Научная статья на тему 'Маркетинг человеческого капитала и демократизация менеджмента'

Маркетинг человеческого капитала и демократизация менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
345
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Маркетинг человеческого капитала и демократизация менеджмента»

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале

Зинченко Виктор Викторович

13

к.э.н., д.философ.н., проф., зав. Отдела глобалистики, геоэкономики и геополитики Национального Центра международных исследований Киев, Украина

[email protected]

Маркетинг человеческого капитала и демократизация менеджмента

Аннотация: анализируются мировоззренческие и экономические концепции делиберативной демократии. Источником экономического роста в информационной экономике являются инновации и человеческий капитал. Как и информационная экономика продолжает индустриальную, так и участие человека в новых условиях инновационных технологий становится еще более логическим. Это - более вместительная величина, более независимая и творческая. Наиболее важным качеством человека становится его индивидуальность. Таким образом, место и роль человека в информационной экономике неизбежно возрастает в сравнении с индустриальным периодом развития.

Ключевые слова: коммуникация, трансформация, делиберативность, постиндустриальность, гуманизация, солидарность, самоуправление, самоорганизация

Zinchenko V.V., Marketing of human capital in new economy and democratization of management

Analyzes the world view and economic concepts of deliberative democracy. The sources of economic growth in informational economics are innovations and the human capital. Like informational economics follows the industrial one, the participation of human beings in the new conditions of innovation technology becomes another logically. It is more capacious and more magnitude, more independent and creative. The most important quality of a person becomes his individuality. So, the place and the role of a person in informational economics is become transformed in compare with the industrial in inevitably.

Key words: communication, transformation, deliberative, humanization, postindustrial, solidarity, self-government, self-organization

На данный момент в обществе (во всех его сферах) во многом господствуют фальшивые потребности, навязываемые определенными социально-экономическими группировками с целью притеснения индивидуальной, групповой и творческой свободы. Эти потребности закрепляют отношения господства и подчинения, продуцируя эксплуатационный труд, агрессию, социальные конфликты, экономическую и общественную несправедливость. Навязываются стереотипы потребностей, поведения и общественных отношений, которые способствуют фиксации этих отношений, называемых еще "репрессивными потребностями" [9,15]. Проявление ситуации господства в сфере управления функционирует в виде административной модели управления. Администрированная общественная жизнь и экономико-производственные отношения этого типа преподносятся господствующей структурой как стандарт благополучия и благоустройства. Администрированность управления служит консервированию антагонистичных отношений, социально-политическим конфликтам вследствие обострения противоречий между взаимодействующими сторонами (работники, властная структура, управление).

Делиберативная модель менеджмента и маркетинга человеческого капитала концептуально разрабатывает теорию о необходимости изменения эксплуатационных и антагонистичных отношений между людьми во всех сферах общественной и индивидуальной жизни. В качестве цели развития человечества рассматривается постоянное историческое продвижение к тотальной свободе и развитие человеческой эмансипации. Отношения антагонизма, построенные на модели эксплуатации, прежде всего в сфере экономики, приводят к появлению и сохранению феномена отчуждения, противостоя человеческому взаимопониманию и являются основным катализатором социальных конфликтов. Целью социального анализа делиберативной теории управления является определение ключевых черт и механизмов построения общества, в котором нет независимых от воли людей общественных и производственных отношений, то есть общества, в котором упразднены отношения принуждения и господства одних людей над дру-

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале гими [См.1-6]. Контроль над процессами производства и общественного функционирования должен перейти к непосредственным участникам общественного производства (как в отрасли материального производства, так и в сфере продуцирования идей и управленческих решений). Данная модель получила название делиберативной демократии (происходит от латинского термина deliberatio - "обсуждение"). Каждый индивид получает возможность принимать участие в выработке стратегии функционирования предприятия, государства, общества, которое приводит к учету интересов отдельных индивидов и социальных групп и углубления их взаимопонимания. Общественные, государственные, хозяйственно-производственные образования формируются благодаря отношениям взаимного признания, обсуждения и компромисса, который означает добровольный отказ от узкоэгоистических индивидуалистских или групповых интересов, если они стоят на пути к взаимному согласию и расширению открытости общественной и политической коммуникации.

Новая экономика заставляет нас оптимизировать ресурсы производства, для развития предприятия. В бизнес-процессы плотно входят такие понятия, как: «бережливое производство», «энергосбережение», «безотходное производство» - все это заставляет изыскивать новые возможности внедрения инновационной культуры на предприятии [10]. Делается ставка на экологический менеджмент - часть общей системы корпоративного управления, которая обладает четкой организационной структурой и ставит целью достижение положений указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды, подтверждаемой сертификатом ISO 14000, что является международным стандартом по созданию системы экологического менеджмента.

В современных условиях необходимо сделать акцент на человеческий капитал - главный фактор формирования и развития инновационной экономики и экономики знаний, как следующего высшего этапа развития, интеллект, здоровье, качественный и производительный труд и качество жизни. Одним из условий развития и повышения качества человеческого капитала является — высокий индекс экономической свободы.

Используют следующую классификацию человеческого капитала: 1. Индивидуальный человеческий капитал. 2. Человеческий капитал фирмы. 3. Национальный человеческий капитал.

На протяжении последних десятилетий в цепочке производственных ресурсов «человеческие ресурсы - материальные ресурсы - финансовые ресурсы» менялось стратегическое значение каждой составляющей в зависимости от окружения, целей и задач экономического развития. В современных условиях интеллектуализации бизнеса главным источником производительности труда и процветания организации выступают именно человеческие ресурсы.

Таблица 1.

Изменения структуры совокупного капитала в странах, в %

Вид капитала 1913 1950 1997-1998 2009-2010

Физический капитал 67-69 52-53 31-33 24-27

Человеческий капитал 31-33 47-48 67-69 74-77

*В национальном богатстве человеческий капитал в развитых странах составляет от 70 до 80%. В России и Украине около - 50%.

Введение категории человеческих ресурсов в научно-теоретический аппарат экономики свидетельствует о том, что профессиональные знания, опыт, творческие, предпринимательские способности работников действительно обеспечивают экономическую эффективность и конкурентные преимущества организации в рыночной среде, в результате их деятельности достигаются как общие организационные (приращение прибыли), так и личные (удовлетворение социальных потребностей работников) цели. В научной литературе понятие человеческого капитала (Human Capital) появилось в публикациях второй половины XX века в работах американских ученых-экономистов Теодора Шульца и Гэри Беккера (1992 г.). За создание основ теории человеческого капитала (ЧК) им были присуждены Нобелевские премии по экономике - Теодору Шульцу в 1979 г., Гэри Беккеру в 1992 г. Вложил существенный вклад в создание теории ЧК и выходец из России Саймон (Семен) Кузнец, получивший Нобелевскую премию по экономике за 1971 г. Меняется сама концепция организации. Если традиционно ее основной функцией считалось производство товаров, то теперь - производство знаний, ноу-хау, разработка

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале новых технологий. Фирмы стремятся к максимальному использованию всего спектра способностей своих работников. Инновационная деятельность больше не является прерогативой отдельных людей или специального подразделения, она охватывает все уровни и отделы предприятия. В результате меняется представление об уже устоявшихся научных категориях. В индустриальном обществе под капиталом как «самовозрастающей стоимостью» преимущественно понимались финансовые средства, которые инвестируются в производство и в результате приносят дополнительный доход. Сегодня все чаще говорят о «человеческом капитале», где работник сегодня - не простой исполнитель, а стратегический ресурс компании, основа ее конкурентоспособности [8,12].

Источниками информационного типа экономического роста являются инновации и человеческий капитал. Аналогично тому, как информационная экономика выступает логическим следствием индустриальной, так и роль человека в условиях нового технологического способа производства логично становится иной - более емкой и значимой, менее зависимой от обстоятельств и других людей, и, следовательно, более самостоятельной и творческой. Важнейшим экономическим «свойством» человека становится его индивидуальность. Отсюда, место и роль человека в информационной экономике неизбежно трансформируются по сравнению с экономикой индустриальной. Рост интеллектуального потенциала, в свою очередь, ускоряет развитие технологии и повышение эффективности труда. Таким образом, взаимодействие роста производительности труда и повышения потребностей привело к экономии времени в процессе развития и ускорению этого процесса. Сейчас более 50% экономически активных граждан развитых стран (а в США - более двух третей) заняты умственным трудом. Понятие человеческого капитала исторически стало первым специфическим термином нарождающейся экономической теории информационного общества. Теория человеческого капитала стала важным этапом в развитии представлений о человеке в экономике, так как сформулировала идею о ценности человеческих ресурсов в организации экономической деятельности.

Человек обладает творческими, предпринимательскими способностями, продуктивность которых не имеет видимых пределов. Именно поэтому в человеческих ресурсах скрыты наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования организации. В современных условиях научно-технического прогресса возможен «моральный износ» человеческих ресурсов, но люди постоянно и осознанно стремятся к совершенствованию, повышению квалификации, обновлению знаний и профессиональных навыков.

К основным элементам человеческого капитала, как правило, относят: капитал образования (знания - общие и специальные); капитал подготовки на производстве (квалификация, навыки, опыт); капитал здоровья;

обладание экономически значимой информацией; капитал миграции (обеспечивает мобильность работников); мотивация экономической деятельности.

При оценке интеллектуального капитала исследователи сталкиваются с большим количеством проблем. К ним относятся:

ограниченные возможности строго формального и адекватного описания и измерения интеллектуальных ресурсов;

методологические проблемы определения нормативов творческого труда (или даже самого творчества) и их надежности.

Эти проблемы могут быть решены только при условии разработки единых общепризнанных критериев комплексной оценки человеческого потенциала. Очень хочется относиться к компании технологично, чтобы персонал мгновенно «заводился», превратив коллектив в машину для зарабатывания денег, в реальности этого не происходит. Если собственник подходит в оценке организации, как к машине, а это подход индустриальной экономики, то кто делает в организации обслуживание узлов и агрегатов.

Опросы показывают, практически всё делается интуитивно, и внутренними ресурсами (оценка вышестоящим менеджментом, либо кадровой службой на предприятии). В результате при таком обслуживании возникают проблемы «становятся неисправными целые отделы - аг-

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале регаты-узлы». Все это риски для организации, которые у малых предприятий могут стать смертельными, если с ними не работать. Мы с вами знаем, что любой сотрудник, не зависимо от занимаемой должности, использует организацию в личных целях, и для личного развития. Многочисленные исследования доказывают: 30% усилий сотрудник отдает работе, выполнению своих должностных обязанностей, и 70% усилий - на себя, реализация своих личных планов в рамках рабочего процесса. Это не является оценкой менеджмента, это данность, которую нужно учитывать в работе организации. Все системы корпоративного и административного управления могут зарегулировать только 30% усилий вашего сотрудника, а точнее формальное отношение, инструменты делиберативного маркетинга, делиберативного менеджмента -предлагают собственникам использовать 70% потенциала вовлечения сотрудника в рабочий процесс. В том, числе создание образа благополучия, доверительные и уважительные проектные отношения. Не нужно быть великим инвестором, чтобы понять область инвестирования.

Когда мы рассматриваем экологический менеджмент, мы оцениваем внешние ресурсы, и в меньшей степени, или в последнюю очередь, мы рассматриваем экологию человеческих отношений. Хотя любой бизнес - это прежде всего экология человеческих отношений, об этом я подробно писал. На наш взгляд, это актуально сегодня, прежде всего, для ключевых лидеров менеджмента в организации. Вы строите бизнес, набираете сотрудников, превращаете их в семью или в машину по зарабатыванию денег, вкладываете энергию, и если созданный коллектив не подпитывает, не возмещает вам потраченную энергией, ваша энергия не восполняется, вы теряете здоровье, вы теряете бизнес - практика это подтверждает. Поэтому если у вас проблемы со здоровьем это первый симптомы для обращения к эгоконсультанту. И конечно же несколько слов о конкуренции. Информационная экономика это прежде всего высокоразвитая конкурентная среда, где все участники обладают примерно равными технологии, конкурентное преимущество может быть реализовано только по человеческим ресурсам, по культуре организации бизнеса. Все больше в постиндустриальном пространстве. где раньше управление воспринималось больше с технической точки зрения, сейчас наблюдается тренд развития с позиции гуманизации, интуитивное управление.

Демократизация экономической жизни ведет к тому, что от работника, формально не относящегося к категории менеджера, все больше требуется обладание способностями, ранее считавшимися исключительной прерогативой менеджеров или организаторов производства. Это ведёт к распределению ответственности, ранее сосредотачиваемой на верхнем этаже иерархии, по всей организации. Тем самым ослабляется сопротивление изменениям. Новая социально-экономическая организация, основанная на информационных технологиях, ведёт к децентрализации управления. В то же время, появляется возможность новых решений по обеспечению взаимодействия сегментированных видов труда на уровне рабочего места (коммуникации) и на межфирменном уровне (сетевые организации, аутсорсинг, реинжиниринг). К важнейшим качествам работников в «новой экономике» относят: высокую способность и мотивацию к обучению;

базовые навыки (умение работать с информацией, компьютерная грамотность); умение организовать коммуникацию (способность артикулировать идеи и слушать); адаптивность (творчество, формулирование и решение проблем);

навыки самосовершенствования (мотивация, постановка целей, индивидуальное развитие);

групповую эффективность (навыки межличностного общения, ведение переговоров и умение работать в команде);

навыки оказания влияния на других (организационная эффективность и лидерство). Делиберативный менеджмент - важный инструмент управления информационной экономики. В информационной экономике главная роль принадлежит личности со всеми вытекающими отсюда последствиями и для управления, и для стимулирования, и для образовательного процесса. Личность становится важнее организации, возникает новый тип сотрудника. Общество и производство в перспективе должны стать самоуправляемыми. На смену системе «человек-вещь-человек», должна прийти система «человек-человек», где отношения будут непосредственно межличностно-общественными, разумными. Но такие отношения требуют и

Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале определенных людей - всесторонне развитых, способных ориентироваться во всех общественных отношениях. Самоуправление осуществляется внутри общественных систем благодаря включению населения в управление и собственность, расширению прав и свобод, роста социальной защищенности, гуманизации общественной жизни. Новое общество, таким образом -это сознательно регулируемая и самоуправляемая система. Демократия во всех формах дели-беративной модели прежде всего - это коммуникация, которая в процессе самого широкого обсуждения рационально формирует волю ее участников. То есть, необходимо исходить не из заранее определенных взглядов и решений, а из процессов их формирования в общественном коммуникативном дискурсе. Целью «делиберативной коммуникативной демократии» на общественном, политическом и экономико-производственном уровнях является достижение бесконфликтной ситуации на основе согласованных действий, которые направлены на удовлетворение общих интересов, участие работников (производство) и граждан (общество) в структурах управления. Предыдущие объекты производства и управления (люди) должны стать субъектами производственной, общественной организации и управления с целью реализации своих и коллективных, общеобщественных потребностей и способностей [5,51].

Создается система общих стимулов и общей заинтересованности благодаря общему участию в управлении, которое в результате приобретает черты самоуправления. В таком случае нормы и решения могут быть легитимизированы на основе общей коммуникации, которая является регулятивным принципом. Созданная структура должна предоставлять одинаковые условия для равноправного выбора действий, исключая принуждение и господство. Целью становится достижение демократического консенсуса в принятии решений. На уровне общества и предприятия нормы и решения формируются в результате компромисса и согласия (консенсуса) между всеми заинтересованными участниками, которые имеют ровные права в равном доступе к управленческой власти. В то же время исключается избыточное давление со стороны одной из сторон, не предоставляется никому привилегированного властно-управленческого положения. Консенсус достигается благодаря процедуре общего коммуникативного формирования решений, которые основываясь на равных интересах каждого, находят обоснованное одобрение всех.

Литература:

1ЗНченко В.В. Делiберативнi моделi процеав управлшня в умовах сусптьних та економiчних трансфор-мацш//Актуальш проблеми економти.Науковий економiчний журнал. - ВНЗ «Нацюнальна академiя управлшня», 2011. - №. 5(119). -396 с. - С.4-12.

2.Зинченко В.В. Институциональная глобализация и делиберативные модели общественного разви-тия//Materiály VII mezinárodní védecko - praktická Conference «Védecky prümysl evropského kontinentu -2011». - Díl 14. Filosofie. Politické védy. Historie. Administrativa. - Praha:Publishing House «Education and Science» s.r.o - 88 s. - С.9-17.

3. Bello Walden."The Virtues of Deglobalization," (Washington, DC: Foreign Policy In Focus, September 3, 2009).

4.ExnerA. Die Grenzen des Kapitalismus: wie wir am Wachstum scheitern. - Wien : Ueberreuter, 2008. - 223 s.

5.Dannemann R. Das Prinzip Verdinglichung.- Wiesbaden: Panorama, 2005.-166 s.

6. Fuchs A. Solidarität der Sozialpolitik. - Bonn: Taschenbuch-Verlag,, 2003.- 227 s.

7.Krugman P.The Return of Depression Economics and the Crisis.-New York: W. W. Norton; First Edition edition, 2009.-224 р.

8.Kockshott Paul W., Kotrell A., Alternativen aus dem Rechner. Für sozialistische Planung und direkte Demokratie.-Köln:PapyRossa Verlag, 2006. - 267 s.

9.Kurz R. Kollaps der Modernisierung: vom Zusammenbruch des Kasernensozialismus zur Krise der Weltokonomie. - Frankfurt am Main : Eichborn, 2009. - 288 s.

10. Wallis St. A New Set of Economic Principles - Five Principles for the New Economy by 2020. -This paper was developed by Stewart, Manfred Max-Neef and 20 other people over a 3-day period at the Tallberg Forum in 2008. - New York:By ewart and Manfred Max-Neef,2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.