Позднякова А.П.
МАЛАВИ: РОЛЬ ТРАНСПОРТА В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ СТРАНЫ
Ключевые слова: Малави, Бейра, Накала, железные дороги, мировой рынок, шоссейные дороги, озеро Малави, воздушный транспорт, водный транспорт, континентальная страна
В статье рассматривается роль транспорта в социально-экономическом развитии Малави, дается характеристика современного состояния транспортной сети Малави. Автор подробно освещает проблемы вывоза экспортных товаров на мировой рынок.
Pozdnyakova A.P.
MALAWI: THE IMPACT OF TRANSPORT ON SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT
Keywords: Malawi, Beira, Nacala, railways, world market, motorways, Lake Malawi, air transport, waterborne transport, landlocked country
The article considers the impact of transport on social and economic development of the country. It characterizes the modern conditions of the Malawi transport system. The author describes in detail the problems of products delivery to the world markets from landlocked Malawi.
Малави - континентальная страна, занимающая территорию 118,4 тыс. кв. км. Она тянется узкой полосой почти на 1000 км с севера на юг, граничит с Мозамбиком, Танзанией и Замбией. К северной части страны примыкает с востока оз. Малави, протяженность которого с севера на юг составляет 570 км, а площадь 24,8 - тыс. кв. км, занимая по площади третье место в Африке и двенадцатое - в мире.
В административном отношении Малави подразделяется на три района. Южный район (расположен к югу от оз. Малави, 47% населения страны) является наиболее экономически развитой частью страны. Здесь расположены самые крупные города Блан-тайр и Лимбе; второй по количеству населения - Центральный район (41%), со столицей Лилонгве. На его территории производится основная экспортная культура Малави - табак. В Северном районе, с главным городом Мзузу, проживает всего 12% населения страны.
Северный район и часть Центрального отделены от побережья Индийского океана водами оз. Малави и 600 км территории слаборазвитых провинций северного Мозамбика и Южной Танзании. Ближайший порт на побережье - Дар-эс-Салам расположен на расстоянии 1000 км от северной границы Малави. Южный район находится в основном в бассейне р. Шире, которая является притоком р. Замбези. Его юго-восточная граница находится только в 200 км от побережья1.
Континентальное положение Малави, сложность рельефа, большая протяженность территории с севера на юг, очаговое размещение населения, отсутствие значительных
полезных ископаемых обусловили важную роль транспорта - как в экономическом, так и социальном развитии страны. Он обеспечивает наибольшее вовлечение в хозяйственный оборот материальных и трудовых ресурсов, содействует развитию всего экономического комплекса, а также связей с внешним миром.
Современная транспортная сеть Малави начала формироваться еще в колониальное время. Экономическое освоение юга страны европейцами обусловило прокладку путей сообщения именно в этом регионе. С обретением национальной независимости (1964 г.) одной из первоочередных задач молодого государства стало создание широко разветвленной транспортной сети. В первом плане развития на 1965-1969 гг. на дорожное строительство ассигновалось около 26% бюджетных расходов. Намечалось строительство шоссейной дороги вдоль оз. Малави, улучшение старых и строительство новых дорог, в том числе в периферийных районах с целью снабжения населения продуктами питания и вывоза продукции за рубеж.
В последующие годы правительство независимой Малави продолжало уделять первостепенное внимание совершенствованию транспортной системы: осуществлялось строительство новых железнодорожных путей, сооружались и модернизировались автомобильные дороги, строился международный аэропорт в Лилонгве. Наряду с продолжением работ по совершенствованию всех видов путей сообщения определенное внимание уделялось улучшению и строительству дорожной сети в сельскохозяйственных районах. Для выполнения планов по развитию транспортной системы правительство привлекало средства внешних доноров, таких как ЕС, Всемирный банк (ВБ), ЮАР, Канада и других. В результате интенсивного развития транспортная система Малави в настоящее время является наиболее разветвленной среди стран Тропической Африки, не имеющих выхода к океану2.
В колониальный период и первые десятилетия независимого развития для выхода на мировой рынок Малави пользовалась морскими портами Мозамбика - Бейра и Накала. Инвестиции в производство экспортных сельскохозяйственных товаров и сотрудничество с Португалией, тогдашней метрополией Мозамбика, стали благоприятными факторами для экономического развития, особенно для экономической столицы Малави -Блантайра.
В 1960-1970-е годы экономика страны развивалась по африканским меркам довольно стабильно: ВВП увеличивался в среднем на 6% в год. Однако в последующие десятилетия в связи с нестабильной ситуацией в соседних странах, особенно из-за военных действий в Мозамбике, Малави пришлось искать другие пути для вывоза своих экспортных товаров за рубеж. Это были маршрут по северному коридору к танзанийскому порту и более длинный путь через Замбию, Зимбабве и Южную Африку. После установления мира в Мозамбике были восстановлены прежние маршруты перевозки грузов в порты Бейра (в основном на грузовиках) и Накала (по железной дороге). Доставка небольшого по объему импорта и транзитные перевозки осуществляются через танзанийский порт Дар-эс-Салам. Изменившаяся политическая ситуация в ЮАР содействует более глубокой экономической интеграции Малави с этой страной, тем более, что часть ее экспортно-импортных перевозок по-прежнему идут через порт Дурбан3.
Реальный сектор экономики субсахарской Африка при условии продолжения начатой в 2003-2008 гг. политики вложения в человеческий капитал, умения и навыки производителей обладает потенциалом бурного роста трудоинтенсивных производств. В Восточной Азии, занимающей сейчас эту рыночную нишу, расходы на заработную плату работников повсеместно растут высокими темпами4. Хотя Малави едва ли не беднейшая из стран Восточной Африки в 2010-2014 гг. и здесь наметилось существенное
экономическое оживление, которое было прервано в 2015-2016 гг. жесточайшей за последние десятилетия засухой.
В настоящее время в Малави грузовые и пассажирские перевозки осуществляются железнодорожным, шоссейным, водным и авиационным транспортом.
Железнодорожный транспорт в целом является наиболее экономичным видом для перевозки грузов на дальние расстояния, помогает снижать перегруженность шоссейных дорог и морских портов в Мозамбике. Железнодорожный транспорт начал развиваться в стране в начале XX века для нужд европейских переселенцев, организовавших в южном, наиболее богатом регионе плантационные хозяйства по выращиванию чая, хлопка, табака. Первая железная дорога была проложена в 1903-1908 гг. между городами Лимбе и Нсандже. В 1915 г. ее продолжили до Чиндио, в середине 1930-х годов - на север, до Салимы. В 1922 г. транс-замбезийская железная дорога связала Малави с Мозамбиком. В районе р. Замбези малавийские грузы переправлялись на пароме в Мозамбик, перегружались в железнодорожные вагоны и доставлялись в порт Бейра. В 1935 г. на деньги, выделенные администрацией Ньясаленда (название страны в колониальную эпоху), был построен железнодорожный мост через р. Замбези, и грузы страны стали направляться в порт Бейра без перевалки5.
В 1970 г. был введен в эксплуатацию участок железной дороги Нкая-Наюши - ветка до границы с Мозамбиком протяженностью 101 км. Малави получила удобный и более экономичный путь к мозамбикскому глубоководному порту Накала на Индийском океане. В 1974 г. начато сооружение железнодорожной линии Салима - Лилонгве. Движение по ней было открыто в феврале 1979 года. В 1980-1981 гг. линия продлена до населенного пункта Мчинджи, расположенного недалеко от границы с Замбией, связавшей таким образом важные промышленные центры Салиму и Лилонгве с Замбией.
Наряду с сооружением новых железнодорожных линий в 1970-е и 1980-е годы проводилась модернизация старых путей, строительство мостов, обновление вагонного парка и другие работы. В дополнение к семи мостам через р. Шире в 1976 г. построен еще один железнодорожный мост в районе населенного пункта Чиромо6.
Протяженность железнодорожных путей в стране - 797 км одноколейного (1067 мм) полотна, из них 757 км используются для перевозки грузов и пассажиров. Состояние железных дорог Малави неодинаково: так, 225 км железнодорожного полотна от г. Салимы до границы с Замбией находятся в хорошем состоянии, так как совсем недавно там проведены мероприятия по реконструкции многих видов работ (на средства гранта, выделенного Канадой).
Линия Блантайр-Салима и железнодорожная ветка от Накайи до границы с Мозамбиком - в хорошем состоянии, хотя и нуждается в некотором совершенствовании и ремонте. Смытый дождевыми потоками мост к югу от Салимы явился причиной того, что в течение некоторого времени было приостановлено движение между Салимой и Ли-лонгве. Сейчас движение восстановлено, так как мост отремонтирован на средства датской компании. Железнодорожный путь к югу от Блантайра (209 км) тоже не очень надежен, а 80 км его южной части не используется совсем, так как многие участки полотна смыты потоками дождевой воды. На практике функционирует нормально железнодорожная линия Блантайр - Накала, по которой перевозятся экспортно-импортные грузы Малави, а также осуществляются местные пассажирские и грузовые перевозки.
Железнодорожная сеть страны находится в ведении концессионной компании «Сентрал Ист Африкен рейлвейз» (Central East African Railways), акционерами которой являются мозамбикские и американские компании7.
Автодорожный транспорт начал развиваться в Малави в 1920-х годах. В 1970-е годы он уже обеспечивал основной объем транспортных перевозок в Центральном и Се-
верном районах страны - как на ближние, так и на дальние расстояния. В последние десятилетия наблюдается значительное улучшение транспортной системы Малави. Дорожная сеть стала более разветвленной по сравнению с автодорогами в других континентальных странах Африки. Она состоит из 15450 км дорог различного типа, кроме того, имеется 10 000 км неклассифицированных путей. Большинство главных дорог асфальтировано (2809 км), они служат основными путями перевозки международных и местных грузов и пассажиров. Эти дороги находятся в целом в удовлетворительном состоянии, однако для их поддержания не хватает средств дорожного фонда, и они постепенно разрушаются. Основными донорами финансовых средств для строительства новых дорог и их ремонта являются ЕС и ВБ, ранее средства на дорожное строительство выделяли также ЮАР, Германия, Великобритания и другие.
Проблемным вопросом автодорожной сети являются окружные и местные дороги, большая часть которых не асфальтирована. Это, в основном, гравийные и грунтовые пути, на их ремонт или строительство также не хватает средств. По этим дорогам сельские жители (85% населения страны) перевозят свои товары на пункты приема, получая средства на проживание и поддержание хозяйства. Однако состояние дорог таково (рытвины, ухабы, иногда из-за дождей вообще непроходимы), что вывезти товар бывает невозможно.
Транспортные компании, действующие в Малави, - в основном из ЮАР и Зимбабве. Они занимаются перевозкой большей части (70%) международных грузов. Местные компании обеспечивают логистику на территории Малави, а также транспортировку международных грузов на недалекие расстояния, например, в порт Бейру (Мозамбик). В целом по шоссейным дорогам транспорт перевозит 90% населения и 75% грузов Малави.
Северный транспортный коридор обеспечивает Малави еще одним выходом к Индийскому океану через порт Дар-эс-Салам в Танзании. Большинство дорог в этом направлении находятся в удовлетворительном состоянии. Этот путь используется Малави для транспортировки нефтепродуктов8.
Водный транспорт - самый старый в стране вид транспорта. Реки и озера (Шире, Маломбе, Чилва и более мелкие) используются местными жителями для передвижения на каноэ. Однако большинство рек и озер непригодно для судоходства: многие пересыхают в сухой период, на других навигацию затрудняют многочисленные пороги, а в низинах - болотистая растительность. Судоходство развито главным образом на оз. Малави (основные озерные порты: Чипока, Манки-Бей, Нкота-Кота, Чилумба9). Грузопотоки и пассажирские перевозки, следующие в направлении с юга на север вдоль западного берега озера, имеют важное значение для решения транспортных проблем Северного и Центрального районов. Близость озера к восточноафриканскому побережью увеличивает возможности страны по дополнительному выходу на мировой рынок10.
Воздушный транспорт используется для пассажирских, грузовых и почтовых перевозок как внутри страны, так и на международных линиях сообщения. Самолеты авиакомпании «Эр Малави» осуществляют регулярные рейсы в Йоханнесбург, Хараре, Найроби, Лусаку и на Маврикий. Внутренние линии связывают Лилонгве с Блантайром, Мзузу и Кронгой. Международные линии на Лондон и Париж обслуживаются самолетами авиакомпаний «Бритиш Эйрвейз» и ЮТА (Франция).
Аэропорт международного класса до 1983 г. находился в Чилеке, в 11 км от Блан-тайра. С 1984 г. международные полеты осуществляются только из аэропорта, построенного в 18 км от столицы Лилонгве и способного принимать тяжелые реактивные самолеты. Аэропорт в Чилеке теперь обслуживает местные авиалинии. Внутри страны насчитывается 44 аэродрома местного значения - для маломестных самолетов. Аэропор-
ты в Мзузу и Каронге (Северный район) обеспечивают пассажирские и грузовые перевозки, главным образом, сельские пункты, а также туристические центры. Имеется небольшое количество частных взлетно-посадочных площадок для легких самолетов11.
1 Позднякова А.П. Малави. Справочник. М., 2004. С. 3, 17, 77-78.
2 Там же. С. 115-116.
3 Malawi Trade and Transport Facilitations Audit. The World Bank International Department. September 2004. P. 5.
4 Фитуни Л.Л. Экономика Африки: вызовы посткризисного развития. Статья 2. Реальный сектор вчера, сегодня, завтра // Азия и Африка сегодня. 2010. № 9. С. 8-14.
5 Позднякова А.П. Малави. Справочник. М., 2004. С. 116-117.
6 Там же. С. 117.
7 Malawi Trade and Transport Facilitations Audit. The World Bank International Department. September 2004. P. 18.
8 Ibid. P. 14-15.
9 Ibid. P. 22-23.
10 Абрамова И., Фитуни Л. Цена «голубого золота» // Азия и Африка сегодня. 2008. № 12. С. 7-12.
11 Позднякова А.П. Малави. Справочник. М., 2004. С. 120-121.