Не умаляя значения указанных показателей, на наш взгляд, они не позволяют определить комплексную (общую, суммарную) эффективность использования факторов производства.
В связи с тем, что эффективность представляет собой величину, отражающую отношение результата к затратам, по нашему мнению, ее можно определить отношением объемов произведенной продукции к затратам факторов на производство. В суммарном выражении затратами факторов производства можно считать себестоимость, а результатом - объем произведенной продукции.
Сельскохозяйственное производство многоотраслевое. Для того чтобы определить объемы производства в сопоставимом виде их необходимо измерить в денежном выражении. Отсюда формула производительности факторов производства будет иметь следующий вид: ПФП=ВП/Б, (4)
где ПФП - производительность факторов производства, ВП - валовая продукция.
Используя выражения (1)...(3) и выразив полученую величину в процентах, формулу (4) можно представить следующим образом.
ВП Р + Б Р
ПФП =------100 =-------100 = —100 +
Б Б Б (5)
Б Р Р
+ —100 = —100+1-100 = —100 + 100,
Б Б Б
В этом случае Р/Б-100 - это показатель рентабельности производства.
Таким образом, несмотря на то, что в валовой продукции учитываются субсидии, а не товарная часть продукции рассчитывается по себестоимости, показатель выхода валовой продукции на 1 рубль затрат в сочетании с рентабельностью производства, на наш взгляд, наиболее полно отражает эффективность использования факторов производства АПК и может применяться для сравнительной оценки деятельности сельскохозяйственных предприятий.
Литература.
1. Прогнозирование и планирование в предприятиях агропромышленного комплекса. Справочник. Часть I. - М.: Министерство сельского хозяйства, - 2003. - 418с.
2. Сельское хозяйство Республики Татарстан. Статистический сборник. Казань: ФСГС ТОФСГСпоРТ, 2010. - 360с.
3. Основные показатели производственно-финансовой деятельности сельских товаропроизводителей Республики Татарстан. Казань: МСХиП РТ, 2011, - 70с.
4. Ушачев И.Г. Производительность и мотивация труда в сельском хозяйстве. // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 2. - С.9.
PROBLEMS OF AN ESTIMATION OF EFFICIENCY OF USE OF FACTORS OF MANUFACTURE OF AGRARIAN AND INDUSTRIAL COMPLEX
S.A.Sharipov, G.A.Harisov, P.A.Kolpakov
Summary. In manufacture of agricultural production participate, supplementing and replacing each other, all factors of manufacture. The gross output exit on 1 rouble of industrial expenses most full reflects efficiency of use of factors of manufacture.
Key words: efficiency, manufacture factors, gross output, agriculture, agriculture, the cost price.
УДК 631.115:631.15
МАЛЫЙ АГРАРНЫЙ БИЗНЕС: ПОНЯТИЕ, ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И КРИТЕРИИ КЛАССИФИКАЦИИ
И.Г. ГАЙНУТДИНОВ, зав. кафедрой Татарский институт переподготовки кадров агробизнеса
E-mail: [email protected]
Резюме. В статье рассмотрена сущность малого аграрного бизнеса, критерии отнесения сельхозтоваропроизводителей к малому и среднему предпринимательству. Предложены меры по совершенствованию нормативно-правового и экономического регулирования деятельности субъектов малого аграрного бизнеса.
Ключевые слова: предпринимательство, малый аграрный бизнес, классификация, критерий, государственная поддержка
Среди многих факторов социально-экономического прогресса в большинстве стран мира, важную роль в современных условиях играет предпринимательство и субъекты, которые его осуществляют, - предприни-
матели. На развитие агропромышленного комплекса республики Татарстан большое влияние оказывают хозяйствующие субъекты, ведущие предпринимательскую и производственную деятельность в сфере аграрного бизнеса (табл. 1).
На сегодняшний день фермерские хозяйства и крестьянские подворья производят от 86,1 до 91,7 % картофеля от его валового количества, 76,3...85,4 % овощей, около 40 % продукции скотоводства, почти всю продукцию овцеводства и пчеловодства.Таким образом, в обеспечении населения перечисленными видами товаров значительная доля принадлежит субъектам малого аграрного бизнеса. В связи с этим необходимы меры государственной поддержки их дальнейшего развития и обеспечения материально-техническими ресурсами для повышения производительности труда и увеличения доходности.
Таблица 1. Производство сельхозпродукции фермерскими хозяйствами
и крестьянскими подворьями [6]
2008 г. 2009 г. 2010 г.
Продукция тыс. т % от общего производства тыс. т % от общего производства тыс. т % от общего производства
Зерно 809,3 14,1 564,6 12,3 82,0 12,4
Картофель 1394,1 86,1 1481,6 78,0 478,0 91,7
Овощи 219,4 76,3 238,8 78,3 210,0 85,4
Сахарная свекла Скот и птица 198,8 10,9 98,9 6,6 91,0 13,3
(в живой массе) 158,2 40,4 163,8 39,7 165,0 38,8
Молоко 762,1 41,8 800,7 41,9 805,0 41,6
Выяснению сущности и основных черт предпринимательства мировая экономическая наука уделяет внимание на протяжении почти трех столетий. Тем не менее, это понятие (как и все другие экономические категории) постоянно пополняется элементами нового содержания, которое предопределяет необходимость его системного изучения. Термин «предпринимательство», впервые введенный в научное обращение Р. Кантильеном, в последующих исследованиях ученых-экономистов раскрывается и трактуется по-разному:
особая экономическая функция, важная черта которой
- риск (Р. Кантильен);
деятельность осуществляемая за свой счет и риск с целью получения выгоды (Жан-Батист Сей);
отдельный фактор производства, наряду с такими, как земля, рабочая сила, капитал (А. Маршалл);
деятельность, связанная с реформированием и коренной перестройкой производства вследствие освоения новых видов техники и технологий, созданием новых товаров, освоением новых рынков, источников сырья (И. Шумпетер) и др. [7].
При этом в экономической литературе нет четкого определения понятий «малый аграрный бизнес», «субъекты малого аграрного бизнеса», а критерии классификации субъектов предпринимательства на различные группы, не всегда приемлемы по отношению к аграрному бизнесу. В связи с этим, мы считаем, что для повышения эффективности финансовой и другой помощи со стороны федерального и регионального бюджетов по отношению к субъектам аграрного бизнеса и обеспечения их адресности необходимо уточнить указанные понятия, а также критерии отнесения субъектов аграрного бизнеса к малым, средним и крупным. Такая потребность обусловлена тем, что, начиная с 2012 г., значительная часть бюджетной поддержки сельского хозяйства будет направляться на развитие малого бизнеса.
Актуальность исследований в этой сфере связана еще и с тем, что в Российской Федерации недостаточно развита кооперация между субъектами малого и крупного аграрного бизнеса, что снижает эффективность их деятельности и препятствует устойчивому развитию сельских территорий. Зарубежные агрофирмы работают в комплексе с большим количеством предприятий малых форм и потребительских кооперативов, которые оказывают заготовительные, обслуживающие, перерабатывающие, сбытовые и иные услуги для головной коммерческой организации, занимаются производственно-хозяйственной деятельностью на основе диверсификации экономики основного узкоспециализированного аграрного производства крупной фирмы или на условиях договора контрактации продукции. В России крупные агроформирования практически полностью выполняют все производственные, обслуживающие и другие функции своими силами, что не всегда экономически эффективно и выгодно.
В законотворческой практике различных государств принято более 50 критериев отнесения организации к малому бизнесу. К наиболее часто встречающимся можно отнести такие, как численность персонала; размер уставного капитала и финансовые показатели предприятия; вид деятельности.
Основной законодательный акт, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического лица к сектору малого предпринимательства в Российской Федерации, был принят 24 июля 2007 г. и называется Федеральный закон № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В соответствии с этим документом, основные критерии отнесения к малому и среднему предпринимательству - численность персонала и выручка. Так, предприятие, на котором занято менее 15 человек, считается микропредприятием, до 100 человек включительно
- малым, а от 101 до 250 человек - средним. Согласно финансовым критериям, установленным Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 [6], предприятие с годовым оборотом менее 60 млн руб. относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн руб. - к малым и от 400 до 1000 млн руб. - к средним.
К субъектам малого предпринимательства законом отнесены включенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие условиям, определенным указанным законом.
Однако Федеральный закон № 209-ФЗ не выделяет отдельно субъекты малого аграрного бизнеса и не учитывает специфику их деятельности.
Анализ методик отнесения хозяйственных структур к малым и средним предприятиям, применяемых в США, Японии, Германии, Франции, Великобритании и ряде других стран, а также предложенных в 1971 г. в отчете Болтонского комитета (Великобритания) «экономического» и «статистического» определений малой фирмы [8, 9] позволяет сделать вывод о том, что для проведения такой классификации чаще всего используют количественные, качественные и комбинированные подходы.
В России субъектами малого аграрного бизнеса принято считать крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальных предпринимателей, граждан ведущих личные подсобные хозяйства (хозяйства населения). В то же время в правовом положении этих субъектов предпринимательства имеются определенные юридические вопросы, требующие законодательного урегулирования. То же самое можно сказать и о сельскохозяйственных кооперативах, как производственных, так и потребительских. Если крупные субъекты аграрного производства это изначально организации, которые созданы для занятия предпринимательской деятельностью, то сельскохозяйственный потребительский кооператив, а тем более личное подсобное хозяйство
- не коммерческие организации.
В соответствии с нормами федерального закона № 64 «О развитии сельского хозяйства» [2] (статья 3) сельскохозяйственные потребительские кооперативы - перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные, садоводческие, огороднические, животноводческие признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями. Это дает им юридическое основание для занятия предпринимательской деятельностью, но извлечение прибыли не должно быть отражено в их уставах.
Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций может выполнять только вспомогательную функцию, то есть способствовать достижению уставных целей.
Анализируя Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» [3], мы обнаруживаем, что там нет ни одной нормы, регламентирующей именно предпринимательскую деятельность сельскохозяйственных потребительских кооперативов. На наш взгляд, эту проблему необходимо решить на законодательном уровне, дабы исключить разночтения указанного нормативного акта и федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
Крестьянское (фермерское) хозяйство в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ (глава III) - разновидность индивидуальной предпринимательской деятельности. В то же время, согласно Федеральному закону от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» [4], КФХ, как организация без образования юридического лица, предполагает совместную предпринимательскую деятельность всех членов хозяйства, а не индивидуальное предпринимательство его главы. Глава фермерского хозяйства не вправе осуществлять самостоятельную предпринимательскую деятельность от своего имени вне связи с интересами коллектива. Крестьянское (фермерское) хозяйство обязано вести Книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций, как и индивидуальный предприниматель. Это особенно важно при получении льгот по кредитованию, заключении договоров лизинга и других финансовых взаимоотношениях с государственными органами исполнительной власти.
С одной стороны, крестьянские (фермерские) хозяйства по Гражданскому кодексу РФ относятся к индивидуальным предпринимателям. С другой, по законам «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», «О развитии сельского хозяйства» и «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к их предпринимательской деятельности применяются правила гражданского законодательства, регулирующего деятельность юридических лиц, которые относятся к коммерческим организациям и сельскохозяйственным товаропроизводителям. По закону фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином и (или) группой лиц, находящихся в родстве или свойстве. Очевидно, что надо определить правовой статус фермерского хозяйства, созданного одним человеком и группой лиц.
Это важно для того, чтобы в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» определить к какой категории относится конкретное
фермерское хозяйство - микропредприятие, малое или среднее предприятие.
В соответствии со ст.2 Федерального закона № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» [5], личное подсобное хозяйство (ЛПХ) - форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции. ЛПХ ведется гражданином или гражданами и совместно проживающими с ним членами семьи в целях удовлетворения личных потребностей. Согласно статье 3 этого закона, регистрация ЛПХ не требуется.
Следовательно, личное подсобное хозяйство по закону не может быть субъектом предпринимательства, поскольку не отвечает нормам Гражданского кодекса РФ (п. 1 ст. 2), так как не регистрируется в качестве предпринимательской структуры. Налицо правовая проблема приведения законодательства о ЛПХ в соответствие с фактическим положением. Для личных подсобных хозяйств, владельцы которых решили заняться сельскохозяйственной деятельностью, надо определить их статус как аграрных предпринимателей в соответствии с действующим Гражданским Кодексом РФ или закрепить статус субъекта малого аграрного бизнеса в Федеральном законодательстве.
По существующей классификации субъектов малого предпринимательства, к ним могут быть отнесены зависимые хозяйственные общества и товарищества. Согласно ст. 85 Гражданского кодекса РФ хозяйственное общество (товарищество) становится зависимым, если преобладающее общество владеет более 20 % доли или акций в уставном капитале общества. Поэтому мы считаем, что если не предусмотреть соответствующих ограничений, владельцы крупного капитала могут воспользоваться теми мерами государственной поддержки, которые предусмотрены для субъектов малого и среднего предпринимательства.
Расчеты показывают (табл. 2), что в республике Татарстан даже валовая продукция в текущих ценах средних и крупных предприятий в расчете на одно хозяйство редко превышает 60.. .100 млн руб. Поэтому размеры денежной выручки от реализации (без НДС) за предшествующий календарный год, по средним, малым и микропредприятиям необходимо пересмотреть в сторону уменьшения. Кроме того, на наш взгляд, вместо этого показателя целесообразнее использовать стоимость валовой продукции в сопоставимой оценке, а для хозяйств населения ввести показатели произведенной и реализованной валовой продукции в сопоставимой оценке.
Для субъектов непредпринимательской деятельности (ЛПХ, садово-огороднические хозяйства) можно было бы ввести показатель реализованной продукции за год по данным органа местного самоуправления (например, не менее 30 тыс. руб.) или же обязательность их членства в потребительских кооперативах.
Также для отнесения субъектов аграрного бизнеса к средним, малым и микропредприятиям, необходимо
Таблица 2. Размеры сельскохозяйственных организаций, крестьянских
(фермерских) хозяйств, хозяйств населения
Год Сельскохозяйственные организации Хозяйства населения (ЛПХ) Крестьянские (фермерские) хозяйства
чис- ло, тыс. валоваї ц я продук-ия чис- ло, тыс. валовая продукция чис- ло, тыс. валовая продукция
всего, млрд руб. на 1 хозяйство, млн руб. всего, на 1 хо-млрд зяйство, руб. тыс. руб. всего, на 1 хо-млрд зяйство, руб. тыс. руб.
2005 1199 31,5 26,3 412,5 31,3 75,9 2254 3,0 1330,9 2006 988 37,6 38,1 425,4 35,9 84,4 2453 3,7 1508,4 2007 751 48,7 64,8 430,9 39,8 92,4 2891 4,9 1694,9 2008 684 64,1 93,7 434,8 46,2 106,3 2885 7,1 2461,0 2009 621 58,5 94,2 434,8 52,3 120,3 2547 5,8 2277,2
Таблица 3. Критерии отнесения сельхозтоваропроизводителей к малому и среднему аграрному бизнесу
Сельскохозяйственные
товаропроизводители
Показатель
среднее
Предприятие
малое
микро
СПоК и СПК, производственные кооперативы, индивидуальные предприниматели, К(Ф)Х, другие коммерческие организации (ООО, ТнВ, ЗАО)
Личные подсобные хозяйства
СПоК и СПК, производственные кооперативы, индивидуальные предприниматели, К(Ф)Х, другие коммерческие организации (ООО, ТнВ, ЗАО)
Личные подсобные хозяйства
Рекомендуемые
доля участия других юридических лиц средняя численность работников за предшествующий календарный год, чел. валовая продукция в текущих ценах по предшествующему году, млн руб.
форма непредпринимательской деятельности
Действующие
доля участия других юридических лиц средняя численность работников за предшествующий календарный год, чел. выручка от реализации (без НДС) за предшествующий календарный год, млн руб.
не более 19 %
101...250 16...100
до 15
40...100 10...40 до 10
Обязательное условие реализации части произведенной продукции или членство в СПК
101.250
1000
не более 25 % 16.100
400
форма непредпринимательской деятельности
до 15 60
включить, как обязательное условие единство права собственности и непосредственного управления предприятиями и связанными с ними рисками (аналогично опыту Германии).
Таким образом, в целях уточнения критериев отнесения хозяйствующих субъектов к малому аграрному бизнесу, на наш взгляд, необходим ряд дополнений к Федеральному закону № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (табл. 3).
Для устранения пробелов в законодательстве в части отнесения сельскохозяйственных потребительских кооперативов и личных подсобных хозяйств к субъектам малого и среднего предпринимательства, требуется внести поправки в соответствующие Федеральные законы или установить специальный статус «субъект малого аграрного бизнеса».
Все субъекты аграрного бизнеса, включая предпринимательские и не предпринимательские формы, Федеральным законом «О развитии сельского хозяйства», отнесены к сельскохозяйственным товаропроизводителям. Понятия «сельскохозяйственный товаропроизводитель» и «сельскохозяйственное производство» определены его статьями 3 и 4. Применив нормы этого документа и исходя из проведенного анализа, понятие «малый аграрный бизнес», на наш взгляд, можно сформулировать следующим образом - вид деятельности,
осуществляемый в сельскохозяйственном производстве и на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия сельскохозяйственными товаропроизводителями - субъектами малого аграрного бизнеса, отвечающими критериям законодательства».
«Субъектами малого аграрного бизнеса» можно признавать сельскохозяйственные предприятия различной организационно-правовой формы (за исключением государственных и муниципальных предприятий, зависимых и дочерних обществ и товариществ), сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, а также личные подсобные хозяйства, которые входят в состав потребительских кооперативов.
Для законодательного определения юридического статуса субъектов малого аграрного бизнеса можно использовать следующие критерии:
численность занятых работников (включая самого владельца);
денежная выручка за год (годовой доход); единство управления и собственности (совпадение в одном лице владельца и управляющего); независимость от крупного бизнеса.
Принимая их за основные критериальные показатели, можно придерживаться тех параметров, которые предложены в нашей работе.
Литература.
1. Федеральный закон от24 июля 2007года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (Собрание законодательства рФ, 2007, № 31, ст. 4006; 2008, № 30, ст. 3615).
2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (в ред. от 24.07.2009 № 209-ФЗ).
3. Федеральный закон от 8 декабря 1995 года № 193-Ф3 «О сельскохозяйственной кооперации» (в ред. от 19.07.2009 № 205-ФЗ).
4. Федеральный закон от 11 июня 2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
5. Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (в ред. от 21.06.2011 № 147-ФЗ).
6. Постановление Правительства РФ от 22 июля 2008 г. № 556 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства».
7. Сельское хозяйство Республики Татарстан. Статистический сборник. - Казань: ТО ФСГС РТ, 2009,2010.
8. Холл Ричард Р. Организации: структуры, процессы, результаты. - Пер. с англ. - СПб.: Питер, 2007. - 452 с.
9. Чатинян Н.В. Ретроспективный анализ развития малых форм агробизнеса (2-я половина XIX века - настоящее время) // Вопросы экономических наук. - 2006. - № 6. - С. 32-37.
10. http://www.krestianin.ru/articles/5602.php
11. http://www.prprenimatel.ru/predprinimateljstvo
SMALL AGRARIAN BUSINESS: CONCEPTS, KINDS AND CRITERION OF THEIR CLASSIFICATION I.G. Gajnutdinov
Summary. In article the essence of small agrarian business, criteria of reference of agricultural commodity producers to small and average business is considered. Measures on perfection of is standard-legal and economic regulation of activity of subjects of small agrarian business are offered.
Key words: business, small agrarian business, classification, criterion, the state support.