Научная статья на тему 'Людские ресурсы как важнейший фактор конкурентоспособности России'

Людские ресурсы как важнейший фактор конкурентоспособности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1477
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ / СТРУКТУРА ЛЮДСКИХ РЕСУРСОВ / STRUCTURE OF HUMAN RESOURCES / АКТИВЫ ЛЮДСКИХ РЕСУРСОВ / HUMAN RESOURCES ASSETS / ФОРМИРОВАНИЕ ЛЮДСКИХ РЕСУРСОВ / FORMATION OF HUMAN RESOURCES / ИНВЕСТИЦИИ В ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES INVESTMENT / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЛЮДСКИМИ РЕСУРСАМИ / GOVERNMENT ADMINISTRATION OF HUMAN RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чупик А. Ю.

Автор статьи рассматривает понятие и сущность людских ресурсов государства, их структуру, процесс формирования людских ресурсов и его возможный экономический эффект. В статье сопоставляются материальные и людские ресурсы, выделены их общие черты и различия. Освещается вопрос о роли людских ресурсов в современной экономике и некоторые проблемы формирования и функционирования людских ресурсов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Government human resources: the economic essence and the role in modern economy

The author of the article reviews nature and concept of government human resources, its structure, the process of formation and its probably economic effects. In the article material and human resources are compared, similarities and differences are noted. The author touches on aspects of the role of human resources in modem economy and some problems of formation and development of Russian human resources.

Текст научной работы на тему «Людские ресурсы как важнейший фактор конкурентоспособности России»

ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

РОССИИ

А.Ю. Чупик,

адъюнкт 2 курса Московского университета МВД России лейтенант юстиции

Аннотация. Автор статьи рассматривает понятие и сущность людских ресурсов государства, их структуру, процесс формирования людских ресурсов и его возможный экономический эффект. В статье сопоставляются материальные и людские ресурсы, выделены их общие черты и различия. Освещается вопрос о роли людских ресурсов в современной экономике и некоторые проблемы формирования и функционирования людских ресурсов России.

Ключевые слова: людские ресурсы, человеческие ресурсы, структура людских ресурсов, активы людских ресурсов, формирование людских ресурсов, инвестиции в людские ресурсы, государственное управление людскими ресурсами.

GOVERNMENT HUMAN RESOURCES: THE ECONOMIC ESSENCE AND THE ROLE IN MODERN ECONOMY

A.Yu. Chupik,

associate 2 course of the Moscow University of the Russian Interior Ministry Lieutenant justice

Annotation. The author of the article reviews nature and concept of government human resources, its structure, the process of formation and its probably economic effects. In the article material and human resources are compared, similarities and differences are noted. The author touches on aspects of the role of human resources in modern economy and some problems of formation and development of Russian human resources.

Keywords: human resources, structure of human resources, human resources assets, formation of human resources, human resources investment, government administration of human resources.

Современный этап развития российской экономики характеризуется рядом неблагоприятных тенденций: послекризисный рост макроэкономических показателей завершился, но при этом ожидаемые темпы роста экономики не были достигнуты. В этих условиях экономические ведомства уточняют прогнозы развития российской экономики как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде, и во всех случаях такая корректировка осуществляется в сторону ухудшения прогноза. Так, Всемирный Банк занял более консервативную позицию в отношении краткосрочного развития, предположив, что в 2013 году рост российской экономики составит 1,3 процента вместо 1,8, в 2014 году — 2,2 процента вместо 3,1, а в 2015 году — 2,7 процента. Этот сценарий

практически совпадает с прогнозом Минэкономразвития РФ, который понизился не только на ближайшие годы, но и в долгосрочной перспективе: ожидаемый рост ВВП к 2030 году составит лишь 2,5% вместо заявленных весной 4-4,5%. Свои прогнозы уточнил и Банк России, заявив о возможности роста экономики в 2014 году лишь на 2%, вместо ожидаемых ранее 3%.

Немаловажным фактом является, что сложившаяся ситуация в экономике развивается на фоне низких показателей конкурентоспособности России на международной арене: по данным Индекса глобальной конкурентоспособности (вО) 2012-2013 гг., наша стана занимает лишь 67 место из 144 стран, потеряв 4 позиции по сравнению с 2009 годом.

Современный этап развития экономики России наглядно демонстрирует, что нефтегазовые доходы уже не способны выступать в качестве основного источника конкурентоспособности и экономического роста. Очевидна необходимость в структурной перестройке экономики, трансформации социально-экономических отношений, становлению общественных систем нового типа. И ключевым элементом такой системы выступают людские ресурсы государства.

В основе концепции людских ресурсов ("human resources") лежит тезис об определяющей роли человека в развитии экономики. Именно люди, а не деньги, здания, техника, являются решающим отличительным признаком успешного мероприятия, выступают важнейшим источником экономического роста. В развивающейся экономике знаний невозможно переоценить их роль. Л.И. Абалкин по этому поводу отмечал: «Глобальные изменения, которые происходили и происходят в мире, состоят в том, что сейчас главным фактором общественного развития становится не НТП и много другое, а качество человека. Все остальное, в частности культура производства, уровень производительности труда — вторичны по отношению к этому фактору. Тут предстоит большое переосмысление»1. Необходимым условием конкурентоспособности во многих отраслях, регионах, а так же между странами становится именно обеспеченность квалифицированной рабочей силой, с достаточным уровнем здоровья, образования, мотивации и пр. Подход, основанный на минимизации затрат на персонал, на современном этапе доказал свою недееспособность, именно поэтому большинство стран отказалось от подобной политики в пользу развития человеческих ресурсов. Так, например, по некоторым оценкам затраты частного бизнеса в США на все виды обучения превышают 30 млрд. долл. в год 2. Достаточно высокий уровень людских ресурсов позволяет работникам успешнее адаптироваться к технологическим, институциональным, социальным сдвигам, активнее включаться в процесс освоения новых навыков, быстрее реагировать на достижения НТР. В таких условиях конкуренция ведется не просто за профессиональных работников, а именно за людские ресурсы.

Становление категории «людских (человеческих) ресурсов» требует ее теоретического определения в рамках экономической науки. К сожалению, на сегодняшний день нет единого подхода к определению «людских ресурсов». В менеджменте под людскими ресурсами чаще всего понимают персонал организации, характеризующийся достигнутым уровнем компетенции, мотивациями, желаниями. Специалистами в области управления организацией единогласно поддерживается мнение, что в совре-

менной экономике людские ресурсы представляют собой важнейший из всех видов экономических ресурсов, от правильного управлениями которым зависит успешность всей фирмы. Однако если в рамках организации под людскими ресурсами понимают весь ее персонал, то, как определить людские ресурсы применительно ко всей стране? Отметим, что представляется ошибочным простое отождествление людских ресурсов со всем населением страны. Население страны само по себе является лишь носителями людских ресурсов, их воплощением, но не ресурсом как таковым. Людские ресурсы, в свою очередь, представляют собой воплощенную в населении совокупность различных качеств людей, определяющих их трудоспособность к производству материальных и духовных благ. Какие именно качества можно отнести к людским ресурсам при таком подходе? При ответе на этот вопрос необходимо учитывать, что нельзя сводить многообразие человеческой жизни только лишь к трудовой деятельности; для того, чтобы эффективно использовать все возможности и потенциал людей необходимо учитывать потребности человека во всех важнейших областях его жизнедеятельности. Людской ресурс — это не однородное, а собирательное понятие, в составе которого можно выделить ряд активов. К основным активам человеческого ресурса следует относить:

Актив здоровья — то есть состояние здоровья конкретного человека, семьи, населения определенной территории, нации или человечества в целом. Это физиологическая основа выполнения трудовых операций. Становление рыночной экономики не могло не коснуться организации системы здравоохранения, принципиальной чертой которой становится превращение здоровья человека как государственного экономически монопольного ресурса в реальную собственность работника.

Образовательный актив — включает в себя те знания, умения и навыки, которые человек приобретает в процессе получения общего и специального образования и которые могут быть использованы им в процессе общественного производства. В американской практике сравнительно недавно утвердилось понятие «long-life learning» — «обучение в течение всей жизни», которое отражает важнейшую тенденцию формирования людских ресурсов. Для конкурентоспособности последних в рамках экономики знаний к индивидууму предъявляются растущие требования, что заставляет его не ограничиваться получением общего и специального образования, а постоянно углублять и расширять свой образовательный актив посредством второго высшего образования, тренингов, дополнительных курсов и пр.;

№ 7 / 2014

Вестник Московского университета МВД России

77

Интеллектуальный актив — непосредственно связан с образовательным, однако, в отличие от последнего, проявляет себя не просто при получении образования, а в ходе развития навыков применения этих знаний, при более сложных интеллектуальных действиях в практической деятельности человека. Интеллектуальный актив обнаруживает себя при создании ноу-хау различного уровня, при выдвижении новаторских и рационализаторских предложений, когда индивиду необходимо прибегать к методам анализа, синтеза, индукции, дедукции, абстракции, моделированию и др. Интеллектуальный актив человеческих ресурсов выступает важнейшей составляющей при управлении инновационным развитием российской экономики и решении задач модернизации.

Трудовой актив — объединяет профессиональные знания, умения и навыки, которые определяют квалификацию индивида, его профессиональное мастерство, способность к эффективной производственной деятельности, его профессионализм, иными словами — способность и готовность индивида к производительному труду.

Культурный актив — это актив человеческого ресурса, который включает мотивы поведения человека, степень принятия им социальных норм, этические и эстетические установки личности, коммуникационные навыки и нормы общения, которые влияют на возможность и эффективность его социальной, трудовой и экономической деятельности.

Мануэль Кастельс в своей работе «Информационная эпоха: экономика, общество и культура» дал очень точный ответ на вопрос, почему человеческие ресурсы обратили на себя такое пристальное внимание исследователей в современном обществе: «Каждый способ развития (общества) определяется элементом, который является фундаментальным для повышения производительности производственного процесса» 3. При аграрном обществе таким элементом выступили земельные ресурсы, при индустриальном обществе их место заняли источники энергии, их концентрация и эффективное использование. В современном же обществе центральным элементом становится «технология накопления знаний». В условиях ускоренного НТП, прогрессирующей глобализации и масштабных изменениях в производственных силах, складываются качественно новые условия развития экономики, и на первый план выходит интеллектуальный труд работников, а решающим фактором экономического роста становятся высококвалифицированные сотрудники.

Человеческие ресурсы приобрели первостепенное значение в вопросе конкурентоспособности страны благодаря изменению в обратную сторону временного лага, т.е. в том промежутке времени,

который необходим для смены ведущей технологии и подготовки соответствующих кадров. В современной экономике требования обновления обусловлены в большей степени не физическим, а моральным износом. В таких условиях эффективность производства в большей степени начинает зависеть от творческого, инновационного подхода и инициативы работников. Важнейшим качеством работника в такой ситуации становится его возможность мгновенно переориентироваться на применение новейших технологий.

Очевидно, что использование на современном этапе термина «людские ресурсы» более точно отражает гуманистическое начало современной экономики и роль человека в ней. Экономика знаний, ее инновационная направленность подразумевают в широком смысле слова знания и информационно-емкое производство, рост сферы услуг, сетевой и глобальный характер экономических отношений. В таких условиях человеку во всем многообразии проявлений его сущности отводится главная роль. Человек и его ресурсы возводятся в ранг главного критерия развития, происходит рост значимости творческой составляющей в развитии экономики. Работник как носитель инновационных знаний может оказывать активное влияние на совершенствование техники и технологии, имея возможность ускорить или замедлить развитие экономики в целом. Поэтому решение стратегических задач возможно только при грамотном управлении людскими ресурсами страны, а их программное развитие выступает необходимым условием стабильного экономического роста, обеспечения экономической безопасности и устойчивого развития России.

1 Абалкин Л.И. Смена тысячелетий и социальные альтернативы // Вопросы экономик», №7, 2000, С. 24-40.

2 Османова А.М. Человеческий и интеллектуальный капитал: сущность и измерение. URL: http://www.rae.ru/forum2012/ pdf/1984.pdf

3 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика общество и культура. Пер. с англ. под ред. О.И. Шкаратана, М., 2000. С. 39.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.