ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АКТИВЫ ЛЮДСКИХ РЕСУРСОВ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
А.Ю. ЧУПИК,
адъюнкт Московского университета МВД России E-mail: [email protected]
Научный руководитель: доцент, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России Костыря Ю.С.
Аннотация. Автор статьи рассматривает понятие и сущность людских ресурсов государства, их структуру, процесс формирования людских ресурсов и его возможный экономический эффект. В статье сопоставляются материальные и людские ресурсы, выделены их общие черты и различия. Освещается вопрос о роли людских ресурсов в современной экономике и некоторые проблемы формирования и функционирования людских ресурсов России.
Ключевые слова: людские ресурсы, человеческие ресурсы, структура людских ресурсов, активы людских ресурсов, формирование людских ресурсов, инвестиции в людские ресурсы, государственное управление людскими ресурсами.
GOVERNMENT HUMAN RESOURCES: THE ECONOMIC ESSENCE AND THE ROLE IN MODERN ECONOMY
A.YU. CHUPIK,
postgraduate of the Moscow University of Ministry of Internal Affairs
Annotation. The author of the article reviews nature and concept of government human resources, its structure, the process of formation and its probably economic effects. In the article material and human resources are compared, similarities and differences are noted. The author touches on aspects of the role of human resources in modern economy and some problems of formation and development of Russian human resources.
Keywords: human resources, structure of human resources, human resources assets, formation of human resources, human resources investment, government administration of human resources.
Производство товаров и услуг в обществе возможно благодаря использованию ресурсов. В экономической теории под ресурсами понимается все то, чем располагает общество для производства товаров и услуг [3, с. 31], т.е. те блага, которые необходимы для производства.
В экономической литературе существуют различные классификации ресурсов. В соответствии с одной из наиболее распространенных классификаций выделяют следующие виды ресурсов:
1) природные;
2) материальные;
3) трудовые;
4) финансовые;
5) информационные.
Однако, современные реалии наглядно свидетельствуют о том, что помимо перечисленных видов, огромную роль в развитии современной экономики стали занимать людские ресурсы.
Сам термин «людские ресурсы» («человеческие ресурсы», human resources) первоначально утвердился в американском управлении в 1960—1970 гг. ХХ в., сменив использовавшиеся ранее термины «персонал» и «кадры». Эти изменения явились результатом переосмысления в науке и практике роли и места человека в экономике.
С развитием НТП изменились условия развития конкуренции. В современной экономике, при достаточном количестве финансовых средств, любое предприятие может закупить необходимую для производства технику; то же самое может сделать и любой из конкурентов, поэтому техника как таковая уже не может выступать в роли конкурентного преимущества. Действительный конкурентный вес приобрели людские ресурсы, поскольку в современных условиях успешность фирмы на рынке зависит от того, насколько эффективно любая техника будет внедрена в процесс производства, насколько быстро персонал предприятия
способен освоить новейшие технологии, продвигать продукцию на рынок и удовлетворять потребности потенциальных покупателей. Происходит изменение в обратную сторону «временного лага», т.е. того промежутка времени, который необходим для смены ведущей технологии и подготовки соответствующих кадров. В таких условиях эффективность производства в большей степени начинает зависеть от творческого, инновационного подхода и инициативы работников, а важнейшим качеством работника становится его возможность мгновенно переориентироваться на применение новейших технологий.
Людские ресурсы — это фундаментальное понятие, отражающее совокупность врожденных и приобретенных качеств, навыков, способностей, мотиваций и культурного развития людей, накопленных к определенному периоду времени и определяющих трудоспособность индивида к производству материальных и духовных благ в процессе общественного производства.
Мануэль Кастельс дал очень точный ответ на вопрос, почему человеческие ресурсы обратили на себя такое пристальное внимание: «Каждый способ развития (общества) определяется элементом, который является фундаментальным для повышения производительности производственного процесса» [4, с. 39]. При аграрном обществе таким элементом выступили земельные ресурсы (в меньшей степени — трудовые), при индустриальном обществе их место заняли источники энергии, их концентрация и эффективное использование. В современном информационном обществе центральным элементом становится технология накопления знаний. В условиях ускоренного НТП, прогрессирующей глобализации и масштабных изменений в производственных силах, складываются качественно новые условия развития экономики, и на первый план выходит интеллектуальный труд работников, а решающим фактором экономического роста становятся высококвалифицированные сотрудники.
На сегодняшний день основой рыночной оценки компании становится не ее балансовая стоимость, не материальные активы, а людские ресурсы. По данным американских корпораций, за период 1973—1993 гг. среднее соотношение между их балансовой и рыночной стоимостью выросло с 0,82 до 1,692. В этот период в отчетах американских компаний в среднем не находило отражение до 40% их рыночной стоимости. В 1995 г. корпорация IBM выкупила компанию Lotus
Development за 3,5 млрд долл., в то время как балансовые активы этой фирмы были оценены в 230 млн долл. [7, с. 199].
Рассмотрим более подробно структуру людских ресурсов. Людской ресурс — не однородное, а собирательное понятие. Человеческий ресурс состоит из различных активов, которые экономически характеризуют разные стороны индивида или группы людей. К основным активам человеческого ресурса следует относить:
1) актив здоровья — т.е. состояние здоровья конкретного человека, семьи, группы лиц, населения территории, нации или человечества в целом. Иными словами, это физические способности к выполнению трудовых операций. Этот актив складывается из врожденных качеств индивида (наследственность) и приобретенных. Некоторые исследования показывают, что здоровье человека лишь на 20% определяется наследственными факторами, а на 50% — его образом жизни: правильное питание, отказ от вредных привычек, регулярные занятия спортом, распорядок дня и т.д. [1]. Именно от этого актива человеческого ресурса в большей степени зависит длительность использования человеческого ресурса в целом, поскольку повышение уровня образования, квалификации, стремление к улучшению условий труда имеет значение для человека только в том случае, если его здоровье позволяет эффективно использовать эти достижения. Важно отметить, что износ этого ресурса происходит в течение всей жизни индивида, независимо от прочих условий;
2) образовательный актив — включает в себя знания, умения и навыки, которые человек приобретает в процессе получения общего и специального образования и которые могут быть использованы им в процессе общественного производства. Под эту категорию попадают как самые общие умения (читать, писать, корректно выражать свои мысли), так и специфические. В американской практике сравнительно недавно утвердилось понятие «long-life learning» — «обучение в течение всей жизни»[8, с. 58], которое отражает современную ситуацию, сложившуюся при формировании людских ресурсов. Для конкурентоспособности последних в рамках экономики знаний к индивидууму предъявляются растущие требования, что заставляет его не ограничиваться получением общего и специального образования, а постоянно углублять и расширять свой образовательный актив посредством второго высшего образования, дополнительных курсов и тренингов и пр.;
3) интеллектуальный актив — непосредственно связан с образовательным, который выступает в качестве базы для развития интеллектуального актива. Интеллектуальный актив человеческого ресурса проявляет себя при более сложных интеллектуальных действиях в практической деятельности человека. Он обнаруживает себя при создании ноу-хау различного уровня, когда индивиду необходимо прибегать к методам анализа, синтеза, индукции, дедукции, абстракции, моделированию и др. Этот актив отражает способность индивида выдвигать новые идеи, креативно обрабатывать раннее полученную информацию. Результатом такой деятельности могут быть научные исследования, изобретения, патенты, внедренные инновации, торговые знаки и т.д.
4) трудовой актив — объединяет профессиональные знания, умения и навыки, которые определяют квалификацию индивида, его профессиональное мастерство, способность к эффективной производственной деятельности, его профессионализм. Формирование и развитие трудового актива возможно только в ходе профессиональной деятельности, при получении индивидом трудового опыта. С этой точки зрения частая смена места работы и характера труда индивида имеет двоякое значение: с одной стороны, это позволяет индивиду развить свой трудовой актив, приобретая профессиональные навыки из различных областей, расширить многообразие собственных умений. С другой стороны, частая смена профессии не позволяет работнику достаточно углубить свои знания, повысить их качество;
5) культурный актив — это актив человеческого ресурса, который включает мотивы поведения человека, степень принятия им социальных норм, ценностные ориентиры, этические нормы, коммуникационные навыки и нормы общения, которые влияют на возможность и эффективность его социальной, трудовой активности и экономической деятельности человека.
Существует целый ряд исследований, изучающих значимость того или иного актива в рамках людских ресурсов. Ученые неоднократно пытались ответить на вопрос, какая составляющая человеческого ресурса является ведущей, в большей степени определяя ценность ресурса вообще. Так, например, радикальные экономисты (Д. Гордон, С. Боулс, М. Карной, Р. Эд-вардс, Г. Джинтис) отстаивают позицию, в соответствии с которой решающее значение для человеческого ресурса играет социальное происхождение, вос-
питание человека, обстановка, в которой происходило формирование его основных ценностей, взглядов, принципов и т.д., т.е. все то, что мы объединяем в такой актив человеческого ресурса, как культурный актив. При этом образовательный актив отодвигается далеко на второй план. Однако, имеют место и альтернативные точки зрения. Среди них, в том числе, и П. Тобмен, который провел серию исследований, посвященных изучению различий в заработках и их причин. Изучая главным образом близнецов, он пришел к выводу, что уровень образования объясняет лишь 6% различий в заработках, в то время как на долю генетического потенциала приходится до 45% таких различий, на долю социального происхождения — около 12% [10, с. 277].
По мнению авторов, для эффективного функционирования человеческого ресурса в целом, важно, чтобы все его составляющие были соотносимы по количественным и качественным характеристикам. Так, например, даже самый высококвалифицированный специалист вряд ли сможет эффективно заниматься производственной деятельностью при отсутствии элементарных норм морали, этики и поведения в рабочем коллективе, а человек с отличным здоровьем не сможет стать эффективным работником в современных условиях при отсутствии у него общего образования. Поэтому очень важно всестороннее развитие людских ресурсов.
Одной из специфических черт людских ресурсов является их «двойственная природа» [2, с. 52], которая проявляется в непосредственной связи ресурса с личным и производительным потреблением. Так, например, получение высшего образования, с одной стороны, может удовлетворять не только цели производства (получение знаний и навыков в области определенной профессии), но и цели потребления — индивид может получать удовольствие, удовлетворение от самого процесса освоения новых знаний. То же самое касается и усвоения моральных ценностей, принципов, новаторской деятельности и т.д.
Производство человеческих ресурсов представляет собой процесс создания и развития таких качеств человека, которые непосредственно участвуют и оказывают влияние на процесс производства человеком товаров и услуг или на потенциальную возможность его производственной деятельности (например, в тот период времени, когда человек по каким-то причинам не занят в трудовой деятельности),
т.е. это формирование конкретных активов людского ресурса.
При этом формирование человеческого ресурса не всегда влечет реальный экономический эффект. Проиллюстрировать это можно с помощью схемы (см. схему 1).
Как видно из схемы 1, экономическим результатом формирования людского ресурса может быть формирование потенциального или реально необходимого человеческого ресурса, что повлечет рост системы производства общества либо формирование ресурса на перспективу.
Рассматривая экономическую сущность человеческих ресурсов можно выделить ряд признаков, характерных для них в равной степени как и для материальных:
♦ людские ресурсы представляют собой истощаемый вид ресурса, подверженный моральному и физическому износу, который, во-первых, может устаревать с течением времени, терять свою экономическую стоимость, во-вторых, требует системного ухода и обновления; в то же время, людские ресурсы — это возобновляемый вид ресурса, т.е. их запас гипотетически может быть восстановлен (естественный прирост населения, повышение уровня образования и квалификации, восстановление здоровья и т.д.);
♦ людские ресурсы имеют ограниченный срок использования (хотя зачастую этот срок и оказывается гораздо более продолжительным, чем срок использования материальных ресурсов);
♦ людские ресурсы обладают способностью накапливаться и обесцениваться с течением времени;
♦ совершенствование людских ресурсов требует значительных инвестиций;
♦ накопление людских ресурсов и дополнительные инвестиции в них приводят к росту системы воспроизводства и повышению уровня доходов ее участников;
♦ людские ресурсы имеют качественную и количественную оценку;
♦ эффект от использования людских ресурсов можно выразить как в натуральной, так и в денежной форме.
В то же время, людские ресурсы имеют и некоторые особенные черты, отличающие их от других видов экономических ресурсов:
♦ людские ресурсы неотделимы от своего носителя — конкретного человека, являются его личным достоянием; возможно только отделение продукта, созданного при помощи данного ресурса (например, запатентованное изобретение, продукт интеллектуального труда и пр.);
♦ людские ресурсы представляют собой наименее ликвидную форму ресурсов, так как не могут выступать в качестве предмета купли-продажи на рынке, в качестве обеспечения залога и т.п.;
♦ эффективность функционирования и степень отдачи от человеческого ресурса находятся в прямой зависимости от желания и воли, предпочтений и ценностей его носителя, контролируются человеком;
♦ невозможно страхование рисков, связанных с использованием людского ресурса.
Схема 1. Экономический результат производства людского ресурса -Вестник Московского университета МВД России -
Реализация ресурса происходит в условиях определенной конкретной совокупности экономических и юридических отношений по поводу формирования и использования человеческих ресурсов в структуре конкретно-исторической системы общественного производства. В качестве субъекта этих отношений могут выступать различные стороны, но одной из них всегда является носитель человеческого ресурса.
Собственность на отдельные активы людских ресурсов может быть закреплена юридически: например, авторские права на интеллектуальный продукт, уникальные знания и информацию. Своеобразное утверждение частной собственности представлено в таких официальных документах, как аттестаты, дипломы, свидетельства, патенты, лицензии и т.д.
Формирование людских ресурсов требует постоянных затрат.
По мнению авторов, инвестиции в людские ресурсы представляют собой любые расходы на получение необходимых знаний, умений и навыков, на поддержание и укрепление здоровья носителя ресурса, поддержание и развитие его умственных и творческих способностей, формирование его ценностных ориентиров и моральных установок, на культурное развитие личности и т.д. Другими словами, инвестиции в людские ресурсы представляют собой такие затраты, которые формируют и развивают любой из активов этого ресурса.
Осуществление затрат на человеческий ресурс может осуществляться на разных уровнях и преследовать различные цели. Инвестиции в людские ресурсы целесообразны:
♦ со стороны самого носителя людского ресурса — поскольку от качества этого ресурса зависит его конкурентоспособность на рынке труда, размер его дохода, уровень жизни;
♦ со стороны предприятия — поскольку людские ресурсы могут выступать конкурентным преимуществом для фирмы, оказывая влияние на ее прибыль;
♦ со стороны государства. Выгоды от осуществления затрат на формирование и развитие человеческих ресурсов со стороны государства могут носить как экономический характер (рост ВВП, повышение конкурентоспособности страны и др.), так и социальный (улучшение здоровья нации, демографической ситуации, развитие гражданского общества и пр.)
Инвестиции в людские ресурсы проходят две основные стадии.
1 стадия связана с обеспечением условий для саморазвития человека-носителя ресурса. Является базовой стадией, сопряженной с взрослением и становлением личности индивида, и может осуществляться следующими основными путями: инвестиции в семейный бюджет; инвестиции в систему здравоохранения, инвестиции на получение начального и среднего образования. Основное назначение инвестиций на первой стадии их осуществления — это первоначальное формирование человеческого ресурса, создание благоприятных условий для саморазвития индивида как субъекта экономической деятельности.
2 стадия осуществления инвестиций в человеческий ресурс предполагает более целенаправленный процесс, ориентированный на формирование и развитие производственно-ценных знаний, умений, навыков и качеств, необходимых для осуществления конкретного рода экономической деятельности носителя ресурса.
Изучение и расчет соотношений и взаимосвязи инвестиций в людские ресурсы и выгод, получаемых инвестором имеют принципиально важное значение при осуществлении научно и экономически обоснованного процесса управления людскими ресурсами.
Отдача от инвестиций не всегда может быть оценена математически, но обязательно будет проявляться в экономических или социальных эффектах от инвестиций. На микроуровне это может выражаться в росте заработной платы индивида, удовлетворенностью жизнью; на макроуровне — повышение уровня ВВП, устойчивое развитие территории, повышение уровня экономической безопасности и т.д.
Обобщив все отмеченное, охарактеризуем экономическую сущность понятия «людские ресурсы»:
♦ в современной экономике людские ресурсы выступают важнейшим фактором развития и экономического роста; именно от них зависит уровень развития экономики в перспективе;
♦ людские ресурсы выступают в качестве одного из основных элементов национального богатства, могут выступать в виде запаса;
♦ они способны генерировать поток доходов;
♦ людские ресурсы неотделимы от своего носителя, вследствие этого полноценный анализ ресурсов невозможен без учета национальных и других особенностей индивида-носителя ресурса;
♦ людские ресурсы имеют количественные и качественные характеристики;
♦ способствуют росту производительности труда носителя людских ресурсов; росту дохода индивида, фирмы и государства;
♦ являются результатом инвестиций со стороны самого индивида, фирмы и государства. В качестве инвестиций в людские ресурсы целесообразно рассматривать денежные и иные затраты, направленные на повышение способности и мотивации индивида к трудовой деятельности, которые способствуют росту благосостояния самого индивида, повышению прибыли фирмы и экономическому росту государства;
♦ накопление людских ресурсов дает значительно более длительный эффект, чем накопление материальных ресурсов;
♦ формирование, накопление и использование людских ресурсов обусловлено волеизъявлением носителя ресурса, его предпочтениями, стремлениями и интересами.
Р.И. Капелюшников и А.Л. Лукьянова [5] в своих исследованиях справедливо отмечают, что ситуация, сложившаяся в современной экономике России по поводу людских ресурсов очень необычная. Для нее характерно сочетание «формально высоких» характеристик людских ресурсов и относительно низкого уровня показателя ВВП на душу населения. Сложно подыскать аналоги такому противоречию в мировой практике. При этом слабой стороной до сих пор остается отсутствие адекватной количественной оценки основных параметров людских ресурсов, динамики изменений в образовательном и трудовом поведении россиян. Безусловно, это затрудняет проведение эффективной государственной политики в области управления людскими ресурсами.
При этом заинтересованность государства в развитии людских ресурсов очевидна: рост накопленных людских ресурсов приводит к повышению доходов работников, а, следовательно, и к росту благосостояния общества в целом. Развитие людских ресурсов влечет за собой рост производительности труда, повышает эффективность трудовой деятельности, что приводит к росту ВВП, общественного богатства и других показателей, увеличивает объем налогов, поступающих в бюджет, сокращает безработицу в стране. Развитие и распространение моральных и ценностных установок приводит к улучшению социальной обстановки в обществе, сокращению преступности и других негативных явлений. Это способствует сокращению расходов государства на профилактические
мероприятия, на содержание заключенных, судов и карательных органов и т.д.
Главным приоритетом государственного управления человеческими ресурсами должно выступать устойчивое социально-экономическое развитие страны. В этих целях эффективными могут оказаться такие меры, как государственные гарантии для всех слоев населения; механизм перераспределения доходов бюджета; проведение продуманной миграционной политики и т.д. Не менее важной задачей в области управления людскими ресурсами является системное развитие самого человека, населения страны в целом. От того, насколько успешно государство сможет претворять в жизнь оба перечисленных направления, зависит социально-экономическое развитие всей страны в долгосрочной перспективе. В вопросе развития человеческих ресурсов страны или конкретного региона государство может прибегать как к побудительным, так и к принудительным мерам — например, обязательное среднее образование, организация медицинских профилактических мероприятий и т.д. В процессе формирования людских ресурсов государства создается оптимальный баланс личных, общественных и государственных интересов, что является залогом экономической безопасности и устойчивого развития.
Литература
1. Белов В.Г. Основные направления формирования здорового образа жизни. URL://http://tomb-raider.narod.ru/lib/mm/ma-terialy_vtorogo_mezhdunarodnogo/osnovnye_napravlenija_formiro vani.html
2. Быченко Ю.Г. Формирование человеческого капитала: социально-экономический аспект: Моногр. Саратов, 1999.
3. Добрынин А.И., Журавлева Г.П. Общая экономическая теория: Учеб. пособие. М.-СПб., 2004.
4. Кастельс Мануэль. Информационная эпоха: экономика общество и культура; Пер. с англ. / Под ред. О.И. Шкаратана. М., 2000.
5. Капелюшников Р.И., Лукьянова А.Л. Трансформация человеческого капитала в российском обществе (на базе «Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения»). М., 2010.
6. Кормишкина Л. А., Горин В. А. Формирование новой инвестиционной парадигмы: инвестиции в человека (региональный аспект). Саранск, 2002.
7. Курганский С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. Иркутск, 2003.
8. Левин А.И. Институциональные и экономические основы формирования человеческих ресурсов: Дисс. ... канд. экон. наук. Саратов, 2005.
9. Сергеев М.П. Цветкова А.А., ЦерцеилА.Г. Человеческий капитал и экономическая безопасность России: проблемы и перспективы: Моногр. Казань, 2008.
10. Taubmen P. The Relative influence of inheritable and Environmental Factors and the Importance of Intelligence in Earnings Functions. Personal Income Distribution. Ed.W. Krelle, Amsterdam, 1978.