Научная статья на тему 'Перспективы развития малого предпринимательства Мурманской области в условиях активизации мер государственного регулирования'

Перспективы развития малого предпринимательства Мурманской области в условиях активизации мер государственного регулирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
567
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / НАЛОГОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / SMALL AND MIDDLE SCALE BUSINESS / TAX REGULATION / REGIONAL PROGRAMS FOR SUPPORT OF SMALL BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Барашева Татьяна Игоревна

В статье рассматривается практика государственной поддержки малого и среднего бизнеса в регионе. Делается вывод о необходимости поиска новых механизмов стимулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Барашева Татьяна Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Small entrepreneurship development prospect in the Murmansk region under state regulation measures activization circumstances

This article devoted to the practice of state support for small and middle scale business in the region. The author has concluded that there is a need to find new mechanisms to stimulate activity of small business.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития малого предпринимательства Мурманской области в условиях активизации мер государственного регулирования»

УДК 334.012.64(470.21) © Т.И. Барашева

Перспективы развития малого предпринимательства Мурманской области в условиях активизации мер государственного регулирования

В статье рассматривается практика государственной поддержки малого и среднего бизнеса в регионе. Делается вывод о необходимости поиска новых механизмов стимулирования деятельности субъектов малого предпринимательства.

Субъекты малого и среднего предпринимательства, налоговое регулирование, региональные программы поддержки малого предпринимательства.

Татьяна Игоревна БАРАШЕВА

кандидат экономических наук

заведующий сектором Института экономических проблем им. Г.П. Лузина Кольского научного центра РАН

Со времени перехода к рыночной экономике внимание власти к малому бизнесу — неотъемлемому элементу современной экономической системы хозяйствования — проявляется на всех ее уровнях. Стимулирование развития предпринимательского сектора на государственном уровне осуществляется по целому ряду направлений, таких как создание институциональной среды, реализация специальных программ разного уровня, кредитование малого бизнеса, которому уделяется особое внимание.

В Мурманской области поддержка частной инициативы граждан в сфере малого и среднего бизнеса выделена в один из основных региональных приоритетов, что требует со стороны органов управления активизации действующих и нахождения новых мер.

Первым законом Мурманской области, регулирующим отношения властных структур с субъектами малого предпринимательства, стал закон «Об основах государственной поддержки малого предпри-

нимательства», принятый в 1996 году. В основу данного закона были положены базовые принципы, провозглашенные Федеральным законом №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», и в целом, как и Федеральный закон, он носил декларативный характер.

В этот период активно внедрялись в практику новшества налогообложения. На базе Федерального закона «Об упрощенной системе налогообложения» в регионе был разработан и введен в действие специальный налоговый режим для субъектов малого предпринимательства. Региональный вариант упрощенного режима содержал существенные отличия от федеральной версии «упрощенки». Он устанавливал более жесткие условия налогообложения, исключая выбор налогоплательщиками налоговой базы и дифференцированный подход к налоговой ставке. В итоге реализация ущербных законотворческих идей, воплощенных в региональном законе, привела к обострению проблем при уплате

налога среди низкодоходных малых предприятий, что впоследствии вызвало массовое сокращение числа малых предприятий области, в основном в материальной сфере. Н лишь через семь лет были приняты поправки к закону, позволявшие сделать налоговый режим доступным для всех.

Первый негативный опыт реализации упрощенной системы налогообложения послужил причиной отсрочки на четыре года принятия в регионе единого налога на вмененный закон для отдельных видов деятельности (2001 год). Для обеспечения положительных результатов проект закона неоднократно обсуждался с участием представителей субъектов малого предпринимательства и экспертов из среды ученых и специалистов-практиков. При установлении налогового режима были учтены фискальные интересы государства и, вместе с тем, созданы благоприятные налоговые условия для бизнеса.

Кроме того, в Мурманской области прошли апробацию три целевые региональные программы поддержки малого предпринимательства, первая из которых была принята в 1997 году, а завершение мероприятий последней состоялось в 2008 году.

Реализация первой программы пришлась на период финансового кризиса. Малый сектор экономики Мурманской области, а именно его базовый сектор, в условиях кризиса проявил высокую степень устойчивости к воздействию внешней конъюнктуры. К 1999 году число малых предприятий промышленности сократилось лишь на 5%, торговли — на 28% [1]. Положительные тенденции в развитии малого бизнеса области, которые нельзя признать результатом действия региональной программы, поскольку она практически не финансировалась, вероятно, можно объяснить направленностью малых форм хозяйствования на обслуживание крупного бизнеса области, ориентированного на внешний рынок.

Нтоги реализации второй региональной программы поддержки малого предпринимательства (2000 — 2004 гг.) можно признать более результативными. В ходе ее выполнения были заложены основы информационного, консалтингового, образовательного и других элементов региональной системы инфраструктурной поддержки малого предпринимательства. Государственным фондом развития малого предпринимательства и органами местного самоуправления создана система микрокредитования в городах Апатиты, Мончегорск, Полярные Зори. Органами государственной власти принимались меры по поддержке жизнеспособных субъектов малого предпринимательства, ограждению их от воздействия негативных факторов нерыночного характера.

За четырехлетний период количество малых предприятий выросло на 3,9%. Увеличилась и численность занятых на малых предприятиях, составив 7,2% общей численности занятых в экономике Мурманской области. Развитие малого бизнеса характеризовалось тенденциями роста экономических и финансовых показателей. Высокие результаты обнаружили малые предприятия информационновычислительного обслуживания, науки и оптовой торговли товарами производственно-технического назначения, значительные — предприятия промышленности, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и торговли. Доля продукции малых предприятий в объеме промышленного производства области и строительстве достигла 16%.

В этот период отраслевая структура малого бизнеса не претерпела значительных изменений. Максимальную долю обеспечили предприятия торговли и общественного питания — 46,8%, малые предприятия промышленности — 16%, строительства — 13%. Наибольшее число занятых

отмечалось на промышленных предприятиях и в строительстве (49%). В связи с неравномерным распределением малых предприятий по территории области их налоговые поступления различались по муниципальным образованиям области, образуя от 2 до 17% доходов местных бюджетов [2].

Не решенные в ходе реализации программы задачи и выявленные проблемы обозначили основные направления очередной областной программы поддержки малого бизнеса на 2005 — 2008 гг. Усилия предпринимательских объединений, органов исполнительной власти и местного самоуправления в последующие четыре года были направлены на развитие внутреннего рынка услуг, в т. ч. в сфере жилищнокоммунального хозяйства, проведение целенаправленной государственной поддержки мелких товаропроизводителей в пищевой, аграрно-промышленной, рыбной и лесной отраслях, углубление меж-хозяйственной кооперации и интеграции малых предприятий области в рыночные отношения в Северо-Западном федеральном округе и приграничное сотрудничество в рамках Баренцева Евроарктического региона [3].

За период реализации программы 2005 — 2008 гг. в области были внедрены новые инструменты и механизмы, стимулировавшие развитие малого предпринимательства. В 2007 году на базе Государственного фонда развития малого предпринимательства создан гарантийный фонд, средства которого выступали в качестве гарантии под кредиты предпринимателей, не имевших достаточного залогового обеспечения. Стала активно развиваться система микрокредитования, были предложены новые виды субсидирования и механизмы поддержки для начинающих предпринимателей. За последние два года, в соответствии

с нормативными актами Правительства Мурманской области, более 100 предпринимателей получили субсидии на общую сумму около 9 млн. рублей [3].

В мае 2007 года был принят административный регламент Департамента экономического развития Мурманской области «Финансовая поддержка субъектов малого предпринимательства и потребительских обществ предпринимателей». В разработке находятся административные регламенты предоставления консультационной и информационной поддержки, а также предоставления объектов областной собственности в аренду и другие.

Стало традиционным проведение в Мурманской области дней предпринимательства и регионального конкурса «Предприниматель года», что усилило заинтересованность предпринимателей в повышении качества производимой ими продукции, увеличило уровень информированности населения о возможностях предпринимательства и позволило сформировать благоприятное общественное мнение о предпринимателях и малом бизнесе.

За период действия программы отмечаются положительные изменения в уровне развития субъектов малого предпринимательства. На 5,6% увеличилось количество малых предприятий. Доля занятых в малом предпринимательстве в общей численности занятых превысила 9,2%. Значительно вырос оборот малых предприятий — на 20,8 млрд. руб. К началу 2008 года он составил 70,1 млрд. руб.1 Наибольшие показатели отмечаются на предприятиях сельского и лесного хозяйства, на предприятиях, занятых издательской и полиграфической деятельностью, производством готовых металлических изделий. Малыми предприятиями области перевозится почти 50% грузов, выполняется более 50% строительных работ.

1 По материалам Департамента экономического развития Мурманской области.

Более цивилизованными стали условия трудоустройства. Соблюдаются нормы трудового законодательства РФ, осуществляются обязательное медицинское и пенсионное страхование работников предприятий. На 28% вырос уровень заработной платы на малых предприятиях.

В ходе завершения реализации программы, в целях оценки сложившегося предпринимательского климата, а также выявления проблем малого бизнеса, по запросу Департамента экономического развития Мурманской области был проведен опрос среди сотрудников предприятий малых форм хозяйствования сферы производства, строительства, транспорта, информационных и телекоммуникационных услуг [4].

Основными проблемами были названы следующие: высокая арендная плата; высокий уровень налогообложения; рост цен на энергоносители, сырье, тарифы; нехватка квалифицированного персонала; рост конкуренции. Для микро- и малых предприятий наиболее острыми проблемами являются недостаток денежных средств на развитие и инвестиционные проекты; недостаток оборотных средств; трудности при сертификации, лицензировании, получении других разрешительных документов; проверки различных контролирующих органов.

Из всех опрошенных 66% признали, что испытывают потребность в привлечении дополнительных финансовых средств для развития своего дела. Несмотря на то, что в области действуют несколько схем финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства, 62% опрошенных не имели информации о возможном получении такой поддержки.

45% респондентов не пользуются услугами и не знают о возможностях созданной и уже действующей сети объектов инфраструктуры. Как правило, информационная и юридическая поддержка на малых предприятиях осуществляется посред-

ством привлечения частных лиц (20,2%) и отечественных фирм-партнеров (15,5%). Сложности в решении таких проблем определяются низким уровнем информированности предпринимателей о возможных видах поддержки и условиях ее получения.

Вместе с тем в банковской сфере отмечается активность по предоставлению кредитных ресурсов предпринимательскому сектору. Более половины опрошенных (58%) в 2007 году использовали кредиты для расширения своего дела; следует заметить, что наибольший процент кредитуемых малых предприятий выявлен в сфере торговли. Из тех, кто не пользовался кредитами, 35% рассматривают вопрос о целесообразности кредита, а 20% опрошенных из числа микропредприятий считают неприемлемой ставку кредитования.

Сохраняются сложности в подборе специалистов нужных профессий: до 82% участников опроса испытывают дефицит квалифицированных кадров.

Нтоги опроса показали, что большинство респондентов (66%) оценивают условия предпринимательской деятельности как благоприятные, однако 34% участников выразили неудовлетворение сложившимися условиями, оценив ситуацию скорее как неблагоприятную и очень неблагоприятную.

Результаты опроса субъектов малого предпринимательства подтвердили выводы об актуальности таких форм поддержки предпринимательства, как прямая финансовая поддержка, льготная аренда (для микро- и малых предприятий), создание системы кредитных гарантий, создание инвестиционного фонда, привлечение к выполнению государственного заказа (для малых и средних предприятий), информационно-методическая и образовательная поддержка предприятий всех категорий по различным темам и в различных формах, что и нашло отражение в долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области на 2009 — 2011 годы».

Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 г. №209-ФЗ «О государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и законом области от 27.05.2008 г. №977-01-ЗМО «О содействии развитию и государственной поддержке малого и среднего предпринимательства в Мурманской области».

Наиболее значимым новшеством закона стало введение принципа разграничения полномочий и ответственности органов государственной власти и местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития предпринимательства, а также установление новых критериев (численность занятых и выручка от реализации товаров/работ, услуг или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), которые позволяют выделить в составе субъектов малого предпринимательства микро-, малые и средние предприятия, что явится основой для разработки более действенных мер поддержки с ориентацией на выделенные категории.

Новый федеральный закон разработан с учетом существующих условий российской экономики, вместе с тем большинство его норм отсылают получателей поддержки к федеральным, региональным и муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые, в частности, конкретизируются в долгосрочной целевой программе Мурманской области на 2009 — 2011 годы.

Основной целью данной программы заявлено увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства, а также повышение их конкурентоспособности и увеличение вклада в социальноэкономическое развитие Мурманской области, в том числе в валовой региональный продукт, в доходы бюджетов всех уровней, в обеспечение занятости и социальных гарантий предпринимателям и их наемным работникам.

Для достижения поставленной цели в законе определены следующие задачи, которые планируется решить в ходе реализации программы:

1. Сократить административные барьеры, препятствующие созданию и развитию бизнеса в Мурманской области.

2. Создать условия, стимулирующие вовлечение различных слоев населения в самозанятость и предпринимательство.

3. Создать условия, стимулирующие органы местного самоуправления и некоммерческие организации, выражающие интересы предпринимателей, реализовывать мероприятия, направленные на развитие предпринимательства на территориях муниципальных образований.

4. Развить региональную сеть объектов инфраструктуры предпринимательства, включая коммерческие и некоммерческие организации, специализирующиеся на предоставлении услуг различным категориям субъектов предпринимательской деятельности.

5. Обеспечить доступ предпринимателей к финансовым ресурсам посредством различных финансовых механизмов (микрокредитование, субсидирование, предоставление поручительств и инвестиций за счет средств паевого инвестиционного фонда) [4].

Основным принципом реализации поставленных задач является ориентация мер поддержки на конкретные целевые группы. Разработаны мероприятия в зависимости от категории субъекта, стадии развития бизнеса, вида предпринимательской деятельности и др.

В систему основных мероприятий программы включены два раздела: «Совершенствование государственного управления развитием малого и среднего предпринимательства» и «Реализация проектов и программ в сфере малого и среднего предпринимательства».

В рамках первого раздела широко представлении мероприятия о обеспечению доступа субъектов малого и среднего предпринимательства и объектов инфраструктуры к финансовым ресурсам.

Департаментом экономического развития утверждено положение по предоставлению микрозаймов, в котором определены условия выдачи займа в зависимости от стадии развития малого бизнеса: для начинающих предпринимателей предусматривается открытие кредитной линии под ставку рефинансирования ЦБ РФ, для действующих малых предприятий и индивидуальных предпринимателей — льготный заем (ставка ЦБ + 4%), для пополнения оборотных средств — под ставку ЦБ, увеличенную на 8%.

В соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 25.05.2007 г. №253-ПП/9 осуществляется субсидирование затрат субъектов малого и среднего бизнеса. В связи с выделением различных категорий субъектов предпринимательства планируется расширить перечень видов затрат, которые будут подлежать субсидированию. Уже действующие условия определяют, что предприниматель не ограничивается получением субсидий по одному договору, размер субсидии не может превышать 50% затрат, документально подтвержденных предпринимателем. Ограничение устанавливается на общую сумму субсидии (не более 600 тыс. руб.) на одного предпринимателя в год.

В рамках программы планируется рассмотреть целесообразность создания паевого инвестиционного фонда или фонда венчурных инвестиций для обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к инвестиционным ресурсам, сохранение и развитие гарантийного фонда. В целях научного обоснования новых финансовых инструментов поддержки будет организовано проведение научно-исследовательских работ с привлечением НИИ КНЦ РАН.

Удовлетворение потребности малого бизнеса в кадрах будет осуществлено на базе формирования государственного заказа на образовательные услуги для бизнеса.

В рамках второго направления основной упор будет сделан на стимулирование органов местного самоуправления, представителей организаций инфраструктуры поддержки предпринимательства, некоммерческих организаций, инициаторов различных программ и проектов в сфере малого и среднего предпринимательства к активизации деятельности по созданию благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований.

За счет средств областного бюджета на конкурсной основе будут выделяться субсидии для реализации мероприятий по поддержке предпринимательства в рамках муниципальных программ развития субъектов предпринимательства, которые приняты в десяти муниципальных образованиях области.

Программой предусмотрена государственная поддержка проектов в сфере развития малого и среднего предпринимательства, включая проекты некоммерческих организаций, международные, межрегиональные и межмуниципальные проекты, проекты частно-государственного партнерства.

Приоритетами в осуществлении частно-государственного партнерства в сфере развития малого и среднего предпринимательства заявлены: содействие созданию и развитию региональных кластеров: рыбного, транспортно-логистического, строительного и других; содействие кооперации малых и средних предприятий с крупным бизнесом, развитие субконтрактинга и аутсорсинга; содействие внедрению инноваций и информационно-коммуникационных технологий; реализация проектов частно-государственного партнерства

Сопоставление предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг)

Категории субъектов малого предпринимательства Предельные значения выручки (ФЗ №209-ФЗ, постановление Правительства РФ №556) Предельные значения выручки при использовании УСНО (НК)

Микропредприятия 60 млн. руб. 15 - 20 млн. руб.

Малые предприятия 400 млн. руб.

Средние предприятия 1000 млн. руб.

в муниципальных образованиях, имеющих низкий уровень социально-экономического развития.

В рамках мероприятий планируется разработка международного проекта, целью которого будет создание в Мурманской области системы общественных консультантов для субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, с каждой вновь принятой программой расширяется спектр новых и совершенствуются уже действующие механизмы финансовой, имущественной, правовой, консультационной, образовательной, информационной и иных форм поддержки. Вместе с тем рост предпринимательской активности как в Мурманской области, так и в России пока не соответствует темпам развития экономики. В этой связи не снижается актуальность поиска дополнительных стимулов, которыми могут стать механизмы налогового регулирования, в целях получения значимых социально-экономических эффектов от субъектов малого предпринимательства.

Наиболее простым способом повышения эффективности налогового механизма

в целях поддержки предпринимательского сектора является гармонизация норм Федерального закона от 24.07.2007 г. №209-ФЗ с нормами Налогового кодекса (Упрощенной системы налогообложения — УСНО; таблица).

Новый критерий, позволяющий разграничить микро-, малые и средние предприятия, в частности выручка от реализации товаров (работ, услуг), должен быть принят в качестве базового показателя при переходе на УСНО. Иначе, следуя положениям постановления Правительства РФ от 22 июля 2008 г. №556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства», ни одно из предприятий, входящих в определенную группу субъектов малого и среднего предпринимательства, не сможет воспользоваться УСНО, поскольку наименьший критерий «выручка», предложенный для микропредприятия (60 млн. руб.), превышает предельное значение, установленное Налоговым кодексом для применения УСНО (20 млн. руб.).

Литература

1. Регионы России: стат. сб.: в 2 т. Т. 2 / Госкомстат России. — М., 2000. — 435 с.

2. О проекте программы государственной поддержки развития малого предпринимательства в Мурманской области на 2000 — 2004 годы» (вместе с «Программой государственной поддержки развития малого предпринимательства в Мурманской области на 2000 — 2004 годы»): постановление Мурманской областной Думы // Ведомости Мурманской областной Думы: информационный бюллетень. - 2000. - №1. - С. 286-322.

3. О региональной целевой программе «Развитие малого предпринимательства в Мурманской области на 2005 — 2008 годы»: постановление Правительства Мурманской области от 22.07.2004 г. №250-ПП (ред. от 26.10.2005 г.) // КонсультантПлюс.

4. О долгосрочной целевой программе «Развитие малого и среднего предпринимательства в Мурманской области на 2009 — 2011 годы»: постановление Правительства Мурманской области от 17.09.2008 г. №445-ПП/15 (ред. от 09.12.2008 г.) // Мурманский вестник. — 2008. — № 188. — 3 окт. — С. 3-5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.