Источники:
1. Бексултанова А. И. Проблема безработицы в России и пути ее решения // Молодой ученый. - 2019. - №1. - С. 317-319.
2. Давденко Н.Г. Методы борьбы с различными типами безработицы / Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 15.03.2023. — URL https://spravochmck.ru/ekonomika_tmdametody_borby_s_razHchnymi_tipami_bezraboticy/ (дата обращения: 22.03.2023).
3. Исаева, А. А. Безработица в современной России / А. А. Исаева. // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 534-536. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92860/ (дата обращения: 22.03.2023).
4. Балтина, А. М. Финансирование мероприятий активной политики занятости населения / А. М. Балтина, О. С. Штырхунова // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 53(6). -С. 316-320.
5. Болотнова, Е. А. Безработица как одна из глобальных проблем современного мира / Е. А. Болотнова, Д. В. Царькова, А. С. Мостовая // Естественно-гуманитарные исследования. - 2023. - № 4(48). - С. 67-73. - EDN VNCGXU.
6. Горпинченко, К. Н. Анализ и прогнозирование уровня безработицы в Краснодарском крае / К. Н. Горпинченко, А. П. Ханжян, Е. М. Конобеевский // Вестник Академии знаний. - 2023. - № 4(57). - С. 84-86.
7. Храмченко, А. А. Бедность и безработица как угрозы экономической безопасности / А. А. Храмченко, Е. Д. Склемина, Л. И. Бертош // Естественно-гуманитарные исследования. - 2022. - № 39(1). - С. 324-328. - DOI 10.24412/2309-4788-2022-1-39-324-328. - EDN HDJYCW.
8. Чарочкина, Е. Ю. Занятость населения в условиях технологической трансформации экономики / Е. Ю. Чарочкина, Т. Е. Хорольская, О. Н. Ордынская // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 53(6). - С. 280-282.
EDN: YHLHLA
А.А. Храмченко - к.э.н., доцент кафедры финансов, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
A.A. Khramchenko - candidate of economics, associate professor of the department of finance, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
B.М. Ляшко - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
V.M. Liashko - student of Economics Department, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia;
П.З. Нармания - обучающийся экономического факультета, Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия, [email protected],
P.Z. Narmania - student of Economics Department, Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia.
ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ НА РАЗВИТИЕ СРЕДНЕГО И МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ IMPACT OF THE PANDEMIC ON THE DEVELOPMENT OF MEDIUM AND SMALL ENTERPRISE IN RUSSIA
Аннотация. В статье проанализированы административные и экономические последствия влияния пандемии коронавируса на малый и средний бизнес в России в современных условиях. Раскрыто значение государственной поддержки деятельности малого и среднего бизнеса в период пандемии: льготное кредитование, отсрочка налоговых платежей (за исключением НДС), отсрочка арендных платежей, отсрочка перечисления взносов в социальные фонды, мораторий на проведение проверок; продление лицензий и разрешений; перенос сроков обязательного оборудования транспортных средств спутниковой навигацией; перенос реформы техосмотра. Проанализированы системные направления оказания консалтинговой помощи со стороны государства: создание платформы «Мой бизнес», деятельность уполномоченных по правам предпринимателей, создание цифровых платформ. В рамках экономических проблем обозначены недостаток финансовых активов, проблемы с площадями, конкурентная борьба. В рамках статьи проанализировано, что в целях преодоления данных проблем со стороны государства действуют механизмы финансовой поддержки субъектов МСП, ведется разработка инновационных инструментов в этой сфере.
Abstract. The article analyzes the administrative and economic consequences of the impact of the coronavirus pandemic on small and medium-sized businesses in Russia in modern conditions. The importance of state support for the activities of small and medium-sized businesses during the pandemic is revealed: preferential lending, deferral of tax payments (excluding VAT), deferral of lease payments, deferral of contributions to social funds, moratorium on inspections; extension of licenses and permits; postponement of mandatory equipment of vehicles with satellite navigation; postponement of inspection reform. The system directions of providing consulting assistance from the state are analyzed: the creation of the "My Business" platform, the activities of the commissioners for the rights of entrepreneurs, the creation of digital platforms. Within the framework of economic problems, the lack of financial assets, problems with areas, and competition are identified. The article analyzes that in order to overcome these problems, the state has mechanisms of financial support for SMEs, and innovative tools in this area are being developed.
Ключевые слова: малый и средний бизнес, пандемия, налоговые льготы, льготное кредитование, субъект малого и среднего предпринимательства, уполномоченный по правам предпринимателей.
Keywords: small and medium-sized businesses, pandemic, tax benefits, preferential lending, small and medium-sized business entity, commissioner for entrepreneurs' rights.
Пандемия COVIL-19 стала настоящим вызовом планетарного масштаба, затронув все сферы человеческой жизнедеятельности. Государственная поддержка стала одним из основных стимулов преодоления пандемии коронавируса со стороны населения и субъектов предпринимательства. Локдаун, который поставил под угрозу деятельность целых отраслей, потребовал новых мер поддержки бизнеса и населения и повлиял на отрасли экономики и социальной сферы жизнедеятельности. Какие меры и направления деятельности были организованы государством для преодоления влияния пандемии на бизнес - важно изучать и анализировать. Этим обусловлена актуальность исследования. Целью исследования является изучение форм и мер поддержки бизнеса в период пандемии коронавируса.
Государство ограничило перемещение населения в период COVID-19, и это повлияло на структуру расходов бизнеса и потребление населения. Увеличился спрос на продукты и повседневные товары. Невозможность посещения мест массового пребывания, общественных пространств, ограничение перемещения привело к тому, что целые отрасли оказались под угрозой существования. Произошло изменение экономического взаимодействия между территориями и различными группами населения, между потребителем и производителем, между покупателем и продавцом.
Малый и средний бизнес стал основной мишенью для экономического удара коронавируса. Развитие малого и среднего бизнеса в России является приоритетным направлением государственной политики в сфере экономики. Субъекты предпринимательства являются производителями значимой доли внутреннего валового продукта, организаторами рабочих мест для трудоспособного населения, внедряют инновационные технологии в производство и услуги, проявляют инвестиционную активность [7].
Системное воздействие пандемии на экономику проявилось в том, что пандемия COVID-19 повлияла на все сферы экономики и жизни. Пандемия ударила не только по здоровью людей, но и по экономикам стран. высоким процентом заболевших, резкому возрастанию спроса на продукты повседневного спроса, спекуляциям на рынке определённых товаров: противовирусных препаратов, санитарных масок, дезинфицирующих средств. Карантинные меры в России и некоторых других странах-производителях товаров привели к перебоям в поставках, наиболее сильно затронувших электронику и контейнерные перевозки.
Коронавирус вызывается вирусом SARS-CoV-2. Учёные считают, что коронавирус начался в Китае в 2019 году, вирус унес миллионы жизней по всему миру. Два этапа пандемии была в регионах России за 20202022 гг. (рисунок 1) [11].
Рисунок 1 - Периоды пандемии коронавируса
Увеличение уровня заболеваемости обусловлено биологическими и природными факторами, потому что происходят изменения биологических свойств вируса. В больших городах происходит резкий всплеск заболеваемости с дальнейшим распространением по областям. Высокая плотность населения больших городов, наличие аэропортов, сложность социального дистанцирования является фактором риска распространения заболевания. Развитие болезни привело к тому, что государство приняло решение о приостановлении деятельности учреждений, мест с массовым пребыванием людей, а также запрещении массовых мероприятий [10].
Влияние пандемии на экономическую систему следующим образом (рисунок 2).
Рисунок 2 - Влияние пандемии коронавируса на деятельность СМСП
Основными экономическими последствиями эпидемии коронавируса, которые могут ощутить на себе все страны мира:
- остановка работы рынков труда и торговли, безработица достигла рекордных показателей;
- отрицательное влияние на курсы валют и на государственные средства;
- нарушения в поставках комплектующих и исполнения международных обязательств;
- трансформация социально-экономической активности людей;
- существенное сокращение транспортных перевозок;
- активизация интернет-перевозок.
Внутриэкономические факторы и изменяющиеся условия ведения бизнеса оказывают в настоящее время значительное влияние на развитие малого и среднего предпринимательств в России. Пандемия коронавируса изменила условия ведения бизнеса для определенного количества предприятий малого и среднего предпринимательства (далее - МСП). Субъекты МСП испытали на себе колоссальную нагрузку, обусловленную введенными в связи с коронавирусной инфекцией ограничениями [8].
Как указывает налоговая служба, в России зарегистрировано более шести миллионов предприятий малого бизнеса, в них трудятся более двенадцати миллионов сотрудников, общее количество видов продукции и услуг - более десяти тысяч [3]. В 2022 году зарегистрированы следующие сферы деятельности среднего бизнеса (рисунок 3) [3].
Рисунок 3 - Сферы деятельности предприятий малого бизнеса
В целях поддержки МСП в России начали действовать программы субсидирования и поддержки субъектов МСП в соответствии с отраслями экономики, наиболее пострадавшими от пандемии коронавируса: бытовое обслуживание, ресторанный бизнес, отели, транспорт) [5].
Не пострадали от кризиса, по оценкам экспертов, только производство пищевых продуктов, производство бумаги и бумажных изделий, химические производства, газодобыча.
В число наиболее пострадавших отраслей от Ковид вошли отрасли, перечисленные на рисунке 4.
Рисунок 4 - Наиболее пострадавшие от коронавируса отрасли
Потери бизнеса заключаются в том, что более 70 % российских предприятий испытали негативные экономические последствия коронавируса. Прибыль упала почти на 70 %. Почти треть организаций имели перебои в поставках товаров. Почти половина предприятий столкнулись с большим количеством отмен и переносов заказов. В период коронавируса негативное влияние сказалось на транспортную отрасль и международный туризм. Общее количество платежных операций упало примерно на 20 %. Кризис привел к тому, что пострадали более шести миллионов организаций. За весну 2020 г. почти третья часть компаний сработала в убыток на 1,65 трлн. рублей. [3]
Пандемия коронавируса ослабила экономику предприятий и организаций, которые вынуждены были приостановить свою деятельность, привела к сокращению производственных процессов, снижению доходов, невозможностью выплачивать налоги и сохранять численность трудовых коллективов [9].
Государство организовало активную деятельность по поддержке уровня деятельности предприятий и организаций отраслей, наиболее пострадавших от коронавируса. Деятельность государства направлено на то, чтобы системно поддержать деятельность субъектов малого и среднего бизнеса для экономической и социальной стабильности (рисунок 5).
—Зарекнстрироваио ИII
—■—Ликвидировано ИП
/ / / л> /
■о- ->„ \ \ V
600000 \ % \ ** ч % % / * /
1 ]
200000 \ Дейсгвне антя СОУЛ) яых
Петый' аштироссвВнгких ■: лпкпвс
2414 2015 2016 2017 2014 2019 2020 2021
Рисунок 5 - Действие количества регистрируемых и ликвидируемых организаций в форме индивидуального предпринимательства
Чтобы не допустить кризисных явлений со стороны государства были приняты комплексные меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса (далее - СМСП) в различных сферах деятельности. Основными направлениями поддержки МСП являются следующие:
- государственные программы поддержки бизнеса: субсидирование, льготные кредиты, недопущение сокращения трудовых коллективов;
- налоговые льготы [6].
Цель налоговых льгот - уменьшить налоговую нагрузку на МСП, поддержать стабильную деятельность, сохранить обороты деятельности, не уменьшить количество рабочих мест, не допустить снижения уровня производимой продукции. Налоговая поддержка проявляется в двух направлениях: налоговые каникулы и снижение ставки налогообложения по ряду налогов (рисунок 6) [11].
Прямая государственная поддержка в виде субсидий на заработную плату сотрудников, уплату коммунальных услуг. Выплаты производились, если МСП не допустил снижения уровня количества сотрудников. МСП компенсировалась выплата заработных плат в размере МРОТ на каждого работника. Предоставлялись зарплатные кредиты под нулевой процент на полгода кредиты под 2 % с последующим полным списанием (включая %) при условии сохранения штатной численности сотрудников не менее 90 % и последующим списанием половины кредита при сохранении 80 % штатной численности [6].
Налоговая поддержка МСП
продление I
эв в я логово и отчетности
Рисунок 6 - Налоговая поддержка МСП
Основными направлениями поддержки МСП стали:
- льготное кредитование (60 млрд рублей);
- отсрочка налоговых платежей (за исключением НДС)
- отсрочка арендных платежей;
- отсрочка перечисления взносов в социальные фонды;
- мораторий на проведение проверок;
- продление лицензий и разрешений;
- перенос сроков обязательного оборудования транспортных средств спутниковой навигацией; перенос реформы техосмотра.
В части налога на прибыль был разрешен переход на фактические авансы по налогу на прибыль, что позволяет учитывать реальные финансовые показатели [4].
Системными мерами финансовой поддержки МСП стали следующие (рисунок 7).
Рисунок 7 - Системные меры государственной финансовой поддержки МСП
В целях поддержки количества трудовых коллективов, недопущения роста безработицы стали: адресные денежные выплаты, «социальное казначейство», обучение и переобучение, повышение уровня цифровой трансформации экономических отношений (рисунок 8) [1].
Рисунок 8 - Основные методы борьбы с безработицей
Так, адресные денежные выплаты являются социальными выплатами категориям граждан, которые наиболее пострадали от ковид, направленными на конкретную поддержку отдельных наиболее уязвимых групп населения. Для МСП были предложены новые формы обучения и переобучения сотрудников при помощи дистанционных форм обучения.
Активно началось внедрение цифровых форматов организации трудового процесса и взаимодействия между организациями: возможности предоставления отчетности в электронном виде в личных кабинетах МСП, организация работы в онлайн-режиме. Была организована деятельность по запуску процессов автоматизации и закрепления, удаленного (дистанционного) графика трудовой деятельности. Распорядок рабочего дня в период пандемии трансформировался. Удаленный график работы и изменения трудового распорядка находятся в целом в логике изменений процесса организации труда в современных условиях цифровой экономики. Электронный формы трудовой деятельности создают возможности для экономии средств на содержание офисов, снижение уровня конфликтности, повышение эффективности рабочего времени сотрудников. Финансовые средства, которые ранее тратились на содержание офисов (аренда офисов, уборка, поддержание санитарно-гигиенических условий и т.д.) могут быть направлены на развитие организации. Использование инструментов электронного офиса является важным направлением, повышающим возможности аналитики деятельности сотрудников, снижение бюрократических и административных барьеров [5].
Следующим направлением системных мер поддержки стало развитие интернет-торговли и поддержка деятельности интернет-компаний.
Последствиями пандемии в отношении МСП стали коренные преобразования в отрасли. Государственная поддержка позволила бизнесу выстоять в пандемию, а в ряде случаев увеличили обороты (рисунок 9).
Рисунок 9 - Рост средних оборотов организаций МСП в 2021 г. по сравнению с 2019 г.
Увеличилась государственная поддержка МСП. Меры поддержки имели финансовый характер (т. е. представлялись в формате льготных кредитов, субсидий, дотаций и т. д.) и позволили бизнесу выстоять в сложные условия пандемии [2].
Выявлена проблема необходимости более серьезного подхода МСП к организации собственной деятельности. Прежде всего это относится к тому, что МСП должно находиться в правовом поле субъектов предпринимательства. Выяснилось, что многие имели неоформленные должным образом документы, несовпадения по ОКВЭД, что ограничивало меры финансовой поддержки таких субъектов МСП. Из-за несовпадения основного кода ОКВЭД с указанным в законе или по причине того, что код ОКВЭД вместо основного указан как вспомогательный, предприятия не могли получить государственное финансирование.
Необходимым является более активное развитие интернет-торговли и цифровизации процессов управления товарооборотом, логистическими и сбытовыми процессами. Цифровые технологии в логистике способствую развитию следующих процессов: оптимизация и повышение эффективности маршрутов доставки; сокращение времени принятие организационных решений и планирование; снижение затрат на содержание парка автотранспортных средств. Строительство больших хабов также является важной задачей, способствующей развитию логистических процессов. В данных целях предусмотрен комплекс мероприятий: лизинг, программы субсидирования затрат, развитие инструментов прямого финансирования, развитие проектного финансирования и синдицированного кредитования малых и средних предприятий и др. [1].
Перевод на удаленные рабочие места должен регламентироваться на уровне трудового законодательства и предусматривать все выплаты сотруднику, предусмотренные трудовым договором. К сожалению, в период пандемии часть субъектов МСП не соблюдала это положение. При оставшейся нагрузке на сотрудников и выполнении должностных обязанностей в полном объеме часть субъектов МСП ограничивала выплаты сотрудников, применяя режим выходных дней и другие нарушения. Работодатель должен определить график работы, способ обмена информация о заданиях и возможность использования ресурсов организации на дому. Кроме того, необходимо заключить дополнительное соглашение к действующему трудовому договору, издать приказ о переходе сотрудников на работу на дому. С этим приказом должен быть ознакомлен каждый сотрудник, переходящий на удалённый режим работы, а работодатель обязан получить согласие работников.
Одной из актуальных проблем малых предприятий в целом является то, что бизнес сосредоточен в основном на сферах торговли и предоставлению услуг населению. Неравномерность развития МСП по регионам России усугубилась в период действия ковид и также является важной проблемой, требующей своего решения. активизировалась работа по поддержке создания предприятий МСП в различных сферах экономики и увеличение доли субъектов МСП во всех регионах страны.
Проблемным полем развития малого и среднего бизнеса, как показала пандемия, стали административные издержки и бюрократизация процесса ведения бизнеса. В целях преодоления данной проблемы, оказания действенной помощи субъектам МСП в ведении бизнеса организуется инфраструктура консалтингового сопровождения субъектов МСП в регионах. Масштабный федеральный проект «Мой бизнес» проводит акселерацию субъектов МСП, повышение комфортности ведения бизнеса, организует взаимодействие с предпринимателями и дистанционную информационную и консультационную поддержку в рамках единой цифровой платформы. В целях снижения административных барьеров ведения бизнеса реализуется система «единого окна» помощи малому и среднему бизнесу на платформе «Цифровая платформа МСП» [3]. В целях активизации поиска потенциальных партнеров действует цифровая платформа-экосистема «Мой экспорт», которая осуществляет помощь в поиске рынков сбыта, представлении продукции предприятия на международных выставках. В целях
решения административных проблем ведения малого и среднего бизнеса является создание инструментов правовой защиты субъектов МСП. В этом направлении действенной мерой поддержки является деятельность уполномоченных по правам предпринимателей в регионах. Анализ итогов деятельности данного правового института показывает его высокую эффективность для оперативного решения конкретных проблем предпринимателей, а также для реализации системного подхода к решению проблем развития малого и среднего бизнеса. Так, омбудсменами по правам предпринимателей констатируются следующие проблемы в сфере налоговой политики в отношении МСП: увеличение количества времени проверок, чрезмерно большой объем налоговой отчетности, отсутствие достаточного переходного периода для адаптации к новым налоговым нормам [5]. Данные проблемы решаются в период пандемии, однако требуют более системного решения.
Таким образом, ковид обострил многие проблемы бизнеса, сформулированные в период до коронакризиса. В целях решения экономических проблем ведения бизнеса необходимо внедрять различные механизмы финансовой поддержки МСП, активнее поддерживать и развивать инвестиционную активность субъектов МСП [1].
Источники:
1. Доклад «COVID-19: последствия для бизнеса и экономики» // http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2020/7.pdf.
2. Национальный доклад «Малый и средний бизнес в России» // https://i-regions.org/images/books/National_report_2021_final_version.pdf.
3. Национальный портал «Мой бизнес» // https://мойбизнес.рф/.
4. Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения от 02.10.2020 г. // Министерство экономического развития // СПС Консультант.
5. Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия «Оценка результативности мер, направленных на сохранение занятости и поддержку безработных граждан в условиях распространения коронавирусной инфекции» // Счетная палата Российской Федерации. // https://ach.gov.ru/upload/iblock/7d3/c29rqs5v02k16xf7599p59uv7f3i7gj3.pdf.
6. Потери российского бизнеса от коронавируса. Доклад Сбербанка России. // https://www.sberbank.ru/ru/s_m_business/pro_business/poteri-rossijskogo-biznesa-ot-koronavirusa/.
7. Реестр системных проблем российского бизнеса // http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2022/3-22.pdf.
8. Статистика бизнеса в России // https://мсп.рф/amlytics/.
9. Статистическая информация «Федеральной службы информации». // https:/^OT^/Main/Statistic^nformation.
10. Бюджетное финансирование развития малого и среднего предпринимательства РФ, основные его проблемы и анализ эффективности / Н. В. Липчиу, А. А. Храмченко, А. С. Саарян, А. В. Харченко // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 51(4). - С. 411-417.
11. Проняева, Л. И. Финансовое обеспечение деятельности субъектов малого предпринимательства / Л. И. Проняева, А. В. Щеголев, И. Г. Давыдкин // Вестник Академии знаний. - 2022. - № 53(6). - С. 369-375. - EDN KJKWOY.
12. Храмченко, А. А. Влияние коронавирусной инфекции на малый и средний бизнес в Российской Федерации. Меры государственной поддержки предпринимательства / А. А. Храмченко, А. В. Качур, Д. А. Спаниди // Естественно-гуманитарные исследования. - 2023. - № 2(46). - С. 224-229.
EDN: GZIHYH
Ю.В. Чемоданова - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected],
Yu. V. Chemodanova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics of Enterprises and Organizations, Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Nizhniy Novgorod, Russia;
Д.А. Воропинова - обучающийся, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия,
D.A. Voropinova - student, Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Nizhniy Novgorod, Russia;
О.А. Бодрикова - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected],
O.A. Bodrikova - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics of Enterprises and Organizations, Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Nizhniy Novgorod, Russia,
E.Н. Лудушкина - к.э.н., доцент кафедры экономики предприятий и организаций, Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, Нижний Новгород, Россия, [email protected],
E.N. Lydyshkina - Candidate of Economics, Associate Professor of the Department of Economics of Enterprises and Organizations, Lobachevsky Nizhny Novgorod State University, Nizhniy Novgorod, Russia.
ИНФЛЯЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ КАК ИНДИКАТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА INFLATIONARY PROCESSES AS AN INDICATOR ECONOMIC SECURITY OF THE STATE
Аннотация. Одним из необходимых условий поддержания высокого и стабильного уровня экономической безопасности страны является эффективная антиинфляционная политика, поскольку инфляция остается одной из острых проблем российской экономики. Целью настоящей статьи является исследование уровня цен и инфляции в сложившихся экономических условиях России. В статье резюмированы основные положения экономической теории инфляционных процессов рыночной экономики, оценены инфляционные тенденции и риски, влияющие на обеспечение достаточно высокого уровня финансово-экономической безопасности Российской Федерации. Проведен анализ уровня инфляции, начиная со времен становления рыночной экономики в России, выявлены основные направления антиинфляционной политики государства, систематизированы виды и типы инфляции, выявлены причины инфляции на современном этапе развития российской экономики. В статье описан новый тип инфляции - шринкфляция. Это не денежная, но продуктовая инфляция. Шринкфляция предполагает снижение производителем количества, объема или веса товара в упаковке при сохранении отпускной цены. В статье предложены мероприятия по снижению влияния шринкфляции на экономическое развитие страны. Управление экономической безопасностью требует постоянного мониторинга инфляционных процессов и инфляционных рисков, влияющих на экономическое благополучие населения, бизнеса и государственного менеджмента в целом.
Abstract. Annotation. One of the necessary conditions for maintaining a high and stable level of economic security of the country is an effective anti-inflationary policy, since inflation remains one of the acute problems of the Russian economy. The purpose of this article is to study the level of prices and inflation in the current economic conditions of Russia. The article summarizes the main provisions of the economic theory of inflationary processes of the market economy, evaluates inflationary trends and risks affecting the provision of a sufficiently high level of financial and economic security of the Russian Federation. The analysis of the inflation rate has been carried out since the formation of the market economy in Russia, the main directions of the state's anti-inflationary policy have been identified, the types and types of inflation have been systematized, the causes of inflation at the present stage of the development of the Russian economy have been identified. The article describes a new type of inflation - shrinkflation. This is not monetary, but product inflation. Shrinkflation involves the manufacturer reducing the quantity, volume or weight of the product in the package while maintaining the selling price. The article suggests measures to reduce the impact of shrinkflation on the economic development of the country. Economic security management requires constant monitoring of inflationary processes and inflationary risks affecting the economic well-being of the population, business and public management in general.
Ключевые слова: виды и типы инфляции, анализ инфляционных процессов в Российской Федерации, причины инфляции, финансово-экономическая безопасность государства, антиинфляционная политика.
Keywords: types and types of inflation, analysis of inflationary processes in the Russian Federation, causes of inflation, financial and economic security of the state, anti-inflationary policy.
Инфляция - это процесс обесценивания денег из-за роста цен на товары и услуги. Она всегда сопряжена с увеличением денежной массы. Именно по причине инфляции первый экономический режим - меркантилизм, потерпел крах. Когда экономика, как сфера общественной деятельности, только начинала крепнуть и разви-