♦
♦
Tatiana Vitalyevna Temyakova,
PhD in Economics,
associate professor of the department of tourism and cultural heritage, Saratov State University
Natalia Vitalyevna Ustinova,
PhD in Economics,
associate professor of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Татьяна Витальевна Темякова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма и культурного наследия, Саратовский национальный исследовательский университет им. Н.Г. Чернышевского
Наталия Витальевна Устинова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Victoria Vladimirovna Shuldyakova, Виктория Владимировна Шульдякова,
PhD in Economics, senior lecturer of the department of economic security, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 338
кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры экономической безопасности, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
МАЛЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В АПК: ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
В статье исследуются экономико-правовые аспекты развития малого предпринимательства в АПК. Представлен анализ понятия «малое предпринимательство» с точки зрения экономики и права. Выявленные особенности такого явления, как малое предпринимательство, позволили авторам определить роль малого бизнеса в АПК и обнаружить факторы, воздействующие на развитие сельского хозяйства. Теоретические разработки в отношении развития малого предпринимательства в АПК могут стать базой для дальнейшего прикладного исследования обозначенного вопроса.
Ключевые слова: малое предпринимательство в АПК, малый бизнес в АПК, импортозамещение в АПК, малые формы предпринимательства в АПК, крестьянские (фермерские) хозяйства, экономико-правовой анализ малого бизнеса в АПК.
SMALL BUSINESSES IN THE AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX: ECONOMIC AND LEGAL ANALYSIS
The article examines economic and legal aspects of small business development in the agro-industrial complex. The authors analyze the concept of "small business" from the point of view of economics and law, identify various characteristics of small business, define the role of small business in the agro-industrial complex and reveal factors that affect the development of agriculture. Theoretical findings of the research regarding the development of small business in the agro-industrial complex can be used for further applied research.
Keywords: small business in the agro-industrial complex, import substitution in the agro-industrial complex, small forms of entrepreneurship in the agro-industrial complex, small holdings, farms, economic and legal analysis of small businesses in the agro-industrial complex.
Введение
Малый бизнес в сельском хозяйстве имеет важнейшее значение. Активизация деятельности субъектов малого предпринимательства является фактором развития конкурентных отношений в современной России. Однако сегодня существует комплекс разнообразных проблем, препятствующих усилению роли малых предприятий в сельском хозяйстве. К таковым относятся наличие высоких административных барьеров, зависимость ценовой политики малых предприятий от деятельности крупных фирм и их ценовой позиции, сильное влияние природно-климатического фактора на ведение малого бизнеса и его результаты, низкая прибыльность, высокий срок окупаемости инвестиций, недостаточные возможности лоббирования
интересов и др. Названные проблемы требуют решения. Вместе с тем изучение прикладных аспектов деятельности малых предприятий в аграрном секторе должно начинаться с исследования постулатов теории предпринимательства с тем, чтобы в дальнейшем применить теоретические основы в практической деятельности, а фактами из практики обогатить теорию.
Экономико-правовой подход к определению понятия «малый бизнес»
Сегодня роль малого бизнеса чрезвычайно велика в экономическом развитии страны, поскольку малые и средние предприятия способствуют созданию возможностей для реализации предпринимательской активности домашних хозяйств, снижению социальной
напряженности. Обратимся к современной трактовке категории «малый бизнес», соотнесем его с понятием «малое предпринимательство», выясним, какое из данных понятий имеет место в отечественной экономико-правовой плоскости. Сегодня в России нет четкого разграничения между бизнесом и предпринимательством. Подтверждением являются часто встречающиеся в словарях определения, отождествляющие эти понятия. Например, в «Толковом словаре иностранных слов» категория «бизнес» объясняется через понятие «предпринимательство» и представляет собой предпринимательскую экономическую деятельность, приносящую доход, прибыль [1]. Однако в специализированной литературе выявляют расхождения между этими понятиями. Так, предпринимательство предстает самостоятельной деятельностью субъекта, характеризующейся инициативностью, творческой направленностью, предполагающей создание новой организации, получение прибыли, внедрение инноваций; бизнесом является любая экономическая деятельность, имеющая целью получение прибыли, бизнес - это обычное хозяйствование, вложение средств в проекты, имеющие аналоги.
Кроме того, следует обратиться к нормативно-правовым актам РФ с тем, чтобы придать законодательную точность исследуемым понятиям. В стране с 2007 г. действует Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно данному закону субъекты малого и среднего предпринимательства -это юридические лица и индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, отнесенные в соответствии с определенными условиями к средним предприятиям и малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Одним из условий идентификации малых предприятий среди всего множества предприятий является показатель среднесписочной численности сотрудников за прошедший календарный год, который для субъектов малого предпринимательства не должен быть выше 100 человек, число работников микропредприятия не может превышать 15 человек. Другое условие представляет собой ограничение на размер выручки от реализации продукции за предшествующий календарный год, которая у субъектов малого предпринимательства не должна превышать 800 млн руб., у микропредприятий - 120 млн руб. Также ограничением для юридических лиц в сфере малого предпринимательства является размер суммарной доли участия РФ, ее субъектов, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций, благотворительных фондов в уставном (складочном) капитале или паевом фонде субъекта малого предпринимательства, который не должен составлять более 25%; суммарная доля участия иностранных юридических лиц или юридических лиц, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, не должна быть выше 49%.
Применение формально-правового подхода к трактовке малого бизнеса обладает определенными недостатками. Так, формально к числу малых предприятий не относится целый пласт организаций, число сотрудников в которых имеет пограничное значение, превы-
шающее установленную законом предельную величину хотя бы на одну единицу. Те же рассуждения справедливы и для предприятий, выручка от реализации которых оказывается выше 800 тыс. руб., предположим, на одну тысячу руб., а значит, такое предприятие переходит из разряда малых в разряд средних, оставаясь зачастую при этом по качественным характеристикам малым предприятием.
Использование подобных количественных критериев приводит к тому, что изучать динамику малых предприятий становится крайне проблематичным. Так, до 1 января 2008 г. резко различалось пороговое значение средней численности работников субъектов малого предпринимательства в зависимости от их отраслевой принадлежности. Например, в розничной торговле и бытовом обслуживании предельный уровень составлял 30 человек, в 2008 г. он для всех субъектов малого предпринимательства различных отраслей возрос до 100 работников. В результате при фактически неизменном количестве малых предприятий формально число субъектов малого бизнеса в одной лишь сфере услуг и торговли увеличилось в 2-3 раза. Постановлением Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 вдвое увеличена предельная величина такого критерия отнесения предприятия к малому бизнесу, как выручка от реализации. Следует ожидать тенденций с суммарным количеством субъектов малого предпринимательства, аналогичных описанным выше.
Экономический подход к определению малого предприятия нивелирует указанные недостатки. Во-первых, экономический подход подчеркивает совмещение ролей, когда собственник является и управленцем, и работником предприятия. Во-вторых, невозможно однозначно говорить о степени гибкости организаций, относящихся к числу малых, поскольку, с одной стороны, ввиду незначительных размеров, малые предприятия действительно способны быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде, а с другой стороны, те же размеры в случае негативного воздействия внешних факторов ставят малое предприятие в чрезмерную зависимость от поддержки со стороны государства. В-третьих, на малых предприятиях отмечаются персонифицированные взаимоотношения между руководителем и его сотрудниками. Однако не стоит забывать, что прикладной анализ требует оперирования статистическими данными, поэтому применение исключительно экономического подхода не представляется возможным. Применение лишь правового подхода является излишне формализованным, следовательно, необходимо ввести определение малого бизнеса с использованием экономико-правового подхода. Кроме того, поскольку статистические показатели, предоставляемые государственными статистическими органами, рассчитываются на основании правовых норм России, а российское законодательство не оперирует понятием «малый бизнес», считаем в рамках данного исследования допустимым смешение понятий «малый бизнес» и «малое предпринимательство».
Таким образом, под малым бизнесом можно понимать множество субъектов, равно имеющих и не
имеющих статус юридического лица, созданных посредством объединения людей, сплоченных общей бизнес-идеей под единым руководством, обладающих морально-психологической совместимостью, рисковое функционирование совокупности которых осуществляется в рамках экономико-правовых ограничений, включающих ограничения на среднесписочную численность (не более 100 человек за предшествующий год), величину выручки от реализации (не более 800 тыс. руб. за предыдущий год), доли участия иных хозяйствующих субъектов в капитале или паевом фонде субъекта бизнеса. Сегодня многие отечественные и зарубежные экономисты уделяют большое внимание теории малого бизнеса, однако комплекс нерешенных проблем в практической плоскости требует дальнейших теоретико-практических исследований по обозначенной тематике, в частности теоретического осмысления роли и факторов, влияющих на развитие малого бизнеса в экономике страны.
Роль малого предпринимательства в сельском хозяйстве
Малое предпринимательство имеет высокую экономическую значимость. Малые предприятия в агробизнесе являются одновременно и производителями сельскохозяйственной продукции, и потребителями [2], например, сельскохозяйственной техники, участвуя при этом в процессах распределения и обмена. В связи с этим малые предприятия активно участвуют в создании и преумножении национального богатства. Кроме того, малые предприятия способствуют формированию конкурентных отношений. Одним из инструментов развития конкурентных отношений является использование механизма франчайзинга, предполагающего метод расширения малых предприятий, когда франчайзер предоставляет право фран-чайзи действовать за плату (роялти) от своего имени с использованием торговой марки франчайзера. В роли франчайзи в данном случае выступает малый субъект предпринимательства. Подобное развитие бизнеса имеет преимущества для обеих сторон. Малый предприниматель получает поддержку со стороны крупного предприятия, с которым заключен договор франшизы, качественное обучение основам и принципам работы предприятия в условиях франшизы, приобретает передовые технологии, не расходу-
ет средства на осуществление дорогостоящих маркетинговых мероприятий по определению востребованности продукции малого предприятия, вместе с тем ведет деятельность под строгим контролем франчайзера за бухгалтерской отчетностью, но в целом является действенным инструментом повышения устойчивости малого агробизнеса, способом роста его конкурентоспособности.
Также в рамках данного раздела хотелось бы упомянуть о роли малого бизнеса в процессах импорто-замещения. Отметим, что механизм импортозамеще-ния является достаточно сложным процессом, если рассматривать сам механизм как цепочку событий, последовательно сменяющих друг друга. Импортоза-мещение в сельском хозяйстве не может осуществляться стихийно, оно возможно только при условии грамотно спланированной государственной политики в области импортозамещения. Процесс импортозаме-щения может быть представлен графически, как на рис. 1.
Процесс импортозамещения, представленный на рис. 1, является упрощенной, исключающей частности иллюстрацией сложных явлений, которые наполняют механизм импортозамещения в реальной жизни. В контексте данного исследования интересна роль малого бизнеса в процессе импортозамещения. Так, создание благоприятного инвестиционного климата, предваряемого оптимизацией процентных ставок и условий предоставления кредитов по инвестиционным проектам в аграрной сфере, решением проблем, связанных с охраной сельскохозяйственных земель, оптимизацией налогообложения сельскохозяйственных предприятий, в том числе малых форм хозяйствования и т.д., должно создать предпосылки для развития крупного, среднего и малого бизнеса в сельском хозяйстве. Инновационная восприимчивость, большая гибкость по сравнению с крупными формами бизнеса, государственная поддержка малого бизнеса в совокупности способны сделать малые предприятия полноправными участниками сельскохозяйственных кластеров, построенных на принципах синергии, когда 2+2 становится равным 5.
Помимо экономической значимости малое предпринимательство играет большую социальную роль в сельском хозяйстве. Прежде всего, создание малых предприятий на селе означает увеличение числа ра-
Оценка эффективности импортозамещения в сельском хозяйстве
Рис. 1. Процесс импортозамещения в сельском хозяйстве
бочих мест. При приобретении данной тенденцией устойчивого характера в дальнейшем возможно сокращение оттока молодых людей из сельской местности. Крестьянское (фермерское) хозяйство по российскому законодательству допускает не более пяти наемных работников, не имеющих родственных отношений с главой хозяйства, остальные участники фермерского хозяйства являются членами одной семьи. Данное обстоятельство важно тем, что малый бизнес может способствовать росту числа рабочих мест не только для членов своей семьи, но и для других жителей села. Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств предполагает, что между его членами сосуществуют одновременно не только управленческие, трудовые отношения, но и личные отношения, т.е. психологическая составляющая при ведении малого бизнеса в сельском хозяйстве крайне важна. Между членами хозяйства есть разделение труда, вместе с тем наблюдаются процессы кооперации, имеет место совмещение трудовых обязанностей, например одновременное выполнение строительных работ, работ по обслуживанию техники, осуществление транспортировки и др. Эффективность совместной деятельности в рамках крестьянского (фермерского) хозяйства тем выше, чем больше ответственности у каждого члена коллектива за результаты совместного труда, поэтому в таких хозяйствах можно наблюдать строгий взаимный контроль, ослабевающий при расширении сельскохозяйственного производства и найме новых сотрудников, многие из которых заинтересованы лишь материально, часто не осознавая, что их вознаграждение является функцией от вложенных усилий и результата, полученного всем коллективом. Этот недостаток роста масштабов производства компенсируется опять-таки ростом занятости на селе, сокращением числа безработных граждан, т.е. высокой социальной значимостью, и характерен для многих отраслей экономики.
В отличие от наемных работников, не имеющих родственных отношений с семьей фермера, члены фермерского семейства с ранних лет приобщаются к посильному сельскохозяйственному труду, осознают собственную значимость, у молодых людей формируются такие качества, как ответственность и исполнительность, раскрывается внутренний потенциал каждого участника фермерского хозяйства. Сказанное возвращает нас к прежнему выводу о высокой социальной значимости малого бизнеса в сельском хозяйстве. Также развитие малого предпринимательства в сельском хозяйстве благодаря созданию добавленной стоимости способствует росту доходов сельского населения, а следовательно, возникает нужда в удовлетворении потребностей более высокого порядка, повышается уровень образованности сельчан, различия между городом и селом стираются, выравнивается образ жизни горожан и сельских жителей.
Стоит упомянуть и о политико-правовой роли малого бизнеса в сельском хозяйстве. Малый бизнес наиболее заинтересован в сохранении политической стабильности в обществе, поскольку зачастую для многих субъектов малого предпринимательства их бизнес является единственным источником доходов, поэтому наиболее остро и даже агрессивно на веро-
ятные угрозы существующим отношениям собственности реагируют именно малые предприятия аграрной сферы.
Также малый бизнес играет большую роль в сохранении и обеспечении разнообразия природного генофонда, способствует улучшению экологического состояния сельской местности. Малые предприятия являются производителями экологически чистых продуктов. Сегодня наблюдается тенденция к росту числа людей, желающих потреблять экологически чистые фрукты, овощи, молочную продукцию, продукцию животноводства и т.д. Это особая рыночная ниша, которая в большинстве субъектов нашей страны является недостаточно исследованной и освоенной. Малые предприятия зачастую стремятся занять свободные ниши и осуществляют выпуск мелко- и среднесерийного продукта. Производство и реализация экологически чистых продуктов требует по сравнению с традиционными технологиями больших затрат и на выходе предприятие будет иметь меньший выпуск ввиду неприятия химических средств защиты и удобрений, стимуляторов роста и гормонов, ГМО и других способов обеспечения сохранности урожая, повышения плодородности почты, увеличения производительности птицеферм и т.д., поэтому производство экопродуктов в рамках малого агробизнеса сегодня не просто возможно, но и успешно осуществляется. Подобная продукция является более дорогостоящей по сравнению с продукцией крупного бизнеса, однако многие граждане сегодня оценивают свое здоровье намного дороже стоимости продуктов питания, позволяющих обеспечить сохранность их собственного здоровья.
С выявленной ролью малого бизнеса в сельском хозяйстве тесно связан анализ факторов развития малого бизнеса в АПК.
Анализ факторов, влияющих на развитие малых форм предпринимательства в АПК
Термин «развитие» предполагает качественное усовершенствование состояния объекта, следовательно, развитие малых форм предпринимательства в АПК означает процесс технологического, управленческого, производственно-экономического, институционального, социально-психологического, демографического перехода малого агробизнеса в качественно новое состояние, предполагающее трансформацию, ликвидацию или создание элементов, следствием чего является возникновение более сложного, высшего состояния объекта. На развитие малого бизнеса в АПК оказывают влияние разнообразные факторы, что предлагается изобразить в графическом виде.
На рис. 2 изображен субъект малого предпринимательства в сельском хозяйстве, развитие которого сопряжено с воздействием большого количества разнообразных элементов, их множество можно объединить в группы материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Названные элементы взаимодействуют между собой, образуя производственный процесс, результатом которого становится производство товаров и оказание услуг. Производственный процесс
Рис. 2. Факторы, влияющие на развитие субъектов малого предпринимательства в разрезе его составляющих
включен в треугольник, обозначенный пунктирной линией. Пунктирная линия означает, что наличие производственного процесса необходимо, но недостаточно для существования, функционирования субъекта малого агробизнеса. Чтобы выпуск продукции оказался возможным, требуется реализация управленческих функций на малом предприятии, к числу которых относятся как основные функции менеджмента (планирование, организация, мотивация и контроль), так и специфические функции управления (управление запасами, управление маркетинговой деятельностью, антикризисное управление, управление прибылью и др.). Субъект малого бизнеса на представленном рисунке обозначен квадратом, изображенным сплошной линией, что, однако, не означает изолированное функционирование малого предприятия вне зависимости от изменений во внешней среде. Данное обозначение является условным и позволяет придать целостный вид субъекту малого бизнеса, подчеркнуть самостоятельный характер его хозяйствования, а также просто избежать пересечения с принятым выше условным обозначением производственного процесса, который является неотъемлемой частью предприятия.
Факторы сгруппированы определенным образом. Задача заключалась в разграничении факторов, воздействующих на определенные элементы субъекта малого бизнеса, и факторов, воздействующих на поведение организации в целом. Так, к числу факторов, имеющих влияние на трудовые ресурсы, можно отнести демографические и социально-психологические факторы. Технологические и производственно-эконо-
мические факторы воздействуют на производственный процесс предприятия. Сам производственный процесс представлен совокупностью технологического и вспомогательного процесса. Рассмотрим в качестве примера транспортировку как разновидность вспомогательных процессов в АПК. К перевозкам, которые осуществляются автотранспортом крестьянского (фермерского) хозяйства, относятся перевозки сырья, кормов, произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, семян, сельскохозяйственной техники и др. [4]. Для реализации целей транспортировки требуется спецтехника. При этом если основной целью деятельности малого агробизнеса является, например, выращивание сельскохозяйственных культур, то воздействие сельскохозяйственной техники (средств труда) на сельскохозяйственные угодья (предмет труда) является технологическим процессом, а транспортировка становится процессом, обеспечивающим технологический процесс, т.е. вспомогательным процессом, поэтому уместно говорить о воздействии технологических факторов на производственный процесс в целом. Возможна другая ситуация: когда перевозка является самоцелью, она может стать технологическим процессом, т.е. происходит воздействие спецтехники на сырье, кормы, удобрения и т.д., в результате чего предмет труда перемещается из пункта отправления в пункт назначения. Как известно, по назначению в процессе труда множество материальных ресурсов классифицируются на средства труда и предметы труда. В обоих случаях спецтехника является средством труда малого предприятия в сфере агробизнеса, с помощью которой осуществляется
перевозка или воздействие на сельхозугодья, поэтому можно говорить о воздействии технологического фактора непосредственно на материальные ресурсы. А поскольку производственно-экономические факторы формируют ресурсное обеспечение предприятий малых форм хозяйствования, то можно утверждать о наличии влияния производственно-экономических факторов на производственный процесс в целом. Также производственно-экономические факторы имеют прямое воздействие и на финансовые ресурсы, поскольку на деятельность и развитие малого агробизнеса оказывает существенное воздействие степень обеспечения предприятия финансовыми ресурсами и возможность их привлечения.
В целом на деятельность малого агробизнеса оказывают влияние природно-географические, институциональные, политические, макроэкономические и внешнеэкономические факторы. Считаем, что достаточно сложно выделить конкретные элементы малых форм предпринимательства в АПК, на которые будут воздействовать данные факторы. Так, например, агроклиматические или географические факторы оказывают в целом влияние на принятие решения руководством малого предприятия о выборе вида деятельности в аграрной сфере сообразно существующим природно-географическим условиям, будет ли фермер заниматься растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, рыболовством или рыбоводством и т.д.
К числу институциональных факторов, воздействующих на развитие малого агробизнеса, относятся различные институциональные ограничения, задающие границы возможного поведения хозяйствующего субъекта. Институциональные факторы представлены уровнем коррупции в сельском хозяйстве, которая в настоящее время уступает место проблеме нехватки квалифицированных кадров в сфере предпринимательства, высокими административными барьерами: недоступностью земли для большинства крестьян, рейдерскими захватами имеющихся в собственности и аренде земельных участков; усилением админи-
стративного давления на малый агробизнес. Среди оставшихся групп факторов значительный интерес в рамках данного исследования представляют внешнеэкономические факторы. Ключевая роль в этой группе принадлежит динамике обменного курса рубля. Доказывается, что девальвация становится условием, основанием для импортозамещения в сельском хозяйстве с участием малых форм хозяйствования. Проведенный анализ позволил разработать модель воздействия факторов на субъект малого агробизнеса, которая может быть полезна при проведении теоретико-прикладных исследований по рассматриваемой тематике.
Заключение
Малый бизнес в АПК играет весьма важную роль. Малые субъекты хозяйствования имеют экономическое, социальное, экологическое, политическое значение в развитии сельского хозяйства страны. Кроме того, малый бизнес является гарантом незыблемости института семьи, гарантом сохранения демократических устоев, барометром социальной напряженности. Изучение экономико-правовых основ исследования малого бизнеса в АПК чрезвычайно важно с точки зрения осуществления в дальнейшем анализа прикладных аспектов рассматриваемой проблематики. В связи с этим представляется ценной предложенная в работе модель влияния факторов на малое предприятие с разграничением их по воздействию на производственный процесс субъекта малого бизнеса в АПК или его элементы и на предприятие в целом. Вместе с тем следует констатировать, что анализируемая тематика, несмотря на детальную проработку некоторых вопросов, требует дальнейшего изучения.
1. Крысин Л.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. М.: Экспо, 2008.
2. Манахова И.В. Потребительская политика в информационной экономике: междисциплинарный подход // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. № 2 (56). С. 13-16.