Малый бизнес в промышленно развитом регионе: становление и оценка состояния (на примере Кольского Севера)
В.В. Шиганов
Редакция газеты "Вечерний Мурманск "
Аннотация. Рассматриваются актуальные проблемы развития малого предпринимательства в заполярном регионе страны, особенностью которого является преобладание крупной промышленности с ее сырьевой направленностью. Дается оценка малого бизнеса как важнейшей составной части рыночной экономики Кольского Севера. Исследуются негативные факторы, которые сдерживают процесс становления и дальнейшего развития малого предпринимательства в регионе.
Abstract. The urgent problems of development of the small business in the Murmansk region have been considered, its peculiar feature is the prevalence of the large-scale industry with its raw material orientation. The estimation of the small business as a major component of the market economics of the Murmansk region has been given. Negative factors which restrain the formation and further development of the small business in the region have been studied.
1. Введение
Общеизвестно, что одним из основных условий радикальной экономической реформы, проводимой в России, является ее разгосударствление и прежде всего - устранение монополий (Васильев и др., 1997). Однако господство монополий в целом нельзя ликвидировать без создания мощной и гибкой сферы малого предпринимательства. Особенно это характерно для таких промышленно развитых регионов, как Мурманский регион.
На предприятиях и в организациях, относящихся к сфере малого бизнеса, в Мурманской области на начало 1997 г. работали на постоянной основе 35484 человека. Кроме того, по совместительству в малом бизнесе были задействованы еще 2266 человек. А 5967 человек работали на предприятиях и в организациях малого предпринимательства по договору подряда и иным договорам гражданско-правового характера. Это свидетельствует как о существенной роли малого бизнеса непосредственно в самой экономике региона, так и о его социальном значении в условиях радикальной экономической реформы, сопровождающейся массовой безработицей. На начало 1997 г. в Мурманской области не имели работы и официально классифицировались как безработные 66600 человек или 13,3 % от экономически активного населения. Таким образом, малый бизнес более чем в два раза снизил уровень безработицы в регионе.
Исследуя соотношение форм хозяйствования в Евро-Арктическом регионе России, к которому относится и Мурманская область, ученые Института экономических проблем Кольского научного центра Российской академии наук пришли к выводу: для эффективного функционирования экономики следует уделить внимание формированию ее оптимальной структуры, состоящей из трех социально-экономических секторов: государственного сектора, сектора малого и среднего бизнеса и сектора крупного частного бизнеса. На их взгляд, каждый из этих секторов выполняет в экономике свою конкретную функцию. Так, наличие небольшой по своему удельному весу государственной собственности объясняется потребностью содержать необходимые для общества низкорентабельные производства. Частный крупный сектор позволяет обеспечивать устойчивость региональной экономики, а малый бизнес придает динамизм всей действующей социально-экономической системе.
На основе анализа мирового опыта и с учетом специфики России мурманские ученые считают необходимым этапом формирования развитой рыночной экономики достижение в конце переходного периода следующей оптимальной структуры агентов хозяйствования: удельный вес государственного сектора в структуре экономики всей страны должен составлять 15-25 %, малого и среднего бизнеса -
30-40 % и крупного частного бизнеса - 35-50 %. Но для Северного экономического района они предложили несколько иную оптимальную структуру форм хозяйствования, исходя из его региональных особенностей. Их мнение такое: удельный вес государственного сектора в этом регионе должен составлять к концу переходного периода приблизительно 35-40 %, малого и среднего бизнеса - 20-30 и крупного частного бизнеса - 30-40 % (Калинников и др., 1996).
Эти выводы ученых, несомненно, можно и следует критически осмыслить, а при необходимости - и уточнить, однако нельзя не согласиться с ними в одном: Северный регион с его уникальной промышленностью и ее
огромной ролью в экономике страны, с его геополитическим положением и специфическими природными условиями требует к себе в переходный период особого и, как нигде, взвешенного и продуманного подхода. В противном случае реформирование его экономики, проводимое без учета этих факторов, приведет к ее полному развалу и предсказуемым тяжелым социальным последствиям.
Сегодня в России практически уже нет идейных противников малого бизнеса. Их трудно найти даже среди представителей экономических агентов-монополий, давно признавших принципиально новую структуру российской экономики, которую можно условно выразить в формуле "большое плюс среднее и малое", потому что для крупного и среднего бизнеса малое предпринимательство зачастую является инфраструктурой, соединяющей производственные и технологические процессы этих двух секторов экономики, это - во-первых. А во-вторых, малый бизнес активно создает новые рабочие места и тем самым снижает число безработных, которые образуются на том же Кольском Севере, как правило, за счет вчерашних работников предприятий-гигантов.
Что касается малого бизнеса в отдаленных регионах России, к примеру, на Кольском Севере или Дальнем Востоке, то существует концепция, согласно которой здесь действуют свои законы, которые способствуют развитию малого предпринимательства в экономике. Один из таких законов - "закон радиуса": чем дальше от столицы, тем выше потенциальные возможности для развития малого предпринимательства и меньше -политические и экономические риски (Орлов, 1997). Однако в настоящее время этот "закон радиуса", видимо, пока что не действует в полной мере: если взять Москву, то в ней около 220 тыс. малых предприятий, а в Мурманске -3500, в Республике Коми - около 6000, в Вологодской области - где-то в пределах 3000. В территориальной структуре малого предпринимательства Москве принадлежит 20 % этого сектора экономики (Виленский, 1996). И еще для сравнения: на малых предприятиях в Москве в 1996 г. было занято 31,6 % экономически активного населения, а в среднем по России доля занятых на малых предприятиях не составляла и 16 %. В Мурманской же области эта доля и того меньше - чуть более 14 %.
Таким образом, исследовать процесс становления и нынешнее состояние малого бизнеса в Мурманской области важно в связи с тем, что: 1) в этом регионе относительно мала экономическая и социальная роль малого бизнеса; 2) экономика данного Северного региона по целому ряду параметров отличается от экономики других регионов страны; 3) к условиям Кольского Севера не совсем подходит и опыт северных стран, так как в этих экономически развитых странах, например, в Финляндии, Норвегии и Швеции, бизнес формировался, главным образом, на основе частного капитала и малого предпринимательства, а не на основе государственной собственности в процессе ее приватизации. Сегодняшний частный сектор Мурманского региона зарождался впервые и прежде всего в сфере торговли. Все это придает особую значимость теоретическому осмыслению проблематики малого бизнеса на Кольском полуострове.
2. Этапы развития малого бизнеса в Мурманской области
Первоначальный этап в развитии современного малого бизнеса начался задолго до "горбачевской" перестройки: в начале и середине семидесятых годов. В Мурманском регионе, как, кстати, и на всей территории СССР, в это время действовали в небольшом количестве разного рода малые предпринимательские структуры в форме, к примеру, сезонных строительных, лесозаготовительных и рыбодобывающих бригад. Создавались также редкие посреднические структуры.
Второй этап в развитии современного малого бизнеса начался в конце 1987 г., когда с принятием соответствующего законодательства на Кольском Севере стали появляться, причем - в основном производственные, кооперативы. Этот период в развитии малого бизнеса можно условно назвать "кооперативным этапом". В июне 1988 г. вступил в действие Закон "О кооперации в СССР". В условиях подавляющего господства государственного сектора в Мурманской области появляются элементы относительно свободной экономики в виде робкого индивидуального частного предпринимательства.
Третий этап в развитии малого бизнеса связан с принятием постановления Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР". Этим документом были созданы организационно-экономические и правовые условия для широкого развития предпринимательства. Постановление дало существенный толчок для последующего развития малого бизнеса, явившись первым нормативно-правовым документом, регламентирующим напрямую его деятельность. В соответствии с Законом "О собственности в РСФСР" могли создаваться и действовать малые предприятия разных форм собственности. К малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм, определенных Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности", - как вновь создаваемые, так и действующие с небольшим среднесписочным составом работающих. В промышленности и строительстве к малым были отнесены предприятия с численностью работающих не свыше 200 человек, в науке и научном обслуживании - до 100, в других отраслях производственной сферы - до 50, в непроизводственной сфере - до 25 ив розничной торговле - до 15 человек. Такие малые предприятия образовывались прежде всего под боком у крупных предприятий, которые стремились воспользоваться теми льготами, что имела "малая экономика". В Мурманской области малые
предприятия создавались, к примеру, с непосредственным участием руководителей таких предприятий-гигантов российского масштаба, как Мурманский рыбообрабатывающий комбинат, управление "Севрыбхолодфлот", Мурманский траловый флот, Мурманское морское пароходство, производственное объединение "Мурманская судоверфь", и ряда других.
Этот круг малых предприятий обследовался органами государственной статистики Мурманской области ежеквартально. Тем самым анализировались процессы, происходящие в данном секторе экономики. Следует отметить, что в тот период предусматривался упрощенный порядок представления малыми предприятиями статистической отчетности. Он выражался в сокращенном варианте количества форм и показателей отчетности, а также в переходе, в отличие от месячной отчетности для крупных и средних предприятий, преимущественно к квартальной отчетности. Специализированные формы статистической отчетности (№№ 1-КМП, 1-МП и МП) содержали ограниченный перечень основных экономических показателей и были ориентированы в основном на характеристики ресурсного потенциала малых предприятий и результативность его использования. При анализе полученных статистических данных о деятельности малых предприятий внимание уделялось прежде всего количественным характеристикам развития малого предпринимательства, его роли и места в экономике Кольского Севера.
Отраслевая структура малого бизнеса в основных сферах экономики Мурманского региона в 1991 г. была следующей: по объему реализации на промышленное производство приходилось 20,9 % малых предприятий, строительство - 23,8 %, транспорт - 0,6 %, сельское хозяйство - 0,7 %, торговлю и посреднические услуги - 45,1 %. Как видно из этих данных, по объему реализации уже тогда преобладали малые предприятия, работающие в сфере торговли или занимающиеся посреднической деятельностью, хотя в этой сфере малого бизнеса было занято всего лишь 12,2 % работающих в малом бизнесе. Это свидетельствует о высокой доходности малого предпринимательства в торговле и посреднических услугах на данном этапе его развития.
А в целом по численности занятых в нем работников малый бизнес Мурманского региона в 1991 г. выглядел таким образом: в промышленности было занято 29,5 % работающих в малом бизнесе, в строительстве -39 %, в транспорте - 0,9 %, в сельском хозяйстве - 0,6 %, а остальные работали в сфере торговли и посредничества.
Следует отметить активность малого бизнеса в строительстве и промышленном производстве Мурманской области. Относительно бурный рост малого бизнеса на данном этапе его развития был обусловлен более либеральными правовыми "правилами игры", установленными для него российским законодательством, по сравнению с теми нормативно-правовыми актами, что действовали для средних и крупных предприятий. Именно поэтому вокруг последних было создано много предприятий малого бизнеса - кооперативов и малых предприятий. К примеру, к малому бизнесу применялось более либеральное ценообразование, и не таким жестким по отношению к нему был контроль со стороны государства. За счет перекачки государственных средств и ресурсов возникла возможность предпринимателям получать более высокие доходы, чем в других структурах экономики. Эти обогатившиеся предприниматели сыграли в последующем ведущую роль в приватизации ряда крупнейших предприятий Кольского Севера - и потому, что были экономически заинтересованы в ней и усиленно ей способствовали, и тем, что путем организационных и финансовых ухищрений сумели сконцентрировать в своих руках огромные пакеты акций приватизируемых промышленных гигантов, а порой и вовсе приобрели (с помощью родственников и друзей-соратников) их контрольные пакеты акций.
Недаром третий этап в развитии малого бизнеса, длившийся до декабря 1992 г., некоторые его исследователи характеризуют "реабилитацией частной собственности и курсом на масштабную приватизацию" (Блинов, 1994). Выходили в свет законы, указы президента и постановления правительства России, направленные на образование частного сектора во всех сферах экономики и передачу в частные руки на определенных условиях значительной части государственного имущества. Вместе с тем на данном этапе становления малого бизнеса еще действовала старая Конституция страны, по этой причине в сфере экономики отсутствовала полная и четкая законодательная база, чем в Мурманской области пользовались те силы, которые стремились остановить процесс формирования "малой экономики", прежде всего - основанной на частной собственности. Например, чтобы открыть собственное дело, предпринимателю нужно было представить большое количество справок и разрешений от самых разных организаций, на получение которых не у каждого хватало сил и воли. И все-таки малый бизнес Мурманского региона в этот период поднимался на ноги: развивалась индивидуально-трудовая деятельность, появлялись новые виды кооперации, первые шаги делало молодежное предпринимательство.
Однако, как показывает сравнительный анализ становления малого бизнеса в 1991 и 1992 гг., отсутствие надлежащих нормативно-правовых и экономических условий явилось в определенной мере тормозом в развитии малого предпринимательства в промышленном и строительном производстве. В этих отраслях резко ухудшилось ресурсное обеспечение малых предприятий. Стала остро ощущаться нехватка стартового капитала. За один год в общем объеме реализации продукции малых предприятий в Мурманской области доли отраслей промышленности и строительства снизились соответственно с 20,9 до 15,6 % и с 23,8 до 12,6 %. В то же время малый бизнес расширил поле своей деятельности в сфере торговли и посреднических услуг - тут объем реализации товаров и
услуг возрос с 45,1 до 58,3 %. Малый бизнес стал несколько активнее вести себя в сфере транспортных услуг - его доля в объеме реализации поднялась с 0,6 до 2,5 %.
Четвертый этап в становлении малого бизнеса в Мурманской области начался в 1993 г. и продлился до середины 1995 г. Именно в этот период появились постановления правительства Российской Федерации: от 1 апреля 1993 г. № 268 "О фонде поддержки предпринимательства и развития конкуренции", от 11 мая 1993 г. № 446 "О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и от 29 апреля 1994 г. "О мерах по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 1994-1995 гг." Этими документами была официально объявлена государственная поддержка малого предпринимательства как одного из важнейших направлений экономической реформы в стране, подчеркнута его роль в формировании конкурентной среды, наполнении потребительского рынка товарами, продукцией и услугами, в создании дополнительных рабочих мест. Открылась прямая дорога к образованию широкого слоя собственников и предпринимателей. Правительственными документами предусматривалось осуществить: а) нормативно-правовое обеспечение развития малого бизнеса; б) поддержку предпринимательства в кредитно-финансовой сфере; в) разработку целого ряда законодательных и нормативных актов, направленных на стимулирующее налогообложение малого бизнеса и инвестиционную деятельность; г) создание инфраструктуры малого бизнеса, в частности, стимулирование деятельности банков, фондов, инвестиционных и страховых организаций, работающих на малый бизнес; д) разработку системы и механизма предоставления гарантий под кредиты и страхование малого бизнеса; е) создание системы информационного обеспечения малого предпринимательства, подготовки и переподготовки кадров; ж) содействие во внешнеэкономической деятельности малого бизнеса.
В Мурманской области в 1993 г. было 2896 малых предприятий, в том числе в промышленности - 669, в строительстве - 439, на транспорте и в связи - 60, в науке и научном обеспечении - 96. Для этого периода характерен быстрый рост малых предприятий в промышленном производстве: объем реализации их продукции и услуг тут составлял 32,2 % от всей "малой экономики" региона, а численность работников - 38,7.
В малом бизнесе все большое значение приобретал негосударственный сектор. А вместе с ним развивались сегменты теневой экономики в этой сфере. По мнению сотрудников Мурманского областного комитета государственной статистики, от статистической отчетности и уплаты налогов уклонялись в зависимости от отрасли от 20 до 60 % субъектов малого бизнеса. В значительной мере такой уход малого предпринимательства в теневую экономику был вызван стремлением увести полученные доходы от налогообложения, пресс которого в данный период постоянно возрастал. Под таким давлением многие предприятия малого бизнеса после первых неудачных попыток занять свою нишу в рыночной экономике прекращали деловую деятельность. По данным Государственной налоговой инспекции г. Мурманска, в 1995 г. из 7700 предприятий-налогоплательщиков, зарегистрированных в службах налоговой инспекции города, 28 % даже не начинали работать.
В городах и районах Мурманской области малый бизнес развивался неравномерно. Были территории, где он уже в тот период играл серьезную роль в местной экономике и на рынке. Например, в Мурманске на предприятиях малого предпринимательства в 1993 г. были заняты (вместе с совместителями и работающими по договорам подряда) 34940 человек (в том числе списочная численность работающих - 12513), в Апатитах - 4957 (в том числе списочная численность - 1975), в Кировске - 2457 (в том числе списочная численность - 1014), в Мончегорске - 2076 (в том числе списочная численность - 1173), в Североморске - 2048 (в том числе списочная численность - 1173) и в Кольском районе - 1167 (в том числе списочная численность - 740). В основном на малых предприятиях работали люди, которые высвобождались по сокращению с крупных промышленных и строительных производств, а в Кольском районе - уволенные по сокращению в связи со свертыванием производства на крупных сельскохозяйственных предприятий.
В остальных городах и районах Мурманского региона списочная численность работающих на малых предприятиях была относительно низкой: в Кандалакше - 510, Полярных Зорях и Печенгском районе - по 490, Ковдорском районе - 470, Полярном - 339, Оленегорске - 331, Терском районе - 269 и Ловозерском районе - 47 человек. А всего списочный состав работающих на малых предприятиях региона в 1993 г. составлял 22263 человека, совместителей было 16796 и по договорам подряда работали 20170 человек. Таким образом, в малом бизнесе работали 59229 человек. В неформальном (теневом) секторе "малой экономики", к которому автор относит не зарегистрированную в соответствии с законодательством экономическую деятельность, по его подсчетам, было занято еще 18000-20000 работающих. В дальнейшем, по мере развития цивилизованных рыночных отношений, смягчения давления безработицы на экономически активное население и достижения стабильной политической и социально-экономической ситуации на Кольском Севере можно ожидать значительного сокращения в малом бизнесе неформального сектора и вообще его ухода из сферы теневой экономики, кроме, может быть, криминального предпринимательства.
Пятый этап в становлении малого бизнеса на Кольском Севере начался в середине 1995 г. и продолжается по настоящее время. В этот период на его развитии отрицательно сказались изменения в налоговом
законодательстве, которые произошли в середине 1994 г.: были увеличены ставки налогов и косвенные налоги, введены новые налоги и сборы, в результате чего предприниматель вынужден был отдавать государству от 35 до 43 % прибыли, а совокупный налог на фонд заработной платы достиг почти 40 %. Эти налоговые изменения, по мнению некоторых исследователей, вызвали у предпринимателей настоящий шок.
Правда, малые предприятия были освобождены от уплаты авансовых взносов налога на прибыль, не стала облагаться налогом прибыль, направленная на капитальные вложения и проведение научно-исследовательских и конструкторских работ. Однако, эти налоговые облегчения уже не могли существенно повлиять на общую картину развития малого бизнеса, который стал сдавать свои позиции в экономике Кольского полуострова.
В надежде оздоровить процесс развития малого бизнеса федеральные власти принимают Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" от 14 июня 1995 г. № 88-93Ф. Им определены основные направления развития и государственной поддержки малого предпринимательства, установлены формы и методы государственного регулирования и стимулирования малого бизнеса. Закон гарантировал сохранение налоговых льгот для предприятий, на которых численность занятых работников соответствует ранее действовавшему законодательству. Эта гарантия появилась в связи с тем, что устанавливался новый ценз по численности работающих и вводились дополнительные критерии для отнесения предприятий к категории малых. Так, ценз по численности работающих в промышленности и строительстве был уменьшен с 200 до 100 человек; в науке и научном обеспечении - со 100 до 60; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения он был увеличен с 15 до 30 человек; в оптовой торговле и других отраслях непроизводственной сферы возрос с 25 до 50 человек. Кроме изменения допустимой средней численности работающих в малых предприятиях, согласно принятому закону, доля участия в них субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и других фондов не должна превышать 25 %. Не должна быть более 25 % и доля, принадлежащая одному или нескольким лицам, которые не являлись субъектами малого бизнеса.
Цель принятия другого Федерального закона от 29 декабря 1995 г. № 222-Ф3 "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" - создание льготного режима налогообложения малого бизнеса, стимулирование частной инициативы. Закон определил правовые основы применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства - как юридических лиц, так и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Ее сущность - замена уплаты совокупности установленных законодательством федеральных, региональных и местных налогов и сборов для юридических лиц (по их желанию) уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период. Для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, упрощенная система налогообложения, учета и отчетности предусматривает замену уплаты установленного законодательством подоходного налога на доход, полученный от предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие ею. Действие упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности распространяется на субъекты малого бизнеса (юридические и физические лица) с предельной численностью работающих, включая работающих по договорам подряда и иным договорам гражданско-правового характера, до 15 человек, независимо от вида осуществляемой ими деятельности. При этом предельная численность работающих для организаций включает численность работающих в их филиалах и подразделениях.
Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О налоге на прибыль предприятий и организаций"» ввел налоговые льготы для малого бизнеса: а) в первые два года не уплачивают налог на прибыль малые предприятия, осуществляющие производство и переработку сельскохозяйственной продукции; производство продовольственных товаров, товаров народного потребления, строительных материалов, медицинской техники, лекарственных средств и изделий медицинского назначения; строительство объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, включая ремонтно-строительные работы; б) в третий и четвертый годы работы указанные выше малые предприятия уплачивают налог в размере соответственно 25 и 50 % от установленной ставки налога на прибыль, если выручка от указанных видов деятельности составляет свыше 90 % общей суммы выручки от реализации продукции (работ, услуг).
Однако с учетом специфики экономики Кольского Севера, принятых мер по государственному стимулированию и правовому регулированию для полноценного развития полнокровного малого бизнеса в этом регионе, как показала практика, явно недостаточно. Не в полной мере используются права самой Мурманской области как субъекта Российской Федерации. К примеру, принятый Мурманской областной Думой закон "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" не развил соответствующий федеральный закон применительно к условиям региона, а, по мнению руководителей Фонда государственной поддержки и развития малого предпринимательства Мурманской области, даже его усложнил и усилил налоговый пресс. Отчасти поэтому упрощенная система налогообложения для субъектов малого предпринимательства применяется последними редко. Так, в Мурманске из 9000 юридических лиц и 18800
физических лиц на указанную систему налогообложения, по данным Государственной налоговой инспекции г. Мурманска на июнь 1997 г., перешли лишь 15 юридических и 20 физических лиц.
Отсутствие благоприятного законодательного климата негативно повлияло на малый бизнес в Мурманской области. Во-первых, это отрицательно сказалось на его общей численности: если в 1994 г. предприятий малого бизнеса в регионе было 5575, в 1995 г. - 6162, то в 1996 г. их число уменьшилось более чем на 2500. Во-вторых, уменьшилось число малых предприятий в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи и сельском хозяйстве, то есть там, где предприятия малого бизнеса приносили бы наибольшую пользу: выпускали продукцию, открывали рабочие места, платили бы исправно налоги в местный бюджет.
Для дальнейшего развития малого бизнеса в регионе Мурманская областная Дума должна принять целый ряд законов и среди них: 1) "Об инвестиционной поддержке малого предпринимательства в Мурманской области", в котором следует предусмотреть соответствующие налоговые льготы для малых предприятий, всех юридических и физических лиц, реализующих инвестиционные проекты в сфере малого бизнеса; 2) "Об информационном обеспечении субъектов малого предпринимательства в Мурманской области"; 3) "О размещении государственных (региональных) и муниципальных заказов Мурманской области среди субъектов малого предпринимательства"; 4) "О мерах по созданию рабочих мест в сфере малого бизнеса в Мурманской области", которым предусмотреть, в частности, направление части денежных средств регионального фонда занятости населения на создание рабочих мест в сфере малого бизнеса; 5) "Об учебно-информационной и консультационной поддержке субъектов малого предпринимательства в Мурманской области"; 6) "О целевом Фонде нежилых помещений для размещения субъектов малого предпринимательства и развития его инфраструктуры в Мурманской области".
3. Заключение
Таким образом, малый бизнес Кольского Севера срочно нуждается в целом пакете нормативно-правовых актов регионального уровня, а также в законодательных инициативах со стороны администрации Мурманской области и Мурманской областной Думы по принятию соответствующих законодательных актов Российской Федерации. Это позволит малому бизнесу занять достойное место в экономике Мурманского региона и развить в ней устойчивые рыночные отношения.
Более того, для развития малого бизнеса на Кольском Севере имеются определенные предпосылки: а) относительно высокая развитость экономики региона; б) ориентированность и близость экономики региона к зарубежным рынкам; в) наличие морских портов, действующих круглый год; г) достаточно высокая обеспеченность региона высококвалифицированными кадрами специалистов (по мнению независимых экспертов, составивших рейтинг субъектов РФ по интеллектуальному признаку, Мурманская область тут занимает пятое место, пропустив вперед Москву, Санкт-Петербург и еще два региона); д) богатая ресурсно-сырьевая база (если учесть степень ее доступности для промышленной разработки и уровень освоения, то в рейтинге субъектов РФ Мурманская область стоит на восьмом месте); е) Мурманская область имеет, по сравнению с другими регионами, низкий экономический, политический и криминальный риск (в рейтинге среди 89 субъектов РФ она занимает соответственно 26-е, 11-еи 5-е места).
Автор благодарен сотрудникам Мурманского областного комитета государственной статистики и Государственной налоговой инспекции г. Мурманска за предоставленные ими статистические данные для подготовки этой статьи.
Литература
Блинов А.О. Региональная поддержка малого предпринимательства в России. М., Российская академия управления, с.13, 1994.
Васильев В.В., Жаров B.C., Дидук В.В., Казанцева H.A., Марецкий Ю.А., Кисенко И.Я. Проблемы
прогнозирования развития экономики Кольского Севера. Апатиты, с.2, 1997. Виленский А. Этапы развития малого предпринимательства в России. Вопросы экономики, № 7, с.30, 1996. Калинников В.Т. Разработка оптимальной стратегии природопользования и экономического развития Баренцево / Евро-Арктического региона с учетом международного сотрудничества в Северной Европе. Региональная научно-техническая программа Мурманской области "Баренцрегион": основные результаты за 1993-1996 гг. Апатиты, Кольский научный центр РАН, часть 2, с.84-85, 1996. Орлов A.B. В предприниматели пошел бы, пусть меня научат... Экономический журнал, № 3, с.9, 1997.