Научная статья на тему 'Барьеры при выходе инновационно-активных предприятий на внешние рынки'

Барьеры при выходе инновационно-активных предприятий на внешние рынки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
940
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горбунова Мария Лавровна, Морозова Татьяна Станиславовна

Определена стратегическая необходимость и дана оценка проблемам выхода инновационно-активных предприятий региона на внешние рынки. Предложены рекомендации по совершенствованию государственной политики поддержки экспорта инновационных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Discovering BARRIERS TO innovative enterprises Internationalization

The strategic necessity of innovation enterprises internalization is defined and the main barriers to it are assessed by a qualitative study of foreign market entry of two regional innovative small businesses. Recommendations for improving state policy to support the exports of innovative products are proposed.

Текст научной работы на тему «Барьеры при выходе инновационно-активных предприятий на внешние рынки»

Экономические науки Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2012, № 2 (2), с. 47-51

УДК 339.56

БАРЬЕРЫ ПРИ ВЫХОДЕ ИННОВАЦИОННО-АКТИВНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

НА ВНЕШНИЕ РЫНКИ

© 2012 г. М.Л. Горбунова, Т.С. Морозова

Нижегородский госуниверситет им. Н.И. Лобачевского

Maria. L. [email protected]

Поступила в редакцию 10.05.2012

Определена стратегическая необходимость и дана оценка проблемам выхода инновационноактивных предприятий региона на внешние рынки. Предложены рекомендации по совершенствованию государственной политики поддержки экспорта инновационных товаров.

Ключевые слова: инновации, интернационализация, конкурентоспособность.

Современный период глобализации и интернационализации рынка характеризуется сокращенными сроками действия конкурентных преимуществ, поэтому предприятия-лидеры стремятся непрерывно повышать конкурентоспособность за счет формирования эффективного организационно-экономического механизма управления инновационно-инвестиционными процессами. В последнее время проблема конкурентоспособности российских предприятий и их продукции резко обострилась из-за нарастания давления со стороны иностранных производителей на внутреннем рынке. Реализации инноваций для сохранения внутреннего рынка недостаточно, многие предприятия из-за сокращения продаж принимают решение о выходе на внешние рынки, зачастую характеризующиеся более низким конкурентным прессингом. Налаженный экспорт повышает конкурентоспособность продукции и предприятия в целом, являясь одновременно стимулом и условием инноваций.

Создание условий для достижения страной лидирующих позиций в глобальной экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышения глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства является приоритетным направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации. Одной из первых задач, способствующих достижению указанной цели, во внешнеэкономической стратегии страны ставится обеспечение специализации российской экономики на производстве высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также на предоставлении интеллектуальных услуг [1]. Развитие такого экспорта - амбициозная задача. Неслучайно в предпосылках страте-

гии напрямую говорится о том, что в мире наблюдается существенное возрастание роли инноваций и технологий, качества человеческого капитала и социальной среды в глобальной экономической конкуренции, при этом в России приток капитала из-за рубежа не стал двигателем инновационного обновления экономики и повышения ее конкурентоспособности. На обрабатывающие производства приходится лишь 15% прямых иностранных инвестиций, в то время как почти 80% инвестиций направляется в добычу полезных ископаемых, операции с недвижимостью, торговлю и финансовую деятельность. Таким образом, России не удается вырваться из порочного круга сырьевой зависимости. Об этом свидетельствует статистика внешней торговли обмена объектами интеллектуальной собственности и услугами в сфере научных разработок, представленная в таблице.

В наблюдаемый период (2006-2011 гг.) можно отметить устойчивое отрицательное сальдо в позиции «Роялти и лицензионные платежи», ровно в десять раз превышающее положительное сальдо раздела «Услуги в области исследований и разработок», то есть зависимость от импорта технологий высока. С одной стороны, отрадно, что Российская Федерация экспортирует больше научных разработок, чем импортирует. С другой стороны, соотношение доходов от разработок к сальдо счета «Роялти и лицензионные платежи» постоянно снижается, что говорит о недостаточном росте результатов но-сти внешней торговли российскими научными разработками на фоне импорта технологий из-за рубежа. Интересно, что величина ежегодно поступающих российских роялти сопоставима с ежегодными доходами от проведения за рубежом научных разработок.

Таблица

Внешняя торговля Российской Федерации услугами: роялти и услуги в области исследований и разработок (по методологии платежного баланса) [2]

Показатель Годы

2006 2007 2008 2009 2010 2011

Роялти и лицензионные платежи, сальдо, млн долл. -1 703 -2 410 -4 141 -3 613 -4 511 -5 292

Экспорт, млн долл. 299 396 453 394 519 748

Импорт, млн долл. -2 002 -2 806 -4 595 -4 107 -5 031 -6 040

Услуги в области исследований и разработок, млн долл. 281 383 406 264 261 303

Экспорт, млн долл. 416 486 508 371 394 418

Импорт, млн долл. -135 -103 -102 -107 -73 -115

Таким образом, очевидно, что выход на внешние рынки инновационно-активных предприятий по каким-то причинам затруднен. Таким образом, представляется целесообразным выявить трудности, возникающие именно при зарубежной коммерциализации отечественных разработок, поскольку подобных исследований сравнительно немного: большинство ученых занимается вопросами развития и совершенствования инновационной системы внутри страны [3-5].

В проводимом анализе проблем выхода инновационных предприятий на внешние рынки авторы будут, кроме оговоренных случаев, использовать термины «инновационное», «инновационно-активное» и «высокотехнологичное» предприятие как синонимы. Хотя, безусловно, содержание их неодинаково. Инновационное или инновационно-активное предприятие - это предприятие, производящее товары или оказывающее услуги, новые для мирового и российского рынков или самого предприятия (самая низкая градация инновационного качества). В то время как высокотехнологичное предприятие работает в передовых отраслях - приборо-, авиастроении, производстве электронного оборудования, отраслях информационно-компьютерных технологий и др. - и производит продукцию, уникальную для мирового и/или российского рынков.

Выход высокотехнологичных предприятий на внешние рынки - двойственный процесс. С одной стороны, для принятия решения об интернационализации важны собственные стратегические установки предприятия, его стремление реализовать создаваемые конкурентные преимущества на внутреннем и внешнем рынках, грань между которыми постепенно снижается, предприятия ощущают себя конкурирующими на едином, глобальном рынке. Таким образом, исходя из гипотезы неоспоримости использования инноваций как основы достижения стратегического конкурентного преимущества

компаний, выдвинутой М. Портером [6], участникам инновационного бизнеса жизненно необходимо продвигать свои разработки, инновационные товары, услуги и технологии за рубежом.

Наиболее успешными на внешних рынках являются субъекты, опирающиеся на человеческий и технологический капитал, накопленный в советское время, по сути невоспроизводимый в настоящее время в прежних качестве и количестве. Для трансформации инновационного потенциала в предпринимательский результат важна фигура предпринимателя/руководителя-инноватора. В мотивации выхода российских инновационных компаний на внешние рынки сочетаются реактивные и проактивные мотивы [2]. Для 1990-х гг. основным реактивным мотивом интернационализации было резкое снижение внутреннего спроса, при этом сравнительно небольшое количество предприятий вышло на внешние рынки и еще меньшее - добилось там устойчивого успеха, главным образом благодаря предпринимательским качествам, образовательному уровню первых лиц предприятий, правильному восприятию ими внешнеэкономических рисков и уверенности в уникальности и качестве производимого продукта.

Вместе с тем исследователи выделяют внешние факторы конкурентоспособности, помогающие успешности высокотехнологичных предприятий, неразрывно связанные с активной международной деятельностью: принадлеж-

ность к кластеру, существующему вокруг рейтингового исследовательского университета; взаимодействие указанного кластера и его субъектов с другими кластерами, в первую очередь зарубежными, и ранняя коммерциализация на развитом, восприимчивом к подлинным инновациям рынке, в первую очередь США [7, 8, 5, 9]. Российские предприятия, за редким исключением, выходят на внешние рынки самостоятельно [7], принимая на себя полноту затрат и рисков интернационализации, в то время как за рубежом они частично переложены на партне-

ров и государство, которое осуществляет политику поддержки инноваций, экспорта или и того и другого.

Целесообразным представляется проведение сплошного или выборочного обследования Федеральной службой статистики высокотехнологичных предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность. Авторы, в свою очередь, рассмотрели два малых предприятия, представляющих Нижегородскую область, -ООО «ГлобалТест» и ООО «Принт-сервис».

ООО «Принт-сервис» действует с 2001 г. и предлагает полный комплекс услуг по поставке и техническому обслуживанию любого типа оборудования для информационных систем предприятия, а также обеспечивает клиентов всем спектром расходных материалов для оргтехники. На сегодняшний день предприятие занимает одно из лидирующих мест на данном сегменте рынка в Нижегородской области по качеству и полноте предлагаемых услуг благодаря современной производственной базе и собственной лаборатории, работающей на основе технологии американской компании Computer Friend, Inc и на оборудовании американской компании Static Control. ООО «Принт-сервис» занимается производством чистящих жидкостей, чернил, тонера и совместимых картриджей для оргтехники. Более 25 наименований черных и 33 наименования цветных как водорастворимых, так и пигментных чернил выпускаются практически для всех типов струйных принтеров в расфасовке 100, 200, 500 и 1000 мл.

Внешнеэкономическая деятельность компании развивается за счет участия в выставочной деятельности, где представители компании ищут партнеров не только для импорта качественного сырья, но и для экспорта своей готовой продукции. Так, участвуя в выставке RechargEast Trade Show 2007, самом крупном на территории СНГ и Восточной Европы специализированном мероприятии, где собираются ведущие компании из области расходных материалов для офисной и домашней печати, ООО «Принт-сервис» заключило контракт на поставку совместимых картриджей под собственной маркой «P.S.» крупнейшему украинскому поставщику совместимых расходных материалов в Восточной Украине (ТОВ «Восток», г. Днепропетровск). Отличительная особенность расходных материалов, разработанных ООО «Принт-сервис», состоит в том, что специальная рецептура тонера, изготовленного в производственной лаборатории предприятия, снижает себестоимость готовой продукции, поскольку предприятие закупает только корпус и внутренние

запчасти для картриджа. Качество получаемой печати характеризуется высокими результатами, сопоставимыми с результатами крупнейших компанияй по производству совместимых картриджей (WorldWide Manufacturing, E.D. (Украина), Lasting Impressions (Чехия) и др.).

ООО «Принт-сервис» начало заниматься поставками своей продукции за рубеж в начале 2008 года. До этого момента основными потребителями картриджей и тонера марки «P.S.» являлись крупные бюджетные организации Нижнего Новгорода и Нижегородской области: Управление федеральной службы судебных приставов, Управление федерального казначейства по Нижегородской области и т.д. С середины 2009 года ситуация для предприятия ухудшилась из-за изменения системы госзакупок: перед предприятием возникла угроза сокращения объемов производства продукции. Однако решением появившейся проблемы оказался выход на рынки расходных материалов Украины, а также Кировской области и Чувашской Республики, предприятие также осуществляет косвенный экспорт в Белоруссию. В 2010 году доля экспорта в реализации инновационной продукции ООО «Принт-сервис» составляет по совместимым картриджам - 33%, а по тонеру - 38%, основным рынком предприятия остается Российская Федерация.

Украинский рынок расходных материалов, в частности, совместимой продукции, представляется предприятию перспективным из-за высоких темпов роста. Поскольку затраты на оригинальную продукцию к лазерным принтерам и многофункциональным устройствам весьма существенны, многие компании, особенно субъекты малого и среднего предпринимательства, стараются уменьшить эти расходы путем закупки совместимых картриджей, которые по качеству не отличались бы от оригинальной продукции.

Для того чтобы успешно продолжить экспортную деятельность, компании «Принт-сервис» необходимо преодолеть ряд трудностей, которые возникают в процессе внешнеэкономической деятельности, таких как:

- конкуренция на зарубежном рынке со стороны других фирм, местных и китайских;

- задержки и повреждения при экспортной доставке и в процессе распределения товара, возникновение дополнительных затрат на экспертизу и транспортно-экспедиторские услуги для доставки нового товара;

- таможенные административные барьеры;

- нехватка капитала для финансирования расширения на украинском рынке расходных материалов;

- нехватка иностранных каналов распределения (партнеров);

- дополнительные усилия по продвижению инновационного товара с целью разъяснения его преимуществ перед существующими аналогами.

Второе предприятие - ООО «ГлобалТест» -является специализированным научно-производственным предприятием с замкнутым циклом разработки и изготовления измерительной датчиковой аппаратуры. Предприятие основано в 1991 году. Основные направления деятельности ООО «ГлобалТест»: 1) проведение научнотехнических исследований в области измерений параметров движения и механических нагрузок; 2) разработка и производство датчиковой аппаратуры для измерения вибрации, удара, давления, силы, акустической эмиссии; 3) услуги по метрологическому обеспечению разработки, производства и эксплуатации измерительной датчиковой аппаратуры. Некоторые изделия относятся к изделиям двойного назначения.

Предприятие имеет высокую конкурентоспособность благодаря следующим факторам:

1. Накопленный научно-технический задел предприятия, наукоёмкость и патентозащищён-ность продукции предприятия.

2. Реализация полного замкнутого научнопроизводственного цикла разработки и производства, что обеспечивает оперативное выполнение требований заказчика.

3. Диверсификация продукции. Большая номенклатура востребована большим и постоянно растущим числом заказчиков.

4. Отсутствие проблем с сегментированием рынков. Технический прогресс постоянно стимулирует создание новых продуктов под новые заказы клиентов.

5. Положительная репутация предприятия, успешное конкурирование с известными мировыми брендами - PCB, Endevco (США) и Bruel&Kjaer (Дания).

Экспорт занимает 10% от общего объёма продукции ООО «ГлобалТест». Предприятие использует определённую стратегию выхода на внешний рынок, основным направлением которой является сотрудничество с новыми индустриальными странами 3-го эшелона (Китай, Индия) и со странами - экспортёрами нефти (Иран).

Экспортная деятельность предприятия сопряжена с рядом проблем. К ним относятся:

- убыточность экспорта при малых объёмах сделки, т.к. прибыль от экспортной операции не покрывает расходов на неё: при экспорте ООО «ГлобалТест» затрачивает на таможенное оформление дополнительно от 27 000 до

41 000 рублей (75-80% затрат на единичную экспортную операцию);

- увеличение правительством РФ таможенных сборов в 10 раз с 1 октября 2011 г., что ощутимо для данного предприятия, т.к. оно является малым;

- длительность и дороговизна процедуры получения разрешения на вывоз продукции (т.е. доказательства несоответствия продукции товарам двойного назначения);

- сложность процесса сбора документов, несмотря на сокращение для предприятий -экспортёров наукоёмкой продукции списка необходимых для вывоза документов, то же относится и к пакету документов, необходимых для возврата НДС, даже полный сбор которого не гарантирует возврата НДС, что также порождает для предприятия дополнительные расходы;

- риски промышленного шпионажа. Так, например, при отправке своей продукции на выставку в Китай ООО «ГлобалТест» не получило обратно свои товары, т.к. принимающая их сторона не смогла разобраться в процедуре российского таможенного оформления и была не в состоянии собрать весь необходимый для прохождения таможни пакет документов;

- отсутствие субсидирования экспорта предприятий малого бизнеса Нижегородской области.

Проведя сравнительный анализ, можно сделать следующие выводы. Во-первых, сами предприятия разные. ООО «Принт-сервис» инновационно-активное, но не высокотехнологичное предприятие, так как оно производит продукцию новую для предприятия, но не новую для рынка. Выход на внешние рынки, с одной стороны, продиктован реактивными мотивами, с другой стороны - для экспансии выбран рынок ближнего зарубежья. ООО «ГлобалТест» -инновационное высокотехнологичное предприятие, входящее в систему предприятий, созданных вокруг ФГУП «РФЯЦ-ВНИИЭФ», таким образом, оно пользуется конкурентным преимуществом принадлежности к известному высокотехнологичному кластеру. Предприятие характеризуется проактивной стратегией внешнеторговой деятельности, выбирает наиболее перспективные конкурентные рынки мировой экономики. Поэтому перечень общих проблем, с которыми сталкиваются рассматриваемые предприятия при выходе на зарубежные рынки, невелик, к ним относятся таможенные административные барьеры и нехватка капитала для финансирования выхода на внешние рынки. Характерно, что многие страны, не только развитые, но и развивающиеся, уже решили эти

проблемы в рамках государственной политики поддержки экспорта. Трудности, характерные только для ООО «Принт-сервис», лежат в плоскости маркетинговой деятельности, в то время как проблемы ООО «ГлобалТест» - в сфере безопасности защиты интеллектуальной собственности.

Исходя из проведенного анализа, авторы предлагают перечень первоочередных мер, которые могли бы способствовать расширению российского экспорта высокотехнологичной продукции и товаров с высокой степенью переработки, а также интеллектуальных услуг. Во-первых, необходимо поддерживать продвижение инновационных и высокотехнологичных товаров и услуг на внешних рынках за счет частичного или полного возмещения необратимых затрат по выходу на внешние рынки, к которым относятся участие в выставочной деятельности, проведение международных маркетинговых исследований, патентования за рубежом, за счет средств региональных и федерального бюджетов (в вопросе патентования, расходы на которое на развитых рынках в сотни раз превышают внутрироссийские). Во-вторых, создать, возможно в рамках РСПП, ТПП РФ, предпринимательских объединений малых и средних предприятий, институциональные механизмы, занимающиеся координацией деятельности, защитой интересов, выдвижением законодательных инициатив, решением специфических проблем и преодолением барьеров, возникающих при выходе малых инновационно-активных предприятий, очерченных в исследовании, на внешние рынки. В отношении упрощения таможенных процедур правительство России активизировало в последнее время процесс совершенствования таможенного администрирования, направленного на упрощение и ускорение таможенных процедур в целях

улучшения инвестиционного климата, что также будет способствовать расширению инновационного экспорта.

Список литературы

1. Внешнеэкономическая стратегия Российской Федерации до 2020 года. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru/minec/activity/sections/forei gneconomicactivity/vec2020.

2. Статистика внешнего сектора / Банк России. Официальный сайт: www.cbr.ru.

3. Голиченко О.Г., Балычева Ю.Е. Типичные модели поведения инновационного предприятия // Инновации. 2012. № 2. С. 19-29.

4. Клочков В.В., Болбот Е.А. Приоритеты инновационного развития: конкурентное преимущество и общие интересы // Инновации. 2011. № 6. С. 114-120.

5. Рыбаков Ф.Ф. Промышленная политика: инновационная и инвестиционная составляющие // Инновации. 2011. № 2. С. 77-83.

6. Портер М.Э. Конкуренция. М.: ИД «Вильямс», 2003. 250 с.

7. Горбунова М.Л., Морозова Т.С. Коммерциализация результатов инновационной деятельности российских предприятий на внешних рынках // Менеджмент в России и за рубежом. 2011. № 4. С. 109114.

8. Иванов В.В. Инновационная политика России: варианты и перспективы // Инновации. 2011. № 2. С. 32-41.

9. Building high-tech clusters: Silicon Valley and beyond / Edited by T. Bresnahan, A. Gambardella. Cambridge: University press, 2004. X. 369 p.

10. Баранчеев В.П., Масленникова Н.П., Мишин В.М. Управление инновациями: Учебник. М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. 711 с.

11. Монастырный Е.А. Проблемы использования международного опыта при формировании инновационной экономики современной России // Инновации. 2010. № 8. С. 52-58.

12. Холленсен С. Глобальный маркетинг Минск: Новое знание, 2004. 832 с.

DISCOVERING BARRIERS TO INNOVATIVE ENTERPRISES INTERNATIONALIZATION

M.L. Gorbunova, T.S. Morozova

The strategic necessity of innovation enterprises internalization is defined and the main barriers to it are assessed by a qualitative study of foreign market entry of two regional innovative small businesses. Recommendations for improving state policy to support the exports of innovative products are proposed.

Keywords: innovation, internationalization, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.