Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ'

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
363
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МСП / несырьевой неэнергетический экспорт / высокотехнологичное предпринимательство / санкции / меры поддержки бизнеса / SMEs / non-commodity non-energy exports / high-tech entrepreneurship / sanctions / business support measures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пылин Артем Геннадьевич

В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы развития российских экспортно ориентированных высокотехнологичных малых и средних предприятий в контексте санкционных ограничений. Анализируется текущее состояние сектора МСП, его роль в национальной экономике и внешнеторговых связях России. Рассматриваются отраслевые предпочтения в работе малых и средних предприятий. На основе анализа данных таможенной статистики за период 2019–2021 годов исследуется динамика и структура высокотехнологичного экспорта малых и средних предприятий. Раскрывается вклад МСП в несырьевой неэнергетический экспорт России. Дается оценка мерам государственной поддержки высокотехнологичного бизнеса в условиях санкций. Предлагаются некоторые рекомендации по оптимизации российских антикризисных программ для сектора МСП с учетом потенциала экономического сотрудничества и межгосударственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF THE EXPORT POTENTIAL OF HIGH-TECH SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES IN RUSSIA IN THE CONTEXT OF SANCTIONS

The article is dedicated the main problems and prospects for the development of Russian export-oriented high-tech small and medium-sized enterprises in the context of sanctions restrictions. The current state of the SME sector, its role in the national economy and foreign trade relations of Russia is analyzed. Based on the analysis of customs statistics for the period 2019–2021 years, the dynamics and structure of high-tech exports of small and medium-sized enterprises are studied. The contribution of SMEs to non-commodity non-energy exports of Russia is disclosed. An assessment is given of the measures of state support for high-tech business in the context of sanctions. Some recommendations are proposed for optimizing Russian anti-crisis programs for the SME sector, taking into account the potential for economic cooperation and interstate cooperation within the framework of the Eurasian Economic Union.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ»

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ЭКОНОМИКИ

УДК: 338.4; 339.5; 339.9 Э01: 10.24412/2071-6435-2022-5-27-41

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА РОССИИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИЙ

В статье рассматриваются основные проблемы и перспективы развития российских экспортно ориентированных высокотехнологичных малых и средних предприятий в контексте санкционных ограничений. Анализируется текущее состояние сектора МСП, его роль в национальной экономике и внешнеторговых связях России. Рассматриваются отраслевые предпочтения в работе малых и средних предприятий. На основе анализа данных таможенной статистики за период 2019-2021 годов исследуется динамика и структура высокотехнологичного экспорта малых и средних предприятий. Раскрывается вклад МСП в несырьевой неэнергетический экспорт России. Дается оценка мерам государственной поддержки высокотехнологичного бизнеса в условиях санкций. Предлагаются некоторые рекомендации по оптимизации российских антикризисных программ для сектора МСП с учетом потенциала экономического сотрудничества и межгосударственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза.

Ключевые слова: МСП, несырьевой неэнергетический экспорт, высокотехнологичное предпринимательство, санкции, меры поддержки бизнеса.

А. Г. Пылин

О роли МСП в экономике России

Малый и средний бизнес (МСБ) традиционно составляет основу экономик развитых стран, является драйвером их экономического роста и устойчивого развития. За последние тридцать лет рыночной трансформации МСБ получил свое развитие и в России, хотя по многим параметрам в силу структурных особенностей российской экономики существенно отставал от ведущих стран мира. Введенные в феврале-августе 2022 года масштабные санкции против Российской Федерации

уже привели к спаду экономики страны, запустив процессы ее структурной трансформации на основе альтернативного, менее технологичного импорта и постепенного развития импортозамещающих производств и технологий [7]. В этой связи МСБ будет вынужден существенно корректировать свои бизнес-модели, перестраивать экономические связи и производственные цепочки. В то же время возникают новые возможности для активизации предпринимательской деятельности, поскольку освобождающиеся на российском рынке ниши будут стимулировать приход как действующих, так и новых компаний.

По состоянию на сентябрь 2022 года в России насчитывалось 5,8 млн субъектов МСП, на которых было занято 15,2 млн работников — это 21% от общей занятости. По сравнению с допандемийным 2019 годом показатели развития этого сектора экономики изменились незначительно, что свидетельствует об относительной устойчивости бизнеса к меняющимся внутренним и внешним факторам. Общее число субъектов малого и среднего предпринимательства снизилось на 1,6%, а число занятых там работников сократилось на 0,8% (таблица 1).

Таблица 1

Динамика субъектов малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, на конец года*

Субъекты 2016 2017 2018 2019 2020 2021 2022**

ИП 3046252 3208380 3341 668 3406927 3339592 3538023 3593445

микро 2534752 2 530 460 2 458 613 2 302 538 2154781 2 097 448 2032383

малые 240219 239528 224073 198 430 190392 185953 184734

средние 20 286 20 003 18 544 16 786 17 385 17 585 17 597

Всего субъектов 5841 509 5998371 6042898 5924681 5702150 5839009 5828159

Всего работников 15922438 16130582 15 917 053 15357010 15509813 14 638 722 15240929

* на 10 декабря.

** на 10 сентября 2022 года

Источник: составлено и рассчитано по данным [11].

В 2019-2022 годах немного изменилась структура субъектов МСП: увеличилась доля индивидуальных предпринимателей (с 57,5% до 61,7%) и снизилась доля микропредприятий (с 38,9% до 34,9%), тогда как на

малые и средние фирмы устойчиво приходится лишь 3,5%. Большинство индивидуальных предпринимателей (99,2%) занимается микробизнесом. Такая структура МСП во многом объясняется стремлением бизнеса сократить издержки за счет налоговых преференций. При этом почти треть всего МСП сконцентрирована в Центральном федеральном округе, что обусловлено неравномерным распределением платежеспособного спроса и уровнем развития бизнес-инфраструктуры по территории страны.

Малый и средний бизнес играет относительно небольшую роль в экономике России. В 2019 году его вклад составил 21,9% ВВП (в 2018 году на долю МСП приходилось 20,4% ВВП, в 2017 году — 22,0% ВВП). В то же время в развитых экономиках сектор МСП занимает половину и более экономики. Так, в Германии он обеспечивает 55% ВВП, в США — 44%, в странах ОЭСР — в среднем 33%. В России на 10 000 населения приходится около 180 субъектов МСП, тогда как в Бразилии — 240, в Германии — 274, в Венгрии — 548 [9].

Недостаточный уровень развития предпринимательства в России признается властями, и ранее ставилась задача увеличить долю МСП в экономике в 1,5-2 раза. Так, стратегия развития малого и среднего бизнеса от 2016 года предусматривала к 2030 году увеличение доли малых и средних предприятий в экономике в два раза — с 20 до 40% [8]. Однако в паспорте национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее — нацпроект) уже отсутствует целевой показатель по увеличению доли МСП в экономике, но ставится задача к 2024 году увеличить численность занятых в сфере МСП, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых, до 25 млн человек (с 19,2 млн человек в 2018 году) [5].

Экспортные возможности высокотехнологичных малых и средних предприятий страны

Специфика сектора МСП в России состоит в том, что здесь заметно ниже доля инновационных (производительных) фирм, ниже доля фирм-экспортеров [1]. Российские малые и средние предприятия в основном ориентированы на внутренний рынок, в них отмечается низкая доля компаний, принадлежащих иностранным собственникам. В России более крупные предприятия как правило специализируются в передовых секторах. Малый бизнес ориентирован на торговлю и оказание услуг

населению, а средние компании больше представлены в сферах с более высокой добавленной стоимостью, таких как производство, строительство и сельское хозяйство.

За последние три года конкурентоспособность малых и средних предприятий несколько возросла ввиду усиления их позиций в экспорте страны (таблица 2). Так, в 2019-2021 годах общее количество фирм-экспортеров среди субъектов МСП (без учета ИП) увеличилось с 54,7 тысячи до 60,3 тысячи предприятий, что составило лишь 2,6% от общего количества малых и средний предприятий в стране. Стоимостные объемы экспорта сектора МСП выросли на 29,2% и достигли 57,1 млрд долларов, или 11,6% всего товарного экспорта России (против 10,4% в 2019 году). Однако, по данным ОЭСР, вклад МСП в экспорт развитых стран более значителен и составляет 25-35% и выше (например, в Республике Корея — около 40%, в КНР — более 50%).

Таблица 2

Экспорт России с учетом субъектов МСП в 2019-2021 годах

2019 2020 2021

Субъекты Кол-во предприятий, ед. Экспорт, млрд долл. Кол-во предприятий, ед. Стоимость, млрд долл. Кол-во предприятий, ед. Экспорт, млрд долл.

Всего 60 932 424,4 62 390 337,1 65 855 491,6

Микропред- 37 858 18,6 38 481 16,0 40 804 21,8

приятия

Малые пред- 13 252 11,4 14 005 9,8 15 080 13,7

приятия

Средние пред- 3 547 14,1 3 916 16,6 4 425 21,6

приятия

МСП 54 657 44,2 56 402 42,3 60 309 57,1

Источник: составлено и рассчитано по [12].

Особое место среди субъектов малого и среднего предпринимательства занимают высокотехнологичные компании, которые во многом

определяют конкурентоспособность экономики и ее инновационное развитие. Согласно Стратегии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации к высокотехнологичному сектору МСП относятся экспортно ориентированные предприятия, компании в сферах обрабатывающего производства и предоставления услуг, быстрорастущие фирмы, которые обеспечивают внедрение инноваций и решают задачи по диверсификации экономики и повышению ее конкурентоспособности [8].

Для оценки экспортного потенциала высокотехнологичного сектора МСП проведем структурный анализ несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) России (таблица 3). Значительная часть (свыше 97%) всех экспортирующих малых и средних фирм страны поставляют на экспорт несырьевую неэнергетическую продукцию (ННП), что отчасти обусловлено широким набором товаров данного вида продукции. По данным Российского экспортного центра (РЭЦ), несырьевые неэнергетические товары делятся на три группы по степени передела — продукция нижних, средних и верхних переделов. Высокотехнологичные товары (авиатехника, приборы, ядерное топливо, электроника, лекарства) относятся к группе несырьевой неэнергетической продукции верхних переделов.

За 2019-2021 годы количество поставляющих на экспорт ННП предприятий сектора МСП выросло с 53,2 тысячи до 58,6 тысячи. При этом стоимостной объем ННЭ сектора МСП увеличился на 34,5% и достиг 44,0 млрд долларов. Таким образом, вклад малых и средних предприятий в несырьевой неэнергетический экспорт России вырос с 21,2% до 23%.

Более высокая доля сектора МСП в несырьевом неэнергетическом экспорте по сравнению с его долей в общем экспорте страны (с разницей примерно в два раза) во многом отражает структурные особенности российской экономики (доминирование крупных топливно-сырьевых компаний) и более высокую конкурентоспособность малого и среднего бизнеса в производстве ННП (с учетом более ограниченных финансовых и человеческих ресурсов на фоне крупных компаний). Так, в 2021 году из общего количества экспортирующих несырьевые неэнергетические товары предприятий на микро-, малые и средние предприятия пришлось 91,7%.

Таблица 3

Несырьевой неэнергетический экспорт России с учетом субъектов МСП в 2019-2021 годах

2019 2020 2021

Субъекты Кол-во предприятий, ед. Экспорт, млрд долл. Кол-во предприятий, ед. Экспорт, млрд долл. Кол-во предприятий, ед. Экспорт, млрд долл.

Всего 59 213 154,4 60 568 140,5 63 938 191,4

Микропредпри- 36 887 12,6 37 451 11,0 39 682 14,3

ятия

Малые

предпри- 12 917 8,7 13 626 8,1 14 691 11,2

ятия

Средние предпри- 3 423 11,4 3 782 14,2 4 272 18,5

ятия

МСП 53 227 32,7 54 859 33,3 58 645 44,0

Источник: составлено и рассчитано по [12].

Для приблизительной оценки высокотехнологического экспорта преимущественно малого и среднего бизнеса (с учетом ограниченности статистики и определяющего вклада МСП в ННЭ) воспользуемся общими страновыми показателями. По данным Всемирного банка, на мировом рынке высокотехнологичной продукции Россия занимает весьма скромные позиции. В 2021 году высокотехнологичный экспорт из Российской Федерации составил 10,6 млрд долларов или около 0,4% от аналогичного мирового показателя. При этом максимальные значения высокотехнологичного экспорта из России были достигнуты в 2015-2016 годах — свыше 11 млрд долларов, или 0,5% от мирового объема. В 2020 году на фоне пандемии СОУГО-19 экспорт высоких технологий из Российской Федерации снизился на 39,3% и составил лишь 6,5 млрд долларов, а в следующем году практически полностью восстановился (рисунок 1).

Структура российского экспорта носит менее высокотехнологичный характер по сравнению с ведущими странами мира. По данным

Всемирного банка, доля высокотехнологичной продукции в российском экспорте промышленной продукции в 1,5-2 раза ниже среднемировых значений и колеблется в пределах 9-13%. В Республике Корея, Китае, Великобритании, США, Японии и Германии этот показатель составляет 16-36% [15].

14,0 о,б

12'° ----0,5

10,0 8,0 6,0 4,0

2,0 || III

0,0

I

0,4 0,3 0,2

2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020 2021

мл од долл. (левая шкала) доля РФ, % от мирового (правая шкала)

Рисунок 1. Динамика высокотехнологичного экспорта из России в 2011-2021 годах Источник: составлено и рассчитано по данным [15].

В последние годы наиболее динамичной высокотехнологичной отраслью российской экономики были телекоммуникационные, компьютерные и информационные услуги. В 2011-2020 годах их экспорт из России вырос в 2,3 раза и достиг 5,9 млрд долларов, или 0,87%, от аналогичного мирового показателя. Столь масштабный рост ИТ-сектора во многом стал результатом появления частных быстрорастущих российских компаний, работающих в том числе на условиях аутсорсинга для западных транснациональных компаний.

Проблемы развития высокотехнологичного сектора МСП и его государственная поддержка в условиях санкций

Невысокая роль МСП в российской экономике во многом определяется сохраняющимися проблемами в этой сфере. Традиционно к таким проблемам относятся низкая производительность труда на предприятиях, увеличение неформальной занятости из-за сложных процедур государственного регулирования и административного давления, низкая

доступность финансовых ресурсов на фоне роста ключевой ставки, кризисные явления и прочие ограничения [8]. Отмечается также недостаточный охват малых и средних предприятий мерами господдержки.

Российские малые и средние компании характеризуются относительно низким уровнем инвестиционной и инновационной активности. Так, в 2018 году инвестиции в основные фонды осуществляли менее 30% малых и средних предприятий. Доля российских малых и средних предприятий, внедрявших технологические инновации, в 2017-2019 годах составляла лишь 18%, в то время как в Словении — 76%, Латвии — 68%, Казахстане — около 30%. Более того, для России характерно наибольшее отставание по уровню инновационной активности между сектором МСП и крупным бизнесом [10], что отчасти объясняется недостатком собственных средств для проведения НИОКР у небольших компаний. В результате низкая инновационная активность экономики Российской Федерации в значительной степени является результатом деятельности малых и средних фирм.

Факторами, сдерживающими инновационное развитие российского малого бизнеса, остаются недостаточный уровень кредитного финансирования, отставание производственно-технологической базы, слабая деловая кооперация, в том числе с государственными организациями. Отмечаются существенные региональные различия в инновационном их развитии [13].

Одной из значительных проблем развития высокотехнологичных предприятий в условиях современных санкций является высокая импортоем-кость ведущих отраслей российской экономики. Так, доля иностранной добавленной стоимости в конечном потреблении в фармацевтической промышленности, производстве электрооборудования, компьютеров, электронного и оптического оборудования, автомобилей составляет более 50% [10]. При этом около половины добавленной стоимости в импорте приходится на ныне недружественные страны Евросоюза и Северной Америки. Такая ситуация создает существенные риски устойчивого развития именно для высокотехнологичных российских компаний.

В средне- и долгосрочной перспективе ожидается сокращение импортной зависимости российских высокотехнологичных предприятий, что может помочь им сохранить производства и персонал. В то же время отказ от качественных импортных комплектующих и переход на более дешевые аналоги невысокого качества может оказать и негативное вли-

яние на конкурентоспособность и экспортный потенциал российского малого и среднего предпринимательства.

Введенные против России новые масштабные экономические санкции затрагивают прежде всего высокотехнологичные секторы экономики. Значительно ограничивается доступ к новейшим технологиям, оборудованию и компонентной базе. Так, например, пятый пакет санкций ЕС против Российской Федерации предусматривает запрет на экспорт из Евросоюза высокотехнологичной продукции, среди которой квантовые компьютеры и передовые полупроводники, высокотехнологичная электроника, программное обеспечение, чувствительное оборудование и оснащение для транспорта [14].

Антироссийские санкции и ограничение деятельности на территории Российской Федерации со стороны технологических компаний в значительной степени затронули ИТ-отрасль. Среди уже наблюдающихся эффектов — рост цен на ИТ-продукцию и масштабный отъезд программистов и высокотехнологичного бизнеса. Несмотря на усиление мер поддержки отрасли, полное решение проблемы импортозамещения не представляется возможным в обозримой перспективе ввиду значительной зависимости от зарубежных технологий и инвестиций [3].

Многие крупные зарубежные технологические компании полностью или частично остановили деятельность в России. Более 90 фирм, занятых производством электронных изделий и оборудования, разработкой ПО и предоставлением услуг в сфере информационных технологий, ввели ограничения в отношении своих текущих либо будущих проектов в России. Так, поставки продукции на российский рынок прекратили такие значимые бренды, как Microsoft, Apple, Intel, Samsung, HP, LG, Dell, Sony.

К наиболее существенным проблемам для высокотехнологичного российского МСП приведет остановка поставок полупроводников из Тайваня, логистические сбои на европейском направлении при невозможности быстро переориентироваться на Китай и другие рынки, высокая волатильность курса национальной валюты. Чувствительными последствиями выступают затруднение доступа к импортным материалам и комплектующим, особенно в фармацевтике и авиастроении, отказ крупнейших мировых контейнерных линий и европейских портов от работы с российскими грузами, временные приостановки отгрузки продукции из-за пересчета цен и логистических проблем.

В предыдущие годы рост числа экспортно ориентированных субъектов МСП и наращивание объемов их деятельности на внешних рынках во многом были обусловлены соответствующими мерами государственной поддержки. В период до февраля 2022 года основными инструментами поддержки несырьевого неэнергетического экспорта субъектами МСП были принятые государственные программы с акцентом на онлайн-ин-струменты и цифровые сервисы [4].

Однако введенные в феврале-августе 2022 года новые масштабные антироссийские санкции самым негативным образом затронули малый и средний бизнес. Наиболее передовые и конкурентные частные отрасли российской экономики (как производство, так и сервисы) испытывают в настоящее время серьезные трудности из-за разрыва прежних кооперационных связей, дефицита импортных комплектующих и транс-портно-логистических проблем сбыта продукции. В связи с этим, на наш взгляд, требуется существенная корректировка принятых ранее государственных программ и расширение комплексной государственной поддержки сектора МСП.

По состоянию на сентябрь 2022 года Правительством Российской Федерации, с органами государственной и региональной власти разработана система мер поддержки несырьевого экспорта для субъектов МСП, включающая финансовые и регулятивные меры, а также меры поддержки по отдельным секторам экономики [6]. В частности, предусмотрены льготные займы Фонда развития промышленности на импортозамещающие проекты, беспошлинный ввоз технологического оборудования и сырья, гранты на ИТ-проекты для российских компаний, гранты на создание комплектующих, компенсации МСП расходов на систему быстрых платежей, кредитные каникулы для МСП, льготные кредиты для ИТ-компаний и инновационных МСП, освобождение ИТ-компаний от налога на прибыль и другие меры поддержки [2].

В частности, в 2022-2024 годах процентная ставка по льготным кредитам для выпускающих высокотехнологичную и инновационную продукцию МСП составит 3%. Кредиты в размере до 500 млн рублей будут предоставляться на инвестиционные цели и на пополнение оборотных средств сроком до трех лет. На ближайшие три года в федеральном бюджете на эти цели предусмотрено почти 4 млрд рублей: в 2022 году — 750 млн рублей, в 2023 году — 1,4 млрд рублей, в 2024 году — 1,8 млрд рублей [2]. Новый финансовый инструмент запускается в рамках феде-

рального проекта «Взлет от стартапа до IPO».

В 2022 году на поддержку ИТ-отрасли из резервного фонда Правительства Российской Федерации было выделено 21,5 млрд рублей, из которых 14 млрд рублей предусмотрено на гранты. Кроме того, для ИТ-компаний была понижена ставка налога на прибыль (0% до конца 2024 года, с 2025 года — 3%), снижены страховые взносы, предусмотрено освобождение от налоговых проверок, валютного и других видов контроля. Для МСП финансовая поддержка оказывается через компенсацию половины стоимости покупки отечественного ПО и кредитные каникулы на полгода [2].

Помимо поддержки экспортно ориентированного малого и среднего бизнеса важно также разработать систему мер по стимулированию развития и финансированию быстрорастущих высокотехнологичных компаний с учетом того, что они не всегда удовлетворяют критериям МСП. Следовало бы разработать критерии быстрорастущих высокотехнологичных компаний для оптимизации их поддержки.

В условиях разрыва прежних производственных цепочек с западными компаниями и странами необходимо также рассмотреть возможности по привлечению альтернативных партнеров и поставщиков среди МСБ из стран ЕАЭС (прежде всего, Беларуси) и СНГ (Азербайджана, Узбекистана) в российские программы импортозамещения, прежде всего, в сфере производства машин, оборудования, транспортных средств, ИТ-индустрии и электроники. Эти страны могли быть также интересны с точки зрения релокализации части российских производств и регистрации российского бизнеса на их территории.

Таким образом, современное состояние высокотехнологичного малого и среднего предпринимательства в России носит неоднозначный характер. С одной стороны, сектор МСП играет достаточно ограниченную роль в российской экономике, а значительная часть малых предприятий направлена на удовлетворение внутреннего потребительского спроса в сфере торговли и строительства. С другой стороны, за последние годы конкурентоспособность малых и средних предприятий Российской Федерации заметно возросла ввиду усиления их позиций в экспорте страны. Как показывают проведенные расчеты, в 2019-2021 годах вклад малых и средних предприятий в несырьевой неэнергетический экспорт России вырос с 21,2% до 23,0%.

Масштабные антироссийские санкции оказали сильное негативное

влияние на высокотехнологичные компании страны. Меры поддержки со стороны Правительства Российской Федерации направлены на решение некоторых финансовых проблем бизнеса, ускорение импорто-замещения в наиболее важных отраслях экономики, предотвращение дальнейшего оттока специалистов за границу и снижение негативных последствий санкций. Для повышения эффективности антикризисных мер и поддержки бизнеса требуется более тесная координация с другими странами — членами ЕАЭС в части создания совместных предприятий в наиболее важных отраслях экономики.

Литература

1. Антонова М. П., Баринова В. А., Громов В. В. и др. Развитие малого и среднего предпринимательства в России в контексте реализации национального проекта. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Иванов О. Б., Бухвальд Е. М. Малое и среднее предпринимательство как фактор пространственного развития российской экономики // ЭТАП: Экономическая Теория, Анализ, Практика. 2018. № 5. С. 7-24.

3. Меры Правительства по повышению устойчивости экономики и поддержке граждан в условиях санкций. URL: http://government.ru/sanctions_measures/ (дата обращения:^ сентября 2022 года).

4. Мониторинг актуальных событий в области международной торговли № 80. М.: ВАВ, 25 апреля 2022..

5. Морозенкова О. В. Новые возможности для развития российских экспортно ориентированных предприятий малого и среднего бизнеса // Российский внешнеэкономический вестник. 2021. № 6. С. 7-22.

6. Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». URL: https://www.economy.gov.ru/material/directions/ nacionalnyy_proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_pod-derzhka_individualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (дата обращения:^ сентября 2022 года).

7. Ограничительные меры и контрмеры. Информационный бюллетень. М.: РЭЦ, 24 августа 2022 года. С. 23-40.

8. О чем говорят тренды. Макроэкономика и рынки. Бюллетень Департамента исследований и прогнозирования. М.: Банк России, апрель 2022.

9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года. № 1083-р. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.

10. Россия в новую эпоху: выбор приоритетов и цели национального развития: экспертный доклад / Я. И. Кузьминов (рук. авт. кол.); П. В. Орехин, П. Н. Нетреба (отв. ред.); Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2020.

11. Симачев Ю. В., Федюнина А. А., Кузык М. Г. Новые контуры промышленной политики: доклад к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 / Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», 2022.

12. ФНС России. URL: https://rmsp.nalog.ru/ (дата обращения: 19 сентября 2022 года).

13. ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/statistic/exp-rf-msp/ vneshn-torg-nesyrevoj-export (дата обращения: 19 сентября 2022 года).

14. Dubrova T. A., Ermolina A. A., Esenin M. A. Innovative Activities of SMEs in Russia: Constraints and Growth Factors // International Journal of Economics and Business Administration. 2019. Vol. VII. Special Issue 2. Pp. 26-40.

15. EU adopts fifth round of sanctions against Russia over its military aggression against Ukraine. Council of the EU. Press release, 8 April 2022. URL: https://www.consilium.europa.eu/en/press/press-releases/2022/04/08/eu-adopts-fifth-round-of-sanctions-against-russia-over-its-military-aggression-against-ukraine/ (дата обра-щения:19 сентября 2022 года).

16. The World Bank. World Development Indicators. URL: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indicators (дата обращения:19 сентября 2022 года).

References

1. Antonova M. P., Barinova V. A., Gromov V. V. Razvitie malogo i sred-nego predprinimatel'stva v Rossii v kontekste realizacii nacional'nogo proekta [Development of small and medium business in Russia in the context of the implementation of the national project], Moscow: Publishing house "Delo" RANEPA, 2020 (in Russian).

2. Ivanov O. B., Buchwald E. M. Small and medium-sized entrepre-neurship as a factor of spatial development of the Russian economy. ETAP: Ekonomicheskaya Teoriya, Analiz, Praktika [ETAP: Economic Theory, Analysis, Practice], 2018, no. 5, pp. 7-24 (in Russian).

3. Government measures to increase the stability of the economy and support citizens in the face of sanctions. Available at: http://gov-ernment.ru/sanctions_measures/ (accessed: 19 September, 2022) (in Russian).

4. Monitoring of current events in the field of international trade No. 80. Moscow: VAVT, 25 April, 2022 (in Russian).

5. Morozenkova O. V. New opportunities for the development of Russian export-oriented enterprises of small and medium business. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian Foreign Economic Bulletin], 2021, no. 6, pp. 7-22 (in Russian).

6. National project "Small and medium-sized businesses and support for individual entrepreneurial initiatives". Available at: https://www.economy.gov.ru/material/directions/nacionalnyy_ proekt_maloe_i_srednee_predprinimatelstvo_i_podderzhka_indi-vidualnoy_predprinimatelskoy_iniciativy/ (accessed: 19 September, 2022) (in Russian).

7. Restrictive measures and countermeasures. Informacionnyy byul-leten [News bulletin]. Moscow: REC, August 24, 2022, pp. 23-40 (in Russian).

8. What are the trends talking about? Makroekonomika i ryn-ki. Byulleten' Departamenta issledovaniy i prognozirovaniya [Macroeconomics and Markets. Bulletin of the Department of Research and Forecasting], Moscow: Bank of Russia, April 2022 (in Russian).

9. Decree of the Government of the Russian Federation dated June 2, 2016 No. 1083-r. Strategy for the development of small and medium-sized businesses in the Russian Federation for the period up to

2030 (in Russian).

10. Rossiya v novuyu epohu: vybor prioritetov i celi nacional'nogo razvitiya: ekspertnyy doklad [Russia in a new era: the choice of priorities and goals of national development: expert report], ed. by Ya. I. Kuzminov (head of the author's team); P. V. Orekhin, P. N. Netreba (editor-in-chief), National research University "Higher School of Economics". Moscow: Ed. house of the "Higher School of Economics", 2020 (in Russian).

11. Simachev Yu.V., Fedyunina A. A., KuzykM. G. Novye kontury pro-myshlennoy politiki: doklad k XXIII YAsinskoy (Aprel'skoy) mezh-dunar. nauch. konf. po problemam razvitiya ekonomiki i obshchest-va [New contours of industrial policy: Report to the XXIII Yasinsk (April) int. scientific conf. on problems of economic and social development], Moscow, National research University "Higher School of Economics", 2022 (in Russian).

12. FTS of Russia. Available at: https://rmsp.nalog.ru/ (accessed: 19 September, 2022) (in Russian).

13. FTS of Russia. Available at: https://customs.gov.ru/statistic/exp-rf-msp/vneshn-torg-nesyrevoj-export (accessed:19 September, 2022) (in Russian).

14. Dubrova T. A., Ermolina A. A., Esenin M. A. Innovative Activities of SMEs in Russia: Constraints and Growth Factors. International Journal of Economics and Business Administration, 2019, vol. VII, special issue 2, pp. 26-40.

15. EU adopts fifth round of sanctions against Russia over its military aggression against Ukraine. Council of the EU. Press release, 8 April, 2022. Available at: https://www.consilium.europa.eu/en/ press/press-releases/2022/04/08/eu-adopts-fifth-round-of-sanc-tions-against-russia-over-its-military-aggression-against-ukraine/ (accessed: 19 September, 2022).

16. The World Bank. World Development Indicators. Available at: https://databank.worldbank.org/source/world-development-indi-cators (accessed: 19 September 2022).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.