О. В. Бирюкова
РОССИЙСКИЕ НАУКОЕМКИЕ УСЛУГИ В МИРОВОЙ ТОРГОВЛЕ
Статья посвящена вопросам вовлеченности российского сектора наукоемких услуг в международную торговлю. Анализируются динамика, структура и география экспортно-импортных операций сектора. Оценивается эффективность мер стимулирования российского экспорта наукоемких услуг через призму внешнеэкономических институтов и налоговых инструментов.
Важной задачей государственной политики РФ на современном этапе является развитие «новой экономики», основанной на опережающем росте так называемых наукоемких услуг. На сегодняшний день не существует однозначного представления ни о границах сектора наукоемких услуг, ни о том, какие именно услуги к нему относятся. Есть лишь некое негласное соглашение о существовании нового четвертичного сектора, но с довольно размытыми определениями.
В зарубежных исследованиях широко используется термин «интеллектуальные услуги» (knowledge intensive services). Ключевым элементом здесь выступает сектор интеллектуальных деловых услуг (knowledge intensive business services, KIBS), который вносит ощутимый вклад в ВВП и в занятость в развитых странах [1].
В исследованиях, посвященных развитию инновационного потенциала РФ, к сфере интеллектуальных услуг относят рекламу и маркетинг, дизайн, услуги в области подбора и управления персоналом, IT-консалтинг, инжиниринговые услуги, юридические услуги и аудит, финансовое посредничество и консалтинг, услуги в области управления недвижимостью"'.
Такой подход в целом соответствует классификации, принятой в странах Западной Европы и Северной Америки. Правда, в них к интеллектуальным услугам относят также образование и здравоохранение. Поскольку в России эти секторы имеют квазирыночный характер, отягощаемый перманентным реформированием, они, как правило, изучаются в рамках отдельных исследований.
В работах российских авторов по вопросу влияния внешнеэкономического фактора на проведение модернизации и развитие высокотехнологичного комплекса экономики в РФ к наукоемким относят услуги космического транспорта, телекоммуникационные, компьютерные, информационные, услуги в области исследований и разработок, архитектуры, инженерные, в технических областях, а также роялти и лицензионные платежи2. Этот перечень следует рассматривать не как исчерпывающий, а как представительную выборку отраслей услуг, достаточных для выявления их роли во внешнеэкономических связях РФ.
Основные показатели участия России на рынке интеллектуальных услуг. В докризисный период, несмотря на жесткие условия конкурентной борьбы на мировом рынке, продажи российских наукоемких услуг стабильно возрастали, повышалось их значение в общем экспорте услуг. Этот динамичный рост был обусловлен конкурентными преимуществами страны в данной сфере, увеличением спроса на услуги российских консалтинговых и инновационных компаний, расширением участия РФ в международном инвестиционном, производственном и научно-техническом сотрудничестве [3, с. 293]. С 2001 по 2009 г. объемы вывоза наукоем-
1 В частности, данный подход был использован в рамках исследования сектора интеллектуальных услуг в России, проведенного Институтом статистических исследований и экономики знаний ГУ-ВШЭ и исследовательским холдингом «Яот1г» в 2008-2010 гг. (подробнее см. [2, с. 28]).
2 Этот подход ранее использовался в работах российских экономистов: С.С. Алабяна, А.Н. Спартака, РМ. Ша-фиева, В.П. Шуйского и др.
ких услуг возросли в 6 раз (таблица). Однако с 2010 г. началось замедление этой тенденции: темпы прироста экспорта и импорта снижаются, доля наукоемких услуг в общей торговле услугами к 2013 г. сократилась до 12,8% по экспорту и 16,8% по импорту. По объемам поставок наукоемких услуг Россия значительно отстает не только от развитых стран, но и от таких развивающихся стран, как Индия и Китай. Очевидно, что прежние источники роста во многом себя исчерпали, и для дальнейшего расширения наукоемкого экспорта необходимы радикальные институциональные и макроэкономические преобразования и решительная внешнеэкономическая модернизация, которая невозможна без приобретения зарубежных высокотехнологичных активов [4, с. 18-19].
Таблица
Внешняя торговля России наукоемкими услугами в 2001-2012 гг., млн. долл.
2001 г. 2009 г. 2010 г. 2012 г.
т т т т т т т т
Вид услуг р о р о р о р о р о р о р о р о
1 э с м и 1 э с м и 1 э с м и 1 э с м и
Наукоемкие 1135 2512 6668 11297 6886 13907 8026 17911
Космический транспорт 39 1 43 700 16 54
Телекоммуникационные 419 488 1866 1866 1264 2065 1 406 3065
Компьютерные 96 518 1212 1212 1273 1637 1 995 2313
Информационные 32 39 78 217 86 246 93 338
Плата за пользование интел-
лектуальной собственно-
стью* 60 434 494 4107 625 5066 664 7629
Услуги в области научных
исследований и разрабо-
ток** 207 476 371 107 364 73 399 169
Инженерные, в технических
областях и в области архи-
тектуры 321 648 3214 3787 3231 4120 3 453 4343
Экспорт (импорт) наукоем-
ких услуг, % ко всему экс-
порту (импорту) услуг
России 9,9 12 16 18 15,3 19 12,8 16,4
* До 2012 г. эта статья называлась «Роялти и лицензионные платежи».
** С 2012 г. в статью «услуги в области научных исследований и разработок» включена покупка (прода-
жа) результатов НИОКР, ранее учитываемая по счету операций с капиталом платежного баланса.
Источник: составлено по данным Банка России.
Торговля России наукоемкими услугами неизменно складывается с отрицательным сальдо, размер которого возрастает с каждым годом. Так, в 2012 г. объем импорта превысил объем экспорта в два раза, и дефицит торгового баланса этой группы услуг составил около 9,8 млрд. долл.
Отметим, что отечественная статистика носит оценочный характер, поскольку Банк России при публикации данных о внешней торговле услугами придерживается принципа конфиденциальности: например, в тех сферах, где работают компании-монополисты, информация не раскрывается.
Наиболее крупными статьями в торговле наукоемкими услугами РФ являются услуги в области архитектуры, инженерные и услуги в технических областях (около 45% экспорта и 25% импорта), компьютерные (почти 35% экспорта) и плата за пользование интеллектуальной собственностью (свыше 40% импорта).
Достаточно уверенно Россия выступает в торговле ИКТ-услугами. На основе зарубежных технологий в кооперации с ведущими мировыми компаниями, работающими в отрасли ИКТ, в России практически за несколько лет была создана со-
временная система сотовой связи доступа в Интернет, широкополосный доступ (ШПД), Long Term Evolution (LTE), четвертое поколение сотовой связи и т.д., сложился и стал расти рынок электронных изделий [5, с. 50].
Значительные объемы экспорта телекоммуникационных услуг связаны с процессами интеграции российской экономики в мировое экономическое пространство, усилением активности предприятий с участием иностранного капитала, увеличением числа деловых поездок иностранцев в Россию, расширением привлечения иностранной рабочей силы и экспертов для решения хозяйственных задач.
Как результат возросли доходы отечественных операторов от предоставления нерезидентам каналов связи для передачи информации. Перспективы увеличения продаж по рассматриваемой позиции в существенной мере зависят от расширения российской системы спутниковой связи и предложения (на конкурентных условиях) услуг космической связи [6, с. 2-3].
Основными торговыми партнерами России по экспорту телекоммуникационных услуг в 2010 г. стали Великобритания, США и Германия. Максимальные импортные операции наблюдались с Великобританией, Виргинскими островами и Германией. В торговле телекоммуникационными услугами со странами СНГ наибольший оборот сложился с Украиной и Беларусью.
В рамках обязательств России во Всемирной торговой организации (ВТО) присутствие иностранных компаний на российском рынке телекоммуникаций будет по-прежнему ограничено участием в российских компаниях и созданием дочерних обществ в соответствии с российским законодательством. Меры протекционизма будут действовать на протяжении четырех лет с даты присоединения России к ВТО (23 августа 2012 г.) для традиционных операторов - общая доля иностранного участия в их уставном капитале (голосующих акциях) не должна превышать 49% [7].
Ряд обязательств в рамках ВТО сформулирован в отношении так называемых услуг базовых коммуникаций. Определение базовых телекоммуникаций в Дополнительных обязательствах отсутствует. Однако согласно основанным на практике разъяснениям ВТО, базовые телекоммуникации3 включают в себя телекоммуникационные услуги (как общего пользования, так и частные), предполагающие передачу информации абонента из одного пункта в другой. Фактически только к 2016 г. будут сняты все ограничения на отечественном рынке телекоммуникаций, а до тех пор сохранятся ключевые барьеры: монополия на услуги дальней связи и ограничение доли иностранного капитала в крупных российских операторах. Такой подход вполне приемлем в контексте постепенной интеграции российского телекома в мировую экономику, поскольку отражает понимание необходимости привлечения зарубежного капитала, технологий и компетенций и предусматривает возможность разумного государственного регулирования сектора.
Индустрия ПО и ИТ-услуг в России обеспечивает 1/5 всех занятых в российском ИКТ-секторе. Отечественный рынок ИКТ оценивается в 9 млрд. долл., что значительно меньше, чем в Китае и Бразилии, однако темпы роста российского рынка значительно выше. Его расширение, в частности, связано с ростом внутреннего спроса со стороны добывающей промышленности, государственного сектора и телекома [9, с. 53]. В последние годы происходила географическая диверсификация российской торговли ПО и ИТ-услугами - доля поставок в США уменьшилась при том, что экспорт в страны Европы и СНГ увеличился.
В отчете «Russia Vertical Markets 2012-2016 IT Spending Forecast» [10] аналитической компании IDC отмечается, что самым крупным потребителем на российском ИТ-рынке стали домашние пользователи - на их долю пришлось 39,6% дан-
3 Соответствующие комментарии см. на сайте [8].
ного рынка. Это объясняется ростом доходов населения, замедлением темпов инфляции, а также ценовой доступностью многих ИТ-продуктов. В корпоративном секторе основной объем затрат на ИТ пришелся на транспортную, телекоммуникационную и энергетическую отрасли.
Телекоммуникационные холдинги продолжили политику поглощения менее крупных компаний, что потребовало дополнительных инвестиций в интеграцию оборудования и приложений. Основные риски развития российского рынка ИТ компания IDC связывает с мировой экономической нестабильностью и ухудшающейся демографической ситуацией в стране.
Международная активность российских компаний в области IT-технологий возрастает. Так, «Лаборатория Касперского» (один из четырех крупнейших в мире поставщиков антивирусной продукции) или Luxoft (предоставляет услуги различным международным клиентам) смогли доказать свою конкурентоспособность на мировом рынке ИТ-услуг.
Отметим, что и на российском рынке активно работают иностранные ИТ-компании. Например, такие крупные игроки, как Google, SAP AG и Oracle, открыли инновационные центры и сотрудничают с российскими институтами, проводя там обучающие курсы и реализуя совместные проекты в сфере НИОКР. Стратегия развития российского информационного общества, прописанная в государственной программе РФ «Информационное общество (2011-2020 гг.)», направлена на увеличение спроса на местные продукты, расширение использования ИКТ в государственном секторе, экономике и финансах, открытие технопарков.
Основные экспортные доходы компьютерных и информационных компаний в 2010 г. были получены от операций со странами дальнего зарубежья. Лидирующее положение по экспортным операциям занимают США, Германия и Великобритания. В импорте компьютерных услуг основные операции приходились на Германию, Ирландию и Великобританию. В торговле информационными услугами ключевыми импортерами стали Великобритания, США и Швейцария. В странах СНГ круг основных партнеров достаточно постоянен: Казахстан, Украина, Беларусь.
Развитие услуг ИКТ в России можно оценить двояко. С одной стороны, наблюдается динамичное развитие ПО и ИТ-услуг, с другой - показатели поставок этого вида услуг при международном сопоставлении, согласно официальной статистике, значительного успеха не демонстрируют, да и в отраслевой структуре российского экспорта услуг занимают достаточно скромное место. Это объясняется тем, что производство ПО и ИТ-услуг в основном ориентировано на обслуживание внутреннего рынка: удовлетворение потребностей государственных учреждений и местных фирм. Вместе с тем показатели экспорта услуг в сфере производства ПО и ИТ занижены из-за так называемой «виртуальной утечки мозгов», которая реализуется в форме трудовой контрактной миграции, дающей возможность многим квалифицированным специалистам из России участвовать во внутрикорпоративной деятельности транснациональных компаний.
В торговле услугами «плата за использование интеллектуальной собственности» российская экономика продолжает оставаться «нетто»-импортером, поскольку по этой статье складывается наибольший дефицит в торговле наукоемкими услугами. В 2012 г. отрицательное сальдо в торговле этим видом услуг было беспрецедентно большим и достигло почти 7 млрд. долл.
Экспортные поступления, составившие в 2010 г. 0,9 млрд. долл., преимущественно (на 80%) приходились на страны дальнего зарубежья. Данная категория также включает в себя операции по передаче прав на услуги профессиональных спортсменов в соответствии с трансферными контрактами. В последние годы наблюдается
тенденция увеличения числа и стоимостных объемов таких операций, особенно в отношениях со странами СНГ, однако их удельный вес как в экспорте, так и в импорте услуг по статье «роялти и лицензионные платежи» остается незначительным [11].
Импорт по рассматриваемой статье в 2011 г. составлял 6,1 млрд. долл., при этом практически все операции осуществлялись резидентами стран дальнего зарубежья. Основные денежные потоки, связанные с лицензионными выплатами, поступали на Кипр, в США, Швейцарию, Ирландию, Германию и Нидерланды, суммарно на эти страны пришлось 70% импорта данного вида услуг.
Отличительной чертой российской торговли технологиями является преобладание в ней неохраноспособных видов интеллектуальной собственности, значительно менее ценных с коммерческой точки зрения [12, с. 33]. Одновременно Россия закупает дорогостоящие, готовые к практическому использованию зарубежные технологии. В случае с крупными открытиями и разработками Россия продает преимущественно патенты, лишаясь тем самым права на изобретение, и в свою очередь покупает дорогостоящие патентные лицензии.
Россия занимает скромные позиции на рынке космических услуг. В настоящее время емкость мирового рынка космических технологий оценивается в 290-300 млрд. долл. в год, из которых около 80% указанной суммы приходится на долю космических услуг. Согласно оценкам экспертов в настоящее время доля России на рынке космических услуг не превышает 2%. При этом в таких перспективных сегментах, как связь, навигация, дистанционное зондирование земли, на долю России приходится менее 1%.
Важным направлением российского экспорта услуг является коммерческий запуск космических аппаратов, принадлежащих иностранным партнерам. В 1993 г. Россия подписала невыгодное межправительственное соглашение с США, по которому число запусков иностранных спутников, осуществляемых нашей страной, не могло превышать двух в год до 2000 г., а затем в течение еще нескольких лет доля России не должна была превышать 10% космических запусков [13, с. 53]. В настоящее время в данном сегменте на Россию приходится около 30% мирового рынка, но в целом сегмент средств выведения на орбиту не превышает 4% [14].
Череда громких неудач российской космической программы с 2010 г. раскрыла системные проблемы в развитии космической отрасли после ее развала в 1990-е годы. Проигрыш в области электроники, неэффективность системы управления, износ аппаратуры и утрата навыков, утечка рабочей силы и сокращение базы знаний в связи с уходом на пенсию или в другие отрасли высококвалифицированных кадров - все это говорит об утрате Россией в настоящее время лидирующих позиций на этом рынке. Уступает Россия и в объемах финансирования космонавтики -странами, осуществляющими наибольшие расходы в этой области, стали США, Европейский Союз и Китай.
В вопросах увеличения экспорта космических услуг особенно важна роль государственной поддержки: возможности наращивания поставок этого вида услуг затруднены, поскольку связаны с продукцией «режимных отраслей» - оборонной, атомной и ракетно-космической. Данные отрасли имеют специфические, неуниверсальные рынки сбыта, которые зависят от военно-политической ситуации в мире и в значительной степени изолированы от международной производственной кооперации [15, с. 2].
Устойчивое положительное сальдо торгового баланса наукоемких услуг у России складывается по статье «услуги в области исследований и разработок». В то же время их доля в российском экспорте прочих деловых услуг остается незначительной, составляя лишь 3%. К примеру, доля таких услуг у Канады составляет 20%, США - 19, ЕС - 11,2, Японии - 9,6% [16, с. 180].
Немаловажное значение для развития этой категории услуг имеет объем расходов на НИОКР, который остается в России на недопустимо низком для перехода на инновационный путь развития уровне - около 1% ВВП по сравнению с ориентацией передовых стран на переход к уровню 3-4% ВВП. При этом в российском бюджете запланировано снижение уровня расходов на науку гражданского назначения [17], что еще больше усугубляет проблему развития комплекса услуг исследований и разработок. Вместе с тем в концептуальных документах по модернизации экономики, таких как «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года», закреплено стремление увеличить долю частных расходов на НИОКР. Так, к 2020 г. планируется повысить внутренние затраты на исследования и разработки до 2,5-3% ВВП, из них больше половины должны осуществляться за счет частного сектора [18].
По результативности фундаментальных исследований, цитируемости Россия в настоящее время неуклонно отстает. Государственные инвестиции в науку по большей части неэффективны. Сохраняется советская модель организации науки, при которой университеты и промышленные предприятия (основные «производители» современных исследований в развитых странах) в России остаются явными аутсайдерами при распределении инвестиций на науку.
Объем научных исследований в области нанотехнологий остается крайне недостаточным для полноценного встраивания российской экономики в международный рынок нанопродуктов и нанотехнологий. В этой связи представляется необходимым создание информационного банка данных о нанотехнологиях, в котором должна накапливаться и систематизироваться информация относительно новейших открытий и изобретений.
Здесь также имеет место феномен как бы «невидимых» для страны ученых, которые работают по грантам и прямым заказам зарубежных фондов, так как в этом случае интеллектуальная собственность «утекает» за рубеж. Фактически наши компании негласно вписываются в международные глобальные цепочки (производственные сети), поскольку не рассчитывают на помощь государства4. Справедливости ради следует отметить, что сохранившийся и приумноженный потенциал страны в случае создания благоприятных условий способен ускорить экономический рост.
Наибольшие показатели оборота в торговле услугами в области научных исследований и разработок в 2010 г. наблюдались со Швейцарией, США и Германией. Объем экспортных операций в телекоммуникационном секторе со странами СНГ (Казахстан, Узбекистан, Украина, Беларусь) значительно скромнее. Наибольшие расходы пришлись на научные исследования и разработки с Украиной, Беларусью.
В последние годы стагнирует развитие экспорта услуг в области архитектуры, в инженерных и технических областях. Наибольшие объемы экспорта в 2010 г. были направлены в США (свыше 1 млн. долл.), Францию и Германию. Наиболее крупные импортные операции наблюдались с США, Германией и Нидерландами. В торговле со странами СНГ основные экспортные операции осуществлялись с Казахстаном, Украиной и Беларусью, а импортные - с Украиной, Узбекистаном и Беларусью.
Отрицательное сальдо торговли России инжиниринговыми услугами, включенными в рассматриваемую категорию, в последние годы стремительно увеличивается. Международная торговля инжиниринговыми услугами оформляется в форме контракта, оговаривающего технические, организационные и коммерческие условия и представляющего собой, по существу, разновидность заказа на соответствующие услуги. Рынок инжиниринговых услуг в России сейчас можно охарактеризовать
4 Проектные работы выполняют российские организации, например, ОАО «ВНИПИнефть», ОАО «Ленгипронефтехим» и др., но по исходным западным документам на проектирование. Эти документы, как правило, предписывают определенные условия работы оборудования в производственной цепочке.
как активно формирующийся. Его основные игроки уже обозначили сферы своего влияния как географически, так и по номенклатуре оказываемых услуг. На рынке достаточно инжиниринговых компаний как со сложившимся имиджем и репутацией, так и вновь созданных. Существует немало компаний, специализирующихся на узких разделах, но лишь часть из них способна оказывать услуги комплексного инжиниринга -сопровождение объекта на всем его жизненном цикле. Отсутствие крупных отечественных компаний, которые могли бы управлять проектами модернизации и строительства производственных линий в области нефтепереработки и нефтехимии негативно сказывается на развитии экспорта инжиниринговых услуг.
Зарубежные инжиниринговые компании приходят со своими разработками, т.е. используют, в основном, импортные базовые технологии [19]. В результате в процессе комплектации российские компании оказываются «привязанными» к зарубежным инжиниринговым компаниям. Так, например, в настоящее время в рамках реализуемых программ модернизации отечественных НПЗ российским поставщикам, как правило, достаются заказы на относительно материалоемкие и простые в технологическом отношении узлы и агрегаты (обычно вспомогательных объектов). Таким образом, «инжиниринговый провал» в отрасли закрывает отечественным разработчикам и поставщикам оборудования выход на собственный российский рынок [20].
Российским импортерам оборудования, услуг и технологий необходимо добиваться в контрактах сокращения доли инжиниринговых услуг компаний из развитых стран до приемлемых и обоснованных, а также адаптировать зарубежную проектную документацию к нормам и требованиям российского законодательства, так как без дополнительного привлечения отечественных проектных институтов зарубежные компании не всегда могут в полной мере создать документацию, соответствующую ГОСТам и нормативам, действующим в нашей стране, что нередко вызывает немалые дополнительные затраты.
В развитии отечественного инжиниринга одной из первых мер должно стать формирование эффективной нормативной базы. С 2010 г. допуски к работам по строительству, проектированию, инженерным изысканиям оформляют саморегулируемые организации (СРО) трех соответствующих типов. Занимаясь всеми этими видами деятельности, инжиниринговые компании вынуждены одновременно вступать сразу в несколько СРО. Это означает двойной или тройной размер вступительных и членских взносов, отчислений в компенсационный фонд, расходов на содержание аппарата. Представляется необходимым либо предусмотреть особую категорию СРО для инжиниринговых компаний, либо пересмотреть существующую структуру разрешительной системы [21].
В целом отдельные российские инжиниринговые компании имеют все возможности развиваться на основе современных инновационных технологий, опыта предыдущих поколений и, безусловно, последних научных достижений. Они должны широко использовать информационные технологии и средства связи, успешно управлять рисками в реализуемых проектах как в РФ, так и за рубежом, обладать безупречной деловой репутацией и признанным брендом (товарным знаком) [22, с. 89, 91].
Согласно своим обязательствам в ВТО в части строительства и связанных с ним инжиниринговых услуг Россия предоставляет либеральный режим для иностранных компаний. Так, для большинства услуг в отношении национального режима и доступа на наш рынок нет вообще никаких ограничений. Исключение составляет возможность предоставлять отечественным компаниям субсидии и иные формы государственной поддержки, относящиеся к услугам по строительству и услугам гражданской инженерии в отношении зданий и объектов национальной самобытности и объектов культурного наследия.
К примеру, Китай в соответствии с обязательствами по вступлению в ВТО, также ввел разрешение на возможность с 2004 г. полной иностранной собственности, но только в тех проектах, которые обеспечиваются иностранными инвестициями, грантами или займами у международных финансовых организаций, и в случаях, когда проект технически сложен для китайской компании, сохраняя тем самым ограничения на сферу деятельности предприятий с полной иностранной собственностью.
Инжиниринговый бизнес заслуживает серьезного внимания государства прежде всего потому, что является ключевым элементом коммерциализации инновационных разработок. Обеспечивая заказами российский сектор НИОКР в вузах и НИИ, он одновременно способствует системному развитию целых отраслей промышленности и наукоемкого сектора производства.
Поддержка экспорта наукоемких услуг в России. Недостаточное участие России в международной научно-технологической торговле услугами во многом обусловлено отсутствием последовательной государственной политики в отношении использования интеллектуального потенциала страны, модернизации и повышения конкурентоспособности обрабатывающих отраслей промышленности, сферы услуг, а также продвижения продукции на внешние рынки.[23, с. 11]
С июля 2012 г. Минэкономразвития России в рамках соглашения о взаимодействии с Российским агентством по страхованию экспортных кредитов и инноваций от предпринимательских и политических рисков (ОАО «ЭКСАР») осуществляет консультативную и организационную поддержку деятельности данного учреждения. По результатам 2012 г. ЭКСАР предоставило страховую защиту по 15 экспортным проектам с общим объемом поддержанного экспорта в размере 14 млрд. руб. В рамках указанных проектов экспортные поставки российской продукции осуществлялись в страны Европы (Испания), Латинской Америки (Куба, Колумбия), Азии (Вьетнам, Индия, Китай) и бывшего СССР (Украина, Беларусь). Однако потребность экспортеров в поддержке со стороны ЭКСАР в ближайшие два-три года превышает страховую емкость ЭКСАР, которая установлена в размере 300 млрд. руб. [24]. Кроме того, в России финансовая поддержка экспорта носит крайне выборочный и элитарный характер и направлена, к примеру, на поддержку таких машиностроительных гигантов, как Росатом или «Объединенная авиастроительная корпорация» при строительстве атомных станций и продаже Ил-96 и Суперджет [25]. В этой ситуации необходим поиск новых форм финансовой и нефинансовой поддержки при параллельной выработке стандартизированной линейки услуг, доступных для компаний данной сферы, выходящих на мировой рынок.
Для увеличения высокотехнологичного экспорта в России предпринимается сравнительно мало шагов. В 2009 г. на основании Федерального закона №212-ФЗ «О страховых взносах» была снижена единая ставка налогов до 14% для ИТ-компаний, что позволило российским компаниям иметь налоговую нагрузку всего вдвое больше, чем у конкурентов из Индии, Китая, Беларуси и Украины. Однако других заметных мер поддержки не предпринималось, при том что отрасль (экспорт ПО) в последние десять лет растет темпами в среднем более 30% в год. Необходимость увеличения страховых послаблений для российских ИТ-компаний нашла отражение в начале 2013 г., когда в правительство РФ были внесены предложения по продлению действий налоговых льгот до 2020 г. для ИТ-компаний, прошедшие аккредитацию в Минкомсвязи в виде страховых взносов по пониженной ставке, в то время как полный размер ставки равняется 30% [26]. Сейчас под эту льготу подпадает 37% ИТ-компаний. Для ИТ-отрасли, где особенно важен человеческий капитал, а расходы на оплату труда ИТ-специалистов составляют значительную часть в
затратах бизнеса, продление срока действия льгот будет способствовать повышению конкурентоспособности отрасли не только на внутреннем, но и на внешнем рынке.
Также планируется упрощение системы налогообложения для ИТ-компаний с годовым оборотом до 750 млн. руб. (сегодня для 1Т-компаний с оборотом 60 млн. руб.) и снизить «порог» численности сотрудников компаний, имеющих право на льготу, с 30 до 7 чел., что даст возможность небольшим компаниям воспользоваться данной формой государственной поддержки. Среди других предложений - расширение возможности участия других организаций в уставном капитале ИТ-компаний с 25 до 100% с целью создания дополнительных стимулов для притока инвестиций в данный сектор.
В настоящее время в России отсутствует программа поддержки высокотехнологического экспорта для частных компаний. Большинство инструментов, которые имеются - это фактически механизмы поддержки госпроектов и госкомпаний. В такой ситуации вероятность существенного прорыва российского бизнеса в технологической гонке крайне низка. Отсутствуют и институты поддержки экономических интересов поставщиков услуг.
Необходимо уделять внимание мониторингу и оценке, а также своевременной коррекции предлагаемых программ и стратегий. В связи с этим остро стоит вопрос о накоплении статистической информации, применении четкой методологии анализа развития сегмента наукоемких услуг в РФ. Подобный подход должен применяться на системной основе, учитывать зарубежный опыт изучения интеллектуальных услуг для последующего сопоставления качественных и количественных параметров.
Значительно отстает и статистика в области внешнеторговых связей. Так, существенное запаздывание подготовки данных Банком России о двусторонней торговле услугами сокращает возможность быстрого реагирования ответственных министерств и ведомств на возможные изменения, снижает качество потенциальных консультационных услуг по ВЭД со стороны научно-исследовательских центров и консалтинговых агентств.
Таким образом, проведенный в работе анализ экспортных потоков российских наукоемких услуг показал, что география основных партнеров в торговле рассматриваемых видов услуг крайне узка. Так, список основных экспортеров высокотехнологичного экспорта услуг ограничивается для стран дальнего зарубежья Великобританией, США и Германией (за редким исключением, Ирландией - в торговле информационными услугами, и Швейцарией - в торговле услугами в области научных исследований и разработок). В торговле со странами СНГ, где объемы экспортно-импортных операций значительно меньше (за исключением телекоммуникаций и услуг в области архитектуры, инженерных услуг, услуг в технических областях) состав основных партнеров практически не меняется и включает в себя Украину, Беларусь и Казахстан. Такая географическая структура экспорта наукоемких услуг ведет к чрезмерной зависимости от внешнеэкономической стратегии узкого круга стран - торговых партнеров.
Огромное значение имеет обеспечение возможностей нормального функционирования отечественного бизнеса и поддержки его интересов на ключевых рынках сбыта: это, главным образом, США, европейский рынок и страны СНГ. Вместе с тем при прогнозировании и государственном планировании развития внешней торговли РФ на средне- и долгосрочную перспективу большое внимание должно уделяться тому факту, что торговля наукоемкими товарами и услугами азиатских стран развивается наиболее быстрыми темпами в мире. Поэтому Россия стоит перед необходимостью создания адекватного экспортного потенциала наукоемких услуг на азиатском направлении и формирования комплекса мер по его реализации.
Укрепление позиций РФ в ответ на торговые экспансии на высокотехнологичных рынках требуют формирования системы активного содействия продвижению
российских товаров и услуг на внешние рынки. В настоящее время между развитыми странами развернулась ожесточенная конкуренция за рынки Юго-Восточной Азии и Африки. Индия, Корея и Китай также включились в эту борьбу и очень активно продвигают свои экспортные программы.
В данном контексте актуальной остается покупка российскими компаниями высокотехнологичных активов за рубежом как быстрый, хотя и затратный, способ комплексного приобретения современных технологий, передового опыта. В дальнейшем это направление деятельности может формировать экспорт новых видов услуг и результатов интеллектуальной деятельности [27, с. 283].
Перелом в развитии экспорта наукоемких услуг достижим, но не за счет мнимого свободного обмена технологиями и помощи зарубежных стран в модернизации России, а в результате масштабных преобразований в российской экономике и ее перехода к стратегии инновационного развития, грамотной реализации тактических мер по стимулированию экспорта высокотехнологичной продукции и услуг на зарубежных рынках.
Литература
1. Muller E., Doloreux D. (2007) The Key Dimensions of Knowledge-Intensive Business Services (KIBS) Analysis:
A Decade of Evolution. Fraunhofer ISI Working Papers. Firms and Region, no U1/2007.
2. Березин И.С., Виноградов Д.В., Дорошенко М.Е. и др Интеллектуальные услуги в России /Под рук. М.Е. До-
рошенко. Гос. Ун-т — Высш. Шк. Экономики. М.: Белодворье, 2010.
3. Агапова В.В., Алабян С.С., Барковский А.Н. и др. Долгосрочные сценарии внешнеэкономической стратегии
России / Под. ред. С А. Ситаряна. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009.
4. Баландина Г.В., Воловик Н.П., Макаров А.И., Пахомов А.А., Приходько С.В. Поддержка инновационной
деятельности: внешнеэкономический аспект. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.
5. Краснов Л.В., Шуйский В.П., Алабян С.С. и др. Россия на мировых рынках интеллектуальных услуг //
Проблемы прогнозирования. 2009. № 1.
6. Шафиев Р.М. О влиянии интеллектуальных ресурсов на международную специализацию России. БИКИ
№69 (9464). 23 июня 2009.
7. Перечень специфических обязательств по услугам и Перечень изъятий из статьи II LIST OF ARTICLE II
EXEMPTIONS. Является аутентичным только на английском языке (Распространен в документе WT/ACC/RUS/70/Add.2).
8. World Trade Organization: Coverage of basic telecommunications and value-added services
(www.wto.org/english/tratop_e/serv_e/telecom_e/telecom_coverage_e.htm)
9. Information Economy Report, 2012: The software Industry and Developing Countries. UNCTAD, New York and
Geneva.
10. http://idcrussia.com/ru/research/published-reports/47172-russia-vertical-markets-2012-2016-it-spending-
forecast/3-table-of-contents Russia Vertical Markets 2012—2016 IT Spending Forecast.
11. Внешняя торговля Российской Федерации услугами. 2010. Стат. сб. М.: ЦБ РФ, 2011.
12. Баландина Г.В., Воловик Н.П., Макаров А.И., Пахомов А.А., Приходько С.В. Поддержка инновационной
деятельности: внешнеэкономический аспект. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012.
13. Дюмулен И.И. Международная торговля услугами. М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2003.
14. Филина О. Заземление небес // Огонек, 29.04.2013.
15. Шафиев Р.М. О влиянии интеллектуальных ресурсов на международную специализацию России. БИКИ
№69 (9464), 23 июня 2009 г.
16. International Trade Statistics, WTO, 2012. Geneva.
17. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. Сайт Минэкономраз-
вития России [http://www/economy.gov.ru]
18. Переходим на эффективный контракт. Государство делает ставку на центры превосходства. Россий-
ская газета, 14.05.2013.
19. Пармон В. Н. Инжиниринговый провал закрывает нам выход на собственный рынок // ЭКО. Всероссий-
ский экономический журнал. 2012. № 8.
20. Рогачев М. Придется стать большими // Эксперт №17 (751) 02 май 2011.
21. Карачинский А. Инженеры — такое же преимущество России, как нефть //Ведомости, 11.02.2013.
22. Рыбец Д.В. Инжиниринг (инженерно-консультационные услуги) на мировом рынке //Российский внешне-
экономический вестник. 2011. №8.
23.Краснов Л.В., Шуйский В.П., Алабян С.С. и др. Россия на мировых рынках интеллектуальных услуг // Проблемы прогнозирования. 2009. № 1.
24. http://www.tpp-inform.ru/news/9828.html Информационное агентство Торгово-промышленной Палаты
Российской Федерации, 4 апреля 2013 г.
25. Все требует денег. Интервью с министром экономического развития России А. Белоусовым // Ведомо-
сти, 06.12.2012, 232 (3246).
26. Шадрина Т. Для ИТ-компаний продлят страховые послабления. Российская газета. 14.03.2013.
27.Пахомов А.А. Экспорт прямых инвестиций из России: очерки теории и практики. М.: Изд-во Ин-та экономической политики Е. Т. Гайдара, 2012.