Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале
Джаватов Джавад
Курбанович
12
д.т.н., профессор, декан экономического факультета ДГУ
Гусейнов Абдурахман Гаджиевич
к.э.н., профессор, заведующий кафедрой «Менеджмент» ДГУ
Стратегические направления формирования инновационной системы Республики Дагестан.
Аннотация: в статье рассмотрены стратегические направления формирования инновационной системы Республики Дагестан: эффективная поддержка институционального окружения инновационной деятельности; создание условий для широкого внедрения и использования передовых производственных технологий; обеспечение участия малых предприятий научно-технической сферы в реализации инновационных проектов; создание институциональных условий для развития инновационной деятельности и т.д.
Ключевые слова: инновационная система, стратегия, социально-экономическое развитие, Республика Дагестан, конкурентоспособность, модернизация, научные разработки.
Dzhavatov D.C., Guseinov A.G. The strategic direction of the innovation system of the Republic of Dagestan
In the article the strategic directions of the innovation system of the Republic of Dagestan: effective support institutional environment of innovation, the creation of conditions for broad adoption and use of advanced manufacturing technologies, ensuring the participation of small enterprises of scientific and technical areas in the implementation of innovative projects, the creation of institutional conditions for the development of innovation and so on.
Key words: innovation system, the strategy of socio-economic development, the Republic of Dagestan, competitiveness, modernization, research and development.
В Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года определены стратегические факторы развития республики, проведен анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз развития, сформулированы задачи.
Одним из вызовов предстоящего долгосрочного периода развития республики является возрастание роли человеческого капитала, инноваций и модернизации как основных факторов экономического развития при снижении влияния многих традиционных факторов роста.
В ближайшее десятилетие развитые страны (в том числе Россия) перейдут к формированию новой технологической базы экономических систем, основанной на использовании инноваций.
Для Республики Дагестан наличие научно-исследовательского потенциала и высокотехнологичных производств создает условия для:
- обеспечения технологического лидерства по ряду приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы;
- формирования комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения позиций на мировых и отечественных рынках наукоемкой продукции;
- увеличения стратегического присутствия Республики Дагестан на рынках высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг;
- модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет развертывания глобально ориентированных специализированных производств.
В то же время отставание в развитии новых технологий последнего поколения может снизить конкурентоспособность экономики, а также повысить ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического соперничества.
Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики в значительной степени определяется профессионализмом кадров, уровнем их социализации и кооперацион-ности. Республика Дагестан не сможет поддерживать конкурентные позиции в экономике за
Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале счет дешевизны рабочей силы и экономии на развитии науки и образования. Для Республики Дагестан ответ на этот вызов предполагает преодоление имеющихся негативных тенденций в развитии человеческого потенциала.
Усиление роли инноваций и человеческого капитала открывает возможность построения инновационной экономики. Наличие научно-образовательного комплекса и высокотехнологичных и инновационных производств, а также высокая доля молодого населения позволит привлечь в Республику Дагестан талантливых людей, что необходимо для создания инновационной экономики с высокой добавленной стоимостью. Основным препятствием развития Республики Дагестан в данном направлении могут стать отсутствие инфраструктуры, позволяющей коммерциализировать научные разработки, отсутствие спроса на инновации со стороны бизнеса и неблагоприятная среда для привлечения и удержания кадров. Отсутствие должного внимания к данным проблемам увеличит риск технологического отставания Республики Дагестан и оттока лучших специалистов в более привлекательные регионы.
SWOT- анализ (анализ сильных и слабых сторон, возможностей и угроз) инновационно-технического капитала республики представлен в табл. 1
Таблица 1.
SWOT- анализ инновационно-технологического капитала Республики Дагестан
Внутренние факторы Внешние факторы
Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
Наличие потенциала для Низкий уровень иннова- Повышение наукоемкое Увеличение технологи-
развития наукоемких ционной активности всех сфер экономики ческого отставания рес-
производств предприятий публики
Наличие отдельных ин- Отсутствие полноценной Использование совре- Низкий инновационный
ститутов (ДНЦ РАН, ДГУ, и институциональной ин- менных технологий и потенциал большинства
другие, Бизнес- новационной среды научных разработок отраслей экономики
инкубатор)
Наличие программ по Отсутствие обустроенных Сотрудничество с веду-
развитию и стимулиро- инвестиционных площа- щими
ванию инновационного док для развития инно- научными центрами и
бизнеса ваций вузами Рссии
Наличие 1Т-парка Недостаточное финансирование науки, наукоемких производств со стороны государства и бизнеса Развитие конкурентоспособных транспортно-логистических технологий
Внедрение систем
ресурсов и энергосбере-
жения с
целью повышения
энергоэффективности
экономики
В условиях формирования инновационной социально ориентированной экономики, превращения интеллекта, творческого потенциала в ведущий фактор экономического роста и конкурентоспособности республики важнейшим стратегическим направлением становится формирование инновационной системы Республики Дагестан.
Модернизация экономики Республики Дагестан невозможна без формирования конкурентоспособной региональной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций, занятых генерацией, производством и коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни.
Для создания эффективной инновационной системы необходимо:
Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале
- сформировать условия для генерации новых идей как в учреждениях, специализирующихся на фундаментальных и прикладных исследованиях, так и на коммерческих предприятиях;
- обеспечить возможность для организации лабораторных исследований и испытаний, а также производства опытных образцов инновационной продукции в рамках существующих и создаваемых научно-исследовательских центров, технопарков;
- создание сети региональных бизнес-инкубаторов «от науки - к производству», поддерживающих выведение инновационных продуктов на внутренние и внешние рынки с помощью широкого спектра услуг.
Создание региональной системы поддержки инноваций и технологического развития позволит обеспечить научное и технологическое лидерство Республики Дагестан по направлениям, определяющим ее конкурентные преимущества, которые исторически определены местом Республики Дагестан в системе разделения труда на постсоветском пространстве:
- радиотехника и приборостроение;
- химия, химическая физика и создание новых материалов;
- биотехнологии, включая промышленные биотехнологии и фармацевтику;
- другие направления.
Необходимо создать условия для формирования инновационной модели бизнеса, характеризующейся постоянным наращиванием инвестиций в инновации, обновлением продукции и технологий, завоеванием новых рынков. Республика Дагестан сосредоточится на создании потенциала для будущего развития путем придания инновационного характера системе образования, модернизации сектора научных исследований, компенсации «провалов рынка», осуществления целевой поддержки отдельных направлений технологического развития, выделяемых в качестве приоритетных, а также создания системы стимулов для наращивания инновационной активности. Бизнес и региональные органы государственной власти совместно определяют порядок и направления взаимодействия в перспективных сферах исследований и разработки технологий, оценивают качество созданных институтов стимулирования инновационного развития и элементов инновационной инфраструктуры.
Основными задачами развития инновационной системы республики являются:
Поддержка проведения фундаментальных научных исследований, как в бюджетных, так и во внебюджетных организациях;
Создание условий для разработки и внедрения новой продукции.
Решение 1 задачи предусматривает следующие меры:
- разработка концепции консолидации научного потенциала республики и создание научно-дискуссионной площадки «Умный Дагестан»;
- организация особой экономической зоны технико-внедренческого типа для создания условий с целью осуществления инновационной деятельности;
- привлечение научно-исследовательских учреждений и инновационных предприятий региона к реализации проектов государственных корпораций;
- инициация крупных межотраслевых проектов, требующих проведения соответствующих исследований, что повлечет за собой создание кросс-функциональных команд, в которых происходит обмен идеями;
- размещение государственных заказов на проведение научных исследований по приоритетным направлениям;
- поддержка на конкурсной основе среднесрочных комплексных программ развития ведущих научных и научно-образовательных учреждений;
- расширение списка периодических изданий, входящих в перечень ведущих, а также научно-популярных электронных изданий, распространяемых через Интернет;
- проведение общероссийских и международных научных конференций;
- организация отраслевых и межотраслевых выставок и форумов;
- формирование в обществе новой инновационной культуры и повышение статуса иннова-тора путем распространения опыта разного рода инноваций, а также популяризация науки, инноваций через каналы СМИ.
Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале
Решение 2 задачи предусматривает следующие меры:
-финансирование обновления лабораторной базы коллективного пользования, ныне характеризующейся значительной степенью морального устаревания;
- расширение взаимодействия между отраслевыми научно-исследовательскими учреждениями и бизнесом в инновационной сфере, в том числе путем формирования технологических платформ в целях обеспечения взаимодействия бизнеса и науки по определению и развитию перспективных направлений технологического развития, развития механизма софинансирова-ния расходов компаний на проведение исследований и разработок с применением системы предоставления грантов, поддержки долгосрочных инновационных партнерств по приоритетным для развития экономики технологическим направлениям;
- освобождение части имущества, сосредоточенного в сфере НИОКР (опытные производства и лаборатории), принадлежащего частным предприятиям, от налога на имущество юридических лиц;
- применения налоговых льгот для инноваторов, задействованных в НИОКР;
- организация технопарков, включающих в себя бизнес-инкубаторы, в городских округах Махачкале, Каспийске, Дербенте, Буйнакске, Хасавюрте по приоритетным направлениям исследований в целях концентрации на единой территории специалистов общего профиля для активизации инновационной деятельности;
- расширение государственных закупок инновационных продуктов;
- создание региональных венчурных фондов;
- субсидирование процентной ставки по кредитам по приоритетным инновационным проектам;
- организация в рамках сети бизнес-инкубаторов базы данных, аккумулирующей инновационные идеи и ведущих инноваторов;
- предоставление регионального и местного имущества бизнес-инкубаторам в аренду на льготных условиях;
- обеспечение льготного предоставления консультационных услуг по вопросам налогообложения, бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования, повышения квалификации и обучения персонала;
- проведение бесплатной рекламной кампании для инновационных продуктов в местных СМИ и прочих каналах при активном содействии бизнес-инкубаторов;
- освобождение инновационных предприятий от налога на рекламу.
Дагестанским государственным университетом в 2011 году выигран грант Президента РД по проекту «Разработка проекта инновационной системы Республики Дагестан». В настоящее время научно-исследовательской группой проведен анализ и обобщение исследований отечественного и зарубежного опыта формирования региональных инновационных систем, которые включают в себя:
1. Приоритеты и стратегии инновационной политики;
2. Нормативно-правовую базу в области развития и стимулирования инновационной деятельности;
3. Инновационную инфраструктуру;
4. Систему генерации и распространения знаний;
5. инновационные предприятия, включая крупные научно-промышленные корпорации, высокотехнологичное промышленное производство;
6. учреждения в сфере профессионального обучения: подготовка кадров по организации и управлению в инновационной сфере;
7. рыночные условия, способствующие внедрению инноваций;
8. маркетинговую и финансовую составляющие создания и продвижения инноваций, системы продвижения и финансирование инноваций;
9. взаимодействие с международной средой;
10. механизм, инновационного развития, отражающий систему взаимоотношений между выше перечисленными элементами (1-9).
Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале
Кроме указанных элементов, необходимо рассматривать совокупность социальных, политических, культурных и международных факторов, которые оказывают непосредственное влияние на динамику и характер развития инновационной системы в пределах национальных границ.
Представляется, что указанная совокупность элементов является необходимой и достаточной для развития РИС, поскольку исключение любого элемента системы приводит к разрыву инноващюнного процесса, следовательно, делает невозможным в принципе функционирование всей системы. Все элементы равнозначны в процессе формирования и развития НИС. Элементы инновационной среды существуют не отдельно друг от друга, а находятся в тесной функциональной взаимозависимости. Стратегическое управление РИС осуществляется путем изменения внешних параметров, значения которых определяются в рамках макроэкономической политики, а механизмы их достижения устанавливаются законодательно.
Обобщенная модель взаимодействия структурных элементов РИС представлена на рис. 1 (1) В целом, характеризую сформированную систему Республики Дагестан можно сделать вывод о том, что созданы основные элементы РИС, однако явно недостаточна государственная поддержка, отсутствует государственная инновационная политика, слабо организовано взаимодействие структурных элементов, низкий уровень финансирования инновационной деятельности.
Инновационная инфраструктура Рис. 1 Взаимодействие структурных элементов региональной инновационной системы
Кроме того, в республике:
- институты организационно адаптированы к потребностям незначительного числа научно-исследовательских институтов, вузов и инновационно-активных предприятий;
Вопросы структуризации экономики. №2, 2012 Материалы XIII Международной НПК по маркетингу в Махачкале
- отсутствует механизм коммерциализации и передачи передовых технологий, созданных в государственных научных организациях, организациях высшего и среднего профессионального образования, малых предприятиях научно-технической сферы;
- отсутствуют институциональные условия для реализации эффективного механизма венчурного инвестирования перспективных наукоемких инновационных проектов;
- недостаточно развит спрос предприятий реального сектора экономики Республики Дагестан на перспективные с точки зрения коммерческого применения результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат республике;
- имеется дефицит квалифицированных специалистов по коммерциализации научно-технических разработок и управлению результатами интеллектуальной и инновационной деятельности.
Для эффективного развития инновационной системы в республике необходимо решать указанные проблемы по всем направлениям, а именно:
- сформировать эффективное поддерживающее институциональное окружение РИС, обеспечивающее удовлетворение потребностей всех субъектов инновационной деятельности;
- создать условия для широкого внедрения и использования передовых производственных технологий на предприятиях реального сектора экономии;
- обеспечивать участие малых предприятий научно-технической сферы в федеральных, региональных, межведомственных и отраслевых программах для реализации инновационных проектов;
-создать институциональные условия для развития инновационной деятельности в целом и по отдельным направлениям, в частности для развития механизма венчурного инвестирования в инновационные проекты;
- внедрить в республике систему коммерциализации и передачи передовых технологий созданных в научных организациях, инновационных технопарках, организациях высшего и среднего профессионального образования, малых предприятиях научно-технической сферы;
- стимулировать посредством эффективной налоговой политики предприятия реального сектора экономики на создание и внедрение инноваций;
- повышать привлекательность предпринимательской деятельности в инновационной сфере путем дальнейшей информационной пропаганды;
- обеспечить создание специализированных центров и участие ведущих вузов республики в подготовке, профессиональной переподготовке и повышении квалификации кадров в инновационной сфере;
- использовать возможности межрегионального и международного сотрудничества в научно-технической инновационной сферах для развития инновационного потенциала Республики Дагестан;
Реализация предлагаемых направлений позволит повысить эффективность формирования и функционирования инновационной системы республики Дагестан.
Литература:
Брижань А.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, ГОУ ВПО «Кубанский Государственный Университет», Краснодар,2006.