РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 5
ИСТОРИЯ
1
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 3 индекс серии 3.5 рефераты 95.01.001 - 95.01.045
МОСКВА 1995
261
95.01.042
Страны Африки
95.01.042. УАЙТ Л. МОСТ НА ЗАМБЕЗИ: КОЛОНИАЛЬНАЯ ГЛУПОСТЬ.
WHITE L. Bridging the Zambezi: A colonial folly.- L.: Basingstoke: Macmillan, 1993. - XVII, 233 p. - Bibliogr.: p. 217-225.
Книга директора Центра южноафриканских исследований Йоркского университета о строительстве "самого длинного в мире моста" (2,3 мили) в дельте реки Замбези в португальской колонии Мозамбик была им в основном подготовлена, когда он работал в Центре по изучению проблем стран Африки и Азии при Институте народов тропической зоны в Лиссабоне.
При написании работы автором были использованы документы и материалы английской колониальной администрации Ньясаленда (с 1964 г. Малави, с 1966 г. - Республика Малави), книги и документы, находящиеся в библиотеке Географического общества в Лиссабоне, Национального архива Малави и железнодорожного архива Малави, а также материалы ряда других архивов. Но наибольшее значение для написания книги, по мнению автора, имела коллекция книг и материалов, собранная покойным В.Оури и находившаяся в штаб-квартире Трансзамбезийской железнодорожной компании в Лондоне, а затем переданная в 1988 г. в архив Йоркского университета. В этой коллекции собраны все книги, вырезки из английских, французских и португальских газет, официальные материалы, связанные с политической, дипломатической и экономической историей строительства железнодорожного моста, соединившего железнодорожную сеть Ньясаленда с мозамбикским портом Бейра. Мост был открыт в январе 1935 г. и взорван во время гражданской войны в сентябре 1986 г. группировкой РЕНАМО.
Автор подробно останавливается на истории проникновения и деятельности на Юге Африканского континента международных монополистических объединений в сфере развития там
95.01.043
262
транспортных путей, причем наибольшее внимание уделено периоду между 1911 и 1975 тт. На основе недавно вновь открытых архивных материалов в книге подробно излагается карьера "финансового и железнодорожного короля" Либерта Оури, прозванного его современниками "вторым Сесилем Роддсом".
Мост на Замбези вошел в историю, подчеркивает автор, как олицетворение гордости и глупости британского империализма: построенный с целью способствовать развитию торговли английской колониальной территории Ньясаленд такими экспортными культурами, как чай и табак и особенно выращиваемыми африканским населением страны кукурузой, хлопком и земляным орехом, мост использовался в основном для перевозки африканских рабочих-мигрантов в Южную Родезию и Южно-Африканскую Республику для работы на плантациях и рудниках.
Б.С.Тупов
Страны Северной Америки
95.01.043. ЭТЦИОНИ Э. ДУХ ОБЩИНЫ: ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ.
ETZIONI A. The spirit of community: rights, responsibilities and communitarian agenda. - N.Y.: Crown publ.,1993. - 313 p.
В свой работе известный американский социолог и политолог Э.Этциони прямо призывает к серьезным реформам всей социально-политической системы, к новому общественному движению, которое было бы основано на созвучиях духовных интересов. "Общинный подход", который он рекомендует, охватывает человеческие отношения в различных областях социальной жизни нации, начиная с семьи и школы. Автор утверждает, что в общественных отношениях, в политической сфере, в области взаимных моральных