Научная статья на тему 'Людские ресурсы как важнейший фактор экономической безопасности государства'

Людские ресурсы как важнейший фактор экономической безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1078
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Креативная экономика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЮДСКИЕ РЕСУРСЫ / HUMAN RESOURCES / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ECONOMIC SECURITY / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / KNOWLEDGE ECONOMY / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / INNOVATIVE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чупик Анастасия Юрьевна

В статье раскрывается сущность концепции людских ресурсов и ее актуальность на этапе развития экономики знаний. На конкретных примерах показана острая необходимость формирования и развития людских ресурсов для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Рассматривается взаимосвязь и взаимозависимость людских ресурсов и экономической безопасности государства; выделены угрозы экономической безопасности России, непосредственно связанные с развитием людских ресурсов. Освещаются основные принципы и необходимые условия нейтрализации указанных угроз и повышения уровня экономической безопасности России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human Resources as an Important Factor of the State Economic Security

The article reveals the essence of the human resources concept and its relevance at the stage of development of the knowledge economy. The given examples prove urgent need for formation and development of human resources to improve the competitiveness of the domestic economy. The autor examines the relationship and interdependence of human resources and economic security and highlights the threats to the economic security of Russia directly related to the development of human resources. The article also covers the basic principles and requisite conditions to neutralize these threats and improve the economic security of Russia.

Текст научной работы на тему «Людские ресурсы как важнейший фактор экономической безопасности государства»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Чупик А.Ю.1

1 Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя

Людские ресурсы как важнейший фактор экономической

безопасности государства

АННОТАЦИЯ:

В статье раскрывается сущность концепции людских ресурсов и ее актуальность на этапе развития экономики знаний. На конкретных примерах показана острая необходимость формирования и развития людских ресурсов для повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Рассматривается взаимосвязь и взаимозависимость людских ресурсов и экономической безопасности государства; выделены угрозы экономической безопасности России, непосредственно связанные с развитием людских ресурсов. Освещаются основные принципы и необходимые условия нейтрализации указанных угроз и повышения уровня экономической безопасности России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: людские ресурсы, экономическая безопасность, экономика знаний, инновационное развитие

JEL: F80, Е24, 015, 031

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Чупик А.Ю. Людские ресурсы как важнейший фактор экономической безопасности государства // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 3. — с. 279-288. — http://www.creativeconomy.ru/journals/index.php/ce/article/view/167/

Чупик Анастасия Юрьевна, адъюнкт кафедры экономической безопасности и экономики Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя ([email protected])

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 01.10.2014 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.03.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:

http://www.creativeconomy.ru/iournals/index.php/ce/article/view/167/

(с) Чупик А.Ю. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativec0mm0ns.0rg/licenses/by-nc-nd/3.0/)

ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

На современном этапе развития общества людские ресурсы все чаще оказываются объектом внимания экономической науки. М. Кастельс в своих исследованиях отмечал, что «каждый способ развития (общества) определяется элементом, который является фундаментальным для повышения производительности

производственного процесса» [5]. При аграрном обществе таким элементом выступили земельные ресурсы (в меньшей степени -трудовые), при индустриальном обществе их место заняли источники энергии, их концентрация и эффективное использование. Технологическая революция конца ХХ века отличается выдвижением в качестве первоочередного условия экономического прогресса знаний и информации, а центральным элементом становится технология накопления знаний. Экономика знаний, становление которой происходит в настоящее время, ее инновационная направленность подразумевают в широком смысле слова знания и информационно-емкое производство, рост сферы услуг, сетевой и глобальный характер экономических отношений.

Приходится констатировать, что Россия пока отстает по ряду важнейших показателей экономического развития от развитых стран. И в значительной степени это связано с сохраняющейся экспортно-сырьевой ориентацией отечественной экономики. С 2000 по 2012 гг. доля сырой нефти, природного газа, каменного угля, кокса и полукокса, лигнита в общем объеме российского экспорта увеличилась в 42 до 50% [4]. При этом темпы роста объема экспорта энергоресурсов превосходят темпы роста экспорта других видов товаров, что иллюстрирует углубление сырьевой направленности отечественной экономики и опасную зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры и цен на энергоресурсы.

Кроме того, кризис 2008-2009 гг. существенно усложнил достижение задачи инновационного развития страны: значительно сократились расходы частного бизнеса на инновации, обострились структурные диспропорции национальной инновационной системы. По оценкам некоторых авторов [7], в 2010 году средний уровень достижения показателей, прогнозируемых в Стратегии развития науки и инноваций [2], составил не более 40%.

К настоящему времени по показателю объема экспорта высокотехнологичной продукции Россия уступает большинству развитых стран: Германии и Великобритании - в 27 раз, Японии - в 28 раз, США - в 70 раз. По данным Росстата, удельный вес инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ и

оказанных услуг в 2013 году составил 9,2%, внутренние затраты на научные исследования и разработки - 1,12% от объема ВВП, тогда как в США последний показатель составляет 2,72%, в Японии - 3,44%. Удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации в общем числе организаций в период с 2009 по 2013 год составлял от 7,7 до 9,1%. Для сравнения, в Германии данный показатель достигает 71,8%, в Финляндии - 52,5%, в Швеции - 49,6% [7]. Кроме того, изменился качественный состав научных кадров: снизился приток молодых работников, ухудшилась возрастная структура занятых в науке. В итоге, на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции Россия имеет долю примерно 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии - 30% [11].

Важно отметить, что, несмотря на слабые позиции по многим показателям инновационного развития, Россия располагает значительным научным потенциалом. По оценкам некоторых авторов, интеллектуальный капитал страны составляет не менее 400 млрд долл. [6]. Безусловно, существует значительный задел, созданный отечественными учеными и изобретателями. В таких условиях первостепенное значение приобретает обеспеченность качественными людскими ресурсами, способными реализовать потенциал государства.

Людские ресурсы - это совокупность врожденных и приобретенных качеств, навыков, способностей, мотиваций и культурных ценностей людей, сформированных в результате инвестиций со стороны самого носителя ресурсов, фирмы или государства, накопленных к определенному периоду времени и определяющих трудоспособность индивида к производству материальных и духовных благ в процессе общественного производства.

Работник как носитель инновационных знаний может оказывать активное влияние на совершенствование техники и технологии в процессе производства, имея возможность ускорить или замедлить развитие экономики в целом. Все большее значение в процессе труда приобретает творческое начало, сочетание знаний личности с инициативностью, креативностью и способностью воплощать в жизнь новые идеи.

Гуманизация экономического развития, характерная для экономики знаний, подтверждает актуальность концепции людских ресурсов в современном обществе. Содержательная сторона гуманизации заключается в разностороннем и полноценном развитии свободного человека. Ее важнейшими принципами являются:

— решение проблемы обеспечения населения первоочередными материальными благами: пища, чистая вода, одежда, жилье и т.д.;

— обеспечение свободного доступа каждому человеку к образованию, науке, культуре, информации;

— предоставление возможности каждому индивиду участвовать в общественной жизни государства, в процессе принятия решений;

— создание условия для самовыражения индивида;

— обеспечение каждому индивиду права на труд;

— устранение существующих глобальных угроз человечеству (экологическая угроза, угроза перенаселения, угроза терроризма и т.д.) [3].

Важно отметить, что процесс гуманизации не ограничен исключительно решением социальных проблем общества, он представляет собой процесс преобразования всей экономической системы на основе концепции людских ресурсов. Названная тенденция вызвана направленностью экономики знаний на преодоление господства материального производства и материального интереса человечества и приоритетом развития и реализации человеческого потенциала.

В условиях возрастающего значения интеллектуальной собственности в экономическом развитии возрастает ценность каждого человека, который воспринимается уже не в качестве простой «рабочей силы», а как принципиально новый тип работника, носитель интеллектуального ресурса и собственник средств производства: знаний, умений, информации, идей и т.д. Формирование такого типа работника диктует тесную взаимосвязь производственной и социальной сферы общества. С одной стороны, более эффективная производственная деятельность и результативность труда приводят к повышению уровня и качества жизни человека; с другой стороны, развитие социальной сферы, в т.ч. науки, образования, культуры, здравоохранения, спорта и т.д. позволяет более полно раскрывать потенциал каждого работника и оказывать положительное влияние на эффективность производства. Таким образом, максимальное удовлетворение всего многообразия потребностей человека становится одновременно конечной целью производства и необходимым условием устойчивого развития экономики государства.

Акцентируя внимание на роли людских ресурсов в обеспечении экономической безопасности, отметим следующее. Накопленные людские ресурсы города, региона или страны в целом оказывают

положительное влияние на инновационный потенциал территории и выступают необходимым условием и основной предпосылкой для инновационной активности населения. Интеллектуализация экономической среды, информатизация, растущая инновационная направленность бизнеса выступают основополагающим критерием существования высокоэффективной и конкурентоспособной рыночной экономики на современном этапе, способной противостоять существующим внутренним и внешним угрозам экономической безопасности.

В условиях развития экономики знаний конкурентоспособность людских ресурсов становится важнейшим условием экономического роста как для отдельной личности, так и для региона и государства в целом. Высокий уровень конкурентоспособности отдельной личности, качество людских ресурсов, носителем которых выступает индивид или группа людей (например, трудовой коллектив, штат сотрудников) не только является условием эффективной деятельности отдельной фирмы, но и обеспечивает индивиду соответствующий уровень личной экономической безопасности. С другой стороны, эффективно действующие, конкурентоспособные предприятия создают основу для экономического роста и конкурентоспособности всей страны и экономической безопасности ее населения.

При этом за годы масштабных реформ России именно состояние людских ресурсов оказалось в наиболее опасном положении. За период 1991-2000 гг. значительно уменьшились реальные денежные доходы населения, существенно возрос уровень бедности, возросла задолженность по заработной плате, снизилось качество питания, доступность образовательных услуг, ухудшилось медицинское обслуживание, произошел резкий спад жилищного строительства и т.д.

Конкретные угрозы экономической безопасности, непосредственно связанные с развитием людских ресурсов, нашли отражение в официальных документах. Так, в «Стратегии экономической безопасности» [1] выделены следующие угрозы:

— увеличение имущественной дифференциации населения;

— повышение уровня бедности;

— рост безработицы;

— задержка выплаты заработной платы.

Среди основных факторов, способных нарушить относительный баланс социальных интересов, в данном документе указаны:

— расслоение общества на узкий круг богатых людей и преобладающую массу бедных;

— увеличение доли бедных слоев населения в городе по сравнению с деревней;

— рост безработицы;

— задержка выплаты заработной платы, остановка предприятий и т.д.

Безусловно, угрозы, обозначенные в Государственной стратегии экономической безопасности, представляют серьезную опасность для устойчивого развития экономики России. Однако, по мнению автора, не менее актуальной угрозой к настоящему времени выступает процесс деградации российского общества. Особую опасность в себе несет многоаспектность угрозы деградации: это сложная проблема, проявляющая себя в распространении наркомании, алкоголизма, других социальных заболеваний, ростом преступности и проституции и в многих других подобных явлениях современности.

Можно выделить ряд характерных проявлений деградации российского общества:

— общее снижение качества людских ресурсов, в т.ч. сокращение продолжительности жизни, ухудшение здоровья населения, рост инвалидности, снижение квалификации работников, рост населения, оказавшегося за чертой экстремальной бедности, распространение маргинализации и т.д.;

— ухудшение условий и культуры труда, искажение трудовой мотивации работников, нарушение трудового законодательства;

— рост масштабов теневой экономики, увеличение количества экономических преступлений, в т.ч. коррупционной направленности;

— ослабление института брака и ценности семейных отношений, увеличение количества разводов, рост неполных семей;

— массовое распространение поп-культуры, сокращение количества посещений библиотек, музеев, театров, особенно - в небольших городах и сельской местности, недостаточная распространенность национальной культуры и культурных ценностей.

В сложившейся обстановке приоритетами развития должны выступать следующие: активная политика содействия занятости и сдерживания безработицы, обеспечение условий для формирования широкой прослойки среднего класса, в том числе - экономических, политических и социо-культурных условий, развитие системы социальной поддержки наиболее уязвимых слоев населения, охрана

материнства и детства, поддержка института брака и его активная пропаганда в обществе, возрождение культурно-нравственных основ общества, распространение национальных культурных ценностей и др.

В качестве примера отметим, что правительством США были рассчитаны прогнозные значения федерального бюджета до 2022 года, анализ которых свидетельствует, что основной нагрузкой на федеральный бюджет лежат социальные и медицинские расходы [9]. Очевидно, что политика экономии на социальных расходах неприемлема для властей США, поскольку именно от государственного участия зависит степень развития людских ресурсов, что ставится в основу развития всех сфер жизни общества развитого государства.

В то же время, анализ динамики бюджетных расходов РФ за последнее десятилетие показал следующие основные закономерности:

— постепенное сокращение расходов на здравоохранение, перенос нагрузки медицинских расходов на бюджеты домашних хозяйств;

— отсутствие роста расходов на образование и науку;

— незначительный рост расходов на социальную поддержку граждан, который не способен решить проблему бедности и социального неравенства.

Исследование литературы по теме исследования позволило выделить автору и ряд особенных угроз экономической безопасности, характерных для современного этапа развития экономики. Не смотря на то, что обозначенные угрозы не связаны непосредственно с формированием и развитием людских ресурсов, они несут значительную опасность для развития среднего класса в России, подрывают устои добросовестной конкуренции, создают препятствия для развития малого и среднего предпринимательства, ухудшают инвестиционный климат в стране. К числу таких угроз, по мнению автора, нужно отнести следующие:

— возрастание монопольной власти крупного олигархического капитала, тесное сращивание экономической и политической активности, попытки оказания влияния на государственную и региональную власть в собственных экономических интересах. Нередки случаи, когда экономические интересы олигархической элиты идут в разрез с национальными политическими интересами, вследствие чего имеет место лоббирование политических действий, несущих противоречивые последствия для российского государства. Другими деструктивными последствиями данной угрозы могут выступать

незаконный вывоз капитала, масштабные нарушения налогового законодательства, криминальные банкротства и т. д.;

— сращивание уголовной и экономической преступности, активное проникновение организованной преступности в экономическую сферу. Чаще всего при этом под угрозой оказываются ТЭК, военно-промышленный комплекс, финансовые учреждения, внешнеэкономическая деятельность. Деструктивное воздействие данной угрозы для отечественной экономики выражается в легализации доходов, полученных преступным путем, утечке капитала, недополучении значительных налоговых поступлений в бюджет, в снижении конкурентоспособности отечественных предприятий;

— распространение террористических организаций и их направленность на получение экономической прибыли. Исследования зарубежных и отечественных ученых свидетельствуют о том, что на современном этапе террористические организации все чаще ставят перед собой экономические цели, например, получение прибыли от проведенных акций, дестабилизация экономических отношений. Ряд террористических организаций приобретают черты крупных экономических предприятий, для которых собственного капитала достаточно не только для финансирования текущей деятельности, но и для расширения самой организации, проведения различного рода исследований в целях получения необходимой информации.

Нейтрализация существующих угроз и обеспечение экономической безопасности с точки зрения управления людскими ресурсами государства предполагает соблюдение ряда необходимых условий.

Во-первых, к таковым условиям относится активная государственная политика. В современным российских реалиях государственная политика должна быть направлена, прежде всего, на активное решение социальных проблем общества, создание необходимой инфраструктуры для развития экономики знаний, сглаживание неравномерности регионального развития и др.

Во-вторых, необходимо пересмотреть основные целевые ориентиры экономического развития России, центральным объектом которых должно стать разностороннее развития личности и повышение ее роли во всех сферах жизни общества. В качестве целевых установок можно принять принципы социального государства, выделенные в работе ученых И.И. Сигова и Е.Г. Слуцкого [8]:

— экономическая свобода человека, его право на свободный выбор любого законного вида деятельности;

— развитие социально-ориентированного рыночного хозяйства;

— участие всех граждан в управлении, развитие системы социального партнерства;

— социальная справедливость общества и др.

Можно выделить ряд системообразующих принципов, лежащих в основе политики развития людских ресурсов государства:

— принцип социальной безопасности, означающий необходимость минимизации и ликвидации социальных рисков и опасностей в процессе осуществления политики поддержки и развития людских ресурсов;

— принцип социального государства, в соответствии с которым любые политические решения и реформы должны соответствовать основам социального государства, не противоречить принципам социальной ответственности бизнеса, способствовать формированию сильного среднего класса и т. д.;

— принцип устойчивого развития, подразумевающий необходимость принятия стратегически выверенных решений в области формирования и развития людских ресурсов государства, которые могли бы обеспечить перспективное развитие в долгосрочной перспективе.

Заключение

Основными направлениями государственной политики в области формирования и развития людских ресурсов должны стать: улучшение демографической ситуации, сохранение и укрепление здоровья нации, повышение доступности и качества образования, развитие науки и инноваций, поддержка института семьи и брака, проведение продуманной молодежной политики, пропаганда национальных культурных ценностей и др.

При этом, основной проблемой в области формирования и развития людских ресурсов государства, по мнению автора, является чрезмерно обобщенный, описательный характер существующих решений и рекомендаций. Отсутствие в настоящее время единой методики оценки состояния людских ресурсов и состояния экономической безопасности государства и его регионов существенно осложняет процесс достижения стратегических целей и национальных интересов государства.

ИСТОЧНИКИ:

1. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической

безопасности Российской Федерации (Основных Положениях)» // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 18. — ст. 2117. — 29.04.

2. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015

года, утв. протоколом Межведомственной комиссии по научно-инновационной политике № 1 от 15.02.2006.

3. Елисеев В.Н., Комарова А.В. Человеческое измерение экономического развития:

методология и теория. — Ростов-на-Дону: Содействие - XXI век, 2013. — 168 с.

4. Казанцев С.В. Три угрозы современной экономике России. — Новосибирск: ИЭОПП,

2013. — С. 29.

5. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика общество и культура / Пер. с англ. под

науч. ред. О.И. Шкаратана. — М.: ГУ ВШЭ, 2000. — 608 с.

6. Курганский С.А. Человеческий капитал: сущность, структура, оценка. — Иркутск: Изд-во

БГУЭП, 2003. — 288 с.

7. Лосева О.В. Человеческий капитал как фактор инновационного развития социально-

экономических систем: измерение и оценка: Монография. — М.: Финансовый ун-т при Правительстве РФ, 2012. — 188 с.

8. Сигов И.И., Слуцкий Е.Г. Социальное государство: сущность, критерии и приоритеты

развития / Под ред. И.И. Сигова. — СПб: ИРЭ РАН, 2007. — 151 с.

9. Экономическая безопасность в условиях глобализации: Монография / А.А. Баранников,

Н.Е. Булетова, О.П. Буряк и др./ Под общ. ред. С.С. Чернова. — Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2013. — 170 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Anastasia Yu. Chupik, Junior scientific assistant of the Department of Economic Security and Economics, Moscow University of the Ministry of Interior of Russia named after V. Ya. Kikotya.

Human Resources as an Important Factor of the State Economic Security

ABSTRACT:

The article reveals the essence of the human resources concept and its relevance at the stage of development of the knowledge economy. The given examples prove urgent need for formation and development of human resources to improve the competitiveness of the domestic economy. The autor examines the relationship and interdependence of human resources and economic security and highlights the threats to the economic security of Russia directly related to the development of human resources. The article also covers the basic principles and requisite conditions to neutralize these threats and improve the economic security of Russia.

KEYWORDS: human resources, economic security, knowledge economy, innovative development

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.