окончания вуза, предлагаются обычно несколькими конкурирующими высшими учебными заведениями, так что фактор требований рынка труда применим к выбору профессии в той же мере, что и к выбору конкретного места ее получения.

Результаты проведенного социологического опроса позволяют получить оценки престижности высших учебных зав едений в глаз ах вы пускн иков и сравнитьих динам ику за 2007—2009 гг. (табл. 3.1). В целом десятка престижных вузов остается без изменений, с тремя .лидерами — ВГУ, ВГТУ и ВГАСУ. Динамика наблюдается по отдельным позициям. Так, из первой пятеркивы пал на 11-е место ВЭПИ, поднялись до 12-го места из «хвоста» рейтинга высшие учебные заведения военного профиля, и т. п. Несмотря на постоянное лидерство ВГУ, следует отметить ряд тревожных тенденций.

Во-первых, все вузы значительно потеряли в рейтингах, что заметно по сократившемуся количеству упоминаний отдельных вузов. При наблюдаемом общем ослаблении рейтинга наименьшие потери понесли лидеры, тогда как ряд вузов (РГО-ТУПС, Институт экономики и права, РГТЭУ, Институт физкультуры и др.), ранее державшийся вплотную к десятке с рейтингами 44-45, вообще выпал из списка (ни разу не были упомянуты респондентами).

Таблица 3.1

Рейтинг престижности высших учебных заведений в оценках учащихся 9-11 классов

2009 г. Ответов % выборки 2007 г. Ответов % выборки

ВГУ 1394 70 ВГУ 875 81

ВГТУ 813 41 ВГАСУ 506 47

ВГАСУ 653 33 ВГТУ 496 46

ВГМА 333 17 ВЭПИ 493 46

ВГЛТА 109 5 ВГТА 493 46

ВГТА 104 5 ВГМА 490 45

ИММиФ 78 4 ВГЛТА 489 45

ВИВТ 66 3 Инст. МВД 487 45

Инст. МВД 62 3 ВИВТ 485 45

ВГАУ 53 3 ИММиФ 484 45

ВЭПИ 52 3 ВГПУ 484 45

Военные вузы 38 2 ВГАУ 482 45

Вариантов на одну анкету 1,89 Вариантов на одну анкету 5,80

финансовая аналитика

проблемы и решения ^ 71

Таблица 3.2

Учебные заведения, в которые планируют поступать учащиеся 9—11 классов

2009 г. Ответов % выборки 2007 г. Ответов % выборки

ВГУ 630 32 ВГУ 676 63

ВГАСУ 240 12 ВГАСУ 516 48

ВГТУ 158 8 ВГМА 504 47

ВГМА 47 2 ВЭПИ 502 46

ВГЛТА 38 2 ВГТУ 499 46

ВИВТ 38 2 ВИВТ 489 45

ИММиФ 38 2 ВГЛТА 488 45

ВГТА 30 2 ИММиФ 488 45

ВГПУ 28 1 ВГАУ 486 45

Инст. МВД 25 1 ВГПУ 485 45

Военные вузы 21 1 ВГТА 483 45

ВЭПИ 20 1

ВГАУ 19 1

Вариантов на одну анкету 0,67 Вариантов на одну анкету 5,20

При растущей общей информированности выпускников такое ослабление рейтингов можно объяснить как негативным информированием о деятельности вузов в 2008 г., так и общим влиянием экономического спада на оптимистичность оценок. В любом случае увеличение отрыва ВГУ от конкурентов как позитивный фактор перекрывается негативным — уменьшением количества позитивных отзывов о самом ВГУ (результат спланированной атаки СМИ на ВГУ с ноября 2008 г. по февраль 2009 г).

Во-вторых, престижность вуза более не означает автоматическое стремление поступать именно в это учебное заведение (ср. табл. 3.2). Хотя общая структура рейтинга поступлений практически повторяет рейтинг престижности, количество желающих поступать в абсолютном выражении более чем в три раза отстает от количества положительных оценок в рейтинге престижности. Для сравнения: в 2007 г. данное соотношение составляло почти 1:1. Отметим, что выявленная доля респондентов, определившихся с поступлением в вузы, к общему количеству опрошенных (67 %) примерно соответствует проведенной выше оценке доли абитуриентов, чьи семейные бюджеты пострадали или находятся под угрозой в связи с финансовым кризисом (от 30 до 33 %).

В результате наблюдаемых тенденций значительно сократилась как вариативность в оценках престижности вузов (с 5,80 до 1,89 выборов на анкету), так и вариативность поступлений (с 5,20 до 0,67). Выпускники, в отличие от 2007 г., ориентированы на вполне определенный вуз, хотя новый порядок сдачи ЕГЭ значительно расширил их возможности по подбору запасных вариантов поступления. Возможно, будущие абитуриенты

пока не до конца разобрались с особенностями технологии поступления в вузы.

Сложившаяся ситуация повышает значение рациональной организации приемной кампании: вуз, предоставивший абитуриентам наибольшие удобства, максимально упростивший процедуру подачи документов и отслеживание их продвижения, получает дополнительные конкурентные преимущества.

Этап 4. Подготовка к поступлению

В ходе проведенного опроса выяснялось отношение потенциальных абитуриентов к новым правилам приема в высшие учебные заведения, так же как и к многоуровневой системе образования «бакалавр — магистр». Одновременно были получены оценки компетентности учащихся 9—11 классов в вопросах подготовки к поступлению в вузы.

Предпочтения в отношении формы обучения (дневная, вечерняя или заочная) в 2009 г. по

60

50

40

30

20

10

0

2007 г.

2009 г.

□ бакалавр □специалист □ магистр

Рис. 4.1. Предпочитаемый уровень образования

90

80-И

70-'

60'"'"

50'"'"

40-'/"

30-'/"

20-

Ю-'" 0

/—д

JZ

в

у"

2007 г.

2009 г.

□ дневная □ вечерняя □ заочная

Рис. 4.2. Предпочитаемая форма обучения

сравнению с 2007 г. не претерпели существенных изменений. По-прежнему значительная часть абитуриентов (от 75 до 85 %) желала бы поступить на дневное отделение, остальные делятся примерно поровну между вечерним и заочным отделениями. В то же время изменения коснулись предпочтений уровня образования.

Вопреки ожиданиям, доля желающих получить диплом бакалавра за прошедшие годы не выросла, а снизилась с 42 до 17 %, выросли предпочтения диплома магистра (с 18 до 27 %) и специалиста (с 40 до 56 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Информированность учащихся в отношении современной системы образования находится пока на недостаточном уровне. Так, 33 % опрошенных не знают, что такое бакалавр. Аналогично потенциальные абитуриенты недостаточно осведомлены и не доверяют возможностям образовательных кредитов, что частично может быть обусловлено также общими негативными тенденциями в кредитном секторе экономики. Только 39 % опрошен ных считают образовательный кредит мотивирующим фактором при выборе высшего учебного заведения.

Таблица 4.1 Факультеты ВГУ, на которые планируют поступать абитуриенты 2009 г.

Факультет Ответов % выборки

Экономфак 270 13,6

Фкн 188 9,5

Юрфак 171 8,6

Фипси 110 5,5

Журфак 106 5,3

Пмм 99 5

Ргф 89 4,5

Фмо 89 4,5

Фармфак 75 3,8

Матфак 72 3,6

Физфак 68 3,4

Увц 48 2,4

Биофак 43 2,2

Филфак 39 2

Геофак 38 1,9

Истфак 36 1,8

Геологи 31 1,6

Химфак 28 1,4

Как готовитесь к ЕГЭ

Доп. занятия 7%

Под. курсы 32%

Самост-но 18%

Репетитор 32%

Рис. 4.2. Как старшеклассники готовятся к сдаче ЕГЭ

Для менеджеров учебного процесса важно знать: как старшеклассники готовятся к сдаче единого государственного экзамена. Распределение ответов на этот вопрос представлено на рис. 4.2.

Приглашаем к сотрудничеству!

Издательский дом «Финансы и Кредит» приглашает к сотрудничеству организации, занимающиеся подпиской, распространением и реализацией печатной продукции на взаимовыгодных условиях.

Тел./факс: (495) 721-85-75 Http:/www.fin-izdat.ru

e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.